Методические рекомендации по организация работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении




Сторінка1/7
Дата конвертації24.04.2016
Розмір0.87 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

Методические рекомендации по

организация работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении

г. Ханты-Мансийск, 2013 г.

Методические рекомендации по организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. – Ханты-Мансийск:

Составители: Гильманова Е.Д.,старший методист БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Ковешникова А.М., педагог-психолог БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Рецензент: Пашкин Г.П., начальник информационно-методического отдела БУ ХМАО – Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», к.п.н.
«Методические рекомендации по организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении» предназначены для практических специалистов образовательных учреждений, работающих с детьми и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...4

  1. Теоретические основы организации работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении……………………………………….5

    1. Проблема социально-педагогического сопровождения семьи в научной литературе……………………………………………………………………..………………..5

    2. Социально-психологические особенности семей, оказавшихся в социально-опасном положении……………………………………………………………………………6

    3. Несовершеннолетние и семьи «группы риска» – понятие и характеристики…………………...................................................................................................8

    4. Принципы работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении…………………………………………………………………………...9

  1. Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении. …………………………………………………………..10

    1. Алгоритм работы несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении…………………………………………………………………………...10

    2. Модели организации работы с семьями «группы риска»…………………………11

Словарь терминов…………………………………………………………………….………13

Список литературы……………………………………………………….…………………..14

Приложение 1…………………………………………………………………………………15

Приложение 2…………………………………………………………………………………19

Приложение 3…………………………………………………………………………………23

Приложение 4…………………………………………………………………………………28

Приложение 5…………………………………………………………………………………29


Приложение 6………………………………………………………………………………….31

Приложение 7………………………………………………………………………………….36

Приложение 8………………………………………………………………………………….40

Приложение 9………………………………………………………………………………….45

Приложение 10………………………………………………………………………………...52

Приложение 11……………………………………………………………………………….55



Введение
Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью - основной и наиболее уязвимый социальный институт. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей. приводит к росту социально - средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную

Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью - это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми членами семьи. При этом, с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную патронажную деятельность с учетом специфики категории семьи. Особое внимание следует уделить и семьям «потенциальной группы риска», в которых открыто, не наблюдается нарушение функций, когда семья находится на докризисном этапе развития.

В данных методических рекомендациях раскрываются основные положения организации социальной работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы семей данной категории, а также предлагаются модели работы с семьей «группы риска».

Методические рекомендации предназначены для практических специалистов образовательных учреждений по работе с семьей.




  1. Теоретические основы организации работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении.


    1. Проблема социально-педагогического сопровождения семьи в научной литературе.

Семья является социальным "живым" организмом. Существуют различные смысловые контексты, значимые для непосредственной практической работы с семьей и отдельными ее членами. Каждая семья в своем развитии имеет несколько стадий развития: становление семьи; взросление детей и разделение поколений; отделение детей от родительской семьи и повторение цикла – как отмечают в Е. Г.Лозовская и Ю. В. Фалалеева [12]. .
В процессе своей жизни, в своем развитии семья переживает различные трудности. Все существующие трудные жизненные ситуации в научной литературе рассматриваются как варианты кризисов. Большинство кризисов являются непредсказуемыми стрессовыми факторами для семьи. .
Многие учены как отечественные, так и зарубежные уделяли и уделяют большое внимание изучению семьи, как социальному институту, взаимодействующему с другими социальными «организмами». Так, Ури Бронфенбреннер в своей социально- экологической теории «К экспериментальной экологии человеческого поведения» предполагает, что бытие человека во многом определяется системами, в которые он включен и характером влияния этих систем друг на друга [8].

Все семьи в своём развитии переживают различные кризисы, так или иначе, отражающиеся на подрастающем поколении, т.е. детях.

Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что они характеризуются эмоциональной значимостью, амбивалентностью и изменяются по мере взросления ребенка [15].

О.С. Сермягина в своем социально-психологическом исследовании подчеркивает важность эмоциональных отношений в семье [5]. Она отмечает, что в психодинамическом направлении психологии основным предметом изучения являются аффективные связи между членами семьи. Акцент при этом делается либо на детско-родительские, либо на супружеские отношения, а нарушения фиксируются преимущественно на уровне личности (социальная дезадаптация, невротическое расстройство и т.п.).

Х. Шульц-Хенке выделяет те виды влияния родителей на ребенка, которые могут привести к невротическим нарушениям его развития. Травматические виды он характеризует как "тормозящие", вызывающие "заторможенность" высшей степени - синоним невроза. К психотравмирующим факторам он относит твердость и чрезмерную мягкость по отношению к детям [11].

К.Г. Юнг говорит о том, что, как правило, жизнь, которую не удалось прожить родителям, они стараются передать "по наследству" детям и вынуждают детей вступить на путь, который должен компенсировать неисполненные желания родителей, т.е. родители в какой-то степени ищут идеального ребенка для себя [13].

В здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого ее члена, формировании семейного "Мы", способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. Семейное воспитание детей - это результат совместной деятельности родителей и всех взрослых членов семьи [8].

Кризисы, как внешние, так и внутренние, которые семья не смогла преодолеть, могут стать причиной попадания семьи и несовершеннолетнего ребенка в социально опасное положение.




    1. Социально-психологические особенности семей, оказавшихся в социально-опасном положении.

Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Главной причиной попадания семьи в социально опасное положение является её социальная дезадаптация.



Под социальной дезадаптацией  понимается нарушение процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. В следствии социальной дезадаптации семьи происходит социальная дезадаптация несовершеннолетних.
Социальная дезадаптация несовершеннолетних – это следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся: в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей.
Социальная дезадаптация несовершеннолетних, прежде всего, проявляется в: школьной дезадаптации; беспризорности, безнадзорности; правонарушениях; раннем алкоголизме, наркомании, токсикомании, табакокурении; резком ухудшении физического, нервно-психического здоровья, так как, в основе причин социальной дезадаптации несовершеннолетних лежит проблема социальной дезадаптации семьи в целом. Рассмотрим эту проблему более подробно. .
Социальная дезадаптация семьи характеризуется наличием следующих проблем:

  • неопределенность гражданского статуса членов семьи;

  • малообеспеченность;

  • безработица;

  • неудовлетворительные жилищные условия;

  • алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи

  • нарушение здоровья;

  • семейная дезадаптация;

  • духовно-нравственная деградация семьи.

Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т.п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет прописки), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа. .
Малообеспеченность. Относится семья, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи). .
Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий или субсидий. .
Безработица. Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного). Распространенное явление у вышеуказанной категории семей – это несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т.е. желания трудиться.
Неудовлетворительные жилищные условия. Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным нормам, несоответствие санитарно-гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖЭУ, СЭС). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям, как родителей, так и детей. Из-за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома ("... не хочу жить дома, потому что там неуютно, сыро, грязно"), что, в свою очередь, может стать причиной бродяжничества у детей. .
Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, когда наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы. .
Нарушение здоровья. Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой или фактически). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия. .
Семейная дезадаптация. Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.
Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.
Духовно - нравственная деградация семьи - утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья [11].

Таким образом, раскрывая проблемы дезадаптации семьи, мы имеем представление о социально-психологических особенностях семей оказавшихся в социально-опасном положении.

В семьях, столкнувшихся с рядом выше перечисленных проблем, может существовать как домашнее насилие, так и безнадзорность детей, кроме того проявление различных девиаций у несовершеннолетних (ранняя алкоголизация, табакокурение, наркомания и т.д.)

Поэтому семьи, оказавшиеся в социально опасном положении - это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных служб и специалистов.




    1. Несовершеннолетние и семьи «группы риска» – понятие и характеристики.

Работая с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении, нужно уделять особое внимание семьям «группы потенциального риска». Очень важен патронаж данной категории семей, в которых велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи, то есть «дисфункциональных семей». Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы. Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально» [15].

К семьям «группы потенциального риска» относятся следующие категории семей:

-внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния). В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);

-семьи, с неопределенным социогенезом. В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно-история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);

- семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска». В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних). Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи.



В качестве отдельной категории необходимо рассматривать:

-семьи благополучные, в которых воспитываются дети школьного возраста. Определение их в отдельную категорию обусловлено резкостью динамики социального окружения детей (новые сверстники, новые идеалы и ценности), появление новых факторов риска (реклама, алкоголь, курение). Все это способствует изменению личностного развития детей и подростков, смене поведения, причем в большинстве случаев родители могут лишь незначительно повлиять на данный негативный процесс.

-семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска», когда в качестве объекта социальной работы необходимо рассматривать родителей, ближайших родственников.

Именно определение форм и методов работы с семьей на ранних стадиях развития проблемной ситуации позволяет интегрировать формы и методы социальной работы в рамках ситуативного подхода и обеспечить эффективность их реализации.



    1. Принципы работы с детьми и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении.

В работе с семьями, попавшими в социально-опасное положение, выделяются следующие принципы работы, рассмотрим их более подробно:

  • проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот, любая семейная проблема влечет за собой те или иные проблемы каждого члена семьи. Например, проблема плохо успевающего и конфликтного в школе ученика может быть связана с невростичностью родителей или их слабой заботой о ребенке в силу малограмотности, асоциального образа жизни, определенных трудностей и т.д.;

  • социальному педагогу приходится работать со всеми членами семьи, осуществлять "блокирование" тех сторон отношений, которые отягощают положение каждого из них. Это особенно значимо при оказании социальной помощи детям: реабилитация детей и подростков с ослабленными семейными связями должна сопровождаться реабилитацией их семей, восстановлением их способности быть естественной средой жизнеобитания ребенка, поэтому "изъятие" ребенка из семьи на некоторое время может быть оправдано;

  • специалист по работе с семьей может помочь клиенту справиться с возникшей проблемой. Помощь заключается в том, чтобы семья поняла свою проблему и осознала необходимость се решения. Недопустимо ответственность за решение проблемы снимать с клиента и возлагать на плечи специалиста ответственность за последствия поведения членов семьи, за результат их жизнедеятельности. Однако, учитывая маргиналъность асоциальной семьи, следует понимать, что она, как правило, не всегда желает изменить свой образ жизни, поэтому специалист по социальной работе должен действовать прежде всего в интересах ребенка и улучшать условия его жизни;

  • в работе с семьей не следует навязывать людям свое (личное) мнение о системе ценностей, так как представление специалиста может не совпадать с мировоззрением клиента;

  • семья автономна в своей жизнедеятельности и имеет право выбирать тип взаимоотношений, методы воспитания детей и так далее (вмешательство в семейные отношения происходит лишь тогда, когда существует прямая угроза физическому, психическому здоровью ребенка или кого-то из членов семьи);

  • работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфиденциальности, ибо в ее ходе затрагиваются сведения, разглашение которых может нанести серьезный ущерб клиенту, а некорректное общение специалиста непоправимо разрушает возможности для их дальнейшего сотрудничества [8].
  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка