Инструкция по выполнению тестового задания дифференцированного зачета




Скачати 376.95 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір376.95 Kb.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

по учебной дисциплине



ОДП.3 БИОЛОГИЯ
Профессия:

260807.01 Повар, кондитер

Белово

2013


Пояснительная записка
1 Структура задания дифференцированного зачета
Каждый вариант заданий дифференцированного зачета состоит из двух частей: обязательной и дополнительной, а также включает шкалу перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

В обязательную часть включены задания минимально обязательного уровня. Дополнительная часть содержит задания повышенной сложности. Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.


2 Процедура проведения дифференцированного зачета
На выполнение заданий дифференцированного зачета отводится 40 минут.

Для проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине с использованием тестовых заданий каждому обучающемуся выдаётся:



  • текст с одним из вариантов тестового задания;

  • шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе;

  • инструкция по выполнению тестового задания дифференцированного зачета.

Все тестовые задания обязательной и дополнительной частей обучающийся выполняет в тетради для контрольных работ.

Перед началом выполнения заданий дифференцированного зачета преподаватель знакомит обучающихся со структурой тестовых заданий, с критериями оценивания результатов.



3 Критерии оценки тестовых заданий дифференцированного зачета
Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе показывает, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5». Шкала остаётся открытой для обучающихся в течение всего дифференцированного зачета, они могут ориентироваться на неё в ходе выполнения заданий (Приложение А). Обучающиеся могут просчитать при помощи шкалы, сколько и какие задания необходимо выполнить правильно, чтобы получить определённую отметку.

Обучающиеся могут начинать выполнение заданий дифференцированного зачета с любой части. Для получения удовлетворительной отметки необязательно выполнять все задания обязательной части, но обучающийся должен выполнить достаточное количество заданий обязательной части для получения удовлетворительной отметки. Выполняя дополнительную часть, обучающийся может повысить оценку до «4» или «5». Обучающийся может начинать выполнение работы с любого задания с нужным количеством баллов, учитывая при этом степень своей уверенности в ответе.


.


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

__________ А.Р. Анохина

«___» ___________2013 г.



ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № 02

«15» октября 2013 г.

Председатель ПЦК

__________ Т.В.Анисимова





Вариант №1

Обязательная часть

При выполнении заданий 1-12 выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. (1 балл) При получении АТФ хемосинтезирующими бактериями может образовываться:

1) крахмал

2) углекислый газ

3) сульфат

4) молочная кислота


2. (1 балл) При скрещивании Аа Вв с Аа Вв (локусы не сцепленные) доля гетерозигот по обеим локусам в потомстве составит:

1) 75%


2) 50%

3) 25%


4) 0%
3. (1 балл) В ядрах клеток корня некоего растения 22 хромосомы. В результате мейоза у этого организма образуются ядра, имеющие число хромосом:

1) 11


2) 22

3) 33


4) 44

4. (1 балл) Мозг млекопитающих развивается из:



  1. эктодермы

  2. мезодермы

  3. энтодермы

  4. всего вышеперечисленного

5. (1 балл) Запасы фосфора в сухопутных биоценозах пополняются за счет деятельности:

1) лягушек

2) клубеньковых растений

3) денитрифицирующих бактерий

4) растений из семейства бобовых


6. (1 балл) Паслен – это:

1) род


2) вид

3) отряд

4) класс
7. (1 балл) При переваривании ферменты временно теряют активность потому, что:


  1. сохраняются и первичная, и третичная структуры

  2. разрушаются и первичная, и третичная структуры

  3. разрушается первичная и сохраняется третичная структура

  4. сохраняется первичная и разрушается третичная структура

8. (1 балл) Горбуша на заключительном этапе своего пути к месту нереста и гибели использует в качестве топлива преимущественно:

1) углеводы

2) жиры


3) белки

4) нуклеиновые кислоты


9. (1 балл) Число хромосом в ядрах эндосперма одного из видов дуба может равняться:

1)14


2)18

3)20


4)22
10. (1 балл) Наименьший запас питательных веществ содержится в яйцеклетке:

1) гадюки

2) атлантической трески

3) зайца-русака

4) кальмара
11. (1 балл) Крылья стрекозы можно рассматривать как приспособление к:

1) добыванию пищи

2) завоеванию самки

3) защите от хищников

4) расселению
12. (1 балл) К разным родам, но к одному семейству относятся паслен черный и:

1) паслен сладко-горький

2) горчица

3) красный перец

4) редька


Дополнительная часть
13. (2 балла) Перечислите факторы среды, которые можно отнести к биотическими факторами среды и определите их взаимосвязи в природе?












14. (3 балла) Дайте характеристику понятиям ген, аллель, гомозигота, гетерозигота, доминантность, рецессивность и проиллюстрируйте их примерами.




















15. (4 балла) Рассчитайте типы гамет образующие организм генотипа AaBbCcDd?
















УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

__________ А.Р. Анохина

«___» ___________2013 г.



ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № 02

«15» октября 2013 г.

Председатель ПЦК

__________ Т.В.Анисимова





Вариант №2

Обязательная часть

При выполнении заданий 1-12 выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. (1 балл) Хлоропласты имеются в клетках:

1) корня посевного гороха

2) печени двугорбого верблюда

3) бледной поганки

4) листа садовой земляники
2. (1 балл) При переваривании белков образуются молекулы:

1) глюкозы

2) жирных кислот и глицерина

3) аминокислот

4) нуклеотидов
3. (1 балл) Гены в организме лошади находятся в:

1) хромосомах

2) хромосомах

3) эндоплазматическом ретикулуме

4) рибосомах
4. (1 балл) Мутации – это:


  1. изменение генотипа, направленные на приспособление к окружающей среде

  2. случайные изменения генотипа

  3. приспособительные изменения фенотипа не затрагивающие генотип.
    4) травмы

5. (1 балл) Паразитами являются:

1) возбудители СПИДА

2) молочнокислые кислоты

3) дрожжи

4) жуки-навозники


6. (1 балл) Биоценоз составляет совокупность:

1) травянистых растений на лугу

2) надземных живых организмов на лугу

3) надземных и подземных живых организмов на лугу

4) живых организмов городского парка
7. (1 балл) Гомологичными органами являются ноги человека и:

1) ноги страуса

2) крылья вороны

8. (1 балл) Неандертальцы жили на Земле:

1) 100 млн. лет назад

2) 1 млн. лет назад

3) 200 тыс. лет назад

4) 10 тыс. лет назад


9. (1 балл) В опытах Г.Менделя пара генов, определяющая окраску цветков гороха, находилась:

1) в одной хромосоме

2) в паре гомологичных хромосом

3) в паре негомологичных хромосом

4) как в паре гомологичных, так и в паре негомологичных хромосом
10. (1 балл) Гексаплоидный сорт культурного растения может иметь хромосом:

1) 16


2) 20

3) 24


4) 32
11. (1 балл) В болоте кислорода выделяется:

1) больше, чем поглощается

2) меньше, чем поглощается

3) столько же, сколько и поглощается

4) не выделяется вообще
12. (1 балл) Луна-рыба за свою жизнь откладывает несколько миллионов икринок. Из них до следующего размножения в среднем доживает:

1) полмиллиона

2) десять тысяч

3) сто


4) две

Дополнительная часть
13. (2 балла) Объясните причины конвергенции, дивергенции, параллелизма и проиллюстрируйте примерами данные явления.












14. (3 балла) Дайте характеристику основных критериев вида.














15. (4 балла) Решите задачу: Муж и жена имеют вьющиеся (А) и тёмные (В) волосы. У них родился ребёнок с вьющимися (А) и светлыми (b) волосами. Каковы возможные генотипы родителей?



















УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

__________ А.Р. Анохина

«___» ___________2013 г.



ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № 02

«15» октября 2013 г.

Председатель ПЦК

__________ Т.В.Анисимова






Вариант №3

Обязательная часть

При выполнении заданий 1-12 выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. (1 балл) Клеточная теория была сформулирована:

  1. до появления теории Ж.Б.Ламарка

  2. после появления теории Ж.Б.Ламарка, но до появления теории Ч.Дарвина

  3. после появления теории Ч.Дарвина, но до появления хромосомной теории наследственности

  4. после появления хромосомной теории наследственности

2. (1 балл) Ядра нет в клетках:

1) амёбы обыкновенной

2) печени слона

3) стебля подсолнечника

4) дизентерийной палочки


3. (1 балл) Мальчик имеет общую Y-хромосому с:

1) дядей с материнской стороны

2) тетей с материнской стороны

3) дяде с отцовской стороны

4) тетей с отцовской стороны

4. (1 балл) Законы Г. Менделя не выполняются у:

1) жирафа

2) возбудителя СПИДа

3) кипариса

4) серой жабы


5. (1 балл) Популяцией можно считать:

  1. военнослужащих Н-ской воинской части

  2. жителей старообрядческой деревни Тар-Багай в Сибири

  3. отдыхающих в доме отдыха «Барабаново»

  4. жителей г. Москвы

6. (1 балл) Конкурентами являются:

1) осот полевой и капуста

2) заяц-русак и капуста

3) осот полевой и ель

4) осот полевой и тростник


7. (1 балл) Неприспособленные однотипные изменения фенотипа значительной части особей в популяции могут быть следствием:

  1. мутационного процесса

  2. движущей формы отбора

  3. стабилизирующей формы отбора

  4. дрейфа генов

8. (1 балл) Гомологичными структурами являются усы мушкетёра и:

1) перья петуха

2) усы таракана

3) усы земляники

4) «рожки» улитки

9. (1 балл) Хемосентезирующие бактерии для получения энергии могут использовать реакцию окисления:


  1. сульфата кислородом

  2. органического вещества сульфат

  3. аммония кислородом

  4. органического вещества кислородом

10. (1 балл) Мальчик страдает гемофилией. Вероятность того, что у сына от первого брака его бабушки с отцовской стороны тоже будет гемофилия, равна:

1) практически 0

2) 0,25


3) 0,5

4) 1,0
11. (1 балл) Фактором, ограничивающим численность антилоп Гну является количество:

1) травы

2) львов


3) паразитических червей

4) охотников


12. (1 балл) Конкурировать за кислород могут:

  1. горные бараны

  2. дафнии

  3. белые медведи

  4. большие пёстрые дятлы


Дополнительная часть
13. (2 балла) Сравните процессы митоза и мейоза.

Митоз

Мейоз


















14. (3 балла) Раскройте принципы и последствия борьбы за существование, формы её проявления.














15. (4балла) Решите задачу: Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотипы всех лиц.















УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

__________ А.Р. Анохина

«___» ___________2013 г.



ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № 02

«15» октября 2013 г.

Председатель ПЦК

__________ Т.В.Анисимова





Вариант №4

Обязательная часть

При выполнении заданий 1-12 выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. (1 балл) При получении АТФ за счет гликолиза в организме человека образуется:

1) углекислый газ

2) крахмал

3) кислород

4) молочная кислота
2. (1 балл) При скрещивании Аа ВЬ с Аа ВЬ (локусы не сцепленные) доля особей в потомстве, у которых проявится аллель b составит:

1) 75%


2) 50%

3) 25%


4) 0%
3. (1 балл) В ядрах яйцеклетки некоего организма 8 хромосом. В результате мейоза у этого организма образуются ядра, имеющие число хромосом:

1) 4


2) 8

3) 16


4) 24
4. (1 балл) Скелет акулы развивается из:

1) эктодермы

2) мезодермы

3) энтодермы

4) всего вышеперечисленного
5. (1 балл) Избыток азота удаляется из почвы в атмосферу за счет деятельности:


  1. клубеньковых бактерий

  2. нитрифицирующих бактерий

  3. денитрифицирующих бактерий

  4. клевера лугового

6. (1 балл) Клевер – это:

1) вид

2) род


3) отряд

4) класс
7. (1 балл) При нагревании до 90°С ферменты временно теряют активность потому, что:



  1. разрушаются первичная и третичная структуры

  2. разрушается первичная и сохраняется третичная структура

  3. сохраняется первичная и разрушается третичная структура

  4. сохраняются и первичная, и третичная структуры

8. (1 балл) Журавль, летящий на юг, в качестве топлива использует преимущественно:

1) углеводы

2) жиры


3) белки

4) нуклеиновые кислоты


9. (1 балл) Число хромосом в ядрах эндосперма одного из видов ромашки может равняться:

1) 5


2) 10

3) 15


4) 25
10. (1 балл) Самый маленький запас питательных веществ в яйцеклетке:

1) волка

2) ястреба

3) жабы


4) гадюки
11. (1 балл) Подземный образ жизни крота можно рассматривать как приспособление к:

1) добыванию птиц

2) завоеванию самки

3) защите от хищников

4) расселению
12. (1 балл) К разным родам, но к одному семейству относятся ромашка лекарственная и:

1) василёк синий

2) ромашка пахучая

3) пшеница

4) горох посевной
Дополнительная часть
13. (2 балла) Опишите известные вам виды мутаций. Каково их значение в эволюционном процессе, в практической деятельности?












14. (3 балла) Дайте сравнительную характеристику процессов дыхания и фотосинтеза.



Процесс дыхания

Процесс фотосинтеза


















15. (4 балла) У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несёт аллеля длинной шерсти. Какого партнёра по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Ответ аргументируйте с помощью решётки Пеннета.

















УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

__________ А.Р. Анохина

«___» ___________2013 г.



ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № 02

«15» октября 2013 г.

Председатель ПЦК

__________ Т.В.Анисимова




Вариант №5

Обязательная часть

При выполнении заданий 1-25 выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. (1 балл) Хлоропласты имеются в клетках:

1) корня посевного гороха

2) печени двугорбого верблюда

3) бледной поганки

4) листа садовой земляники
2. (1 балл) При переваривании белков образуются молекулы:

1) глюкозы

2) жирных кислот и глицерина

3) аминокислот

4) нуклеотидов
3. (1 балл) Гены в организме лошади находятся в:

1) хромосомах

2) хромосомах

3) эндоплазматическом ретикулуме

4) рибосомах
4. (1 балл) Мутации – это:

1) изменение генотипа, направленные на приспособление к окружающей среде

2) случайные изменения генотипа

3) приспособительные изменения фенотипа не затрагивающие генотип

4) травмы
5. (1 балл) Паразитами являются:

1) возбудители СПИДА

2) молочнокислые кислоты

3) дрожжи

4) жуки-навозники
6. (1 балл) Биоценоз составляет совокупность:

1) травянистых растений на лугу

2) надземных живых организмов на лугу

3) надземных и подземных живых организмов на лугу

4) живых организмов городского парка
7. (1 балл) Гомологичными органами являются ноги человека и:

1) ноги страуса

2) крылья вороны

3) хвост акулы

4) ноги жука
8. (1 балл) Неандертальцы жили на Земле:

1) 100 млн. лет назад

2) 1 млн. лет назад

3) 200 тыс. лет назад

4) 10 тыс. лет назад
9. (1 балл) В опытах Г.Менделя пара генов, определяющая окраску цветков гороха, находилась:

1) в одной хромосоме

2) в паре гомологичных хромосом

3) находилась в паре негомологичных хромосом

4) могла находиться как в паре гомологичных, так и в паре негомологичных хромосом
10. (1 балл) Гексаплоидный сорт культурного растения может иметь хромосом:

1) 16


2) 20

3) 24


4) 32
11. (1 балл) В болоте кислорода выделяется:

  1. больше, чем поглощается

  2. кислорода выделяется меньше, чем поглощается

  3. кислорода выделяется столько же, сколько и поглощается

  4. кислорода не выделяется вообще

12. (1 балл) Луна-рыба за свою жизнь откладывает несколько миллионов икринок. Из них до следующего размножения в среднем доживает:

1) полмиллиона

2) десять тысяч

3) сто

4) две


Дополнительная часть

13. (2 балла) Дайте сравнительную характеристику строения и функций митохондрий и хлоропластов.



Митохондрии

Хлоропласты






























14. (3 балла) Какие правила и закономерности проявляются при дигибридном скрещивании? Проиллюстрируйте их примерами.

















15. (4 балла) Решите задачу: Родители имеют II и III группы крови, а их сын – I. Определите генотипы родителей.
















УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

__________ А.Р. Анохина

«___» ___________2013 г.



ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № 02

«15» октября 2013 г.

Председатель ПЦК

__________ Т.В.Анисимова





Вариант №6

Обязательная часть

При выполнении заданий 1-12 выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. (1 балл) Клеточная теория была сформулирована:

1) до изобретения микроскопа

2) до появления теории Ч.Дарвина

3) после открытия ДНК

4) после открытия бактерий
2. (1 балл) Ядра нет в клетках:

1) мягкой пшенице

2) туберкулезной палочки

3) эвглены зеленой

4) бурого медведя
3. (1 балл) Мальчик получил Y-хромосому от:


  1. дедушки с отцовской стороны

  2. дедушки с материнской стороны

  3. бабушки с отцовской стороны

4) бабушки с материнской стороны
4. (1 балл) Законы Г. Менделя не выполняются у:

1) бабочки «Павлиний глаз»

2) серебристого тополя

3) возбудителя гриппа

4) газели
5. (1 балл) Популяцией можно считать живущих в пруду:

1) головастиков

2) рыб

3) плотвичек



4) улиток
6. (1 балл) Конкурентами являются:

1) шампиньон и белый гриб

2) печеночный сосальщик и корова

3) пингвин и страус

4) коршун и шакал
7. (1 балл) Приспособительные изменения фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием:

1) дрейфа генов

2) движущей формы отбора

3) стабилизирующей формы отбора

4) мутационного процесса
8. (1 балл) Ароморфозом можно считать появление:

1) чешуи у пресмыкающихся

2) панциря у черепахи

3) крыльев у птеродактиля

4) крыльев у летучих мышей

9. (1 балл) Хемосинтезирующие бактерии для получения энергии могут использовать реакцию окисления:

1) нитрата

2) атмосферного азота

3) аммония

4) аминокислот


10. (1 балл) Мальчик страдает гемофилией. Вероятность того, что у сына сестры его матери (дедушка гемофилией не болел) тоже будет гемофилия равна:

1) 0


2) 0,25

3) 0,5

4) 1,0
11. (1 балл) Фактором, ограничивающим численность больших синиц, является, скорее всего, количество:

1) пищи летом

2) пищи зимой

3) кошек

4) желудей
12. (1 балл) Конкурировать между собой за кислород могут:

1) окуни

2) травяные лягушки

3) куры


4) ласточки

Дополнительная часть

13. (2 балла) Дайте сравнительную характеристику строения и жизнедеятельности прокариотов и эукариотов.



Прокариоты

Эукариоты
























14. (3 балла) Раскройте сущность научных взглядов на происхождение жизни на Земле.














15 (4 балла) Решите задачу: У собак чёрный цвет шерсти доминирует над коричневым. От скрещивания чёрной самки с коричневым самцом было получено 4 чёрных и 3 коричневых щенка. Определите генотипы родителей и потомства.














Приложение А



Инструкция для обучающихся по выполнению задания дифференцированного зачета
Дорогой учащийся!

На выполнение задания дифференцированного зачета по учебной дисциплине тебе даётся 40 минут.

Задание дифференцированного зачета состоит из 2-х частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержат задания минимально обязательного уровня.

Начинай выполнение с заданий обязательной части. Для получения удовлетворительной отметки («3») можно не выполнять все задания обязательной части. Число баллов, которое ты можешь получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках около его номера в бланке ответов. Если ты приведёшь неверный ответ или не приведёшь никакого ответа, то получишь 0 баллов. Максимально можно заработать 12 баллов. Для получения удовлетворительной отметки за обязательную часть достаточно набрать минимально 8 баллов.

Следующей выполняй дополнительную часть тестового задания.

При выполнении заданий из дополнительной части ориентируйся на следующие критерии оценки:



Критерий

Содержание критерия

Баллы

А

  • выполнены все предлагаемые задания

  • работа выполнена правильно и полностью самостоятельно




9

Б

  • выполнены все предлагаемые задания

  • работа выполнена правильно с учётом 1 несущественной ошибки, исправленной самостоятельно по требованию преподавателя




8

В

  • выполнены все предлагаемые задания

  • работа выполнена правильно с учётом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя




7-6

Г

  • выполнено только два из предлагаемых заданий

  • или допущена существенная ошибка, которую учащийся не может исправить даже по требованию преподавателя




5

Д

  • выполнено только одно из предлагаемых заданий

  • или допущены 2 или 3 существенных ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию преподавателя




2

Е

  • работа не выполнена вовсе




0

Чтобы считать дополнительную часть выполненной, минимально нужно набрать 5 баллов. Максимально можно получить 9 баллов.

Баллы обязательной и дополнительной частей суммируются. Для получения удовлетворительной отметки («3») за выполнение обязательной и дополнительной частей достаточно набрать минимально 13 баллов.

Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе показывает, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5». Ты можешь ориентироваться на неё в ходе выполнения тестового задания и просчитать, сколько и какие задания необходимо выполнить правильно, чтобы получить нужную тебе отметку.

Постарайся правильно выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе


Отметка

Минимальное число баллов,

необходимое для получения отметки

«3» (удов.)

13-15

«4» (хорошо)

16-18

«5» (отлично)

19 и более


Желаем успехов!

Приложение Б



Критерии оценки задания дифференцированного зачета

в виде набора тестовых заданий


Номер задания

Количество правильных ответов

Количество баллов

Обязательная часть

1

1

1

2

1

1

3

1

1

4

1

1

5

1

1

6

1

1

7

1

1

8

1

1

9

1

1

10

1

1

11

1

1

12

1

1

Дополнительная часть




Критерий

Количество баллов




А

5




Б

4




В

3




Г

2




Д

1




Е

0

13

1

2

14

1

3

15

1

4


Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе

Отметка

Минимальное число баллов,

необходимое для получения отметки

«3» (удовлетворительно)

13-15

«4» (хорошо)

16-18

«5» (отлично)

19 и более


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка