Девиантное поведение: понятия, разновидности, механизм возникновения




Скачати 200.55 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір200.55 Kb.
Министерство образования и науки Украины

НТУУ «КПИ»

Факультет авиационных и космических систем

Кафедра информационно-измерительной техники


Реферат

по курсу «Социология»

на тему: «Девиантное поведение: понятия, разновидности, механизм возникновения»

Выполнил:

студент 3 курсу

группы ВВ-81



Аверьянов В.В.

Преподаватель



Майструк Н. О.


КИЕВ-2010

План



Девиантное поведение


3

Причины девиантного поведения


6

Типология отклоняющегося поведения


8

Социальный контроль


14

Литература


19


Девиантное поведение
Девиантное поведение (от лат. dcviatio - отклоне­ние), понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и постави­ло эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Поэтому в самом общем виде под отклоняющимся поведением бу­дем понимать поступки и действия людей (девиантов - нарушителей, делинквентов - правонарушителей), вступающие в противоречие с утвердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в за­конах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, от­клонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную сто­роны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хо­рошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся арти­сты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

Отечественный исследователь Я.И. Гилипский различает негатив­ное отклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и препятствующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым он относит различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др.). В последних новаторство нераз­рывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, ти­пов деятельности.

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения.

К видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию и др. В узком понимании под де­виантным поведением подразумеваются такие отклонения, кото­рые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений получила в социологии особое название -делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.

Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной куль­туры. Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с норма­тивной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведе­нии и фантазиях все меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

Причины девиантного поведения
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска».

Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездухов­ности, психологии вещизма и отчуждения личности. Жизнь обще­ства с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, пробле­мы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Таким образом, для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношения людей, складывающихся в обществе.

Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, как сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого, даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, также разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разно­образие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т.д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т.д.)».

Типология отклоняющегося поведения
Один из важных вопросов, возникающих в ходе изучения социальных отклонений, состоит в выявлении типов девиантного поведения. Таких типологий существует немало, причем создаются они в тех отраслях знания, которые так или иначе связаны с проблематикой социальных и личностных отклонений. Это не только социология, но и психология, в том числе социальная), криминология, судебная психиатрия и др.
Первичная и вторичная девиация

По происхождению различают первичную и вторичную девиацию. Под первичной понимают нарушения некоторых социальных норм поведения, которые допускают многие люди в своей повседневной жизни. Скажем, какая-то часть водителей автомобилей регулярно на­рушает правила уличного движения: превышает скорость, не там, где положено, паркуется, может поехать на красный свет, неправильно обгоняет и т.д. Еще один пример: некоторые представители молодежи (да и более старших возрастных групп тоже) время от времени курят сигареты с наркотиками. Считают ли себя упомянутые водители и курильщики девиантами? Скорее всего, нет.

Однако если их, что называется, «поймали с поличным» работники правоохранительных органов и эти факты стали достоянием общест­венности, то возникает вторичная девиация, связанная с наклеивани­ем ярлыка девианта: злостный нарушитель правил дорожного движе­ния, наркоман. Происходит то, что описал американский социолог Г. Беккер в книге «Аутсайдеры» (1963) своей теорией стигматизации (наклеивания ярлыков, от греч. stigma - клеймо, пятно). В результате стигматизации человек начинает себя чувствовать и осознавать деви­антом. В данном случае стигма - не просто ярлык девианта, а обвине­ние человека в каком-либо значительном пороке, за которым должно последовать суровое наказание: заключение в тюрьму, психиатричес­кую больницу или еще что-либо «антигуманное».

Индивидуальные и коллективные девиации

Рассмотрим типологию девиантного поведения в связи с его харак­тером. В соответствии с этим критерием можно говорить об индиви­дуальном и коллективном отклоняющемся поведении. Любая девиа­ция вначале проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный (групповой) характер. В этом случае действие ее значительно усили­вается, что приводит к дополнительному влиянию девиации в обще­стве - в сравнении с результатом одиночных действий субъектов. В качестве примера можно назвать ситуацию коллективного рэкета в России в 1990-х гг., когда занятие им превратилось в достаточно массовое и он стал одним из самых прибыльных видов криминально­го бизнеса в стране.

Коллективный характер девиантного поведения усиливает в ряде случаев его способность дезорганизовать жизнь общества в ее очень важных сферах. Вспомним в связи с этим забастовки авиадиспетчеров, забастовки и голодовки учителей и врачей, в том числе «Скорой помощи», вызванные многомесячной невыплатой заработной платы. Коллективный характер совершенно другой по направленности девиации, такой, как преступление, делает его особо опасным, что находит отражение в резко ужесточаемых формах и сроках наказания.
Типология Р. Мертона

Одна из наиболее известных и широко распространенных типологий дается Р. Мертоном в его ставшей уже классической работе «Социальная теория и социальная структура» (1957). Изучая социальные и культурные источники отклоняющегося поведения, американский социолог сосредоточил внимание на типах приспособления (адаптации) к культурным целям и институционализированным средствам (нормам) людей, занимающих различное положение в социальной структуре об­щества. В результате им были предложены пять типов приспособления, схематично представленных в таблице 1 («+» обозначает «принятие», «-» - «отвержение», а «+-» - «отвержение господствующих ценностей и замена их новыми»). Представленная типология в литературе определяется иногда как «классификация типов девиации Мертона. Однако у самого Мертона она называется несколько по-другому - «Ти­пология способов индивидуальной адаптации».


Таблица 1

Типология способов индивидуальной адаптации




Способы

адаптации

Одобряемые обществом цели

Одобряемые обществом средства

Конформизм

Инновация

Ритуализм

Ретритизм

Мятеж


+

+

-



-

+-


+

-

+



-

+-



Конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выжи­вания. Без наличия конформистского поведения нельзя говорить о ста­бильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем шире представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные. С другой стороны, все они, в том числе и конформистский, выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерным для данного общества. Мертон не противопоставляет их другу другу, точно так же, как не считает де­виацию исключительно негативным явлением (что делают многие).



Инновационный способ адаптации предполагает согласие с обще­ственно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристи­ки инновационного типа поведения, присущей отечественной социо­логии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выражен­ные негативные средства достижения цели.

Р. Мертон, например, пишет о таких из них, как использование мо­шенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: «В об­ществах, подобных нашему (имеются в виду США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию), культурное акцентирова­ние денежного успеха для всех и социальная структура, слишком силь­но ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновативной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспосо­бления возможна только при несовершенстве социализации индиви­дов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху».

Следующий тип отклоняющегося поведения - ритуалистский. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институцио­нальных средств достижения целей, но отказом от некоторых из са­мих целей. В частности, это касается цели безудержного стремления к успеху. Для многих ритуалистов характерен афоризм «Высоко взле­тишь - больно упадешь», отсюда для них типичны, по мнению Мертона, высказывания «Я стараюсь не высовываться», «Не нашего ума дело», «Я играю осторожно» и т.д. Как отмечает американский социо­лог, «это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культур­ных целей и приверженности любому обещающему безопасность ру­тинному распорядку и институциональным нормам».

Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами - от об­щественно одобряемых целей и от подобных же средств их достижения. Этот тип отклоняющегося поведения связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (от англ. retreat - бегство). Он характерен, прежде всего, для маргиналов - бродяг, наркоманов, бомжей, душевно­больных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую суб­культуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направ­лена открыто против общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, тре­буя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают потому, что относящиеся к этому типу отклоняющегося поведения лю­ди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее достижения. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отка­за от взаимодействия с ним.

Наконец, пятый тип девиации - мятеж, т.е. отрицание господст­вующих в обществе целей и средств и их замена новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризу­ется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мя­теж - это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах сво­ей жизни исчерпало себя - как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов ин­дивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, рассмотренные Мертоном, и есть основные пути поиска равновесия в отношениях между лич­ностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их, прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в пер­вую очередь он сам. Задача современного развитого общества - пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного «кон­сенсуса», создать благоприятные условия деятельности, которые снизи­ли бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении. Другими словами, стоит проблема социального контроля.

Социальный контроль
Термин «социальный контроль» был введен в научный оборот Г. Тардом и означал в его первоначальной трактовке средство возвращения правонарушителя (преступника) к нормальной жизни. Затем сам Тард стал рассматривать социальный контроль как фактор социали­зации личности. Находясь под влиянием идей Тарда, представители Чикагской социологической школы, прежде всего Р. Парк, характери­зовали социальный контроль как целенаправленное влияние общест­ва на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социаль­ного порядка. В свою очередь, под влиянием работ Чикагской школы, идеи социального контроля очень быстро распространились и в аме­риканской, и в европейской социологии.

В самом общем виде под социальным контролем будем понимать ре­гуляцию поведения субъектов социального действия с помощью норма­тивных механизмов и санкций. Социальный контроль связан не только с девиантным поведением, он имеет отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведе­ния. Поэтому, когда А.М. Яковлев характеризует социальный контроль как «способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативно­го (в том числе правового) регулирования», он прав. Но нас социальный контроль интересует с точки зрения его связи с от­клоняющимся поведением. Отсюда внимание будет обращено, прежде всего, на эту сторону дела.

Вместе с тем есть некоторые аспекты теории социального контроля, которые одинаково значимы для изучения любого вида поведения. Нач­нем с того, что социальный контроль традиционно рассматривается как часть общего процесса социализации. Чем она эффективнее, тем эффек­тивней социальный контроль, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, т.е. соответствую­щего принятым в обществе правилам, нормам, обычаям и т.д. Тем самым социализация формирует внутренний контроль на основе индивидуаль­ных самооценок, что делает менее нужным внешний контроль.

Далее, социальный контроль проявляет себя через групповое дав­ление и групповой контроль. На поведение индивида влияет норматив­но-ценностный механизм тех групп, в жизнедеятельность которых он включен. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и традиций начинает работать «механизм» группового давления и груп­пового контроля.

Наконец, социальный контроль выступает в форме принуждения, осуществляемого через санкции. Они могут применяться как в рамках группового давления, так и - более широко - через институциональ­ные и социальные механизмы. Принуждение - это крайняя форма со­циального контроля. Она используется тогда, когда индивиды не хотят строить свое поведение в соответствии с действующими в обществе ре­гуляторами социальных отношений. Другими словами, принуждение применяется относительно отклоняющегося поведения.
Социальный контроль и отклоняющееся поведение

Н. Смелзер, полагая, что социальный контроль - это совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуще­ствления, делает важное добавление: в исследованиях девиации он «озна­чает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление». Здесь он исходит из понимания основных разновидностей социального контроля Т. Парсонсом, который писал об использовании в целях его установления изоля­ции, обособления и реабилитации девиантов. Эти три разновидности ха­рактеризуют такую форму социального контроля, как принуждение.

Изоляция означает использование тюрьмы для отлучения деви­анта от общества, не предусматривающее реабилитации (пожизнен­ное заключение). Обособление связано с частичной (временной) изоляцией девианта, скажем, в психиатрической больнице. Что касается реабилитации, то она имеет самые разные формы и програм­мы - с помощью труда, образования, лечения (в группах типа «аноним­ных алкоголиков», с использованием методов психотерапии и т.д.) - и направлена на то, чтобы помочь девиантам найти свое место в жизни.

В работах многих западных социологов проблема социального контроля была поставлена именно в связи с анализом отклоняющего­ся, прежде всего агрессивного, поведения определенной группы деви­антов. Необходима была реакция общества на такое поведение, и ею мог стать лишь социальный контроль. Социологи установили, что он в состоянии оказывать двоякое действие на отклоняющееся поведе­ние: либо смягчать его характер и последствия, либо, наоборот, спо­собствовать усилению девиаций в обществе.

Возникает вопрос, при каких условиях появляется первое и в ка­ких обстоятельствах - второе. Смягчение социальных отклонений происходит тогда, когда насилие в обществе минимизировано, его официальные структуры проявляют известную толерантность (тер­пимость) по отношению к различным проявлениям девиаций. Суще­ственную роль играет общая экономическая и политическая ситуация в стране Благоприятные условия жизни ее населения способствуют оптимизации социального контроля и снижению удельного веса нега­тивных девиаций в обществе. Обострение обстановки, тем более на­ступление кризисных периодов не способствуют эффективности со­циального контроля; скорее, наоборот, это делает использование его механизмов затруднительным.

Активизация девиатного поведения в обществе и неэффектив­ность социального контроля возникают тогда, когда его структуры ис­пользуют экстремистские и догматические методы давления, наси­лия. Эго усиливает маргинальность и, выражаясь терминами Р. Мертона, ретритизм в отклоняющемся поведении, а в определен­ных обстоятельствах способно даже привести к мятежу как способу смены целей и средств их достижения в обществе. В качестве приме­ра активизации отклоняющегося поведения в России в результате не­эффективного социального контроля назовем недальновидную, а по­рой и преступную государственную политику, выступающую фактором алкоголизации населения.


Формальный и неформальный социальный контроль

Социальный контроль выступает в двух основных видах: как формаль­ный и неформальный. Первый осуществляется соответствующими ор­ганизациями и является официальной процедурой. Так, правом формального контроля пользуются органы правопорядка. Работники правоохранительных органов следят за соблюдением законов, подзакон­ных актов, многочисленных правовых норм и правил поведения в обще­стве. Их деятельность сопровождается выполнением большого количе­ства бюрократических процедур, т.е. она формализована. В системе органов правопорядка, осуществляющих функции формального кон­троля, занят громадный штат сотрудников - в милиции, суде, прокура­туре, тюрьмах и др. Крайне важными органами формального контроля являются налоговые службы, от которых благополучие в стране зависит не меньше, чем порядок - от правоохранительных органов. Отклоняю­щееся поведение является проблемой «номер один» для формального социального контроля.

Если формальный контроль осуществляется в больших, государст­венного значения организациях, то неформальный часто реализуется через небольшие группы. Можно говорить о нескольких типах неформального контроля. Одни из наиболее распространенных - награды (вознаграждения) и наказания. Первые проявляются в виде улыбок, добрых жестов, аплодисментов, одобрительных кивков, рукопожатий, словесных поздравлений и т.д. Вторые - наказания - выражаются не­довольным тоном и взглядом, нахмуренными бровями, критическими суждениями, резкими замечаниями, даже руганью и угрозами.

В ряде случаев неформальный социальный контроль находит весь­ма специфические формы подчеркнутого игнорирования группой сво­его члена. Если, к примеру, студент не считается с интересами группы, ведет себя эгоистично, то это может вызвать его отторжение, а иногда и молчаливый бойкот. Как видно, отклоняющееся поведение члена груп­пы встречает соответствующую реакцию в виде неформального социальною контроля.



В заключение следует отметить, что социальный контроль не сво­дится только к воздействию общества, социальных групп, институтов и организаций на личность. Это лишь одна сторона социального кон­троля, хотя и очень важная, особенно когда речь идет об отклоняю­щемся поведении. Если же иметь в виду многообразие видов челове­ческих действий, то социальный контроль представляет собой широкое социальное поле взаимодействующих индивидов, их различ­ных общностей, социальных структур, общества в целом. Его главная задача - наиболее полно учитывать интересы и потребности челове­ка с помощью базирующегося на социальном порядке рационально организованного общества.

Литература


  1. Волков ЮТ., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000..

  2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

  3. Добренькое В.И., Кравченко AM. Социология: В 3 т. М., 2000. Т. 3.

  4. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.

  5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социол. исслед. 1992. № 2-5.

  6. Рывкиш Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социол. исслед. 1997. № 4.

  7. Социология в России М., 1998.

  8. Фролов С.С. Социология. М., 1996.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка