«Игровой стретчинг как способ повышения гибкости у детей дошкольного возраста»




Скачати 80.99 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір80.99 Kb.
Автореферат

«Игровой стретчинг как способ повышения гибкости у детей дошкольного возраста»

2012г.

«Растяжка - это гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность, уверенность в себе»

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и болеее чем на половину – от образа жизни человека. С этим неразрывно связано и умение оценивать своё здоровье и свои знания о себе. А самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить это понятие. Исследования, поведённые В.Г. Алямовским и Н.В. Кедяркиной показали, что четырёх-, пятилетние дети относя к критериям здоровья не только физические, но и следующие признаки:

эмоциональные – 41% (например, здоровый человек всегда веселый);

психической уравновешенности – 19% (например, тот кто, здоровый, тот спокойный, не дерётся, не ругается);

интеллектуальные – 4% ( например, кто здоровый, тот быстро решает всякие задачки);

моральные – 5% (здоровый человек везде себя хорошо чувствует).

Дошкольный возраст в развитии ребёнка – период, когда закладывается фундамент здоровья, основы для физического совершенствования и овладения культурой движений.. В своих работах доктор медицинских наук, профессор П.А.Шорин отмечает, что среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют нарушения опорно-двигательного аппарата – дефекты осанки, плоскостопие. Поэтому ДОУ призвана создать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы. Результаты обследования в нашем ДОУ показывают, что с каждым годом увеличивается количество ослабленных детей. Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования физкультурных занятий нового типа.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. Именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий. Наше внимание привлекла методика игрового стретчинга, т.к. она способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, а также потребности в физическом совершенствовании

Что же такое стретчинг?- задались мы таким вопросом.



Стретчинг – это - хорошая осанка;

- снижение травматитичности;

- подвижность тела;

- здоровое тело и бодрость духа;

- отличное настроение.

ЧТО ТАКОЕ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ?

Игровой стретчинг это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Итак, подводим итог: стретчинг это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц; игровой стретчинг специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. А сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений. Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д. Все это связано с изменением коркового процессов в связи с возникновением в коре головного мозга области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой -возбуждениями, приходящими от работающих мышц Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.

Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своем теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции. У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И.П.Павлова, "мышечная радость", сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.

Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Система упражнений стретчинга по характеру своего подхода к оздоровлению человека ближе к восточным оздоровительным методикам, чем к традиционной физкультуре. Система стретчинга не отрицает различные виды спорта, но дополняет их.

Игровой стретчинг является одним из важнейших направлений в моей работе В своей работе, я показываю, как превратить занятия физкультурой в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. В эту игру можно играть взрослому с одним ребенком или с группой детей. Занятия по этой методике помогут ребенку укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. .

Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке дается новая сказка-игра, в которой дети превращается в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.

После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.



Организация занятий по методике игрового стретчинга

Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком четырех лет, так как в этом возрасте формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционльно выазительно. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Занятие состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, расслабление для восстановления дыхания, и длится 25-30 минут. Форма организации учебно - воспитательного процесса - групповая.



Процесс обучения игровому стретчингу разделяются на 6 этапов:

- знакомство с понятием стретчинга (значение для организма, знакомство с правилами стретчинга)

- личностное ориентирование (предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов);

- создание представлений об упражнении (последовательность выполнения упражнения, постановка дыхания);

- преемственность ( после изучения элементарных упражнений переход к усложнению простых упражнений и освоению более сложных);

- обучение – творчество (применение изученных упражнений в разыгрывании предложенного сюжета, например сказка «Теремок», «В цирке»)

Сознательность Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Достигнуть этого можно при помощи решения следующих задач:

- обучать детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга.

- совершенствовать физические возможности: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость;

- повышать интерес к выполнению упражнений;

- воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;

- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

В структуру занятия входят три части.

Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки, развития внимания, танцевально- ритмические композиции.

В основной части переходим непосредственно к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом знакомство и закрепление уже известных. На втором – совершенствование и точность выполнения упражнений. На занятия включаются 6-8 стретчинг- упражнений на различные группы мышц. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку, но желательно на занятии по закреплению движений, т.к. при изучении новых движений много словесных пояснений. Обучение детей основным видам движений не должно остаться без внимания. Поэтому они должны быть включены в содержание занятий. В конце второй части занятия детям предлагается подвижная игра.. Подбор п/и осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Это дыхательные упражнения, релаксация.

При внедрении упражнений игрового стретчинга в физкультурно- оздоровительную работу ожидаются следующие результаты:

- уменьшение числа детей с неправильной осанкой

- совершенствование гибкости тела;

- повышение интереса к выполнению физических упражнений;

Для повышения качества работы с детьми по данному направлению проводится работа с родителями. Современные мамы и папы должны выступать не только в качестве зрителей, но и быть активными участниками, проводимой в ДОУ в физкультурно- оздоровительной работе. Для этого разработаны следующие формы взаимодействия с родителями.

В результате анкетирования были выявлены следующие сведения:

Было опрошено 180 родителей старших и подготовительных групп

Занимаются спортом – 50% из числа опрошенных

Есть дома спортивные снаряды – 20%

Посещают спортивные секции – 12%

Делают утреннюю гимнастику – 15%

Установлен режим – 46%

Соблюдают режим – 18%

Знают методы закаливания – 20%

Поводят закаливание – 16%



Результаты диагностики за последние три года работы в этом направлении показали следующие результаты:

Физическая подготовленность – возрастание на 10%

Показатели гибкости – возрастание на 9%

Изменение осанки – улучшение на 37%



Простудная заболеваемость – снижение на 1,5%


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка