Минск 20 СоставителИ: И. А. Новикова




Скачати 428.34 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації22.04.2016
Розмір428.34 Kb.
  1   2   3


Минск 20___

СоставителИ:

И.А.Новикова, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики, аллергологии и иммунологии учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

С.А.Ляликов, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики и иммунологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор


Рецензенты:
Кафедра клинической микробиологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Н.И.Шевченко, заведующий лабораторией клеточных технологий государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека», кандидат биологических наук

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:
Кафедрой клинической лабораторной диагностики, аллергологии и иммунологии учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» (протокол №10 от 01.11.2014);
Кафедрой клинической лабораторной диагностики и иммунологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 29.10.2014);
Научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» (протокол №8 от 29.12.2014);
Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 27.11.2014);


Научно-методическим советом по медико-диагностическому делу Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 1 от 27.02.2015)




Пояснительная записка

Клиническая микробиология ‒ учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о свойствах условно-патогенных и патогенных микроорганизмов, их роли в развитии инфекционного процесса и иммунного ответа организма человека и методах микробиологической диагностики.

Типовая программа по учебной дисциплине «Клиническая микробиология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

образовательным стандартом высшего образования специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (ОС ВО 1-79 01 04-2013), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88;

типовым учебным планом специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело», (регистрационный номер № L 79 – 1-005/тип.), утвержденным первым заместителем Министра образования Республики Беларусь от 30.05.2013.

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Клиническая микробиология» состоит в приобретении студентами научных знаний о роли условно-патогенных и патогенных микроорганизмов в развитии инфекционного процесса и иммунного ответа организма человека, формировании практических навыков организации и проведения микробиологических исследований, интерпретации получаемых результатов.



Задачи:

выработать практические навыки использования основных методов, применяемых в современных бактериологической и вирусологической лабораториях;

обучить умению составлять индивидуальный план обследования пациента и интерпретировать результаты исследований с целью установления диагноза, коррекции лечения и реабилитации;

освоить основные методы микробиологической и вирусологической диагностики микробных и вирусных заболеваний;

обучить проведению микробиологических исследований внутрибольничных инфекций, дисбактериозов, лекарственной устойчивости микробов;

сформировать представления о микробиологическом обосновании и проведении контроля антимикробных мероприятий в организациях здравоохранения.

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Клиническая микробиология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Нормальная физиология. Основные физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма. Физиологические функции и процессы. Гомеостаз. Основные жидкие среды организма. Функционирование отдельных органов и физиологических систем организма: мышечной системы, пищеварительной системы, дыхательной системы, мочевыделительной системы, сердечно-сосудистой системы, лимфатической системы; кроветворения и иммунной системы; центральной нервной системы, периферической нервной системы; вегетативной нервной системы; органов чувств. Механизмы регуляции и саморегуляции физиологических систем организма. Основные показатели, характеризующие физиологическое состояние организма в норме и методы их диагностики.

Патологическая физиология. Общее учение о болезни. Понятия и категории патологии. Классификация и номенклатура болезней. Роль причин и условий в развитии болезни. Общий патогенез. Общие закономерности и механизмы развития болезни. Механизмы устойчивости организма к действию болезнетворных факторов. Общие закономерности возникновения и механизмы развития типовых патологических процессов, их значение для организма. Патологическая физиология органов и систем. Этиология, патогенез, важнейшие проявления, механизмы компенсации структурно-функциональных нарушений, исходы типовых расстройств органов и функциональных систем организма. Принципы диагностики, лечения и профилактики типовых расстройств органов и систем.

Микробиология, вирусология, иммунология. Морфология, физиология, генетика, экология, устойчивость к факторам внешней среды основных групп микроорганизмов. Факторы патогенности микроорганизмов, особенности патогенеза инфекционных заболеваний человека, роль облигатно и условно патогенных микроорганизмов. Общие закономерности возникновения и развития бактериальных, вирусных грибковых и протозойных инфекций и инвазий. Алгоритмы проведения бактериологических, вирусологических и иммунологических методов диагностики микробных заболеваний.

Изучение учебной дисциплины «Клиническая микробиология» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Требования к академическим компетенциям

Студент должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть исследовательскими навыками.

АК-3. Уметь работать самостоятельно.

АК-4. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-5. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-6. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

АК-7. Уметь работать с учебной, справочной и научной литературой.

Требования к социально-личностным компетенциям

Студент должен:

СЛК-1. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-2. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-3. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-4. Уметь работать в команде.

СЛК-5. Соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну, соблюдать нормы врачебной этики и деонтологии.

Требования к профессиональным компетенциям

Студент должен быть способен:

ПК-1. Выполнять клинико-лабораторные исследования в лабораторно-диагностических отделениях организаций здравоохранения (лабораторные, цитологические, паразитологические, гематологические, иммунологические, биохимические, бактериологические, вирусологические, паразитологические, медико-генетические).

ПК-2. Выполнять лабораторные исследования в лабораторных подразделениях санитарно-эпидемиологических организаций (лабораторные, аналитические, бактериологические, вирусологические, паразитологические).

ПК-3. Интерпретировать и анализировать результаты медико-диагностических исследований с формулировкой диагностического заключения.

ПК-4. Совместно с врачами-специалистами составлять оптимальный план диагностических мероприятий.

ПК-5. Взаимодействовать с врачами-специалистами по вопросам интерпретации результатов диагностических исследований.

ПК-6. Обеспечивать организацию этапов диагностических исследований.

ПК-7. Организовывать и проводить мероприятия по обеспечению качества диагностических исследований.

ПК-8. Выбирать и адаптировать оптимальные диагностические методики, а также оценивать их аналитические и диагностические характеристики в диагностических отделениях организаций здравоохранения и лабораторных подразделениях санитарно-эпидемиологических организаций.

ПК-9. Использовать в работе нормативную правовую и законодательную документацию.

ПК-10. Осваивать новые диагностические методики и достижения науки.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

этиологию, патогенетические основы, подходы к лечению и профилактике бактериальных, вирусных и грибковых заболеваний;



методы микробиологических исследований клинического материала;

диагностические алгоритмы бактериологических, вирусологических и паразитологических исследований различных видов биологического материала;

основные принципы антибактериальной терапии;

методы определения чувствительности к антибактериальным лекарственным средствам;

уметь:

организовывать проведение микробиологических исследований в организациях здравоохранения;



проводить выделение и идентификацию инфекционных агентов в клиническом материале;

осуществлять контроль эффективности антибактериальной терапии и применения противовирусных и противогрибковых лекарственных средств;

владеть:

методами определения чувствительности микроорганизмов к антибактериальным лекарственным средствам и оценке этиологической значимости выделяемых из патологического материала инфекционных агентов;

навыками составления алгоритма микробиологического обследования пациента с учетом клинической ситуации;

навыками интерпретации результатов клинических микробиологических исследований с формулированием диагностического заключения.


Всего на изучение учебной дисциплины отводится 321 академический час, из них 210 часов - аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 30, лабораторных – 180.

Рекомендуемые формы текущей аттестации: зачет (6 семестр) и экзамен (7 семестр).



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий



лекций

лабораторных

1. Введение в учебную дисциплину «Клиническая микробиология»

2

8

1.1. Задачи и методы клинической микробиологии

2

4

1.2. Организация работы микробиологических лабораторий и подготовка материала для микробиологического исследования

4

2. Современные методы исследований в микробиологических лабораториях

2

6

2.1. Иммунологические методы исследований

2

4

2.2. Методы молекулярно-генетической диагностики

2

3. Оценка чувствительности микроорганизмов к антибактериальным лекарственным средствам

-

4

3.1. Антибактериальные лекарственные средства и принципы их использования

-

2

3.2. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибактериальным лекарственным средствам

-

2

4. Нормальная микрофлора человека. Лабораторная диагностика дисбиозов

2

4

4.1. Общая характеристика микрофлоры человека

2

2

4.2. Методы лабораторной диагностики дисбиозов

2

5. Условно-патогенные микроорганизмы. Факторы патогенности. Внутрибольничные эковары

-

6

6. Микробиологическая диагностика оппортунистических инфекций

-

4

7. Санитарно-бактериологические исследования в организациях здравоохранения

-

6

7.1. Организация и методы санитарно-бактериологических исследований

-

4

7.2. Контроль режима стерилизации и дезинфекции

-

2

8. Бактериологическое исследование отделяемого ран, свищей, фистул, экссудатов

2

6

8.1. Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных заболеваний

2


4

8.2. Выделение и идентификация анаэробных бактерий

2

9. Микробиологические исследования отделяемого глаз и уха

-

6

9.1. Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний глаз

-

4

9.2. Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний уха

2

10. Микробиологические исследования при инфекционных поражениях центральной нервной системы

2

6

11. Микробиологические исследования при заболеваниях органов пищеварительного тракта

2

8

11.1. Микробиологические исследования при заболеваниях органов полости рта и пищевода

2

4

11.2. Микробиологические исследования при заболеваниях желудка и кишечника

4

12. Микробиологическая диагностика пищевых токсикоинфекций

-

6

13. Микробиологическая диагностика оппортунистических заболеваний мочевыделительной системы

2

6

13.1. Сбор и подготовка мочи для проведения микробиологического исследования

2

2

13.2. Микробиологическая диагностика заболеваний мочевыделительной системы

4

14. Микробиологическая диагностика оппортунистических инфекций полового тракта и заболеваний, передающихся половым путем

-

6

15. Микробиологические исследования при инфекционных заболеваниях дыхательных путей и легких


2

12

15.1. Микробиологические исследования отделяемого верхних дыхательных путей

2

6

15.2. Микробиологические исследования отделяемого нижних дыхательных путей

6

16. Микробиологичекие методы диагностики туберкулеза

-

4

17. Микробиологическая диагностика оппортунистических микобактериозов, актиномикоза, нокардиоза

-

4

18. Методы индикации и идентификации вирусов. Серологическая диагностика вирусных инфекций

2

6

19. Лабораторная диагностика инфекций, вызванных вирусами простого герпеса, цитомегалии, папилломы. Вирусологическая диагностика бешенства

-


4

20. Вирусологическая и серологическая диагностика респираторных заболеваний, вызываемых вирусами

2

4

21. Вирусологическая и серологическая диагностика детских вирусных инфекций: краснухи, кори, паротита, ветряной оспы

-

4

22. Лабораторная диагностика гастроэнтеритов, вызванных вирусами

-

6

23. Вирусологическая и серологическая диагностика полиомиелита, Коксаки- и ECHO-инфекций

-

4

24. Микробиологические методы диагностики гепатитов

2

6

24.1. Микробиологические методы диагностики энтеральных гепатитов

2

2

24.2. Микробиологические методы диагностики парентеральных гепатитов

4

25. Вирусологическая и серологическая диагностика вирусных энцефалитов и энцефаломиелитов

-

6

26. Вирусологическая и серологическая диагностика ВИЧ-инфекции и оппортунистических СПИД-ассоциированных инфекций

2

6

27. Внутрибольничные инфекции

2

4

28. Микробиологические исследования крови, отделяемого ран, экссудатов. Диагностика бактериемии, септицемии

2

6

29. Лабораторная диагностика поверхностных микозов

-

4

30. Лабораторная диагностика подкожных микозов и мицетом

-

4

31.Основные методы лабораторной диагностики системных микозов (кандидозов и аспергиллезов)

2

8

32. Организация работы и контроль качества исследований в микробиологичеких лабораториях

-

6

32.1. Организация работы бактериологической и вирусологической лабораторий

-

2

32.2. Контроль качества исследований в бактериологической и вирусологической лабораториях

-

4

Всего часов

30

180

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка