Методические разработки по гигиене и экологии для студентов 3 курса медицинского факультета




Скачати 12.56 Mb.
Сторінка1/53
Дата конвертації16.04.2016
Розмір12.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53



МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

по гигиене и экологии

для студентов 3 курса медицинского факультета

(специальность – лечебное дело)
ТЕМА №1. Гигиена как наука. Место и значение гигиены в системе медицинских наук и практической деятельности врача. Основ­ные законы гигиены. Методы гигиенических исследований.
ТЕМА №2. Гигиеническая оценка лучистой энергии. Методика определения интенсивности ультрафиолетового излучения и его использования для профилактики заболеваний и санации воздушной среды.

ТЕМА №3. Методика определение гигиенической оценки естественного и искусственного освещения помещений.
ТЕМА №4. Методика определения и гигиенической оценки температурно-влажностного режима помещений, направления и скорости движения воздуха.
тема №5. Методика гигиенической оценки воздушной среды и эффективности вентиляции помещений. Гигиеническая оценка комплексного влияния микроклимата на теплообмен человека.
ТЕМА №6. Методика гигиенической оценки влияния климато-погодных условий на здоровье человека.
ТЕМА №7. Методика гигиенической оценки почвы в соответствии с данными санитарного обследования земельного участка и результатам лабораторного анализа.
ТЕМА №8. Санитарная очистка населенных мест.
ТЕМА№9. Гигиена планирования и застройки населенных мест. Общая методика санитарного обследования и описания объекта.
ТЕМА №10. Методика гигиенической оценки питьевой воды в соответствии с данными санитарного обследования систем водоснабжения и результатами лабораторного анализа проб.
ТЕМА №11. Методика санитарного обследования источников водоснабжения и отбора проб воды для бактериологического и санитарно-химического исследования
ТЕМА №12. Гигиеническая оценка водоснабжения. Методы улучшения качества питьевой воды.
ТЕМА №13. Гигиеническая оценка степени качества пищевых продуктов. Методика санитарной экспертизы молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и консервов.
ТЕМА №14. Гигиеническая оценка степени качества пищевых продуктов.

Методика санитарной экспертизы муки, хлеба и зенопродуктов. Методика лабораторного контроля качества напитков и оценка их фальсификации. Гигиенические основы использования пищевых добавок в питании человека.


ТЕМА №15. Изучение адекватности и сбалансированности питания. Методика расчета энергозатрат человека и его потребности в пищевых веществах
ТЕМА №16. Изучение адекватности та сбалансированности питания. Методика гигиенической оценки питания человека и организованных коллективов.
ТЕМА №17. Изучение адекватности и сбалансированности питания. Методика оценки пищевого статуса и витаминной обеспеченности организма человека.
ТЕМА №18. Теоретические аспекты и методика профилактики алиментарных и алиментарно-обусловленных заболеваний. Гигиенические основы лечебно-диетического и лечебно-профилактического питания.
ТЕМА №19. Лечебно-санитарный надзор за организацией питания в лечебных учреждениях.
ТЕМА №20. Методика расследования и профилактика случаев пищевых отравлений.
ТЕМА №21. Модуль 1. Общие вопросы гигиены и экологии
ТЕМА №22. Гигиеническая оценка степени тяжести и напряженности труда
ТЕМА №23. Гигиеническая оценка влияния шума и вибрации на организм человека.
ТЕМА №24. Гигиеническая оценка пыли и токсических химических веществ. Методика гигиенической оценки опасных и вредных факторов производственной среды и реакции организма на их влияние.
ТЕМА №25. Основы охраны труда в медицине. Санитарное законодательство в области охраны труда. Служба охраны труда лечебно-профилактического учреждения: функции, права, организация работы. Особенности охраны труда врачей разных специальностей и основные пути профилактики отрицательного влияния производственной среды.
ТЕМА №26. Медико-санитарные части и медицинские пункты промышленных предприятий. Гигиенические аспекты работы цехового ординатора. Методика изучения заболеваемости работников производственных предприятий.
ТЕМА №27. Методика расследования случаев профессиональных заболеваний и отравлений. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Комиссия по расследованию несчастного случая на производстве: порядок создания, права и обязанности.
ТЕМА №28. Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков. Оценка функциональной готовности детей к обучению в школе.
ТЕМА №29. Гигиеническая оценка режима дня и учебно-воспитательного процесса учеников разного возраста.
ТЕМА №30. Методы гигиенической оценки оборудования и содержание учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков. Гигиеническая оценка детской мебели.
ТЕМА №31. Врачебно-санитарный надзор за условиями воспитания и обучения детей и подростков в школе.
ТЕМА №32-33. Методы оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков.
ТЕМА №34. Методологические и методические основы и общая схема изучения влияния окружающей среды на здоровье человека.
ТЕМА №35. Методика выбора зон наблюдения. Методы комплексной гигиенической оценки состояния окружающей среды. Методика расчета интегрального индекса здоровье и оценки количественных показателей состояния здоровья населения в связи с влиянием окружающей среды.
ТЕМА №36. Гигиеническая оценка размещения и планировки отдельных структурных подразделений больницы по материалам проекта.
ТЕМА №37. Гигиенические основы профилактики внутрибольничных инфекций. Гигиенические основы санитарно-противоэпидемического режима. Современные методы дезинфекции.
ТЕМА №38. Гигиеническая оценка пребывания больных и работы медицинского персонала в лечебных учреждениях.
ТЕМА №39. Гигиеническая оценка больничной и бытовой одежды. Методика гигиенической оценки средств по уходу за ротовой полостью.
ТЕМА №40. Психогигиенические основы оптимизации повседневной деятельности человека.
ТЕМА №41. Гигиенические аспекты медицинской биоритмологии и хроногигиены. Гигиена адаптационного процесса. Научные основы диагностики и профилактики хронической усталости.
ТЕМА №42. Методика радиационного контроля при работе с источниками ионизирующих излучений.
ТЕМА №43. Расчетные методы оценки радиационной безопасности и параметров защиты населения от внешнего облучения.
ТЕМА №44. Гигиеническая оценка противорадиационной защиты персонала и радиационной безопасности пациентов при применении радионуклидов и других источников ионизирующих излучений в лечебных учреждениях.
ТЕМА №45. Всемирная организация здравоохранения (ВООЗ): цель и задачи. Профилактические программы ВООЗ.
ТЕМА №46. Современные аспекты деятельности ВООЗ в области защиты окружающей среды и безопасности химических веществ. Гигиенические основы формирования здорового образа жизни в материалах ВООЗ
ТЕМА №47. Климатические условия жарких и тропических стран и их влияние на условия жизни и здоровье населения
ТЕМА №48. Вопросы коммунальной гигиены в жарких и тропических странах.
ТЕМА №49. Проблемы гигиены питания в жарких и тропических странах. Заболевания, связанные с потреблением продуктов моря
ТЕМА №50 Модуль №2. Специальные вопросы гигиены и экологи.

ТЕМА №1. ГИгИЕна КАК наука. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ГИГИЕНЫ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКИХ НАУК И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ГИГИЕНЫ. МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомится с основными законами гигиены, методами гигиенических исследований, структурой санитарной службы Украины, гигиеническими аспектами деятельности врача общей практики и семейного врача в ходе проведения оздоровительных мероприятий, предупредительного и текущего санитарного надзора.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Гигиена как наука. Основные законы понятия, сроки и определения в гигиене.

2. Методология гигиены. Методы гигиенических исследований.

3. Профилактическая направленность государственной системы здравоохранения. Основные законодательные акты и постановления по вопросам охраны здоровья населения и организации санитарной службы Украины.

4. Структура и задачи санитарной службы Украины. Содержание предупредительного и текущего санитарного надзора.

5. Единство действий в работе лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений страны.

6. Гигиенические знания, необходимые врачу общей практики и семейному врачу в ходе осуществления своих обязанностей в лечебных учреждениях, на промышленных предприятиях, на сельском врачебном участке, в детских учреждениях, семье и т.д.
ЗАДАНИЕ:

1. Ознакомится с государственной системой лечебно–профилактического и санитарно-эпидемиологического обеспечения населения Украины, с основными направлениями научной работы сотрудников кафедры, с порядком выполнения заданий и оформления результатов практических занятий.

2. Занести в тетрадь для практических занятий следующие схемы: законы гигиены; методы гигиенических исследований; структура санитарной службы Украины; задачи санитарно-эпидемиологической станции; виды деятельности врача общей практики и семейного врача, в ходе выполнения которых необходимы знания гигиены.

3. Получить задания по НДРС.


ЛИТЕРАТУРА: Основная:

1. Гігієна та екологія: Підручник / За редакцією В. Г. Бардова. ― Вінниця: Нова Книга, 2006. ― С. 259-276.

2. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. / Є.Г. Гончарук, Ю.І. Кундієв, В.Г. Бардов та ін. / За ред. Є.Г. Гончарука. – К.: Вища школа, 1995. – С. 48-87; 138-142; 507-530.

3. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е.И.Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др. – К.: Вища школа, 2000 – С. 8-96; 155-161; 593-624.

4. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. – К.: Здоровя, 1999 – С. 6-34.

5. Даценко І.І., Габович Р.Д. Основи загальної та тропічної гігієни. – К.: Здоровя, 1995 – С. 6-11.

6. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Р.Х. Гигиена. – К.: Вища школа, 1983. – с. 5-11.

Дополнительная:

1. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. – М.: Медицина, 1971 – С. 584.

2. Даценко І.І. Гігієна та екологія людини. Навчальний посібник. – Львів: “Афіша”, 2000. – 247с.

3. Загальна гігієна. Словник-довідник. / І.І.Даценко, В.Г.Бардов, Г.П.Степаненко та ін. / За ред. І.І.Даценко. - Львів: “Афіша”, 2001. – 242 с.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ЗАНЯТИЙ


  1. При подготовке к занятию студент с „Пособия к практическим занятиям” в протокольную тетрадь записывает:

Дата ________________

Протокол № ______

Тема занятия: _____________________________________________________________

Цель занятия: _____________________________________________________________

Исходные знания и умения: (знать _______________, уметь ______________________).

Решать задания (задачи) по самоподготовке.

2. На практическом занятии:

На семинарском и лабораторном занятии студент записывает ответы на теоретические вопросы.

На лабораторном занятии, кроме этого, студент должен записать:

– методики лабораторных исследований;

– результаты этих исследований;

– необходимые расчеты;

– выводы и рекомендации.
3. При наличии на занятии приборов, номограмм, графиков – зарисовать их (или сделать ксерокопии и вклеить в протокол).
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ходе занятия студенты знакомятся с основными законами гигиены как науки (схема 1), методами гигиеничных исследований (схема 2), структурой и задачами санитарной службы Украины (схема 3), видами деятельности врача общей практики и семейного врача, в ходе выполнения которых необходимы знания гигиены (приложение 1).

Во время перерыва преподаватель знакомит студентов с кафедрой, ее историей, направлениями научной деятельности, профильными научными лабораториями.

Дальше преподаватель информирует студентов о порядке оформления протоколов, а также порядок отработок пропущенных занятий.

На этом же занятии студенты получают темы для выполнения наставительно-исследовательской работы (реферативной или экспериментальной). Перечень рекомендованных тем представлен в приложении 2, порядок оформления НДРС приведен в приложении 3.



Схема 1

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ГИГИЕНЫ

Первый закон гигиены

о движущих силах нарушения здоровья людей


Нарушение уровня здоровья людей (болезнь, снижение резистентности, иммунного статуса, или адаптационно–компенсаторных возможностей организма), вызванное физическими, химическими, биологическими, психогенными этиологическими факторами, может возникнуть только в случае наличия трех движущий сил: источника вредности (загрязнителя) или комплекса вредностей, фактора (механизма) воздействия или передачи этого загрязнителя и чувствительного к этому загрязнителю организму. В случае отсутствия хотя бы одного из этих условий или движущих сил каких-либо изменений уровня здоровья в результате воздействия факторов окружающей среды для данной возрастно-половой или профессиональной группы людей не произойдет.


Второй закон гигиены

закон негативного влияния деятельности людей на окружающую среду


Независимо от своей воли и сознания, в связи с физиологической, бытовой и производственной деятельности люди негативно воздействуют на окружающую среду, причем, тем опаснее, чем ниже научно-технический уровень производства, культура населения и социальные условия жизни.


Третий закон гигиены

закон негативного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений


Природная окружающая среда загрязняется не только под влиянием физиологической, бытовой и производственной деятельности людей, но и в результате воздействия экстремальных природных явлений, катаклизмов, таких как вспышки на Солнце, вулканическая деятельность, землетрясения, активная циклоническая и антициклоническая деятельность.


Четвертый закон гигиены

закон позитивного влияния на окружающую среду человеческого общества


В процессе создания благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности человеческое общество в зависимости от уровня развития, культуры, достижений научно–технического прогресса, экономических возможностей, целенаправленно воздействует на окружающую среду с целью ее оздоровления, тем самым предупреждая загрязнение и повышая уровень здоровья населения.



Пятый закон гигиены

закон негативного влияния загрязненной (денатурированной) природной окружающей среды на здоровье человека


В результате взаимодействия человека с окружающей средой, загрязненной физиологическими выделениями, бытовыми или техногенными загрязнителями в количествах, превышающих гигиенические нормативы, неизменно наступает изменение уровня его здоровья в сторону ухудшения.


Шестой закон гигиены

закон позитивного влияния природной окружающей среды на здоровье населения


Природные факторы окружающей среды (солнце, чистый воздух, чистая вода, доброкачественная пища) благоприятно влияют на здоровье людей, способствуя его сохранению и укреплению.



Схема 2

ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ






Методы изучения Методы изучения влияния

окружающей среды окружающей среды

на здоровье людей







Методы санитарного Инструментально– Методы Методы

обследования с пос- лабораторные эксперименталь- натурного

ледующей санитар- методы ного исследования наблюдения

ной описью




физические; эксперимент с моде- комплексная оцен-

химические; лированием природ- ка состояния здо-

физикио-химичес- ных условий; лабо- ровья населения;

кие; биологичес- раторный экспери- клинические;

кие; санитарнно- мент на животных; физиологические;

статистические; лабораторный экс- биохимические;

географические перимент на людях токсикологические;

санитарно-

статистические;

медико-


географические
Схема 3
СТРУКТУРА САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ



Министр охраны здоровья Украины





Первый заместитель министра охрани здоровья Украины

Главный государственный санитарный врач Украины





Директор Департамента Государственной

Санитарно-эпидэмиологической службы





Главный врач Центральной Главный врач областной

СЭС МОЗ Украины санитарно-эпидемиологической

станции

Главный государственный

санитарный врач области






Главный врач городской Главный врач районной санитарно- санитарно-эпидемиологической станции эпидемиологической станции

Главный государственный санитарный (областного подчинения)

врач города Главный государственный

санитарный врач района

(областного подчинения)





Главный врач районной

санитарно-эпидемиологической станции

(городского подчинения)



Главный государственный санитарный

врач района

(городского подчинения)


Схема 4
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ САНИТАРНО–ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ





САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
























Організаційно- методична работа




Санітарно-гигиеническая деятельность




Противо-эпидемическая деятельность




Санітарно- просветительская работа
























Предупредительный санитарный надзор




Текущий санитарный надзор




















контроль за строительством; охрана атмосферного воздуха; охрана водоемов; охрана грунта;

контроль за разработкой нормативной документации на новые виды изделий материалов и т.д.; изготовление бактериальных препаратов





контроль за соблюдением санитарных норм и правил;

изучение санитарного состояния населения; изучение санитарного состояния района; контроль за санитарно-противоэпидемической деятельностью лечебно- профилактических учреждений;

работа с санитарным активом


Приложение 1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка