Министерство сельского хозяйства РФ




Сторінка1/6
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
__________________ Т.И. Гуляева
«_____» ________________ 2014 г.


Рабочая программа дисциплины

на основе модульной технологии обучения

«ЭПИЗООТОЛОГИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ»

Специальность - 111801.65 ВЕТЕРИНАРИЯ

Квалификация - специалист
Форма обучения - очная

Орел 2014 год


Составитель: _____________ Сахно Н.В. доктор ветеринарных наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии «21» апреля 2014 г.
Рецензент: ____________ Белкин Б.Л., Заслуженный деятель науки РФ, доктор ветеринарных наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии «24» апреля 2014 г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801.65 Ветеринария.

Программа обсуждена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии, протокол № 12 от «29» апреля 2014 г.

Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: _____________ Сахно Н.В. доктор ветеринарных наук, доцент «29» апреля 2014 г.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины протокол № __ от «__» ________ 2014 г.

Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Масалов В.Н., доктор биологических наук, профессор __________________ «__» __________2014 г.


Программа принята учебно-методической комиссией по специальности 111801.65 Ветеринария, протокол № 8 от «26» мая 2014 г.

Председатель учебно-методической комиссии по специальности 111801.65 Ветеринария Сазонова В.В., доктор ветеринарных наук, профессор ______________ протокол № 8 от «26» мая 2014 г.

Заведующий выпускающей кафедрой: эпизоотологии и терапии Сахно Н.В., доктор ветеринарных наук, доцент _________________ «29» апреля 2014 г.

Директор научной библиотеки Ишханова Е.В. ____________________«__» __________20__г.




Оглавление

Введение 4

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),

соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной

программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины) 5

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 8

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества

академических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии

с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий)

и на самостоятельную работу обучающихся 8

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

с указанием отведенного на них количества академических часов

и видов учебных занятий 9

4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины 9

4.2 Разделы дисциплин и виды занятий 12

4.3 Тематический план лекций 14

4.4 Практические занятия 18

4.5 Лабораторный практикум 19

4.6 Самостоятельная работа студентов 23

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине (модулю) 27

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

обучающихся по дисциплине (модулю) 27

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой

для освоения дисциплины (модуля) 48

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

необходимых для освоения дисциплины (модуля) 49

9.Перечень методических указаний для обучающихся по освоению

дисциплины (модуля) 50

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении

образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень

программного обеспечения и информационных справочных

систем (при необходимости) 51

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления

образовательного процесса по дисциплине (модулю) 51

12. Критерии оценки знаний студентов 52
Введение
Эпизоотология и инфекционные болезни дисциплина, изучающая закономерности влияния ветеринарных мероприятий на развитие животноводства, формы и методы ветеринарного обслуживания, позволяющие обеспечить эффективную охрану здоровья животных и получить продукцию высокого санитарного качества.

Включает в себя основные положения эпизоотологии и инфекционных болезней: общая эпизоотология с основами санитарии и частная эпизоотология. Последняя подразделяется на заболевания различных видов животных. В каждом разделе этой комплексной научной дисциплины рассматривается определенная сторона противоэпизотической деятельности ветеринарного врача.

Эпизоотология и инфекционные болезни изучает диагностику и профилактику болезней инфекционной этиологии, лечение животных, профилактику особо опасных болезней животных и человека.

Предназначение дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» в учебном плане обосновано необходимостью сохранения и обеспечения здоровья животных и человека, а также необходимостью охраны территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств.

Дисциплина призвана активизировать творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций и содействовать в овладении навыками проведения самостоятельных научных исследований.

Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Эпизоотология и инфекционные болезни» состоит в том, чтобы дать студентам теоретические и практические знания об эпизоотических закономерностях возникновения, проявления и распространения инфекционных болезней животных, средствах и способах профилактики и борьбы с ними.

В данной дисциплине студенты изучают общую и частную эпизоотологию, а также основные характеристики наиболее важных в эпизоотическом и экономическом отношениях инфекционных болезней, их диагностику, лечение, общие и специфические, профилактические и оздоровительные мероприятия.

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины).
Основные умения и навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

- разработка и осуществление комплекса профилактических, оздоровительных, лечебных мероприятий в животноводстве;

- организация и проведение клинического осмотра, аллергических исследований, отбора проб патматериала для лабораторных исследований и диспансеризации животных;

- проведение плановых профилактических вакцинаций сельскохозяйственных животных и птицы различными методами (внутримышечное и подкожное введение вакцины, аэрозольная вакцинация);

- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации животноводческих помещений;

- курация при заболеваниях заразной этиологии;

- проведение общих и специфических мероприятий в неблагополучных по инфекционным заболеваниям хозяйствах;

- проведение противоэпизоотической защиты хозяйств промышленного типа.

Основными перспективными задачами дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» являются:

- изучение динамики и особенностей течения заболеваний инфекционного характера в условиях интенсивного животноводства с промышленной технологией;

- дальнейшее совершенствование и разработка методов диагностики, изучение энзоотий;

- разработка эффективных методов групповой терапии и профилактики болезней дыхательной и пищеварительной систем;

- изыскание эффективных антистрессовых препаратов, биостимуляторов и других средств повышения неспецифической резистентности организма;

- разработка надежных способов групповой и индивидуальной терапии и профилактики заразных болезней молодняка.


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) Общекультурные компетенции (ОК):

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5);

- осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-6);

- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 7);

- использовать знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8);

- осуществлять экономический анализ и прогноз своей деятельности (ОК-9);

- стремится к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-10);

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);

- быть готовым к достижению уровня физической подготовленности, необходимых для освоения профессиональных умений и навыков (ОК-12).

б) Профессиональные компетенции (ПК):

- быть способным и готовым использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных патологий (ПК-1);

- быть способным и готовым проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее опасных и значимых заболеваний; осуществлять обще-оздоровительные мероприятия по формированию здорового поголовья животных, давать рекомендации по содержанию и кормлению, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными животными (ПК-2);

- уметь правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеть техникой клинического исследования животных, назначать необходимое лечение в соответствии с поставленным диагнозом (ПК-3);

- осуществлять профилактику, диагностику и лечение животных при инфекционных и инвазионных болезнях, при отравлениях и радиационных поражениях, владеть методами ветеринарной санитарии и оздоровления хозяйств (ПК-4);

- быть способным и готовым анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5);

- быть способным и готовым анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-6);

- быть способным и готовым назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными, паразитарными и неинфекционными заболеваниями (ПК-9);

- быть способным и готовым осуществлять экспертизу и контроль мероприятий по охране населения от болезней, общих для человека и животных, охране территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств (ПК-15).

- быть способным и готовым организовать и контролировать проведение массовых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление, недопущение и оперативное лечение опасных заболеваний, в том числе, зооантропонозов (ПК-20);

- быть способным и готовым проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения; осуществлять социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных (ПК-26);

- быть способным и готовым осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности (ПК-27);

- быть способным и готовым проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей (ПК-28).

- быть способным и готовым осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвавать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-29);

- быть способным и готовым к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; уметь применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии (ПК-30).

в) В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: виды инструктажа, законодательную базу в области охраны труда;

- классификацию, симптоматику и синдроматику болезней, их этиологию, патогенез, картину крови и других биологических жидкостей в норме и при патологии;

- основные инструменты и оборудование, включая новейшее (оборудование ИНИИЦ), необходимое для проведения обследования животного и лабораторных исследований;

- современные инновационные методы исследования биологических субстратов организма животного.



Уметь: применять полученные знания на практике;

- использовать основные и специальные методы обследования животных;

- владеть современным инновационным диагностическим и лабораторным оборудованием ИНИИЦ: гематологический и биохимический анализаторы, электронный микроскоп и др.

- получать и оценивать результаты лабораторных и диагностических исследований биологических жидкостей и субстратов;

- различными способами вводить лекарственные вещества и препараты внутрь, парентерально (подкожно, внутривенно, внутримышечно, внутрибрюшинно, внутрикостно, внутритрахеально, внутригрудинно и т.д.).

Владеть: врачебным мышлением, основными принципами охраны труда и безопасности работы с биологическим материалом;

- материалом при оценке данных лабораторных исследований биологических субстратов животного, дальнейшей постановки диагноза и назначения лечения;

- техникой клинического обследования животных, введения лекарственных веществ;

- техникой использования в ветеринарии и животноводстве облучателей, облучательных установок ИК-, УФ-лучей;

- техникой ингаляций, аэрозолетерапии.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Цикл профессиональный, базовая часть.

С целью освоения дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» необходимы знания по патологической анатомии, патологической физиологии, ветеринарной микробиологии и иммунологии (раздел диагностика инфекционных болезней животных; основы санитарной микробиологии), ветеринарной вирусологии (диагностика вирусных болезней животных; обзор вирусов вызывающих болезни у животных), ветеринарной фармакологии (раздел общая фармакология, клиническая фармакология), клинической диагностике, внутренним незаразным болезням (раздел симптоматическое лечение).

Дисциплина «Эпизоотология и инфекционные болезни» является предшествующей для патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизы, ветеринарно-санитарной экспертизы, болезней мелких домашних и экзотических животных.



3.Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу (во взаимодействии с преподавателем) обучающихся (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Таблица1 Общая трудоемкость дисциплины 10 зачетных единиц.



Виды учебной нагрузки


Всего


часов

Семестр 8

Семестр 9


Семестр 10



Аудиторные занятия (всего)

в том числе:



180

54

36

90

Лекции

70

18

16

36

из них:

активные формы обучения


70

18

16

36


Практические занятия (ПЗ)

22

8

4

10

из них:

активные формы обучения


22

8

4

10


Лабораторные работы (ЛР)

88

28

16

44

из них:

активные формы обучения


88

28

16

44


Самостоятельная работа

180

54

36

90

Вид промежуточной

аттестации






зачет

зачет

экзамен

Общая трудоемкость

час/зач. ед



360 / 10

108 / 3

72 / 2

180 / 5



4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и видов учебных занятий.

4.1 Содержание модулей и разделов дисциплины

Таблица 2 Содержание модулей и разделов дисциплины



Семестр 8 (количество модулей 1)

Модуль I «Эпизоотологические аспекты учений об инфекции и иммунитете, эпизоотологический процесс, эпизоотический очаг, эпизоотическое исследование. Классификация инфекционных болезней. Профилактика и терапия инфекционных болезней. Ветеринарная санитария. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация» (ОК-6, ОК-9, ОК-12; ПК-4, ПК-9, ПК-28)

Цель: Изучение эпизоотологических критериев и показателей. Изучение классификации инфекционных болезней, их профилактики и терапии. Изучение вопросов ветеринарной санитарии: дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

п/п


Наименование раздела дисциплины, входящего в данный модуль.

Содержание раздела

Аудиторная (контактная) работа

СРС

1

2

3

4

1.

Введение в общую эпизоотологию

2

-

2.

Эпизоотологические аспекты учений об инфекции и иммунитете

4

4

3.

Эпизоотологический процесс

4

4

4.

Эпизоотический очаг

4

4

5.

Эпизоотическое исследование

4

4

6.

Классификация инфекционных болезней

4

4

7.

Профилактика и терапия инфекционных болезней

4

4

8.

Введение в ветеринарную санитарию

2

2

9.

Дезинфекция

4

4

10.

Дезинсекция

4

4

11.

Дератизация

4

4

Количество часов модуля

40

38

Семестр 9 (количество модулей 1)

Модуль II «Болезни общие для многих видов животных» (ОК-3, ОК-5, ОК-10; ПК-3, ПК-15, ПК-27)

Цель: Изучение свойств возбудителя, особенностей течения и проявления инфекционных заболеваний, оценка экономического ущерба, диагностика заболеваний и меры борьбы с ними

1.

Сибирская язва, эмкар

4

6

2.

Туберкулез, паратуберкулез

4

6

3.

Бруцеллез, инфекционный эпидидимит

4

6

4.

Лейкоз

4

6

5.

Ящур

4

2



1

2

3

4

6.

Оспа животных

4

6

7.

Бешенство

4

6

8.

Болезнь Ауески

4

6

9.

Лептоспироз

4

6

10.

Пастереллез

4

6

11.

Некробактериоз

3

2

12.

Дерматомикоз

3

2

Количество часов модуля

46

60

Семестр 10

(количество модулей 7)



Модуль III «Болезни жвачных» (ОК-1, ОК-7, ОК-11; ПК-1, ПК-6, ПК-26, ПК-30)

Цель: Изучение свойств возбудителя, особенностей течения и проявления инфекционных заболеваний, оценка экономического ущерба, диагностика заболеваний и меры борьбы с ними

1.

Парагрипп 3

6

5

2.

Инфекционный ринотрахеит

4

5

Количество часов модуля

10

10

Модуль IV «Болезни свиней» (ОК-2, ОК-4, ОК-8; ПК-2, ПК-5, ПК-20, ПК-29)

Цель: Изучение свойств возбудителя, особенностей течения и проявления инфекционных заболеваний, оценка экономического ущерба, диагностика заболеваний и меры борьбы с ними

1.

Классическая и африканская чума свиней

4

5

2.

Рожа, болезнь Тешена

4

5

3.

Грипп свиней

4

4

4.

Отечная болезнь поросят, дизентерия

4

4

Количество часов модуля

16

18

Модуль V «Болезни лошадей» (ОК-6, ОК-9; ПК-4, ПК-9, ПК-28)

Цель: Изучение свойств возбудителя, особенностей течения и проявления инфекционных заболеваний, оценка экономического ущерба, диагностика заболеваний и меры борьбы с ними

1.

Сап

3

3

2.

Инфекционная анемия лошадей

2

2

3.

Ринопневмония

2

2

4.

Грипп лошадей

3

3

Количество часов модуля

10

10




Модуль VI «Болезни молодняка» (ОК-3, ОК-5; ПК-3, ПК-15, ПК-27)

Цель: Изучение свойств возбудителя, особенностей течения и проявления инфекционных заболеваний, оценка экономического ущерба, диагностика заболеваний и меры борьбы с ними

1

2

3

4

1.

Сальмонеллез

4

4

2.

Колибактериоз

4

4

3.

Стрептококкоз

4

2

4.

Адено- и ротавирусные инфекции молодняка

4

3

5.

Парво- и коронавирусные инфекции молодняка

4

3

Количество часов модуля

20

16

Модуль VII «Болезни птиц» (ОК-1, ОК-7; ПК-1, ПК-6, ПК-26, ПК-30)

Цель: Изучение свойств возбудителя, особенностей течения и проявления инфекционных заболеваний, оценка экономического ущерба, диагностика заболеваний и меры борьбы с ними

1.

Болезнь Ньюкасла

3

4

2.

Болезнь Марека

3

4

3.

Микоплазмоз, грипп птиц

4

2

4.

Ларинготрахеит, инфекционный бронхит

4

2

Количество часов модуля

14

12

Модуль VIII «Болезни плотоядных и пушных зверей» (ОК-2, ОК-4; ПК-2, ПК-5, ПК-20, ПК-29)

Цель: Изучение свойств возбудителя, особенностей течения и проявления инфекционных заболеваний, оценка экономического ущерба, диагностика заболеваний и меры борьбы с ними

1.

Чума, панлейкопения кошек

4

2

2.

Инфекционный гепатит, парвовирусный энтерит плотоядных

4

2

3.

Алеутская болезнь норок, псевдоманоз норок

4

2

4.

Миксоматоз и вирусная геморрагическая болезнь кроликов

4

2

Количество часов модуля

16

8

Модуль IX «Болезни рыб, болезни пчел» (ОК-4, ОК-9; ПК-1, ПК-4, ПК-9, ПК-29)

Цель: Изучение свойств возбудителя, особенностей течения и проявления инфекционных заболеваний, оценка экономического ущерба, диагностика заболеваний и меры борьбы с ними

1.

Болезни рыб

4

4

2.

Болезни пчел

4

4

Количество часов модуля

8

8

Количество часов модулей дисциплины

180

180
  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка