Кировская государственная медиинская академия




Сторінка1/4
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.6 Mb.
  1   2   3   4
Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Институт профессионального образования

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

_________________ И.В. Шешунов



«__5___»________марта______2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ В АКУШЕРСТВЕ

И ГИНЕКОЛОГИИ»

Специальность 31.08.01 АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ

Кафедра акушерства и гинекологии ИПО


Лекции ___2___ (час)


Практические занятия ___12__ (час)
Семинары __10__ (час)
Всего часов аудиторной работы __24__ (час)
Самостоятельная работа __12__ (час)
Общая трудоемкость дисциплины ___36\1__ (час/ЗЕТ)
2015

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) разработана на основе:



  1. ФГОС ВО по специальности 31.08.01 АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ, утвержденного Министерством образования и науки РФ «_25_»__августа 2014_г.

  1. Учебного плана по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология, одобренного ученым Советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России «_27__» ___февраля____ 2015 г. Протокол № 2



Разработчики:
Доцент каф. акушерства и гинекологии ИПО ____ Н.Л. Рева
Зав. каф. акушерства и гинекологии ИПО ____ С.В. Хлыбова

Рабочая программа одобрена:

кафедрой «__3_» _____марта_____ 2015 г. Протокол № _4____

Заведующий кафедрой, проф. _________________ /__Хлыбова С.В._/

Советом ИПО «_5__» _______марта 2015 г. (протокол № _2__)

Председатель проректор ДПО, д.м.н, проф. Муратова Н.Г. /___________________/

Центральным методическим советом «___5_» ____марта 2015 г. (протокол № _5___)


Председатель проректор по учебной работе
к.м.н., доцент Касаткин Е.Н. /___________________/

Оглавление

стр


I.Введение 3

II.Учебно-тематический план дисциплины 13

III. Учебная программа дисциплины 16

3.1 Содержание дисциплины 16

3.2 Тематический план лекционного курса 18

3.3 Тематический план семинаров 18

3.4 Тематический план практических занятий 19

3.5 Самостоятельная работа обучающихся 20

IV Формирование текущего контроля и промежуточной аттестации, 22

виды оценочных средств для контроля уровня сформированности

компетенций


4.1 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды 22

оценочных средств



4.2 Примеры оценочных средств 22

4.2.1 Примеры тестовых заданий 22

4.2.2 Примерная тематика рефератов 22

4.2.3 Примеры ситуационных задач 22

4.2.4 Примерный перечень контрольных вопросов 22

V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 22

5.1 Основная литература 22

5.2. Дополнительная литература 22

5.3 Законодательные и нормативно-правовые документы в соответствие 23

с профилем дисциплины



5.4. Програмное обеспечение и интернет ресурсы 25

VI. Материально-техническое обеспечение дисциплины 26

VII Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 26

VIII Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины (модуля) 26


I. ВВЕДЕНИЕ


    1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является подготовка квалифицированного специалиста, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в том числе в условиях: неотложной специализированной медицинской помощи. Обучение алгоритму современных методов реанимации и интенсивной терапии при оказании квалифицированной помощи больным в критических состояниях различной этиологии на догоспитальном и госпитальном этапах.

Задачи дисциплины:

Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача акушера-гинеколога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежной дисциплины – анестезиологии-реаниматологии.

Изучить базовые (патофизиологические) нарушения жизненно важных функций организма, клинику критических состояний, диагностику и дифференциальную диагностику заболеваний в условиях развития критических состояний на догоспитальном и госпитальном этапах. Освоить интенсивную терапию больных в критических состояниях на догоспитальном и госпитальном этапах, их преемственность и последовательность.
1.2. Место дисциплины в структуре программы ординатуры:

Дисциплина «анестезиология и реаниматология» относится к Блоку 1. Дисциплины, вариативная часть, обязательные дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.08.01 акушерство и гинекология.


1.3. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются: 1

физические лица женского пола (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее - подростки) и в возрасте старше 18 лет (далее - взрослые);

население;

совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан


1.4 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры: 2 профилактическая; диагностическая; лечебная; реабилитационная; психолого-педагогическая; организационно-управленческая.

5Программа ординатуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
1.5. Требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций:



  •  готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1).

  • готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2)

  • готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

  •  готовность к ведению, родовспоможению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании акушерско-гинекологической медицинской помощи (ПК-6);

  • готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7).

В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

п/п

Код

компе-

тенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



УК-1

Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

Основные вопросы нормальной и патологической физиологии у здоровой женщины и при акушерско-гинекологической патологии,

Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.



Логически и аргументировано анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в диагностике и лечении патологии беременности и гинекологических заболеваний.

Использовать персональный компьютер на рабочем месте.

Применить методы статистического анализа изучаемых явлений.



Публичной речью, способностью к ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания

Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Реферат.



УК-2

Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Основы юридического права в акушерстве и гинекологии.

Основы законодательства о ЗО директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений ЗО.

Организацию акушерско-гинекологической помощи в стране.

Работу скорой и неотложной помощи в части оказания помощи женщинам.

Медицинское страхование.

Законодательство по охране труда женщин.

Врачебно-трудовую экспертизу в акушерской и гинекологической практике.

Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и перинатологии.

Показатели и структуру материнской, перинатальной и младенческой смертности в стране, регионе, своем ЛПУ, мероприятия по их снижению.

Определение понятий "этика", "деонтология", "медицинская деонтология", "ятрогенные заболевания", риск возникновения ятрогенных заболеваний в акушерско-гинекологической практике.



Применять правила этики, деонтологии при проведении лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, в том числе после операций удаления органов репродуктивной системы.


Способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.

Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.




Собеседование по ситуационным задачам.

Типовые расчеты. Индивидуальные домашние задания. Реферат.






ПК-5

Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем

Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.

Общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинекологии.

Клиническую симптоматику и терапию осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Клиническую симптоматику гинекологических заболеваний.

Клиническую симптоматику неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии, их профилактику.


Анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем,

Получить информацию о течении настоящей беременности, а также течении и исходах предыдущих беременностей и родов.

Поставить диагноз на основании клинических, лабораторных и функциональных методов исследования

Выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы гинекологических заболеваний и акушерской патологии, используя специальные знания



Основными методиками клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациенток для своевременной диагностики гинекологических заболеваний и акушерской патологии

Алгоритмом постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ.

Основными диагностическими мероприятиями по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при гинекологических заболеваниях и акушерской патологии.


Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.

Отчеты по практике.





ПК-6

Готовность к оказанию неотложной помощи, оказанию анестезиологического пособия при беременности, в родах и послеродовом периоде

Терапию осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Терапию неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии.

Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.

Основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии, влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного.



Выполнять неотложные мероприятия при критических состояниях у гинекологических больных, беременных женщин, рожениц и родильниц;

Назначать больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом и протоколами локальными и федеральными

Осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии при неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии

Уметь прогнозировать исходы беременности и родов.

Уметь прогнозировать исходы гинекологических заболеваний.


Современными методами обезболивания родов.

Технологией ведения физиологических и осложненных родов.

Методами диагностики и лечения жизнеопасных нарушений у беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных.

Методами их немедленного устранения.

Методикой проведения противошоковых мероприятий.


Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.

Отчеты по практике.





ПК-7

Готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации

Работу скорой и неотложной помощи в части оказания помощи женщинам.

Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.

Принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение.

Принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях.

Основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.


Организовать работу в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных по оказанию медико-санитарной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой квалифицированной акушерско-гинекологической помощи.

Оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки, в очагах катастроф.




Приемами оказания медико-санитарной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой квалифицированной акушерско-гинекологической помощи в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных акушерско-гинекологического профиля.

Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.

Отчеты по практике.




Перечень практических навыков

Врач-специалист по акушерству и гинекологии должен знать:

  • Основы юридического права в акушерстве и гинекологии.

  • Основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.

  • Организацию анестезиологической и реанимационной помощи в стране,

  • Работу скорой и неотложной помощи в части оказания помощи женщинам

Алгоритмы оказания неотложной помощи беременным, роженицам, родильницам и женщинам с гинекологическими заболеваниями при критических состояниях, требующих реанимационной помощи..

  • Показатели и структуру материнской, перинатальной и младенческой смертности в стране, регионе, своем ЛПУ, мероприятия по их снижению.

  • Регуляцию, физиологию и патологию репродуктивной функции женщины. Виды ее нарушений. Взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.

  • Физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода. Группы риска. Мероприятия по профилактике осложнений.

- Основы топографической анатомии областей тела

  • Возрастные периоды развития женщины, основные анатомические и функциональные изменения органов репродуктивной системы в возрастном аспекте.

  • Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.

  • Клиническую симптоматику и терапию неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии, их профилактику.

  • Физиологию и патологию системы гемостаза, коррекцию нарушений.

  • Общие и специальные методы исследования, применяемые в анестезиологии и реаниматологии.

  • Вопросы асептики и антисептики, профилактики внутрибольничной инфекции.

  • Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.

  • Основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии, влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного.

  • Принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, профилактику осложнений.

  • Эфферентные методы лечения в акушерстве. Показания к их применению.

  • Оборудование и оснащение операционных, отделений (палат) интенсивной терапии. Технику безопасности при работе с аппаратурой. Хирургический инструментарий и шовный материал, используемые в акушерско-гинекологической практике.

  • Принципы работы с мониторами.

  • Принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение.

  • Принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях.

  • Основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.

  • Основы медицинской психологии.

  • Психические свойства личности. Особенности психических процессов при острой септической инфекции в акушерстве, при выявлении злокачественной опухоли органов репродуктивной системы.

  • Определение понятий "этика", "деонтология", "медицинская деонтология", "ятрогенные заболевания", риск возникновения ятрогенных заболеваний в акушерско-гинекологической практике.

  • Основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики и области их применения.

  • Общие принципы статистических методов обработки медицинской документации.

  • Общую структуру и функцию компьютера.

  • Особенности течения гинекологической патологии в пожилом и старческом возрасте, подготовку к операции, течение послеоперационного периода, профилактику осложнений. Адаптационные возможности организма при старении.

  • Особенности течения беременности при наличии различных видов экстрагенитальной патологии.

  • Методы обезболивания физиологических родов

  • Методы обезболивания при осложненных родах и при малых акушерских операциях (местные и системные анестетики, наркотические препараты, спазмолитики, закись азота).

  • Методы обезболивания операции кесарева сечения (эндотрахеальный наркоз, эпидуральная анестезия, анестетики).

  • Влияние наркоза и обезболивания на плод и новорожденного, осложнения во время наркоза и после наркоза

Врач-ординатор должен уметь:

  • Организовать работу в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных по оказанию медико-санитарной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой квалифицированной акушерско-гинекологической помощи.

  • Оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки, в очагах катастроф.

  • провести предоперационную подготовку с включением анестезиологического пособия и инфузионной терапии, парентерального и энтерального зондового питания;

  • выбрать наиболее безопасную для больного анестезию с использованием современных наркозно – дыхательных и диагностических аппаратов во время оперативного вмешательства, при болезненных манипуляциях и исследованиях;

  • разработать и провести комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий в послеоперационном периоде;

  • оценить состояние и выделить ведущие синдромы у больных, находящихся в терминальном и тяжелом состоянии;

  • оформить медицинскую документацию.

  • Применять правила этики, деонтологии при проведении лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, в том числе после операций удаления органов репродуктивной системы.

  • Использовать персональный компьютер на рабочем месте.

  • Определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств во время беременности.

- Подготовить аппарат для длительной вентиляции легких

- Собрать набор инструментов для микротрахеостомии

- Собрать все необходимое для проведения искуственной вентиляции легких

- Освоить технику дефибриляции

- Освоить технику венесекции

- Освоить измерение центрального венозного давления

- Провести санацию трахеи через трахеостому

- Рассчитать суточную потребность в жидкости в послеоперационном периоде

- Рассчитать объем вводимой жидкости при анурии

- Составить программу полного клинического питания

- Собрать систему для реинфузии.
Врач-ординатор должен владеть:


  • Получить информацию о течении настоящей беременности, а также течении и исходах предыдущих беременностей и родов. Уметь прогнозировать исходы беременности и родов.

  • Методы физикального обследования пациенток: наружный осмотр, перкуссия, аускультация, пальпация).

  • обеспечить адекватную инфузионно-трансфузионную терапию при критических состояниях в акушерстве и гинекологии (кровотечениях, ТЭЛА, ЭОВ, ДВС синдроме, преэклампсии и эклампсии

  • Провести дифференциальную диагностику коматозных состояний (гипо- и гипергликемическое, экламптическое и постэкламптическое, аорто-кавальная компрессия беременной маткой и др.).

  • Оценить состояние новорождённого в течение 1-й минуты жизни в соответствии с протоколом. Выполнить первичные реанимационные мероприятия при асфиксии новорожденного.

  • Методами сердечно-легочной реанимации: методы очистки верхних дыхательных путей при аспирации жидкости; искусственное дыхание «рот в рот», «рот в нос»,непрямой массаж сердца; дефибрилляция; трахеостомия.

  • Определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств, проведению СЛР во время беременности, в родах, при критических состояниях.

-Установка воздуховода

- Техника непрямого массажа сердца

- Выполнение искуственной вентиляции легких при помощи меха Амбу, изо рта в рот, изо рта в нос

- Первая помощь при утоплениях, электропоражениях, укусах насекомых

- Постановка назогастрального, желудочного зонда

- Методика промывания желудка

- Постановка катетера в центральную и периферическую венозную систему

- Техника измерения центрального венозного давления

- Техника «выведения» нижней челюсти

- Методика устранения дыхательной недостаточности на догоспитальном и госпитальном этапе

– Определение тяжести состояния больных.


    1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 ЗЕТ, 36 академических часов




Общая трудоемкость

Количество часов

Форма контроля

в ЗЕ

в АЧ

Аудиторных

Внеаудиторная

самостоятельная работа









Всего

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

36

24

2

10

12

12

Тестирование

Зачет


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка