Дополнение -существительное в творительном падеже




Скачати 463.62 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації15.04.2016
Розмір463.62 Kb.
  1   2   3
Актюбинская область Город Шалкар средняя школа №6

учительница русского языка и литературы

Төлегенова Айгүл Ожанқызы

Тема : Дополнение –существительное в творительном падеже

Цель: Расширить представление о дополнении как второстепенном члене предложения;

развить навыки склонения и употребления существительных в творительном падеже; привить любовь к спорту.



Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы: словесный , практический ,частично-поисковый.

Оборудование: компьютер , интерактивная доска , раздаточный материал учебник.



Ход урока

I.Орг момент

II . Вопрос домашнего задания.

- Что такое дополнение ?

- На какие вопросы отвечает?

- Чем выражается?

III . Изучение нового материала.

1. Обьявление темы ицели урока

2. Актуализация восприятия.

Теперь вам передстоит угодать лексическую тему урока, для этого необходимо решить кроссворд.

Слайд №1 ( кроссворд )

1. Слово без окончания

2.Второстепенный член, который отвечает на вопросы косвенных падежей

3.Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать ?

3. Объяснение нового материала

4.Изменение глагола по лицам и числам.

5.Часть речи которая отвечает на вопросы какой? какая? какое ?



КРОССВОРД


а

в

о

н

о

с




д

е

и

н

е

н

л

о

о

п




л

г

л

а

г

о




е

и

н

еа

ж

о

с

п

я

р



е

о

н

ь

л

е

п

р

и

л

а

а

г

т


2. Слово учителя:

Хорошее здоровье, крепкие мышцы, бодрое настроение – награда тому, кто занимается физкультурой, увлекается спортом. Физкультура и спорт необходимы всем. Каждый из нас может заниматься тем видом спорта, который ему больше по душе. Знайте, что все наши чемпионы учились в школе и начинали свою спортивную деятельность с уроков физкультуры.


Всегда помните слова нашего президента : « Здоровая нация – это будущее нашего Казахстана!» Слайд №2

Объяснение нового материала (Слайд №3) таблица



Единственное число

Множественное число

Мужской, средний род

Женский род

- ом, - ем

-ой, - ей

- ами, - ями

Я занимаюсь плаванием, бегом.

Я занимаюсь гимнастикой и фотографией

Мы увлекаемся книгами и путешествиями.

Слайд №4
Заниматься (чем?) физкультурой
Доволен (чем?) соревнованием
Гордиться (кем?) чемпионом
Любоваться (чем?) игрой
Дорожить (кем?) спортсменом
Увлекаться (чем?) футболом

ІҮ. Закрепление. Работа по учебнику

Упр №3 (письменно)

Интересоваться (чем?) литературой, музыкой

Увлекаться (чем?) искусством, бегом.

Заниматься (чем?) спортом, гимнастикой, физкультурой.



Слайд №5

2. Игра «Скажи одним словом».

Спортсмен, который играет в футбол. Человек, который играет в шахматы. Игрок, который защищает ворота. Тот, кто судит спортивные игры. Победитель в спортивных состязаниях. Спортсмен, который занимается боксом.

3. Разберите по членам предложения

Упр №10 (2)

Я очень люблю спорт. Наша команда ведет честную игру.

4. Ответить на вопросы

Упр №6


  1. Кто из ребят вашего класса занимается спортом?

  2. Кто из ребят умеет быстро бегать, играть в футбол, волейбол, хоккей?

  3. Кто из ребят самый сильный спортсмен?

  4. Бывают ли в вашей школе шашечные и шахматные турниры?

  5. Кто был победителем в последний раз?

  6. Кто занимается легкой атлетикой? баскетболом? боксом?

  7. Назовите лучших спортсменов Казахстана. Каким видом спорта они занимаются?

5. Беседа по теме

Слайд №6

  • Что такое олимпиада?

  • Когда и где состоялись летние игры 2012?

  • Каким наград удостои лись наши спорсмены?

  • Знаете ли вы спорсменов - земляков?

Слайд №7 Олимпиаде в Лондоне

6. Составление кластера «Спорт» Слайд №8

Ү. Подведение итогов и выставление оценок.

- Итак, чтобы быть сильным, здоровым нужно заниматься спортом.



  • Молодцы! Все, все хорошо поработали

  • Что изучали на уроке?

  • Что узнали об этом падеже?

Слайд №9
VІ. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Мой любимый вид спорта» .

Вернемся к нашей основной теме.


- Кто вспомнит, на какие вопросы отвечает Творительный падеж?

Слово учителя.


Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?
Вспомогательные слова - помощники: творить, доволен.
Предлоги: с, со, за, под, над, между, перед.

Слово учителя:


Существительные в Т. п; Ед.ч; Жен. р. имеют окончание –ой, -ей.
Существительные в Т.п; Ед.ч; Муж и Сред. р. имеют окончание – ом, - ем.
Существительные в Т.п; Мн. Ч. Имеют окончание – ами, -ями.

Слайд 4 Склонение существительных


Я занимаюсь гимнастикой.
Ты увлекаешься бегом и плаванием.
Мы довольны спортивными состязаниями.

4.Физминутка.


Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарите.

5. Работа по учебнику.


ІV. Закрепление.
1. Работа по тексту.
Слайд5
а) словарная работа
б) беседа по теме
- Что такое олимпиада?
- Когда и где состоялись летние игры?
- Каких наград удостоились наши спортсмены?
- Знаете ли вы спортсменов-земляков?
Слайд 6 Олимпиада в Лондоне

в) чтение текста


г) краткий пересказ

Слайд 7 .Выдающиеся спортсмены нашего региона: Жаксылык Ушкемпиров, Даулет Турлыханов, Кенжен Сарсекенова, Ольга Рыпакова


(защита рефератов)

V. Подведение итогов и выставление оценок.


- Итак, чтобы быть сильным и здоровым нужно заниматься спортом.
Слайд8
Составление кластера «Спорт»
- Молодцы! Вы все хорошо поработали.
- Что изучали на уроке?
- Что узнали об этом падеже?
- По каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном падеже?
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика»

Цель: 1) Повторение знаний по русскому языку, расширение кругозора учащихся

2) развивать логическое мышление, память, внимание, творческие способности

речь.

3)Воспитывать познавательный интерес к изучаемому языку, умение работать в



коллективе.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, шары, атрибуты



Ход игры

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, уважаемые ученики и учителя .Я рада приветствовать на интеллектуальном игре «Госпожа Морфемика». Сегодня на нашей игре участвуют две команды ,команда «Звёздочка» и «Солнышко».

  1. Знакомство

Приветствие, девиз команд

I тур «Кто быстрее

Слайды


1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается строение слова? Морфемика

2. Из каких значимых частей состоит слово? корень, приставка суффикс, окончание.

3. Каким общим словом называются корень, приставка, суффикс ? Морфема

4. Какая значимая часть слова не входит в основу? окончание

5. Как называется общая часть родственных слов? Корень

6. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? Приставка

7. Как называется часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? Суффикс

8. Изменяемая часть слова ,которая служит для связи слов в предложении. Окончание

9. Как называются слова лес, лесник, лесной? Однокоренными

10. Как называются слова летел, летела, летели? Формы одного и того же слова



II.тур «Разбор слов по составу»

Защитник, футболист, пришкольный

Учитель, подъезд, рассказали

III тур «Какие слова спрятались?»

Задание: Нужно переставить слоги так, чтобы получилось новое слово.

Слайд №2

Мабуга, уникчеб, варьсло, народи, насос, ровако, мидорпо, гакни.



IV тур. «Найди суффикс»

Задание: выделите суффикс

верблюжонок, ежонок, слоненок, жеребёнок, утенок, цыпленок

V тур. Составь кластер, используя приставки


строить

учить


VI тур. «Дальше… дальше»

Командам задается по 6 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает ответа, они говорят дальше.

Команда «Солнышко»


  1. Чем заканчиваются день и ночь ? (Мягким знаком)

  2. Домашний Дед Мороз . (Холодильник)

  3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

  4. Корова в детстве. (Теленок)

  5. Дом автомобиля . (Гараж)

  6. Площадка для бокса. (Ринг).

Команда «Звездочка»

1. Детский юмористический киножурнал . (Ералаш)

2. Подземная железная дорога . (Метро)

3. Самая первая книга ученика. (Букварь)

4.Отец твоего отца тебе. (Дедушка)

5.Внучка деда Мороза. (Снегурочка)

6.Городское заведение для зверей. (Зоопарк)
ҮІІ. Загадочный

Задание: отгадать загадки, отгадки дать на трех языках.

1. Без него плачемся,

А как появится-

От него прячемся.

(Солнце,кун,sun)

2. Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу

Когда спать,

Когда работу начинать. (Часы, сағат, clock)

3. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу. (дневник-күнделік-diary)

4. Бегут по дорожке,

Доски до ножки.

(Лыжи, шаңғы, skі)
5. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья везет обоих нас,

Из года в год, из класса в класс.

(Парта, парта, desk)
6. Одной рукой всех встречаю,

Другой провожаю (дверь-есік-door)


ҮІІІ. Подведение итогов.

Тема: Образование сложных слов.

Цель: 1) формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов.

2) развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и

письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности

3)привить любовь к окружающему.



Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы: Словесный,практический ,частично-поисковый .

Формы урока: фронтальная,индивидуальная,коллективная,групповая.

Оборудование: рабочие тетради,учебники,слайды,интерактивная доска, кроссворд, прозрачный журнал.

Ход урока



I этап: а) Орг.момент

б ) псих.настрой



II этап: а)самостоятельная работа по учебнику, работа в рабочих тетрадях

б) запись баллов в прозрачном журнале



III этап: а) проверка уровневых заданий

б) запись в прозрачном журнале,счет баллов




Задание Мостика на повторение пройденного материала

I этап

Задание на актуализацию:

1.Что такое приставка?

Ответ: Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2.Что такое суффикс?



Ответ: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

3. Чем отличаются предлоги и приставки?



Ответ: Предлоги служат для связи слов и пишутся со словами раздельно.

Ответ: Приставка служит для образования новых слов и пишутся со словами слитно.

4. Как различаются приставки раз -, рас –,



Ответ: Перед звонкими согласными пишется раз-

Перед глухими согласными пишется рас-




Теоретическая часть

Теория


«Узнавание»

Кто? Что? Какой?



II этап

Задание для самостоятельного усвоения новой темы 12 мин.

Как образуются сложные слова?

Ответ: Сложные слова образуются:

- сложением целых слов;

- сложением основ слов с соединительной гласной;

- сложением части основы слова с целым словом;

- сложением сокращённых основ.


Теория «Понимание»

Работа по учебнику.Упр 3 (стр.85)

Образуй сложные слова от данных слов. Назови способ их образования.

Детский дом - детдом пар, ходить - пароход

Вода проводить – водопровод. сам, летать- самолёт

Туристический поход - турпоход Нефть, проводить -

нефтепровод



Теория

« Анализ»



Сравни слова самолет и птицелов

Чем отличаются и что общего в словах?


Ответ: В словах самолет – пишется соединительная гласная о,

в слове птицелов пишется – е.

Общее слова образуются с помощью основ слов.


Теория

« Синтез»



Реши кроссворд

  1. Какой член предложения отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  2. Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?

  3. Главная часть слова, которая стоит перед корнем

  4. Часть речи, который отвечает на вопросы кто? что?

  5. Часть слова без окончания?

  6. Общая часть родственных слов?


е

о

м

е

у

з

а

с

к



е

е

а

щ

ж

е

л

д

п

о




а

к

в

а

т

с

и

п

р




е

о

н

ь

л

с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е




аа

в

о

о

с

о

н



к

о

р

н

е

ь



Практическая часть.

Теория


«Применение»

Работа с учебником.

Упр 5( стр 86) Из каждой пары слов составь сложное слово

Лист, падать – листопад дождь, мерить - дождемер;

Птица, ловить- птицелов луна, ходить - луноход

лёд, колоть - ледокол; вода, падать – водопад.


Теория

«Оценка»


Для чего нужны сложные слова?

Ответ: Сложные слова нужны для обогащения словарного запаса учащихся

Теория

«Узнавание»



1 – уровень (5 баллов) 5 мин

Тест


  1. Приставка -.

а) сложные слова

б) часть слова, которая стоит после корня.



в) часть слова, которая стоит перед корнем.

д) изменяемая часть слова.

2. Найди сложные слова

а) пришкольный, подснежник

б) домик, дворик.

в) электровоз, стенгазета

д) рассвет, разбег

3. Суффикс -

а) часть слова, которая стоит перед корнем



б) часть слова, которая стоит после корня.

в) часть слова без окончания

д) изменяемая часть слова
Работа учебником Упр 1 (86)

Выпишите сложные слова



Ответ: паровоз, водолаз.



Теория

«Практика»



Работа с учебником. Упр 2. (стр 85)

Как образованы данные слова.

Пароход – пар, ходить пешеход – пеший, ходить

Газопровод – газ, проводить птицефабрика- птица, фабрика

Самолет – сам, летать нефтепровод- нефть, проводить


Теория

«Понимание»



ІІ уровень. (5 баллов + 4 балла)=9 баллов. 7 мин

Какие слова называются сложносокращенными?



Ответ: Слова, образованные путем сложения сокращённых основ называются сложносокращенными.

Теория

«Анализ»


Составь кластер


Сокращением основ


Сложением целых слов




Сложные слова



Основ слов с соединительной гласной




Части основы слова с целым словом




Теория

« Практика»



Работа с учебником. Упр 2 (стр 87)

Запиши сложносокращенные слова, образованные от данных слов Юный натуралист - юннат. Универсальный магазин -универмаг

Республика Казахстан – РК автомобильная инспекция-

автоинспекция

Театр юного зрителя – ТЮЗ сельский корреспондент - селькор





Теория

«Синтез»


III уровень (9 баллов +3 балла)=12 балл

Выполни упр 4



  1. Задание: Выпиши сложные слова и объясни как образованы?

Ответ: Слова разноцветный, светофор – образовано из двух корней, соединительной гласной


Теория

«Оценка»


  1. Для чего нужен светофор на дорогах?

Ответ: Светофор нужен для правильного перехода дороги.




Урок-турнир

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка