Директор мбоу одинцовскойсош №3




Скачати 192.32 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір192.32 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 3



«Утверждаю»

Директор МБОУ ОдинцовскойСОШ № 3

_________Никонов Д.Ю.

Приказ№ ________от

«____»_______20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_Толчиницина Н,А.___
«____»____________200 г.


«Рассмотрено»

На ШМО учителей

Хорошухина В.Г.
________________________

Протокол № ___ от

«____»________200 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Капшук Людмила Леонидовна, Высшая



Ф. И. О. педагога, категория
по БИОЛОГИИ 10А (универсальный)

предмет, класс
2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2010.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.



Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за триместр (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению общеобразовательной программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Содержание и структура программы.

Введение

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.



Основы цитологии

Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки. Сравнение прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.



Обучающиеся должны знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что представляют собой вирусы.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные положения клеточной теории, строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развития организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.



Обучающиеся должны знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается зародыш.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения, индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

Основы генетики

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.



Обучающиеся должны знать: каковы основные законы наследственности; как гены взаимодействуют между собой; как возникают нарушения в генотипе и что они влекут за собой.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать генетические законы, модификационную и мутационную изменчивость.

Генетика человека

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.



Обучающиеся должны знать: как изучают генетику человека; какие заболевания называют генетическими.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать методы, изучающие генетику человека, объяснять причины наследственности и изменчивости,

Повторение

Цитология. Обмен веществ. Размножение и онтогенез. Генетика.



ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.



Лабораторные работы

Практические работы

Лабораторная работа №1

ЛР №1 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.»



Практическая работа №1

«Решение генетических задач»



Лабораторная работа №2

«Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом



Практическая работа №2

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм»



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;



уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебный план

Количество часов: 34

Срок: сентябрь 2013- май 2014

Режим работы: 1 раз в неделю

п/п




Разделы

Количество часов

Практические работы

Плановые контрольные (тестирование)




По плану всего

фактически






1.


Введение

.


4 ч









2.

Основы цитологии

11ч










3.

Организм

19ч










4.


всего

34










Учебно – тематическое планирование для 10а класса



Тема/раздел, количество уроков

Дата

№ параграфа

Форма работы

Примечание

10а







Введение 4 часа

1

Краткая история развития биологии










1

Обобщение и систем.знаний




2

Методы исследования в биологии










2

Индив.опрос




3

Сущность жизни и свойства живого










3,вопрос

Индив.опрос




4

Уровни организации живой материи










4,вопросы

Сам.рабучащ.




Тема 1 .Основы цитологии 11 часов

6

Методы цитологии. Клеточная теория










5,сообщ.

Рассказ и беседа учителя




7

Особенности химического состава клетки










6,ответы на вопр.

Фронтальный опрос по вопросам



8.

Неорганические вещества. Роль воды

И минеральных веществ в жизни клетки









7,8






9.

Углеводы ,липиды и белки .Их роль в жизнедеятельности клетки










9-11

Ответы на вопр.




10

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки










12,вопросы

Групповая раб.




11.

АТФ и другие органические вещества










13,сообщ

Индив.опрос




12 .


Строение клетки .Клеточная мембрана.

Ядро . Основные части клетки







14 -17 Вводная беседа


13

Сходство и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток










18,вопрос,сооб

Самостоят.раб.




14

Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов










19,вопр.

Индив.опрос




15

Реализация наследственной информации в клетке










26

Вопросы,раб.тетрадь






16

Вирусы










20

вопросы




Тема 2.Организм 19 часов

17

Обмен веществ и превращение энергии –свойство живых организмов










21,22.вопрос

Рассказ учителя




18

Особенности обмена веществ у растений ,животных и бактерий










24-25

Вопросы




19

Размножение-свойство организмов. Деление клетки как основа роста. ,развития и размножения организмов










28,

29


Вопросы и задания




20

Бесполое размножение










31

вопрос




21

Половое размножение .Мейоз










30,32.33

Фронт.

опрос





22

Оплодотворение и его значение










34вопрос

Инд.опрос




23

Индивидуальное развитие организма .

Причины нарушения онтогенеза












35

вопрос




24

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.










36,

37


Вопросы,тетр.




25

Наследственность и изменчивость-свойство организма. Генетика как наука. Гибридологический метод










38







26

Закономерности наследования .Моногибридное скрещивание










39

Решение задач




27

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание










40

Вопросы и зад



Фронтальная беседа




28

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков










41,

задачи


Индив.

опрос





29

Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование .Закон Моргана .Современное представление о гене и геноме.












42повт.41

задачи


Индив.и фрон.

опрос





30

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение генетики для медицины и селекции










46,48

Лекция




31

Наследование признаков у человека. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека.










45.

50

51



Рефераты




32

Генетика- теоретическая основа селекции. Селекция и ее методы.










64

сообщения




33

Учение Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений










65

вопрос




34

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития










68

опрос




Ресурсное обеспечение рабочей программы

1.Литература для учителя:А.А.Каменский,Е.А Криксунов,В.В.Пасечник «Биология.Общая биология.10-11 классы».-М.Дрофа,2005.

2.В.В.Пасечник «Биология.Общая биология.10-11 классы»Тематическое и поурочное планирование к учебнику. М.Дрофа,2010.

3.Т.А.Козлова.Тематическое и поурочное планирование по биологии.К учебнику А.А.Каменского,Е.А.Криксунова,В.В.Пасечника «Общая биология.10-11 классы.М.,»Экзамен»,2008.

4.Г.С.Калинова.ЕГЭ 2012.Биология.ФИПИ.

Литература для учеников:

1. 4.Г.С.Калинова.ЕГЭ 2012.Биология.ФИПИ.

2.В.В.Пасечник,Г.Г.Швецов «Биология.Общая биология.10-11 классы.»М.Дрофа.2012.

MULTIMEDIA-поддержка курса “Биология.Общая биология»

1.Д.И.Мамонтов. Открытая биология. Версия 2,6.Физикон.



2.Програмное обеспечение для интерактивных досок.Экология.10-11 классы.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка