Департамент образования города Москвы




Скачати 179.56 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір179.56 Kb.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

Московский городской педагогический университет”


Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Физиология центральной нервной системы
для студентов психологического факультета
Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста
1 курс заочная форма обучения (полный срок обучения - 2 семестр)

Москва

2009 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден

на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:

профессор кафедры клинической и специальной психологии, доктор медицинских наук, профессор А.З.Дроздов


Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М.Коган

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Физиология центральной нервной системы”



Цель курса: ознакомить студентов с основами функционирования центральной нервной системы, являющейся материальным субстратом процессов высшей и низшей нервной деятельности, в том числе обеспечивающей высшие психические функции.

Задачи курса: Изучить основные закономерности работы клеточного аппарата нервной системы – прежде всего нейронов, а также клеток нейроглии. На уровне клеток студентам следует иметь представление о двух способах передачи нервного импульса – передаче сигналов по мембране нейронов (в первую очередь по отросткам) и межклеточной передаче информации между элементами возбудимых тканей. В этом смысле особое значение имеет изучение физиологии синаптических структур и работе медиаторов в химических синапсах. Знание основных принципов передачи нервных импульсов в синаптических зонах и интеграции синаптических влияний позволит учащимся понять основные принципы регуляции и интеграции рефлекторной деятельности, позволить уяснить принципы электроэнцефалографических методов исследования мозга, понять основные механизмы воздействия на процессы нейромедиации психотропных средств.

Рассмотреть физиологические особенности функционирования отдельных отделов ЦНС – спинного мозга, отделов головного мозга – ствола мозга, мозжечка, промежуточного и конечного мозга. Особое место в курсе придается изучению основ работы высших отделов конечного мозга – коры больших полушарий. Эти отделы ЦНС в наиболее значительной степени определяют процессы высшей нервной деятельности и являются материальной основой восприятия, мышления, памяти и иных психических функций. В этом смысле знание основ физиологии корковых систем и лимбической системы переднего мозга является залогом понимания студентами организации процессов высшей психической деятельности и, что весьма важно, позволит им понять механизмы повреждения высших психических функций при разного рода патологических процессах в структурах головного мозга.


Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи.


Физиология ЦНС является составной частью общей физиологии человека (нормальной физиологии). Нормальная физиология является наукой, изучающей основные законы и принципы жизнедеятельности целостного организма, а также его отдельных тканей органов и систем. Только освоив основные принципы и закономерностей функционирования ЦНС, студенты могут приступать к освоению предметов, изучающихся на старших курсах психологических факультетов– физиологии высшей нервной деятельности и физиологии сенсорных систем, психофизиологии, нейропсихологии, общей психологии, патопсихологии, психиатрии.
Содержание дисциплины.

Тема 1. Клеточный уровень организации процессов нервной регуляции. Нервные клетки и нейроглия. Передача нервных импульсов по отросткам нервных клеток.

Клетки нервной системы – нейроны и нейроглия. Строение нейрона – тело и отростки. Аксоны и дендриты – сходство и различия в строении. Основные типы нейроглии, строение и функции.

Строение клеточной мембраны – липидный бислой и белковые мембранные молекулы. Свойства мембранной электрохимической асимметрии клеток возбудимых тканей. Потенциал покоя, его электрическая величина. Распределение основных ионов вне и внутри клетки в покое.

Мембранные процессы при возбуждении нервных клеток. Потенциал действия, механизмы возникновения, потоки ионов при генерации потенциала действия. Передача нервных импульсов в виде потенциалов действия. Фазы потенциала действия. Электровозбудимые ионные каналы мембраны.

Деполяризация и гиперполяризация как выражение возбуждения и торможения на уровне нервных клеток. Локальные и следовые потенциалы. Сходство и различия потенциала действия и локальных потенциалов.

Типы нервных волокон. Миелиновая оболочка и осевой цилиндр. Строение миелинового и безмиелинового волокон. Перехваты Ранвье и межперехватные участки. Механизм передачи нервного импульса по мякотным и безмякотным волокнам. Классификация нервных волокон по типу оболочки, толщина и скорости проведения нервного импульса.
Тема 2. Клеточный уровень организации процессов нервной регуляции. Межклеточная передача нервного импульса. Синапсы. Медиаторы.
Синаптические структуры. Химические и электрические синапсы, сходство и различия. Строение синапса. Органеллы пресинаптической, постсинаптической областей, синаптической щели химического синапса. Медиаторы. Пре- и постсинаптические рецепторы. Механизмы выброса и восприятия медиаторов. Роль ионов кальция в синаптической передаче. Экзоцитоз и эндоцитоз. Классификация синапсов.

Механизмы устранения медиаторов из активной зоны взаимодействия с рецепторами. Обратный захват, его механизмы.

Типы постсинаптических рецепторов. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Механизмы воздействия медиаторов на постсинаптическую мембрану. Хемовозбудимые каналы, вторичные посредники. Агонисты и антагонисты (блокаторы) постсинаптических рецепторов. Возможности ослабления и усиления синаптической нейропередачи с помощью психотропных средств.

Нейромышечные синапсы, их морфофункциональные особенности.
Тема 3. Химические медиаторы. Интеграция синаптических взаимодействий. Электрическая активность головного мозга.
Принцип Дейла. Критерии отнесения биологически активного вещества к классу медиаторов. Основные химические группы нейромедиаторов, описание систем, использующих их в качестве медиаторов. Возбуждаюшие и тормозные медиаторы.

Возбуждающие и тормозные химические синапсы. Возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП). Возбуждение и торможение на клеточном уровне. Основные типы торможения в центральной нервной системе.

Электрические процессы на мембранах нервных клеток как основа электрической активности головного мозга. Спонтанная активность головного мозга, вызванные потенциалы. Основные ритмы электрической активности мозга.
Тема 4. Физиология спинного мозга. Понятие о рефлекторных дугах. Афферентная и эфферентная части рефлекторных дуг и проводящих путей.
Реализация рефлекторного принципа деятельности нервной системы в работе спинного мозга. Элементарная рефлекторная дуга соматической нервной системы, ее строение. Афферентный, эфферентный, вставочный нейроны. Моно- и полисинаптические дуги. Локализация тел нейронов элементарной рефлекторной дуги.

Сегмент спинного мозга, строение и функции. Сегментарный аппарат спинного мозга. Надсегментарный аппарат спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга как стволового отдела ЦНС.

Основные собственные рефлексы спинного мозга. Симптомы повреждения спинного мозга.

Тема 5. Физиология стволовых отделов головного мозга. Деятельность стволовых отделов ромбовидного мозга и среднего мозга.


Проводниковая и рефлекторная функция продолговатого мозга. Формирование медиальной петли основных афферентных (восходящих) проекций. Эфферентные (нисходящие) пути продолговатого мозга. Пирамиды. Основные рефлекторные центры бульбарного отдела. Ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга (IX-XII). Специфические и неспецифические функции ретикулярной формации ствола мозга. Бульбарный отдел парасимпатической нервной системы.

Проводниковая и рефлекторная функция моста мозга (Варолиева моста). Восходящие и нисходящие нервные пути моста. Основные ядра моста и их рефлекторные функции. Ядра черепно-мозговых нервов моста (V-VIII).

Проводниковая и рефлекторная функция среднего мозга. Восходящие и нисходящие (ножки мозга) нервные пути моста. Основные ядра среднего мозга и их рефлекторные функции. Красное ядро и черная субстанция. Функции ядер четверохолмия. Синее пятно и ядра шва ствола мозга. Функции ядер черепно-мозговых нервов моста (III-IV). Мезенцефалический отдел парасимпатической нервной системы.

Собственные рефлекторные функции стволовых отделов головного мозга (продолговатый мозг, мост, средний мозг). Основные симптомы повреждения бульбарного и других отделов ствола головного мозга.


Тема 6. Физиология мозжечка. Двигательные системы мозга человека.
Строение мозжечка как отдела заднего мозга. Функции мозжечка. Филогенетически древние, старые и новые отделы мозжечка человека, их функциональные особенности.

Основные афферентные входы и эфферентные выходы мозжечка. Типы афферентных волокон мозжечка, обработка поступающей информации. Клеточное строение коры полушарий мозжечка, клетки Пуркинье как основные интегрирующие элементы новых отделов мозжечка, образующие эфферентные выходы.

Основные симптомы нарушения функционирования мозжечка.

Понятие о двигательных центрах. Стволовые двигательные центры, их влияние на двигательные ядра спинного мозга.

Пирамидная и экстрапирамидные двигательные системы головного мозга человека, строение и основные функции. Симптомы поражения различных структур двигательных центров.
Тема 7. Передний мозг. Физиология промежуточного мозга и подкорковых (базальных) ядер конечного мозга.
Основные отделы промежуточного мозга. Функции таламуса (зрительного бугра). Неспецифические и специфические ядра таламуса. Роль таламуса как афферентного центра и другие функции ядер таламуса.

Метаталамус. Функционирование ядер коленчатых тел в качестве подкорковых зрительного и слухового центров.

Эпиталамус. Ядра серого вещества и эпифиз. Гормоны эпифиза и их роль в жизнедеятельности организма.

Гипоталамус, строение и основные группы функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Основные гормоны аденогипофиза, нейрогипофиза и промежуточной доли гипофиза, их функции. Регуляция выработки гормонов гипофиза ядрами серого бугра гипоталамуса.

Конечный мозг. Большие полушария. Физиология основных подкорковых (базальных) ядер больших полушарий.
Тема 8. Передний мозг. Конечный мозг. Физиология корковых отделов конечного мозга и основных функциональных систем переднего мозга.
Кора больших полушарий. Древняя, старая, новая кора. Клеточное строение новой коры, распределение функций между различными слоями клеток коры. Основные закономерности работы нейронного аппарата коры (колончатый принцип организации).

Проекционные и ассоциативные зоны коры. Локализация функций в долях и отдельных извилинах коры больших полушарий. Симптомы патологии работы коры лобных, височных, теменных, затылочных долей. Особая роль ассоциативных зон коры лобных долей в организации высших психических функций.

Лимбическая система. Основные структуры и принципы организации работы лимбической системы. Функции лимбической системы. Особая роль гиппокампа, миндалины, коры лимбических долей в организации работы лимбической системы.

Обонятельный мозг. Строение и функциональные обязанности отдельных структур обонятельного мозга человека.

ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – заочная

Лекции – 16 часов

Самостоятельная работа – 134 часа

Экзамен

Всего – 150 часов


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Физиология центральной нервной системы”



ДЛЯ заочного ОТДЕЛЕНИЯ




Наименование темы

Всего

Часов

Лекции

Самостоят.

работа

1.

Нервные клетки и нейроглия. Передача нервных импульсов по отросткам нервных клеток.

18

2

16

2.

Межклеточная передача нервного импульса. Синапсы. Медиаторы.

18

2

16

3.

Химические классы медиаторов. Интеграция синаптических взаимодействий. Электрическая активность головного мозга.

18

2

16

4.

Физиология спинного мозга. Понятие о рефлекторных дугах. Аффрентная и эфферентная части рефлекторных дуг и проводящих путей соматической и вегетативной нервных систем .

18

2

16

5.

Физиология стволовоых отделов головного мозга. Деятельность стволовых отделов ромбовидного мозга и среднего мозга. Основные центры симпатической и парасимпатической систем.


18

2

16

6.

Физиология мозжечка. Двигательные системы мозга человека.

18

2

16

7.

Передний мозг. Физиология промежуточного мозга и подкорковых (базальных) ядер конечного мозга.

18

2

16

8.

Передний мозг. Конечный мозг. Физиология корковых отделов конечного мозга и основных функциональных систем переднего мозга.

24

2

22




Итого:

150

16

134


ВСЕГО: 150 часов.

Перечень вопросов к экзамену по курсу “Физиология центральной нервной системы”

1. Возбудимые клетки. Потенциал покоя. Величина потенциала покоя. Соотношение ионов внутри и снаружи покоящейся клетки. Ионные насосы, создающие и поддерживающие ионные градиенты. Основные принципы их работы.

2. Потенциал действия. Фаза деполяризации и фаза реполяризации. Следовые потенциалы. Критический уровень деполяризации. Абсолютный и относительный рефрактерный период. Локальные потенциалы и потенциалы действия.

3. Распространение сигнала по отросткам нервных клеток. Мякотные и безмякотные нервные волокна. Строение нервного волокна разных типов. Непрерывный и сальтаторный способ проведения возбуждения по нервному волокну, их особенности.

4. Типы нервных волокон. Зависимость скорости проведения возбуждения и длительности потенциала действия от диаметра и строения нервного волокна. Примеры применения волокон разного типа в организме. Законы проведения возбуждения по нервному волокну.

5. Клеточный состав нервной системы. Нейроны и нейроглия. Строение нейрона. Типы отростков. Функции отростков. Классификация нейронов.

6. Синапсы. Определение, структура и функции. Основные компоненты синапса. Классификация синаптических структур. Электрические и химические синапсы – сходство и различия в структуре и механизмах передачи сигнала.

7. Медиаторы. Определение и функции. Структура пресинаптического окончания. Механизм выброса медиатора из пресинаптического окончания.

8. Механизмы воздействия медиаторов на постинаптическую мембрану. Основные постсинаптические эффекты в постсинаптической клетке. Рецепторы, их агонисты и антагонисты.

9. Механизмы устранения активного медиатора из синаптической зоны. Способы блокады синаптической передачи. Возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы.

12. Химическая природа медиаторов. Основные классы медиаторов нервной системы человека. Тормозные и возбуждающие медиаторы. Принцип Дейла. Правила наименования нейронов в зависимости от типа используемого ими медиаторного вещества.

17. Рефлекторная дуга. Основные компоненты элементарной рефлекторной дуги. Расположение тел нейронов. Сегментарный и надсегментарный аппарат спинного мозга.

18. Спинной мозг. Строение. Серое и белое вещество спинного мозга. Передние и задние корешки, чувствительные и двигательные части. Организация серого вещества спинного мозга. Передние, задние и боковые рога. Клеточный состав нейронов спинного мозга. Канатики белого вещества спинного мозга.

20. Головной мозг. Передний, средний и задний мозг. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, подкорковые ядра и кора больших полушарий. Основные функции и локализация.

21. Продолговатый мозг и мост. Строение и функции. Основные ядра серого вещества. Черепномозговые нервы, ядра которых расположены в продолговатом мозге и в мосте. Рефлекторная деятельность центров продолговатого мозга. Вегетативные центры продолговатого мозга.

22. Средний мозг. Основные ядра среднего мозга. Четверохолмие. Ядра черепномозговых нервов среднего мозга. Рефлекторная деятельность среднего мозга.

23. Мозжечок. Основные анатомические образования. Нейронная организация коры полушарий, основные проводящие пути. Функции мозжечка. Клинические проявления нарушения деятельности мозжечка.

24. Промежуточный мозг. Таламус. Строение и функции. Основные ядра. Метаталамус и эпиталамус.

25. Гипоталамус. Функции гипоталамуса. Гипофиз. Гормоны передней и задней доли гипоталамуса. Рилизинг-факторы и ингибирующие факторы гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарная система.

26. Конечный мозг. Подкорковые ядра больших полушарий. Лимбическая система. Старая и новая кора. Функции подкорковых образований больших полушарий ЦНС.

27. Кора больших полушарий. Основные анатомические образования. Клеточная структура коры. Функции отдельных регионов коры. Основные симптомы и синдромы нарушений корковой деятельности.

28. Электрическая активность головного мозга человека. Основные ритмы электрической активности мозга, их характеристики. Вызванные потенциалы.



29. Вегетативная нервная система. Основные принципы строения и функции. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы. Элементарная дуга вегетативной нервной системы.
Лекции

Лекция 1. Физиология ЦНС как наука. Строение нейрона. Типы глиальных клеток и их функции. Распространение нервных импульсов по отросткам нервных клеток. Нервные волокна, строение и передача сигналов.

Лекция 2. Межклеточная передача нервных импульсов. Синапсы. Строение и функции. Классификация синаптических структур. Механизмы передачи информации в химических синапсах. Рецепторы. Регуляция передачи сигналов и модификация синаптической передачи.

Лекция 3. Возбуждающие и тормозные синапсы. Основные постсинаптические эффекты. Химическая природа медиаторов, их основные типы и функции. Классические нейромедиаторы. Принцип Дейла.

Лекция 4. Физиология спинного мозга. Сегментарный и надсегментарный аппараты спинного мозга. Элементарные рефлекторные дуги. Собственные рефлексы спинного мозга.

Лекция 5. Рефлекторные и проводниковые функции продолговатого мозга и Варолиева мости. Черепно-мозговые нервы.Физиология среднего мозга. Собственные рефлексы ствола головного мозга.

Лекция 6. Строение и функции мозжечка человека. Основные симптомы мозжечковой патологии. Пирамидная и экстрапирамидная двигательные системы мозга человека, основные центры и функции.

Лекция 7. Физиология промежуточного мозга. Основные функции таламуса, метаталамуса, эпиталамуса. Гипоталамус. Гипофизарно-гипоталамическая ось, принципы работы. Основные гормоны гипофиза и их функции.

Лекция 8. Функции конечного мозга. Подкорковые структуры больших полушарий и их функции. Кора больших полушарий. Локализация функций в коре больших полушарий. Строение и виды коры. Лимбическая система и обонятельный мозг.
Литература
Основная


  1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. – М., 2003.

  2. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2004.

  3. Физиология человека./Под ред.Г.И.Косицкого. – М., 1985.

  4. Физиология человека./Под ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько: в 2-х т. – М., 1997.

  5. Физиология человека./Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса: в 3-х т. – М., 1996.

  6. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., 1997.


Дополнительная

  1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека. – М., 2004.

  2. Адыширин-Заде Э.А. Орловский Ю.А., Галахов Б.Б. Морфология рефлекторных дуг (безусловные рефлексы). – Самара, 1995.

  3. Катц Б. Нерв, мышца и синапс. – М., 1968.

  4. Нейрохимия./Под. ред. Ашмарина И.П., Стукалова П.В. - М., 1996.

  5. Психофизиология./Под ред. Ю.И.Александрова – М., 2006.

  6. Рафф Г. Секреты физиологии. С.-Пб., 2001.

  7. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М,. 2007.

  8. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М., 2002.

  9. Хухо Ф. Нейрохимия. – М., 1990.

  10. Дж. Шаде, Д. Форд. Основы неврологии. - М.,1976.

  11. Шеперд Г. Нейробиология. В 2-х т. – М,. 1987.

  12. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии – М., 2002.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка