5 Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения фгос до раздел является составной частью модулю «Теория и методика дошкольного образования»




Скачати 182.35 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір182.35 Kb.
5.3. Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Раздел является составной частью модулю «Теория и методика дошкольного образования» дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Рассчитан на 6 часов: 3 ч. лекция; 3 ч. практическое занятие



Цель: ознакомить воспитателей дошкольных образовательных учреждений с современными подходами к созданию развивающей среды в ДОО; организационными требованиями к созданию предметно-развивающей среды в различных моделях и формах дошкольного образования; основаниями подбора материалов и оборудования для игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности и двигательной активности детей.

Тезисное изложение модуля:

План


  1. Характеристика основных понятий темы

  2. Условия реализации ООП

  3. Требования к организации предметно-пространственной среды

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Созданная по законам красоты, среда способствует пониманию детьми прекрасного, формированию эстетического, художественного вкуса, естественному ненавязчивому образованию у них эстетического отношения к окружающему, формированию художественно-творческих способностей, она воспитывает и развивает детей. Эта эстетическая развивающая среда является частью экологии – среды обитания человека вообще и ребенка в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его. Велико значение предметно-пространственной, эстетически организованной среды во всестороннем развитии детей, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкусе, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Предметно-пространственная среда образовательного учреждения является неотъемлемой частью образовательной среды, в которую погружен ребенок. Термин – «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие образовательная среда подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

Наблюдавшийся в начале 90-х годов ХХ века, всплеск интереса исследователей к изучению образовательной среды существенно обогатил педагогику новыми идеями. Образовательная среда рассматривалась, как комплекс факторов определяющих обучение и развитие личности (Дерябов С.Д., Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И., Рубцов В.В., Савенков А.И., Слободчиков В.И., Ясвин В.А. и др.). Как это обычно бывает, при изучении сложных объектов, у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия «образовательная среда», в понимании еѐ структуры, функций, в отношении к методам еѐ проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие образовательная среда большинство современных психологов подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами. Исходным основанием для понимания смысла термина «образовательная среда» служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте «человек – окружающая среда».

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Отечественные педагоги и деятели культуры видели в создании эстетической благоприятной для детей среды большие возможности в развитии их художественных способностей и творческой одаренности.



Окружающая ребенка среда современного мира – образование многоаспектное. Она включает природу, внешнее социальное окружение (макросреда), дом, в котором живет ребенок, предметно-пространственное окружение, семью, сверстников и взрослых в детском саду, а также по месту жительства.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах),

  • возможность двигательной активности детей,

  • возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детей, содержанию Программы

  • трансформируемой Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.

  • полифункциональной возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе природные материалы, предметы-заместители)

  • вариативной (наличие различных пространств; разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала; появление новых предметов)

  • доступной доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования

  • безопасной соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС: 
- принцип дистанции позиции при взаимодействии; 
- принцип активности самостоятельности, творчества; 
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды; 
- принцип комплексирования и гибкого зонирования; 
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды); 
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ); 
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; 
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. 

Важной частью образовательной среды является предметно-пространственная среда. В этой связи проблема еѐ проектирования становится особенно значимой педагогической задачей. В каких интерьерах растут наши дети? Какими должны быть эти интерьеры? Какие предметы окружают современного ребенка? Какая мебель, какие игрушки, какие школьные принадлежности должен иметь современный ребенок? Поиски ответов на эти множество аналогичных вопросов задачи не только дизайнеров, но и детских психологов и педагогов. Как организовывалось и организовывается пространство детского сада, школы, университета? Какие здания детских садов и школ строились и какие строятся в настоящее время? В каких интерьерах растет будущее России? И самое главное, – каким все это должно быть с точки зрения детской психологии и современной педагогики.

Современная практика проектирования и строительства зданий для школ и детских садов порой поражает роскошью и архитектурной амбициозностью. Но буквально бросается в глаза низкая степень психолого-педагогической проработанности их фасадов и интерьеров. Архитекторы и дизайнеры не могут решать эти задачи, так как верные ответы на эти задачи находятся за пределами их компетенции, а педагоги и психологи не часто привлекаются к работе над будущим учебным зданием на этапе его проектирования. К тому же являющаяся повсеместной практика типового проектирования школьных зданий и детских садов, вероятно, преследует кроме экономии еще и цель унификации личности – от типового здания к типовой личности.

Поэтому к современным проблемам организации образовательной среды относится и выработка теоретических подходов и разработка методики оценки степени соответствия проекта школьного здания, а также здания детского сада задачам реализации самых современных педагогических идей и технологий. Особое направление составляет задачам развития: интеллекта, креативности и позитивных личностных качеств детей. На этой основе вырабатываются педагогические принципы проектирования заданий для образовательных учреждений.

С этой проблематикой тесно смыкается задача изучения и проектирования современных игрушек, так же разрабатываемая нашим коллективом. Непременный спутник детства и важнейший инструмент игры – игрушка. С первых месяцев жизни она занимает особое место среди предметов окружающих ребенка. Практически во всех культурах есть традиция подвешивать над кроватями младенцев различные игрушки. Вероятно, это связано с древним поверьем о том, что игрушки-погремушки отпугивают злых духов. Конечно, об этой функции многие из нас забыли и сейчас их вешают совсем с другими целями, задача этих игрушек – расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек предотвращать скуку и пробуждать любопытство, давая пищу первым проявлениям познавательной активности малыша.

В организации развивающей среды в образовательном учреждении велика роль педагога. И чем меньше возраст воспитанников, тем важнее деятельность воспитателя в создании эстетически насыщенной, развивающей среды во взаимодействии с детьми. Вместе с тем, продумывая эстетическую организацию предметно-развивающей среды в каждом помещении необходимо заботиться о том, чтобы эта среда соответствовала ее функциональному назначению, отвечала требованиям художественного вкуса, не содержала бы пестроты, разностильности, китча, перегрузки предметами и иллюстративным материалом.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Цель используемых в работе программ, является – познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.

На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
МЛАДШАЯ ГРУППА

Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.



  • Обстановка в группе создаётся прежде всего как комфортная и безопасная для ребёнка.

  • Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство нужно ещё до их прихода в детский сад.

  • У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.

  • Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.

  • Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.

  • Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.

  • Для развития мелкой моторики рук нужно в обстановку включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

  • Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.

  • В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно.

  • Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.

  • Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.

  • Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой уголок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению.


  • В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.

  • В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.

  • У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.

  • Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка).

  • К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.

  • Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.

  • С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д.

  • Для поддержания интереса детей к речи желательно иметь в группе технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).

  • В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ



При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.

  • Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований.

  • Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро), поставить стеллажи торцом к стенам, хорошо закрепив их.

  • Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности.

  • Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.

  • Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов.

  • Для становления режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

  • Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом.

  • Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

  • Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).

  • У ребёнка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.

  • Нужно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др.

  • Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).

  • В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры.

  • Неплохо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребёнок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.)

Практическое занятие

Цель: Формировать у воспитателей ДОУ желание творчески подходить к решению данной проблемы, закреплять умение создавать предметно-развивающую среду.

  1. Обмен опытом по оформлению помещений ДОУ.

Описать предметно-развивающую среду в группе (план размещения зон, их содержание и назначение, элементы оформления); проанализировать и оценить ее.

Литература

Основная:

  1. Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в ДОУ. – М., 1993.

  2. Полякова М.И. Особенности организации предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11.

  3. Комарова Т.С. Теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды// Детский сад. – 2005. – № 4.

  4. Нищева Н.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе логопедической группе// Дошкольная педагогика. – 2004. – №6.

  5. Степанова М.С. Предметно-пространственная среда детского сада: гигиенические требования// Детский сад. – 2005. – № 4.

  6. Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова. – СПб. : Астерион, 2012. – 24 с.

Дополнительная:

  1. Воробьева Д.И. Организация среды в ДОУ. – М., 1998.

  2. Крынцылова И.Н. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9.

  3. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребен-ка// Детский сад. – 2005. – № 4.

  4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. – М., 2001.

Материально-техническое, дидактическое оснащение

  1. Лекция (на бумажном и электронном носителях).

  2. Основная литература, рекомендуемая воспитателям (на бумажном и электронном носителях).

  3. Дополнительная литература, рекомендуемая воспитателям (на бумажных носителях).

  4. Раздаточный материал для проведения практического занятия (фотографии развивающей среды).

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

- Подобрать рекомендации для родителей по организации детского уголка.

- Разработать рекомендации для воспитателей по организации предметно- развивающей среды в группе с учётом возраста воспитанников.

Контрольные вопросы для итоговой аттестации

- Содержание понятия предметно – развивающей среда.

- Содержание понятия среда современного мира.

- Основные требования к организации предметно – развивающей среды.

- Организационные требования к созданию предметно-развивающей среды в различных моделях и формах дошкольного образования.

- Материалы и оборудование для игровой деятельности. Общие основания подбора игрового материала.

- Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

- Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.

- Материалы и оборудование для двигательной активности.

Примерный перечень тем рефератов

- Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения.

- Теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

- Предметно-пространственная среда детского сада: гигиенические требования.

- Предметная среда как пространство социального развития детей дошкольного

возраста.

- Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка.

-Психолого-педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГТ.

-Организационные требования к созданию предметно-развивающей среды в различных моделях и формах дошкольного образования.

- Материалы и оборудование для игровой деятельности. Общие основания подбора игрового материала.

- Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

- Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.

- Материалы и оборудование для двигательной активности.



План лекции

- Проблемы организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

- Четыре аспекта окружающей среды.

- Концепции построения развивающей среды.

- Психолого-педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГТ.

-Организационные требования к созданию предметно-развивающей среды в различных моделях и формах дошкольного образования.

- Материалы и оборудование для игровой деятельности. Общие основания подбора игрового материала.

- Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.



- Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.

- Материалы и оборудование для двигательной активности.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка