Iii конференция Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-запада




Скачати 122.88 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір122.88 Kb.
III конференция

Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-запада

2 - 3 ноября 1999 в Санкт-Петербурге прошла II конференция Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-запада России, на которой была обсуждена одно из наиболее актуальных направлений совершенствования анестезиологической и реаниматологической помощи - “Проблемы подготовки и аттестации медицинских сестер-анестезистов (отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии) в Северо-западном регионе России” (доклад профессора А.И. Левшанкова).

В течение 6 месяцев в некоторых регионов началась апробация новых программ профессионального образования медицинских сестер по “Анестезиологии и реаниматологии”, утвержденных в Министерстве Обороны Российской Федерации.

24-25 апреля 2000 г. в Санкт-Петербурге состоялась III конференция Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-запада по докладу проф. А.И. Левшанкова “Утверждение программ подготовки и аттестации медицинских сестер-анестезистов в Северо-западном регионе” было принято решение.

В связи с высокой актуальностью рассмотренных вопросов представляем их краткую информацию.


УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ

МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР-АНЕСТЕЗИСТОВ

В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ.
Левшанков А.И.

(Санкт-Петербург)


Обучение по специальности “Анестезиология и реаниматология” в системе гражданского здравоохранения и в Вооруженных силах РФ проводили раньше в основном в течение 3 и 1 мес. соответственно по курсу специализации и усовершенствования, в медицинском училище при ВМедА в течение 5- 10 мес. и 1 мес. согласно утвержденным программам.

Анализ опыта подготовки медсестер, в том числе 356 медсестер анестезистов в ВМедА в течение 11 лет, показал, что минимальная продолжительность первичной специализации их должна быть не менее 5 месяцев, а оптимальная - 2 года. В большинстве стран Европы и Америки подготовка медсестер ОАРИТ осуществляется, как правило, не менее 2 лет.

В 1998 году начальником Управления научных и образовательных медицинских учреждений МЗ РФ утвержден Образовательный стандарт специализации и усовершенствования медицинских сестер-анестезистов ОАРИТ по специальности “Анестезиология и реаниматология”, составленный заместителем директора по учебной работе и заведующим ОАРИТ 1-й городской больницы г. Москвы - главным анестезиологом города. Согласно этого стандарта продолжительность обучения по-прежнему осталось непродолжительным: по курсу специализации - 3 мес., 432 часа, а усовершенствования - 1 мес., 144 ч (письмо МЗ и МП РФ от 03.05.95 и N 16 8/364). По окончанию курса проводится экзамен по теоретическим и практическим навыкам. При необходимости получить сертификат специалиста проводится квалификационный экзамен (приказ МЗ РФ N 318 от 17.11.95).
Анализ утвержденного стандарта свидетельствует, что он имеет следующие существенные недостатки.

1. В общем бюджете учебного времени большая доля лекционного курса: 38% при специализации и 64% при усовершенствовании (соответственно 162 и 92 ч).

2. Мало времени отводится практическим занятиям и предусмотренные навыки в стандарте отработать практически невозможно. В тематическом плане отсутствуют семинары, на которые в соответствии с предусмотренной тематикой необходимо не менее 52 часов по курсу специализации. Если их вычесть из бюджета практических занятий, то на отработку навыков придется всего лишь 218 часов, т.е. 35 рабочих дней - примерно по 1,3 ч на каждый лекционный час. Несомненно, что за этот период отработать практические навыки по 43 темам занятий невозможно (в среднем 5 часов на одну тему).

3. Многие, очень важные для медсестер ОАРИТ, темы отсутствуют в стандарте. В частности:



  1. Юридические аспекты в анестезиологии и реаниматологии.

  2. Обезболивание и седация.

  3. Клиническая физиология эндокринной системы, системы гемостаза.

  4. Ожоговый шок.

  5. Уход за больными.

  6. Особенности интенсивной терапии у тяжелых больных терапевтического профиля: острый отек легких, астматический статус, тяжелые формы пневмонии, гипертонический криз.

  7. Особенности обеспечения анестезиологической и реаниматологической помощи в Вооруженных силах в мирное время и в военно-полевых условиях.

  8. Особенности организации интенсивной терапии инфекционным больным.

4. Нерационально распределено время по ряду тем: мало времени отводится вопросам клинической физиологии (5 ч лекции и 4 ч практических занятий), клинической фармакологии (соответственно 4 и 2 ч), аппаратуре и инструментарию, используемому в анестезиологии и реаниматологии (4 и 12 ч), современному мониторингу и безопасности в операционной (2 и 4 ч).

5. По ряду тем на слишком объемное содержание знаний и большое число практических навыков предусмотрено очень мало времени. В частности:


  1. Тема 36. Особенности анестезии у детей - 4 ч лекций и 4 ч практических занятий.

  2. Тема 37. Особенности реанимации в педиатрии - соответственно 4 и 4 ч .

  3. Тема 39. Особенности анестезиологических пособий в акушерстве - 2 и 4 ч.

  4. Тема 40. Интенсивная терапия критически состояний в акушерстве - 4 и 4 ч.

  5. Тема 41. Санитарно-эпидемический режим в ОАРИТ. Дезинфекция и стерилизация изделий медицинского назначения - 8 ч лекций, а практических занятий вообще нет.

6. По некоторым темам (41, 42, 43) отсутствует практические занятия.

Ряд вопросов, а следовательно, знаний и навыков, относится к компетенции анестезиолога.

7. Много вопросов относится к мононаркозу эфиром, который практически почти не применяют сейчас.

8. В ряде случаев неправильная терминология, как, например, наркоз вместо анестезия.

9. Прочие.

Кроме того, необходимо учесть, что в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки по специальности 0406 “Сестринское дело” - базовый уровень профессионального образования) среди всех специальных дисциплин дисциплина “Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии”, к сожалению, отсутствует. Лишь только в дисциплине “Сестринское дело в хирургии с реаниматологией” представлены в небольшом объеме вопросы ухода за больными ОАРИТ.

В связи с вышеизложенным нами разработаны Учебный план и Программа на первых двух уровнях профессионального образования медсестер по “Анестезиологии и реаниматологии”. При этом учтены следующие аспекты:


  1. основные требования “Образовательного стандарта специализации и усовершенствования медицинских сестер-аненстезистов ОАРИТ” и его вышеизложенные недостатки;

  2. требования приказов МЗ и МП РФ № 249 от 19.08.97 г. "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала", N 186 от 5.06.98 “О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием” и N 318 от 17.11.95 “О Положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста”).

  3. специфика работы медсестер ОАРИТ в военных лечебных учреждениях.

В этой связи внесены следующие основные изменения и дополнения:

1. Дополнительно включены некоторые необходимые для медсестер ОАРИТ темы: по избранным вопросам клинической физиологии, этические и юридические аспекты анестезиологии и реаниматологии, искусственное лечебное питание и др., а также специальный раздел - Обеспечение анестезиологической и реаниматологической помощи в Вооруженных силах, отражающий специфику работы медсестер-анестезистов в военно-полевых условиях.

2. Увеличена продолжительность обучения: по курсу специализации - 5 мес. - 728 часов, а по усовершенствованию - 1 мес. - 156 часов.

3. Изменена структура занятий: сокращено число лекционных часов без сокращения тематики лекций (вместо 38% и 64% соответственно для специализации и усовершенствованию – 16% - 116 ч. и 5% - 8 ч.), увеличена продолжительность практических занятий (76% и 69%), включены дополнительно семинары и дипломная работа при первичной специализации и курсовая – при усовершенствовании. Рациональность их подтверждено практикой учебного процесса в ВМедА.

4. Разработана программа компьютерного контроля знаний по курсу усовершенствования и дополнена – по курсу специализации.

Важной проблемой, требующей срочного решения, является совершенствование аттестации медицинских сестер-анестезистов.

В целях дальнейшего совершенствования работы по проведению сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала МЗ РФ 19 августа 1997 г. издан Приказ N 18 “О введении в действие перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов” (приложение 2 приказа МЗ РФ от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" признан утратившим силу 6. Этим приказом в Перечне соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов предусмотрены специальность "Анестезиология и реаниматология" и должности “старшая медицинская сестра” и “медицинская медсестра-анестезист".

В системе подготовки медицинских сестер-анестезистов очень важным компонентом повышения квалификации является аттестация. Ее проводят в соответствии с приказами МЗ и МП РФ N 131 от 23 мая 1995 г. "Об утверждении Положения об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников" и N 100 от 25.03.96 "О внесении дополнения в Положение ...". Согласно этих документов аттестацию проводят для определения уровня квалификации специалиста, соответствия его профессионально-должностным требованиям с последующим присвоением квалификационных категорий и осуществляют на добровольной основе. В зависимости от стажа работы по специальности (3, 5 или 8 лет) медсестра может быть аттестована специальной комиссией на вторую, первую или высшую категорию. Категория присваивается сроком на 5 лет с последующим ее подтверждением. Аттестации должна предшествовать обязательная учеба по аттестуемой специальности на базе одного из ближайших учебных заведений дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
Однако аттестация еще во многом не отвечает современным требованиям. В частности, нередко она проходит формально без объективного учета уровня профессионализма, нет единых аттестационных тестов, в ряде случаев аттестацию проходят без предшествующей учебы, а если и проходят, то оно не в полной мере отвечает современным требованиям, оплата труда медсестер со 2-й, 1-й и высшей квалификационной категорией различается мало.

3 ноября 1999 г. на Второй конференции Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-запада России был обсужден наш доклад “Проблемы подготовки и аттестации сестер-анестезистов в Северо-западном регионе. После обсуждения доклада было принято следующее решение:




  1. Представителям регионарных отделений ААР СзР до 1 июля 2000 г. представить проф. Левшанкову А.И. свои предложения по коррекции программ первичной специализации и усовершенствования медицинских сестер-анестезистов, утвержденных в МО РФ в 1999 г., в том числе и по компьютерным тестовым программам с последующим обсуждением их в Правленни ААР СзР.




  1. В соответствии с приказами МЗ РФ N 18 “О введении в действие перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов” (приложение 2) от 19 января 1999 г. и N 131 от 23 мая 1995 г. “Об утверждении положения об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников”, Государственной программы развития сестринского дела в Российской Федерации:




  1. должность “ медицинская сестра-анестезист” ОАРИТ (ОАР) в составе как анестезиологической, так и реаниматологической бригад может самостоятельно исполнять как должностное лицо лишь медицинская сестра, имеющая базисную подготовку по специальности “Анестезиология и реаниматология” продолжительностью не менее 3-5 месяцев и получившая соответствующий сертификат;



  1. аттестацию проводить специальной комиссией с участием заведующих ОАРИТ (ОАР) и старших медсестер этих отделений с использованием тестовых (компьютерных) программ.

Относительно нашего опыта обучения по новым программам в течение 6 последних месяцев, можно сообщить следующее. После утверждения учебных планов и программ 4 ноября 1999 г. начальником ГВМУ МО РФ, с ноября этого же года по настоящее время по ним прошли обучения 22 медсестер по усовершенствованию и 24 заканчивают первичную специализацию, 59 медсестер сдали компьютерный и устный экзамены (в том числе 19 квалификационный). Анализ опыта позволяет сделать следующие выводы и предложения.


ВЫВОДЫ.


  1. В целом обучение на основе новых программ позволяют более качественно готовить медсестер по “Анестезиологии и реаниматологии”.

Это подтверждают данные компьютерного контроля: сестры, прошедшие подготовку по прежним 5-месячным программам, не смогли сдать компьютерный контроль - 56% правильных ответов (пределы: 41-70) по первичной специализации и 44% (29-54%) - по усовершенствованию.

После прохождения усовершенствования компьютерный экзамен был сдан всеми на хорошо и отлично - в среднем 85% правильных ответов (77-97%) при наличии у них исходных знаний на уровне 44% (29-54%), т.е. неудовлетворительные.



  1. Большой лекционный курс (116 часов, 57 тем - 1 час лекции на 4,7 ч практики, или из каждых 6 часов всех занятий 1 час - лекции) трудно освоить при отсутствии учебников и доступной для медсестер другой учебно-методической литературы.

  2. Для приобретения практических навыков по 57 темам первичной специализации мало времени (в среднем на каждую тему приходится лишь 9 ч.).

  3. Аттестационные экзамены (компьютерный и устный) могут сдать лишь те медсестры, которые прошли перед этим переподготовку - усовершенствование в течение 1 мес.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.



  1. С целью дальнейшего совершенствования профессионального образования медицинских сестер-анестезистов в Северо-западном регионе России следует:

  1. утвердить программы первичной специализации и усовершенствования медицинских сестер-анестезистов, реализованных в МО РФ с 1999 г., в том числе и компьютерные тестовые программы;

  2. компьютерный аттестационный экзамен проводить: для 1-й квалификационной категории по 100 из 273 вопросов программы первичной специализации, а для высшей - по 50 из 60 вопросов программы усовершенствования (70-79% правильных ответов - оценка “3”, 80-89% - “4”, 90% и более - “5”);

  3. устный квалификационный экзамен проводить с участием в комиссии анестезиолога-реаниматолога высшей квалификационной категории и старшей медсестры анестезиста высшей категории после успешной сдачи компьютерного экзамена;

  4. подготовить и издать учебник по “Анестезиологии и реаниматологии” для медицинских сестер ОАРИТ.

Р Е Ш Е Н И Е

Конференции Ассоциации анестезиологов и реаниматолрогов Северо-запада

по докладу проф. А.И. Левшанкова : “Утверждение программы подготовки и аттестации медицинских сестер-анестезистов в Северо-западном регионе”.


  1. В целом обучение на основе новых программ адекватно, оно позволяют более качественно готовить медсестер по “Анестезиологии и реаниматологии”.

  2. С целью дальнейшего совершенствования профессионального образования медицинских сестер-анестезистов в Северо-западном регионе России следует:

  1. утвердить программы первичной специализации и усовершенствования медицинских сестер-анестезистов, реализованных в МО РФ с 1999 г., в том числе и компьютерные тестовые программы; президенту и исполнительному директору ААР СЗР, региональным Ассоциациям анестезиологов и реаниматологов ходатайствовать перед органами управления Министерства Здравоохранения об утверждении программ для Северо-запада России;

  2. региональным ассоциациям Северо-западного региона внедрить в практику компьютерный аттестационный экзамен с последующим проведением устного экзамена для получения медсестрами 1-й и высшей категорий;

  3. компьютерный аттестационный экзамен проводить: для 1-й квалификационной категории по 100 из 273 вопросов программы первичной специализации, а для высшей - по 50 из 60 вопросов программы усовершенствования (менее 70% правильных ответов – оценка “2”, 70-79% - “3”, 80-89% - “4”, 90% и более - “5”);

  4. после успешной сдачи компьютерного экзамена, проводить устный квалификационный экзамен с участием в комиссии анестезиолога-реаниматолога и старшей-медсестры анестезиста ОАРИТ (ОАР), имеющих высшую квалификационную категории;

  5. президенту и исполнительному директору ААР СЗР, региональным Ассоциациям анестезиологов и реаниматологов на основании полученного опыта работы с новыми программами тестовыми компьютерными экзаменами через год на очередной конференции обсудить их в плане дальнейшего совершенствования и соответствия международным требованиям;

  6. подготовить и издать учебник по “Анестезиологии и реаниматологии” для медицинских сестер ОАРИТ (2002 г. - проф. А.И. Левшанков).


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка