1. Рабочая программа Цели освоения дисциплины




Скачати 498.81 Kb.
Сторінка1/5
Дата конвертації24.04.2016
Розмір498.81 Kb.
  1   2   3   4   5




1.Рабочая программа

1.1. Цели освоения дисциплины



Ознакомление студентов, с фундаментальными законами природы и формирование представлений о современной физической картине мира как основе понимания целостности природы. Определение места и роли химических и биологических наук, а также наук о Земле в общей иерархии естественнонаучных дисциплин. Осознание студентами места человека на Земле и во Вселенной, взаимосвязи человека с биосферой и Космосом. Ознакомление с историей науки и этапами ее развития, с методами научных исследований.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина принадлежит к вариативной части математического и естественнонаучного цикла ВПО и является общеобразовательной дисциплиной, дающей мировоззренческую основу будущему бакалавру. Обучающиеся должны отвечать требованиям к знаниям, умениям и готовностям, необходимым для освоения данной дисциплины и приобретенным в результате изучения предшествующих дисциплин – школьных курсов физики, химии, географии и биологии. Параллельно с этим предметом изучается дисциплина «Высшая математика». Обучающиеся должны отвечать требованиям к знаниям, умениям и готовностям, необходимым при освоении последующих дисциплин: «Экология», « Безопасность жизнедеятельности», « Основы безопасности труда», «Экономика природопользования», «Основы менеджмента», «Управление персоналом».


1.3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития современного общества,

ОК-2 - знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности,

ОК-5 - способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию,

ОК-6 - обладает знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности,

ОК-7 - способен занимать активную гражданскую позицию.

ОК-9 - способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач,

ОК-11 - способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия,
ПК-1 - способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование,

ПК-2 - способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности,

ПК-3 - способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы,

ПК-4 - владеет различными методами разрешения конфликтных ситуаций.



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

что такое наука, чем она отличается от других отраслей культуры;

в чем отличие естествознания от гуманитарных наук;

в чем коренное различие научного и религиозного мировоззрения;

какие методы выработало естествознание и как их можно использовать в гуманитарных науках;

в каких формах существует материя и каково ее строение; в чем суть глобального экологического кризиса конца ХХ века и каковы пути выхода из него.



Уметь: определять границы научного и псевдонаучного подходов и дискуссионным научным проблемам (НЛО, внеземные цивилизации, биополе, возможности человеческой психики);

обосновывать свое отношение к этическим аспектам научных проблем (разработка новых типов оружия, клонирование живых организмов, ответственность ученого за судьбу своих открытий).



1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, что составляет 108 часов (ч.).

Курс состоит из трех разделов, соответствующих трем зачетным единицам, каждый раздел включает по 4 темы. 1-й раздел «История науки, ее методология и методы» содержит4 темы: 1) Естественнонаучная н гуманитарная культура. История естествознания. 2) Методология, методы и ступени научного познания;

3) Наука и религия. 4) Общая панорама современного естествознания.



1.4.1. Разделы дисциплин и виды занятий




тем


Темы дисциплины

модуль

Всего

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в ч.

Л.

Пр.з.

К

С.р.

1-4

ЕстеЕ Е Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. Методы научного познания. Наука и религия

1

34

10

8




16

5

Классическая физика:

макромир


2

8

2

2




4

6

Микромир Ядерная энергия

2

8

2

2




4

7

Мегамир; Строение и эволюция Вселенной.


2

10

4

4




6

8

Науки о Земле;

2

8

2

2




4

9

Химические процессы, реакционная способность веществ

3

8

2

2




4

10

Особенности биологического уровня организации материи.


3

10

2

2




6

11

Гипотезы происхождения жизни. Человек: мозг, сознание: происхождение.

3

8

2

2




4

12

Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода.

3

10

2

2




6




ИТОГО




108

28

26




54

Сокращения: Л. – лекции; С. – семинары; Пр.з. – практические занятия; К. – консультации; С.Р. – самостоятельная работа; Л.р. – лабораторные работы; К.р. – контрольные работы (рефераты); Пр. – практика; Курс.раб. – курсовые работы.

1.4.2. Содержание лекционных занятий





№ темы

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1-4

Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. Наука и религия

ЕстеЕстественнонаучная и гуманитарная культура.. Исторические этапы развития естественных наук. Методология, методы и ступени научного познания. Наука и религия. Панорама современного естествознания.

5

Классическая физика: макромир

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы ; принципы симметрии. Порядок и беспорядок в природе, принцип возрастания энтропии; состояния; динамические и статистические закономерности в природе.

6

Микромир

Концепции квантовой механики, ядерная физика и радиоактивность принципы неопределенности, дополнительности, корпускулярно-волновой дуализм; строение материи

7

Мегамир

Принцип относительности; пространство и время; необратимость времени. Теория относительности А. Эйнштейна. Строение и эволюция Вселенной. Солнечная система.. Космические объекты


8

Науки о Земле

Геосферные оболочки Земли; географическая оболочка Земли.

9

Химические процессы

Химические процессы, реакционная способность веществ

10

Особенности биологического уровня организации материи.

Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; клетка, классификация живого, генетика и эволюция, уровни организации живого


11

Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Происхождение и эволюция человека. Гелиобиология. Этнология.

12

Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода.

Законы экологии Глобальный экологический кризис. Итоги развития науки в XX веке Принципы универсального эволюционизма; самоорганизация в живой и неживой природе .


Тематический план

Распределение часов для Очной формы обучения



№тем.

Наименование темы

Кол-во академических часов

Всего

Вид занятия

Л

С/Пр.з.

С.р.

1-4

Две культуры. Роль естествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания.

24

10

8

16

5

Классическая физика: макромир

10

2

2

4
















6

Микромир

10

2

2

4
















7

Мегамир

12

4

4

6
















8

Науки о Земле

8

2

2

4
















9

Химические науки

10

2

2

4
















10

Особенности биологического уровня организации материи.

10

2

2

6
















11

Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание

10

2

2

4




12

Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода.

10

2

2

6

Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах

108

28

16

54

Распределение часов для Очно-заочной формы обучения



№ п.п.

Наименование темы

Кол-во академических часов

Всего

Вид занятия

Л

С/Пр.з.

С.р.

1-4

Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. Наука и религия

16

4

2

10

5

Классическая физика: макромир

12

2




10

6

Микромир

12

2




10

7

Мегамир

14

2

2

10

8

Науки о Земле

10

2




8

9

Химические науки

10

2

2

8

10

Особенности биологического уровня организации материи.

10

2




8

11

Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание

10

2




8

12

Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода.

10

2

2

8

Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах

108

20

8

80

Распределение часов для Заочнойна базе ВПО формы обучения



№ п.п.

Наименование темы

Кол-во академических часов

Всего

Вид занятия

Л

С/Пр.з.

С.р.

1-4

Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. Наука и религия

15

1

2

12

5

Классическая физика: макромир

11

1




10

6

Микромир

11

1




10

7

Мегамир

13

1

2

10

8

Науки о Земле

11

1




10

9

Химические науки

10







10

10

Особенности биологического уровня организации материи.

11

1




10

11

Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание

11

1




10

12 Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода.

11

1




10




Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах

108

8

4

92




Зачет-4
Распределение часов для Заочной формы обучения

№ п.п.

Наименование темы

Кол-во академических часов

Всего

Вид занятия

Л

С/Пр.з.

С.р.

1-4

Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. Наука и религия

10

2

6

2

5

Классическая физика: макромир

13

2

1

10

6

Микромир

13

2

1

10

7

Мегамир

13

2

1

10

8

Науки о Земле

12

1

1

10

9

Химические науки

12

1

1

10

10

Особенности биологического уровня организации материи.

13

2

1

10

11

Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание

11

2

1

8

12

Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода.

11

2

1

8

Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах

108

16

14

78






  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка