Инструкция для преподавателя по проведению занятия технологии «Лекция с обратной связью»




Скачати 354.06 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір354.06 Kb.
УО «Борисовский государственный медицинский колледж»

Теоретическое занятие

(лекция – с обратной связью)

для учащихся третьего курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»

ЧУМА

методы – наглядный (иллюстративно-демонстрационный), репродуктивный.

mhtml:file://d:\_documents\реф.mht!http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/250px-black_death.jpg

Преподаватель: Татарченко

Светлана Анатольевна

2010г

ИНСТРУКЦИЯ

для преподавателя по проведению занятия технологии

«Лекция с обратной связью»
Технология «Лекция с обратной связью» решает учебные проблемы посредством объединения знаний учащихся, полученных по теме «Чума » на инфекционных болезнях предыдущего курса. Данная технология активизирует процесс запоминания излагаемого материала, развивает слуховую и оперативную память, даёт информацию о степени усвоения материала на занятии. Данная технология позволяет повторить и обобщить пройденный материал темы с точки зрения инфекционных болезней, одновременно изучить новые стороны темы с точки зрения эпидемиологии.

Познавательная деятельность учащихся активизируется, если они узнают, что в конце лекции им будет предложено тестовое задание. Преподаватель не только получает информацию о степени усвоения темы группой, но и может оценить индивидуально каждого учащегося.

Технология «Лекция с обратной связью» позволяет активизировать восприятие, осмысление, понимание и запоминание учащихся.
Ход занятия:


  1. Сообщается тема, цель и пробуждается интерес.

  2. Сообщаются общие правила сотрудничества.

  3. Сообщаются критерии оценки работы на занятии (тестовое задание).

  4. Преподавателем задаётся вводный вопрос по теме.

  5. Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос.

  6. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается краткими тезисами и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

  7. Таким образом составляется конспект лекции, которая в разных учебных группах будет разной.

  8. В конце лекции учащимся даётся тестовое задание, за выполнение которого выставляется каждому отметка.

9.Преподаватель подводит итоги занятия и выдаёт домашнее задание к следующему занятию.

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «Чума»

1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.

2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)

3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.

4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.

5.Составьте краткий конспект по вопросам темы.

6. Попытайтесь ответить на предложенные вопросы, не заглядывая в дополнительные источники.

7. Сравните свой ответ с изложенным материалом преподавателем. Если расхождения значительны, просмотрите соответствующие материалы .

7.Внимательно прочитайте тему заново.

8.Ответьте на вопросы домашнего задания.

9.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.

10.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.

11. Ознакомьтесь с темами рефератов.

12. Если какая - то из предложенных тем вас заинтересовала, просмотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.

13.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.

14.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.


Технологическая карта урока

Структура урока

Технология урока

Дидактическая структура

Методическая подструктура

Методы обучения

Средства обучения

Формы организации деятельности уча-хся

1

2

3

4

5

1.Контроль усвоения материала по предыдущей теме «Сыпной тиф. Возвратный тиф. Туляремия»

.


1.1.Устный опрос по вопросам домашнего задания

Репродуктивный

Конспект лекций

Фронтальная

2.Формирование представления о системе противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в очагах чумы

2.1Работа учащихся по ответам на вводные вопросы

2.2. Объяснение нового материала преподавателем исходя из качества ответов учащихся.



Репродуктивный

Наглядный

Объяснительный

Наглядный







Групповая

Групповая




3.Изучение организации и проведения противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в очагах чумы.

3.1 Объяснение нового материала преподавателем

Инструктивно-практический

Мультимедийная установка

Фронтальная

Индивидуальная




3.2.Рефлексия усвоенного материала. Выполнение тестового задания.

Репродуктивный

Тестовое задание

Индивидуальная


1

2

3

4


5


ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Чума».

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция с обратной связью

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Сформировать комплексное представление об эпидемиологических особенностях чумы и организации мероприятий по профилактике этой инфекции.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Овладеть методикой самостоятельного составления плана противоэпидемических мероприятий в очагах сыпного и возвратного тифов, туляремии.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Привить учащимся чувство ответственности по отношению инфекционной безопасности своей страны, помочь осознать свою роль как будущего медицинского работника в профилактике инфекционных заболеваний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Мультимедийная установка

  • Действующие приказы и постановления практического здравоохранения.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории, знакомство с группой)(5 мин).

2. Фронтальный устный опрос по вопросам домашнего задания (10 мин) :
1 Что такое сыпной тиф?

2.Кто является источником инфекции?

3.Каким образом происходит заражение человека

4.Каковы основные симптомы болезни?

5.Как проводится госпитализация и выписка больных?

6. Каковы особенности ухода за больным сыпным тифом?

7. Как ведется борьба с педикулезом у больного?

8. Как проводится лечение сыпного тифа?

9. Как проводится лабораторная диагностика заболевания?

10. Что такое болезнь Брилла – Цинссера?

11. Что такое туляремия?

12. Кто является источником инфекции при туляремии?

13. Как осуществляется уход за больными туляремией?

14. Как проводится лечение больных туляремией?

15. Как проводится лабораторная диагностика туляремии?
2.Рассмотрение выполненных творческих заданий, заслушивание рефератов.(10 мин)
3. Сообщение темы, цели и хода теоретического занятия. (3 мин)
4. Назначение из числа учащихся экспертов и секретаря.(2 мин)
6. Изложение нового материала. (60 мин)

Вводные вопросы:

6.1. Что такое чума?

6.2. Что представляет собой возбудитель болезни?

6.3. Кто является источником инфекции?

6.4. Какова степень контагиозности заболевания?

6.5. В каких случаях производится госпитализация больного?

6,6. Каковы клинические проявления болезни?

6.7. Каковы особенности ухода за больным?

6.8. Каковы, особенности, противоэпидемического режима при обслуживании больных чумой?

6.9. Как осуществляется лечение больных?

6.10.Каковы особенности забора и транспортировки материала для лабораторной диагностики заболевания?

6.11. Каковы осложнения чумы?

6.12.Каковы мероприятия в очаге чумы?

7.Выполнение тестового задания «Чума»
8. Домашнее задание.(5минут)

9.Литература для учащихся

10.Литература для преподавателей

11.Дополнительная информация по теме «Чума»

6. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

6.1. Вводный вопрос: Что такое чума? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Чума — это острое инфекционное заболевание , особо опасная инфекция, вызываемая iersiniey pestis, протекающее у человека в бубонной, септической и легочной формах.

Чума относится к зоонозам с природной очаговостью, а также является типичным представителем карантинных инфекционных болезней, при возникновении которых проводятся специальные карантинные мероприятия. В Средние века распространению чумы способствовала антисанитария, царившая в городах. Канализации не было, и все отбросы текли прямо вдоль улиц, что служило идеальной средой для жизни крыс. Альберти так описывал Сиену, которая «много теряет … из-за отсутствия клоак. Именно поэтому весь город издаёт зловоние не только в первую и последнюю ночную стражу, когда сосуды с накопившимися нечистотами выливаются в окна, но и в другие часы бывает отвратителен и сильно загрязнён»[5]. К тому же во многих местах причиной чумы объявили кошек, якобы являвшихся слугами дьявола и заражавших людей. Массовые истребления кошек привели к ещё большему увеличению численности крыс. Причиной заражения чаще всего служат укусы блох, которые предварительно жили на заражённых крысах.d:\мои документы\мои рисунки\чума.jpg



Гениальный поэт А.С.Пушкин в 1930 г. написал драму "Пир во время чумы", небольшое по объему, но глубокое, философское, многослойное произведение, потрясающее простотой описания:
"Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!"

Драма заканчивается гимном в честь чумы:


"...Итак, - хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, -
Быть может... полное чумы!"

6.2. Вводный вопрос: Что представляет собой возбудитель болезни? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Возбудителем является чумная палочка, чувствительная к основным дезинфицирующим средствам, высокой температуре и солнечному свету. Возбудитель чумы устойчив к низким температурам, хорошо сохраняется в мокроте, но при температуре 55°C погибает в течение 10—15 мин, а при кипячении — практически немедленно. Попадает в организм через кожу (при укусе блохи, как правило, Xenopsylla cheopis), слизистые оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта, конъюнктивы.yersinia.jpg

По основному носителю природные очаги чумы подразделяют на сусликовые, сурочьи, песчаночьи, полевочьи и пищуховые. Помимо диких грызунов, в эпизоотический процесс иногда включаются так называемые синантропные грызуны (в частности, крысы и мышевидные), а также некоторые дикие животные (зайцы, лисы), являющиеся объектом охоты. Из домашних животных чумой болеют верблюды.

По некоторым современным данным, Y.pestis является облигатным паразитом обитающих в почве одноклеточных организмов (амеб), т. е. природный резервуар возбудителя чумы - это совокупность одноклеточных организмов - биологических хозяев Y.pestis. Инфицированные грызуны должны рассматриваться не как природный резервуар чумы, а как индикатор сдвига в экологии одноклеточных организмов - естественных хозяев Y.pestis. Те территории, на которых возбудитель чумы поддерживается эпизоотиями среди грызунов, следует рассматривать, как вершину айсберга чумы. Это позволяет сделать предположение о том, что Y.pestis в организме человека и грызунов проявляет вирулентность в виде локального феномена - способности пролиферировать в клетках белой крови. При этом Y.pestis использует те же механизмы специализации, которые позволяют ей поддерживаться среди почвенных одноклеточных организмов, эволюционных предшественников фагоцитов. Так как жизнь или смерть случайно инфицированного теплокровного организма ничего не значит для поддержания такого паразита в природе, то его вирулентность не лимитируется необходимостью сохранения жизни своим жертвам.



6.3. Вводный вопрос: Кто является источником инфекции? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Основными источниками инфекции являются крысы и другие дикие грызуны (суслики, тарбаганы, мыши-песчанки).

В природном очаге заражение обычно происходит через укус блохи, ранее питавшейся на больном грызуне, вероятность заражения значительно возрастает при включении в эпизоотию синантропных грызунов. Заражение происходит также при охоте на грызунов и их дальнейшей обработке. Массовые заболевания людей возникают при прирезке больного верблюда, снятии с него шкуры, разделке, переработке. Инфицированный человек в зависимости от формы заболевания в свою очередь может являться передатчиком чумы воздушно-капельным путём или через укус отдельных видов блох.

Блохи являются специфическим переносчиком возбудителя чумы. Это связано с особенностями устройства пищеварительной системы блох: перед самым желудком пищевод блохи образует утолщение — зоб. При укусе заражённого животного (крысы) бактерия чумы оседает в зобе блохи и начинает интенсивно размножаться, полностью закупоривая его. Кровь не может попасть в желудок, поэтому такую блоху перманентно мучает чувство голода. Она переходит с хозяина на хозяина в надежде получить свою порцию крови и успевает заразить достаточно большое количество людей, прежде чем погибнет (такие блохи живут не более десяти дней).mhtml:file://d:\_documents\реф.mht!http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/49/180px-scanning_electron_micrograph_of_a_flea.jpg

При укусе заражённых чумными бактериями блох у человека на месте укуса может возникнуть папула или пустула, наполненная геморрагическим содержимым (кожная форма). Затем процесс распространяется по лимфатическим сосудам без проявления лимфангита. Размножение бактерий в макрофагах лимфатических узлов приводит к их резкому увеличению, слиянию и образованию конгломерата (бубонная форма). Дальнейшая генерализация инфекции, которая не является строго обязательной, тем более в условиях современной антибактериальной терапии, может приводить к развитию септической формы, сопровождающейся поражением практически всех внутренних органов. Однако с эпидемиологических позиций важнейшую роль играют «отсевы» инфекции в лёгочную ткань с развитием лёгочной формы болезни. С момента развития чумной пневмонии больной человек сам становится источником заражения, но при этом от человека к человеку уже передаётся лёгочная форма болезни — крайне опасная, с очень быстрым течением.

6.4. Вводный вопрос: Какова степень контагиозности заболевания? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Опасность больного чумой человека для окружающих различна. Больной бубонной формой чумы при отсутствии блох является относительно безопасным для окружающих, так как его выделения незаразны. Однако в случае перехода бубонной чумы в бубонно-септическую больные начинают выделять возбудителей с мочой и испражнениями. Очень опасен для окружающих больной легочной формой, так как распространение болезни происходит воздушно-капельным путем.



6.5. Вводный вопрос В каких случаях производится госпитализация больного? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Больные чумой и лица с подозрением на заболевание чумой немедленно госпитализируются в специально выделенное боксовое отделение инфекционного стационара, работа которого переводится на строгий противоэпидемический режим.



6.6. Вводный вопрос: Каковы клинические проявления болезни? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Заболевание начинается остро: озноб, высокая температура, рвота, сильная головная боль. Затем появляются бред, галлюцинации. Артериальное давление резко снижено, печень и селезенка увеличены. Далее картина болезни зависит от формы чумы. Различают следующие клинико-морфологические формы чумы: бубонную; легочную; септическую.




Бубонная форма чумы - наиболее частая (от 90 до 95%). Заболевание начи нается внезапно с подъема температуры до 39-40°С и протекает с высокой лихорадкой, ознобом, тахикардией и мозговыми проявлениями. Отмечаются сильная головная боль, головокружение, часто тошнота и рвота. Больных беспокоит бессонница, они теряют сознание, появляются галлюцинации.
Место проникновения микробов может быть незамеченным. Но иногда появляется везикула, пустула или небольшое некротизированное изъязвление.
Первоначально отмечается резкое увеличение (до 5см в диаметре) лимфатических узлов, регионарных по отношению к воротам инфекции. Такие лимфатические узлы имеют название чумных бубонов. Они могут быть единичными или множественными. В воспалительный процесс вовлекается окружающая подкожно-жировая клетчатка и кожа. При благоприятном исходе язвы рубцуются. Возможно формирование свищей и флегмоны. Гематогенное распространение ведет к быстрому развитию чумной бактериемии и септицемии, которые проявляются сыпью, множественными геморрагиями, гематогенным поражением лимфатических узлов, селезенки, вторичной чумной пневмонией, дистрофией и некрозом паренхиматозных органов.

Первично-легочная чума чрезвычайно контагиозна. Продолжительность заболевания 2-3 дня. Возникает долевая пневмония, как правило, поражена плевра - плевропневмония. Легкие красные, тяжелые и отечные. На разрезе ткань легкого пестрая: наряду с ярко-красными, имеются участки серо-желтого цвета. Плеврит фибринозно-геморрагический. Чумная пневмония, сопровождающаяся кашлем, выделением мокроты с примесью крови, ощущением нехватки воздуха и общим тяжелым состоянием, часто заканчивающимся смертью больного. Выделения обильные кровянистые, они изобилуют Yersinia pestis. g:\мама\инфекции\рисунки по инфекциям\чума, рука.jpg

Септическая форма болезни характеризуется многочисленными кровоизлияниями в коже, слизистых оболочках и различных органах. Эта форма также протекает тяжело. Сыпь может быть представлена пустулами, папулами, эритемой, но с обязательными геморрагическим и некротическим компонентами, нередко с образованием язв. При ней может быть поражен кишечник, что сопровождается обильным поносом, иногда с примесью крови и слизи в кале. Во внутренних органах, слизистых оболочках, коже обнаруживаются множественные кровоизлияния.

Осложнения. При чуме они обычно смертельны. При бубонной, кожно-бубонной и первично-септической формах чумы больные умирают от септицемии или кахексии - чумного маразма, при первично-легочной чуме - от интоксикации или легочных осложнений. До эры антибиотиков смертность от бубонной формы колебалась от 50 до 90%, а легочная и септические формы в 100% были смертельными. В настоящее время благодаря соответствующей антибиотикотерапии смертность не превышает 5-10%.

6.7. Вводный вопрос: Каковы особенности ухода за больным? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

У больных чумой наблюдается резко выраженное поражение сердечно-сосудистой системы, заключающееся в прогрессирующем падении тонуса кровеносных сосудов и развитии токсической дистрофии миокарда. У больных даже при незначительных усилиях может наступить коллапс со смертельным исходом. Медицинская сестра должна следить за пульсом и артериальным давлением больного, нельзя допускать, чтобы больной делал резкие движения в постели и пытался вставать.

За больными легочной формой уход осуществляется, как за тяжелыми больными с легочно-сердечной недостаточностью: систематически дается увлажненный кислород через носовые катетеры. При этой форме заболевания наблюдается интоксикация, постоянная повышенная температура, одышка, кашель с выделением пенистой мокроты.

Для облегчения страданий больного бубонной формой на область резко болезненного бубона накладывается согревающий компресс или используется сухое тепло. При появлении флюктуации бубон вскрывают.



6.8. Вводный вопрос: Каковы, особенности, противоэпидемического режима при обслуживании больных чумой? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Весь медицинский персонал обслуживает больных чумой в специальных защитных противочумных костюмах. Перевязочный материал подлежит сжиганию. В отделении для больных чумой необходимо также проводить дезинсекцию, дератизацию и тщательную дезинфекцию. Постоянное наблюдение за очагом инфекции и противоэпидемические мероприятия осуществляют противочумные станции. Проводится изоляция всех контактировавших с больным лиц на срок 9—12 дней и профилактическое лечение их стрептомицином. Тщательное наблюдение ведется за медперсоналом с двукратной термометрией в течение суток.



6.9. Вводный вопрос: Как осуществляется лечение больных? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Больные нуждаются в постельном режиме в течение всего лихорадочного периода и до исчезновения явлений токсической дистрофии миокарда. Расширение режима производится постепенно с учетом данных электрокардиограммы и других показателей сердечнососудистой деятельности (пульс, артериальное давление). Во время болезни назначается диета № 2, в период выздоровления переходят на общую диету № 15. Лечение чумы является комплексным и включает применение этиотропных, патогенетических и симптоматических средств. Для лечения чумы наиболее эффективны антибиотики стрептомицинового ряда: стрептомицин, дигидрострептомицин, пасомицин. При этом, наиболее широко применяется стрептомицин. При бубонной форме чумы больному вводят в/м стрептомицин 3—4 раза в сутки (суточная доза по 3 г), тетрациклиновые антибиотики (вибромицин, морфоциклин) в/в по 4 г/сут..



6.10. Вводный вопрос: Каковы особенности забора и транспортировки материала для лабораторной диагностики заболевания? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Для подтверждения диагноза используется главным образом бактериологический метод. Материалом для исследования служат: пунктат бубона, мокрота, кровь, содержимое кожной язвы. При транспортировке материала банку с содержимым плотно закупоривают, обрабатывают снаружи дезинфицирующим раствором, после чего каждую посуду заворачивают в отдельности в марлю или вощаную бумагу и помещают в бак, ведро, кастрюлю и т. п. Тару с посылаемым материалом опечатывают и направляют в лабораторию.



6.11. Вводный вопрос: Каковы осложнения чумы? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Осложнения. При чуме они обычно смертельны. При бубонной, кожно-бубонной и первично-септической формах чумы больные умирают от септицемии или кахексии - чумного маразма, при первично-легочной чуме - от интоксикации или легочных осложнений. До эры антибиотиков смертность от бубонной формы колебалась от 50 до 90%, а легочная и септические формы в 100% были смертельными. В настоящее время благодаря соответствующей антибиотикотерапии смертность не превышает 5-10%.

6.12. Вводный вопрос: Каковы мероприятия в очаге чумы? Если учащиеся не отвечают на него, преподавателем излагается учебный материал, после чего учащимся предлагается тот же вопрос. Если учащиеся владеют материалом и отвечают на вопрос, преподаватель ограничивается кратким определением и переходит к следующему разделу темы и задаёт следующий вопрос.

Мероприятия в очаге чумы.

1.При подозрении на чуму об этом немедленно извещают санитарно-эпидемиологическую станцию района.

2.Больной должен быть немедленно госпитализирован в бокс инфекционного стационара.

3.Врач или средний медицинский работник лечебного учреждения при обнаружении больного или подозрительного на заболевание чумой обязан прекратить дальнейший приём больных и запретить вход и выход из лечебного учреждения, палаты, квартиры и т.д.

4.Оставаясь в кабинете, палате, квартире и т.д.медицинский работник должен сообщить доступным ему способом главному врачу о выявлении больного и потребовать противочумные костюмы и дезсредства.

5.В случаях приёма больного с поражением лёгких перед надеванием полного противочумного костюма медицинский работник обязан обработать себе раствором стрептомицина слизистые глаз, рта и носа. При отсутствии кашля можно ограничиться обработкой рук дезраствором.

6. После принятия мер по разобщению заболевшего со здоровыми в медицинском учреждении или на дому составляют список лиц, имевших контакт с больным, с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, места работы, профессии, домашнего адреса.

7. До приезда консультанта из противочумного учреждения медработник остаётся в очаге. Вопрос о его изоляции решается в каждом конкретном случае индивидуально.

8.Консультант забирает материал для бактериологического исследования, после чего можно начать специфическое лечение больного антибиотиками. При транспортировке материала банку с содержимым плотно закупоривают, обрабатывают снаружи дезинфицирующим раствором, после чего каждую посуду заворачивают в отдельности в марлю или вощаную бумагу и помещают в бак, ведро, кастрюлю и т. п. Тару с посылаемым материалом опечатывают и направляют в лабораторию.

9.При выявлении больного в поезде, самолёте, на судне, в аэропорту, на железнодорожном вокзале действия медицинских работников остаются те же, хотя организационные меры при этом будут различными. Важно подчеркнуть, что разобщение подозрительного больного с окружающими следует начинать сразу после его выявления.

10.Главный врач учреждения, получив сообщение о выявлении подозрительного на чуму больного, принимает меры к прекращению общения между отделениями больницы, этажами поликлиники, запрещает выход из здания, где обнаружен больной.

11. Одновременно организует передачу экстренного сообщения вышестоящей организации и противочумному учреждению. Форма информации может быть произвольной с обязательным изложением следующих данных: фамилия, имя, отчество, возраст заболевшего, местожительство, профессия и место работы, дата выявления, время начала заболевания, объективные данные, предварительный диагноз, принятые первичные меры по локализации очага, должность и фамилия врача, выявившего заболевшего. Одновременно с информацией руководитель запрашивает консультантов и необходимую помощь.

12.Однако в отдельных ситуациях может оказаться более целесообразным осуществить госпитализацию (до установления точного диагноза) в том учреждении, где находится больной в момент предположения о наличии у него чумы.

13.Лечебные мероприятия неотделимы от профилактики заражения персонала, который должен немедленно надеть 3-слойные марлевые маски, бахилы, платок из 2 слоев марли, полностью закрывающий волосы, и защитные очки для предупреждения попадания брызг мокроты на слизистую оболочку глаз. Согласно установленным в Беларуси правилам, персонал в обязательном порядке надевает противочумный костюм или применяет аналогичные по свойствам противоинфекционной защиты специальные средства. Весь персонал, контактировавший с больным, остаётся для дальнейшего оказания ему помощи.

14.Специальный медицинский пост изолирует отсек, где находится больной и лечащий его персонал, от контакта с другими людьми. В изолированный отсек должны войти туалет и процедурный кабинет. Весь персонал немедленно получает профилактическое лечение антибиотиками, продолжающееся все дни, которые он проводит в изоляторе.

15.В бригаде медицинского персонала, обеспечивающего лечение больного с лёгочной или септической формой чумы, должен быть специалист по интенсивной терапии.



ТЕСТ

по теме «ЧУМА»

1.Что такое чума?

А.Чума — это острое инфекционное заболевание, протекающее у человека и животных (грызунов) в бубонной, септической и легочной формах.

Б. Чума — это особо опасная инфекция, вызываемая реккетией Провацека, протекающее у человека в бубонной, септической и легочной формах.

В.Чума — это особо опасная инфекция, вызываемая iersiniey pestis, протекающее у человека в бубонной, септической и легочной формах.

2.Чума относится к :

А.зоонозам с природной очаговостью;

Б. является типичным представителем карантинных инфекционных болезней;

В. особо опасным инфекциям:

Г.антропонозам

Д. зооантропонозам;

Е.антропозоонозам.

3.Что представляет собой возбудитель болезни?

А. Возбудителем является чумная палочка, относящаяся к роду бруцелл.

Б. Возбудителем является чумная палочка, относящаяся к роду иерсиний.

В. Возбудителем является чумная палочка, относящаяся к роду реккетий.

Г.Возбудителем является чумная палочка, относящаяся к роду бацилл.

4.Возбудитель чумы чувствителен к :

А.Основным дезинфицирующим средствам, высокой температуре и солнечному свету.

Б.Только дезсредствам вирулицидного действия.

В. Только дезсредствам туберкулицидного действия.

5.Кто является источником инфекции при чуме:

А.крысы

Б.дикие грызуны (суслики, тарбаганы, мыши-песчанки)

В.волки, собаки, лисы

Г.полевые птицы (перепёлки, воробьи)

6.Каким образом происходит заражение человека?

А.через блох

Б. контактным путем (снятие шкурки с добытых на охоте зверьков)

В. через помёт полевых птиц

Г.при укусах собак, волков, лис

7.Какова степень контагиозности заболевания?(расположите в порядке опасности)

1. Больной бубонной формой чумы при отсутствии блох

2. Больной бубонно-септической формой чумы

3. Больной легочной формой чумы

8.В каких случаях производится госпитализация больного?

А.Больные любой формой чумы и лица с подозрением на заболевание чумой.



Б.Больные бубонно-септической и легочной формой чумы.

В.Больные чумой, выделяющие возбудителя в окружающую среду.

9. Больные чумой немедленно госпитализируются в:

А. специально выделенное боксовое отделение инфекционного стационара, работа которого переводится на строгий противоэпидемический режим

Б. специально выделенное отделение инфекционного стационара, работа которого переводится на строгий противоэпидемический режим

В. отдельно от жилья людей стоящее здание, оборудованное под отделение инфекционного стационара, работа которого переводится на строгий противоэпидемический режим

10.Заболевание начинается:

А. остро

Б. постепенно

В.с неясного продромального периода

11.Основные клинические признаки:

А.озноб, высокая температура

Б. рвота

В.понос

Г.сильная головная боль

Д. бред, галлюцинации

Е. изменение цвета кожи

12. Артериальное давление :

А.резко снижено

Б. в пределах нормы

Г.резко повышено

13.Печень и селезенка у больных чумой:

А.увеличены

Б. не пальпируются

В.в пределах нормы

14.Каковы особенности ухода за больным?

А. тщательный контроль за пульсом и артериальным давлением больного

Б. нельзя допускать, чтобы больной делал резкие движения в постели и пытался вставать

В. систематическая подача увлажненного кислорода через носовые катетеры

Г. на область резко болезненного бубона накладывается согревающий компресс или используется сухое тепло

Д. всё перечисленное верно



15.Каковы, особенности, противоэпидемического режима при обслуживании больных чумой?

А.Весь медицинский персонал обслуживает больных чумой в специальных защитных противочумных костюмах.

Б.Перевязочный материал подлежит сжиганию.

В. В отделении для больных чумой необходимо также проводить дезинсекцию, дератизацию и тщательную дезинфекцию.

Г. Проводится изоляция всех контактировавших с больным лиц на срок 9—12 дней и профилактическое лечение их стрептомицином.

Д.Тщательное наблюдение ведется за медперсоналом с двукратной термометрией в течение суток.

Е. Всё перечисленное верно

16.Как осуществляется лечение больных?

1.Строгий постельный режим

2. Диета № 2

3. Диета № 15

4. Антибиотики

17.Для подтверждения диагноза используется:

А. бактериологический метод

Б. серологический метод

В. бактериоскопический метод

18.Материалом для исследования служат:

А. пунктат бубона

Б. мокрота

В. кровь

Д.содержимое кожной язвы

Е. всё перечисленное верно

18 При бубонной, кожно-бубонной и первично-септической формах чумы больные умирают от

А. септицемии

Б. кахексии

В. чумного маразма

Г.миокардиодистрофии

Д.Разрыва аорты

19. При первично-легочной чуме больные умирают от:

А. интоксикации

Б. легочных осложнений

В.разрыва лёгкого

Г.гипертермии

20. В настоящее время смертность от чумы составляет:

А. 50 %


Б. 90%

В. 5-10%

21.
АЛГОРИТМ ОТВЕТОВ НА ТЕСТ



по теме «ЧУМА»

1.Что такое чума?

В.Чума — это особо опасная инфекция, вызываемая iersiniey pestis, протекающее у человека в бубонной, септической и легочной формах.

2.Чума относится к :

А.зоонозам с природной очаговостью;

Б. карантинным инфекционным болезням;

В. особо опасным инфекциям:

3.Что представляет собой возбудитель болезни?

Б. Возбудителем является чумная палочка, относящаяся к роду иерсиний.

4.Возбудитель чумы чувствителен к:

А.Основным дезинфицирующим средствам, высокой температуре и солнечному свету.

5.Кто является источником инфекции при чуме:

А.крысы

Б.дикие грызуны (суслики, тарбаганы, мыши-песчанки)

6.Каким образом происходит заражение человека?

А.через блох

Б. контактным путем (снятие шкурки с добытых на охоте зверьков)

7.Какова степень контагиозности заболевания?(расположите в порядке опасности)

3. Больной легочной формой чумы (Очень опасен для окружающих , так как распространение болезни происходит воздушно-капельным путем).

2. Больной бубонно-септической формой чумы (больные начинают выделять возбудителей с мочой и испражнениями).

1. Больной бубонной формой чумы при отсутствии блох (является относительно безопасным для окружающих, так как его выделения незаразны).

8.В каких случаях производится госпитализация больного?

А.Больные любой формой чумы и лица с подозрением на заболевание чумой.

9. Больные чумой немедленно госпитализируются в:

А. специально выделенное боксовое отделение инфекционного стационара, работа которого переводится на строгий противоэпидемический режим

10.Заболевание начинается:

А. остро

11.Основные клинические признаки:

А.озноб, высокая температура

Б. рвота

Г.сильная головная боль

Д. бред, галлюцинации

12. Артериальное давление :

А.резко снижено

13.Печень и селезенка у больных чумой:

А. увеличены

14.Каковы особенности ухода за больным?

Д. всё перечисленное верно



15.Каковы, особенности, противоэпидемического режима при обслуживании больных чумой?

Е. Всё перечисленное верно

16.Как осуществляется лечение больных?

1.Строгий постельный режим

2. Диета № 2

4. Антибиотики

17.Для подтверждения диагноза используется:

А. бактериологический метод

18.Материалом для исследования служат:

Е. всё перечисленное верно

19. При первично-легочной чуме больные умирают от:

А. интоксикации

Б. легочных осложнений

20. В настоящее время смертность от чумы составляет:

В. 5-10%

Шкала оценки выполнения теста.

п/п

Количество набранных баллов за тест

Отметка учащегося за занятие

1

20,0

10

2

19 -18

9

3

17-16

8

4

15-14

7

5

13-12

6

6

11-10

5

7

9-8

4

8

7-6

3

9

5-4

2

10

3-2

1



8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


1.Подготовить устные ответы на следующие вопросы:

1. Что такое чума?

2. Что представляет собой возбудитель болезни?

3. Кто является источником инфекции?

4. Какова степень контагиозности заболевания?

5. В каких случаях производится госпитализация больного?

6. Каковы клинические проявления болезни?

7. Каковы особенности ухода за больным?

8. Каковы, особенности, противоэпидемического режима при обслуживании больных чумой?

9. Как осуществляется лечение больных?

10.Каковы особенности забора и транспортировки материала для лабораторной диагностики заболевания?

11. Каковы осложнения чумы?

12.Каковы мероприятия в очаге чумы?
2.Повторить этиологию, патогенез, клинику и лечение сибирской язвы и бешенства..

3.Темы рефератов:

3.1.Задачи и методы профилактики чумы.

3.2.Пандимическая опасность чумы

3.3.Противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия в очаге чумы.

3.4. Профилактика чумы в Республике Беларусь..

3.5.Диспансерное наблюдение за переболевшими чумой.

3.7.Роль фельдшера ФАПа в своевременной профилактике чумы в природном очаге..

4.Темы бесед:

4.1.Как защитить себя от заражения чумой?

4.2. Чем отличаются вошь и блоха?

4.3. Тема чумы в истории и литературе.





Литература для учащихся
Обязательная литература

1. Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993

2. Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997

3. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989.

4. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001

5. Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000


Дополнительная литература

1.Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979.

2. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии. Под ред. И. Елкина. М..1975.

3. К о м п а н ц е в Н. Ф., П а в л о в А. В. Организация работы по профилактике карантинных заболеваний. М., 1968.

4. В и н о г р а д о в - В о л ж и н с к и й Д. В., Л е в и т о в Т. А. Карантинные инфекции.

Л., 1974.


Интернет ресурсы:

1.www.epochtimes.com.ua

2.www.beaglesunlimited.net




Литература для преподавателей.

1. Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993

2. Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997

3. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989.

4. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию

инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001

5. Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000

6. Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979.

7.. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии. Под ред. И. Елкина. М..1975.

8. К о м п а н ц е в Н. Ф., П а в л о в А. В. Организация работы по профилактике карантинных заболеваний. М., 1968.

9. Б у р г а с о в П. Н. Холера Эль-Тор. М., 1976.

10. В и н о г р а д о в - В о л ж и н с к и й Д. В., Л е в и т о в Т. А. Карантинные инфекции.Л., 1974.


Интернет ресурсы:

1.www.epochtimes.com.ua



2.www.beaglesunlimited.net


УО «Борисовский государственный медицинский колледж»

Теоретическое занятие

(лекция – с обратной связью)

для учащихся четвёртого курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»

ЧУМА

методы – наглядный (иллюстративно-демонстрационный), репродуктивный.

mhtml:file://d:\_documents\реф.mht!http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/250px-black_death.jpg

Преподаватель Татарченко

Светлана Анатольевна

2010




mhtml:file://d:\_documents\реф.mht!http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/250px-black_death.jpg

  1. Электронный теоретический материал по теме «Чума» с контрольными заданиями

  2. Электронная презентация к теоретическому материалу по теме «Чума» .





База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка