Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа




Скачати 369.35 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір369.35 Kb.
c:\documents and settings\marushakla\рабочий стол\сканирование0001.bmp

c:\documents and settings\marushakla\рабочий стол\сканирование0002.bmp



Индекс по учебному плану

Цикл



Зачетные единицы

ОД.А.01

Обязательные дисциплины

2




Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа




Очная


1

2

72




10

38




24

экзамен




  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: выработка у аспирантов способности освоить принципы научного подхода к организации исследования; помочь выработать точные методологические подходы к решению научных проблем избранной темы.

Задачи:

-Познакомить аспирантов со структурой, формами и методами научного познания, их эволюцией;

-Научить понимать смысл взаимоотношений духовного, биологического и социального начала в человеке;

-Сформировать у аспирантов устойчивые морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.



2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Обучение аспирантов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе «Философия», высших учебных заведений.

Дисциплина «История и философия науки» выносится на экзамен кандидатского минимума.



3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины аспирант должен:



знать:

  1. Предмет научной дисциплины, основные концепции философии науки;

2. основные научные школы «философии науки»;

3. основные отрасли научного знания;

4. основные понятия и категории научной дисциплины;

5. методы исторического и философского анализа проблем;

6. формы и методы научного познания и их эволюция;
Аспирант должен уметь:

1. грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в исследуемой проблеме;

2. осуществлять свою теоритическую и практическую деятельность с учетом результата научного анализа.

владеть:

1. навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;




  1. навыками публичной речи, аргументировано ведения консилиумов, дискуссий и круглых столов.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













Аудиторные занятия (всего)

48













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

10

1










Практические занятия (ПЗ)




1

2







Семинары (С)

38

1

2







Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

24













В том числе:

-

-

-

-

-

Реферат

-










-

Другие виды самостоятельной работы


































Вид итоговой аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость час

зач. ед.


72




























5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№№

п/п

Наименование тем разделов

Всего часов

Из них:

Аудиторные часы

СРА










Л

С




1

Общие проблемы философии и методологии науки.













11

История и философия науки как учебная дисциплина.

3

1

2

-

12

Наука как деятельность.

5

1

4

-

13

Наука в культуре современной цивилизации.

2

-

2

-

14

Возникновение и развитие науки.

2

-

2

-

15

Структура научного познания.

5

1

4

-

16

Динамика науки как процесс порождения нового знания.

2

-

2

-

17

Научные традиции и научные революции.

4

-

4

-

18

Особенности современного этапа развития науки.

3

1

2

-

19

Философия нравственного здоровья науки и медицины.

8

-

-

8







34

4

22

8

2

Современные философские проблемы медицины













21

Философия медицины и медицина как наука.

3

1

2

-

22

Системный подход в медицине.

2

-

2

-

23

Философские категории и понятия медицины.

3

1

2

-

24

Гносеологические проблемы медицины.

1

1

-

-

25

Социально-биологические проблемы и медицина.

2

1

2

-

26

Философские аспекты психосоматические проблемы.

8

-

-

8

27

Рационализм и научность медицинского знания.

2

-

2

-







22

4

10

8

3

Современные философские проблемы биологии













31

Эволюционное учение Ч.Дарвина и его методологическое значение для развития биологии.

2

-

2

-

32

Проблемы философских оснований биологии.

2

-

2

-

33

Философские аспекты эволюции живой материи.

2

2

2

-

34

Философские основания учения о биосфере. В.И. Вернадский.

2

-

2

-

35

Философские проблемы экологии.

8

-

-

8







16

2

6

8




Итого:

72

10

38

24


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

темы

Название темы

Содержание темы

часы

1.

История и философия науки как учебная дисциплина.

История появления дисциплины. Предмет истории и философии науки. Эволюция программ, методических и учебных пособий. Понятийный аппарат. Методы дисциплины Структура и функции.

1

2.

Наука как деятельности.

Философия науки в системе философского знания. Наука как специфический вид деятельности, ее структура. Уровни научной деятельности. Научная методология как система.

1

3.

Структура научного познания.

Структурность научного знания как развивающаяся система. Философское осмысление факта - начало науки. Уровневая структура познания и знания. Особенности опытно-эмпирического познания. Об основах и пределах теоретического познания. Основания науки и философию Философия и научная картина мира.

1

4.

Особенности современного этапы развития науки.

Начало новой эры в естествознании. Революционная перестройка оснований науки. Смена типов научной рациональности в зеркале философии науки.

1

5.

Философия медицины и медицина как наука.

Взаимоотношение философии и медицины в процессе ее исторического развития. Философия как мировоззрение и методология медицины. Фундаментальные и прикладные исследования вы медицине. Специфика труда медиков. Классификация медицинских наук. Тенденции развития медицины.

1

6.

Философские категории и понятия медицины.

Истоки философского осмысления феномена сознания. Происхождение и сущность сознания. Психическое отображение действительности – начало сознания. Сознание как смысловое человеческое начало. Многообразие видов познания. Цель научного познания – достижение истины. Спецификация познания в медицине. Основные философские категории и понятия философии.

1

7.

Гносеологические проблемы медицины.

Особенности формирования правовой базы. Четыре десятка социальных программ. Пенсионеры Югры: надежды и реалии.

1

8.

Социально-биологические проблемы медицины.

Структура биологического знания. Методологические проблемы биологии.

1

9.

Философские аспекты эволюции живой материи. Современные представления о сущности жизни.

Методологические проблемы науки. Понятие «жизнь». Современные подходы к проблеме сущности жизни.

2







Итого часов

10


5.3 Практические занятия (семинары)

темы

Название темы

Содержание темы

Часы

1.

История и философия науки как учебная дисциплина.

История появления дисциплины. Предмет истории и философии науки. Эволюция программ, методических и учебных пособий. Понятийный аппарат. Методы дисциплины. Структура и функции.

2

2.

Научная деятельность

Наука как определенный вид деятельности.

4

3.

Наука в культуре современной цивилизации.

Цивилизация техногенного мира. Взаимоотношения науки и философии. Философия как методология науки. Статус медицины и фармации в науке. Роль науки в формировании личности. Роль и значение науки в жизни общества.

2

4.

Возникновение и развитие науки.

Истоки науки и преднауки. Зарождение подлинной науки. Первые методологии научного познания. Методология науки в классической философии. Истоки формирования научной медицины. Задачи социально-гуманитарных наук.

2

5.

Структура научного познания


Структурность научного знания как развивающаяся система. Философское осмысление факта - начало науки. Уровневая структура познания и знания. Особенности опытно-эмпирического познания. Об основах и пределах теоретического познания. Основания науки и философию Философия и научная картина мира.

4

6.

Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Концептуальная история науки. Проблемные ситуации в современной науке. Антропоцентризм как философский принцип науки. Познание человека в науке и философии. Космическая мудрость человеческого бытия. Медицина как сфера развития личности. Здоровье человека – научно-философская и медицинская проблема.


2

7.

Научные традиции и научные революции

Начало новой эры в естествознании. Революционная перестройка оснований науки. Смена типов научной рациональности в зеркале философии науки.

4

8.

Философия медицины и медицина как наука.

Взаимоотношение философии и медицины в процессе ее исторического развития. Философия как мировоззрение и методология медицины. Объект и предмет медицины. Фундаментальные и прикладные исследования в медицине. Специфика труда медиков. Классификация медицинских наук. Тенденции развития медицины.

2

9.

Особенности современного этапы развития науки.

Начало новой эры в естествознании. Революционная перестройка оснований науки. Смена типов научной рациональности в зеркале философии науки.

2

10.

Системный подход в медицине.

Системность – ключевая проблема в медицине. Специфическое и неспецифическое в медицине. Структура и функция в медицине.

2

11.

Философские категории и понятия медицины.

Специфика понятий и терминов в медицине. Детерминизм и медицина. Методологические проблемы этиологии.


2

12.

Социально-биологические проблемы и медицина.

Философские аспекты социально-биологической проблемы. Медицина и социально-экономическая проблема. Проблема биосоциальной сущности человека. Медицина и проблема здоровья и болезни. Какова же сущность человека?

2

13.

Рационализм и научность медицинского знания.

Специфика постановки научной проблемы. Законы медицинской науки. Философия медицины и молекулярная биология. Медицинская наука о познании человека.

2

14.

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Сущность эволюционной теории Ч.Дарвина. Современная трактовка.

2

15.

Проблемы философских оснований биологии.

Биология. История дисциплины. Методологическое значение философии живой материи.

2

16.

Философские аспекты эволюции.

Эволюция, живое, живая материя.

2

17

Философские основания учения о биосфере. В.И. Вернадский.

Учение о биосфере в различных философских системах. В.И.Вернадский о биосфере о ноосфере.


2







Итого часов

38



5.4. Тематическое планирование самостоятельной работы студентов

№ п/п

Название темы

Часы

Содержание темы

Форма контроля

11

Философские аспекты психосоматической проблемы.

8

Возникновение психосоматической медицины. Психосоматический подход в современной медицине. Деятельностно-информационный подход к изучению человека. Психосоматический потенциал в современной медицине.

Устный ответ

2

2


Философия нравственного здоровья науки и медицины.

8

Феномен морали – предмет этики. Гуманистическое содержание практической этики. Гуманизм как стержень биоэтики. Биоэтика и инновационные процессы в науке и медицине. Смысл и целесообразность жизни и смерти. Пути нравственно-правового укрепления здравоохранения.

Устный ответ

3.

3


Философские проблемы экологии.

8



Устный ответ




Итого:

24








9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


    1. Список основной и дополнительной литературы:


Основная литература:

1.Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2.Хрусталев Ю.М. Философия (учебник для медвузов). — М., 2004.

3.Философия медицины (Под ред. Ю.Л. Шевченко) Учебник. М., 2003.

4.Новая философская энциклопедия в 4-х томах. — М.. 2004.
Дополнительная литература:

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991.

2.Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. - М., 1998.

3.Барский А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. - М., 1994.

4.Биофилософия. — М., 1997.

5.Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. - М., 1998.

6.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.. 1988.

7.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991.

8.Вернадский В.И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна, 1997.

9.Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. - М.,2000.

10.Гиппократ. Избранные книги. - М.. 1994. Глобалистика. Энциклопедия. - М., 2003.

11.Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

12.Диалектика и догматизм. - М., 1990.

13.Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. - М., 1987.

14.Кедров Б.М. Классификация наук: В 2 кн. - М., 1961-1965.

15.Кемеров В.Е. Методология обществознания: Проблемы, стимулы, перспективы. Екатеринбург, 1990.

16.Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

17.Курдюмов СП. Синергетика - новые направления. - М.. 1989.

18.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Воар. философии. - 1995. - № 4.

19.Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. - М., 20 CML

20.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М 2001.

21.Степин В.С. Философские науки. Общие проблемы. - М., 2004.

22.Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. - М., 2004.

23.Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.

24.Энгельс Ф. диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

25.Юдин Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки. - М., 1986.



9.2. Тематика рефератов по истории медицины.

1. Основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций. Биосоциальная сущность медицины.

2. Значение единства философии и естествознания для развития медицины.

3.Медицина в первобытнообщинном строе. Зарождение врачевания и гигиенических навыков.

4.Эпоха классообразования и появление профессиональных служителей культа врачевания: сферы и приемы их деятельности.

5. Народное врачевание - один из истоков традиционной и научной медицины.

6. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Ассирия, Вавилония). Законы Хаммурапи. Врачебная этика.

7. Мифология и врачевание. Представление о причинах болезней.

8. Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II - середина I тысячелетия до н.э.): два направления врачевания: асу ту и ашипуту.

9. Медицина в древнем Египте и ее особенности. Врачебная специализация. Значение изучения медицинских папирусов и их значение.

10. Врачевание в древней Индии. Специфические черты. (III тысячелетие до н.э. - середина I тысячелетия н.э.). Священные книги веды, как источник сведений о болезнях.

11. Религиозно-философские системы древней Индии и представления о здоровье и болезнях. Гигиенические традиции.

12. Законы Ману. Врачебная этика в древней Индии

13. Философские основы китайской традиционной медицины: учения у син и инь-ян и их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и лечении.

14. Традиционное врачевание, «чжень-цзю терапия». Предупреждение болезней и гигиенические традиции.

15. Медицина Тибета. Становление и развитие.

16. Врачевание и медицина в древней Греции: поэма Гомера “Илиада” о врачевании времен Троянской войны (ХII в. до н.э.) и последующего периода.

17. Греческая мифология о врачевании: боги - покровители врачевания.

18. Греческая натурфилософия (VII в. до н.э.) и врачевание.

19. Гиппократ. Основные направления его учения. «Гиппократов сборник».

20. Древнегреческие медицинские школы (косская, книдосская) и их значение для развития медицины.

21. Медицина после Гиппократа и догматическая школа.

22. Аристотель и Платон: влияние на развитие медицины.

23. Медицина в Александрии. Герофил и Эразистрат и их школы. Развитие описательной анатомии и хирургии.

24. Школа эмпириков, взгляды на врачебное искусство (Филин, Серапион, Гераклеид и др.)

25. Значение греческой медицины для древнего Рима.

26. Развитие врачебного искусства в древнем Риме. Лукреций, Асклепиад. Темиссон и школа методиков.

27. Развитие энциклопедического медицинского знания в Римской империи: Корнелий Цельс, Плиний Старший (1 в. н.э.), Диоскорид Педаний из Киликии (I в. н.э.), Соран Эфесский (II в. н.э.).

28. Развитие медицинского дела в период Римской империи. Государственные и частные врачебные школы.

29. Научные школы древнего Рима: школа пневматиков, школа эклектиков. Значение для развития медицины.

30. Гален из Пергама и его влияние на развитие медицины.

31. Становление христианства и его влияние на развитие медицины.

32. Медицина в Византийской империи. Павел Эгинекий. Больничное дело. Медицинское образование.

33. Медицина древней Руси. Русская народная медицина до и после принятия христианства.

34. Медицина Киевской Руси и Северо-Восточной Руси. Монастырская медицина. Методы и средства лечения болезней.

35. Средневековая арабская и арабоязычная культура и медицина: Абу Бакр ар-Рази его труды “Всеобъемлющая книга” и “Об оспе и кори”; Абу аль-Касим аз-Захрави, его “Трактат о хирургии и Инструментах”. Учение о глазных болезнях; представления о кровообращении Ибн ан-Нафиса (ХIII в., Дамаск).

36. Абу Али ибн Сина (Авиценна, 980-1037) и его труд «Канон медицины», 1020 г. Предупреждение болезней.

37. Медицина в средневековом Китае. Классические китайские трактаты о лекарственных средствах: “Тысяча золотых прописей” Сунь Сымяо (581- 682) и “Великий травник” Ли Шичжэня (1518-1593).

38. Истоки западноевропейской медицины: схоластика и медицина, галенизм.

39. Начало ниспровержения схоластики: Роджер Бэкон (12 15-1294), Учебник анатомии Мон-дино де Луччи (1316, Болонья), “Большая хирургия” Ги де Шолиака (ХIV в., Париж).

40. Медицинское образование. Медицинская школа в Салерно. Светские и католические университеты.

41. Становление анатомии как науки: Леонардо да Винчи (1452-1519), Лндреас Везалий (1514-1564) и его труд “О строении человеческого тела”.

42. «Золотой век» анатомии: Р.Коломбо, И.Фабриций, Б.Евстахий, Г.Фаллопий и др.

43. Развитие опытного метода в медицине. Вклад в развитие научных знаний Парацельса, Ф.Бэкона, Р.Декарта.

44. Становление физиологии как науки. Предшественники У.Гарвея, их вклад в изучение системы кровообращения.

45. Создание теории кровообращения: У.Гарвей, его труд «Анатомические исследования о движении сердца крови у животных»( 1628).

46. Развитие клинической медицины в эпоху Возрождения: Парацельс (1493-1541), Г. Агрикола (1494-1555).

47. Джироламо Фракасторо и его учение о заразных болезнях (1546).

48. Развитие хирургии в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Амбруаз Паре (15 10-1590): его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства.

49. Империя инков (ХIV-ХVI вв.): бальзамирование умерших, развитие оперативного лечения, трепанация черепа, организация медицинского дела.

50. Медицина Нового Времени (17-18вв.) в Западной Европе. Механистический материализм и медицина.

51. Передовые медицинские центры Западной Европы. Утверждение клинического метода. деятельность Г.Бурхаве (1668-1738).

52. Первые методы и приборы физического обследования больного. Термометрия, перкуссия (Л.Луэнбруггер, 1722-1809; Ж.Н.Корвизар, 1755-1821), аускультация (Р.Т.Лаэннек, 1781-1826).

53. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» (Георгий из Дрогобыча, 1476; Франциск Скорина, 1512; Петр Посников, 1696)

54. Реформы Петра I и влияние на развитие медицины. Открытие постоянных госпиталей и госпитальной школы. Н.Бидлоо, 1670-1735.

55. Реформы в образовании. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге (1725). Открытие Московского университета (1755) и медицинского факультета при нем.

56. М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист и его вклад в развитие естествознания и медицины в России.

57. Развитие учения о заразных болезнях. Вклад ученых России в развитие методов борьбы с чумой (Д.С.Самойлович, А.Ф.Шафонский). Борьба с эпидемиями в России в 18 в.

58. Первые Российские профессора медицины: С.Г.Зыбелин (1735-1802), Н.М.Максимович-Амбодик (1744-1812), их вклад в развитие медицинского дела.

59. Развитие анатомии и хирургии: вклад И В.Буяльского, И.Ф.Буша, П,А.Загорского, М.И.Шеина.

60. М.Я.Мудров (1776-183 1) - основоположник клинической медицины в России.

61. Вклад Н.И.Пирогова (1810-1881) в развитие анатомии и хирургии.

62. Проблемы хирургии и их решение в 19 в.

63. Д.Н.Зернов (1834-19 17) и изучение анатомии ЦНС.

64. П.Ф.Лесгафт (1838-1909) и становление отечественной науки о физическом воспитании.

65. Становление эмбриологии в России (К.Ф.Вольф, 1733-1794; К.Бэр, 1792-1876).

66. Зарожаение патологической анатомии: дж.Б.Морганьи (1682-1771, Италия), М.Ф.К.Биша(1771-1802, Франция).

67. Гуморализм К.Рокитанского (1804-1876, Австрия).

68. Целлюлярная патология Р.Вирхова (1821-1902, Германия).

69. А.И.Полунин (1820-1888) - основатель первой в России патологоанатомической школы.

70. В.В.Пашутин (1845-1901) и становление патологической физиологии как науки.

71. Учение о единстве и целостности организма. Развитие отечественных терапевтических школ. П.Боткин (1832-1889) - создатель крупнейшей в России терапевтической школы. Клиникоэкспериментальное направление.

72. Микробиология до Л.Пастера: опыты А. ван Левенгука (1632-1723, Голландия), открытие вакцины против оспы Э.Дженнером (1796, Англия).

73. Л.Пастер (1 822-1895, Франция) - основоположник научной микробиологии и иммунологии.

74. Учение о защитных силах организма: теория иммунитета (И.И.Мечников, 1883, Россия; П.Эрлих, 1890, Германия).

75. Становление вирусологии: Д.И.Ивановский (1 864-1920, Россия).

76. Изучение отдельных систем и функций организма: Р.декарт (1596, Франция), А.Галлер (1708-1777, Швейцария), Л.Гальвани (1737-1798, Италия) и др.

77. А.М.Филомафитский (1807-1849, Россия) - создатель первого отечественного учебника физиологии.

78. Вклад И.М.Сеченова (1829-1905, Россия) в развитие физиологии; его труд “Рефлексы головного мозга (1863).

79. Становление экспериментальной медицины: первые клинико-физиологические лаборатории (Л.Траубе, Германия; С.П.Боткин, Россия).

80. И.П.Павлов (1 849-1936, Россия) - основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности.

81 .Идея государственного здравоохранения: И.П Франк (1745-1821, Анстрия, Россия, труд «Система всеобщей медицинской полиции»).

82. Становление профессиональной патологии: Б.Рамяццини (1633-1714, Италия, труд «Рассуждения о болезнях ремесленников»).

83 .Становление экспериментальной гигиены: М.Петтенкофер (1818-1901, Германия), А.П.Доброславин( 1842-1 889,Россия), Ф.Ф.Эрисман (1842-1915, Россия).

82. Нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними наук.

83. Основные направления и успехи развития Терапии, хирургии и других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии с предметом и направлением исследований соискателя).

84. .История становления международных организаций и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (А.Дюнан, 1863).

85. Всемирная организация здравоохранения (7 апреля 1948 г.).

86. Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980).

87. Врачебная этика в современном мире.

88. Развитие клинической и профилактической медицины и организации здравоохранения в современной России (с учетом направления исследований соискателя).

89. Дифференциация и интеграция наук в ХХ столетии.

90. Медицина в России в 20 в. Характеристика периода. Основные этапы развития медицины и здравоохранения в России в новейшей истории. Организационные принципы советского здравоохранения:

91. Медицина и здравоохранение в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Героизм советских медиков.

92. Основные направления и успехи развития терапии, хирургии и других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии предметом и направлением исследований соискателя).

9.3. Тематика рефератов по истории биологии и экологии.

1. Основные этапы и тенденции развития биологического знания.

2. История биологии и классификация биологических наук.

3. Влияние биологии на социально-политические движения ХХ века и ее роль в решении глобальных проблем современности.

4. У истоков биологического знания: антропогенез и знания первобытного человека о природе.

5. Центры происхождения культурных растений.

6. Культ животных и первые природоохранные мероприятия.

7. Культурный переворот в античной Греции: теории происхождения природного мира у философов — досократиков.

8. Синтез античного теоретического и опытного биологического знания в трактатах Аристотеля «Метафизика», «История животных» и «О возникновении животных».

9. Биология в перипатетической школе. Труд Феофраста «Об истории растений».

10. Синтез медико-биологических знаний в трудах Галена.

11. Труд Лукреция Кара «О природе вещей».

12. «Естественная история» Плиния Старшего.

13. Биологические знания и античное сельское хозяйство.

14. Классификация, компиляция и комментарии как форма репрезентации биологического знания в Средние века.

15. Биологические представления в сочинениях Альберта Великого и Фомы Аквинского.

16. Биологические и медицинские труды Авиценны.

17. Биологические знания в средневековых Индии и Китае.

18. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А. Везалий, М. Сервет).

19. Великие географические открытия и их роль в осознании многообразия живой природы.

20. Влияние философии Нового времени на развитие биологии: дифференциация теорий и методов, проникновение точных наук в биологию.

21. 18 век — век систематики в биологии: система К. Линнея, «лестницы существ» и «древо» П. Палласа, переход от искусственных систем к естественным.

21. Познание строения и жизнедеятельности организмов: В. Гарвей и изучение системы кровообращения, анатомия и физиология животных в трудах Р. де Граафа, А. Галлера. Микроскопия в биологических исследованиях. Открытие сперматозоида и микроорганизмов.

22. Рождение концепций обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, катаболизма.

22. Преформизм или эпигенез — первоначальная проблема эмбриологии (Ш. Бонне, В. Гарвей, К. Вольф).

23. Проблемы пола, наследственности, физиологии размножения растений и гибридизации (И. Кельрейтер, Т. Найт и др.).

24. Открытие зародышевых листов у животных (Х. Пандер) и эмбриологические исследования К. Бэра.

25. Описания клетки и открытие ее ядра (Ф. Фонтане, Я. Пуркине).

26. Создание клеточной теории (Т. Шванн и М. Шлейден).

27. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции.

28. Опровержения гипотез самозарождения (Ф. Реди, Л. Спаланцани).

29. Начало дискуссий об эволюции (К. Линней, Ж. Бюффон, П. Паллас).

30. Учение Ж. Кювье о целостности организма и корреляциях органов. Катастрофизм и униформизм.

31. Додарвиновские концепции эволюции и причины неприятия их биологическим сообществом.

32. Теория эволюции Ч. Дарвина.

33. Изучение физико-химических основ жизни и попытки реконструировать предбиологическую эволюцию. (Труд Э. Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики»).

34. Структурная и динамическая биохимия.

35. Изучение структуры белков и нуклеиновых кислот, их функций и биосинтеза.

36. Становление и развитие генетики (материализация гена). (Законы Г. Менделя и их переоткрытие. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Теории мутаций и индуцированный мутагенез).

37. Гомологические ряды наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

38. Сложное строение гена и внутригенные рекомбинации (А. С. Серебровский и его школа).

39. Формирование генетики популяций (С. С. Четвериков).

40. Определение генетической роли ДНК и РНК (Т. Эвери, дж. Мак Леод, А. Херши и др.).

41. Открытие структуры и репликации ДНК (Э. Чаргафф, дж. Уотсон, Ф. Крик, А. Корнберг и др.).

42. Расшифровка генетического кода (Э. Ниренберг, Дж. Матей и др.).

43. Генная инженерия.

44. Геномный импритинг и проблема клонирования млекопитающих.

45. Микробиология и ее преобразующее воздействие на биологию.

46. Практическое применение иммунизации и химиотерапии (Л. Пастер, П. Эрлих и др.).

47. Фагоцитарная концепция И. И. Мечникова.

48. Учение об искусственном иммунитете. Золотой век медицинской микробиологии (Р. Кох).

49. Открытие хемосинтеза и создание почвенной и экологической бактериологии (С. Н. Виноградский).

50. Открытие вирусов (Д. И. Ивановский, М. Бейеринк, Ф. Леффлер) и возникновения вирусологии.

51. Изучение клеточного уровня организации жизни. «Клеточная патология» Р. Вирхова и «Клеточная физиология» М. Ферворна.

52. Основные направления в физиологии животных и человека.

53. Учение об условных и безусловных рефлексах И. П. Павлова.

54. Физиология ВНД. Учение о доминанте. От зоопсихологии к этологии.

55. Реакция организма на чужеродный белок. Открытие групп крови. Эндокринология.

56. Биоразнообразие и разработка макро- и мегатаксономии.

57. Изучение биоразнообразия и проблема его сохранения. Красные книги.

58. Экология и биосфера. Введение понятия экологии Э. Геккелем.

59. Аутоэкология и синэкология.

60. Концепция экосистемы А. Тэнсли.

61. Холистская трактовка экосистем. Экосистема как сверхорганизм.

62. Внедрение математических и экспериментальных методов в экологию.

63. Программа популяционной экологии растений. Изучение динамики численности популяций.

64. Развитие концепции экологической ниши. Нишевой подход к изучению структуры экосистем.

65. Трофо-динамическая концепция экосистем.

66. Учение В. И. Вернадского о биосфере и концепция «Геи».

67. Биосфера и постиндустриальное общество.

68. Глобальная экология и проблема охраны окружающей среды.

69. Эволюционная теория в поисках синтеза: основные формы дарвинизма.

70. Недарвиновские концепции эволюции: неоламаркизм, автогенез, сальтационизм и неокатастрофизм.

71. Кризис дарвинизма в начале ХХ в.: мутационизм, преадаптационизм, номогенез, историческая биогенетика, типострофизм, макромутационизм.

72. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и ее постулаты.

73. Проблема эволюции экосистем.

74. Концепции происхождения человека. Современная филогения гоминид.

75. Человек как уникальный биологический вид.

76. Проблема расообразования.

77. Проблема эволюции современного человека.


9.4. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки».

1. Наука в культуре современной цивилизации: Соотношение науки, культуры и цивилизации. Традиционные и техногенные ТИПЫ цивилизаций. Наука как социокультурный феномен. Наука и искусство.

2. Наука в культуре современной цивилизации: Специфика научного знания. Ценности научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.

3. Наука и философия. Предмет философии науки.

4. Наука как социальный институт: Понятие социального института. Историческое развитие форм научной деятельности. Научное сообщество. Дисциплинарность и междисциплинарность.

5. Наука как социальный институт: Эволюция способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

6. Генезис науки. Наука и преднаука.

7. История науки: Истоки естествознания: Эпоха мифологии. Античная преднаука: Эпоха философии. Евклид. Архимед.

8. Античная философия: первые натурфилософы.

9. Античная философия: Пифагор и пифагорейцы.

10. Античная философия: Левкипп и Демокрит.

11. Античная философия: Платон и Аристотель.

12. История науки: Средневековая Преднаука: Эпоха религии.

13. История науки: Преднаука Ренессанса: Эпоха искусства.

14. История науки. 1 .Истоки естествознания: Эпоха мифологии. 2. Античная Преднаука: Эпоха философии. 3. Средневековая преднаука: Эпоха религии. 4. Преднаука Ренессанса: Эпоха искусства. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

15. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

16. История науки: Возникновение новоевропейской науки. И. Ньютон: Первая (механистическая) научная картина мира.

17. История науки: М. Фарадей и д. Максвелл: Вторая (электромагнитная) научная картина мира.

18. История науки: Квантовая механика и А. Эйнштейн: Третья (квантово-релятивистская) научная картина мира.

19. Современная (синергетическая) картина мира (Г. Хакен, И. Пригожин).

20. Концепция глобального эволюционизма.

21. Эволюция философско-методологических проблем Науки. Сциентизм и антисциентизм.

22. Структура научного познания: Научное понятие. Научный закон. Научное объяснение.

23. Структура научного познания: Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

24. Научный метод: Методологический арсенал Науки. Описание, сравнение, измерение.

25. Научный метод: Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Обобщение и обработка эмпирических данных.

26. Научный метод: Методология теоретического уровня.

27. Формы научного познания. Научная проблема. Научный факт. Научная теория.

28. Формы научного познания: Научная теория. Научно-исследовательская программа.

29. Динамика научного познания. Становление и развитие научной теории. Рост научного знания.

30. Динамика научного познания. Проблема рациональности научного познания. «Большая четверка»: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Научное творчество.

31. Общеметодологические принципы научного познания.

32. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: Специфика гуманитарных Наук. Общий методологический проект: понимание и объяснение. Специальные методы.

9.5 Специальные вопросы по философским проблемам биологии

1. Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века.

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина и его методологическое значение для развития биологии.

3. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

4. Философские проблемы биологии: Современные представления о сущности жизни.

5. Проблема философских оснований биологии.

6. Философские аспекты эволюции живой материи.

7. Философские проблемы биологии: Концепция уровней в системе философских оснований биологии.

8. Философские основы учения о биосфере. В.И. Вернадский.

9. Философские проблемы экологии.

10. Экологические основы хозяйственной деятельности.

11. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем.


9.6 Специальные вопросы по философским проблемам медицины

1 .Сознание и познание.

2.Философия медицины и медицина как наука.

З. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы современной медицины.

4.Проблема нормы, здоровья и болезни.

5. Философия здоровья: Историко-философские походы к пониманию здоровья. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема.

6. Мировоззренческий и научный статус валеологии.

7. Проблема построения общей теории здоровья.

8. Философское осмысление здоровья человека в техногенном мире.

9.Философско-методологические аспекты теории патологии.

10. Проблема причинности в медицине.

11. Основные теоретические построения в медицине в историческом аспекте.




10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Название оборудования

Номера лекций

Номера лабораторных работ

Номера практических

и/или семинарских занятий

Самостоятель

ная работа студентов

1

2

3

4

5

Компьютер

1-18




5,7,12

1: 1-9 2: 10-15

Таблицы, схемы, рисунки




6,7,11,12

5,7,11,12




Мультимедийное оборудование

5,7,11,12











11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

- способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);



- способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

- способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка