Методическая разработка к практическому занятию для студентов




Сторінка1/11
Дата конвертації15.04.2016
Розмір2.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра гистологии
«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

« »_________________ 2013г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

1 курса специальности лечебное дело

по учебной дисциплине гистология


Тема № 9 ЧАСТНАЯ ГИСТОЛОГИЯ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Занятие № 11 «НЕРВНАЯ СИСТЕМА»


Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013г.

Протокол №___

г. Ставрополь, 2013



Тема №9 Частная гистология. Нервная система.

Занятие №11 Нервная система

Учебные вопросы занятия:

  1. Морфо-функциональная характеристика органов нервной системы.

  2. Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка,
    ганглиозная пластинка. Дифференцировка элементов нервной трубки на вентрикулярную(камбиальную),промежуточную(плащевую),маргинальные зоны.Нервный гребень и плакоды.

  3. Периферическая нервная система.Строение периферического нерва.Гистологическое строение спинномозгового ганглия, форма нервных клеток, их
    расположение в органе, функциональное значение и место в рефлекторных дугах.Характеристика нейронов и нейроглии.Автономная нервная система.Общая характеристика строения центральных и периферических отделов парасимпатической и симпатической нервной системы.

  4. Центральная нервная система.Строение серого и белого вещества.Гистологическое строение спинного мозга. Состав и расположение серого и белого
    вещества. Нейронный состав, глиоциты. Ядерные нервные центры.Современные представления о пластинах Рекседа.

  5. Гистологическое строение белого вещества спинного мозга. Понятие о проводящих путях.

  6. Кора больших полушарий головного мозга. Общая морфо-функциональная характеристика коры. Цитоархитектоника. Нейронньй состав,характеристика пирамидных нейронов. Межнейрональные связи. Миелоархитектоника, глиоциты. Модуль.

  7. Мозжечок. Строение и функциональное значение. Нейронный состав.Грушевидные,корзинчатые,звездчатые нейроциты и клетки-зерна.
    Межнейрональные связи (сочетательные системы мозжечка). Глиоциты мозжечка.
    Афферентные и эфферентные волокна.

Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус) аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.

Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по органам нервной системы, микроскопы, плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и овладев особенностями морфофункционального состояния органов нервной системы, разобраться в строении и особенностях центральной и переферической нервной системы, в строении и функциях коры больших полушарий, мозжечка, спинного мозга, спинального ганглия. Определить связь между строением и выполняемой функцией. Научиться выявлять нарушения в нормальном строении и функции органов нервной системы. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.

б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы;

- источники и ход развития нервной системы для понимания наиболее часто встречающихся аномалий и пороков развития органов нервной системы.

- общий план и общие закономерности строения органов центральной и переферической нервной системы.

-морфофункциональное строение спинного мозга: особенности строения коры больших полушарий, мозжечка, спинального ганглия;

- основные морфофункциональные особенности строения сочетательных систем мозжечка, иметь понятие о модуле и нейронах его образующих .

- общий план и классификация ядер спинного мозга, основные морфофункциональные особенности строения нейронов спинного мозга, морфологические признаки их различия.

У М Е Т Ь:

-идентифицировать клетки, ткани, органы препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг на микроскопическом уровне;

- оценивать морфоологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур;

- узнавать структуры и органы нервной системы при микроскопии «немых» гистологических препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг;

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата: “Центральная нервная система”;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ВЛАДЕТЬ:


- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических структур в препаратах;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- готовностью и способностью обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- готовностью и способностью использовать данные анатомии(анатомия строения органов, их расположение, функции), состояния органов нервной системы при первичном осмотре больных.

- готовностью и способностью обладать объемом знаний и пониманием нормального гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и возможно патологических состояниях изучаемых органов и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- готовностью и способностью иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов изучаемых на данном занятии для выяснения причин возникновения патологических состояний органов, чтобы использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

-готовностью и способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.



Рекомендуемая литература:

1..Гистология под ред.Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-издание,2001.

2. Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток,

тканей и органов под ред.Ю.И.Афанасьева, М. 1970.

3. Атлас по гистологии и эмбриологии, И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, 1979.

4. «Частная гистология человека», 2-е изд. В.Л. Быков. СПб: СОТИС, 1997.

5. “Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии”. Под ред. Г.Л. Радцевой. Ставрополь: изд-во СГМА, 2004.

6. Лекции.


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал «Органы нервной системы» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение органов нервной системы.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг.

а) источниками развитие органов нервной системы в эмбриогенезе являются: нервная пластинка, нервная трубка,
ганглиозная пластинка,затем происходит дифференцировка элементов нервной трубки на вентрикулярную(камбиальную),промежуточную(плащевую),маргинальные зоны. Из внутреннего слоя, эпендимного, образуются эпиндимоглиоциты, выстилающие полости мозга. Из среднего, плащевого, образуется серое вещество (тела нейронов и два вида макроглии- астроциты и олигодендроциты); из наружного слоя- белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути).

б) спинальные ганглии лежат по ходу задних корешков спинного мозга, либо черепно-мозговых нервов. они окружены соединительнотканной капсулой, от которой внутрь узла проникают прослойки соединительной ткани с сосудами. Соединительная ткань образует строму узла.

Псевдоуниполярные нейроны узла располагаются, в основном, группами по его периферии ,вокруг тел нейронов расположены клетки нейроглии и клетки соединительной ткани,образуя капсулу.

в) спинной мозг имеет серое и белое вещество, серое вещество на поперечном сечении имеет вид бабочки или (буквы «Н» и образует рога: передние (вентральные), задние (дорсальные) и боковые латеральные) и представлено телами мультиполярных нейров, которые образуют ядерные нервные центры.Всего выделяют 10 пластин Рекседа.

г)мозжечок является центральным органом равновесия и координации движений. На его поверхности много извилин и бороздок, увеличивающих ее площадь и на разрезе мозжечка создающих картину « древа жизни». Серое в-во располагается на поверхности и образует кору. Белое в-во в центре органа. Кора мозжечка образованна тремя основными слоями: молекулярным, ганглионарным, зернистым,эти слои представлены грушевидными,корзинчатыми,звездчатыми нейроцитами и клетками-зернами.

д) в коре больших полушарий головного мозга серое вещество располагается по периферии органа, белое занимает его центральную часть. серое вещество коры больших полушарий головного мозга представлено следующими слоями-1) Молекулярный слой

2)Наружный зернистом слой

3)Слой малых пирамид

4)Внутренний наружном слой

5)Ганглионарный слой

6)Слой полиморфных клеток

модуль-структурно-функциональная единица неокортекса

е) различают цитоархитектонику ( особенности расположения и строения нервных клеток) и миелоархитектонику (расположение волокон) коры больших полушарий
При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
Решите тесты 1-15

1.Передние корешки спинного мозга образованы:

1)Дендритами чувствительных нейронов

2)Дендритами мотонейронов

3)Аксонами чувствительных нейронов

4)Аксонами мотонейронов

5)Аксонами ассоциативных нейронов симпатической рефлекторной дуги
2.Белое вещество спинного мозга располагается:

1)По периферии

2)В центре
3.Главными компонентами белого вещества спинного мозга являются:

1)Миелиновые нервные волокна

2)Безмиелиновые нервные волокна

3)Тела нервных клеток


4.Клетки Беца коры больших полушарий располагаются в:

1)Молекулярном слое

2)Наружном зернистом слое

3)Слое малых пирамид

4)Внутреннем наружном слое

5)Ганглионарном слое

6)Слое полиморфных клеток
5.Клетки Беца коры больших полушарий образуют:

1)Ассоциативные нервные волокна

2)Комиссуральные нервные волокна

3)Проекционные нервные волокна


6.Гранулярный тип коры больших полушарий характерен для:

1)Моторных центров коры

2)Чувствительных центров коры
7.Задние корешки спинного мозга образованы:

1)Дендритами чувствительных нейронов

2)Дендритами мотонейронов

3)Аксонами чувствительных нейронов

4)Аксонами мотонейронов

5)Дендритами ассоциативных нейронов


8.Мотонейроны спинного мозга располагаются в:

1)Задних рогах

2)Боковых рогах

3)Передних рогах

4)Спинальных ганглиях
9.Серое вещество мозжечка располагается:

1)По периферии органа

2)В центре
10.Клетки Беца коры больших полушарий являются:

1)Чувствительными нейронами

2)Ассоциативными нейронами

3)Эфферентными нейронами

4)Секреторными нейронами
11.Комиссуральные волокна коры больших полушарий связывают:

1)Отдельные участки коры одного полушария

2)Кору различных полушарий

3)Связывают кору с ядрами низших отделов ЦНС


12.Тормозная система модуля неокортекса представлена:

1)Клетками с аксональной кисточкой

2)Корзинчатыми нейронами

3)Шипиковыми звездчатыми нейронами фокального типа

4)Шипиковыми звездчатыми нейронами диффузного типа

5)Аксоаксональными нейронами


13.Клубочки мозжечка образуются:

1)Лиановидными нервными волокнами

2)Моховидными нервными волокна

3)Аксонами клеток Пуркинье

4)Дендритами клеток Пуркинье

5)Аксонами корзинчатых клеток


14.Главными компонентами серого вещества спинного мозга являются:

1)Миелиновые нервные волокна

2)Безмиелиновые нервные волокна

3)Тела нервных клеток


15.В каком органе нервной системы у новорожденных ,нейроны являются более дифференцированными
1)В головном мозге

2)В спинном мозге


Решите ситуационные задачи 1-6.

  1. Заболевание полиомиелитом сопровождается поражением спинного мозга и
    нарушениями функции двигательного аппарата. Деструкцией каких нейронов можно
    объяснить это явление? Какое звено рефлекторной дуги при этом нарушается?

  2. У больного вследствие травмы повреждены передние корешки шейного отдела
    спинного мозга. Функция каких органов будет нарушена? Какие изменения в них
    наступят?

  3. В результате травмы нарушен передний корешок грудного отдела спинного мозга.
    Определить, отростки каких нейронов повреждены.

  4. У больного в результате травмы повреждены задние корешки спинного мозга. Какие
    клетки и какие отростки при этом повреждаются?

  5. В результате вирусной инфекции погибли псевдоуниполярные нейроны
    спинномозговых узлов. Какое звено рефлекторной дуги выключается?

  6. Алкогольная интоксикация, как правило, сопровождается нарушением координации
    движений в результате повреждения структурных элементов мозжечка. Функции каких
    элементов мозжечка нарушаются в первую очередь?

Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии.







Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии органов нервной системы и является не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

При возможности накануне занятия ознакомтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.


  1. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с 1-м препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя.

ПРЕПАРАТ: СПИНАЛЬНЫЙ ГАНГЛИЙ.

Фиксатор: жидкость Ценкера.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: найти задний корешок спинного мозга, по ходу которого располагается ганглий и передний корешок, прилежащий к ганглию. Рассмотреть общее микроскопическое строение ганглия: его соединительнотканную капсулу, прослойки соединительной ткани внутри органа, тела округлых нервных клеток, расположенных преимущественно по периферии узла и окружающие их клетки глии, соединительной ткани, пучки нервных волокон, проходящих в центральной части ганглия.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок ганглия, показав на рисунке:


  1. Соединительнотканную капсулу.

  2. Псевдоуниполярные нейроны.

  3. Мантийные глиоциты, прилежащие к телам нейронов.

  4. Клетки соединительной ткани, имеющих вытянутую форму ядер в отличие от мантийных глиоцитов, ядра которых имеют округлую форму.

  5. Мякотные нервные волокна, располагающиеся в центре узла.

ПРЕПАРАТ: СПИННОЙ МОЗГ СОБАКИ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация азотнокислым серебром.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть строение органа, определив серое и белое вещество. В сером веществе (центральная часть препарата) найти центральный канал, серую спайку, передние, задние рога, промежуточную зону и скопления в них нейронов (ассоциативные пучковые и двигательные ядра). Обратить внимание на крупные нейроны передних рогов – двигательные ядра соматической рефлекторной дуги. В белом веществе (периферическая часть органа) увидеть передние, боковые и задние канатики, белую спайку и глиальные септы.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать половину спинного мозга, показав на рисунке следующее:

1.Серое вещество. 2. Белое вещество. 3. Передние рога, в них - моторные ядра соматической рефлекторной дуги (латеральное и медиальное. 4. Боковые рога, в них – латеральное и медиальное ядра. 5. Задние рога, в них – ядро Кларка и собственное ядро заднего рога. 6.Глиальные септы белого вещества. 7. Проводящие пути.


ПРЕПАРАТ: МОЗЖЕЧОК СОБАКИ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация солями серебра.

ЗАДАНИЕ:


МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть извилины мозжечка, обратить внимание на периферически расположенное в них серое вещество (кору мозжечка) и более глубоко – белое вещество. В коре органа отличить слои: наружный молекулярный, средний ганглионарный (слой грушевидных клеток или клеток Пуркинье) и самый глубокий – зернистый слой. Обратить внимание на соединительнотканную оболочку (мягкую мозговую), покрывающую орган снаружи с проходящими в ней сосудами.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок коры мозжечка с прилегающим к нему слоем белого вещества, обозначив следующее:



  1. Молекулярный слой, в нем – звездчатые и корзинчатые нейроны.

  2. Дендриты грушевидных клеток в молекулярном слое

  3. Ганглионарный слой с телами клеток Пуркинье.



  1. «Корзинку» вокруг тел грушевидных клеток.

  2. Зернистый слой с зерновыми клетками.

  3. Белое вещество.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ: КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация солями серебра.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть серое и белое вещество. Убедиться в том, что нервные клетки серого вещества располагаются слоями (экранные нервные центры). Определить слои: молекулярный, наружный зернистый, слой малых пирамид, внутренний зернистый, слой больших пирамид (ганглионарный или слой клеток Беца), слой полиморфных клеток. Сверху найти мягкую мозговую оболочку с сосудами.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: ознакомиться с формой и строением нервных клеток в разных слоях коры. Обратить внимание на строение клеток Беца (больших пирамид) и многочисленных их отростков.
По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.
3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания №№ 15-19 (приложение 2) и решите ситуационные задачи № 1-3. (приложение 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке работы учебной группы и Вас лично! Обратите внимание на объяснение преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии. Попрощайтесь с преподавателем.


Приложение №1

Нервная система.

НС развивается из нервой трубки и ганглиозной пластинки. Из краниальной части нервной трубки развивается мозг и органы чувств. Из туловищного отдела - спинной мозг, из ганглиозной пластинки – спиномозговые и вегетативные узлы и хроматофинная ткань организма.

Сначала нервная трубка состоит из одного слоя клеток. Далее идет размножение клеток в боковых отделах нервной трубки, в результате чего, в этих участках можно различить три зоны: эпендимную, плащевой слой и краевую вуаль. Из внутреннего слоя, эпендимного, образуются эпиндимоглиоциты, выстилающие полости мозга. Из среднего, плащевого, образуется серое вещество (тела нейронов и два вида макроглии- астроциты и олигодендроциты); из наружного слоя- белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути).

Спинномозговой (чувствительный) узел.

Лежат по ходу задних корешков спинного мозга, либо черепно-мозговых нервов.

Спинальный ганглий окружен соединительнотканной капсулой, от которой внутрь узла проникают прослойки соединительной ткани с сосудами. Соединительная ткань образует строму узла.

Нейроны узла располагаются, в основном, группами по его периферии. По строению они являются пседоуниполярными, по функции - чувствительными. Аксон и дендрит, располагающиеся близко друг к другу, в начале обвиваются вокруг тела клетки, образуя клубок. Затем дендриты идут на периферию в составе смешанного нерва, где образуют рецепторы, а аксоны, в совокупности формируя задние корешки, несут импульсы в серое вещество спинного мозга или в продолговатый мозг. Тело каждого нейрона окружено двумя видами клеток. Непосредственно к нейроцитам прилежат клетки глии – мантийные глиоциты, выполняющие трофическую функцию. Кнаружи от них располагаются клетки соединительной ткани. Их можно различить по форме ядер. Клетки глии имеют округлую форму ядер, клетки соединительной ткани – овальную.



Строение периферического нерва.

Нервы состоят из миелиновых и безмиелиновых волокон и соединительно-тканных оболочек. Каждое нервное волокно окружено тонкой прослойкой РВСТ-эндоневрием. Пучки нервных волокон покрыты более толстыми прослойками РВСТ-периневрием. Наружная оболочка нерва – эпиневрий - представляет собой плотную волокнистую соединительную ткань, в которой находятся фибробласты, макрофаги, адипоциты. Соединительнотканные оболочки (эндо-, пери-, эпиневрий) содержат кровеносные и лимфатические сосуды и нервные окончания.



Спинной мозг.

Состоит из двух симметричных половин, отделенных друг от друга: спереди срединой щелью, сзади - соединительнотканной перегородкой. Вещество СМ неоднородно: внутренняя его часть темнее - это серое вещество, на периферии светлое – белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути). Серое вещество на поперечном сечении имеет вид бабочки или (буквы «Н» и образует рога: передние (вентральные), задние (дорсальные) и боковые латеральные).

Передние рога более толстые и короткие, чем задние. Латеральные рога появляются на уровне грудного отдела позвоночного столба.

В процессе развития СМ нейроны серого в-ва группируются в 10 слоях или пластинах (пластины Рекседа).

Так, I-V пластины соответствуют задним рогам,

VI-VII –в промежуточной зоне (латеральные рога),

VIII-IХ-передним рогам,

Х-около центрального канала.

На поперечных срезах СМ видны скопления нейронов в виде ядер, на сагиттальных срезах видно пластинчатое строение, где нейроны группируются в виде колонок. Каждая колонка нейронов соответствует определенной области на периферии тела. Серое в-во спинного мозга состоит из тел нейронов, безмиелиновых, тонких миелиновых волокон и нейроглии. Нейроны СМ по строению являются мультиполярными. Белое вещество- совокупность миелиновых волокон, образующих проводящие пути.

Нейроны серого в-ва, сходные по строению, размерам и функции образуют скопления, называемые ядрами или ядерными нервными центрами.

Среди нейронов СМ выделяют следующие:


  1. Корешковые, нейриты которых покидают СМ в составе передних корешков;

  2. Внутренние, отростки которых заканчиваются синапсами в пределах серого в-ва;

  3. Пучковые, аксоны которых через белое в-во осуществляют связи между сегментами СМ или отделами головного мозга, образуя проводящие пути.

ЗАДНИЕ РОГА. Здесь различают губчатый слой, желатинозное в-во, собственное ядро заднего рога и грудное ядро. Губчатый слой состоит из широкопетлистого глиального остова и мелких вставочных нейронов.

В желатинозном в-ве преобладают глиальные клетки. Нейронов мало.

Грудное ядро (или ядро Кларка) состоит из крупных вставочных нейронов, аксоны которых выходят в боковой канатик белого в-ва этой же половины СМ и идет в составе спинно - мозжечкового пути к мозжечку. Они получают информацию от рецепторов мышц, сухожилий и суставов.

Собственное ядро заднего рога состоит из вставочных нейронов, аксоны которых переходят через переднюю белую спайку на противоположную сторону СМ в боковой канатик белого в-ва и входят в состав спинно-мозжечкового и спинно-таламического путей, направляясь в мозжечок и зрительный бугор. Это ядро располагается в середине заднего рога. Все нейроны заднего рога осуществляют связь между чувствительными нейронами спинальных ганглиев и двигательными клетками передних рогов, замыкая местные рефлекторные дуги.

В БОКОВЫХ РОГАХ различают медиальное промежуточное ядро, нейриты клеток которого входят в состав спиномозжечкового пути этой же половины, и латеральное промежуточное ядро, образованное группой ассоциативных клеток симпатической рефлекторной дуги.

В ПЕРЕДНИХ РОГАХ расположены самые крупные нейроны СМ, образующие двигательные соматические центры. Наиболее выражены медиальная и латеральная группы моторных клеток. Медиальное ядро иннервирует мышцы туловища и развито на всем протяжении СМ. Латеральное ядро находится в шейном и поясничном отделах СМ, иннервируя, соответственно, мышцы верхних и нижних конечностей.

ГЛИОЦИТЫ СМ.Спинномозговой канал выстлан эпендимоцитами. В сером веществе располагаются протоплазматические астроциты, выполняющие трофическую функцию. Отростки волокнистых астроцитов принимают участие в образовании гемато-энцефалического барьера. Олигодендроциты входят в состав и белого, и серого в-ва СМ, образуя оболочки нервных волокон. Микроглия (макрофаги) распределяются также и в сером, и в белом в-ве СМ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка