К программе дисциплины «Акушерство и гинекология» – б. 1 Базовая часть опоп во подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры




Скачати 176.05 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір176.05 Kb.
Аннотация к программе дисциплины

«Акушерство и гинекология» – Б1.Б.1

Базовая часть ОПОП ВО

подготовки кадров высшей квалификации

по программе ординатуры
31.08.01 Акушерство и гинекология

(квалификация «Врач-акушер-гинеколог»)
Дисциплина относится к базовой части ОПОП ПО ординатуры по специальности Акушерство и гинекология.

Цель освоения дисциплины: подготовка квалифицированного врача акушера-гинеколога, обладающего системой универсальных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.

Задачи: формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний, по специальности Акушерство и гинекология; подготовка врача-акушера-гинеколога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин; формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов; формирование компетенций врача-акушера-гинеколога в областях:

Задачи:


  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача акушера-гинеколога, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-акушера-гинеколога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.

  3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.

  4. Подготовить врача-акушера-гинеколога к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск.

  5. Подготовить врача-акушера-гинеколога, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.

  6. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.


Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Компетенция

Результаты обучения (содержание компетенции)

Технологии формирования

Оценочные средства

ПК-1:

способность и готовность к организации, планированию и проведению обучающих занятий со студентами, исходя из знания теорий научения, инструктирования и др. психологических теорий



Знать

- Медико-биологическую и эхографическую терминологию на русском и латинском языках;

- Закономерности строения органов и систем (типичные и отличительные признаки) применительно к полученным изображениям органов при ультразвуковом исследовании;

- Закономерности развития органов и систем;



Уметь

- Воспроизводить в рабочей памяти полученные знания,

-Систематизировать знания (классифицировать признаки);

-Распознавать зрительные образы на схемах, рисунках, муляжах и нативных препаратах, эхографических изображениях и видеопримерах УЗИ;

-Описывать отдельные признаки анатомической структуры (области) и классификационные признаки анатомических структур;

-Систематизировать знания в таблицах и схемах для улучшения запоминания;

- Задавать вопросы;

-Критично относиться к прочитанному, услышанному, увиденному с учетом знаний закономерностей развития и строения органов и систем;



Владеть

- Способностью правильно понимать передаваемую ультразвуковую визуальную информацию (в соответствии с заложенными в передаваемом материале графическими, зрительными, слуховыми смысловыми закономерностями);

- Навыками составления тестовых заданий для студентов на основании изученного лекционного материала


- лекции;

- видеофильмы с рисунками и схемами;

-анимированные презентации;

- упражнения с видео-примерами ультразвукового исследования



- контрольные вопросы к зачету;

-учебно-профессиональные ситуационные задачи с использованием эхограмм и видео-примеров ультразвукового исследования;


- зачет

ПК-2:
Способность и готовность к принятию решений, связанных с комплексной диагностикой проблем здоровья, исходя их общенаучных подходов: биомедицинского, биопсихосоциального, клинико-антропологического.

Знать

- Интегративные подходы к диагностике: биопсихосоциальный и клинико-антропологический;

- Эхографические нормативы строения тела, его частей, органов, их компонентов (в условиях нормы) с учетом возрастно-половой типологии;
- Анатомическое и эхографическое строение органов тела человека;

Уметь

- С помощью ультразвукового метода исследования определять прижизненное расположение органов и их частей

в организме человека;

- Распознавать изображения различных органов с помощью различных ультразвукового метода исследования;


Анализировать варианты, индивидуальные особенности и аномалии организации тела человека по данным УЗИ;

- Конвергировать полученные знания эхографической анатомии в компетентные суждения о пациентах;


Владеть

- Анализом данных ультразвукового метода исследования тела человека;

- Навыком проведения анализа эхографического статического и видеоизображения;
- Навыками оценки размерных характеристик органов (отличие нормы от патологии)


- лекции;

- видеофильмы с рисунками и схемами;

-анимированные презентации;

- упражнения с видеопримерами ультразвукового исследования; самостоятельная работа с литературой



- контрольные вопросы к зачету; -учебно-профессиональные ситуационные задачи с использованием эхограмм и видеопримеров ультразвукового исследования;
- зачет

ПК-3:

способность и готовность к организации научной деятельности, исходя из знания методологии научных исследований, дизайна научного исследования.




1. Знать:

- Базы данных научно-медицинской информации;

- Элементы наиболее быстрого доступа к достоверной информации (технологии Medline, SCOPUS, OVID и др.);

-Базы данных доказательной медицины и требования к получению и описанию результатов исследований в рамках доказательной медицины.



2. Уметь:

-Выбирать средства поиска (поисковые машины, библиотечный каталог или базу данных) в зависимости от целей поиска;

-Определить поисковую тему с помощью различных понятий, описывающих тему поиска;

-Определять границы поиска (по году, по автору, по ключевым словам);

-Работать с библиотечным каталогом, биомедицинскими базами данных;

-Читать научное сообщение (краткое содержание, задачи исследования, методы, выводы);

-определять и формулировать проблему;

-осуществлять сбор материала для исследования;

-производить поиск в библиографических научно-медицинских базах данных;

-составлять таблицы и схемы для анализа, сравнения и демонстрации полученных данных;


3. Владеть:

-Навыком поиска научно-медицинской информации: поиск одного понятия (простой поиск) и сочетание поисковых терминов (сложный поиск), обновления поиска;

-Навыком работы со справочной литературой;

-Критической оценкой литературы;

-Терминологическими нормами;

-Навыками ведения научной дискуссии;

-Навыками ответов на вопросы и объяснения полученных результатов с использованием научных подходов, теорий, закономерностей;

-Навыками использования компьютерных программ PowerPoint, CorelDraw для создания презентаций, стендовых докладов, MS Excel – для статистического анализа полученных данных;

- Навыками написания докладов и статей


-индивидуальная работа с преподавателем;

-самостоятельная работа с источниками;



- обзор научной литературы

- реферат по заданной научной теме

- выступление на научной конференции



Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины ординатор должен:



знать:

  • законодательные основы охраны здоровья: Конституцию РФ, законы и нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

  • нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

  • организацию акушерско-гинекологической службы, структуру, штаты и оснащение учреждений здравоохранения акушерского и гинекологического профиля;

  • основы оказания и стандарты амбулаторной и стационарной помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями;

  • основы физиологии развития плода;

  • основы оказания и стандарты амбулаторной и стационарной акушерской помощи беременным, роженицам и родильницам;

  • факторы, влияющие на репродуктивное здоровье, и критерии его характеризующие

  • анатомию и физиологию внутренних половых органов вне и во время беременности;

  • анатомию и физиологию органов мочеотделения, нижних отделов толстой кишки;

  • особенности физиологического течения беременности, родов и послеродового периода;

  • современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных по профилю акушерство и гинекология;

  • теоретические аспекты всех нозологий как по профилю «Акушерство и гинекология», так и других самостоятельных клинических дисциплин; их этиологию, патогенез, клиническую симптоматику и особенности течения;

  • общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма, используемые в акушерстве и гинекологии;

  • принципы комплексного лечения заболеваний в акушерстве и гинекологии;

  • правила оказания неотложной медицинской помощи (в том числе в акушерстве и гинекологии);

  • основы экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы и порядок их проведения;

  • основы санитарного просвещения;

  • правила оформления медицинской документации;

  • принципы планирования деятельности и отчетности акушерско-гинекологической службы; методы и порядок контроля ее деятельности;

  • теоретические основы, принципы и методы диспансеризации и лекарственного обеспечения;

  • основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;

  • основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии;

  • правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.



уметь:

  • установить срок беременности, оценить состояние здоровья беременной, выявить возможные нарушения и осуществить комплекс диспансерных мероприятий;

  • выявить признаки осложненного течения беременности (ранний токсикоз, угроза прерывания беременности, преэклампсия, гестационный пиелонефрит, гестационный сахарный диабет, фетоплацентарная недостаточность и др.) и провести все необходимые мероприятия по их коррекции;

  • выполнить наружное и внутреннее акушерское исследование, определить фазу течения родов и положение плода, степень зрелости шейки матки;

  • провести физиологические роды при головном предлежании плода;

  • своевременно распознать и провести роды при разгибательных предлежаниях плода, тазовом предлежании, крупном плоде и многоплодной беременности;

  • провести пельвиометрию, оценить степень и форму сужения таза, обосновать наиболее рациональную тактику родоразрешения и выполнить ее;

  • своевременно определить показания к операции кесарева сечения;

  • обосновать тактику ведения родов при экстрагенитальных заболеваниях;

  • оценить характер родовой деятельности у роженицы, диагностировать наличие и характер аномалии родовой деятельности (первичная слабость, вторичная слабость, дискоординация, чрезмерно бурная родовая деятельность) и осуществить их медикаментозную коррекцию;

  • установить причину акушерского кровотечения (предлежание плаценты, преждевременная отслойка, атоническое кровотечение) и оказать необходимую помощь при этом состоянии;

  • оценивать состояние плода во время беременности и в родах, установить признаки хронической/острой внутриутробной гипоксии плода и оказать необходимую помощь;

  • выполнить реанимационные мероприятия при асфиксии и родовой травме новорожденного;

  • оценить течение послеродового периода, выявить послеродовые осложнения и провести их лечение;

  • установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях: внематочная беременность; внебольничный аборт; генитальный туберкулез; воспалительные заболевания женских половых органов; аномалии положения половых органов; кровотечения в различные возрастные периоды жизни женщины; доброкачественные опухоли матки и придатков; злокачественные опухоли матки и придатков;

  • на основании сбора анамнеза, клинического обследования и результатов клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования установить (подтвердить) диагноз у пациенток гинекологического профиля;

  • определять тактику ведения пациенток с гинекологическими заболеваниями;

  • проводить дифференциальную диагностику между различными опухолями и опухолевидными образованиями органов малого таза;

  • самостоятельно проводить и организовывать проведение диагностических, лечебных, реабилитационных процедур и мероприятий у пациенток с гинекологической патологией;

  • проводить профилактические мероприятия по сохранению репродуктивного здоровья и предупреждению гинекологических заболеваний.

владеть навыками:



  • на основании сбора анамнеза, клинического обследования и результатов клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования методикой установления (подтверждения) диагноза при наличии осложненного течения беременности, родов и послеродового периода у пациенток в акушерской клиники;

  • методикой составления прогноза течения и определения исходов беременности и родов;

  • навыком курирования осложненного течения беременности, родов и послеродового периода;

  • навыком выявления факторов риска развития той или иной акушерской патологии, организовать проведение мер профилактики;

  • методикой выявления признаков патологического течения беременности (угроза прерывания беременности, преэклампсия, фетоплацентарная недостаточность, внутриутробное инфицирование и т.д.);

  • определением степени готовности организма женщины к родам;

  • умением ведения физиологических и патологических родов (тазовое предлежание, разгибание головки, асинклитические вставления, роды при крупном плоде, при многоплодной беременности);

  • навыком ведения родов при анатомическом сужении таза;

  • навыком своевременного определения показаний к операции кесарева сечения. Оценкой противопоказаний

  • оформления историй болезни, амбулаторных карт акушерских и гинекологических больных, больничных листов, обменных карт и родового сертификата;

  • пальпации и перкуссии живота, аускультации сердца, легких и кишечника;

  • измерения уровня артериального давления и частоты пульса;

  • влагалищно-брюшностеночного и ректо-вагинального исследования гинекологической больной;

  • катетеризации мочевого пузыря;

  • венепункции, внутривенных инфузий;

  • осмотра шейки матки в зеркалах;

  • взятия мазков (для бактериологического и цитологического) из цервикального канала, влагалища и уретры;

  • обработки послеоперационной раны, снятия швов;

  • кольпоскопии;

  • прицельной биопсии шейки матки, слизистой влагалища и вульвы;

  • удаления полипа слизистой шейки матки;

  • лечебно-диагностического выскабливания слизистой полости матки;

  • раздельного диагностического выскабливания стенок полости матки и цервикального канала;

  • аспирационно и Пайпель-биопсией эндометрия;

  • введения и удаления имплантов, внутриматочных контрацептивов, вагинальных колец и пессариев;

  • инструментального удаления плодного яйца (выскабливания стенок полости матки при прерывании беременности);

  • пункции брюшной полости через задний свод влагалища;

  • парацентеза;

  • лапаротомии при ургентных (неотложных) состояниях в гинекологии;

  • удаления маточной трубы (сальпингэктомии), придатков матки (аднексэктомии), резекции и ушивания яичника;

  • удаления кисты бартолиниевой железы, дренирования абсцесса бартолиниевой железы

  • гистеросальпингографии;

  • врачебного освидетельствования после изнасилования;

  • ушивания разрывов наружных половых органов, вскрытия и ушивания гематом влагалища при травматическом повреждении и\или изнасиловании;

  • субтотальной гистерэктомии;

  • влагалищно-брюшностеночного исследования беременной, роженицы, родильницы;

  • определения размеров таза, окружности живота и высоты стояния дна матки;

  • определения срока беременности и даты родов;

  • амниоскопии;

  • хирургической коррекции истмико-цервикальной недостаточности;

  • введения акушерского пессария;

  • амниотомии;

  • амниоцентеза;

  • оказания пособий при тазовых предлежаниях плода;

  • экстракции плода за тазовый конец;

  • наложения акушерских щипцов (полостных, выходных);

  • вакуум-экстракции плода;

  • эпизио- и перинеотомии;

  • ручного отделения и выделения последа, контрольного ручного обследования полости матки;

  • осмотра плаценты и плодных оболочек;

  • массажа матки при ее атонии;

  • осмотра шейки матки в зеркалах и родовых путей;

  • зашивания разрывов шейки матки, влагалища, промежности;

  • проведения операции кесарева сечения;

  • проведения и интерпретации антенатальной и интранатальной КТГ;

  • оценки новорожденного по шкале Апгар;

  • санации верхних дыхательных путей у новорожденного;

  • первичной реанимация новорожденного.


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Акушерство и гинекология




Наименование модулей и разделов

Формируемые компетенции

Виды учебной работы (в академ.часах)

лекции

практ.зан.

лаб.

сам. раб.

всего

1

Организация акушерско-гинекологической помощи

УК-1,

ПК -4, 5, 11



1

6

6

6

19

2

Анатомия и физиология женской половой системы, менструальный цикл и его нарушения, аномалии развития половых органов и их положения.

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



3

18

18

18

57

3

Методы обследования в акушерстве и гинекологии, включая современные медицинские технологии.

УК-1,

ПК- 1, 2, 5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3,4, 5, 6, 7



4

30

48

36

118

3.1

Методы обследования в акушерстве

3.2

Методы обследования в гинекологии

4

Физиология беременности, родов и послеродового периода.

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



3

24

24

30

81

5

Неправильное развитие и заболеваемость эмбриона, плода и новорожденного.

УК-1,

ПК- 1, 2,3, 5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



2

24

30

18

74

6

Патология беременности, родов и послеродового периода

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



20

78

84

78

260

6.1

Тазовые предлежания плода. Многоплодная беременность.

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



6.2

Преэклампсия. Принципы интенсивной терапии.

6.3

Невынашивание и перенашивание беременности. Преждевременные и запоздалые роды.

6.4

Беременность и заболевания сердечно-сосудистой системы, крови и эндокринной системы, заболевания печени и мочевыделительной системы у беременных. Тактика и принципы терапии при гинекологической и острой хирургической патологии у беременных.

6.5

Аномалии костного таза. Проблема клинически узкого таза в современном акушерстве

6.6

Неправильные положения и предлежания плода.

6.7

Кровотечения во время беременности, в родах и раннем послеродовом периоде.

6.8

Родовой травматизм матери и плода.

6.9

Аномалии родовой деятельности

6.10

Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания. Послеродовой гипоталамический синдром

7

Оперативное акушерство.

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



2

12

12

18

44

8

Воспалительные заболевания женских половых органов специфической и неспецифической этиологии


УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



2

12

12

12

38

9

Гормональнозависимые заболевания, доброкачественные и злокачественные новообразования половых органов.

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



3

6

12

18

39

10

Общее понятие опухоли, доброкачественности и злокачественности.

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



2

6

12

18

38

11

Неотложная помощь в гинекологии.

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,

6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



3

12

6

18

39

12

Оперативная гинекология

УК-1,

ПК- 1, 2, 4,5,



6, 8,

ПСК- 1, 2, 3, 5, 6, 7



3

12

12

18

45




Экзамен
















36




Итого:




48

240

288

288

864


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка