Конечными целями вузовской подготовки выпускника являются




Скачати 366.83 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації19.04.2016
Розмір366.83 Kb.
  1   2


Введение

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 180).

Квалификация выпускника – врач. В соответствии с квалификацией врача по специальности Медико-профилактическое дело в результате вузовского обучения выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающей достижение совокупности конечных целей обучения конкретными видами деятельности и умениями.

Врач – выпускник по специальности 040300 Медико-профилактическое дело имеет право выполнять медико-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать врачебные должности не связанные с непосредственным ведением больных - научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.


Конечными целями вузовской подготовки выпускника являются:

  • Организация и управление санитарно - эпидемиологической службой;

  • Проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения;

  • Диагностика и лечение заболеваний и патологических состояний;

  • Гигиеническое воспитание и обучение населения;

  • Проведение научно-практических исследований.


Врач – выпускник по специальности 040300 Медико-профилактическое дело подготовлен к решению следующих задач:

  • Работа в системе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи населению;

  • Оценка состояния здоровья населения;

  • Оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;

  • Владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных болезнях;

  • Организация санитарно-эпидемиологического надзора;

  • Осуществление воспитательной и педагогической деятельности;

  • Самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной и справочной литературой, другими источниками).


1. Цели и задачи дисциплины

Педиатрия относится к профессиональным дисциплинам и ориентирует на лечебно – профилактическую работу (в соответствии с ГОСТ ВПО по специальности «Медико – профилактическое дело»). Детские болезни – область клинической медицины, изучающая патологию детского возраста, а также диагностику, профилактику и лечение детских болезней с учетом возрастных особенностей организма ребенка. Основное внимание уделяется изучению профилактической педиатрии, социальным факторам, влияющим на здоровье детей, экологии семьи и общества в целом. Определяется роль врача в создании условий для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни и осуществлении системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, в том числе в наблюдении за санитарным режимом детских лечебных и профилактических учреждений.

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ — научить студентов диагностировать и предупреждать основные заболевания детского возраста, а также осуществлять контроль за гармоничным развитием ребенка и – привить студентам теоретические и практические навыки, которые могут быть использованы при организации всей работы по охране и укреплению здоровья детей разных возрастов. Изучение профилактической и клинической педиатрии способствует решению типовых задач деятельности выпускников медико – профилактического факультета.

Задачи дисциплины:


  • познакомить студентов с основными анатомо-физиологическими особенностями ребенка как растущего и развивающегося организма;

  • научить студентов общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями,

  • научить организации рационального режима и вскармливания;

  • изучить этиологию, патогенез, место в структуре заболеваемости и смертности, морфологическую и клиническую картину заболеваний у детей, их классификацию, возрастные особенности заболеваний, дифференциальный диагноз, принципы лечения основных нозологических форм.

  • научить соблюдению деонтологических норм и принципов;

  • познакомить студентов с особенностями индивидуального подхода к детям, страдающих теми или иными хроническими заболеваниями;

  • познакомить студентов с наиболее часто встречающимися заболеваниями раннего и дошкольного детского возраста;

  • познакомить с возможностями использования диагностической и лечебной аппаратуры в педиатрии;

  • обучить самостоятельной работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой — ведение поиска, использование полученной информации для решения профессиональных задач;

  • сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности врача при проведении клинического обследования, для оценки лабораторных и инструментальных данных, формулировки диагноза, составления плана лечения больного ребенка и мероприятий по профилактике и медицинской реабилитации.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

СТУДЕНТ, ИЗУЧИВШИЙ ДИСЦИПЛИНУ, ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ (в соответствии с задачами дисциплины в области теории):

Достижения отечественной и зарубежной педиатрии;

Вопросы медицинской деонтологии;

Структуру показателей младенческой смертности и возможности ее снижения:

Анатомо-физиологические особенности ребенка, закономерности роста и развития ребенка на внутриутробном и внеутробном этапах, периоды детского возраста, их функциональные и морфологические характеристики, возрастные нормы, роль наследственных, а также эндо- и экзогенных факторов в формировании здоровья или болезни детей, особенно обменных процессов и иммунологической защиты в детском возрасте, основы медико-генетического консультирования, преимущества естественного вскармливания, принципы смешанного и искусственного вскармливания, особенности питания детей старше года.

Вопросы ухода и вскармливания, методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста;

Организацию работы детской больницы и поликлиники;

Вопросы иммунопрофилактики;

Основные нормативные показатели физиологических функций у детей в норме и при патологических процессах;

Этиологию, эпидемиологию, патоморфологию, классификацию, симптомы и синдромы основных заболеваний детского возраста;

Методику обследования пациентов с определенной патологией;

Принципы формулировки клинического диагноза при изучаемой патологии;

Основы лечения и профилактики

Основные принципы клинической и инструментальной диагностики, показания и противопоказания к использованию лабораторных,


инструментальных и других методов исследования;

Алгоритм проведения лечения, принципы назначения режима, диетотерапии при изучаемых заболеваниях;

Показания и противопоказания к применению основных групп
лекарственных препаратов, разрешенных в педиатрии;

Принципы организации детских лечебно-профилактических учреждений и санаторно-противоэпидемического режима в них и в родильных домах.

Принципы медико-профилактической работы в школах, школах-интернатах и детских дошкольных учреждениях.

УМЕТЬ:


  • Собрать анамнез жизни и заболевания ребенка у матери и больных детей старшего возраста.

  • Выделить предрасполагающие факторы, фоновые заболевания, влияющие на развитие данного заболевания.

  • Собрать генеалогический анамнез, определить наследственную предрасположенность.

  • Провести оценку нервно-психического и физического развития детей.

  • Провести осмотр и физикальное обследование детей различных
    возрастных групп ( пальпацию, перкуссию, аускультацию).

  • На основании выявленных клинико-анамнестических данных диагностировать болезнь.

  • Правильно интерпретировать дополнительные лабораторные данные и показатели функциональных методов исследования,

  • Оценивать результаты рентгенологического исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей;

  • Оценивать результаты функциональных проб, применяемых для исследования сердечно-сосудистой системы;

  • Оценить данные клинических анализов мочи, крови, основные биохимические и иммунологические показатели крови в возрастном аспекте.

  • Знать методику привития детям гигиенических и эстетических навыков, имеющих отношение к приему пищи;

  • Формулировать клинический диагноз в соответствии с современными классификациями изучаемых заболевания;

  • Провести беседу с (будущими) матерями по вопросам профилактики заболевания.

  • Дать рекомендации по организации ухода за детьми, рациональному вскармливанию и режиму.

  • Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями врача и больного;

  • Уметь осуществлять психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми;

  • Определять палатный режим, лечебный стол, оптимальный режим дозирования, кратность и длительность введения лекарственного средства при изучаемой патологии;

  • Планировать индивидуально диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больным детям;

  • Назначать профилактические мероприятия (индивидуальные профилактические маршруты); Давать рекомендации по вскармливанию и питанию здорового ребенка, профилактике заболеваний, режиму дня, определять противоэпидемические мероприятия (в том числе - прививки).

  • Проводить первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов); пропагандировать здоровый образ и стиль жизни.

  • Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками);

  • Проводить диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию при изучаемых заболеваниях.

ВЛАДЕТЬ (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков):

  • профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, и профилактики острых и хронических заболеваний у детей различных возрастно-половых групп;

  • медицинской этикой и деонтологией;

  • навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителями больного ребенка;

  • методикой расспроса (жалобы, история болезни, история жизни);

  • методикой клинического исследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких, сердца);

  • навыками оценки результатов инструментальных методов исследования;

  • навыками оценки результатов клинико-лабораторного, микробиологического исследования мокроты, периферической крови, желудочного содержимого, желчи, мочи, кала;

  • алгоритмом проведения профилактической работы с детьми различных возрастных групп, навыками выделения групп здоровья и риска, диспансерного наблюдения за здоровыми и больными детьми;




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

8 семестр

Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия:

58

Лекции

18

Практические занятия

40

Самостоятельная работа

20

Общая трудоемкость

78

11 семестр

Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия:

88

Лекции

28

Практические занятия

60

Самостоятельная работа

35

Общая трудоемкость

123


4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности (контрольная работа, зачёт, экзамен)

8

зачет

11

экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

8 семестр



Разделы

Лекции

Трудоемкость

(час.)


Практические

занятия


Трудоемкость (час.)

1

Введение в специальность

2

5

2

Вскармливание здорового и больного ребенка

2

10

3

Физическое развитие ребенка

2

5

4

Острые и хронические расстройства пищеварения

2

5

5

Анатомо – физиологические особенности основных систем организма (кожи, лимфатических узлов, мышц, костей, кроветворения, мочевыделения и пищеварения)

2

10

6

Фоновые заболевания

8

5




Всего

18

40

11 семестр



Разделы

Лекции

Трудоемкость

(час.)


Практические

занятия


Трудоемкость (час.)

7

Введение в специальность

6

5

8

Аллергология

2

5

9

Пульмонология

2

10

10

Гастроэнтерология

2

5

11

Кардиология

4

10

12

нефрология

6

5

13

гематология

2

10

14

эндокринология

4

10




Всего

28

60


5.2. Содержание разделов дисциплины (8 семестр)

1. Введение в специальность История отечественной педиатрии. История педиатрии, организация охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача гигиениста-эпидемиолога в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. Организация работы детской больницы. Принципы госпитализации и размещения больных. Принципы госпитализации и размещения больных. Противоэпидемический режим. Знакомство со схемой заполнения истории болезни. Особенности анамнеза. Объективный осмотр. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего возраста. Самостоятельный сбор анамнеза у родителей больного ребенка. Назначение питания, проведение расчета питания. С учетом данных анамнеза и объективного обследования формулировка предварительного заключения о выявленной патологии, назначение плана обследования. Самостоятельное взвешивание детей, измерение роста и других параметров тела. Оценка развития курируемых детей сравнительно с возрастными нормативами. Фиксация данных и составление заключения для учебной истории болезни.



2. Вскармливание здорового и больного ребенка Вскармливание здорового ребенка. Преимущества естественного вскармливания. Пути сохранения лактации. Сроки введения прикорма у детей первого года жизни. Смешанное и искусственное вскармливание. Основные принципы. Заменители женского молока. Консервированные и адаптированные продукты. Вскармливание здорового ребенка первого года жизни. Иммунологическая защита в детском возрасте. Питание детей старше года. Преимущества естественного вскармливания. Роль естественного вскармливания в предупреждении заболеваний детей раннего возраста. Пути сохранения лактации. Сроки введения прикорма у детей первого года жизни. Принципы смешанного и искусственного вскармливания. Самостоятельное назначение и расчет естественного вскармливания, коррекция питания и прикорма. Фиксация в учебной истории болезни. Курация детей 1 года жизни и самостоятельное назначение молочных нативных и сухих смесей и консервированных продуктов, составление меню-раскладки. Расчет и назначение адекватного питания ребенку старше 1 года.

3. Физическое развитие ребенка Психосоциальное развитие ребенка. Развитие статических и психических функций. Оценка физического и нервно-психического развития детей. Внешний осмотр ребенка. Анатомо-физиологические особенности кожи, лимфатических узлов, мышц, костей. Физическое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Критерии для оценки группы здоровья и группы риска. Диспансерное наблюдение. Периоды детского возраста и возрастная патология. Критерии физического и нервно-психического развития. Активная иммунизация

4. Анатомо – физиологические особенности основных систем организма (кожи, лимфатических узлов, мышц, костей, кроветворения, мочевыделения и пищеварения). Проведение осмотра больного. Внешний осмотр ребенка. Анатомо-физиологические особенности кожи, лимфатических узлов, мышц, костей. Работа с курируемыми больными. Отработка и закрепление умений осмотра, пальпации, соответствия возрастным нормативам состояния кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей. Описание этих систем в учебной истории болезни. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и кровообращения. Отработка навыков проведения обследования бронхолегочной системы и органов кровообращения. Фиксация состояния этих систем в учебной истории болезни. Анатомо-физиологические особенности систем кроветворения, мочевыделения и пищеварения. Особенности обмена веществ и органов пищеварения у детей Проведение осмотра больного. Самостоятельная оценка анализов крови, мочи и кала у курируемых детей разных возрастов. Запись оценки анализов в учебную историю болезни.



5. Фоновые заболевания Аномалии конституции, диатезы. Варианты диатезов и их роль в предрасположенности к различным заболеваниям у детей. Обмен железа и микроэлементов у детей. Дефицитные состояния (анемии ) у детей. Группы риска. Меры профилактики. Фоновые заболевания детей раннего возраста (рахит, анемия). Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Лечение. Значение витаминов для развития детей. Гиповитаминозы у детей раннего возраста. Составление плана первичной и вторичной профилактики этой патологии. Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия. Рахитоподобные заболевания. Составление плана лечения и предупреждения дефицитных состояний. Аномалии конституции и обмена веществ. Варианты диатезов и их роль в предрасположенности к различным заболеваниям у детей.

6. Острые и хронические расстройства пищеварения Дистрофия. Роль питания в профилактике различных заболеваний Хронические расстройства питания. Гипотрофия у детей, профилактика, лечение Острые расстройства пищеварения (простая диспепсия, пилороспазм, пилоростеноз) у детей. Факторы риска. Меры профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана профилактических мероприятий. Дистрофии. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Врожденные и приобретенные гипотрофии у детей. Причины развития. Профилактика. Группы риска. Меры профилактики. Курация детей с дефицитными состояниями и дистрофиями в отделении раннего возраста. Уточнение роли вскармливания и социальных факторов в их развитии.

5.2. Содержание разделов дисциплины (11 семестр)

7. Введение в специальность. Самостоятельная работа с детьми в отделении. Группы риска. Профилактика – основа здоровья ребенка. Организация лечебно-профилактической работы в детских учреждениях. Составление индивидуальных планов профилактики. Разработка профилактических мероприятий у детей из «Д» группы. Здоровый образ жизни. Изучение профилактических мероприятий у детей, находящихся на «Д» наблюдении. Составление рациона питания для детей. Периоды детского возраста и возрастная патология. Критерии физического и нервно-психического развития детей. Становление иммунитета. Организация мероприятий по обучению учащихся здоровому образу жизни. Профориентация школьников.

8. Аллергология Аллергические заболевания у детей. Бронхиальная астма и обструктивный бронхит, поллиноз. Эпидемиология. Особенности клинической картины. Лечение в период обострения. Профилактика. Пульмонология Острые пневмонии у детей раннего и старшего возраста. Бронхиальная астма (распространенность, этиология, факторы риска, меры профилактики) Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска. Меры профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана профилактических мероприятий.

9. Пульмонология Острые пневмонии у детей раннего и старшего возраста. Бронхиальная астма (распространенность, этиология, факторы риска, меры профилактики) Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска. Меры профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана профилактических мероприятий.

10. Гастроэнтерология Острые хронические заболевания желудка, двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы ( гастродуодениты, язвенная болезнь, панкреатиты). Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Заболевания печени и желчевыводящих путей у детей, особенности течения. Роль рационального питания в профилактике и лечении этих заболеваний. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска. Меры профилактики.

11. Кардиология Врожденные пороки сердца у детей. Диагностика, этапное лечение,

Ревматизм у детей. Классификация. Особенности клинического течения. Дифференциальный диагноз с ревматоидным артритом. Этапное лечение и профилактика.



Диффузные болезни соединительной ткани и системые васкулиты. Особенности течения системной красной волчанки, системной склеродермии, дерматомиозита и других системных васкулитов у детей. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска.

12. Нефрология Заболевания почек и органов мочевыделительной системы. ОПН и ХПН. Самостоятельная работа с детьми в отделении. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания мочевыделительной системы. Принципы лечения и профилактики. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Факторы риска. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий.

13. Гематология Острые лейкозы у детей. Анемический синдром. Геморрагические диатезы (тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, коагулопатии). Клинико-гематологическая характеристика Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Организация лечения и диспансерного наблюдения.

14. Эндокринология. Эндокринные заболевания в детском возрасте Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста и развития. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушения нормального развития детского организма. Нарушения роста. Задержка роста. Высокорослость. Гигантизм. Принципы лечения и профилактики. Сахарный диабет. Периоды и стадии развития сахарного диабета. Клиника. Возрастные особенности клинических проявлений и течения болезни. Болезни щитовидной железы. Гипотиреоз. Определение. Классификация (первичный, вторичный, третичный гипотиреоз: врожденный, приобретенный). Возрастные особенности клинических проявлений и течения болезни. Принципы лечения. Понятие о самоконтроле. Диффузный токсический зоб. Принципы лечения и профилактики. Синдром тиреомегалии. Эндемический и спорадический зоб (зоб Хашимото, эндемический зоб, рак щитовидной железы). Принципы лечения и профилактики.
11 семестр

5.3. Тематическое планирование (названия разделов указываются в соответствии с п.5.1)

№ пп

Разделы

Лекции

Практические занятия

1.


Введение в специальность


История отечественной педиатрии. Организация охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача гигиениста-эпидемиолога в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. Периоды детского возраста и возрастная патология. Критерии физического и нервно-психического развития детей. Становление иммунитета. Роль активной иммунизации в предупреждении инфекционной заболеваемости и в снижении смертности от инфекционных заболеваний.



Организация работы детской больницы. Организация работы отделения для детей раннего возраста. Принципы госпитализации и размещения больных. Методика обследования ребенка. Объективный осмотр. Самостоятельный сбор анамнеза у матери и больных детей старшего возраста. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего возраста. Формулировка предварительного заключения о выявленной патологии, назначение плана обследования. Фиксация полученных данных в учебной истории болезни. Противоэпидемический режим. Самостоятельное взвешивание детей, измерение роста и других параметров тела. Фиксация данных и составление заключения для учебной истории болезни. С учетом данных анамнеза и объективного обследования формулировка предварительного заключения о выявленной патологии, назначение плана обследования. Оценка развития курируемых детей сравнительно с возрастными нормативами.




2. Вскармливание здорового и больного ребенка

Вскармливание здорового ребенка. Преимущества естественного вскармливания. Роль естественного вскармливания в предупреждении заболеваний детей раннего возраста. Принципы смешанного и искусственного вскармливания. Основные принципы. Заменители женского молока. Консервированные и адаптированные продукты. Иммунологическая защита в детском возрасте. Питание детей старше года.


Особенности обмена веществ и органов пищеварения у детей. Пути сохранения лактации. Сроки введения прикорма у детей первого года жизни. Назначение питания, проведение расчета питания. Самостоятельное назначение и расчет естественного вскармливания, коррекция питания и прикорма. Фиксация в учебной истории болезни. Курация детей 1 года жизни и самостоятельное назначение молочных нативных и сухих смесей и консервированных продуктов, составление меню-раскладки. Расчет и назначение адекватного питания ребенку старше 1 года. Особенности вскармливания детей с различными заболеваниями. Организация питания детей старше 1 года в детских учреждениях.




3. Физическое развитие ребенка

Психосоциальное развитие ребенка. Развитие статических и психических функций. Физическое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Критерии для оценки группы здоровья и группы риска. Диспансерное наблюдение. Периоды детского возраста и возрастная патология. Критерии физического и нервно-психического развития. Активная иммунизация


Оценка физического и нервно-психического развития детей. Внешний осмотр ребенка.

Психосоциальное развитие ребенка. Развитие статических и психических функций. Оценка физического и нервно-психического развития детей. Внешний осмотр ребенка. Анатомо-физиологические особенности кожи, лимфатических узлов, мышц, костей. Физическое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Критерии для оценки группы здоровья и группы риска. Диспансерное наблюдение. Периоды детского возраста и возрастная патология. Критерии физического и нервно-психического развития. Активная иммунизация




4.

Анатомо-физиологические особенности органов



Уметь проводить обследование бронхолегочной системы и органов кровообращения. Фиксация состояния этих систем в учебной истории болезни. Анатомо-физиологические особенности кожи, лимфатических узлов, мышц, костей. Самостоятельное взвешивание детей, измерение роста и других параметров тела. Оценка развития курируемых детей сравнительно с возрастными нормативами. Фиксация данных и составление заключения для учебной истории болезни. Работа с курируемыми больными. Отработка и закрепление умений осмотра, пальпации, соответствия возрастным нормативам состояния кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей. Описание этих систем в учебной истории болезни.

5.

Фоновые заболевания


Фоновые заболевания детей раннего возраста. Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Гиповитаминозы у детей раннего возраста. Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия. Рахитоподобные заболевания. Аномалии конституции и обмена веществ. Варианты диатезов и их роль в предрасположенности к различным заболеваниям у детей.


Значение витаминов для развития детей. Гиповитаминозы у детей раннего возраста. Обмен железа и микроэлементов у детей. Дефицитные состояния (анемии ) у детей. Группы риска. Меры профилактики. Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия. Рахитоподобные заболевания. Аномалии конституции и обмена веществ. Обмен железа и микроэлементов у детей. Дефицитные анемии. Составление плана первичной и вторичной профилактики при фоновых состояниях.

6.

Острые и хронические расстройства пищеварения

Острые расстройства пищеварения (простая диспепсия, пилороспазм, пилоростеноз) у детей. Дистрофии. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста.


Острые расстройства пищеварения. Гипотрофия у детей. Факторы риска. профилактика, лечение. Врожденные и приобретенные гипотрофии у детей. Группы риска. Причины развития. Меры профилактики. Курация детей с дефицитными состояниями и дистрофиями в отделении раннего возраста. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана профилактических мероприятий. Меры профилактики. Уточнение роли вскармливания и социальных факторов в их развитии.



7.

Введение в специальность (11 семестр)

Профилактика – основа здоровья ребенка. Организация лечебно-профилактической работы в детских учреждениях. Здоровый образ жизни. Периоды детского возраста и возрастная патология. Критерии физического и нервно-психического развития детей. Профориентация школьников.



Самостоятельная работа с детьми в отделении. Группы риска. Составление индивидуальных планов профилактики. Разработка профилактических мероприятий у детей из «Д» группы. Изучение профилактических мероприятий у детей, находящихся на «Д» наблюдении. Составление рациона питания для детей. Организация мероприятий по обучению учащихся здоровому образу жизни.

8.

Аллергология

Аллергические заболевания у детей. Бронхиальная астма и обструктивный бронхит, поллиноз.

Эпидемиология аллергических заболеваний у детей. Бронхиальная астма и астматический бронхит, ринит, дерматозы, поллиноз. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Организация лечения и диспансерного наблюдения.


9.

Пульмонология

Острые пневмонии у детей раннего возраста. Причины развития. Лечение и профилактика.

Рецидивирующие и хронические неспецифические заболевания легких. Особенности течения у детей. Этапное лечение.




Роль оздоровительных детских учреждений в профилактике обострений хронических заболеваний бронхо - легочной системы у детей. Эпидемиология. Особенности клинической картины. Лечение в период обострения. Профилактика. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Организация лечения и диспансерного наблюдения.


10.

Гастроэнтерология

Острые и хронические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки( гастродуодениты, язвенная болезнь, панкреатиты). Заболевания печени и желчевыводящих путей у детей, особенности течения.


Острые и хронические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки. Заболевания печени и желчевыводящих путей у детей, особенности течения.

Роль рационального питания в профилактике и лечении этих заболеваний. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска




11.

Кардиология

Врожденные пороки сердца у детей. Ревматизм у детей. Диффузные болезни соединительной ткани и системные васкулиты.


Врожденные пороки сердца у детей. Диагностика, этапное лечение. Ревматизм у детей. Классификация. Особенности клинического течения. Дифференциальный диагноз с ревматоидным артритом. Этапное лечение и профилактика. Диффузные болезни соединительной ткани и системые васкулиты. Особенности течения системной красной волчанки, системной склеродермии, дерматомиозита и других системных васкулитов у детей. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска

12

Нефрология

Заболевания почек и органов мочевыделительной системы у детей. ОПН и ХПН. Принципы лечения и профилактики.


Заболевания почек и органов мочевыделительной системы. Самостоятельная работа с детьми в отделении. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания мочевыделительной системы. Принципы лечения и профилактики. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Факторы риска. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий.

13.

Гематология

Острые лейкозы у детей. Анемический синдром. Геморрагические диатезы (тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, коагулопатии).

Клинико-гематологическая характеристика острых лейкозов у детей. Анемический синдром. Геморрагические диатезы (тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, коагулопатии).. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Организация лечения и диспансерного наблюдения.

14.

Эндокринология

Эндокринные заболевания в детском возрасте Нарушения роста. Задержка роста. Высокорослость. Гигантизм Сахарный диабет. Понятие о самоконтроле Болезни щитовидной железы

Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста и развития. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушения нормального развития детского организма. Периоды и стадии развития сахарного диабета. Клиника. Возрастные особенности клинических проявлений и течения болезни.. Гипотиреоз. Определение. Классификация (первичный, вторичный, третичный гипотиреоз: врожденный, приобретенный). Возрастные особенности клинических проявлений и течения болезни. Принципы лечения. Диффузный токсический зоб. Синдром тиреомегалии. Эндемический и спорадический зоб (зоб Хашимото, эндемический зоб, рак щитовидной железы). Принципы лечения и профилактики.


5.4. Самостоятельная работа студентов

  1. Реферативные сообщения

Вопросы клиники, диагностики, лечения соматических болезней, меры их профилактики

  1. Подготовка к клиническим конференциям.

  2. Подготовку к зачету (на основании представления перечня вопросов, консультаций, рекомендуемой литературы).

  3. Работа с историями болезней.

  4. Самостоятельное изучение тем, входящих в программу.

  5. Клинические разборы больных по тематике курса, как способ творческого овладения знаниями.

  6. Подготовка и доклад рефератов, сопряженных с тематикой занятий каждым студентом с использованием дополнительной литературы (перечень тем рефератов прилагается в качестве примера).

  7. Активное участие студентов в подготовке дидактического материала (тематические таблицы, схемы патогенеза заболеваний, различные тематические рисунки) для практических занятий.

  8. Санитарно-просветительная работа среди матерей в период курации больных детей.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

61. Основная литература

1.  Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] : руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2008. - 424,[7] с. - ISBN 978-5-9704-0716-5 : 450 р.

2. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007. - 383, [1] с.

3. Шабалов Н. П. Детские болезни : учеб. для студентов вузов: в 2 т./ Н. П. Шабалов Т. 1. -2008. -928 с.: ил. Т. 2. -2008. -916, [12] с.: ил.


6.2 Дополнительная литература

  1. Педиатрия [Текст] : нац. рук. : в 2 т. / Ассоц. мед. о-ств по качеству, Союз педиатров России; под ред. А. А. Баранова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009 - (Национальные руководства) (Приоритетные национальные проекты "Здоровье") (Национальный проект "Здоровье").

  2. Инвалидность детского населения России [Текст] / А. А. Баранов [и др.]. - М. : Центр развития межсектор. программ, 2008. - 240 с. : 15л. цв. ил. - (Серия "Социальная педиатрия" Вып. 7 / ред. совет. сер. : А.А. Баранов, пред.). - Библиогр.: с. 180-191.

  3. Питание здорового ребенка [Текст] : [руководство] / Р. Р. Кильдиярова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 222 с. : табл. - (Библиотека врача-специалиста. Педиатрия).

  4. Основные морфофункциональные константы здорового ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов по спец. 040200-педиатрия / В. И. Макарова, В. А. Плаксин ; Сев. гос. мед. ун-т. Каф. пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии. - [4-е изд., перераб. и доп.]. - Архангельск : СГМУ, 2010. - 56,[1] с.

  5. Схема анамнеза и объективного исследования ребенка [Текст] : метод. разраб. для студентов 3-6 курсов педиатр. фак / В. И. Макарова, И. В. Бабикова, В. А. Плаксин ; М-во здравоохранения и соц. обеспечения Рос. Федерации, Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск : [б. и.], 2010. - 20,[1] с.

  6. История болезни ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Всерос. учеб.-науч.-метод. центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию ; под общ. ред. В. Н. Чернышова. - М. : ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2007. - 80 с.

  7. Справочник педиатра [Текст] : справочное издание / [В.Г. Арсентьев и др.] ; под ред. Н.П. Шабалова. - М. [и др.] : Питер, 2007. - 669 с. - (Спутник врача). - Алф. указ.: с. 656-661. - Предм. указ.: с. 662-669.

  8. Питание здорового ребенка [Текст] : [руководство] / Р. Р. Кильдиярова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 222 с. : табл. - (Библиотека врача-специалиста. Педиатрия).

  9. Пропедевтика детских болезней [Текст] : учебник для вузов / И. М. Воронцов, А. В. Мазурин. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Фолиант, 2009. - 1001,[3] с


6.3 Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. Российское образование // http//www.edu.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).

2. Медицина http//www.medicina.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).

2. Авторские лекции по педиатрии. Педиатрический факультет РГМУ / под ред. проф. В.Д. Демина, проф. С.О. Ключникова. – 2005.

3. Сборник материалов Научно-практической Конференции педиатров России с международным участием «Фармакотерапия и диетология в педиатрии / Союз педиатров России. – 2011 г.

4. Система «Консультант студента».



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора (на кафедре имеется ноутбук и мультимедийный проектор).

Учебные фильмы, демонстрируемые на лекциях и практических занятиях:

«Рахит у детей»

Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях «Анемический синдром у детей».

Практические занятия сопровождаются демонстрацией больных.

Практические занятия обеспечены достаточным количеством наглядных пособий:


  1. Аннотации к лекарственным препаратам.

  2. Таблицы.

  3. Фотографии

  4. Учебные истории болезни

  5. Рентгенограммы

  6. Образцы анализов (кровь, моча)

  7. Электрокардиограммы

  8. Тестовые контроли по темам занятий.

  9. Учебные фильмы

  10. Задачи по вскармливанию

  11. Образцы смесей для детского питания и блюд прикорма и докорма.


8. Материалы текущего и итогового контроля

8.1. Текущий контроль

Формы контроля: решение ситуационных задач

Модульно – рейтинговое оценивание

Зачетное занятие 4 курс (8 семестр)

Экзамен 6 курс (11 семестр)

8.2. Итоговый контроль

Формы контроля: 8 семестр зачет. Зачет проводится в форме устного собеседования по темам пройденных заболеваний, с обсуждением курируемых больных. Кроме того, в ходе зачета используются основные вопросы по педиатрии (перечень вопросов утверждается на кафедральном заседании).



11 семестр – заключительный экзамен

  1   2


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка