Методы и формы организации учебного процесса в системе обучения взрослого населения




Сторінка1/9
Дата конвертації21.04.2016
Розмір1.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

Оглавление


Введение 1

1. Обучения взрослых. Принципы и особенности организации обучения 2

Сопоставление отношения взрослых и детей к процессу обучения 4

Особенности организации обучения взрослых людей 6

2. Методы обучения взрослых 21

Пути совершенствования методов обучения 22

Классификация методов обучения 23

Классификация форм обучения 27

Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых 29

3. Практические рекомендации по использованию активных и интерактивных методов обучения 43

Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) 43

Мозговая атака как метод активного обучения 54

Деловые игры 62

Активные и интерактивные лекции 83

Заключение 96

Литература: 96





Введение


Отличия взрослых учащихся от учащихся-детей постепенно осознавались наукой. В последние годы в самой педагогике выделилось особое направление — теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа — учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения. Вопросами обучения взрослых, классификацией методов и форм обучения взрослых в соответствие с требованиями современной жизни и профессиональной деятельности, возлагает на андрагогику. Научное обоснование данной проблемы (темы) в тесной связи с современными задачами переподготовки и повышения квалификации кадров для экономики региона (страны). Проблема выбора форм и методов обучения взрослого населения не является новой. Она обсуждалась и решалась на всем протяжении становления педагогической науки. Учебной литературы или научных монографий по данной теме не мало, но специальных работ посвященных отбору методов и форм организации обучения взрослых в рамках переподготовки и повышения квалификации, на предприятиях, самообучению не достаточно.

Специфика обучения взрослых людей, имеющих профессиональное образование и определенный опыт работы разнообразна, что достаточно трудно разработать единые методические рекомендации по использованию дидактического инструментария в учебном процессе. В этой связи, мы предприняли попытку охарактеризовать тот оптимальный комплекс форм и методов обучения, который может обеспечить продуктивность учебного процесса. В настоящих методических рекомендациях лаконично в схемах и моделях мы определили понятийный аппарат и общепринятые классификации форм и методов обучения взрослых. Больше внимания мы уделили характеристике тех форм и методов обучения, которые оказались наиболее эффективными в системе обучения взрослых. Среди них есть как традиционные: лекции, семинары, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, так и относительно новые, перспективные: аудиторные и внеаудиторные индивидуальные практикумы, метод «кейс-стади», обучающие «фокус-группы», модификации «мозгового штурма», воркшоп и другие.

Мы надеемся, что данные методические рекомендации окажут определенную помощь преподавателям центров переподготовки и повышения квалификации, взрослым, занимающимся самообразованием. Характеристика основных общеизвестных форм и методов обучения актуализирует их потребность на поиск новых модификаций дидактического инструментария, используемого в учебном процессе. Более детальное описание относительно новых, активных и интерактивных методов обогатит сокровищницу педагогических знаний преподавателя.

1. Обучения взрослых. Принципы и особенности организации обучения



Принципы андрагогики

Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики:



1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка — составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей. Интервью обучающего (аналитика, когнитолога), групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение четырех точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан обучающийся внутрифирменными производственными связями).

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе — написанию работ типа рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта предприятия. Индивидуальная работа заключается и в диалоге обучающегося и преподавателя (аналитика, когнитолога), направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.

5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.

6. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего, это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности предприятия. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи обучения.

9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.

10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами — системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка