Элективный курс готовимся к сочинению по литературе




Сторінка1/5
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.86 Mb.
  1   2   3   4   5
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА.

11 класс

32 часа


Пояснительная записка

Элективный курс представляет новые формы работы филологической направленности, совмещает повторение, систематизацию и обобщение основных пунктуационных правил с опорой на синтаксическую систему и подготовку к сочинению по литературе. Работа с текстами литературоведческих произведений совмещает информативную направленность литературоведческого материала с системным повторением трудных случаев пунктуации в простом и сложном предложениях. Тексты подобраны таким образом, чтобы ученики имели возможность опознать, прокомментировать и сопоставить повторяемые пунктуационные правила. Систематизация пунктуационных навыков опирается на обобщённое повторение теоретических сведений по синтаксису русского языка. Синтаксический анализ предложений интенсифицируется, так как пунктуационные правила выпускники повторяют и систематизируют в текстах научного или научно-публицистического стилей, что обостряет внимание к экспрессивным синтаксическим средствам. Пунктуационная работа сопровождается орфографической работой и подробным анализом обучающего текста.

В процессе подготовительной работы перед сочинением учащиеся выполняют разнообразную работу по комплексному анализу текста с целью осознания структуры смысловых частей и их связи в тексте, трансформируют текст в разных аспектах и с разными целями. Задания подобраны таким образом, чтобы подготовить выпускников к Единому государственному экзамену в части работы с текстом.

Тексты расположены в порядке изучения литературных произведений. Их материалы могут быть использованы учащимися в обучающих и итоговых сочинениях, в других письменных работах.

Подходы к использованию представленных материалов предусматривают индивидуальное обучение. Для сильных учащихся работа с текстами – отправная точка в поисках собственных вариантов представления изученной темы. Менее сильные учащиеся могут использовать данные материалы в большей степени, уделяя основное внимание подбору текстовых примеров-иллюстраций в процессе раскрытия основных положений темы сочинения.

Пособие готовит учащихся к разнообразным видам письменных работ, в основе методического аппарата подготовительной работы к которым лежит анализ текста. Это изложение с предварительным анализом текста, письменные ответы на вопросы, предусматривающие подбор собственных примеров; изложение с элементами сочинения, сочинение-миниатюра в жанре рецензии или эссе; диктант с подробным орфографическим и пунктуационным комментарием и т.д. Задания предопределяют, кроме системного повторения и обобщения пунктуации, выработку осознанного навыка создания собственного творческого текста на заданную тему.

Задания носят дифференцирующий характер. Одни из них доступны слабым ученикам (письменные ответы на прямо поставленные вопросы, подбор текстовых примеров, иллюстрирующих теоретические положения статей), другие могут быть предложены ученикам со средними способностями (развитие теоретических положений статей, формулирование собственного мнения), третьи могут быть под силу только сильным учащимся (собственные формулировки проблем и их раскрытие, написание рефератов и т.д.).

Фрагменты из литературоведческих произведений предусматривают разные векторы развития литературной темы, в том числе неоднозначных решений литературоведческих проблем.

Методические материалы, предложенные в пособии, апробируются в школах Орла и Орловской области в течение последних пяти лет.

Смысловые части в текстах обозначены. На некоторые вопросы даны ответы.



Примерное распределение часов


п./п.

тематика

часы

1.

Запятая в простом и сложном предложении.

Двоеточие в простом и сложном предложениях.

Подготовка к сочинениям по творчеству И. Бунина.


4

2.

Пунктуация при однородных членах.

Подготовка к сочинению по пьесе М. Горького «На дне».




4

3.

Тире в простом и сложном предложениях. Подготовка к сочинениям по творчеству А. Блока.

4

4.

Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуация при обособленных определениях.

Подготовка к сочинению по творчеству В. Маяковского.



2

5.

Пунктуация при синтаксических выразительных средствах. Подготовка к сочинению по творчеству С. Есенина.

2

6.

Пунктуация при уточняющих, поясняющих и

присоединительных членах предложения.

Изучение поэтических произведений Серебряного века.

Творчество Николая Гумилёва



2

7.

Пунктуация при уточняющих членах предложения.

Способы введения цитат.

Творчество Анны Ахматовой


2

8.

Пунктуация в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях. Подготовка к сочинению по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

4

9.

Пунктуация в сложном многокомпонентном предложении.

Подготовка к сочинению по творчеству А. Платонова.



2

10.

Функции тире и дефиса.

Подготовка к сочинению по роману Е. Замятина «Мы».



2

11.

Пунктуация в сложном предложении. Варианты пунктуационных знаков.

Подготовка к сочинению по роману М.А. Шолохова «Поднятая целина».



2

12.

Пунктуация при осложнении простого предложения. Пунктуация при сочетании пунктуационных знаков.

Подготовка к сочинению по творчеству В. Шукшина.



2


Изучение творчества И.А. Бунина

Запятая в простом и сложном предложениях

Двоеточие в простом и сложном предложениях

Ф.А. Степун. Литературные заметки: И.А. Бунин (По поводу "Митиной любви")


1. Читатели и критики всегда относились к Бунину с большим уважением: за ним всегда признавали хороший русский язык, мастерство в описании природы, благородный тембр художественного дарования, зоркость, точность.

… Хотелось бы лишь мимоходом указать на один очень интересный формальный приём, которым Бунин часто пользуется в своих рассказах и который весьма убедительно подтверждает мою мысль о его художественной скупости. Многие бунинские рассказы построены по одному и тому же принципу: в рассказе действительно рассказаны лишь начало и конец, середина же, словно лощина меж двух холмов, скрыта от читательского глаза. Благодаря такому расположению центра сюжетно-эмоционального рассказа, Бунин достигает, во-первых, очень большой ёмкости своих, в общем, очень коротких вещей, а во-вторых, освещения их плоскостей и линий каким-то своеобразно иррациональным светом, льющимся от укрытого от читательских глаз источника.

… В самую последнюю минуту Бунин вводит в рассказ новые лица. Так появляется в рассказе "Лёгкое дыхание" классная дама на могиле Оли Мещерской. Получается очень странное впечатление: рассказ перед самым, уже предчувствуемым читателем, концом вдруг внезапно раздвигается вводимою в него новою жизнью, но эта жизнь тут же и пресекается опускающимся занавесом рассказа. Благодаря этому создаётся иллюзия очень большого движения в рассказе. На самом деле не движение вводится в рассказ, а скорее, наоборот, рассказ – в движение жизни, благодаря чему и получается впечатление, что рассказы Бунина не в себе законченные миниатюры, а художественно выломанные фрагменты какой-то очень большой вещи.
П. … До войны Бунина очень ценили, но читали сравнительно мало.

… Но вот времена изменились: мировые проблемы Леонида Андреева явно обнаружили свой несколько провинциальный, заштатно-интеллигентский характер; в босяках Горького также проступили наносные элементы асоциальной романтики; зато "Деревня" и "Суходол" нежданно-негаданно превратились из поэм, как они названы автором, в очень ценные по своей глубине и зоркости исследования. Именно такой, какой её рисовал Бунин, обнаружилась русская деревня в революцию: жестокой, тёмной, страстной, бесшабашной, циничной и всё же исполненной острой тоски по чистой жизни, какой-то смрадной маеты по Богу. Очень интересно подмечено Буниным и другое: черта большой нервности, тонкого артистизма, переходящего в мечтательность и позу, черта какой-то неприкаянной, разлагающей жизнь талантливости, свойственной мрачной и дикой деревне.

В "Суходоле" Буниным сделана, между прочим, интересная попытка осветить проблему этого, как будто непонятного, сочетания. Тема кровной связи барского двора и крепостной деревни, тема дворянски-праздной, разгульной барской крови в жилах мужиков, зачинщиков противопомещичьих бунтов, очень остро возникает со страниц "Суходола", наводя на ряд сложных и даже новых психологических и социологических проблем.

Наряду с "Деревней" и "Суходолом", это положение убедительнее всего доказывает одна из самых сильных вещей Бунина – "Господин из Сан-Франциско". В нём, как известно, рассказано всего лишь о путешествии некоего безымянного американского миллиардера в Европу и о возвращении гроба с его останками на том же пароходе в Америку. И всё же Бунину удалось своим скупым повествованием с потрясающей убедительностью вскрыть весь ужас, всю метафизическую пустоту европейски-американской цивилизации с её полной неспособностью любить, с её животным страхом перед смертью.


Ш. … В чём сила и особенность бунинских описаний природы, уловить и определить нелегко. Мне кажется, что они таятся не только в мастерстве описания, но и в совершенно своеобразных взаимоотношениях между природой и человеком. Например, у Тургенева людские судьбы протекают в природе: природа аккомпанирует человеческим переживаниям, словно она не природа, а душа. Но во всех вариантах природа у Тургенева всегда остаётся как бы на втором плане, никогда не превращаясь из аккомпанемента в мелодию, из декораций в действующее лицо.

… Как и у Тургенева, природа в произведениях Бунина занимает очень большое и вполне самостоятельное место. Отличает Бунина от Тургенева лишь одно: у Бунина гораздо меньше внешней живописности. В отличие от тургеневских, бунинские описания совсем не картины, не декорации, они воспринимаются не столько глазами, сколько всеми пятью чувствами. Бунинский мартовский вечер не только стоит перед глазами, но проливается в лёгкие: его весну чувствуешь во рту, как клейкую почку.

… У Бунина человек и природа до конца слиты в нечто цельное и единое, человек растворяется в природе. Как для древнего мира всё было полно богов, среди которых, однако, не было Бога, так и у Бунина природа полна людей, среди которых всё же нет Человека, потому что (до "Митиной любви") Бунин никогда не подходил к описанию человека иначе, чем к описанию всего остального: скота, стройки, природы; никогда не менял он при переходе от описания природы к изображению человека творческой установки души; никогда не переставал ощущать и человека как одну из своих художественных моделей. Думаю, что в этом растворении человека в природно-космическом бытии таится, по крайней мере, отчасти, то совершенно особое очарование, которым дышат его описания природы. В "Митиной любви" космически природная сущность человека впервые превратилась под пером Бунина в трагедию человеческого духа, и в этом превращении, как мне кажется, и заключается то совсем новое, что дал нам Бунин.
1У. … У него, как у всякого писателя, есть вещи сильные и слабые, но у него нет ни одной внутренне лживой или пустой страницы. Всё, что Буниным написано, серьёзно, точно, предметно. Всё, что Бунин описывает, он знает так же хорошо, как свою комнату, как своё лицо в зеркале. Даже в самых сжатых его миниатюрах есть благородная тяжесть – все они на вес так же солидны, как на глаз. В этом чувствуется высокая проба какой-то человеческой честности. С этой честностью связано и целомудрие Бунина: он боится красивости, риторики, умствования. У Бунина все мысли своей жизнью проверенные, своей кровью оплаченные. У него, как у смерти в одном из его рассказов, "всё своё, особое".

… У Бунина зрение предельно обострено, ему отпущены не только орлиные глаза для дня, но и совиные – для ночи. Поистине он всё видит.

…В чём ум бунинских глаз и в чём глубина его миросозерцания? Все его вещи – это прежде всего описания –– мира, людей, событий, – медленные, подробные, бесконечно совершенные, но на первый взгляд, как будто внешние. Бунин не учит мир совершенству, а совершенствует его своим искусством, не наставляет его на путь истинный, а воистину преображает его. Причём преображение это совершается Буниным как настоящим художником совсем незаметно, лёгким движением, без всякого насильственного вмешательства в мир.

Задания к тексту
В начале урока проводится повторение, систематизирующее знания учащихся о постановке запятой в простом и сложном предложениях.


Запятая в простом предложении

Запятая в сложном предложении

Однородные члены

Сложносочинённое

Обособленные члены

Сложноподчинённое

Вводные, вставные, обращения

Сложное бессоюзное

Учитель обращает внимание на постановку знаков препинания в сложном бессоюзном предложении. Перед началом работы с текстом учитель обращается к классу с вопросами о пунктуации в сложном бессоюзном предложении, выясняет, что постановка запятой соответствует выражению одновременно происходящих ситуаций или их последовательности.

Особое внимание обращается на постановку двоеточия, причём из трёх случаев выбора двоеточия в сложном бессоюзном предложении для текста научного стиля характерны только два (выражение отношений причины и пояснения). Предложения, выражающие бессоюзное изъяснение (Вижу: подкрадываются) обычно не употребляются в текстах научного стиля. Значит, в сложных бессоюзных предложениях, отмечаемых учащимися, будут наблюдаться или причинные, или пояснительные синтаксические отношения, характерные для научного стиля.

Сопоставительная пунктуационная работа. Постановка двоеточия в простом и сложном предложении.



Доска разделяется на две части. Слева будут записываться схемы простых предложений, осложненных однородными членами с препозитивным обобщающим словом, справа – схемы сложных бессоюзных предложений с двоеточием. По мере анализа обучающего текста таблица заполняется.
Работа с текстом

  1. Прочитайте первую часть текста. Определите основную мысль этой части. Озаглавьте её. Укажите ключевое предложение.

  2. Обоснуйте выделение смысловых частей. Как строится каждая смысловая часть? Приведите разные случаи соединения предложений в смысловых частях. Определите тип текста. Как влияет тип текста на структуру смысловых частей? Прокомментируйте синтаксические связи от одной смысловой части текста к другой. Укажите тезис первой части текста и его аргументы. Прокомментируйте синтаксические связи между тезисом и аргументами. Какими другими способами можно связать смысловые части в рассуждении?

  3. Проанализируйте сложное бессоюзное предложение в тезисе, составьте его схему. Спишите ключевое предложение второй смысловой части, проанализируйте его. Спишите сложное бессоюзное предложение с разными типами связи из третьей смысловой части. Чем отличается по структуре это предложение от двух предыдущих? Прокомментируйте постановку двоеточия. Какие по значению сложные бессоюзные предложения встречаются в этой части чаще всего? Чем это обусловлено?

  4. Прокомментируйте постановку запятых в простых осложнённых предложениях.

  5. Подберите примеры к теоретическим положениям отрывка из статьи, используя новеллы из цикла "Тёмные аллеи".

  6. Прочитайте вторую часть текста. Сформулируйте её основную мысль. Озаглавьте эту часть.

  7. Укажите сложные бессоюзные предложения, части которых соединены двоеточиями. Прокомментируйте это правило. Трансформируйте сложные бессоюзные предложения в союзные. Как изменился текст? Какие предложения в этом значении чаще употребляются в научно-публицистическом стиле – союзные или бессоюзные? Какой вариант предпочтете вы и почему?

  8. Как можно по-другому выразить мысль, содержащуюся в первой смысловой части?

  9. Выпишите из первой смысловой части предложение с однородными определениями при обобщающем слове. Прокомментируйте это пунктуационное правило. Укажите простое предложение с однородными подлежащими при обобщающем слове. Составьте схемы этих двух предложений.

  10. Прокомментируйте пунктуацию при обособленных определениях, дополнениях и обстоятельствах.

  11. Запишите вторую часть текста под диктовку. Проверьте записанное. Сверьтесь с текстом. Проанализируйте свои ошибки.

  12. Прочитайте третью часть текста. Определите её ключевое предложение и основную мысль.

  13. Укажите сложное бессоюзное предложение в первой смысловой части. Возможна ли здесь постановка другого знака препинания? Почему?

  14. Выпишите сложные бессоюзные предложения с двоеточием из других смысловых частей. Проанализируйте эти предложения.

  15. Из третьей смысловой части напишите под диктовку предложение, включающее однородные члены с обобщающим словом. Проанализируйте сложное предложение, в состав которого входит простое с этим осложнением.

  16. Сопоставьте постановку двоеточия в сложном бессоюзном и простом предложении, осложнённом рядом однородных членов с обобщающим словом.

  17. Охарактеризуйте все случаи постановки запятых при осложнениях простого предложения.

  18. Укажите предложения с вводными и вставными компонентами.

  19. Укажите случаи вариантов (взаимозамены) постановки знаков препинания. Чем обусловлен авторский выбор именно этого знака препинания?

  20. Прокомментируйте использование автором двойных союзов не только, но и…, не столько… сколько, как…, так и … и др. В каком стиле используются эти союзы?

  21. Укажите вкрапления публицистического стиля в научный стиль (метафоры, сравнения, экспрессивные синтаксические средства).

  22. Проанализируйте с точки зрения выражения экспрессии четвёртую часть (укажите повторы, инверсию, вопросительные предложения, парцелляцию, сгущение однородных членов, эллипсис, цитацию, авторские знаки препинания). Запишите четвертую часть текста по памяти. Сверьтесь с текстом. Проанализируйте свои ошибки.

  23. Индивидуальное задание. Подготовьте реферат на тему: "Художественное изображение природы у Тургенева и Бунина".



  1. Задание классу. Письменно раскройте смысл последнего предложения третьей части: В чём трагедия человеческого духа главного героя повести "Митина любовь"?




  1. Составьте сводную таблицу "Постановка двоеточия в простом и сложном предложениях".




  1. Прокомментируйте постановку тире в простом предложении.



  1. Кратко докажите тезис: "Бунин не учит мир совершенству, а совершенствует его своим искусством". Выскажите своё мнение по поводу этого тезиса и обоснуйте его.



С. ФЕДЯКИН. УХОДЯ В ПРЕДАНИЕ.

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОМПОНЕНТАХ

Бунин (вспомним те трактаты, которые вставлял в художественные произведения Лев Толстой, любимейший его писатель) никогда не позволяет себе что-либо объяснять читателю – обо всём должен сказать образ.

… Мастерством своим (если только этим неточным словом можно обозначить его умение находить самое нужное, самое точное слово) Бунин оставлял мало зацепок для своих толкователей. Умение схватить самую суть, вглядываясь в толщу событий, – дар редкий, граничащий с даром пророческим (родственным дару Пушкина).

… Отблеск прошлого – и ранее (сумрачный) в "Суходоле", и позже (просветлённый) в "Жизни Арсеньева", в рассказах из "Тёмных аллей" ("Руся", "Натали", "Холодная осень" …) завораживает читателя. Слово Бунина совершенно, просто, как формула и жизненно, как организм. Прошлое здесь существеннее настоящего. Оно со временем становится всё более значительным, перерастая в легенду. Утрачивается точность факта (как в "Грамматике любви"), но ощутимее становится сила чувства.

…Жизнь – чужая, жизнь своя ("Арсеньев"), жизнь рода ("Суходол"), вообще жизнь (прошлая или настоящая) – светится особенным, неугасимым светом, который можно уловить в мельчайшем её дуновении, на крошечном отрезке пространства и времени. Бунин специально подчёркивает малость того пространства, которое дышит "вечным" и неповторимым: комната, каюта, купе, станция.

Жизнь – жизнь сама по себе, горькая, жестокая, нелепая – вдруг оказывается значительной, просветлённой каким-то высшим, человеку, может быть, и недоступным смыслом. То, что сейчас кажется нелепостью, случайностью, "несчастным случаем", оказывается помеченным знаком вечности, и надо всеми земными тяготами витает "лёгкое дыхание".

Око Бунина видит жизнь своих героев сразу в нескольких временах: их настоящее он видел из будущего как прошлое, из далёкого будущего – как легендарное прошлое.

Задания к тексту


  1. Сформулируйте основную мысль текста. Озаглавьте его.

  2. Укажите случаи употребления вводных компонентов, прокомментируйте их значение. Классифицируйте вводные компоненты по их значению.

  3. Укажите случаи употребления вставных конструкций. Чем отличаются вводные компоненты от вставных? Прокомментируйте различную структуру вставных конструкций. Какие по структуре вставные конструкции употребляются чаще? Почему? Прокомментируйте различные способы употребления вставных конструкций. Оцените текст с точки зрения уместности такого количества вставных компонентов.

  4. Прокомментируйте пунктуацию при цитировании.

  5. Прокомментируйте пунктуационные варианты при авторских знаках. Какова их функция?

  6. Что вы можете сказать о синтаксических средствах выражения экспрессивности в этом тексте?

  7. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: "Жизнь и легенда в творчестве Бунина". Это сочинение может быть частью итогового классного сочинения о творчестве И. Бунина.

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М. ГОРЬКОГО

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка