Доклад Республики Беларусь об осуществлении положений Конвенции




Сторінка1/7
Дата конвертації15.04.2016
Розмір1.81 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Седьмой периодический доклад

Республики Беларусь

об осуществлении положений Конвенции

о ликвидации всех форм дискриминации

в отношении женщин

Минск - 2009



СОДЕРЖАНИЕ




Стр.


Введение


4

Часть I.

Основная информация общего характера

4

А.

Демографическая ситуация

4-7

B.

Социально-экономическое и политическое положение женщин

7-14

C.

Институциональный механизм улучшения положения женщин


14-15

Часть II.

Выполнение положений статей Конвенции

15

Статья 2

Ликвидация дискриминации в отношении женщин


15-17

Статья 3

Обеспечение равенства мужчин и женщин


17

Статья 4

Временные специальные меры по обеспечению фактического равенства мужчин и женщин

17

1)

Принятие временных специальных мер

17-19

2)

Охрана материнства


19-20

Статья 5

Искоренение гендерных предрассудков и стереотипов

20

а)

Изменение социальных и культурных моделей поведения

20-22

b)

Воспитание и развитие детей в семье


22-24

Статья 6

Предотвращение всех видов торговли женщинами


24-30

Статья 7

Женщины в политической и общественной жизни

30

а)

Избирательное право

30

b)

Участие в государственном управлении

31

c)

Участие в работе общественных объединений


31-33

Статья 8

Женщины в международных организациях и на дипломатической службе


33-34

Статья 9

Гражданство

34

1)

Право на приобретение, изменение и сохранение гражданства

34

2)

Гражданство детей


34

Статья 10

Образование

34-37

a)

Выбор профессии

37-38

b)

Доступность и качество образования

38

c)

Совместное обучение

38

d)

Стипендии и пособия на образование

39

e)

Повышение квалификации и переподготовка

39-40

f)

Обязательное получение образования

40

g)

Занятие спортом и физической подготовкой

40-41

h)

Формирование здорового образа жизни


41-43

Статья 11

Занятость

43

1 а), b)

Право на труд

43-46

с)

Профессиональная подготовка

46

d), e)

Оплата труда и социальное обеспечение

47-48

f)

Охрана труда

48-50

2)

Профессиональные и семейные обязанности женщин


50-52

Статья 12

Охрана здоровья

52

1)

Медицинское обслуживание

52-55

2)

Охрана здоровья женщины и ребенка


55-56

Статья 13

Прочие области социально-экономической жизни

56

a)

Социальная защита семьи

56-61

b)

Право на получение ссуд и кредитов

61-63

c)

Участие в культурной жизни, занятие спортом


63-64

Статья 14

Сельские женщины

64

1)

Положение сельских женщин

64-66

2 а)

Программы занятости на селе

66-68

b)

Охрана здоровья

68-69

c)

Охрана труда

69-70

d)

Профессиональное образование

70

e), g)

Совершенствование условий труда

70-71

h)

Повышение уровня жизни в сельской местности


71-72

Статья 15

Равенство перед законом

72

1)

Равенство перед законом

72

2) - 3) 

Равные права при заключении договоров

72

4)

Выбор местожительства


72

Статья 16

Брак и семейные отношения

73

1 а)

Равные права при вступлении в брак

73

d)

Обязанности родителей

73

2)

Минимальный брачный возраст


73-74

Часть III.

Информация к рекомендациям Комитета

73-91

ВВЕДЕНИЕ
1. В соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Республика Беларусь представляет седьмой периодический доклад об осуществлении положений Конвенции за период 2002-2007 годов.

2. Доклад составлен в соответствии с «Общими руководящими принципами в отношении содержания всех докладов». При подготовке доклада использована информация, предоставленная министерствами и иными органами государственного управления Республики Беларусь, а также белорусскими общественными организациями, в компетенцию которых входят вопросы гендерного равенства и ликвидации дискриминации в отношении женщин.

3. В докладе дана характеристика социально-экономической ситуации в Республике Беларусь, демографическим процессам и институциональным механизмам, созданным для выполнения положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

4. Разделы доклада содержат информацию о законодательных, административных и иных мерах, принятых в Республике Беларусь с целью реализации положений Конвенции.

5. В докладе отражен прогресс, достигнутый в области улучшения положения женщин в Республике Беларусь в отчетный период, а также сохраняющиеся препятствия в данной области.

6. Представленный доклад согласован членами Национального совета по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь.


Часть I

Основная информация общего характера
А. Демографическая ситуация
7. Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется процессом естественной убыли населения. В 2007 году число умерших превысило число родившихся на 29,4 тыс. человек.

8. Численность населения Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2008 года составила 9689,8 тыс. человек и за 2007 год сократилась на 24,7 тыс. человек, или на 0,3 процента, а по сравнению с численностью на 1 января 2002 года – на 261,1 тыс. человек, или 2,6 процента.

9. В возрастной структуре населения за указанный период произошли изменения, связанные, в основном, с сокращением численности лиц моложе трудоспособного возраста (в возрасте 0-15 лет). На 1 января 2008 года численность лиц указанной категории составила 1547,0 тыс. человек, или 16 процентов, и сократилась по сравнению с численностью на 1 января 2002 года на 371,2 тыс. человек.

10. На начало 2008 года численность трудоспособного населения (мужчин в возрасте 16-59 лет и женщин в возрасте 16-54 лет) составила 6053,3 тыс. человек или 62,5 процента от общей численности населения, и увеличилась по сравнению с 2002 годом на 135,3 тыс. человек. Это увеличение произошло за счет роста численности лиц в возрасте 50-54 года - населения, рожденного после Второй мировой войны.

11. На начало 2008 года численность лиц старше трудоспособного возраста составила 2089,5 тыс. человек, или 21,5 процента от общей численности населения, и увеличилась по сравнению с 2002 годом на 25,2 тыс. человека. Доля лиц этой возрастной группы в городском населении составляет 18,4 процента, в сельском населении - 30,2 процента.

12. В 2007 году сохранилась тенденция к сокращению численности населения во всех областях страны, кроме г. Минска.

13. Факторами, оказывающими влияние на численность и структуру населения, являются: рождаемость, смертность и миграция населения. За 2007 год в Беларуси родилось 103,6 тыс. человек, умерло 133 тыс. человек, прибыло в страну 14,2 тыс. человек, выбыло - 9,5 тыс. человек.

14. По сравнению с 2002 годом число родившихся увеличилось на 14,9 тыс. человек, что составило 3 процента. Миграционный прирост за 2007 год составил 4,7 тыс. человек.

15. В 2002-2007 гг. отмечалась стабилизация числа родившихся, что обусловлено более благоприятной возрастной структурой женского населения. В 2007 году уровень рождаемости составил 10,7 родившихся детей на 1000 населения (8,9 детей в 2002 году). Аналогичные тенденции наблюдаются в разрезе городской и сельской местности. В городах общий коэффициент рождаемости увеличился до 10,9 процента в сельской местности соответственно до 10,1 процента. Причем в общем числе родившихся увеличилась доля детей, родившихся вторыми и третьими в семье.

16. Суммарный коэффициент рождаемости в 2007 году составил 1,373 (в 2002 году – 1,222).

17. Для Беларуси, как и для ряда европейских государств, характерна тенденция к увеличению среднего возраста женщины при вступлении в брак и рождении ребенка. В 2007 году средний возраст вступивших в первый брак женщин составлял 23,8 года, мужчин – 25,9 лет (в 2002 году соответственно – 23,0 и 25,3 лет). В 2007 году средний возраст женщин при рождении первого ребенка составлял 24,2 года (в 2002 году – 23,5 года)

18. В 2007 году увеличилось до 78,8 процента количество детей, рожденных в зарегистрированных браках, и сократилось до 21,2 процента количество детей, рожденных в незарегистрированных браках.

19. В последние годы в сфере брачно-семейных отношений наметились позитивные изменения. В течение 2002-2007 годов число заключенных браков увеличилось на 35,7 процента и составило в 2007 году 9,3 на 1000 человек. Количество разводов сократилось на 3,3 процента и составило в 2007 году 3,7 на 1000 человек. Впервые вступили в брак в возрасте до 25 лет 52,8 процента мужчин и 72,8 процента женщин.

20. В 2007 году по сравнению с 2006 годом число умерших сократилось на 5,4 тыс. человек, или на 3,9 процента, что было вызвано сокращением числа случаев смерти от таких основных причин, как инфекционные и паразитарные болезни, болезни органов дыхания, системы кровообращения и новообразований. Общий коэффициент смертности населения сократился с 14,8 процента в 2002 году до 13,7 процента в 2007 году. Аналогичные тенденции наблюдались в разрезе городской и сельской местности. В городах отмечается снижение с 10,9 процента до 10,4 процента, в сельской местности соответственно с 24,1 процента до 22,6 процента.

21. Беларусь относится к странам со средним уровнем младенческой и детской смертности. Среди стран СНГ показатель младенческой смертности в Беларуси самый низкий. Смертность детей в возрасте до 1 года в 2007 году составила 5,2 ребенка на 1000 родившихся (7,8 детей - в 2002 году).

22. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2007 году по сравнению с 2002 годом увеличилась в целом на 2,3 года (у мужчин – на 2,2 года, у женщин – на 2,1 года) и составила в 2007 году 70,3 года – для всего населения, 64,5 лет – для мужчин и 76,2 года – для женщин. Женщины в сельской местности имеют продолжительность жизни на 3,2 года меньше, чем проживающие в городе.

23. Таким образом, к числу наиболее отрицательных явлений и тенденций в области демографического развития Беларуси следует отнести:

сокращение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простое замещение родительских поколений, снижение социальных норм количества детей в семье (преобладание однодетных семей);

высокий уровень смертности населения, в первую очередь среди лиц в трудоспособном возрасте (особенно мужчин).

24. Вследствие прогнозируемых тенденций изменения возрастной структуры населения в ближайшие годы следует ожидать пополнения трудовых ресурсов, а затем очередного спада численности лиц, достигающих трудоспособного возраста. Рост доли населения старших возрастов обусловит возрастание показателей смертности и заболеваемости, снижение экономической активности населения, общественной производительности труда, увеличение демографической нагрузки на работающее население за счет лиц старших возрастов, повышение государственных расходов на социальное обеспечение и социальное страхование.

25. Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 135 утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Целью Программы является создание условий, направленных на предотвращение дальнейшего ухудшения демографической ситуации и формирование предпосылок улучшения демовоспроизводственных процессов в Республике Беларусь.

26. Программа предусматривает решение следующих задач:

реализацию целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми;

осуществление комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка;

снижение заболеваемости и смертности населения за счет мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных факторов среды обитания;

повышение качества жизни населения страны, внедрение и реализацию медико-организационных, технологических и инновационных мероприятий, совершенствование информационно-образовательной системы в сфере охраны здоровья населения и улучшение социального обслуживания пожилых людей;

оптимизацию внутренних и внешних миграционных потоков с учетом национальных демографических интересов.
В. Социально-экономическое и политическое положение женщин
27. Достижение равного участия мужчин и женщин во всех областях общественной жизни - один из основных принципов развития современного общества. Республика Беларусь не только заявляет о поддержке этого принципа, но и берет на себя вполне конкретные обязательства в этой области.

28. Беларусь провозглашает обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им равных прав и свобод в качестве одного из конституционных принципов и приоритетов государственной политики, несет конкретные обязательства перед своими гражданами и международным сообществом по их выполнению.

29. Реализация данных конституционных норм нашла свое отражение в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Трудовом кодексе, Уголовном кодексе, Гражданском кодексе, других законодательных актах Республики Беларусь.

30. Осуществление принципа равноправия обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и карьерном росте, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин.

31. Приняты Законы Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс и Кодекс о браке и семье. Эти нормативные правовые акты в большей степени обеспечивают соблюдение равных прав и возможностей женщин и мужчин.

32. Реализация положений Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З направлена на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

33. Процесс совершенствования Трудового кодекса Республики Беларусь в части регулирования трудовых отношений граждан с семейными обязанностями осуществляется с учетом сохранения значимости фактора репродуктивной функции женщины, а также необходимости выравнивания возможностей работающих по полу и семейному положению.

34. В частности, в Трудовой кодекс Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» были внесены дополнения, направленные на предоставление возможности участия в воспитании детей отцу наравне с матерью (статьи 185 и 265). Также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия (статья 263).

35. Принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь» от 4 января 2002 г № 80-З. Это практический шаг, который государство сделало в направлении обеспечения будущего страны.

36. Данным Законом установлены правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности путем улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности населения; поэтапным обеспечением и совершенствованием государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания; стимулирования привлечения и закрепления специалистов в сельской местности; формирования высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе.

37. Выполнение положений Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» стало основой для разработки Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 26 мая 2006 г. № 135), которая, прежде всего, направлена на создание предпосылок для улучшения в стране современной демографической ситуации, которая характеризуется процессом естественной убыли населения, представляющим потенциальную угрозу устойчивому развитию государства и национальной безопасности.

38. В Беларуси реализован Национальный план действий Республики Беларусь по обеспечению гендерного равенства на 2001-2005 годы (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2001 г. № 670). В рамках осуществления данного плана в стране целенаправленно принимались правовые, организационные, административные меры, направленные на повышение статуса женщин, защиту их прав и интересов.

39. Мероприятия Национального плана действий были направлены на содействие развитию малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства среди женщин, осуществления в организациях всех форм собственности постоянного контроля за состоянием условий труда работающих, особенно женщин. Была продолжена работа по формированию сбалансированного в гендерном отношении резерва кадров на выдвижение в органы управления. Проведены информационно-просветительские кампании в средствах массовой информации по преодолению стереотипных представлений об участии женщин в процессах принятии решений.

40. В целях ликвидации проявлений гендерной дискриминации в области образования пересмотрены учебные программы, школьные учебники и другие учебные пособия в целях их освобождения от гендерных стереотипов. В процессе обучения и воспитания стимулировалось развитие лидерских качеств у девочек и девушек.

41. В Беларуси создана сеть учреждений социального обслуживания, оказывающих разного рода помощь женщинам - жертвам насилия. В связи с этим была организована система комплексной подготовки и обучения социальных работников, соответствующего персонала систем здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с женщинами, пострадавши от насилия. Активно проводится информационная, воспитательная и просветительская работа по предупреждению и профилактике насилия в семье, торговли женщинами.

42. Был разработан и принят Национальный план действий Республики Беларусь по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 годы (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. №1286), мероприятия которого призваны закрепить достигнутые результаты предыдущего Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства и продолжить государственную политику по недопущении проявлений дискриминации по признаку пола и создании условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию личностного потенциала женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.

43. В 2001-2005 годах в Беларуси была реализована Президентская программа «Дети Беларуси» (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. № 281), направленная на повышение эффективности государственной системы поддержки детей, прежде всего находящихся в особо сложных обстоятельствах, реализацию единых приоритетов и ориентиров государственной социальной политики в интересах детей и женщин в деятельности органов власти всех уровней.

44. В результате выполнения мероприятий программы «Дети Беларуси» повысился уровень медицинского обслуживания детей и женщин, предприняты меры по снижению воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы на здоровье детей и беременных женщин, решались вопросы защиты прав и интересов детей с особенностями психофизического развития, совершенствовалась система учреждений социального обслуживания семьи и детей.

45. В настоящее время осуществляются мероприятия Президентской программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318). Среди приоритетных направлений указанной программы - повышение качества жизни семей, воспитывающих детей; укрепление здоровья и содействие формированию здорового образа жизни семьи и детей; снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей; создание благоприятных условий для повышения рождаемости; профилактики социального неблагополучия в семьях; содействие физическому, умственному и духовному развитию подрастающего поколения.

46. Реализация перечисленных государственных программ и планов направлена на содействие достижения равноправия женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности

47. Политика равноправия и равных возможностей женщин и мужчин предполагает паритетное участие в принятии решений на всех уровнях.

48. Женщины Беларуси занимают должности Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь и Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

49. В 2007 году руководящие должности в республиканских органах государственного управления занимали 18 процентов женщин. В Совете Министров Республики Беларусь одна женщина занимала пост министра по налогам и сборам. Должности заместителя министра занимали 13 женщин. 4 женщины представляли Республику Беларусь на международной арене в ранге посла. 2 женщины – члены правления Национального банка Республики Беларусь.

50. Женщины достаточно широко представлены в органах судебной власти - 32 процента от общей численности всех судей. Общая численность работников Верховного Суда составляет 144 человека, из них 63,1 процента являются женщинами. 13 женщин – судьи Верховного Суда, в их числе Заместитель Председателя Верховного Суда. Среди 12 членов Конституционного Суда - 4 женщины.

51. По результатам выборов 2004 года в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь были избраны 32 женщины, в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь – 18 женщин. В целом в Национальном собрании Республики Беларусь количество женщин составляло 29,8 процента.

52. Постепенно повышается численность женщин в местных Советах депутатов всех уровней, а также в органах исполнительной власти. В 2007 году в местные Советы депутатов было избрано 10348 женщин (45,7 процента от численности депутатского корпуса).

53. Свидетельством существования гендерных проблем в Беларуси может служить тот факт, что, имея значительно более высокий уровень образования, чем мужчины (среди работающих женщин 55 процентов имеют высшее и среднее специальное образование, а среди мужчин – 38 процентов), женщины реализуют его в наименее оплачиваемых профессиях и отраслях производства, где их доля постоянно увеличивается. Это чаще происходит в связи с материнством и заботой о семье и детях.

54. Отмечается явное преобладание женщин в непроизводственных отраслях и незначительное привлечение к участию в отраслях материального производства. Например, в учреждениях здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения работает 280199 женщин, или 82,3 процента от числа работающих, в сфере образования - 392006 женщин, или 80,6 процента, в учреждениях культуры - 50775 женщин, или 73,8 процента, в учреждениях искусства - 6409 женщин, или 56,8 процента, в сфере торговли и общественного питания – 289458 женщин, или 69,9 процента, на предприятиях связи - 41928 женщин, или 63 процента.

55. В учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, на преподавательской работе трудятся около 13 тыс. женщин (55 процентов), среди них - 233 доктора наук, около 4 тыс. кандидатов наук, 220 профессоров и 2,6 тыс. доцентов.

56. Среди государственных служащих всех уровней управления 66 процентов составляют женщины, как правило, занимающие должности главных, ведущих и других специалистов.

57. Относительно низким остается участие женщин в сфере бизнеса и предпринимательства. В 2007 году в общей коммерческой деятельности были задействованы 7 336 женщин (53,4 процента от числа работающих), в сфере операций с недвижимым имуществом работало 11 594 женщины (52,6 процента от числа работающих).

58. Среди занятых в экономике доля работающих женщин с высшим образованием увеличилась с 22,6 процента в 2002 году до 27 процентов в 2007 году, в то время как аналогичный показатель в отношении мужчин в 2007 году составлял 21,1 процента. Доля женщин со средним специальным образованием составляла 27,9 процента. Не имели полного среднего образования среди занятых женщин только 2,4 процента, а среди мужчин - 4,8 процента.

59. В среднем заработная плата женщин в Беларуси за 2007 год составляла 78,4 процента от заработной платы мужчин (в 2002 году - 80,9 процента).

60. Проблема женской безработицы остается актуальной для Беларуси. Вместе с тем, благодаря принимаемым мерам численность женщин, зарегистрированных безработными, постепенно сокращается. Если на начало 2002 года на учете в государственной службе занятости состояло 62,0 тыс. безработных женщин, то на 1 января 2008 года уже 28,9 тыс. женщин (или 65,6 процента от общего количества безработных).

61. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, женщины-инвалиды, а также имеющие профессии, по которым в силу действующего механизма конкуренции на рынке труда преимущество отдается мужчинам (инженерно-технические, строительные, другие специальности).

62. Преобладание женской безработицы во многом вызвано несоответствием спроса и предложения рабочих мест как в профессионально-квалификационном, так и гендерном измерении. Спрос нанимателей в большей степени ориентирован на применение мужской рабочей силы.

63. Основным инструментарием реализации государственной политики содействия занятости является ежегодно разрабатываемая Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь, которая утверждается Советом Министров Республики Беларусь. На основе Государственной программы содействия занятости населения разрабатываются региональные программы с учетом ситуации на местах.

64. Согласно Государственной программе содействия занятости принимаются следующие меры по основным направлениям занятости населения, в том числе женщин: содействие в трудоустройстве незанятого населения, развитие территориальной мобильности рабочей силы, профориентация и профессиональное обучение, содействие предпринимательской инициативе и поддержка самостоятельной занятости безработных граждан, создание новых рабочих мест, развитие системы общественных работ, другие.

65. Реализацию государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий осуществляют органы по труду, занятости и социальной защите, работу которых организует и возглавляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов действуют территориальные органы по труду, занятости и социальной защите, в г. Минске - Комитет по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома.

66. Для трудоустройства безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в первую очередь одиноких и многодетных женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов в Беларуси широко применяется квотирование рабочих мест.

67. В целях ориентации женщин на активный поиск работы, ознакомления их с ситуацией на рынке труда и тенденциями его развития органами по труду, занятости и социальной защите в г. Минске и областных центрах проводятся «Ярмарки вакансий», «Ярмарки специалистов», «Дни открытых дверей предприятий».

68. Наиболее действенной мерой, направленной на смягчение социальных последствий безработицы, является обучение безработных женщин новым профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, в том числе дающим возможность организации своего бизнеса. В стране созданы и действуют 320 учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров.

69. После прохождения профессионального обучения показатель трудоустройства женщин значительно повышается. Активнее стала проводиться работа по организации профессиональной подготовки женщин с гарантированным трудоустройством.

70. Ежегодно увеличиваются объемы бюджетных средств, направляемых на создание рабочих мест, в первую очередь для обеспечения трудоустройства женщин.

71. Ключевым общественным институтом, через который осознаются и реализуются на практике гендерные роли, является семья.

72. В интересах государства поддерживать семью, создавая условия для максимальной и полноценной реализации основных функций, способствовать укреплению ее потенциала. Достижение указанной цели в значительной степени зависит от положения женщины в обществе, от степени участия в принятии решений и от интеграции в процессы общественного развития, от разумного распределения внутрисемейных ролей. Последнее предполагает рациональное сочетание профессиональных и семейных обязанностей всех членов семьи.

73. Обеспечение большей социальной защищенности семьи, усиление материальной поддержки было и остается одним из приоритетных направлений государственной политики в Беларуси.

74. При реализации социальной политики в отношении работающих родителей большое внимание уделяется созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. Сформирована система социального обслуживания, обеспечивающая семьям широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.

75. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» в Беларуси создана и развивается сеть учреждений социального обслуживания в каждом административном районе (всего 156 территориальных центров социального обслуживания населения и 144 социально-педагогических учреждения). Специалисты данных учреждений осуществляют социальный патронаж семей «группы риска», выявляют потребности в помощи конкретных семей и детей, оказывают психологическую и юридическую поддержку оказавшимся в трудной жизненной ситуации, консультируют по вопросам трудоустройства, получения льгот, компенсаций и других выплат.

76. Государственная поддержка семей с детьми осуществляется в виде предоставления различного рода пособий (в том числе надбавки к пособиям по безработице), льгот по налогообложению, отчисления на питание детей, оплате за нахождение в детских дошкольных учреждениях, учебники, другое.

77. С 2002 года размеры пособий установлены в процентном отношении к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения и пересматриваются ежеквартально при его увеличении. В результате такого пересмотра за период 2002-2006 годов пособия увеличились более чем в 9 раз. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, а также пособия на детей в возрасте от 3 до 16 лет семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

78. Значимой мерой материальной поддержки семей государством стало увеличение размеров единовременного пособия в связи с рождением первого ребенка с 2 до 5, при рождении второго и последующих детей – до 7 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (Указ Президента Республики Беларусь от 8 июня 2007 г. № 268 «Об усилении государственной поддержки семей при рождении детей»).

79. С февраля 2006 года (Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 г. № 95) устранена дифференциация размеров пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для различных категорий получателей. В результате неработающие женщины наравне с работающими получили право на пособие в размере 65 процентов бюджета прожиточного минимума.

80. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 271 (с изменениями и дополнениями) семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала, имеют право на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни. За счет повышения критерия нуждаемости и отмены категориального принципа при обеспечении бесплатным питанием детей первых двух лет жизни значительно увеличилась численность получателей данного вида государственной социальной помощи.

81. В Беларуси большое внимание уделяется развитию системы охраны репродуктивного здоровья.

82. По данным «Отчета о состоянии народонаселения мира за 2007 год» Фонда ООН в области народонаселения, Беларусь является единственной на пространстве СНГ страной, где 100 процентов родов происходит с привлечением квалифицированной помощи. Для развитых стран этот показатель составляет 99 процентов.

83. Приоритетными для системы государственного здравоохранения являются вопросы профилактики патологий беременности и родов, сохранения здорового потомства. Благодаря развитию трехуровневой системы медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным в Беларуси удалось снизить коэффициент младенческой смертности с 7,8 умерших детей до 1 года на 1000 родившихся живыми в 2002 году до 5,2 в 2007 году.

84. Целенаправленная работа служб здравоохранения по предоставлению необходимой информации по вопросам планирования семьи, а также по распространению современных знаний о культуре репродуктивного здоровья позволила добиться положительных результатов. Так, уменьшение числа абортов свидетельствует об эффективности реализуемых в стране программ по охране репродуктивного здоровья женщин. За отчетный период в Беларуси количество абортов снизилось в 1,9 раза (2002 г. – 89,9 тыс., 2003 г. - 80 тыс., 2004 г. – 71,7 тыс., 2005 г.- 64,7 тыс., 2006 г. – 58,5 тыс., 2007 г. – 46,3 тыс.).

85. За рассматриваемый период стали более доступны новые виды высококвалифицированной помощи за счет организации в женских консультациях приема таких специалистов, как детские гинекологи, эндокринологи, маммологии, а также за счет открытия кабинетов онкопрофилактики. В 2004 году создан Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». Это главное учреждение Беларуси в области акушерства и гинекологии, педиатрии и медицинской генетики.

86. Особое внимание медики уделяют проблемам менопаузы, женского и мужского бесплодия. Для лечения супружеских пар, страдающих бесплодием, в каждом областном центре и в г.Минске созданы консультации «Брак и семья».

87. С целью профилактики перинатальной ВИЧ-трансмиссии в Республике Беларусь проводится добровольное тестирование на ВИЧ всех беременных женщин. Проводится централизованная закупка лекарственных средств для профилактики ВИЧ-трансмиссии женщинам во время беременности, во время родов, а также новорожденным детям. Все этапы профилактики перинатальной ВИЧ-трансмиссии осуществляются за счет государственных средств.

88. В охране репродуктивного здоровья учитывается гендерный аспект. В частности, реализуется программа «Партнерство в родах» по совместной подготовке будущих мам и пап к родам и открытию семейных родильных залов, что способствует формированию ответственного родительства со стороны мужчин. Количество партнерских родов с присутствием отца ребенка с каждым годом увеличивается.

89. Оценивая предпринятые меры, в целом можно констатировать, что Республика Беларусь сделала шаг вперед по улучшению положения женщин, в том числе посредством реализации целевой социальной политики. Вместе с тем, ситуация в сфере обеспечения гендерного равенства требует дальнейших действий по недопущению проявлений дискриминации по признаку пола и по созданию условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию личностного потенциала женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.
С. Институциональный механизм улучшения положения женщин
90. Реализация государственной политики в области гендерного равенства в большой степени зависит от созданного национального механизма по координации действий всех структур, работающих в данной сфере.

91. В Республике Беларусь вопросами положения женщин и гендерного равенства занимаются:

Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь;

Постоянная комиссия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по демографической безопасности и социальному развитию;

Постоянная комиссия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи;

Управление социально-культурной сферы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

Министерство труда и социальной защиты (отдел народонаселения, гендерной и семейной политики).

На региональном уровне государственную социальную политику в этой сфере реализуют местные органы по труду, занятости и социальной защите.

92. Каждый из перечисленных структурных элементов национального механизма выполняет свои функции в рамках компетенции.

93. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совет Республики решают вопросы формирования основ законодательной базы в социальной сфере, включая вопросы положения женщин.

94. В компетенцию Управления социально-культурной сферы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь и специалистов отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь входит участие в формировании и реализации политики государства, направленной на улучшение положения женщин, обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, внесение предложений по усовершенствованию законодательной базы с учетом гендерного аспекта.

95. Результатом функционирования национального механизма является работа по совершенствованию национального законодательства, принятие и реализация Национальных планов действий по обеспечению гендерного равенства, целенаправленное принятие правовых, организационных, административных мер, направленных на повышение статуса женщин, защиту их прав и интересов.


  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка