«Береза в культуре и этнографии славян»




Скачати 198.31 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір198.31 Kb.


VIII республиканские Кирилло – Мефодиевские

юношеские научные чтения

Секция истории и культурологии

Тема работы:



«Береза в культуре и этнографии славян»

Работу выполнила: Пайдуганова Анна Юрьевна,

ученица 7 класса, МОУ «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района РТ
Руководитель: учитель истории

Первой квалификационной категории Чебанова Л. А.


Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Основная часть 4

1.Береза в язычестве: «березовая» магия 4

2. Образ березы в художественном творчестве 5

2.1. Поэты о березе 5

2.2. Береза в живописи 8

2.3.Музыка о березе 11

3. Береза народном творчестве. 12

3.1. Народные приметы о березе. 12

3.2. Устное народное творчество о березе. 13

3.3. «Береза» символ Троицы 14

4. «Березовая» медицина 15

17


Береза в быту. 17

Заключение 17

Список используемой литературы 18



Введение


Береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Она считается солнечным, чистым деревом, которое приносило счастье, свет и радость в любой дом. Ее красота завораживает любого человека. При виде ее радостное чувство охватывает окружающих, веселее становится на душе. Недаром наши далекие предки ласково называли ее «веселкой». Добро, спокойствие, красота, отзывчивость исходят от нее. Восхищаясь чудной неповторимостью березы, писатели часто обращаются к ее образу, говоря о России, о милой сердцу родной стороне. Береза и ее образ широко использовался в искусстве, фольклоре, медицине и просто в быту

Объект исследования – культура и этнография славян.

Предмет исследования - береза и ее образ в искусстве, медицине, быту.

Цель исследования – рассмотреть значение и применение березы славянам.

Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:


  1. Определить, какое значение имела береза в жизни славян;

  2. Рассмотреть образ березы в художественном и устном народном творчестве;

  3. Выявить лечебные свойства дерева;

  4. Показать значимость березы в повседневной жизни, быту.

При исследовании использовались следующие методы: изучение научной, художественной литературы, наблюдение, метод поиска, сравнения и анализа.


Основная часть

  1. Береза в язычестве: «березовая» магия


Береза – любимое дерево нашего народа, олицетворяющее русскую душу, дерево необыкновенной доброты. Но древние славяне относились к березе неоднозначно, хотя и почитали ее во все времена. С одной стороны, береза была символом чистоты и возрождения, с другой – вместилищем духов и любимым местом русалок.

Само слово «береза» появилось в VII веке и произошло от глагола «беречь». Во все времена язычества у древних у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов – Берегиня, а поклонялись ей в образе священного белого дерева — березы. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» - празднествах в честь берегинь (русалок). Берегиня - русалка обычно молодая, стройная женщина, соблазнительно хороша. Эта полногрудая дева с зелёными глазами появляется либо нагой, либо одетой в одну рубаху, без опояски. У Берегини - Русалки всегда длинные распущенные волосы светлого или зелёного цвета. Есть сведения, что у неё между перстов есть перепонка, а вместо ног - рыбий хвост.

Живёт Берегиня - русалка в воде, предпочитая пустые и глухие места, но иногда выходит на берег. Там она может качаться на прибрежных деревьях, предпочитая иву или плакучую берёзу. Следы от Берегини - русалки изредка остаются на мокром песке, но это можно видеть только застав её врасплох, в противном случае она перерывает песок и заглаживает свои следы.

Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Позже, береза стала ассоциироваться с девичьей красой и женским началом. Особенно благоволит береза к детям, невинным девушкам и беременным женщинам. Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. До сих пор в деревнях прибегают к такой любовной магии. Березовый прутик кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, который никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место, говоря трижды:- «Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут». Когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, прутик убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на верхний полок, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят:- «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце рабы Божьего (имя) будет ко мне, рабе Божьей (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут прутик, относят на воду на заре и пускают по течению.

Как символ плодородия береза использовалась в исцеляющих заклятия, заклятиях на хороший урожай.



2. Образ березы в художественном творчестве


Простая и трогательная красота березы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий вид, пользуется особой любовью России. С давних пор береза была образом России и этот образ широко используется в художественном творчестве.

2.1. Поэты о березе


Береза и ее образ всегда вдохновляла поэтов. Сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».

В стихотворениях русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт О. Шестинский:

Без березы не мыслю России, -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена…

В начале стихотворения «Без березы не мыслю России» Шестинский говорит о березе и России, как о едином целом. В одной из строчек высказывает предположение, что береза первична: «от березы – вся Русь рождена». Береза занимала ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека. Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом:

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили,…

Так, чтоб были березы в ногах»

Березы, как утверждает поэт, тоже живут «человеческой жизнью». При этом он использует олицетворения: они «…смеются зеленой листвою, …сережками слезы прольют», тем самым, доказывая, что Россия и береза – единое целое, и они неразделимы.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы…

Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость.

Сергей Есенин назвал Россию «страной березового ситца». Для него березка была как нежная, юная, чистая девушка:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви березы напоминают поэту девичьи косы.
А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

Прокофьев в стихотворении «Березка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в беленом сарафанчике», …«с зелеными сережками», а используемые эпитеты «светлую, грустную, плакучую березку» помогают автору передать его мысль и эмоции.

У Сергея Есенина спокойное состояние деревьев ассоциируется с сонными, миролюбивыми, а значит, улыбающимися березами. Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – сережки – с украшением.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Береза сказочно красива, неповторима, своеобразна, загадочна, поэтому, наверное, сказочные действия происходят в березовой роще.

Это подтверждает и поэт В. Рождественский в стихотворении «Деревья»:

Но всех милей мне девушка – береза,

Пришедшая из сказок и былин,

Снегурочка, любимица мороза,

Аленушка пригорков и равнин.

В.Рождественский, создавая образ березы, использует много изобразительно-выразительных средств: эпитеты – зеленые косы, с тонких ветвей, белое платье, в листве кружевной, горячее лето, на опушке лесной, задумчивых песен, легкий наряд; сравнения: с девушкой с косами, в белое платье одета, в сережках, кружевной, наряд чудесен; олицетворения: солнце пригрело, березка развесила, встречает. Как в устном народном творчестве перед нашим взором встает молодая девушка – березка, с зелеными косами, которые спадают с тонких ветвей. Она одета в белое платье, кружевное из листвы, вся в сережках.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

С. Городецкий в стихотворении «Береза» белый ствол березы сравнивает с белым телом. Ветви ее подобны черным волосам, которые воспевает Лель. В создании красоты участвует бог Солнца - Ярила, который одарил дерево зеленой заостренной листвой. Здесь использованы яркие выразительные средства как олицетворение, эпитеты, сравнения: янтарный день, лазурью светозарной, сочилась лень, ветки благодарной, белело тело; белое, как хмель; кипучих волн, волн озерных, веселый Лель, лучи волосьев, черных, Ярила увенчал, пышно увенчал, листвой заостренной, разметал цвет, лазури неба, цвет зеленый.

А вот в стихотворении Н. Рубцова «Березы» благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности. Березы – воспоминание и символ его детства и юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.

Поэт при этом использует изобразительно-выразительные средства, олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад; метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули. Здесь мало эпитетов: хмурых дней, желтый листопад. Также здесь есть и другие изобразительные средства: глаза, отвыкшие от слез; все очнется в памяти невольно; отзовется в сердце и в крови. Имеются сравнения: шумел, как улей.

В стихотворении И. Токмаковой «Береза» хорошо выражены характерные черты девушки, которая следит за собой, за своими волосами. Здесь автор полностью олицетворяет березу, пытается ввести ее в образ.

Разумеется, здесь используются изобразительные средства, такие как сравнения: в речку, как в зеркало, глядя; олицетворения: изменила б береза прическу; метафоры: расчесала б кудрявые пряди, вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку.

Употребляя условное наклонение: если б, вошло бы, изменила б, расчесала б, автор как бы вводит нас в другой мир, заставляя размышлять и фантазировать.

Белая береза как растение привлекает многих писателей. Их удивляет белизна этого своеобразного, не похожего на других дерева.

«Белые стволы молодых деревьев ярко блестят на солнце, и от этого кругом становится светлее» (Г.Скребицкий «В березовой роще»). В березовой роще всегда светло, этот свет радостью передается любому человеку, поднимает каждому настроение.

Белый цвет всегда радует глаз, он ассоциируется с нежностью, миролюбием, чистотой. Поэтому, наверное, березу называют мирным деревом.

Березу поэты называют не только белой и зелёной, но и золотой из-за её яркой осенней желтизны.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой… (И.А.Бунин. Листопад)

…Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе… (И.Тургенев).

2.2. Береза в живописи


Федор Васильев. «Березовая роща к вечеру».


Архип Иванович Куинджи. «Березовая роща», 1879 г.



Аркадий Рылов. Зелёный шум, 1904 г.




Исаак Левитан. «Золотая осень»,1895 г.

Аркадий Рылов (1870-1939). «В лесу», 1905


2.3.Музыка о березе


Известно несколько песен на тему берёзы:

Русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Песня 1971 года «Берёзовый сок», исполнявшаяся белорусским ВИА «Песняры».

Песня Владимира Трепетцова «Белая берёза» (1960) стала фактически народной, её фрагменты можно слышать во многих кинофильмах, ее исполняли многие певцы, в том числе Михаил Гулько: в 1981 году в США вышел его альбом с этой песней.

Песня «Русские берёзы», исполнявшаяся В. Зинкевичем (слова Талгата Нигматулина, музыка Е. Ширяева). Куплет: «Омытые дождём весенним / Меня укрыли лёгкой тенью / Берёзы, русские берёзы, / Вы на судьбу мою похожи. / Я верю в вашу тишину, Вот подойду и обниму. За вашу память и мою, За то, что здесь сейчас стою».

Название Государственного академического хореографического ансамбля взято от первой постановки Н. С. Надеждиной (1948) русского девичьего хоровода «Берёзка» на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла…»

Песня Владимира Трепетцова «Белая берёза».

1. За рекой, у леса, рос кудрявый клен,

В белую березу был тот клен влюблен.

И когда над речкой ветер затихал,

Он березе эту песню напевал.

Припев: Белая береза, я тебя люблю.

Протяни мне ветку нежную свою.

Без любви, без ласки, пропадаю я,

Белая береза, ты любовь моя.

2. А она игриво шелестит листвой,

У меня есть милый ветер полевой.

И от слов ненастных бедный клен стихал,

Все равно березе песню напевал.

3. Но однажды ветер песню услыхал,

Своей страшной силой он на клен напал.

И в неравной схватке пал кудрявый клен,

Только было слышно через слабый стон.

3. Береза народном творчестве.

3.1. Народные приметы о березе.


  • Из березы течет много сока – к дождливому лету.

  • Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.

  • Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету

  • Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

  • Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого

  • Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха

  • Если весною на берёзе много почек — просо будет обильное

  • Если берёзовая шишка натрое весною — то овёс хорошо родится

  • Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном) родятся

  • Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный

  • Если листья на берёзе густы и тёмно-зелены (при обилии летней влаги) — к урожаю и рослому хлебу

  • Когда на берёзе появится жёлтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб

  • Если листочки на берёзе пожелтеют на верхушке, рожь нужно сеять в первый сев; если на середине — в средний, если ближе к корню — в последний сев

  • Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб. Если наверху берёзы листья раньше и больше распустились — хлеб нужно сеять раньше; если в середине больше распустились — нужно средне сеять; если внизу больше распустились — сеять позже

  • Если берёза расцветёт сверху, то ранний сев лучше, если в середине — средний сев, если снизу — поздний сев (о посеве яровых хлебов)

  • Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться

  • Когда береза станет распускаться, сей овес.

3.2. Устное народное творчество о березе.


О березе сложили много загадок. В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце». В других березу сравнивали с девушками-подружками:

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.
Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками:

В белом сарафане

встала на поляне,

Летели синицы,

сели на косицы
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

а в один из теплых дней май сережки дарит ей.


Иногда при описании березы употребляются краткие прилагательные:

Зелена, а не луг,

бела, а не снег,

кудрява, а не человек



Пословицы и поговорки о березе:

  • Бела береста – да деготь черен.

  • Для врага и береза – угроза.

  • Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

  • Береза ума дает.

Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве — четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье.

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

Бела береста — да дёготь чёрен.

Тонка берёза, да разуму учит.

Для врага и берёза — угроза.

3.3. «Береза» символ Троицы


Береза и березовые ветки были неотъемлемой частью языческого праздника – Семик, который в древности праздновался 4 июня. Считалось, что в этот день заканчивается весна и наступает лето. В этот день с утра было принято ходить на кладбище и украшать верками березы могилы родственников, а после обеда начинались народные гулянья. Главным действующим лицом в этот день была береза. По традиции, молодые девушки шли в поле или лес, выбирали там одиноко стоящее деревцо, с шутками и песнями начинали его украшать бусами и лентами, а главное – сплетали ветви березы в венки, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях березы. После украшения деревца девушки садились в его тени, где расставляли угощение, обедали, пели песни и водили вокруг березы хороводы. Вечером к девушкам присоединялись парни, они срубали березку или просто ветки с нее, и все вместе шумной толпой шли в деревню, где гулянья продолжались до позднего вечера.

Языческий праздник Семик слился с христианским праздником Троица, который отмечается на 50-й день после пасхи. Поэтому на Троицу с давних времен принято поминать усопших, ходить на кладбище, прибирать могилки. Народные обряды на троицу также были связаны с верованиями в русалок. Считалось, что только на Троицкой неделе русалки могут приходить в этот мир. Поэтому на троицу девушки и парни тоже шли в лес, делали венки из березовых веток, водили хороводы. Вечером девушки гадали по березовым венкам: бросали их в реку и следили, доплывет ли венок до противоположного берега или утонет. Если доплывет, то девушка в скором времени удачно выйдет замуж, а та, чей венок сразу же тонет, скоро умрет.

В первый понедельник после Троицы было принято провожать русалок. С украшенных на семик березок снимали бусы и ленты, «развивали» венки, распускали ветви. С чучелом русалки, украшенным березовым венком, ходили по деревне с песнями и плясками, а потом выносили его в поле или лес, где разрывали его или жгли.


4. «Березовая» медицина


Издавна считалось, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой. В лекарственных целях используются почки, молодые листья, березовый сок, кора, чага, а также березовый деготь и активированный уголь. Сбор почек следует проводить только на лесосеках и в местах массовой вырубки начиная с февраля. Листья собирают в мае, во время цветения березы, когда они клейки и душисты. Сушат их на открытом воздухе в тени. Срок годности сырья (листьев) 2 года. Березовый сок заготавливают во время сокодвижения с деревьев, подлежащих рубке, так как различные способы нарушения коры приносят березе вред.

Препараты из листьев березы оказывают умеренное желчегонное, потогонное и мочегонное действие. Кроме того, листья березы обладают антисептическими и противогрибковыми свойствами, действуют на гельминты, трихомонады и лямблии.

Березовая древесина. Получаемый из нее березовый уголь в виде таблеток “Карболен” применяется при отравлениях, пищевых интоксикациях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся повышенной кислотностью, брожением, метеоризмом. Березовый деготь входит в состав мазей Вилькинсона, Конькова, Вишневского и других для лечения ран, кожных заболеваний. В народной медицине — при ревматизме, заболеваниях печени и женских болезнях. Эфирное масло, выделенное из дегтя, обладает мочегонными и антигельминтными свойствами (против аскаридоза).

Кора березы применяется для лечения малярии, водянки, подагры и легочных заболеваний; наружно (верхнюю пленку бересты прикладывают к местам поражения) — как ранозаживляющее и дезинфицирующее средство, при абсцессах, фурункулах, чесотке, грибковых заболеваниях кожи, гипергидрозе. В прошлом бересту применяли при переломах костей, распаривая ее и накладывая аналогично гипсу. Из коры получают эфирное масло, которое используется как ароматическое средство.

Березовые почки. Настой — как желчегонное, потогонное, мочегонное, бактерицидное, антисептическое, противовоспалительное; для ванн при экземах. Находят широкое применение в народной медицине разных стран в виде отваров, настоек и наружно в виде примочек и ванн при заболеваниях печени и мочевого пузыря, почечно-каменной болезни, ревматизме, подагре, атеросклерозе, туберкулезе легких; в качестве отхаркивающего при бронхите, трахеите; жаропонижающего и вяжущего, при различных кожных заболеваниях, для лечения инфицированных ран, пролежней и раздражений кожи; при раке кожи и матки; как антигельминтное. Спиртовая вытяжка способствует росту волос.

Березовые листья. Применяют аналогично почкам, а также в качестве противоцинготного средства, для лечения малокровия, неврозов, дизентерии, желтухи, ушибов и ожогов. Пьют вместо чаги. Сок — как нежное тонизирующее, желчегонное и противоцинготное средство, а также при малокровии, неврозах, дизентерии, желтухе, заболеваниях почек и мочевого пузыря (уменьшает образование мочевых камней). Отваром моют голову для укрепления волос. В Болгарии — в качестве диуретического средства при заболеваниях почек, ревматизме, атеросклерозе, экземах и дерматомикозах. Во Франции настой — как стимулирующее и успокаивающее средство, а также при желтухе, почечных коликах, воспалении мочевого пузыря. В Польше настой — при водянке, неврозах, воспалении почек и мочевого пузыря. В Австрии и Германии — как мочегонное и желчегонное. Березовые листья и почки входят в состав различных сборов лекарственных растений.

Соцветия (березовые сережки). Настойка из мужских (тычиночных) соцветий — при болезнях сердца, туберкулезе, язве желудка, гастритах и экземах, при фурункулах и малокровии.

Березовый сок. Препарат “Биомос” — для заживления ран и лечения ожогов, оказывает антифлогистическое и противосклеротическое действие. Общеукрепляющее и стимулирующее средство. Применяют при авитаминозах, анемиях, туберкулезе, раке матки, простудных и кожных заболеваниях, при камнях в почках, мочевом пузыре и печени, золотухе, подагре, артритах, ревматизме и отеках, при венерических заболеваниях, для профилактики кариеса зубов; как мочегонное и антигельминтное средство.




Береза в быту.


Хозяйственное использование березы широко и разнообразно. Березовые дрова дают много тепла и в этом отношении уступают, наверное, только дубовым. Обладая плотной древесиной и хорошей сопротивляемостью раскалыванию, ее используют для изготовления фанеры, лыж, мебели, разнообразных токарных изделий и т.д. Из березы получают превосходный уголь, вырабатывают деготь. Большим спросом пользуются и березовые метлы. Березовые дрова считают ценным топливом. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – жёлтую и зелёную краски. Верхний слой коры берёзы — береста́, которую, благодаря присутствию смолистых веществ, отличает чрезвычайная прочность. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).







Заключение


Всякое дерево привлекает к себе внимание людей какой-то своей особенностью, свойственной только ему. Но береза покорила всех. Ее нежный и стройный ствол издали манит своей белизной и чистотой.

В процессе работы мы пришли к следующим выводам:

1) Какое русское, какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.

2) Береза – это воистину крестьянское дерево, в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка ряба.

3) Береза прекрасна в любое время года. Она, как девица-красавица, меняет свои наряды. Осенью надевает золотые платья, зимой укутывается в пушистые белые шубы, весной и летом наряжается в нежно-зеленые сарафаны с кокетливыми сережками.

4) Березу называют красавицей русских лесов. Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.

5) Поэтический и художественный образ березки складывается из традиционных эпитетов – белая, кудрявая, традиционных метафор – лебедь белая, у березы сережки. Но одновременно каждый поэт и художник видит березку по-своему.

6) У многих поэтов и писателей береза является символом России, из-за женственности, милой красоты, неповторимой самобытности.


Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую,

Люблю березку русскую.

Список используемой литературы

1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990

2. Горошенко В.П. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1971.

3. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М.: Детская литература, 1983.

4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм. - Л.,1977.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.

6. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986

7. Петров В.В. Из жизни зеленого мира.- М.: Просвещение, 1982

8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины.- М.: Просвещение, 1991.

9.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1975.



10. Шолохов М., Алексеев М. и др. – М.: Худ. литература, 1984.




База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка