Цель и задача, к которым относится показатель




Сторінка1/36
Дата конвертації21.04.2016
Розмір5.65 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Содержание


1.1 Доля населения, имеющего доход менее 1 доллара ППС в день


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА, К КОТОРЫМ ОТНОСИТСЯ ПОКАЗАТЕЛЬ

Цель 1. Ликвидация крайней нищеты и голода

Задача 1.А Сократить вдвое за период 1990–2015 годов долю населения, имеющего доход менее 1 доллара в день
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ

Определение Доля населения, имеющего доход менее 1 доллара ППС в день, определяется как процент населения, живущего в домохозяйствах ниже международной черты бедности, где среднее потребление (или доход) на душу населения составляет менее 1,25 долларов в день по международным ценам 2005 года, скорректированным на паритет покупательской способности (ППС).
Данный показатель выражается в виде процента.

Понятия Черта бедности является уровнем, применяемым для оценки бедности по уровню доходов или потребления. Человек считается бедным, если его уровень потребления или дохода ниже минимального уровня необходимого для удовлетворения базовых потребностей. Такой минимальный уровень называется чертой бедности. Черта бедности для расчета данного показателя составляет 1,25 доллара в день по международным ценам, конвертируемым в единицы национальной валюты, применяя валютный курс по ППС для потребления. Черта бедности в размере 1,25 доллара в день, оцениваемая в ценах 2005 года, заменяет черту бедности в размере 1,08 доллара в день, оцениваемую в ценах 1993 года. Черта бедности, часто описываемая как «1 доллар в день», стала широко распространенным международным критерием крайней нищеты. Оценка нового уровня черты бедности была получена на основе оценок ППС в рамках Программы международного сравнения 2005 года и последних результатов обследований домохозяйств в развивающихся странах. Для расчета международной черты бедности в национальной валюте по ценам, преобладавшим на момент проведения обследований, были использованы национальные индексы потребительских цен. Временные ряды с 1990 года были пересчитаны с применением этой новой черты бедности.
Коэффициент пересчета паритета покупательской способности (ППС) для личного потребления представляет собой количество единиц национальной валюты, необходимых для покупки такого количества товаров и услуг на отечественном рынке, которое можно было бы купить за один доллар США в США. Он основывается на понятии системы национальных счетов о фактическом личном потреблении.

Долю населения, живущего ниже черты бедности, также называют долей неимущего населения (или распространенностью бедности или уровнем бедности).




Методика расчетов

Доля населения, живущая ниже черты бедности, рассчитывается на основании данных о потреблении или доходах на душу населения, получаемых по результатам репрезентативных в общегосударственном масштабе обследований домохозяйств. Данные о потреблении считаются более предпочтительными для оценки бедности по сравнению с данными о доходах, потому что уровень доходов сложнее оценить точно и со временем он может меняться, даже если уровень жизни не меняется. Однако на практике оба метода дают схожие результаты.

Параметры потребления, в том числе продукции собственного производства (или доходов, в случае если данные по потреблению отсутствуют), рассчитываются для всего домохозяйства и затем на человека, а затем делятся на число членов данного домохозяйства для определения показателя на душу населения. Затем домохозяйства ранжируются по уровню потребления (или дохода) на человека и для определения количества людей, живущих выше и ниже черты бедности, их показатели по потреблению (доходу) сравниваются с чертой бедности. 

Распределения выборки бедного населения взвешиваются по размеру домохозяйства и коэффициентам расширения выборки, с тем, чтобы обеспечить ее репрезентативность для населения каждой страны. Это позволяет получить оценочное количество людей, живущих в домохозяйствах с уровнем потребления или дохода на душу населения ниже уровня бедности. Общее количество людей, живущих ниже черты бедности, делится на общую численность населения для определения доли бедного населения. Полученный результат умножается на 100 для получения показателя в процентном выражении.

Ниже представлена формула расчета данного показателя:

image

где P0 – доля неимущего населения, I(.) – индикаторная функция, которая принимает значение 1 в случае, если выражение в скобках является верным, или 0 в случае, если это выражение является неверным. Если значение личного потребления или дохода (yi) меньше значения черты бедности (z), то I(.) равен 1 и человек считается бедным. Np – общее количество бедных людей, а N – общая численность населения.



ОБОСНОВАНИЕ И ТОЛКОВАНИЕ

Черта бедности в размере 1,25 доллара в день - критическое значение, ниже которого человек или домохозяйство считается бедным, – соответствует значению уровня бедности в беднейших странах (беднейшие страны определяются в рамках международного сравнения стран по валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения по ППС). Этот показатель является критерием крайней нищеты, который позволяет проводить сравнения между странами при его конверсии с применением обменного курса ППС для потребления. Кроме того, оценки уровня бедности, основанные на международной черте бедности, стремятся к удержанию реального значения черты бедности на постоянном уровне с течением времени, что позволяет точнее оценивать прогресс в достижении цели по ликвидации крайней нищеты и голода.


Значение показателя варьируется от 0 (нет населения, живущего в условиях крайней нищеты) до 100 (все население страны живет за международной чертой бедности). Для достижения показателя 1.А Задачи 1 ЦРТ к 2015 году процент бедности населения должен быть в два или более раз меньше уровня 1990 года.




СБОР ДАННЫХ И ИХ ИСТОЧНИКИ

Лучше всего готовить показатель на основании микроуровневых данных по доходам домохозяйств или их расходам на потребление, полученным по результатам репрезентативных в общегосударственном масштабе обследований домохозяйств. Необходимо использовать результаты только таких репрезентативных обследований, которые содержат достаточную информацию для подготовки исчерпывающих агрегированных величин по потреблению или доходам (включая потребление или доходы за счет собственного производства) и позволяют строить правильно взвешенное распределение потребления или доходов на душу населения. Репрезентативные в общегосударственном масштабе обследования обычно проводятся национальным статистическим органом. В некоторых случаях обследования проводятся министерством экономического планирования, центральными банками или частными организациями под руководством государственных или международных агентств.


Обычно в развивающихся странах обследования домохозяйств по доходам или расходам проводятся каждые три-пять лет, хотя перерывы между такими обследованиями могут отличаться в разных странах. Общей проблемой данных по уровню потребления домохозяйств является сравнимость обследований: анкеты, используемые для проведения обследования домохозяйств, могут существенно отличаться и необязательно схожие обследования могут быть строго сравнимыми друг с другом вследствие различий в методах их проведения. Эти проблемы стали менее актуальными по мере усовершенствования и стандартизации методов проведения обследований, но достижение строгой сравнимости все еще представляет сложность.

Смотрите информацию о других возможных проблемах, которые могут возникнуть при сборе данных для данного показателя, в разделе «Сбор данных и их источники» для Показателя 1.1a.




ВОПРОСЫ ДЕЗАГРЕГИРОВАНИЯ ДАННЫХ

Смотрите «ВОПРОСЫ ДЕЗАГРЕГИРОВАНИЯ ДАННЫХ» для Показателя 1.1a.




КОММЕНТАРИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Уровень бедности является полезным инструментом для политиков и доноров для того, чтобы нацелить политику в области развития на бедные слои населения. В то же время он имеет недостаток, заключающийся в том, что он не отражает глубину бедности; в результате не учитывается тот факт, что некоторые люди могут жить чуть ниже черты бедности, в то время как другие живут гораздо ниже черты бедности (см.  Показатель 1.2). Лица, определяющие политику, стремящиеся в максимально возможной степени повлиять на сокращение уровня бедности, могут испытывать искушение направлять ресурсы на искоренение бедности среди тех людей, которые находятся ближе всего к черте бедности (и, соответственно, не самых бедных).

При проведении международных сравнений данных по бедности возникают некоторые концептуальные и практические проблемы, которые необходимо устранять. К возможным проблемам относятся следующие:



  • Черты бедности, сравнимые в международном масштабе, полезны для подготовки глобальных агрегированных показателей бедности. Однако, такая всеобщая черта бедности в основном непригодна для анализа бедности в конкретной стране. Для этого необходимо определить черту бедности для этой конкретной страны, которая будет отражать социально-экономические условия в этой стране (см. Раздел «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ» для Показателя 1.1a). Подобным образом для разных регионов в одной стране (таких как город и село) может потребоваться корректировка черты бедности, если цены на товары и услуги или их доступность отличаются.

  • ППС основывается на ценах на товары и услуги, которые могут не отражать модели потребления бедного населения. В результате, нет уверенности в том, что международная черта бедности оценивает одну и ту же степень нужды или лишений в разных странах.

  • На надежность расчетных данных по уровню бедности может повлиять качество ППС. Различия в методиках составления выборки, погрешности измерений и сопоставимости оцениваемых товаров и услуг в рамках сбора данных по ППС могут повлиять на оцениваемые уровни цен.

  • Качество индексов потребительских цен в мире существенно отличается, что может повлиять на надежность экстраполяций ППС от эталонных значений (в год проведения обследования) и сравнения между странами. Кроме того, определения продуктов могут отличаться в разных частях страны.

  • Различия в сравнительной важности потребления нерыночных товаров могут повлиять на расчетные данные по уровню бедности. В общие расходы на потребление необходимо включить местную рыночную стоимость всего натурального потребления (включая собственное производство). Подобным образом, в доходы необходимо включить калькуляционную прибыль от производства нерыночных товаров.

  • Данный показатель оценивает бедность на основании доходов/потребления домохозяйства на душу населения, при этом игнорируя внутренние неравенства в домохозяйствах в распределении ресурсов и не учитывая другие аспекты бедности, такие как уязвимость, мнения людей об относительном ухудшении их положения, отсутствие возможности выражения своего мнения и отсутствие власти у бедных.



ВОПРОСЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

Во многих случаях в домохозяйствах, возглавляемых женщинами, уровень доходов, как правило, ниже, и поэтому больше вероятность того, что домохозяйство живет ниже черты бедности. Однако необходимо изучать эту взаимосвязь с учетом обстоятельств, сложившихся в соответствующей стране, а также учитывая, как в этой стране определяется глава домохозяйства, поскольку глава домохозяйства не всегда определяется как основной источник экономической поддержки. Отношения между полами, в том числе является ли главой домохозяйства женщина или мужчина, могут также влиять на распределение и расходование ресурсов внутри домохозяйства.



ДАННЫЕ ДЛЯ ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

Расчетные данные по бедности в целях глобального и регионального мониторинга готовятся Всемирным банком. Международные расчетные показатели по бедности обычно не рассчитываются для стран с высоким уровнем доходов, для которых черта бедности в размере 1,25 доллара в день не является актуальной.


Первые глобальные расчетные показатели по бедности в развивающихся странах, подготовленные Всемирным банком, были опубликованы в отчете «World Development Report 1990» (Отчет о развитии в мире за 1990 год), где были использованы результаты обследований домохозяйств в 22 странах. После этого количество стран, в которых проводятся обследования домохозяйств по определению уровня доходов и расходов, значительно выросло. База данных Всемирного банка по мониторингу бедности, поддерживаемая Исследовательской группой по вопросам развития, содержит сейчас более 675 обследований, проведенных в 116 развивающихся странах в период с 1979 по 2007 год. Не все эти обследования являются сравнимыми по своему плану и методам формирования выборки. Нерепрезентативные обследования, несмотря на свою пригодность для некоторых целей, исключаются из расчетов международных показателей уровня бедности. По состоянию на 2009 год для получения расчетных данных по уровню бедности имеется 508 обследований в 115 странам. В ходе этих обследований было опрошено более 1,2 млн. случайно выбранных домохозяйств, которые представляют 96% населения развивающихся стран. Во всех регионах наблюдается улучшение ситуации с охватом данных, однако, Ближний Восток, Северная Африка и страны Африки к югу от Сахары все еще отстают в этом плане. База данных обновляется ежегодно по мере получения новых результатов обследований, а переоценка прогресса в достижении цели по снижению бедности проводится примерно каждые три года.


Для сравнения количества бедных в разных странах и расчета укрупненных показателей по регионам, страновые расчетные данные необходимо сначала привести к одному базисному году. Для этого необходимо оценить посредством интерполяции цифровые показатели стран, которые не предоставляют результаты обследований за базисный год, но предоставляют такие данные за годы, предшествующие или последующие за базисным годом. Для данного процесса необходимо скорректировать средний уровень доходов или расходов, наблюдаемый в год, в который проводилось обследование, на коэффициент прироста для выведения уровня доходов или расходов в базисный год. Таким образом, для реализации этого процесса необходимо сделать два допущения: рост с нейтральным распределением и гипотетический реальный темп роста между годом, в который проводилось обследование, и базисным годом.

Рост с нейтральным распределением предполагает, что уровни доходов или расходов корректируются на рост, исходя из предположения, что распределение доходов или расходов, наблюдаемое в годы, в которые проводятся обследования, остается неизменным. При этом допущении необходимо прямо интерполировать расчетный уровень бедности в определенный базисный год, используя заданный темп роста доходов или расходов.

Степень изменения в реальном потреблении на душу население должно основываться на изменении в реальном потреблении, оцениваемом путем сравнения результатов обследований за разные годы. Однако на практике большинство стран не имеет результатов обследований, которые бы проводились ежегодно. Поэтому вместо этого используются изменения в индивидуальном потреблении на душу населения, оцениваемые по национальным счетам. При этом, несмотря на то, что нет гарантии, что доходы или расходы, оцениваемые в ходе обследований, меняются теми же темпами, что и индивидуальное потребление в национальных счетах, при определенных обстоятельствах и в разрезе непродолжительного периода времени, такой метод может обеспечить разумную приблизительную точность.

В случае если базисный год попадает между двумя годами, когда проводились обследования, оценочное значение среднего уровня потребления базисный год строится путем экстраполяции среднего уровня потребления, полученного в результате обследований, к базисному году.

Второй шаг для построения сравнимых уровней бедности заключается в расчете коэффициента бедности для базисного года после приведения распределений, наблюдаемых в два года, в которые проводились обследования, к среднему уровню потребления в базисный год. В результате получаем два значения коэффициента бедности в базисный год. Окончательным публикуемым значением коэффициента бедности в базисный год является среднеарифметическое значение этих двух коэффициентов. Например, предположим, что базисным годом является 1993 год, и имеются результаты двух обследований, за 1989 и 1995 год. По результатам двух обследований имеются два средних значения для базисного года, M93(89) и M93(95), где M93(t) является оценочным средним значением для 1993 года, на основании данных обследования за год t. Исходя из распределения за 1989 год и M93(89), можно рассчитать коэффициент бедности, получаемого с использованием среднего значения за 1993 год и распределения за 1989 год - H93(89). Подобным образом оценивается H93(95), исходя из распределения за 1995 год и M93. Коэффициент бедности в 1993 рассчитывается как средневзвешенное значение H93(89) и H93(95) по следующей формуле:

image

При наличии результатов обследования только за один год среднее значение базисного года основывается на среднем значении, полученном при проведении обследования, с применением коэффициента роста в индивидуальном потреблении на душу населения, получаемого из национальных счетов. Уровень бедности в базисный год основывается на этом среднем значении и на распределении, наблюдаемом в одном из годов, в который проводилось обследование.

Чем лучше охват данными в плане количества и регулярности имеющихся обследований, тем более точным будет этот процесс выравнивания, и тем более надежными будут региональные показатели.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Информация пока отсутствует.




ПРИМЕРЫ

Информация пока отсутствует.




ССЫЛКИ

Asian Development Bank (2008). Comparing poverty across countries: The Role of purchasing power parities. In Key Indicators for Asia and the Pacific, Part I, Special Chapter. Manila. Available from http://www.adb.org/documents/books/key_indicators/2008/pdf/KI2008-Special-Chapter.pdf.

International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank (2008). Global Purchasing Power Parities and Real Expenditures: 2005 International Comparison Program. Washington, DC. Available from http://siteresources.worldbank.org/ICPINT/Resources/icp-final.pdf.

Chen, Shaohua and Martin Ravallion (2000). How did the world’s poor fare in the 1990s? Policy Research Working Paper, No. 2409. Washington, DC: World Bank. Available from http://go.worldbank.org/HTJHJR5W90. 

Chen, Shaohua and Martin Ravallion (2008). The developing world is poorer than we thought, but no less successful in the fight against poverty. Policy Research Working Paper, No. 4703. Washington, DC: World Bank. Available from http://go.worldbank.org/BQERQI1H10.

Ravallion, Martin, Shaohua Chen and Prem Sangraula (2008). Dollar a day revisited. Policy Research Working Paper, No. 4620. Washington, DC: World Bank. Available from http://go.worldbank.org/6E1P1FGPL0.

World Bank. Development Data and Statistics. Washington, DC. Internet site http://www.worldbank.org/data.

World Bank. PovcalNet Online Poverty Analysis Tool. Washington, DC. Internet site http://iresearch.worldbank.org/PovcalNet.

World Bank (1990). World Development Report 1990: Poverty. Washington, DC. Available from http://go.worldbank.org/WRCXH1RPT0.

World Bank (2000). World Development Report 2000/2001: Attacking Poverty. Washington, DC. Available from http://go.worldbank.org/L8RGH3WLI0.

World Bank (2002). A Sourcebook for Poverty Reduction Strategies. Jeni Klugman (ed.). Washington, DC. Available from http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTPOVERTY/EXTPRS/0,,contentMDK:22404376~pagePK:210058~piPK:210062~theSitePK:384201~isCURL:Y,00.html.

World Bank (2005). World Development Report 2006: Equity and Development. Washington, DC. Available from http://go.worldbank.org/UWYLBR43C0.

World Bank (2008). Poverty data: A supplement to World Development Indicators 2008. Washington, DC. Available from http://siteresources.worldbank.org/DATASTATISTICS/Resources/WDI08supplement1216.pdf.

1.1a Доля населения, живущего за национальной чертой бедности


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка