Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов»




Сторінка1/37
Дата конвертації14.04.2016
Розмір5.31 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ

В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина




ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

(для медицинских и фармацевтических вузов)


Волгоград 2006

УДК - 613.71:796/799:378.180.6

ББК – 57.31р+750.0р
Рецензенты:

Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, д.м.н., профессор В.Д.Прошляков.

Заведующий кафедрой физического воспитания Саратовского государственного медицинского университета, к.м.н., профессор В.Ф.Репин.

Заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Волгоградской государственной академии физической культуры, д.п.н., профессор А.А.Кудинов.


Печатается по разрешению Центрального методического Совета Волгоградского государственного университета, протокол № , от 2006 г.
В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина

Пути формирования здорового образа жизни студентов. Элективный курс.- Волгоград, Изд-во ВолГМУ.- 469 с.


В соответствии с требованиями ГОС ВПО основная образовательная программа подготовки врача по всем медицинским специальностям и провизора включает в себя, в том числе, дисциплины по выбору студента (элективы). В блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин значительная роль и объем отводится предмету Физическая культура т.к. выпускник медицинского и фармацевтического вуза должен убежденно и квалифицированно пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение физической культуры для здоровья.

В предлагаемом читателям сборнике представлен апробированный в многолетней практике материал элективного курса лекций-бесед (20 тем), контрольные вопросы и рекомендуемая литература для самоподготовки. На усмотрение лектора содержание лекций-бесед может быть дополнено или изменено в свете новых научных открытий и разработок.


Сборник адресован преподавателям физического воспитания, студентам медицинских и фармацевтических вузов, а так же широкому кругу читателей интересующихся оздоровительными технологиями.


© Волгоградский государственный

медицинский университет, 2006.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение ………………………………………………………………………………….. 4



  1. Содержание элективного курса ………………………………………………………. 4

  2. Календарно-тематический план лекций-бесед ……………………………………….. 7

1. Валеология – наука о здоровье …………………………………………………………… 8

2. Современные подходы к закаливанию ………………………………………………… 30

3. Целительные мудры ……………………………………………………………………… 56

4. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями ………..... 77

5. Идеальный вес, идеальная фигура …………………………………………….............. 108

6. Проблема физической и социальной реабилитации инвалидов в России ……..…… 129

7. Оптимальный двигательный режим и рациональное питание при беременности … 156

8. Мёдотерапия ……………………………………………………………………………. 174

9. Массаж и гимнастика детей первого года жизни……………………………………… 195

10. Использование сауны и бани в оздоровительных и лечебно-профилактических

целях ………………………………………………………………………………….... 216

11. Использование метода биологической обратной связи в медицине и спорте ……. 240

12. Функциональная музыка – помощник в учебе, работе, спорте, профилактике

и лечении заболеваний ……………………………………………………………….. 262

13. Применение лекарственных растений в профилактике заболеваний

и для повышения физической работоспособности ………………………………… 280

14. Основы метода психологической саморегуляции ………………………………….. 304

15. Влияние цветовой гаммы на физическую работоспособность и психологическое

состояние человека …………………………………………………………………... 328

16. Основы межличностных отношений в коллективе ……………………………….. 348

17. Современные дыхательные оздоровительные системы, их место при

формировании здорового образа жизни ……………………………………………. 360

18. Физическая культура и занятия спортом в семье ………………………………….. 383

19. Яблоко – чудо природы …………………………………………………………….. 412

20. Значимые основные элементы структуры БАДов. Их применение

в профилактике различных заболеваний …………………………………………… 436



  1. Зачетные требования по элективному курсу ………………………………………. 469


I. ВВЕДЕНИЕ

Будущие специалисты-медики должны в стенах вуза не только систематически заниматься физической культурой и спортом, но и приобретать навыки в успешной организации массовой оздоровительной работы в коллективах. Широко и активно использовать физическую культуру и спорт в системе научной организации труда с учетом будущей профессии.

Студенты-медики, изучив средства физической культуры в процессе обучения в вузе, совершенствуют и оздоравливают себя, а затем полученные знания и навыки должны применять при работе с пациентами.

На кафедре физического культуры и здоровья Волгоградского государственного медицинского университета в течение ряда лет разработана и активно используется в учебном процессе авторская программа элективного курса по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов.



II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Материал лекций-бесед является дополнением к основному теоретическому разделу программы по предмету «Физическое воспитание».



Элективный курс по физическому воспитанию представлен 20 темами, рассчитанными для студентов 3-4 курсов медицинских и фармацевтических факультетов. Содержание лекций–бесед включает в себя специальную информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, о двигательном режиме как составляющей части ЗОЖ. В процессе изучения курса студент получает знания по следующим направлениям:

  • Современные представления о здоровье.

  • Составляющие рационального образа жизни.

  • Факторы, формирующие здоровье человека.

  • Функциональные возможности здорового человека.

  • Механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека.

  • Возможности закаленного организма.

  • Формы закаливания водой.

  • Возможности и резервы рук человека.

  • Методика воздействия на энергетические каналы человека.

  • Основы организации и проведения оздоровительной работы с различными группами населения.

  • Состояние социальной помощи инвалидам.

  • Аспекты решения социальных проблем инвалидов.

  • Адаптивная физическая культура, ее содержание и задачи.

  • Основные принципы реабилитации инвалидов.

  • Программы коррекции фигур основных типов телосложения.

  • Программы питания, направленные на коррекцию мышечной массы.

  • Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • Методика дозирования физической нагрузки.

  • Методика самооценки физической нагрузки.

  • Основы применения лекарственных растений для восстановления и повышения работоспособности.

  • Стимуляторы физической силы и умственной деятельности.

  • Использование биогенных стимуляторов.

  • История возникновения и применения медотерапии.

  • Воздействие меда на организм человека.

  • Формы применения медотерапии.

  • Методика проведения гимнастики для детей первого года жизни.

  • Правила выполнения и приёмы массажа, применяемые детям первого года жизни.

  • Влияние стресса на организм человека.

  • Основы метода психологической саморегуляции.

  • Вопросы психогигиены спорта.

  • Основы межличностных отношений в коллективе.

  • Средства и методы восстановления после напряженных

умственных и физических нагрузок.

  • История появления и распространения сауны и бани в мире.

  • Особенности воздействия банных процедур на организм человека.

  • Правила приема сауны и бани.

  • Значение биоуправления в деятельности человека.

  • Механизм воздействия БОС на организм человека.

  • Применение метода БОС в клинической практике

  • Биоуправление в физической культуре и спорте.

  • Методы практической музыкотерапии.

  • Механизм воздействия музыки на деятельность спортсменов.

  • Влияние музыки на трудовую деятельность человека.

  • Классификация музыки по функциональной направленности.

  • Воздействие цветовой гаммы на организм человека.

  • Цветовая психодиагностика состояния человека.

  • Воздействие дыхательных упражнений на организм человека.

  • Тренировка резервов мощности дыхательной системы.

  • Формы организации физической культуры и спорта в семье.

  • Значение физических упражнений при беременности.

  • Программа физической подготовки при беременности.

  • Рациональное питание при беременности.

  • Физические упражнения в послеродовом периоде.

  • Факторы риска основных заболеваний.

  • Профессиональные факторы риска.

  • Основные элементы структуры БАДов.

  • История применения яблок.

  • Целебные свойства яблок.

  • Применение яблочного сока в профилактических и лечебных целях.



III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ-БЕСЕД


п/п



Семестр

Темы лекций для студентов III курса

Кол-во

часов


1.

5 семестр

Валеология – наука о здоровье

2

2.

5 семестр

Современные подходы к закаливанию

2

3.

5 семестр

Целительные мудры

2

4.

5 семестр

Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями



2

5.

5 семестр

Идеальный вес, идеальная фигура

2

6.

6 семестр

Проблема физической и социальной реабилитации

инвалидов в России



2

7.

6 семестр

Оптимальный двигательный режим и рациональ-

ное питание при беременности



2

8.

6 семестр

Мёдотерапия

2

9.

6 семестр

Массаж и гимнастика детей первого года жизни

2

10.

6 семестр

Использование сауны и бани в оздоровитель-

ных и лечебно-профилактических целях



2







Темы лекций для студентов IV курса




11.

7 семестр

Использование метода биологической обратной

связи в медицине и спорте



2

12.

7 семестр

Функциональная музыка – помощник в учебе,

работе, спорте, профилактике и лечении

заболеваний


2

13.

7 семестр

Применение лекарственных растений в

профилактике заболеваний и для повышения

физической работоспособности


2

14.

7 семестр

Основы метода психологической саморегуляции

2

15.

7 семестр

Влияние цветовой гаммы на физическую

работоспособность и психологическое состояние

человека


2

16.

8 семестр

Основы межличностных отношений в коллективе

2

17.

8 семестр

Современные дыхательные оздоровительные

системы, их место при формировании здорового

образа жизни


2

18.

8 семестр

Физическая культура и занятия спортом в семье

2

19.

8 семестр

Яблоко – чудо природы

2

20.

8 семестр

Значимые основные элементы структуры БАДов.

Их применение в профилактике различных

заболеваний


2

Лекция – беседа №1



«ВАЛЕОЛОГИЯ – НАУКА О ЗДОРОВЬЕ»
План лекции

  1. Введение.

  2. Определение здоровья учеными различных эпох.

  3. Современные представления о здоровье как категории социальной, медико-биологической, экономической.

  4. Важнейшие составляющие рационального образа жизни.

  5. Функциональные возможности проявления здоровья человека.

  6. Литература.

  7. Контрольные вопросы.


1. Введение

Валеология - наука о здоровье.

Здоровье - мало ценимая большинством людей, но объективно высшая и непреходящая жизненная ценность. Среди категорий человеческого бытия, таких как смысл и счастье жизни, интересы и идеалы, гармония и красота, творческий труд и отдых, здоровье по праву занимает самое высокое место. Нет здоровья - все остальное теряет смысл. Взгляд на здоровье как на наивысшее человеческое благо имеет тысячелетние традиции.

Медицинской практике давно известна совокупность факторов, которые благоприятствуют стабилизации здоровья, а значит, долголетней, интересной и достойной человека жизни. Главными из этих факторов являются: 1) наличие цели в жизни; 2) оптимизм и умение владеть своими эмоциями; 3) счастливый брак; 4) работа, нужная людям; 5) режим труда и отдыха с обязательным переключением на другие виды деятельности в период отдыха; 6) ежедневная двигательная активность, ходьба или бег; 7) рациональное питание; 8) нормальный сон; 9) отказ от вредных привычек (курение, алкоголь); 10) закаливание воздухом, водой, солнцем.

Воссоздание здоровья у взрослых - источник постоянного ощущения силы, бодрости, красоты, полноты счастья. Непременным условием стабильного оздоровления каждого является высокий уровень развития общества. Необходимо, чтобы человек в полной мере освоил понятие культуры здоровья.

Культура здоровья - это не только знание благоприятствующих здоровью факторов и адекватные условия труда и быта. Это, прежде всего сознательное и методически грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, оздоровления. Чрезвычайно важно эти принципы сделать понятными еще в детском возрасте. В повседневной жизни возможные эпизоды с некоторым ухудшением состояния здоровья и снижением работоспособности следует, в первую очередь, связывать не с наследственной неполноценностью или изнашиванием организма, а с элементарным несоблюдением правил культуры здоровья.

Широкое распространение легкомысленного отношения людей к своему здоровью требует ... научить их здоровью. Это означает, что современному человеку необходимы сведения о сущности здоровья и принципах его повседневного активного воссоздания. Каждый человек должен не просто запомнить последовательность и целевую установку главных принципов оздоровления, но вжиться в эти принципы, самостоятельно закрепляя их в сознании личным опытом. Цена культуры здоровья исключительно велика, недаром народная мудрость гласит: «Если у вас есть здоровье, у вас есть все».


2. Определение здоровья учеными различных эпох

Название науки о здоровье - валеология - происходит от латинского «valeo», что означает быть здоровым, здравствовать. Проблема здоровья неотделима от проблемы человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Естественен вопрос: а нужна ли наука о здоровье, если есть медицина? Медицина - одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней (БМЭ). Здесь вообще нет слова «здоровье», хотя конечно, здоровье подразумевается как конечная цель усилий медицины. Исторически все медицинские доктрины достигали указанной цели двумя путями: первым - сохранением и укреплением здоровья, и обратным - излечением болезней. Донаучная медицина, не располагавшая достаточными знаниями о происхождении заболеваний, использовала преимущественно первый путь. Применялись особые системы воспитания молодых воинов, охотников, закаливания с использованием естественных сил природы, а при лечении болезней прибегали к средствам общего воздействия на организм для мобилизации его защитных сил. Не тогда ли родился афоризм: «Медицина не лечит, а помогает природе». С самого зарождения врачебное искусство, а затем и медицинская наука, в качестве главной цели видели здоровье, обеспечиваемое, прежде всего его сохранением и укреплением, а лечение болезней составляло вторую часть медицинской доктрины. По преданиям, владыки Древнего Востока платили своим докторам только за те дни, когда они были здоровы. У древнегреческого бога Эскулапа были две дочери: одну звали Гигиея (она занималась профилактикой болезней), а вторую - Панацея (она лечила больных). По мере развития медицинской науки врачи и пациенты все больше верили в лечение таблетками («магическими пулями») и все меньше заботились о сопротивляемости организма, о профилактике - прямом пути к здоровью. В конце концов, медицина становится все больше лечебной, узкоспециализированной и превращается в науку о болезнях человека - «человекопатологию».

400 лет назад Ф. Бэкон писал: «... первая обязанность медицины - сохранение здоровья, вторая - лечение болезней». Лечение болезней составляет ту часть медицины, на которую было потрачено особенно много труда, хотя результаты его оказались весьма скудными». Сложившаяся сегодня в нашей стране система здравоохранения преследует в качестве главной цели излечение болезней, для чего имеются все необходимые средства (в здравоохранении заняты 2,5 млн., на 10 тыс. населения приходится 132,9 койко-мест, 43,8 врача и т.д.). Этот путь - от болезни к здоровью, безусловно, важный, необходимый, и каждый человек на определенном этапе своей жизни в той или иной степени обязан лечебной медицине. Но этот путь не должен быть преобладающим, как это имеет место в наше время, это тупиковый вариант для общества, так как количество больных не уменьшается, а увеличивается. Нужно повернуться лицом к еще не больным людям, заняться первичной профилактикой как самым главным делом медицины и здравоохранения, привлечь к нему силы и средства государства и общества.

Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. Очевидно, что наука о здоровье должна быть интегральной, она родилась на стыке экологии, биологии, медицины, гигиены, психологии, педагогики и других наук. В основании валеологии лежит наука о здоровье человека, живущем не под колпаком, а в реальном мире, насыщенном стрессовыми воздействиями, возникающими при резких изменениях многих параметров окружающей среды.

Болезнью называется нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающие под влиянием какого-либо повреждающего фактора, при этом ограничивается приспособляемость к меняющимся условиям, появляются болезненные изменения, снижается работоспособность.

Однако, деление людей на здоровых и больных достаточно условно. Еще в древности было подмечено, что количество здоровья у всех разное. Авиценна различал шесть состояний человека:

1. Тело бывает здоровым до предела.

2. Просто здоровым.

3. Ни здоровым, ни больным.

4. В хорошем состоянии, быстро воспринимающем здоровье.

5. Больным легким недугом.

6. Болезнь до предела.

Гален выделил три состояния: здоровье, болезнь и нечто среднее, промежуточное. Современные специалисты (Брехман И.И., 1990 г. и др.) считают: в третьем промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью находится большинство людей. Это состояние, когда человек располагает только частью, нередко меньшей, здоровья и пребывает в нем годы и десятилетия.

К третьему состоянию можно отнести множество как кратковременных, так и длительных периодов в жизни человека:

- широтная акклиматизация (переезд в новые природно-климатические ус-ловия и привыкание к ним);

- десинхроноз (последствия стремительных перемещений через несколько часовых поясов);

- воздействие профессиональных особенностей труда (ночные смены, напряженный ритм работы, жара у плавильных печей, контакт с химическими веществами, невесомость в космосе);

- переутомление;

- особые физиологические периоды в жизни человека (половое созревание, менструация, беременность и послеродовой период у женщин, старость);

- реакция на нехватку в воде и в пище важных микроэлементов;

- «привычное» курение и регулярное употребление алкоголя и т.д.

Между здоровьем и болезнью обычно не бывает четких границ, это две формы жизнедеятельности, приспособления к изменяющимся условиям среды с помощью существующих в организме физиологических механизмов. Но эта жизнь качественно разная. «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?» (К. Маркс).

Широко известные термины «абсолютное здоровье» и «практическое здоровье» - это тоже попытка качественной оценки здоровья человека. Но большинство специалистов считает, что сегодня этого недостаточно: необходим количественный подход к оценке здоровья.

Термин «количество здоровья» предложен академиком Н.М. Амосовым, который подразумевает под этим резервные возможности организма. Речь идет о более тонком подходе к понятию «здоровье», о введении шкалы «здоровье-болезнь», на которую можно нанести целую «гребенку» делений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка