Место дисциплины в структуре ооп




Сторінка1/3
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.67 Mb.
  1   2   3

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Профессиональная этика» являются формирование у студентов представлений о профессиональной этике психолога, принципах и правилах этичного поведения педагога, этикете делового общения.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

В процессе изучения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общепрофессиональные:

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК -8);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6)



IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Вид промежуточной аттестации – зачет с оценкой.



Вид учебной работы

Всего

часов


Аудиторные занятия (всего)

54/28/8

В том числе:




Лекции

12/6/4

Практические занятия (ПЗ)

32/12/4

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




Контроль самостоятельной работы (КСР)




Самостоятельная работа (всего)

54/80/127

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат




Другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточной аттестации (зачет, диф.зачёт, экзамен)

Экзамен

36/36/9


Общая трудоемкость/ час. Зач. ед.

144

3

Примечание:

Распределение часов для очной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (54/8).

V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1



п/п

Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

семестр

Лекции

Практ.

занят.



Самост.

раб.








МОДУЛЬ 1

1

Тема 1. Профессиональная этика в структуре этического знания

1

1/1/1

4/2/1

5/6/10

-

2

Тема 2. Моральные нормы и ценности.

1

1/1/0

4/2/0

5/6/10

Практическая работа

3

Тема 3. Профессиональная этика в психологии

1

1/0/0

3/2/0

5/7/10

Практическая работа

4

Тема 4. Международные этические правила.

1

1/0/0

3/2/0

5/7/11

-




МОДУЛЬ 2.
















5

Тема 5. Профессионально-этические нормы в психодиагностике

1

1/1/1

5/2/1

5/7/11

Практическая работа

6

Тема 6. Правила и алгоритмы этичного поведения психодиагноста.


1

1/1/0

3/2/0

4/7/11

Практическая работа

7

Тема 7. Профессионально-этические нормы в психологическом консультировании

1

1/0/0

3/2/0

4/7/11

Практическая работа

8

Тема 8 Границы компетентности психолога.

1

1/0/0

3/2/0

4/7/11

Тестирование




МОДУЛЬ 3.
















9

Тема 9. Этика поведения педагога-психолога на рабочем месте

1

1/1/1

5/2/1

4/6/11

Тестирование

10

Тема 10. Региональные кодексы.

1

1/1/1

5/2/1

4/7/11

Тестирование

11

Тема 11. Этикет в работе психолога

1

1/0/0

2/1/0

4/6/10

Тестирование

12

Тема 12. Этикет делового общения.

1

1/0/0

*2/1/0

5/7/10

Тестирование




КСР



















Экзамен

36/36/9
















ИТОГО:




12/6/4

42/22/4

54/80/127




VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Профессиональная этика в структуре этического знания

Понятие морали. Этика как философская теория морали.

Тема 2. Моральные нормы и ценности.

Этические аспекты разных видов деятельности психолога: на примере научно-исследовательской.

Тема 3. Профессиональная этика в психологии

Международные этические правила. Этические кодексы в работе психологов разных стран.

Тема 4. Международные этические правила.

Этические комитеты. Этнические компонеты.

МОДУЛЬ 2.

Тема 5. Профессионально-этические нормы в психодиагностике

Конфиденциальность психодиагностической информации в различных ситуациях исследования.

Тема 6. Правила и алгоритмы этичного поведения психодиагноста.

Нормы и правила этичного поведения консультанта. Конфиденциальность информации.

Тема 7. Профессионально-этические нормы в психологическом консультировании

Границы ответственности психолога и клиента.

Тема 8 Границы компетентности психолога.

Этический кодекс психологов системы образования РФ: проекты разных лет.

МОДУЛЬ 3.

Тема 9. Этика поведения педагога-психолога на рабочем месте

Этические принципы и правила действующего положения о психологической службе.

Тема 10. Региональные кодексы.

Моральные нормы и ценности.

Тема 11. Этикет в работе психолога

Этикет как символическое и ритуальное оформление человеческих отношений.

Тема 12. Этикет делового общения.

Структура этического знания и место профессиональной этики в нем.



VII. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1.

1. Предмет, задачи, основные категории.

2. Принципы, которыми руководствуется общая психология и ее отрасли при изучении психики человека.

3. Понятие личности.

4. Структура личности.

Занятие 2. Общие представления о психике.

1. Какие сложности существуют при определении понятия психика?

2. Специфические свойства и характеристики психики.

3. Функции психики.

4. Совокупность психических явлений, изучаемых в психологии.

Занятие 3. Структура психических явлений.



  1. Дайте определение психическому процессу, свойству, состоянию.

  2. Какие психические процессы изучает психология?

  3. Какие психические состояния изучает психология?

  4. Дайте определение темперамента, характера, способностей и направленности личности.

Занятие 3. Исследование мнестических и интеллектуальных способностей студентов.

  1. Исследование непосредственной произвольной памяти.

  2. Выполнение заданий на исследование процессов обобщения, анализа, синтеза.

Занятие 4. Общение и межличностные отношения.

  1. Определение общения, модели общения.

  2. Общение как коммуникация.

  3. Общение как восприятие и понимание.

  4. Общение как взаимодействие.

Занятие 5. Общение и межличностные отношения.

Выполнение ряда упражнений на развитие коммуникативных способностей:



    • упражнение «Интервью»;

    • упражнение «Метафора»;

    • упражнение «Качества, важнейшие для общения».

Занятие 6. Барьеры общения и мотивы поведения.

Выполнение упражнений на развитие аттракции (искусство нравиться людям):



    • упражнение «Что в имени твоем»…;

    • упражнение «Комплимент»;

    • упражнение «Как просить, чтобы не отказали».

Занятие 7. Психология вербального и невербального поведения.

Выполнение упражнений на передачу и прием вербальной и невербальной информации:



  • упражнение «Передача текста по цепочке»;

  • упражнение «Подарок»;

  • упражнение «Наводка».

Занятие 8. Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.

Деловая игра «Переговоры»



Занятие 9. Деловое общение в рабочей группе.

  1. Социально-психологические особенности рабочей группы.

  2. Профессиональная зрелость рабочей группы.

  3. Ограничения, создающие препятствия эффективной работе коллектива.

  4. Типы взаимоотношений в коллективе.

  5. Классификация психологических типов личности в коллективе (по В.М. Шепель).

Занятие 10. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.

1. Выполнение упражнений на использование различных типов поведения в конфликте:



  • упражнение «Предметные позиции»;

  • упражнение «Фазовая структура процесса дискуссии».

2. Тест на оценку уровня конфликтности личности.

Занятие 11. Социально-психологические проблемы руководства.

  1. Роль руководителя в становлении коллектива.

  2. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.

  3. Стили руководства.

  4. Основные функции руководящей деятельности.

Занятие 12. Профессиональная этикаа: понятия и принципы.

  1. Мораль, ее функции.

  2. Этика – учение о морали.

  3. Основные категории этики.

  4. Деловой этикет.

Занятие 13. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.

  1. Золотое правило этики общения.

  2. Этика делового общения «сверху-вниз».

  3. Этика делового общения «снизу-вверх».

  4. Этика делового общения «по горизонтали».

5.. Этика телефонного общения.

6. Этика деловой переписки.



Занятие 14. Профессиональный стресс. Технологии саморегуляциив условиях профессионального стресса.

    1. Понятие о профессиональном стрессе.

    2. Динамика профессионального стресса.

    3. Стрессовые сценарии.

    4. Профессиональный стресс достижения, конкуренции, успеха, подчинения.

    5. Деньги и профессиональный стресс.

VIII. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

  1. Теоретические предпосылки развития этики и психологии делового общения.

  2. Познавательные процессы в деятельности профессионала.

  3. Общение и речь.

  4. Творчество в профессиональной деятельности.

  5. Волевые свойства личности профессионала.

  6. Способности к определенным видам деятельности.

  7. Общая модель рефлексии по Д.Холмсу.

  8. Эффект ореола и стереотипизации в формировании первого впечатления.

  9. Диагностика отношений партнера по общению при помощи невербальных знаков поведения.

  10. Ошибки восприятия человека человеком в общении.

  11. Приемы активизации деятельности участников совещания.

  12. Психологические различия между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием» в напряженных ситуациях.

  13. Типы конфликтных личностей.

  14. Морально-психологический климат в рабочей группе.

  15. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.

  16. Современные взгляды на место этики в профессиональном общении.

IX. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕСТЫ

Вариант 1

Тест № 1


Контрольные вопросы

Возможные ответы







Вопрос 1. Слово «культура» впервые появилась…

Ответ 1 в Древнем Риме

Ответ 2. в Древней Греции

Ответ 3. в Древней Руси

Вопрос 2. Главной ценностью культуры является…

Ответ 1. предметы искусства

Ответ 2. человек

Ответ 3. орудия производства







Вопрос 3. Структура морали включает в себя…


Ответ 1. моральное сознание и нравственную практику

Ответ 2. нравственную практику

Ответ 3. моральное сознание







Вопрос 4. Этика гражданственности представлена трудами..

Ответ 1. Эпикура

Ответ 2. Аристотеля и Платона

Ответ 3. Зенона







Вопрос 5. Этическая теория справедливости принадлежит…

Ответ 1. Джону Ролзу

Ответ 2. Фридриху Энгельсу

Ответ 3. Иммануилу Канту

Вопрос 6. моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма – это…

Ответ 1. скептицизм

Ответ 2. прагматизм

Ответ 3. альтруизм

Вопрос 7. Этические понятия подразделяются на…

Ответ 1. структурные и сущностные

Ответ 2. функциональные и системные

Ответ 3. сущностные и системные







Вопрос 8. фиксируют отношение к человеку как к высшей ценности такие категории этики как….

Ответ 1. добро и зло

Ответ 2. честь и достоинство

Ответ 3. долг и совесть







Вопрос 9. К какой классификации относится следующая типология ценностей: одобряемые, отрицаемые

Ответ 1. по предметному содержанию

Ответ 2. по культурно-генетическому принципу

Ответ 3. по социальному отношению







Вопрос 10. Деловая этика включает в себя элементы…

Ответ 1. профессиональную и корпоративную этику

Ответ 2 универсальную и профессиональную этику

Ответ 3. универсальную, корпоративную и международную этику

Тест № 2

Контрольные вопросы

Возможные ответы







Вопрос 1. Деловая этика подразделяется на…

Ответ 1 макроэтику и микроэтику

Ответ 2. микроэтику и мегаэтику

Ответ 3. макроэтику и мегаэтику

Вопрос 2. Корпоративная культура, главная роль в которой отводится лидеру называется…

Ответ 1. культура задачи

Ответ 2. культура личности

Ответ 3. культура власти







Вопрос 3. Форма власти, основанная на личных качества индивидуума называется…

Ответ 1. Экспертная власть

Ответ 2. Эталонная власть

Ответ 3. Законная власть







Вопрос 4. Виды этических кодексов


Ответ 1. профессиональные и корпоративный

Ответ 2. международный и универсальный

Ответ 3. корпоративный и универсальный







Вопрос 5. Нормативная часть этическая кодекса включает в себя…

Ответ 1. миссию организации

Ответ 2. ценности организации

Ответ 3. стандарты поведения членов организации

Вопрос 6. Основные принципы профессиональной этики – это…

Ответ 1. принцип гуманизма, оптимизма и патриотизма

Ответ 2. принцип целенаправленности и децентрализации

Ответ 3. принцип коллегиальности и оптимизма

Вопрос 7. Что из ниже перечисленного не относится к признакам профессионализма?

Ответ 1. наличие харизмы

Ответ 2. умение передавать совй опыт и знания

Ответ 3. умение получать максимальную личную прибыль







Вопрос 8. Профессиональная специфика муниципальных служащих обнаруживается, в первую очередь…

Ответ 1. в сложности профессии

Ответ 2. во властных полномочиях

Ответ 3. в публичности профессии







Вопрос 9. Самое главное в муниципальной службе – это…

Ответ 1. симпатия населения

Ответ 2. исполнение закона

Ответ 3. инициативность







Вопрос 10. Социальная ответственность бизнеса распространяется…

Ответ 1. на собственный персонал

Ответ 2 на управленческий аппарат

Ответ 3. на персонал организации и на общество в целом

Тест № 3

Контрольные вопросы

Возможные ответы







Вопрос 1. Схематично расположение руководителя вне группы характерно для…

Ответ 1 авторитарного стиля

Ответ 2. попустительского стиля

Ответ 3. демократического стиля

Вопрос 2. Семантические барьеры возможны при…


Ответ 1. вербальном общении

Ответ 2. невербальном общении

Ответ 3. вербальном и невербальном общении







Вопрос 3. Что из ниже перечисленного не относится к деловой беседе?

Ответ 1. творческая беседа

Ответ 2. кадровая беседа

Ответ 3. совещание







Вопрос 4. Что не включает в себя коммуникационный процесс?

Ответ 1. декодирование

Ответ 2. выбор канала передачи

Ответ 3. зарождение мысли







Вопрос 5. Автократические совещания предполагают…


Ответ 1. свободную дискуссию

Ответ 2. отчёты участников перед руководителем

Ответ 3. главную роль руководителя

Вопрос 6. Конфликты в организации подразделяются на…

Ответ 1. рациональные и иррациональные

Ответ 2. интегральные и дифференциальные

Ответ 3. созидательные и разрушающие

Вопрос 7. «Метод зацепки» относится к…


Ответ 1. заключительному этапу беседы

Ответ 2. обсуждению темы

Ответ 3. начальному этапу беседы







Вопрос 8. Самые распространённые причины конфликтов в организации – это…

Ответ 1. личностные

Ответ 2. социальные

Ответ 3. организационно-управленческие







Вопрос 9. «Метод мозгового штурма» применяется в…

Ответ 1. управлении конфликтами

Ответ 2. принятии группового решения

Ответ 3. приёме на работу







Вопрос 10. Избегание относится к…

Ответ 1. стилю управления конфликтом

Ответ 2 инструменту управления конфликтом

Ответ 3. методу управления конфликтом

Тест № 4

Контрольные вопросы

Возможные ответы







Вопрос 1. Верхним уровнем социальной ответственности госслужащего является…

Ответ 1 признание ожиданий общественности

Ответ 2. лидирование

Ответ 3. предвосхищение новых требований

Вопрос 2. политическая нейтральность – это требование к…

Ответ 1. депутату

Ответ 2. руководителю предприятия

Ответ 3. муниципальному служащему







Вопрос 3. Складывание чиновничьего аппарата относится к…

Ответ 1. Петровскому времени

Ответ 2. правлению Владимира Мономаха

Ответ 3. перестройке 1980-х гг.







Вопрос 4. Модель взаимоотношений руководителя и подчинённых, ориентированная на процесс принятия решений принадлежит…

Ответ 1. Ф.Фидлеру

Ответ 2. П.Херси и К.Бланчарду

Ответ 3. В.Вруму и Ф.Йеттону







Вопрос 5. «Общие принципы поведения государственных служащих» - это…

Ответ 1. название профессионального кодекса

Ответ 2. Указ Президента рФ

Ответ 3. Федеральный Закон РФ

Вопрос 6. «Околоэлитное окружение» является окружением …

Ответ 1. государственной службы

Ответ 2. элитного слоя

Ответ 3. неэлитного слоя

Вопрос 7. Определенный тип политического сознания и поведения, отстаивающий приоритетность государства и его интересов – это…

Ответ 1. этатистская культура

Ответ 2. управленческая культура

Ответ 3. культура элитного слоя







Вопрос 8. политика и мораль…


Ответ 1. абсолютно не связаны другу с другом

Ответ 2. находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости

Ответ 3. мораль зависит от политики







Тест № 5

Контрольные вопросы

Возможные ответы







Вопрос 1. Структура морали включает в себя:

Ответ 1 Моральное сознание и нравственную практику

Ответ 2. Моральное сознание

Ответ 3. Бессознательное и нравственную практику

Вопрос 2. Отметьте, что относится к функциям морали:


Ответ 1. Оценочная функция

Ответ 2. Информативная функция

Ответ 3. Мировоззренческая функция







Вопрос 3. Главная ценность культуры:

Ответ 1. историческое наследие

Ответ 2. человек

Ответ 3. мораль







Вопрос 4. К видам корпоративной культуры относятся:

Ответ 1. «ролевая культура»

Ответ 2. «культура лидера»

Ответ 3. «культура производства»







Вопрос 5. Деловая беседа включает в себя:

Ответ 1. творческие и кадровые беседы

Ответ 2. переговоры

Ответ 3. совещания

Вопрос 6. Кадровые беседы включают в себя:


Ответ 1. беседу при увольнении с работы

Ответ 2. дисциплинарную беседу

Ответ 3. проблемную беседу

Вопрос 7. Дайте точный перевод слова «конфликт». Конфликт – это…

Ответ 1. ссора

Ответ 2. выяснение отношений

Ответ 3. столкновение







Вопрос 8. Для авторитарного стиля руководства характерно…

Ответ 1. не сухая речь, а товарищеский тон

Ответ 2. деловые краткие распоряжения

Ответ 3. позиция руководителя – вне группы







Вопрос 9. основные типы совместных решений участников переговоров:


Ответ 1. уклонение и компромисс

Ответ 2. компромисс, асимметричное решение, принципиально новое решение

Ответ 3. конфликтное решение, уклонение, принципиальное новое решение







Вопрос 10. Отметьте те принципы служебного поведения, которые характерны только для муниципальных служащих

Ответ 1. соблюдение норм профессиональной этики

Ответ 2 соблюдать политическую нейтральность

Ответ 3. исполнять должностные обязанности добросовестно

Вариант 2


  1. Условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особыми закономерностями:

 объект науки

 предмет науки

 свойства науки

 особенности науки



  1. Предметом ЭиППД является:

 эпические и физиологические стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью

 психологическая и нравственная стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью

 Этические и деонтологические стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью.

3. Признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями – методологический принцип ЭиППД:

 развития

 системности

 детерминизма

4. Трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации - методологический принцип ЭиППД:

 развития

 системности

 детерминизма

5.Акты психической деятельности, имеющие свой объект отражения и свою регулирующую функцию:

 психические состояния

 психические процессы

 психические свойства

6. Наиболее устойчивые характеристики психической организации человека, сохраняющиеся на протяжении длительного периода или всей жизни

 психические состояния

 психические процессы

 психические свойства

7. К познавательным психическим процессам относятся:

 мышление

 установки

 эмоции

8.Стресс относится к:

 психическим состояниям

 психическим свойствам

 психическим процессам

9. Воображение относится к:

психическим состояниям

 психическим свойствам

 психическим процессам

10. Способности относятся к:

психическим состояниям

 психическим свойствам

 психическим процессам

11. Характер относится к:

психическим состояниям

 психическим свойствам

 психическим процессам

12.Сенсорная информация относится психическому процессу:

 мышление

 воображение

 ощущение

 память

13.Мнемическая информация относится к психическому процессу:

 мышление

 воображение

 ощущение

 память

14. Сосредоточенность сознания на отдельных объектах действительности:

 мышление

 ощущение

 восприятие

 память

 внимание

15.Совокупность индивидуальных характеристик человека, которые он приобрел в процессе усвоения социально-культурного опыта:

 характер

 темперамент

 способности

 личность

16. Взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера:

 взаимовлияние

 общение

 межличностные отношения

17. Субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями.

 взаимовлияние

 общение

 межличностные отношения

 межгрупповые связи

18. Сторона общения, состоящая в обмене информацией между людьми:

 перцептивная

 коммуникативная

 интерактивная

19. Сторона общения, состоящая во взаимном познании субъектов общения:

 перцептивная

 коммуникативная

 интерактивная

20. Сторона общения, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий:

 перцептивная

 коммуникативная

 интерактивная

21. Основа отношения к нам партнера по общению закладывается в первые:

 15 минут

 15 секунд

 30 минут

22. «Эффект ореола»

 некритичное восприятие человека

 навязчивость порождает отвержение

 первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей

23. «Эффект бумеранга»

 некритичное восприятие человека

 навязчивость порождает отвержение

 первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей

24.Обратил внимание на то, что общение длжно строиться на основе таких добродетелей как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм:

 Конфуций

 Сократ


 Платон

 Аристотель

25.Рассуждал о человеческих способностях как о функциях души, о психологических чертах характера, о целесообразном поведении человека:

 Конфуций

 Сократ

 Платон


 Аристотель

26.О влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной, когнитивной и волевой сфер человека указывал ведущий отечественный психолог-ученый:

 Л.С. Выготский

 А.Р. Лурия

 С.Л.Рубинштейн

 Д.Н. Узнадзе

27. Анализ структуры общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон был проведен:

 С.Л. Рубинштейном

 М.Г. Ярошевским

 Г.М. Андреевой

 В.Н. Мясищевым

28. Современное направление в психологии, изучающее закономерности поведения человека называется:

 Гештальтпсихология

 Психоанализ

 Бихевиоризм

 Экзистенциализм

29. Понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого:

 Перцепция

 Аттракция

 Аутизм


 Аффект

30. Установить благоприятный контакт с другим человеком помогает называние его:

 Фамилии

 Имени


 Прозвища
  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка