Лекции: 23 часа 23 часа Практические (семинарские занятия): 397 часов




Сторінка1/6
Дата конвертації19.04.2016
Розмір0.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6


ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Минздравсоцразвития Россиии

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе
_________________________

д.м.н. Профессор Цыбусов С.Н.

«27» сентября 2011 г.

Рабочая программа



Дисциплина Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия

Специальность 060103.65 «Педиатрия»


Факультет: педиатрический
Кафедра: госпитальной педиатрии
Курс: 6
Семестр: XI XII
Лекции: 23 часа 23 часа

Практические

(семинарские занятия): 397 часов

Элективы: 21 час


Самостоятельная работа студентов: 200 часов

2011 год.

Рабочая программа составлена на основании

Программы по детским болезням для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000г.)

(название типовой программы, дата утверждения)
Индекс 040200 «Педиатрия»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры госпитальной педиатрии протокол №116 от 31 марта 2005г, осуждается и утверждается ежегодно перед началом учебного года (последнее утверждение — август 2010).



Зав. кафедрой ___________________________ О.В.Халецкая

(Ф.И.О., подпись)

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании ЦМК по педиатрическим дисциплинам – протокол №____ от «_____»__________2005г.

Председатель, проф. _________________И.Г.Шиленок
Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами и специальностями оформляется ежегодно перед началом учебного года (последнее оформление — август 2010 года).
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.



    1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ.

Дать студентам фундаментальные знания патологии детского организма с его возрастными особенностями и научить владеть необходимыми практическими умениями в диагностике, лечении и профилактике детских заболеваний.


1.2. ЗАДАЧИ.


  1. Систематизировать и совершенствовать знания студентов по изученным на IV и V курсах разделам педиатрии.

  2. Изучение каждой нозологической формы заболевания ставит задачи, предполагающие усвоение следующих вопросов:

  • Информация об истории вопроса.

  • Этиология.

  • Патогенез заболевания и основных симптомокомплексов болезни.

  • Клиническая симптоматика. Возрастные особенности заболевания.

  • Течение. Исходы. Осложнения.

  • Основные и вспомогательные лабораторные и инструментальные исследования, их диагностическая и дифференциально-диагностическая ценность.

  • Лечение в зависимости от тяжести, стадии процесса, возраста больного.

  • Профилактика.

1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


АНАТОМИЯ - анатомическое строение органов и систем детского организма

в возрастном аспекте

ГИСТОЛОГИЯ - гистоморфологическая картина органов и тканей
ФИЗИОЛОГИЯ - физиология органов дыхания, сердечно-­сосудистой системы и др.

ПАТАНАТОМИЯ - паталогоанатомические изменения при различных заболеваниях

у детей

ПАТФИЗИОЛОГИЯ - патофизиологические механизмы изменения систем детского



организма при заболеваниях
ФИЗИКА - основные характеристики медицинской диагностической и

лечебной аппаратуры


БИОХИМИЯ - биохимические сдвиги при различных патологических состояниях

у детей
МИКРОБИОЛОГИЯ - основные формы микробов, вирусов, их характеристика,

особенности
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ - источники инфекций, пути их распространения,

эпидемиологические мероприятия


РЕНТГЕНОЛОГИЯ - основы рентгенодиагностики в детском возрасте
ИММУНОЛОГИЯ - основы иммунологии детского организма, методы

иммунодиагностики. Прививочное дело.


ФАРМАКОЛОГИЯ - форма выпуска, дозирование лекарственных средств
КЛИНИЧЕСКАЯ - механизм действия препаратов в возрастном аспекте,

ФАРМАКОЛОГИЯ фармакокинетика и фармакодиагностика.


ДЕТСКИЕ детские инфекционные заболевания. Клиника.

ИНФЕКЦИИ - Профилактика. Лечение. Дифференциальная диагностика с

подобными заболеваниями неинфекционной природы.

ДЕТСКАЯ дифференциальный диагноз болей в животе (аппендицит,

ХИРУРГИЯ - инвагинация), урологические заболевания.
ТУБЕРКУЛЕЗ - туберкулез, клиника, особенности диагностики в детском

возрасте. Лечение.

ПРОПЕДЕВТИКА - анатомофизиологические особенности органов и систем у детей.

ДЕТСКИХ Функциональные показатели, методика осмотра

БОЛЕЗНЕЙ (инструментальные и функциональные методы исследования)
ФАКУЛЬТЕТСКАЯ - ревматизм, врожденные пороки сердца, бронхиты,

ПЕДИАТРИЯ острая пневмония у детей старшего возраста, гастриты,

язвенные болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,

болезни желчных путей, острый гломерулонефрит,

пиелонефрит, гельминтозы, гипо(а)витаминозы А, группы В, С,

РР, рахит, детская экзема, острые расстройства пищеварения,

железодефицитная анемия у детей раннего возраста, острая

пневмония у детей раннего возраста.


ПОЛИКЛИНИКА - организация и содержание работы участкового педиатра детской

поликлиники и врача школьно-дошкольного сектора. Организация и содержание работы врача неотложной и скорой помощи.




II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия
Программа складывается из лекционного курса и практических занятий. Лекционный курс включает 46 часов (23 лекции), практические занятия – 397 часов на группу. Кроме этого выделено 21 час на элективные занятия. На самостоятельную работу студентов отведено 200 часов.

Лекции охватывают все разделы данной дисциплины с включением вопросов по общей физиотерапии детского возраста. Перечень лекций представлен в таблице 2.

Практические занятия состоят из 8-ми циклов:

  1. Неонатология – 12 дней

  2. Патология детей раннего возраста – 8 дней

  3. Кардиология – 10 дней

  4. Пульмонология – 7 дней

  5. Гастроэнтерология – 7 дней

  6. Нефрология – 7 дней

  7. Гематология – 6 дней

  8. Эндокринология – 9 дней

Тематический план практических занятий по циклам представлен в таблице 3.

Во время обучения на лекциях и практических занятиях студенты осваивают вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины, диагностики и лечения различных патологических состояний детского возраста, а также вопросы физиотерапии и профилактики заболеваний детей периода новорожденности, раннего и старшего возраста. Практические занятия по вопросам физиологии и патологии новорожденных проводятся на базе роддомов №3, №4, №7, в отделении II этапа выхаживания недоношенных в МЛПУ «Детская городская больница №27» и в отделениях новорожденных (№7, № 8) МПЛУ «Детская городская клиническая больница №1».

Патологию детей раннего возраста студенты изучают на базе отделений раннего возраста МПЛУ «Детская городская клиническая больница №1».

Практические занятия по патологии детей старшего возраста проводятся в специализированных отделениях МПЛУ «Детская городская клиническая больница №1» (циклы - нефрология, пульмонология, гастроэнтерология), МПЛУ «Городская больница №39» (цикл кардиология), а циклы гематология и эндокринология – на базе ГУ «Нижегородская областная детская клиническая больница».

. Студент обязан по расписанию посетить занятие на базе центра практических умений для овладения практическими навыками по первичной и реанимационной помощи новорожденному, освоении неотложной помощи сердечно-сосудистой недостаточности и умение провести ЭКГ обследование и расшифровать данные. Студент обязан по расписанию посетить занятие на базе центра практических умений.

Проходя обучение на базе детских отделений больниц, родильных домов и специализированных отделений, студенты самостоятельно ведут больных и вносят записи в истории болезни, тем самым закрепляя полученные ранее пропедевтические умения обследования ребенка, изучают основные симптомы заболевания, проводят физикальное обследование пациентов, определяют необходимый перечень диагностических исследований, сами осуществляют ряд исследований, оценивают полученные результаты, проводят дифференциальный диагноз, составляют алгоритм лечебных, реабилитационных (физиотерапевтических) и профилактических мероприятий, подбирают соответствующие медикаментозные препараты, рассчитывают дозу лекарств в зависимости от тяжести и стадии заболевания, возраста, массы и поверхности тела ребенка, назначают питание.

Для освоения программы по госпитальной педиатрии с курсом эндокринологии и физиотерапии студенты 6 курса педиатрического факультета обязаны посещать лекции, присутствовать на практических занятиях по расписанию, заниматься самостоятельной работой.

В самостоятельную работу входит:

1. Подготовка рефератов по 8 циклам и работа с литературой (40 часов)

2. Подготовка студенческой научно-практической конференции (15 часов)

3. Дежурство в стационаре – 12 часов.

4. Самостоятельная подготовка к занятиям лекциям по 2 часа ежедневно (133 часа)

Пропущенные занятия по уважительной причине принимаются только с разрешения деканата. Студент должен отдежурить пропущенное занятие (с подписью дежурного врача представить справку) и ответить теоретический раздел пропущенного занятия. Педагог ежедневно, путем опроса студента осуществляет контроль знаний и оценивает его по пятибалльной системе:

отлично – исчерпывающий ответ со знаниями новой литературы (правильных ответов 100 – 90,1% )

хорошо – полный ответ (85,1 - 90%правильных ответов)

удовлетворительно – неполный ответ (75,1 – 85% правильных ответов)

неудовлетворительно – слабый ответ (правильных ответов до 75% всех вопросов)

Вначале каждого цикла проводится тестирование студентов для уточнения исходных знаний по соответствующему разделу.

По окончании каждого цикла и завершения всей программы проводится контрольное тестирование с учетом предлагаемых типовых текстовых заданий для итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности 040200 «Педиатрия» (издание 5-е переработанное и дополненное, Москва ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2006 год).

Кроме этого, по окончанию цикла в каждой группе проводится контроль знаний и практических умений в виде зачета. Перечень необходимых умений для студентов 6-го курса представлен в таблице № 4 согласно предложению Министерства образования и науки РФ, МЗ и социального развития РФ по специальности 060103(Педиатрия, Москва, 2004 год).

По окончании всех циклов по педиатрии на кафедре студенты 6 курса сдают итоговый зачет доцентам кафедры по следующей схеме:


  1. Тестовый компьютерный контроль по всем разделам педиатрии (100 вопросов).

  2. Практические умения (включая защиту истории болезни своего больного).

  3. Ситуационная задача по неотложной терапии.

  4. Оценка рефератов.

Зачтено ставится в случае >70% правильных ответов при тестировании и овладении не менее 70% всех умений.

Каждый студент на нашей кафедре ведет дневник практических умений, где отмечает все практические навыки, приобретенные на занятиях и курируемых больных. На лицевой стороне дневника по окончании цикла педагог расписывается и только после этого ставит зачет по определенному циклу.

По окончании 6 курса (в XII семестре) студенты проходят итоговую государственную аттестацию по педиатрии.

Итоговая государственная аттестация по педиатрии является интегрированной и трехэтапной. В нее входят междисциплинарный тестовый контроль знаний, контроль практических умений и собеседование, включающее решение типичных ситуационных задач. Все этапы итоговой государственной аттестации включают вопросы пропедевтики, детских болезней, детского туберкулеза и поликлинических аспектов оказания медицинской помощи детям и подросткам, включая методы неотложной терапии, реабилитации и диспансеризации детей и подростков. Составной частью итоговой государственной аттестации выпускников являются также теоретические и смежные дисциплины – биохимии, гистологии, детская неврология, оториноларингология, офтальмология, дерматология и другие.

I этап – оценка практических умений.

Исходя, из требований государственного образовательного стандарта этот этап проводится на базе кафедры по окончании полного курса госпитальной педиатрии на тематических больных в 5-ти отделениях ГДКБ №1.

По итогам этого этапа студент оценивается на «зачтено» или «незачтено».

II этап – тестовый экзамен.

Проводится в определенное расписанием время со всеми студентами 6 курса одновременно на бесмашинной основе. Представитель министерства здравоохранения вскрывает 10 комплектов, которые состоят из 100 вопросов по различным дисциплинам.В итоге студентам ставится «зачтено» если правильных ответов >70% или «незачтено» если количество правильных ответов <70%.

III этап – устный экзамен – собеседование.

Проводится по расписанию. Включает решение модульных и реальных ситуационных задач, предложенных министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

«Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) «Педиатрия, Москва, 2006 г.

Оценка результатов итогового медицинского экзамена по специальности проводится комплексно членами государственной аттестационной комиссии во главе с представителем утвержденным Ученым Советом вуза. Оценка результатов проводится по пятибалльной системе с учетом основных критериев оценки качества профессиональной подготовки выпускника.

На кафедре имеются подробные методические разработки по каждому циклу практических занятий:



  1. Неонатология

  2. Патология детей раннего возраста

  3. Патология детей старшего возраста:

  • Нефрология

  • Кардиология

  • Эндокринология

  • Гематология

  • Гастроэнтерология

  • Пульмонология

Методические разработки подготовлены однотипно и отражают следующие вопросы:

  1. Темы занятий, где указан план каждого занятия с подробной расшифровкой разбираемых вопросов.

  2. Рекомендуемая литература - основная и дополнительная, которая пересматривается ежегодно.

  3. Темы рефератов по данному циклу.

  4. Рецептура.

  5. Перечень практических навыков по циклу.

  6. Оснащение занятия.

  7. Вопросы, включенные в билеты по государственной аттестации. Тестовые задачи, контрольные вопросы, вопросы исходного и контрольного тестирования.

  8. Темы для самостоятельной работы студентов.

В течение работы на кафедре каждая группа проводит тематическую студенческую конференцию с разбором больных. Кроме этого студенты дежурят по стационару вместе с дежурным врачом 2 раза за время обучения на кафедре (с 16.00 до 21.00) с последующим докладом педагогу на практическом занятии. Еженедельно студенты посещают клинико-больничные конференции.

На кафедре студентам предлагается программа элективов в количестве 21-го часа. Тематика элективов предлагает изучение наиболее часто встречающихся заболеваний у подростков, а также патологических состояний у новорожденных детей, непредусмотренных программой. Перечень тем элективов представлен в таблице 5 и 6.



Самостоятельная работа студентов на кафедре госпитальной педиатрии представлена следующими формами:

  1. Подготовка рефератов в процессе обучения на каждом из восьми циклом обучения.

  2. Дежурства в стационаре (2 дежурства по 6 часов).

  3. Подготовка тематической студенческой конференции (каждая группа 1 раз в год).

  4. Самостоятельная подготовка к практическим занятиям и лекциям.

Виды самостоятельной работы студентов и сетка часов представлены в таблице 7.

По окончании 6 курса (в XII семестре) студенты проходят итоговую государственную аттестацию по педиатрии.

Итоговая государственная аттестация по педиатрии является интегрированной и трехэтапной. В нее входят междисциплинарный тестовый контроль знаний, контроль практических умений и собеседование, включающее решение типичных ситуационных задач. Все этапы итоговой государственной аттестации включают вопросы пропедевтики, детских болезней, детских инфекционных болезней, детского туберкулеза и поликлинических аспектов оказания медицинской помощи детям и подросткам, включая методы неотложной терапии, реабилитации и диспансеризации детей и подростков. Составной частью итоговой государственной аттестации выпускников являются также теоретические и смежные дисциплины – биохимия, гистология, детская неврология, оториноларингология, офтальмология, дерматология и другие.



Таблица 2.




ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКЦИЙ И СЕТКА ЧАСОВ


п/п


Название лекции

Кол-во

часов




Желтухи новорожденных

2 ч.

2.

Наследственные нарушения обмена веществ

2 ч.

3.

Врожденные и наследственно-обусловленные заболевания почек

2 ч.

4.

Почечная недостаточность

2 ч.

5.

Хронические бронхолегочные заболевания

2 ч.

6.

Респираторные аллергозы

2 ч.

7.

Иммунодефицитные состояния

2 ч.

8.

Синдром нарушенного кишечного всасывания

2 ч.

9.

ДВС – синдром

2 ч.

10.

Лимфаденопатии

2 ч.

11.

Гемолитические анемии

2 ч.

12.

Диффузные заболевания соединительной ткани

2 ч.

13.

Судорожный синдром у детей

2 ч.

14.

Неревматические кардиты

2 ч.

15.

Нарушения ритма сердца

2 ч.

16.

Вегетативные дистонии, артериальная гипертония

2 ч.

17.

Сердечная недостаточность

2 ч.

18.

Особенности физиотерапии детского возраста

2 ч.

19.

Сахарный диабет

2 ч.

20.

Коматозные состояния при сахарном диабете

2 ч.

21.

Ожирение

2 ч.

22.

Болезни щитовидной железы

2 ч.

23.

Болезни надпочечников

2 ч.













ИТОГО:

46 ч.
  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка