Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «Общие принципы лечения инфекционных больных и уход за ними. Диетотерапия»




Скачати 293.76 Kb.
Дата конвертації16.04.2016
Розмір293.76 Kb.
УО «Борисовский государственный медицинский колледж»

Теоретическое занятие

(лекция с процедурой пауз)

для учащихся третьего курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»

Общие принципы лечения инфекционных больных и уход за ними. Диетотерапия.

метод – наглядный (иллюстративно-демонстрационный)

g:\мама\инфекции\рисунки по инфекциям\болеем.jpg

Преподаватель: Татарченко

Светлана Анатольевна

2010г

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «Общие принципы лечения инфекционных больных и уход за ними. Диетотерапия».

1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.

2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)

3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.

4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.

5.Составте краткий конспект по вопросам темы.

6.Выполните задания «пауз», не заглядывая в итоговый ответ. Сравните свой ответ с итоговым ответом. Если расхождения значительны, просмотрите соответствующие материалы .

7.Внимательно прочитайте тему заново.

8.Ответьте на вопросы домашнего задания.

9.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.

10.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.

11. Ознакомьтесь с темами рефератов.

12. Если какая - то из предложенных тем вас заинтересовала, просмотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.

13.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.

14.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории, знакомство с группой)(5 мин).

2. Фронтальный устный опрос по вопросам домашнего задания (20 мин):

1.1. Что такое инфекция?Что такое инфекционный процесс?.

1.2. Что такое инфекционное заболевание?

1.3. Чем отличаются инфекционные больные от больных неинфекционных?

1.4. Каковы причины инфекционных заболеваний?

1.5. Историческое развитие теории инфекционных болезней.

1.6. Что такое эпидемический процесс ?

1.7. Классификация инфекционных болезней.


1.8. Виды инфекционной лихорадки, сыпи.

1.9. Какие инфекционные симптомы и синдромы Вы знаете?

1.10. Что такое иммунитет? Виды.

1.11. Каковы клинические методы диагностики инфекционных заболеваний?

1.12. Каковы эпидемиологические методы диагностики инфекционных заболеваний?

1.13.Каковы лабораторные методы диагностики инфекционных заболеваний?
2.Обсуждение составленных схем образования иммунитета в организме человека. (10 мин)

3.Рассмотрение выполненных творческих заданий, заслушивание рефератов.(10 мин)

4. Изложение нового материала:(40 минут)

4.1. Система оказания помощи инфекционным больным в Республике Беларусь.



Пауза.(самостоятельная работа учащихся в течении 5 минут)

Задание. На приёме фельдшер фапа заподозрил у пациента инфекционное заболевание.Составте алгоритм действий фельдшера. Попытайтесь не только сформулировать действие, но и объяснить, почему Вы предлагаете именно это.Для облегчения Вашей задачи предлагается следующая таблица.



Действие

Что даст выполнение этого действия??

1







2







3







ПРИМЕРНЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ(выводится на экран, учащиеся дополняют и кооректируют свои ответы. 3 мин)



Действие

Что даст выполнение этого действия?

1

Прекратить амбулаторный приём

Обеспечить безопасность контактных пациентов.

2

Собрать четкие анамнестические данные.

Учесть возможность заражения в сроки, рапные продолжительности инкубационного периода при данной болезни .

3

Подробно изучить эпидемиологический анамнез.

Определить не только бытовые, но и производственные (учебные) связи больного для определения размеров очага

4

Провести полноценный осмотр пациента

Оценить состояние пациента и определить объём неотложной помощи.

5

Вызвать скорую помощь

Обеспечить своевременную госпитализацию

6

Оказывать необходимую медицинскую помощь до приезда скорой помощи.

Обеспечить раннее начало лечения заболевания.

7

После эвакуации больного осмотреть всех лиц, находившихся в контакте с пациентом во время ожидания приёма на предмет первых признаков данного инфекционного заболевания.

Своевременно выявить заболевших среди контактных.

8

Провести дезинфекцию приёмной, коридара, входных дверей

Обеспечить инфекционную безопасность

9

Продолжить амбулаторный приём.




4.2.Рациональное лечение инфекционного больного.

Пауза.(самостоятельная работа учащихся в течении 1 минуты)

Задание.Мы выяснили, что особенность лечения инфекционных больных-его комплексность. Попытайтесь выделить три составляющих комплексного лечения.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ(выводится на экран, учащиеся дополняют и кооректируют свои ответы. 1 мин)

Лечение инфекционных больных включает:

1.Специфическое (этиотропное лечение, направленное на уничтожение возбудителя.

2.Иммунотерапию, направленную на повышение иммунитета.

3.Симтоматическая терапия, устраняющая симптомы и облегчающая состояние пациента.

4.3.Что такое лекарство?



Пауза.(самостоятельная работа учащихся в течении 2 минут)

Задание. Написать известные Вам лекарственные средства для каждой группы препаратов:

  • пероральные

  • инъекционные

  • ингаляционные

  • сублингвальные

  • перкутанные

  • ректальные

Обсуждение полученных результатов,поощрение учащихся, написавших наибольшее количество препаратов(3 мин)

4.4.Что такое диетотерапия и её место в лечении инфекционных больных.


4.5. Особенности ухода при различных острых инфекционных болезнях


5. Домашнее задание.(5минут)

6.Литература для учащихся

7.Литература для преподавателей

8.Дополнительная информация по теме
4. Изложение нового материала : (40 минут)

4.1. Система оказания помощи инфекционным больным в Республике Беларусь.

Система оказания помощи инфекционным больным включает в себя


следующие этапы:

  • первичное звено, представленное фельдшером ФАПа (участковым терапевтом или врачом или фельдшером скорой помощи для больных с критическими состояниями);

  • отделение (кабинет) инфекционно-паразитарных заболеваний и иммунопрофилактики (ОИПЗИ) поликлиник;

  • специализированный инфекционный стационар.

Этапы носят замкнутый характер, ибо больной вновь обращается к фельдшеру ФАПа в процессе завершения терапии. В ряде случаев система дополняется лечением в реабилитационных подразделениях, включая санатории.Наиболее важным, определяющим течение и исход заболевания, является первое звено – фельдшер ФАПа. Он, первым встречаясь с больным, обязан уметь собрать четкие анамнестические данные, не забывая об эпидемиологическом анамнезе, провести полноценный осмотр пациента. Комплекс этих сведений определяет раннюю диагностику и, при необходимости, неотложную терапию на первичном этапе. Проведение необходимых противоэпидемических мероприятий обеспечивает безопасность окружающих больного людей или, напротив, позволяет выявить источник инфекции - носителя или больного с вялотекущим или хроническим заболеванием.

При таких инфекциях, как менингококковая, тяжелые формы холеры и холероподобные энтериты и других, сопровождающихся инфекционно-токсическим или гиповолемическим шоком, неотложные лечебные мероприятия, проводимые на дому и в машине скорой помощи, определяют судьбу больного.В сложных диагностических случаях необходимо использовать лабораторные исследования. Информативными являются методы экспресс диагностики, способствующие ранней диагностике и решению вопросов эпидемиологического обследования. Ряд больных с легким течением заболевания, после регистрации, могут лечиться амбулаторно без привлечения врача-инфекциониста. Например, грипп, ОРВИ, острые кишечные инфекции (ОКИ) при отсутствии эпидпоказаний к госпитализации. В диагностически сложных случаях фельдшер ФАПа привлекает врача КИЗа и решает совместно с ним вопрос лечения на дом у. При необходимости больной госпитализируется в инфекционный стационар с нозологическим или синдромальным диагнозом. В каждой ситуации, совместно с врачом КИЗа или без него, необходимо решить вопрос - госпитализировать больного или лечить на дому.



Пауза.(самостоятельная работа учащихся в течении 5 минут)

Задание. На приёме фельдшер ФАПа заподозрил у пациента инфекционное заболевание. Составьте алгоритм действий фельдшера. Попытайтесь не только сформулировать действие, но и объяснить, почему Вы предлагаете именно это.Для облегчения Вашей задачи предлагается следующая таблица.



Действие

Что даст выполнение этого действия??

1







2







3







4







5







6







7







8







9







А теперь давайте посмотрим, что у Вас получилось (обсуждение ответов учащихся и выработка единого мнения по этому вопросу).

ПРИМЕРНЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ(выводится на экран, учащиеся дополняют и кооректируют свои ответы. 3 мин)



























































































4.2.Рациональное лечение инфекционного больного.

Рациональное лечение инфекционного больного заключается в воздействии на все составляющие инфекционного процесса.



ЭТИОТРОПНОЕ ЛЕЧЕНИЕ. В первую очередь необходимы терапевтические мероприятия направленные на возбудителя болезни (бактерии, вирусы и т. д.), а также на ядовитые продукты их жизнедеятельности (токсины), которые выделяют эти возбудители.Используются следующие группы препаратов:

  • антибиотики

  • сульфаниламиды

  • противовирусные

  • противопаразитарные

  • вакцины

  • сыворотки

  • бактериофаги

  • анатоксины

ИММУНОТЕРАПИЯ.Второй важной задачей является нормализация нарушенного обмена веществ, усиление сопротивляемости организма и восстановление биологического равновесия с окружающей средой. Иммунотерапия - это использование иммунологических закономерностей для лечения больных.

Для этих целей используются препараты:

  • антитоксические и антибактериальные (антимикробные) иммунные сыворотки,

  • иммуноглобулины (гамма-глобулины),

  • плазма.

Иммунные сыворотки, используемые в практике специфической профилактики и терапии инфекционных болезней, это сыворотки получаемые от иммунизированных животных или переболевших людей, или специально иммунизированных доноров

СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ. Направлено на купирование клинических проявлений инфекционного заболевания.



Вакцинотерапия. При хроническом течении заболевания вакцинотерапия является основным методом лечения. Вакцинирование проводят различными способами, используя внутрикожное, подкожное, внутримышечное и внутривенное введение вакцины. Разработаны соответствующие схемы введения вакцины. Наиболее эффективно внутривенное введение, но оно должно проводиться осторожно из-за возможных осложнений вакцинотерапии.

Реакция на введение вакцины бывает:

  • общей (недомогание, головные боли, общая слабость);

  • температурной, очаговой (усиление выделений, болезненность в пораженных органах, помутнение мочи);

  • местной (болезненность в области инъекций).

Серотерапии предшествует внутрикожная проба и десенсибилизация. Первоначально при легком и среднетяжелом течении заболевания сыворотоку вводят внутримышечно по 1 лечебной дозе. При тяжелом течении болезни стартовая специфическая этиотропная терапия включает 1 лечебную дозу сыворотки, вводимую внутривенно капельно, и 1 лечебную дозу - внутримышечно. Последующие дозы и частота введения определяются тяжестью заболевания и динамикой клинических симптомов.

Бактериофаги (фаги) - это вирусы, поражающие бактериальные клетки (в качестве клетки-хозяина). Вирионы фагов состоят из головки, содержащей нуклеиновую кислоту вируса, и более или менее выраженного отростка. Нуклеокапсид головки фага имеет кубический тип симметрии, а отросток - спиральный тип, т. е. бактериофаги имеют смешанный тип симметрии нуклеокапсида.

По характеру взаимодействия фага с клеткой все бактериофаги делятся на:

  • вирулентные (литические), вызывающие продуктивную инфекцию и лизис бактериальной клетки,

  • умеренные, вызывающие латентную инфекцию и ассоциацию генома вируса с бактериальной хромосомой.

Умеренные фаги, в отличие от вирулентности, не вызывают гибель бактериальных клеток, и при взаимодействии с ней переходят в неинфекционную форму фага, называемую профагом.

Профаг - геном фага, ассоциированный с бактериальной хромосомой. Профаг, ставший частью хромосомы клетки, при ее размножении реплицируется синхронно с геномом бактерии, не вызывая ее лизиса, и передается по наследству от клетки к клетке в неограниченном числе поколений.

Бактериальные клетки, содержащие в своей хромосоме профаг, называются лизогенными. Профаг в лизогенных бактериях самопроизвольно или под влиянием различных индуцированных агентов может переходить в вегетативный фаг. В результате такого превращения бактериальная клетка лизируется и продуцирует новые фаговые частицы. В ходе лизогенизации бактериальные клетки могут дополнительно приобретать новые признаки, детерминируемые геномом вируса. Такое явление - изменение свойств микроорганизмов под влиянием профага, называется фаговой, или лизогенной конверсией (проявление вирус-индуцированной трансформации).



В настоящее время в Беларуси для фаготерапии и фагопрофилактики производятся и используются:

  • поливалентный сальмонеллезный бактериофаг;

  • моновалентные бактериофаги - брюшнотифозный, дизентерийный, протейный, синегнойный, холерный, стафилококковый, стрептококковый, коли-фаг (кишечной палочки);

  • комбинированные препараты поливалентных бактериофагов - колипротейный, пиобактериофаг( включающий стафилококковые, стрептококковые, клебсиеллезные, эшерихиозные, протейные и синегнойные бактериофаги) и другие.

Пауза.(самостоятельная работа учащихся в течении 1 минуты)

Задание. Мы выяснили, что особенность лечения инфекционных больных -его комплексность. Попытайтесь выделить три составляющих комплексного лечения.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ(выводится на экран, учащиеся дополняют и кооректируют свои ответы. 1 мин)

Лечение инфекционных больных включает:

1.

2.

3.

4.3.Что такое лекарство?

Лекарствоэто сложная физико-химическая система, представляющая собой совокупность лекарственных веществ и фармацевтических факторов (таких как технология приготовления, лекарственная форма, вспомогательные вещества и т.д.), призванная обеспечить при приеме максимальный терапевтический эффект при минимуме дозировки и побочного действия. Таким образом, основное предназначение лекарства — облегчить состояние больного, а не наоборот — оказать нежелательное побочное или токсическое действие. Нежелательное действие лекарственного препарата на организм можно определить как фармацевтическую ятрогению.

Нежелательные последствия при приеме лекарств можно разделить на пять основных групп.

  1. Нарушение технологических процессов при приготовлении лекарств.

  2. Необоснованное назначение того или иного лекарственного вещества.

  3. Неверная дозировка, лекарственная несовместимость.

  4. Нарушение сроков приема лекарственных препаратов, наличие противопоказаний.

  5. Аллергическая настроенность организма.

Многие наверняка помнят облетевшую в свое время весь мир трагическую историю с таблетками нового препарата — талидомида (контергана), выпущенного в Западной Германии. Талидомид — прекрасное успокаивающее и легкое снотворное средство, однако этот препарат разрушает ткань плода в утробе матери, поэтому его нельзя принимать беременным женщинам, но о таком страшном побочном действии препарата узнали только после рождения детей без рук и ног, с ладонями, приросшими к туловищу, и т.д. Случай с талидомидом не является исключительным.

В середине 1970-х гг. в США разыгрался скандал вокруг лекарственного препарата “Мер-29”. “Мер-29” считался новейшим препаратом, снижающим уровень холестерина в крови и предотвращающим развитие атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Такие заболевания — бич современного мира, и вполне естественно, что это лекарство (достаточно дорогое) принимали многие американцы. И только потом обнаружилось, что “Мер-29” не только не оправдал надежду как лечебное средство, но и нанес непоправимый вред здоровью множества людей. Было отмечено большое число случаев, когда длительный прием препарата приводил к тяжелым заболеваниям кожи, облысению, слепоте. Правительство США привлекло компанию-изготовителя к уголовной ответственности. Каждый вновь создаваемый препарат, прежде чем поступить в аптеки или больницы и быть использованным для лечения того или иного заболевания, проходит длительный и сложный путь испытаний и контроля. Сначала препарат испытывается на животных — морских свинках, собаках и, наконец, на приматах (обезьянах). Всесторонне и длительно проверяется степень его безвредности, действие на различные органы, ткани, все системы организма.



Допустим, что новый лекарственный препарат хорошо переносится животными и не вызывает каких-либо вредных последствий в организме. Но этого еще мало. Главное, будет ли этот препарат эффективным и в какой степени. Ведь многие лекарства проявляют свое действие лишь тогда, когда организм болен. Например, бесполезно пытаться снизить температуру тела при помощи жаропонижающих средств у здорового человека — они влияют лишь на человека с повышенной температурой. Поэтому на второй стадии испытания нового препарата у животных моделируют заболевания, которыми страдают люди. Достигается это заражением инфекционным материалом. Если новое лекарство является достаточно эффективным и не обладает токсическим действием, то с разрешения Фармакологического комитета Белоруси оно рекомендуется для клинического испытания в специальных лечебных учреждениях. Испытание лекарственных препаратов проводят тщательно и объективно. В ряде случаев стремятся исключить даже психологический фактор, элементы самовнушения, сверхверы в лекарство. С этой целью проводят опыты с лекарством-пустышкой — плацебо. Его дают больному, создавая видимость медикаментозного лечения. Часто плацебо — это крахмал, который является безвредным индифферентным веществом. Испытания с плацебо проводятся так, чтобы не только сам больной, но и лечащий врач не знали, что дают — лекарство или пустышку.

В зависимости от путей введения и способа назначения различают следующие лекарственные формы:

  • пероральные (через рот) (это растворы, суспензии, эмульсии, настои, отвары, порошки, таблетки, драже, пилюли, гранулы);

  • инъекционные (это растворы для внутривенного, внутримышечного, подкожного, интрапариетального, субплеврального, субарахноидального введения);

  • ингаляционные (это аэрозоли, пары, которые вводятся через дыхательные пути);

  • сублингвальные (это порошки, таблетки, растворы, драже, которые помещаются под язык до полного растворения, например, валидол, нитроглицерин);

  • перкутанные (это мази, растворы, линименты). Они наносятся на неповрежденную кожу и постепенно всасываются в кровь и лимфу. Перкутанный способ введения используется крайне редко, так как кожа практически непроницаема для большинства лекарственных веществ.

Кроме того, имеется большая группа лекарств, содержащих весьма ядовитые соединения, обладающие способностью растворяться и накапливаться в коже, тем самым вызывая тяжелые отравления и токсические реакции. В настоящее время открыты вещества, препятствующие этому и ускоряющие процессы всасывания через неповрежденную кожу, — солюбилизаторы (например, диметилсульфоксид). Когда лекарство невозможно ввести никаким другим путем, кроме перкутанного, этот способ просто необходим, и забывать о нем не следует;

  • ректальные (это суппозитории, мази, вводимые через прямую кишку). Ректальный способ введения препаратов характеризуется быстротой всасывания. К недостаткам этого способа можно отнести кажущуюся неэстетичность и возможное раздражение слизистой оболочки прямой кишки компонентами лекарства.

Пероральный способ введения лекарств в настоящее время наиболее распространен и является основным. Преимуществами этого способа являются удобства и достаточная точность дозирования, однако при всей простоте он лишен существенных недостатков, таких как трудность, а подчас невозможность применения этого способа (например, в педиатрии, особенно у детей младшего возраста, или в бессознательном состоянии больного), влияние вкуса, запаха, цвета лекарств, раздражающее действие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, влияние пищеварительных ферментов и составных частей пищи на само лекарство, нарушение и снижение вследствие этого терапевтического эффекта. Особенно серьезные трудности встречает пероральный способ назначения в случае поражения печени и других органов пищеварения (нарушаются процессы всасывания и выведения лекарства, оно может накапливаться в желудочно-кишечном тракте и оказывать токсическое действие на организм).

Инъекционный путь введения лекарств получил широчайшее распространение в медицинской практике. Он характеризуется не только значительными достоинствами (это быстрота наступления терапевтического эффекта), но и существенными недостатками, а именно наличием травматического болевого момента, возможностью внесения инфекции, возможностью заразиться СПИДом и гепатитом, возможностью воздушной эмболии, повреждения сосудистого русла, нервно-мышечного аппарата, также возможна передозировка препарата.

Ингаляционный способ введения лекарства также лишен ряда недостатков, основным из которых является опасность прямого воздействия препарата на слизистые оболочки дыхательных путей и их возможного воспаления.

Лекарства приносят пользу только тогда, когда они приготовлены правильно, с соблюдением всех технологических правил, принимаются правильно (относительно способа применения) и в правильной дозировке только по назначению врача. Самовольное, бесконтрольное, неумелое использование лекарственных средств приводит к очень тяжелым последствиям и наносит непоправимый вред организму. Понятия “лекарство” и “яд” весьма относительны, ведь для здорового организма даже самое безобидное лекарство является ядом. Недаром в старину они обозначались одними и теми же словами — “снадобье”, “зелье”. Все зависит от способа и дозы вводимого лекарственного вещества однократно или за сутки в организм человека. Фармацевт при получении рецептурного бланка от врача при превышении одноразовых или суточных доз (особенно сильнодействующих или ядовитых веществ) обязан уточнить дозу у врача, руководствуясь положениями Государственной фармакопеи. Все медикаменты сильного действия и ядовитые соединения подлежат точнейшей дозировке на автоматических дозаторах и должны повторно проверяться рецептаром-контролером. Прописывая ядовитые или сильнодействующие вещества в дозе, превышающей высший однократный прием, регламентируемый нормативными документами, врач обязан указать, кроме цифр, дозу прописью и поставить восклицательный знак, но даже в этом случае фармацевт должен уточнить дозу у врача! Все медикаменты сильного действия выделены в отдельную группу Б — список Б, а высокотоксичные и наркотические вещества в группу А — список А.

Препараты списка А и Б хранятся в аптеках в отдельных шкафах и промаркированы особым способом — красным цветом или надписью белым по черному “Яд”. Для предотвращения неправильного употребления лекарств (способа введения) узаконен различный цвет этикеток или сигнатур: лекарства для наружного употребления отпускаются в аптеке с сигнатурой желтого цвета, для внутреннего — белого, для инъекций — голубого и т.д. История возникновения этого правила весьма любопытна и трагична одновременно. В середине XIX в. 12-летнему сыну генерала Пашкова гувернер вместо слабительной микстуры дал настойку шпанских мушек, предназначенную для уничтожения клопов и тараканов. Ребенок умер через несколько часов. Причиной ошибки был одинаковый цвет как жидкостей, так и сигнатур. Для предупреждения опасных последствий и возможных ошибок в дозах необходимо при выписке рецептов руководствоваться таблицами высших разовых доз, приведенных в Государственной фармакопеи Беларуси. В этом же документе, имеющем законодательную силу, приведены списки сильнодействующих, ядовитых и наркотических веществ (списки А и Б). В список А включено примерно 10 % лекарств. В нем значатся сильнейшие яды (атропин, мышьяковистая кислота, стрихнин, сулема), а также сильнодействующие наркотики (морфин, омнопон, опий и др.). В список Б включены все антибиотики, снотворные препараты (например, веронал), термопсис, строфантин, кодеин и т.д. Список Б включает 15 % всех лекарственных средств. Ежегодно списки А и Б подлежат пересмотру и уточнению. Фармацевты и врачи различают терапевтические (лечебные), токсические, ядовитые дозы препаратов.

Пауза.(самостоятельная работа учащихся в течении 2 минут)

Задание. Написать известные Вам лекарственные средства для каждой группы препаратов:


  • пероральные

  • инъекционные

  • ингаляционные

  • сублингвальные

  • перкутанные

  • ректальные

Обсуждение полученных результатов,поощрение учащихся, написавших наибольшее количество препаратов(3 мин)

4.4.Что такое диетотерапия и её место в лечении инфекционных больных.

Лечебное питание — диетотерапия — это наука о питании больного человека, опирающаяся в своих положениях на данные физиологии питания, биохимии питания, витаминологии, пищевой гигиены и технологии приготовления пищи.

Питание — наиболее мощный фактор внешней среды, влияющий как на здорового, так и на больного человека. Исключительно важное значение имеет диетотерапия при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Процесс пищеварения начинается уже в полости рта. Здесь пища смачивается слюной и размельчается зубами. Полость рта всегда бывает влажной. В ее стенках много маленьких желез, отделяющих слизь, а также имеется три пары крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная и подъязычная). В сутки человек выделяет 600—700 см2 слюны. В состав слюны входит фермент птиалин. В присутствии птиалина начинается переваривание крахмала, содержащегося в пище. После пережевывания пища проглатывается и попадает в желудок. Емкость желудка взрослого человека составляет приблизительно 2,5 л. Стенка желудка имеет толстый мышечный слой и внутреннюю слизистую оболочку. В слизистой оболочке находится около 5 миллионов маленьких желез. Эти железы за сутки выделяют около 2 л желудочного сока.Желудочный сок содержит ферменты пепсин, гастриксин и соляную кислоту. Количество выделяющегося желудочного сока и его активность, т.е. его способность переваривать пищу, в значительной степени изменяются в зависимости от состава пищи. Различают две фазы отделения желудочного сока.


В первой фазе отделение желудочного сока вызывается видом и запахом пищи и ее пережевыванием.

В дальнейшем, когда пищеварение в желудке началось, продукты переваривания пищи сами становятся возбудителями работы желудочных желез. Это уже вторая, так называемая химическая фаза отделения желудочного сока. Всасывание питательных веществ через стенки желудка в кровь происходит в очень незначительных объемах.В соке поджелудочной железы содержатся ферменты, действующие на все главные составные части пищи: белки, жиры и углеводы.

Процесс расщепления белков, жиров и углеводов продолжается в тонком кишечнике под действием кишечного сока. В желудке пища в среднем находится около 2—3 ч, в тонком кишечнике — 4—6 ч, в толстом — 20—24 ч. Таким образом, весь процесс переваривания пищи и продвижения ее по желудку и кишечнику совершается примерно за 26—32 ч.

Правильное составление индивидуального рациона (диеты) возможно лишь при знании химического состава пищевых продуктов. Продукты животного происхождения (мясо, рыбу) рекомендуется употреблять в пищу с овощными гарнирами, блюда из круп, макаронных изделий — с молоком и молочными продуктами, мучные изделия — с мясом, рыбой, творогом. Соотношение основных пищевых веществ — белков, жиров, углеводов — должно находиться в определенном соотношении (физиологически оптимальное соотношение между ними 1 : 1,2 : 4,6).

В санаторно-курортных учреждениях применяют номерную систему лечебных диет — от 0-нулевых до № 15 по М.И. Певзнеру (от греческого diaita — образ жизни — специально подобранный по количеству, химическому составу, энергетической ценности и кулинарной обработке рацион, а также режим питания). Эта система обеспечивает индивидуальность лечебного питания для людей с различными заболеваниями. Некоторые диеты имеют несколько вариантов, которые обозначают буквами в номере основной диеты. Особую группу диет составляют нулевые (или хирургические) диеты, а также специальные разгрузочные диеты.


Диетические столы по М.И. Певзнеру


Диета

Показания

Стол № 1.

Затихание обострения язвенной болезни, на протяжении 6-12 мес. после обострения, а также при гастритах с повышенной кислотностью

Стол № 1а.

Обострения язвенной болезни, обострения хронического гастрита с повышенной кислотностью

Стол № 1б.

Затихание обострения язвенной болезни и хронических гастритов с повышенной кислотностью

Стол №2.

Хронические гастриты с пониженной кислотностью или при ее отсутствии, хронические колиты (вне обострения).

Стол № 3.

Атонические запоры

Стол № 4.

Острые заболевания кишечника и обострения в период продолжающегося поноса, сальмонеллёзы, дизентерия, амёбиаз.

Стол № 4а.

Колиты с преобладанием процессов брожения, брюшной тиф, паратифы А и Б

Стол № 4б.

Хронические колиты в стадии затухающего обострения

Стол № 4в.

Острые заболевания кишечника в период выздоровления как переход к рациональному питанию; хронические заболевания кишечника в период затухания обострения, а также вне обострения

Стол № 5.

заболевания печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей вне стадии обострения, гепатиты

Стол № 5а.

Хронические панкреатиты

Стол № 6.

Подагра, почечнокаменная болезнь с отхождением камней, состоящих преимущественно из уратов

Стол № 7.

Хронические заболевания почек с отсутствием явлений хронической почечной недостаточности

Стол № 7а.

Острые почечные заболевания (нефрит острый или его обострения)

Стол № 7б.

Затихание острого воспалительного процесса в почках

Стол № 8.

Ожирение как основное заболевание или сопутствующие при других болезнях, не требующие специальных диет

Стол № 9.

Сахарный диабет средней и легкой тяжести

Стол № 10.

Заболевания сердечнососудистой системы с недостаточностью кровообращения степени I-IIA

Стол № 11.

Туберкулез легких, костей, лимфатических узлов, суставов при нерезком обострении или затухании, истощение после инфекционных болезней, операций, травм

Стол № 12.

Функциональные заболевания нервной системы. менингиты

Стол № 13.

Острые инфекционные заболевания

Стол № 14.

Мочекаменная болезнь (фосфатурия)

Стол № 15.

Общий

4.4. Особенности ухода при различных острых инфекционных болезнях


 Сущность ухода за инфекционными больными - это широкий комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, диагностических и лечебных процедур, а также воспитательной работы с больным, направленные на его быстрое выздоровление и предотвращение рассеивания инфекции. Для обеспечения надлежащего ухода необходимо знать основные особенности инфекционного больного. Главная особенность состоит в том, что большинство инфекционных больных выделяют во внешнюю среду возбудителей, т. е. являются источником заразного начала. Отсюда важно знать, где в организме больного находятся возбудители, каким образом они выделяются во внешнюю среду, как заражаются здоровые люди, пути и способы заражения, что нужно делать, чтобы не допустить распространения инфекции.

Вторая особенность: инфекционные болезни сопровождаются лихорадкой, интоксикацией и токсическим поражением центральной нервной системы, поэтому у больных часто развиваются нервно-психические расстройства. Нужно знать характер этих нарушений, чтобы правильно подойти к больным, установить с ними нужный контакт. Хорошее состояние психики больного - один из важных факторов быстрого выздоровления.

Третья особенность: инфекционные болезни - острые, динамичные заболевания при которых состояние больного может внезапно изменяться. В связи с этим часто возникает необходимость быстрого неотложного решения вопроса об оказании срочной помощи пациенту и изменении характера ухода за ними.

Четвертая особенность состоит в том, что клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств. В периоде выздоровления (реконвалесценции) больные долгое время физически ослаблены, у них нарушена психика, имеются расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы и других органов и систем, но, не смотря на это, их самочувствие нередко бывает вполне удовлетворительным и совершенно не соответствует глубоким изменениям, сохраняющимся в организме.

Медицинские работники должны хорошо знать все отмеченные особенности, чтобы со знанием дела осуществлять уход за инфекционными больными в стационаре и дома.



Особое внимание следует уделять питанию больного. Учитывая сниженный аппетит и общее состояние, количество пищи следует уменьшить. Пища должна быть легко ассимилируемой, хорошо и вкусно приготовленной и приспособленной к характеру повреждений в организме. В рацион должны входить продукты соответствующей диеты. Причем нужно следить, чтобы больные получали достаточное количество жидкостей в виде чая, обыкновенной воды, соков, компотов и т. д.

Важное место в лечении занимает уход и соблюдение чистоты. В комнате воздух должен всегда быть чистым и свежим. Зимой этого добиваются путем проветривания, а в теплые месяцы – постоянно открытыми окнами. Воздух в комнате должен иметь постоянную температуру (18 – 20°С), без резких и больших колебаний, а также должен быть достаточно влажным. Постель должна быть удобная, чистая и теплая.

Одежда должна быть легка, удобна и не стеснять движений и дыхания.



Особого внимания требует уход за кожей и слизистыми. Больного (за исключением случаев тяжелого состояния) нужно регулярно купать; нос очищать ватным фитильком, смоченным в борном растворе; следить за состоянием полости рта.

Необходимо обеспечить также и лечебно-охранительный режим; в начале заболевания – покой, условия для отдыха, достаточного сна; следует избегать сильного травмирования , ограничив все раздражающие моменты: шум, мучительные манипуляции и пр.В период выздоровления следует предоставить возможность двигаться, заняться чем-нибудь интересным сообразно с возрастом.

При организации ухода за по пожилыми больными большое внимание уделяется деонтологическим аспектам, так как больные пожилого и старческого возраста как правило тяжело переносят ломку привычного стереотипа и с трудом приспосабливаются к новой больничной обстановке. Поэтому при отсутствии строгих показаний к госпитализации желательно, чтобы пожилой больной как можно дольше находился дома, в кругу семьи. При уходе за больными пожилого и старческого возраста следует учитывать и их психологические особенности. У людей пожилого возраста часто отмечаются нарушения памяти.

При уходе за такими больными необходимо быть особенно тактичными и внимательными, постоянно напоминая о времени приема лекарств, проведения той или иной процедуры. В уходе за пожилыми больными большую роль играет создание оптимального лечебно-охранительного режима.

У пожилых больных часто отмечается расстройство сна. Причинами нарушения сна могут быть возрастные расстройства, дневной сон, плохо подобранная кровать с продавленной сеткой, плохое проветривание помещения, храп соседей по палате, шум в коридоре и т. д. Важное место в организации ухода за больными пожилого и старческого возраста занимает предупреждение травм и несчастных случаев, которые нередко встречаются у таких пациентов.

Возрастное снижение зрения и слуха, шаткая походка с плохой координацией движения и легкой потерей равновесия приводят к тому, что больные падают, находясь в палате, коридоре, туалете, ванной комнате, что способствует возникновению при падении тяжелых переломов, нередко шейки бедра. При многих заболеваниях больные длительно вынуждены лежать в постели, в результате чего могут возникнуть застойные явления в легких, образование тромбов в конечностях с последующими тромбоэмболиями в легочной артерии, затрудненное мочеиспускание, усиление запоров, тугоподвижность суставов.

Профилактика указанных осложнений предусматривает применение комплекса мероприятий: уход за почкой и предупреждение пролежней, растирание и массаж, лечебную физкультуру, борьбу с запорами (диетические рекомендации, прием легких слабительных растительного происхождения, слабощелочных минеральных вод). Тщательного ухода требуют пожилые больные с недержанием. В тех случаях, когда восстановить нормальное мочеиспускание уже не представляется возможным, необходимо постоянно пользоваться подкладным судном или мочеприемником.

5. Домашнее задание.(5минут)

1.Подготовить устные ответы на следующие вопросы:

4.1. Какова система оказания помощи инфекционным больным в Республике Беларусь?

4.2.Каков алгоритм действий фельдшера ФАПа при выявлении на приёме инфекционного больного?

4.3.Что включает в себя рациональное лечение инфекционного больного?

4.4.Что такое лекарство?

4.5.Какие группы лекарственных средств по способу введения Вы знаете?

4.6.Что такое лекарственные препараты группы А?

4.7. Что такое лекарственные препараты группы Б?

4.8.Что такое диетотерапия и каково её место в лечении инфекционных больных?

4.9. Каковы собенности ухода при различных острых инфекционных болезнях?


2.Темы рефератов:

2.1.Задачи и методы работы фельдшера по обследованию и наблюдению в очагах инфекционных заболеваний.

2.2.Диетические столы при инфекционных заболеваниях.

2.3.Способы и методы введения лекарственных средств в условиях ФАПа.

2.4.Роль фельдшера в организации профилактической работы по отношению к общавшимся с инфекционным больным больным.

2.5.Диспансерное наблюдение на ФАПе за переболевшими инфекционными заболеваниями.

2.6.Экстренная профилактика в эпидемических очагах.

2.7. Отказ граждан от профилактических прививок как опасность для общества.



2.8.Роль фельдшера в организации ухода за инфекционным больным на дому..

3.Темы сообщений:

3.1. Алгоритм действий фельдшера скорой помощи при выявлении на вызове инфекционного больного.

3.2.Испытание лекарственных средств на людях.

3.3.Когда лекарство становится ядом?

4.Подготовить к практическому занятию №1:

4.1. Алгоритм действий фельдшера по неотложным состояниям: гипертермия, инфекционно-токсический, гиповолемический и анафилактический шок, кишечное кровотечение, ложный круп, судорожный синдром, отёк головного мозга, рвота.

6. Литература для учащихся

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ:

  1. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. 304 с.

  2. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней: Т.1, 2 / Под ред. В.И.Покровского. – М.: Медицина, 1993. – 464 с.

  3. В.И.Покровский. Инфекционные болезни, М., Медицина, 1998

  4. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни. М.,1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Баран В.М., Талапин В.И. Фармакотерапия инфекционных болезней. Мн.,1995.

  2. Лобзин Ю. В. Инфекционные болезни. М.,2002

  3. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М, 1992.

  4. Страчунский Л.С. (ред) Практическое руководство но антиинфекционной терапии. М., 2002 г.

  5. Сэнфорд Дж., Гильберт Д., Гербердинг Дж., Сэнде М. Антимикробная терапия. М.,2005.

  6. Тейлор Р.Б. Трудный диагноз. М., 1992.

  7. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М., 2000г.

  8. Учайкин В. Ф., Шамшева О. В. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. - М. :'Теотар": Мед., 2001. - с.212-215

  9. Харрисон Т.Р. Внутренние болезни. М., 2005.

  10. Шерлок. Гепатология. М., 2001

  11. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М., 2002.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка