Актуальные проблемы современной когнитивной науки




Сторінка1/52
Дата конвертації19.04.2016
Розмір4.57 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
Ивановский государственный химико-технологический университет

Ивановский государственный университет

Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН

НОЦ «Центр мониторинга когнитивных проблем образования, науки. культуры»

Ивановское отделение РФО

&$[¿:
Актуальные проблемы современной когнитивной науки


Материалы пятой всероссийской

научно-практической конференции

с международным участием

(18-20 октября 2012 года)

Иваново

2012


УДК 001

ББК 87.25

А 437

Отв. редактор д. филос. н. Т.Б. Кудряшова

Статьи и тезисы публикуются в авторской редакции

Рецензенты:

Кафедра философии Ярославского государственного педагогического университета им К.Д. Ушинского,

доктор философских наук, профессор

Азов Андрей Вадимович




А 437

Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы пятой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-20 октября 2012 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2012. – 320 с.






ISBN 978-5-85229-442-5

В сборник включены тексты выступлений и тезисы докладов участников пятой всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной когнитивной науки». Значительная часть выступлений посвящена когнитивным проблемам образования, науки, искусства. Также большое внимание уделяется обсуждению возможностей когнитивистики в актуализации и активизации культур-антропологического потенциала познавательных способностей человека в условиях техногенной информационной коммуникативной среды и электронной культуры.

Для философов, психологов, лингвистов, педагогов, социологов и всех, интересующихся проблемами образования, познания, сознания, языка, науки, искусственного интеллекта, искусства, электронной культуры - с позиции когнитивной науки.
ББК 87.25

ISBN 978-5-85229-442-5

© ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный

химико-технологический университет», 2012

Оглавление


РАЗДЕЛ 1 5

Когнитивно-антропологические проблемы исследования и моделирования сознания. Методологические возможности когнитивистики в расширении спектра познавательных способностей человека 5

Д. И. Дубровский 5

ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД 5

Е.Н. Князева 14

ВОСПРИЯТИЕ КАК ТЕЛЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ ИНДИЙСКИХ УЧЕНИЙ И КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 15

Н.М. Смирнова 30

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ 30

А. Г. Кислов 33

СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА И КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 33

О.Е. Баксанский 36

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 36

В.Л .Васюков 41

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОГНИТИВНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ 41

Т.Б. Кудряшова 47

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИДЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НАУКИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 47

А.В. Шейнин 57

ИНТЕРПАССИВНЫЕ РИТУАЛЫ В КОГНИТИВНЫХ ПРАКТИКАХ 57

С.В. Лещев 59

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КОНВЕРГЕНТНОЙ КОГИНИТИВНОСТИ 59

Н.С. Катунина 61

КОГНИТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА 61

Р.Г. Баранцев 72

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ-ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ-СОВМЕСТНОСТЬ 72

А.Ю. Алексеев, Е.А. Янковская 75

ГЕТЕРАРХИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ТЕСТА ТЬЮРИНГА 75

П.Е. Калинин 79

СИММЕТРИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР СОЗНАНИЯ 79

И.Е. Волков 83

КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН 83

А.И. Субботин 85

АПОЛОГИЯ ДЕКАРТА: О СИТУАЦИИ В КОГНИТИВИСТИКЕ 85

О.Б. Куликова 93

СУБЪКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭВОЛЮЦИОННО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ: ИНВАРИАНТЫ И ВАРИАНТЫ 93

Ю.М. Хрусталёв 96

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ЕСТЕСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ 96

Г.А. Ширшин 98

КОГНИТИВНАЯ СВЯЗЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ: ОТ ТЕОРИИ К МЕТОДОДОГИИ 98

Е.Н. Шклярик 99

КОГНИТИВНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 99

Ю.С. Шкурко 101

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ ВО ВРЕМЕНИ МЕЖДУ НЕОСОЗНАВАЕМЫМ ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЯ И ЕГО ОСОЗНАНИЕМ 101

С.В. Кудряшова 103

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ИЕРАРХИЧЕСКИХ И ГЕТЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СЛОЖНЫХ СИСТЕМАХ 103

М.Ю. Иванов 106

КОНЦЕПЦИЯ АВТОПОЭЗИСА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЗНАНИЯ 106

Н.В. Малахова 109

САМОДОСТОВЕРНОСТЬ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ СОЗНАНИЯ 109

М.В. Федотов 113

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ: ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ, ЕГО ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ 113

РАЗДЕЛ 2 118

Воображение как когнитивный феномен и его трансформации в условиях визуализированной среды информационного общества. Когнитивные аспекты художественного. Интересы, ценности, эмоции и движущие мотивы как когнитивная проблема. 118

Е.Н.Шульга 118

ФАНТАЗИЯ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И СОЗНАНИЯ 118

М. Матсар 130

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ: УЧЕНИЕ И. КАНТА О ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ СХЕМАТИЗМЕ. 130

М. Н. Павлова 132

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ «СИСТЕМА КООРДИНАТ» ЭДГАРА ПО: МЕХАНИЦИЗМ И РОМАНТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ 133

В.М. Маслов 134

КОГНИТИВНЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В ПРАКТИКЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 135

С.В. Борисов, В.О. Богданова 139

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕЙ КОНСТРУКТИВИЗМА ДЛЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 140

В.О. Волкова 142

СИМВОЛОПОДОБИЕ «БЛУЖДАЮЩИХ» ТЕРМИНОВ 142

А.О. Коптелов 144

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 144

Н.А. Пакшина, Л.В. Миронова 146

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ 146

Жульков М.В. 148

КОГНИТИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СУТЬ ОБРАЗА 148

РАЗДЕЛ 3 151

Социальная когнитивистика. Познавательные аспекты повседневности. Ремифологизация и неомифологическое сознание как предмет когнитивной науки 151

И.А. Бескова 151

ОБЫДЕННОЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ОБЫДЕННОГО:ВОСТОК - ЗАПАД 151

Д.В. Куликов 161

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ МЕТАФИЗИКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 161

О.Н. Масленникова 164

МЕТАМОРФОЗЫ КУЛЬТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА С СЕТИ И СЕТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ 164

В.М. Адров 171

ОБ ОДНОЙ МЕТАФОРЕ ФЕДЕРАЛИЗМА 171

М.Г. Зеленцова, К.А. Ненашев 173

ИДЕОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН КОГНИТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 173

В. И. Кудашов 179

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 179

П.А. Белоусов 181

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТЕЛОЦЕНТРИЗМА 181

А. С. Михалевская 185

К ВОПРОСУ О РЕМИФОЛОГИЗАЦИИ В НАУКЕ 185

М.В. Заладина 189

НЕОМИФОЛОГИЧЕСКИЙ И УТОПЧЕСКИЙ ТИПЫ СОЗНАНИЯ 189

М.А. Пилюгина 191

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК КОММУНИКАЦИЯ. 191

Н.В.Чумичева 195

РЕКЛАМНЫЙ МИФОГЕНЕЗ: ПО ЗАКОНАМ ВОСПРИЯТИЯ 195

К.А. Афанасьева 197

МУДРОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕТАРЕГУЛЯТИВОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 197

Е.В.Ширяева 199

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕАЛА БЕССМЕРТИЯ 199

Н.Д.Шмелёва 201

КОГНИТИВНЫЙ СМЫСЛ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЭТИКЕТ 201

В.А.Шатохина 205

ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ (К ВОПРОСУ О ГЛОБАЛЬНОМ ПОСТАРЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ) 205

Т.Н. Овчинникова 207

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ 207

И.А. Белая 210

КОГНИТИВИЗАЦИЯ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП РЕДУКЦИИ ДУХА В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 210

РАЗДЕЛ 4 213

Семиотические, лингвистические аспекты когнитивной науки. 213

С.В.Чебанов 213

ЧЕТЫРЕХЧЛЕННЫЕ СХЕМЫ РАЗЛИЧЕНИЯ 213

Ф.И. Карташкова 235

СТАНОВЛЕНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА : КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ 236

Н.К.Иванова 239

ПАЗИЛАЛИИ И ПАЗИГРАФИИ: ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ КАК ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (XVII – XXI вв.) 239

Е.А. Вансяцкая 241

ЯЗЫК ЭМОЦИЙ В ПОВЕДЕНИИ КОММУНИКАНТОВ-ДЕТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 241

Д. С. Кузнецова 244

КОГНИТИВНАЯ ФОНОСЕМАНТИКА 244

К.А. Никифорова 246

КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ 246

К.А. Врыганова 248

МАСКИРОВКА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 248

Н. Г. Лаврентьева 251

К ВОПРОСУ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ В ПОДЪЯЗЫКЕ ЭКОНОМИКИ (В СВЕТЕ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ) 251

Л.Д. Петряков 253

ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА КАК КОГНИТИВНАЯ ОБЛАСТЬ 253

Е.В. Сухая 256

ТЕОРИЯ ИНФЕРЕНТНОГО ВЫВОДА КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРИНЦИП ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА 256

С.Л. Фокина 258

МЕТАФОРА КАК СПОСОБ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ (ОБЛАСТЬ НАНОТЕХНОЛОГИЙ) 258

Мощева С.В. 260

РЕКЛАМНЫЙ ДИСКУРС КАК ОСОБЫЙ ТИП ОБЩЕНИЯ:МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ 260

Е.С. Антипина 262

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. БУНИНА «ВОДЫ МНОГИЕ» И «ОКАЯННЫЕ ДНИ»: ЛЕКСИЧЕСКИЙ И ЛИНВОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ 262

С.С. Сдобнов 264

О ДВУХ СТИХОТВОРЕНИЯХ АРКАДИЯ ДРАГОМОЩЕНКО 264

РАЗДЕЛ 5 270

Динамика образовательных методик и методологий в контексте электронной культуры. Рефлексия профессионального саморазвития участников педагогического процесса. Когнитивные условия формирования творческой самообразовательной компетентности в системе профессиональной подготовки 270

Т.А. Кувалдина 270

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ — В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ 270

Н.А. Пакшина, Ю.П. Емельянова, М.А. Кривоногова 272

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕСТИРУЮЩИХ ПРОГРАММ И ТЕСТОВ САМОПРОВЕРКИ 272

А.И. Кувалдина 275

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ 275

М.Е. Торшинин, В.В. Тюнина 277

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗАТРУДНЕНИЯМ 278

С.Р. Когаловский 283

О МОДЕЛИРОВАНИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С КОГНИТИВИСТСКИХ ПОЗИЦИЙ 283

О.Е. Баксанский 291

Е.Н. Кучер 291

ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ 291

М.Б. Клейман 302

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 302

Ю. А. Прокопчук 306

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ОСОЗНАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА 306

Е.В. Палей 310

РОЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 310

К.Л. Ерофеева 313

НЕО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 313

О. В. Янковская 315

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 315

М.А. Буянкина, В.В. Онуфриева 319

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ КАК ОСОБЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 319

В.М. Кондратьев 321

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И СПЕЦИАЛИСТА 321

Веремьёва Н. В. 323

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 323

И.А. Левицкая 324

К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 325

НАШИ АВТОРЫ 334





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка