Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза 13. 00. 01 - общая педагогика, история педагогики и образования




Скачати 403.33 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації21.04.2016
Розмір403.33 Kb.
  1   2
На правах рукописи

Киэлевяйнен Лариса Михайловна

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тверь 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики, социальной работы и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».


Научный руководитель

доктор педагогических наук,

профессор Валерий Александрович Николаев




Официальные оппоненты:

Лобзаров Виктор Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»







Панова Ольга Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, руководитель отдела инновационной образовательной практики

ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей»


Ведущая организация


ФГБОУ ВПО  «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»

Защита состоится «16» мая 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.262.01 при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»; с авторефератом – на сайте Тверского государственного университета: university.tversu.ru.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «14» апреля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук М.В. Мороз



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, неблагоприятная экологическая обстановка, которую некоторые специалисты называют «экологической диктатурой», ускоренная урбанизация, массовые техногенные и социогенные катастрофы приводят к неуклонному ухудшению состояния здоровья населения, сокращению продолжительности активной жизни.

Особую тревогу вызывает здоровье современной молодежи. По данным социологических исследований последних лет, каждый седьмой школьник хотя бы однажды попробовал наркотики. За 5 лет число подростков, больных наркоманией, увеличилось в 13 раз. Продолжается рост раннего алкоголизма (по сравнению с 2000 г. болезненность алкоголизмом среди подростков за год возросла с 18,1 до 20,7 на 100 000 человек подросткового населения), растет число алкогольных психозов. Злоупотребление психоактивными веществами ведет к таким тяжелым последствиям, как распространение инфекций, в том числе ВИЧ/СПИДа.

Последствия, связанные со злоупотреблением наркотиками, угрожают национальной безопасности государства. Это заболевания и смертность населения молодого и работоспособного возраста, уменьшение рождаемости и численности населения, рост правонарушений и безнадзорности.

Не менее остро стоит проблема с табакокурением. За последние годы доля курящих людей в ряде стран стала уменьшаться, но абсолютное число растет за счет женщин и молодежи. В России резко увеличилось число курящих людей, особенно среди детей и подростков. Средний возраст приобщения к курению снизился до 11–13 лет.

Материалы доклада вице-президента РАО Д.И. Фельдштейна «Психолого-педагогические проблемы построения школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития» свидетельствуют, что изменения социальной ситуации обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка. Неуклонно растет число агрессивных детей, повышается уровень их тревожности, страхов. Компьютерные игры, Интернет снижают контроль детей за собственным поведением, формируют различные виды зависимости. Современная наука должна сосредоточиться на противодействии негативному влиянию цивилизации, связанными с ним пагубными привычками: алкоголизацией, наркотизацией, игроманией и т. п. Как показывает опыт, наши исследования, одним из эффективных средств такого противодействия выступает здоровый образ жизни (ЗОЖ).

В ст. 51 (ч. 1 и 7) Закона РФ «Об образовании» говорится, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата является «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» (ПК-7). Это убеждает в заинтересованности государственных структур в сохранении здоровья нации, приобщении подрастающего поколения к ЗОЖ.

О важности ЗОЖ в воспитании и подготовке учителя писали многие выдающиеся педагоги прошлого П.Ф. Лесгафт, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). Обобщая свой богатейший педагогический опыт, В.А. Сухомлинский отмечал, что забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. Всей своей подвижнической деятельностью он убеждал учителей, родителей активно приобщать воспитанников к физкультуре, спорту, здоровому питанию, режиму труда и отдыха, балансу витаминов и т. п.

Фундаментальные вопросы, связанные с сохранением здоровья освещались в работах Р.И. Айзмана, Н.М. Амосова, П.К. Анохина, Г.Л. Апанасенко, Р.М. Баевского, В.А. Бароненко, И.И. Брехмана, Э.В. Гущиной, Д.Н. Давиденко, Э.М. Казина, Г.А. Кураева, Ю. П. Лисицина, Н.К. Смирнова, А.Г. Хрипковой и др.

Вопросы теории и практики формирования ЗОЖ студентов вуза, его мотивация раскрываются в трудах О.С. Васильевой, М.Я. Виленского, Д.Н. Давиденко, В.М. Калинина, А.Б. Косолапова, А.В. Лотоненко, Н.М. Полетаевой, Г.Н. Пономарева, Т.Г. Трефиловой и др. Анализ трудов названных и других авторов показал, что, несмотря на их серьезный вклад в педагогическую науку, ряд положений изучен недостаточно глубоко. В частности, в трактовке ЗОЖ среди исследователей имеются разночтения, не выработано его единой структуры и т. п.

Современные исследования и практика убеждают в том, что для приобщения будущих учителей к ЗОЖ недостаточно освоения валеологических знаний. Необходимо формирование у них ценностно-смыслового отношения к здоровью как универсальной ценности, потребности в его сохранении, что обеспечивает развитие здоровьесберегающего самосознания. В этом случае ЗОЖ станет для педагога естественной формой жизнедеятельности, а в работе с детьми он будет стремиться к созданию здоровьесберегающего пространства.

С позиций аксиологического подхода ценностно-смысловые отношения к ЗОЖ понимаются как совокупность стимулов и смыслов, побуждающих будущего педагога к освоению достаточно широкого объема валеологических знаний, развитию двигательных способностей, физических качеств, рефлексии, а также овладению специальными педагогическими компетенциями по организации различных видов здоровьесберегательной деятельности учащихся.

Проблемы формирования ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни у студентов рассмотрены в трудах Н.М. Амосова, Л.П. Анастасовой, Н.В. Барышевой, И.И. Брехмана, А. Гаврильчук, Д.Н. Давиденко, В.И. Дубровского, Ю.П. Лисицына, В.В. Маркова, А.В. Мартыненко, Г.Н. Пономарева, И.И. Соковня-Семеновой, Г.М. Соловьева и др. Анализ трудов этих и других авторов свидетельствует о том, что в школе и в вузе физкультурное образование в основном ориентировано на телесное, физическое развитие обучаемого. Тогда как формированию ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в рамках физической культуры уделяется не достаточно внимания.

По сравнению с серединой 1990-х гг. отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков и юношества. Образованность в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. Следовательно, одна из важнейших функций современного учителя состоит в приобщении детей к ЗОЖ.

К сожалению, в педагогической теории вопрос об использовании физкультурного образования для формирования ЗОЖ будущих учителей рассмотрен недостаточно глубоко. Это проявляется в ряде негативный тенденций. По нашим данным, мотивация на занятиях физической культурой и спортом у нынешних студентов гораздо ниже, чем в прошлые годы. Снижению интереса к занятиям физической культурой содействует значительное уменьшение объема часов, выделяемых на эту дисциплину.

Недоработки теории в области физической культуры, формирования ЗОЖ будущих учителей проявляются в реальной педагогической практике. Согласно нашим опросам, правильно и полностью понимают смысл ЗОЖ около 57,4 % выпускников педагогического вуза и 62,6 % учителей общеобразовательных школ. Из числа опрошенных занимаются физической культурой, ведут ЗОЖ 24,2 % выпускников и 18,2% учителей. Социальный заказ современного общества на приобщение современных учителей к ЗОЖ не реализуется в полной мере ввиду недостаточности теоретических исследований этой проблемы, что негативно сказывается на сформированности у будущих учителей позитивного ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, реализуемого средствами физической культуры. Это доказывает актуальность данного исследования.

Анализ теории и практики формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в процессе физкультурно-образовательной деятельности выявил ряд противоречий: 1) между ориентацией общественного сознания на ЗОЖ и недостаточно глубоким осознанием его значимости современными студентами; 2) между представлениями будущих педагогов о ЗОЖ и слабо развитым ценностно-смысловым отношением к нему как к профессиональному качеству; 3) между потребностью студентов педвуза в ЗОЖ и недостаточно разработанным комплексом условий для его успешной реализации средствами физкультурного образования.

Выделенные противоречия подтверждают актуальность проблемы исследования: каковы теоретические и методические основы эффективного формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ у студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-образовательного процесса.



Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ будущих педагогов в рамках физкультурно-образовательного процесса.

Учитывая недостаточный уровень разработанности проблемы, ее актуальность и значимость, была определена тема исследования: «Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза».



Объект исследованияфизкультурно-образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследованияформирование у будущих педагогов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в период обучения в вузе будет более эффективным, если:

- оно одновременно выступает как одна из задач физкультурно-образовательного процесса и как важнейший компонент общей и профессиональной культуры будущего учителя, осуществляется в определенной логике, обеспечивающей интеграцию компонентов ценностно-смыслового отношения и ЗОЖ;

- в процессе физического воспитания студентов осуществляется поэтапная реализация целевой комплексной инновационной программы «Физкультурно-образовательный процесс и ЗОЖ», создано ее педагогическое обеспечение, соблюдаются особые организационно-педагогические условия, обеспечивающие здоровьесберагающее образовательное пространство вуза.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:



  1. На основе теоретико-методологического анализа научных источников определить сущность и структуру ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ студентов педагогического вуза как сложного интегративного образования личности будущего учителя.

  2. В процессе сопоставительного анализа философско-социологического, медико-биологического, психолого-педагогического исследовательских направлений уточнить сущность и структуру понятия «здоровый образ жизни».

  3. В ходе теоретико-эмпирического исследования выявить возможности интеграции компонентов ценностно-смыслового отношения и здорового образа жизни в образовательном процессе вуза.

  4. Разработать и в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность комплексной целевой программы формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в процессе физкультурно-образовательной деятельности.

  5. Определить педагогическое обеспечение, логику, этапы, организационно-педагогические условия, механизмы эффективной реализации программы формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в рамках физкультурно-образовательного процесса профессиональной подготовки учителя.

Методологическую основу исследования составили философские концепции Аристотеля, Сократа, Ж.-Ж. Руссо о необходимости формирования здоровья человека как ценности; идеи о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности (И.И. Брехман); социально-педагогические концепции о здоровье как системе ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде (В.А. Бароненко, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, А.Г. Щедрина и др.), идеи о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья (Н.М. Амосов, П.К. Анохин, Г.Л. Апанасенко, В.П. Казначеев, А.В. Коробков и др.), идеи осознанного формирования потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физической культурой и спортом (И.Г. Бердников, М.Я. Виленский, Д.Н. Давиденко, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев и др.). В данных работах представлен синтез естественно-научных и гуманитарных подходов к проблематике ценностно-смыслового отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Теоретические основы исследования сложилась из теории педагогической аксиологии (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, В.З. Вульфов, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов), теории физической культуры (Г.П. Виноградов, В.М. Выдрин, В.И. Григорьев, Ю.Ф. Курамшин, Н.Е. Латышева, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров, Е.В. Утишева, Г.Ф. Шитикова), теории ориентации личности на социально-значимые ценности (Т.К. Ахаян, И.С. Батракова, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Н.М. Конжиев, Н.М. Полетаева), теории формирования личности учителя (Е.П. Белозерцев, А.Н. Бритвихин, С.Т. Вершловский, З.И. Васильева, А.В. Мудрик, А.Н. Пискунов, Л.Ф. Спирин), теории психологии здоровья человека (О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов), теории физического воспитания (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Г.Н. Пономарев).

Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:



  1. Теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ философской, валеологической, социологической, психолого-педагогической литературы, специальных исследований по данной теме, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;

  2. Эмпирические: самонаблюдение, самооценка, опрос, анкетирование, тестирование; метод эксперимента, включающий констатирующий, формирующий, промежуточный и контрольный этапы и др; анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение, моделирование;

  3. Методы статистической обработки экспериментальных данных: вычисление среднего арифметического, определение процентного соотношения данных, определение достоверности различий по критерию Стьюдента (t). Обработка методик проводилась с помощью компьютерных технологий (лицензионное программное обеспечение STATISTICA v6).

Базой исследования являлся ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет». В массово-диагностическом эксперименте участвовали студенты всех факультетов в количестве 538 человек, в опытно-экпериментальной работе участвовали студенты естественно-географического факультета, факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии.

Этапы исследования: исследование проводилось в 2000 – 2011 гг.

Подготовительный этап (2000 – 2003 гг.) – определение цели, задач исследования; выбор объекта и предмета; выдвижение гипотез. Изучались образовательно-воспитательные возможности и резервы физического воспитания студентов педагогического вуза, специальная литература. Проводился поиск условий для совершенствования образовательно-воспитательной работы по формированию у студентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ.

Констатирующий этап (2004 – 2005 гг.) – комплексная диагностика по выбранным критериям и показателям, направленная на изучение уровня сформированности ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ и здоровью студентов вуза, разработка комплексной инновационной программы.

Формирующий этап (2005 – 2008 гг.) – разработка и апробация интерактивных технологий формирования у студентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в условиях физкультурного образования, количественная и качественная обработка полученных результатов.



Заключительный этап (2008 – 2011 гг.) – анализ, уточнение и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

  1. Определена и экспериментальным путем обоснована значимость ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в профессиональном становлении будущего педагога;

  2. Выявлена сущность ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, включающая взаимосвязанные компоненты (когнитивно-интеллектуальный, рефлексивно-оценочный, операционно-деятельностный);

  3. Уточнена сущность и структура понятия «здоровый образ жизни», определяемая совокупностью структурных компонентов (мотивационно-ценностного, эмоционально–волевого, содержательно-операционного);

  4. Установлено, что в процессе интеграции компонентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ формируется здоровьесберающее самосознание, направленность личности, определяется поведение будущего педагога;

  5. Определены логика, этапы, условия, механизмы эффективного формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в рамках физкультурно-образовательного процесса;

  6. Разработано педагогическое обеспечение целевой комплексной программы формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза, основанной на инновационных методах и технологиях;

  7. Сформулированы критерии и показатели ценностно-смыслового отношения будущих учителей к ЗОЖ, определены адекватные методы его поэтапной, системной диагностики.

Теоретическая значимость исследования:

  1. На основе углубленного анализа теоретического состояния проблемы осуществлено уточнение и дополнение содержания понятий «ценностно-смысловое отношение » и «здоровый образ жизни».

  2. Выявлены и теоретически обоснованы педагогические возможности физкультурного образования как эффективного средства формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ.

  3. Определена сущность и структура понятия ценностно-смыслового отношения студентов к ЗОЖ как интегрального качества личности будущего учителя, включающего в себя совокупность и единство когнитивно-интеллектуального, рефлексивно-оценочного, операционно-деятельностного компонентов, обеспечивающее формирование здоровьесберегающих убеждений, способов поведения, ориентированных на активную физкультурно-образовательную деятельность, а также овладение профессиональными здоровьесберегающими компетенциями.

  4. Разработано и апробировано педагогическое обеспечение процесса формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в физкультурно-образовательном процессе.

Практическая значимость состоит в следующем:

  1. Результаты теоретического и экспериментального исследования вошли в учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура», в основу которого положено формирование у будущих учителей ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, освоение разнообразных средств физической культуры, спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности;

  2. На основе исследовательских материалов автора разработан учебно-методический комплекс со специализацией «Современные фитнес-направления» объемом 72 часа, используемый для проведения курсов повышения квалификации учителей физической культуры и курсов дополнительного образования;

  3. Апробированная в ходе исследования авторская экспериментальная программа легла в основу учебного курса «Физическая культура в здоровьесберегающем пространстве студента», реализуемая в рамках проекта дистанционного обучения «Moodle»;

  4. По материалам исследования изданы учебно-методические пособия для студентов, преподавателей физической культуры: «Применение степ-аэробики на физкультурно-оздоровительных занятиях» и «Использование силовых упражнений на учебно-тренировочных занятиях»;

  5. Разработанные автором рекомендации в помощь преподавателям физической культуры по совершенствованию процесса формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ могут использоваться в рамках физкультурно-образовательного процесса вуза и общеобразовательной школы.

Достоверность результатов исследования достигалась за счет адекватного выбора методологических положений, глубины и обоснованности теоретических обобщений, репрезентативной выборкой, достаточной для количественного и качественного анализа, математической обработкой экспериментальных данных, опытно-экспериментальной проверкой теоретических положений исследования, личным участием автора в организации и проведении опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и физической культуры, на научных конференциях в ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет» (2000 – 2009гг.), на заседании кафедры педагогики, социальной работы и социальной психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет». Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работах (2000 – 2010 гг.). Результаты исследования докладывались диссертантом на Всероссийской научно-практической конференции «100 лет физической культуре и спорту в СпбГУ» (г. Санкт-Петербург, 2001 г.); Международной научно-практической конференции «Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада» (г. Петрозаводск, 2003 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы физической культуры, спорта и туризма в Северной Европе» (г. Петрозаводск, 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России» (г. Петрозаводск, 2005 г.); XI Научно-практической конференции «Здоровье молодежи – будущее России» (г. Петрозаводск, 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России» (г. Петрозаводск, 2005 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Физическое и психическое здоровье учащейся молодежи Северо-Запада» (г. Петрозаводск, 2007 г.); VI Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (г. Ставрополь, 2009 г.).
  1   2


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка