Цапцова Татьяна Николаевна возрастная анатомия, физиология и гигиена учебно-методический комплекс рабочая программа




Скачати 186.19 Kb.
Дата конвертації19.04.2016
Розмір186.19 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Тобольске



Кафедра химии, БЖД, ТиМП


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор филиала ТюмГУ в г. Тобольске

_________________ Короткова Е.А.

«____» ____________2014

Цапцова Татьяна Николаевна

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа.

для студентов направления 050100.62 «Иностранный язык»

заочная форма обучения

Тюменский государственный университет

2014
Содержание


1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………………………..3

3. Требования к результатам освоения дисциплины ……………………………………….. 3

4. Структура и содержание дисциплины…………………………..………………………… 4

4.1. Структура дисциплины ………………………………………………………………… 4

4.2. Содержание разделов дисциплины …………………………………………………… 5

5. Образовательные технологии ………………………………………….……………….......5

6. Самостоятельная работа студентов…………………………………………….…….….….7

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства………………..……................8

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля ………………………………….. 8

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов……...…………………………………………………………..8

7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации ………………………………..... 10

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………..……... 11

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………….... 12

10.Паспорт рабочей программы …………………………………………………………….. 12



  1. Цели освоения дисциплины

формирование у студентов готовности к использованию полученных систематизированных знаний и умений в области строения и функционирования организма человека, процессов, протекающих в нем, механизмов деятельности организма на различных возрастных этапах в педагогической деятельности.
Задачи дисциплины:

- дать будущим педагогам знания о возрастных особенностях строения и функций детского организма;

- показать закономерности, которые лежат в основе сохранения и укрепления здоровья школьника, поддержания его, высокой работоспособности во время разных видов учебной и трудовой деятельности;

- изучить гигиенические требования по организации учебно-воспитательной работы.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Возрастная психология», «Основы медицинских знаний», а также для прохождения учебной и производственной практик, и подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5),
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК – 7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен


  • знать:

- строение и функции организма человека и процессы, протекающие в нём;

- классификацию типов высшей нервной деятельности и особенности развития нервной системы, возрастные особенности высшей нервной деятельности;

- возрастные особенности опорно-двигательного аппарата;

- физиологические основы режима дня; гигиенические требования к организации учебного процесса.

  • уметь:

-учитывать возрастные и индивидуальные особенности физиологии учащихся;

- способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха учащихся;

- учитывать особенности высшей нервной деятельности детей в процессе обучения;

- предупреждать деформацию опорно-двигательного аппарата;

- организовать работу с компьютером, техническими средствами обеспечения учебного процесса согласно гигиеническим требованиям;

- проводить беседы с учащимися и родителями об анатомо-физиологических особенностях детского организма.



  • владеть:

- навыками формирования здорового образа жизни;

- навыками применения мер профилактики наиболее характерных заболеваний, приобретаемых во время учебного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР







ЛК

ПЗ




1

Введение. Основные этапы развития человека

1

2

2

2

2

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

1

2

2

4

3

Возрастные особенности органов пищеварения

1

2

2

4

4

Возрастные особенности крови и кровообращения

1

2

2

4

5

Возрастные особенности органов дыхания

1

2

2

4

6

Возрастные особенности органов выделения

1

2

2

4

7

Возрастная эндокринология

1

2

2

4

8

Физиология нервной системы

1

2

2

4

9

Высшая нервная деятельность и её возрастные особенности

1

2

2

4


4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела


1

Введение. Основные этапы развития человека

Анатомия, физиология, гигиена. Строение тела человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Онтогенез человека.

2

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Общие сведения об опорно-двигательной системе. Части скелета и их развитие. Мышечная система. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

3

Возрастные особенности органов пищеварения

Строение и функции органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания.

4

Возрастные особенности крови и кровообращения

Кровь и её значение. Система кровообращения. Регуляция кровообращения и её возрастные особенности. Гигиена сердечнососудистой системы.

5

Возрастные особенности органов дыхания

Строение и функции органов дыхания и их возрастные особенности. Гигиена дыхания.

6

Возрастные особенности органов выделения

Строение и функции почек. Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

7

Возрастная эндокринология

Эндокринная система. Половое созревание. Гигиена пола.

8

Физиология нервной системы

Общий план строения и значение нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы.

9

Высшая нервная деятельность и её возрастные особенности

Условные и безусловные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности. Интегральные процессы в ВНД как основа психических функций.

5. Образовательные технологии
Таблица 3



занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

1

Введение. Основные этапы развития человека

ТОТ (информационная лекция)

2

2

1

Закономерности роста и развития организма. Возрастная периодизация.

ТОТ (практическое занятие)

2

3

2

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата



И-КОТ (визуализация лекционного материала, презентация)

2

4

2

Особенности развития опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

ТОТ (семинар)

2

5

3

Пищеварительная система

И-КОТ (визуализация лекционного материала, презентация)

2

6

3

Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания школьников.

ТОТ (семинар)

2

7

4

Кровеносная система

И-КОТ (визуализация лекционного материала, презентация)

2

8

4

Иммунитет. Профилактика заболеваний кровеносной системы

ТОТ(семинар)

2

9

5

Дыхательная система

И-КОТ (лекция с демонстрацией презентации)

2

10

5

Гигиена органов дыхания


ТОТ (семинар)

2

11

6

Выделительная система

И-КОТ (визуализация лекционного материала, презентация)

2

12

6

Профилактика заболеваний органов выделения

ТОТ (практическая работа)

2

13

7

Эндокринная система



И-КОТ (визуализация лекционного материала, презентация)

2

14

5

Классификация и строение желёз внутренней секреции

И-КОТ (практическое занятие в форме презентации)

2

15

6

Нервная система

И-КОТ (визуализация лекционного материала, презентация)

2

16

6

Созревание мозга в онтогенезе ребёнка

ТОТ (семинар)

2

17

6

Высшая нервная деятельность и её возрастные особенности

И-КОТ (визуализация лекционного материала, презентация)

2

18

6

Анализаторы

И-КОТ (практическое занятие в форме презентации)

2

6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Введение. Основные этапы развития человека

Влияние наследственности и факторов внешней среды на онтогенез человека. Календарный и биологический возраст

4

2

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды

4

3

Возрастные особенности органов пищеварения

Пищеварение и питательные вещества.

4

4

Возрастные особенности крови и кровообращения

Влияние курения на адаптивные возможности сердечнососудистой системы

4

5

Возрастные особенности органов дыхания

Гигиена органов дыхания

4

6

Возрастные особенности органов выделения

Гигиенические требования к детской одежде и обуви

4

7

Возрастная эндокринология

Профилактика заболеваний , передающихся половым путём

4

8

Физиология нервной системы

Гигиена ВНД

4

9

Высшая нервная деятельность и её возрастные особенности

Профилактика нарушений зрения у школьников

4


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля


  1. Выбери правильный ответ.

1.Транспортная система клетки

А- эндоплазматическая сеть,

Б- внутренний сетчатый аппарат,

В- гиалоплазма.


2. Шаровидные структуры, ограниченные мембраной, участвуют в процессах внутриклеточного переваривания.

А- лизосомы, В- хромосомы,

Б- вакуоли, Г-пероксисомы.



3. Основная функция митохондрий

А- синтез белка, В- синтез АТФ,

Б- синтез липидов, Г-синтез углеводов



4.Собственную ДНК имеют

А- вакуоли, В- лизосомы,

Б- ядро, Г- митохондрии.



5.К пищеварительной системе не относится

А- желудок, Б- печень,

В- селезёнка, Г-пищевод.



6.Какие органы находятся в грудной полости?

А- лёгкие, Б- трахея,

В- желудок, Г- сердце.



7.Группа клеток и межклеточное вещество, сходные по строению, происхождению и функциям это

А- орган, В- ткань,

Б- система органов, Г- организм.



8.Трофические клеточные включения

А- белки и жиры, Б- пигменты,

В- меланин и гемоглобин,

Г-биллирубин и липофусцин.





  1. Дайте определение следующим понятиям:

  1. Органеллы –

  2. Клетка –


7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов

7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

Таблица 5

Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Аудиторные занятия













Лекции

2

2

2

6

Практические занятия

18

18

23

59

Самостоятельная работа

5

5

5

15

Итого за работу в семестре

25

25

30

80

Обобщающий контроль







20

20

Итого

25

25

50

100

7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов

Таблица 6





Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях

1













2













Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях

1

Введение. Основные этапы развития человека

Тест.

Участие в семинаре



7

1

2

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Кроссворд

Словарный диктант



8

1

3

Возрастные особенности органов пищеварения

Тест

Участие в семинаре

Кроссворд


10

1

4

Возрастные особенности крови и кровообращения

Тест

Коллоквиум



10

2

5

Возрастные особенности органов дыхания

Тест

Кроссворд



10

2

6

Возрастные особенности органов выделения

Участие в обсуждении вопросов семинара

5

2

7

Возрастная эндокринология

Кроссворд

Тест


10

3

8

Физиология нервной системы

Участие в обсуждении вопросов семинара

5

3

9

Высшая нервная деятельность и её возрастные особенности

Реферат

Презентация



15

3

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов



Таблица 7



Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

Введение. Основные этапы развития человека

Таблица по теме «Клетка».

2

1

2

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Сообщение: «Профилактика нарушений осанки у школьников»

2

1

3

Возрастные особенности органов пищеварения

Сообщение: «Рациональное питание школьников»

1

1

4

Возрастные особенности крови и кровообращения

Составление таблицы «Клетки крови»

2

2

5

Возрастные особенности органов дыхания

Сообщение: «Профилактика воздушно-капельных инфекций»

2

2

6

Возрастные особенности органов выделения и размножения

Составить памятку для старшеклассника « Профилактика ИППП»

1

2

7

Возрастная эндокринология

Придумать кроссворд по терминам

2

3

8

Физиология нервной системы

Анализ публикаций СМИ

1

3

9

Высшая нервная деятельность и её возрастные особенности

Работа с Интернет источниками, справочной и научно-популярной литературой. Подготовка реферата

2

3

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации

7.3.1. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

Таблица 8

Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично




40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов

7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы к зачету

1.Основные этапы онтогенеза.

2. Закономерности роста и развития организма.

3.Возрастная периодизация.

4.Календарный и биологический возраст.

5. Мочеполовая система. Строение. Развитие.

6.Скелет и его функции. Гигиена опорно-двигательного аппарата.

7.Общая характеристика сенсорных систем. Функциональное созревание сенсорных систем.

8.Значение и функции нервной системы.

9.Вегетативная нервная деятельность.

10.Общая характеристика желез внутренней секреции.

11.Анатомия и физиология органов дыхания.

12.Кровь и ее значение.

13. Сердце. Система кровообращения.

14.Строение и функции почек, их возрастные особенности.

15.Функции и гигиена кожи.

16.Анатомия и физиология органов пищеварения.

17.Структура клетки и её функциональное значение.

18.Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на организм человека.

19. ИППП.

20.Витамины и их значение для организма детей и взрослых.

21.ВНД.


Примерная тематика рефератов
1.Роль окружающей среды на развитие детского организма.

2.Строение и возрастные особенности ОДА.

3.Строение и возрастные особенности верхних и нижних конечностей.

4.Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

5.Влияние мышечной работы и гимнастических упражнений на организм.

6.Глазные болезни. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.

7.Органы слуха и равновесия. Возрастные особенности слухового анализатора.

8.Органы вкуса, обоняния и кожной чувствительности.

9.Физическое и психическое развитие детей и подростков.

10.Болезни эндокринной системы.

11.Готовность ребенка к обучению в школе.

12.Лимфатическая система.

13.Значение обмена веществ и энергии.

14.Витамины и их значение для организма детей и взрослых.

15. Индивидуально-типологические особенности ребёнка.

16. Физическое и психическое развитие детей и подростков.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1 Основная литература

1.Лысова Н.Ф. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие \ Н.Ф. Лысова, Г.А. Корощенко, С.Р. Савина. – Новосибирск: АРТА, 2011.

2. М.Р., Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. –М.: «Академия», 2005.

8.2 Дополнительная литература

1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 335 с.

2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - 3-е изд. - Москва : Академия , 2013. - 256 с.

3.Любошенко, Т.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебное пособие : в 2-х ч. / Т.М. Любошенко, Н.И. Ложкина ; Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274683


Дополнительная:

    1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. мастерства / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2012. - 256 с.

8.3 Периодические издания




  1. Методический журнал для учителей «Здоровье детей»;

  2. Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания»;

  3. Социально-политический журнал «Культура здоровой жизни».

8.4 Интернет-ресурсы




  • http://gibdd.onego.ru/p_propag.htm

  • http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/

  • http://www.warning.dp.ua/bezop11.htm

http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Мультимедийная аудитория.

  2. Телевизор с видеоплеером.

  3. Плакаты: «Скелет человека», «Сердечнососудистая система», «Пищеварительная система человека», «Система органов дыхания», «Мочеполовая система», «Головной мозг».

  4. Аппараты для измерения АД, дыхания и др.



10. Паспорт рабочей программы дисциплины
Разработчик: Цапцова Т.Н., к.б.н., доцент.
Согласовано:

Зав. кафедрой Манакова И.Н.

Согласовано:

Специалист по УМР _________________


«___» ________________г.


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК

Рег. номер _______________________________________________________

Дисциплина ______________________________________________________

Учебный план ______________________________________________________
Автор _____________________________________________________________

ФИО полностью


Кафедра _____________________________________________________________

Исполнитель (ответственное лицо)

_______________________________________



_______________________________________

ФИО (полностью), должность, конт. телефон


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка