Методические рекомендации для срсп методические рекомендации для самостоятельной работы студентов




Сторінка1/14
Дата конвертації24.04.2016
Розмір2.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

logo_fin


КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА ХИМИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




Учебно – методический

комплекс

По дисциплине:

Химия
для специальности:

5В130100- «Общая медицина»

Кафедра: Химии

Курс: 1
Алматы, 2015 г

Содержание


1. Силлабус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


3


2. Лекционный комплекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


17

3. Методические рекомедации для практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28


4. Методические рекомендации для СРСП . . . . .


75

5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. . . . . . . . . . . .

115


6. Контрольно-измерительные средства . . . . . . .


131

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

156



СИЛЛАБУС

По дисциплине - химия, Him 1111
для специальности - 5В130100 - «Общая медицина»
Кафедра – химии

Курс - первый

Семестр – первый, второй







Лекции 5 часов




Практические (семинарские)

занятия 25 часов






СРСП _30__




Всего аудиторных 60 часов




Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС)

30 часов




Форма контроля: экзамен





Алматы, 2015 г.

Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой к.х.н. Нечепуренко Е.В., к.х.н. Алмабековой А.А.



Обсужден и утвержден на заседании кафедры химии от «____»___________2015 г., протокол №_1_.
Заведующий кафедрой, профессор __________________Алиев Н.У.

Общие сведения

Наименование вуза- Казахский национальный медицинский университет

им. С.Д.Асфендиярова.



Кафедра - химии.

Дисциплина - химия Him 1111

Специальность - 051301 - «Общая медицина»

Объем учебных часов – 90

Курс и семестр обучения - 1 (I, II)
Сведения о преподавателях кафедры химии:


№ пп

ФИО

Должность

Ученая степень



Алиев Н.У.

профессор, заведующий кафедры химии

д.х.н.



Алмабекова А.А.

доцент

к.х.н.



Есимжан А.Е.

доцент

к.х.н.



Карлова Э.К.

доцент

к.х.н.



Кусаинова Ж.Ж.

доцент

к.х.н.



Кусаинова А.К.

доцент

к.х.н.



Нечепуренко Е.В.

доцент

к.х.н.



Садыкова Г.С.

ст.преп.

к.х.н.



Кагазбекова Г.А.

преп.

-


Контактная информация:

Кафедра биохимия находится по адресу:

г. Алматы, ул. Сейфуллина 543, учебный корпус №2, первый этаж

Тел:2925025 внутр. 7219


Политика дисциплины:

  1. Студенты обязаны посещать лекции, практические занятия, СРСП согласно расписанию.

  2. На занятия являться без опозданий, в белых халатах. На время лекций и занятий отключать сотовый телефон.

  3. Не пропускать занятий. В случае отсутствия на занятии по уважительной причине (по болезни) оправдательные документы предоставляются в деканат. Все пропущенные занятия необходимо отработать.

  4. Студенты должны регулярно готовиться к лекциям, практическим занятиям, СРСП, СРС, выполняя все задания в соответствии с требованиями.

  5. Отчеты по выполненным заданиям сдаются преподавателю в установленные сроки. Работы, сданные позже установленного срока, не рассматриваются.

  6. К экзамену не допускаются студенты:

- не сдавшие все рубежные контрольные работы;

- не набравшие минимальный проходной балл;

- не отработавшие пропущенные занятия.


  1. ПРОГРАММА

Введение

Настоящая программа предназначена для специальности «Общая медицина» медицинских ВУЗов.

Общеизвестно, что в современных условиях ключевой задачей высшего образования является фундаментальность обучения. Химия является фундаментальной наукой и мощным инструментом исследования и познания процессов в живых системах. Поэтому студенты медицинских специальностей должны хорошо усвоить основные идеи, законы и методы этой науки. Программой предполагается рассмотрение основ наиболее важных тем курса неорганической, органической, физической, коллоидной химии.

Дисциплина «Химия» готовит теоретическую базу для освоения некоторых разделов биохимии, молекулярной биологии, физиологии, фармакологии, гигиены и обеспечивает более широкое привлечение научного подхода и новейших методов исследования, почерпнутых из фундаментальных наук, при изучении медико-биологических, клинических дисциплин.

Необходимо вооружить студентов знаниями, которые могут быть использованы при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов, происходящих в человеческом организме на молекулярном и клеточном уровнях и для выполнения в необходимых случаях расчетов этих процессов.

Важной задачей оптимизации высшего медицинского образования является расширение межпредметных связей и интеграция фундаментальных, медико-биологических и клинических дисциплин.


Цель дисциплины:

Формированиеу студентов целостного физико-химического, естественнонаучного подхода к изучению человеческого организма, а также обоснование химических и физико-химических аспектов важнейших биохимических процессов и различных видов равновесий, происходящих в живом организме.


Задачи дисциплины:

  • Студент будет способен применять основные законы физической и коллоидной химии для характеристики живых организмов и описания биохимических процессов, протекающих в организме, а также для решения ситуационных задач.

  • Студент сможет дать количественную характеристику концентрации растворов и их коллигативных свойств, а также кислотности растворов кислот и оснований, буферных растворов и пояснить механизм их действия.

  • Студент сможет объяснить влияние строения основных классов природных органических соединений и биополимеров на их химические свойства.

  • Студент сможет пояснить взаимосвязь между химическим составом, строением, свойствами и биологической активностью веществ, в том числе органических компонентов живых организмов и лекарственных препаратов;

  • Студент будет иметь стимул для изучения профессиональной литературы и использования электронной базы данных.


Конечные результаты обучения

В результате освоения данной дисциплины студент приобретаетследующие профессиональные компетенции



1. Знание:

  • важнейшие теоретические положения химической термодинамики, 1 и 2 начала термодинамики;

  • основные способы выражения состава раствора;

  • коллигативные свойства растворов, их роль в организме;

  • теорию строения атомов и молекул, координационную теорию строения комплексных соединений, понятие хелатотерапии, химию биогенных элементов;

  • сущность кислотно-основного равновесия и функцию буферных систем организма;

  • теорию окислительно-восстановительных процессов;

  • физико-химические закономерности поверхностных явлений, структуру и свойства биологических мембран и дисперсных систем живого организма;

  • природу и особенности физико-химических свойств растворов высокомолекулярных соединений (ВМС) и биополимеров;

  • правила классификации и номенклатуры органических соединений;

  • типы и механизмы химических реакций;

  • возможные пути преобразования функциональных групп и важнейших классов органических соединений;

  • взаимосвязь особенностей строения и химических свойств органических соединений с их биологической активностью;

  • роль биорегуляторов и биополимеров в процессах жизнедеятельности.


2. Практические навыки:

  • применятьправила техники безопасностипри работев химических лабораториях, использовать химическую посуду, основные приборы и методы физико-химических измерений, необходимых в медицинской практике;

  • рассчитывать молярную, моляльную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, массовую долю растворенного вещества, титр раствора и тепловые эффекты химических реакций;

  • проводить потенциометрическое измерение pH, хроматографический анализ;

  • определять величину адсорбции, порог коагуляции, степень набухания биополимеров, относительную молекулярную массу низкомолекулярных веществ по криометрическим данным и ВМС по вискозиметрическим данным;

  • получать коллоидные растворы и исследовать их свойства;

  • классифицировать органические соединения по строению углеродного скелета и природе функциональных групп;

  • использовать правила номенклатуры химических соединений;

  • связывать биологические функции органических молекул с их строением и реакционной способностью;

  • качественно определять ненасыщенные соединения, аминокислоты, моносахариды, наличие в молекуле пептидной связи, функциональных групп;

  • прогнозировать химическое поведение органических соединений в определённых условиях окружающей среды на основании знания теоретических основ органической химии.

  • приготовления растворов заданной концентрации, определения плотности и рН растворов;

  • приготовления буферных растворов с заданным значением pH, определения буферной емкости;

  • проведения качественных реакций на катионы и анионы биогенных элементов;

  • классификации органических соединений и проведения качественных реакций на функциональные группы.


3. Коммуникативные навыки:

- настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей;

- способность к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности;

- умение работать в коллективе;

- способность перерабатывать большие объемы информации и выделять главное;

- навыки культуры социальных отношений;

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

4. Правовая компетенция

- техника безопасности и охрана окружающей среды.

- понимание необходимости безопасного обращения с химическими веществами с учетом их - физических и химических свойств, способность проводить оценку возможных рисков на основании знания закономерностей, управляющих поведением анализируемой системы.

5. Самосовершенствование

- использовать знания по химии в дальнейшей практической деятельности;

- самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, использовать

их данные для решения типовых задач в применении к биологическим системам;

- оставлять рефераты к проводимым анализам и научно обосновывать

полученные экспериментальные данные в применении к медицинской

практике.
Пререквизиты и постреквизиты дисциплины

Пререквизиты: школьный курс химии, физики, математики, биологии.

Постреквизиты: молекулярная биология,биохимия, фармакология, физиология, клинические дисциплины.

Краткое содержание дисциплины

Термодинамика. Термохимия. Химическая кинетика и катализ. Коллигативные свойства растворов. Протолитическая теория кислот и оснований. Буферные системы. Природа химической связи. Комплексные соединения, биогенные элементы. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах. Поверхностные явления. Коллоидные системы. Растворы биополимеров.

Углеводороды. Ароматические соединения. Правило Хюккеля. Спирты. Амины. Диазо- и азосоединения. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Гетерофункциональные органические соединения. Алифитические галогено-замещенные кислоты. Гидрокислоты. Оксокислоты. α-аминокислоты. Пептиды. Белки. Углеводы. Гетероциклические соединения. Алкалоиды. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозиды. Нуклеотиды. РНК и ДНК. Липиды. Терпены. Стероиды.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций, лабораторно-практических занятий, СРСП, СРС

Неделя



пп



Раздел


Тема

Форма проведения и часы

Лекц.

Практ.

СРСП

СРС

0

1

1-2

Процессы, происходящие в живом организме – физико-химическая интерпретация.

1










0

2

3-4

Водные растворы. Равновесия в жидких средах организма.

1










0

3

5-6

Элементы-органогены. «Металлы жизни». Углерод – основа органических соединений. Где граница между живой и неживой природой?

1










0

4

11-12

Взаимное влияние атомов и способы его передачи в биологически важных молекулах. Типы органических реакций и реагентов.

1










0

5

14-16

Гетерофункциональные соединения, участвующие в процессах жизнедеятельности

1










1

6

1-2

Основы термодинамики и кинетики химических реакций. Экспериментальное определение теплоты реакции нейтрализации. Влияние различных факторов на скорость реакции




2







1

7

1-2

Основы термодинамики живых систем. Кинетика биохимических реакций. Количественная характеристика химических и биохимических процессов.







3




1

8

3

Растворы: способы выражения состава и коллигативные свойства. Приготовление раствора необходимой концентрации методом разбавления более концентрированного раствора




2







1

9

3

Количественные характеристики состава растворов и их коллигативных свойств. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Осмос, гемолиз, плазмолиз







3




1

10

5

Строение атома. Природа химической связи. Комплексные соединения. Медико - биологическая роль комплексных соединений.










7

1

11

4

Протолитические равновесия и процессы. Экспериментальное определение рН раствора колориметрическим методом. Определение буферной емкости растворов




3







1

12

4

Расчет рН в водных растворах сильных и слабых электролитов. Буферные системы организма: состав, механизм действия. Ацидоз. Алколоз.







3




1

13

7-8

Поверхностные явления и дисперсные системы. Хроматографическое разделение ионов железа и меди. Качественное определение ионов железа методом бумажной хроматографии. Экспериментальное получение коллоидных растворов и изучение некоторых их свойств




3







1

14

7-8

Адсорбция на подвижной и неподвижной границе раздела фаз. Получение, свойства и методы очистки коллоидных растворов. Строение мицеллы. Диализ.







3




1

15

6

Биогенные s-, p-, d- элементы: медико-биологическая роль и значение их соединений.










8

1

16

9

Окислительно-восстановительные процессы. Потенциометрическое титрование желудочного сока




3







1

17

1-9

Рубежный контроль №1







3




2

18

12-13

Реакционная способность гомофункциональных производных углеводородов. Качественные реакции спиртов, фенолов, аминов, альдегидов, кетонов и карбоновых кислот.




2







2

19

10-11

Классификация, изомерия и номенклатура органических соединений. Реакционная способность углеводородов










8

2

20

14

Гетерофункциональные соединения, участвующие в процессах жизнедеятельности







3




2

21

18

Особенности физико-химических свойств растворов биополимеров. Общие свойства белков. Экспериментальное изучение кинетики набухания высокомолекулярных веществ. Качественные реакции на пептиды и белки.




2







2

22

14

Биологически важные свойства α-аминокислот. Пептиды.







3




2

23

14

α-Аминокислоты: классификация, строение, номенклатура.










7

2

24

15

Моносахариды: строение, стереоизомерия, цикло-оксотаутомерия, химические свойства, биологическая роль. Реакции Фелинга, Троммера, Селиванова. Цветная реакция на крахмал.




2







2

25

15

Олиго- и полисахариды. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гомо- и гетерополисахариды: строение, биологическая роль







3




2

26

17

Биологически важные гетероциклические соединения. Исследование растворимости мочевой кислоты и ее солей. Реакции осаждения алкалоидов




3







2

27

17

Нуклеозиды, нуклеотиды. Первичная структура нуклеиновых кислот







3




2

28

16

Омыляемые липиды. Стерины, стериды, стероиды и их производные. Реакции на жиры. Реакции открытия непредельных высших жирных кислот.




3







2

29




Рубежный контроль №2







3




Итого всего

5

25

30

30



Разделы дисциплины




пп

Разделы дисциплины

1

Химическая термодинамика

2

Химическая кинетика и катализ

3

Учение о растворах

4

Буферные растворы

5

Природа химической связи. Комплексные соединения

6

Биогенные элементы

7

Физико-химические основы поверхностных явлений

8

Физико-химические свойства дисперсных систем

9

Окислительно-восстановительные процессы

10

Классификация органических соединений. Номенклатура. Изомерия. Взаимное влияние атомов и способы его передачи в биологически важных молекулах. Классификация органических реакций по типу и механизму.

11

Реакционная способность углеводородов. Реакции радикального замещения. Реакции электрофильного замещения и присоединения.

12

Кислотность и основность органических соединений. Реакции нуклеофильного замещения у насыщенного атома углерода.

13

Реакионная способность карбонильных соединений в нуклеофильных реакциях

14

Гетерофункциональные соединения, участвующие в процессах жизнедеятельности

15

Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды

16

Омыляемые и неомыляемые липиды

17

Биологически важные гетроциклические соединения.

18

Высокомолекулярные соединения

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка