Национальное образование Удмуртии: этапы становления и перспективы развития




Сторінка1/9
Дата конвертації19.04.2016
Розмір2.27 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования и науки Удмуртской Республики

БУУР «Научно-исследовательский институт национального образования»



Национальное образование Удмуртии:

этапы становления и перспективы развития

К 15-летию Научно-исследовательского института национального образования Удмуртской Республики и 100-летию Августы Васильевны Конюховой, Отличника народного просвещения РСФСР, Заслуженного учителя школы Удмуртской АССР, автора учебников «Удмурт кыл».


Ижевск 2012

УДК 37.01(470.51)(082)

ББК 74.04я43

Н35
Редакционная коллегия:

Н.И. Ураськина, Г.Н. Васильева, В. Г. Пантелеева (ответственные редакторы), Ю.Т. Байтерякова, А.М. Комарова, Е.Б. Белова; А.В. Коткова, М.М. Ложкина, М.Н. Петрова (технические редакторы)
Н35

Национальное образование Удмуртии: этапы становления и перспективы развития: к 15-летию Научно-исследовательского института национального образования Удмуртской Республики и 100-летию Августы Васильевны Конюховой, Отличника народного просвещения РСФСР, Заслуженного учителя школы Удмуртской АССР, автора учебников «Удмурт кыл»: [материалы I Международной научно-практической конференции, 23 ноября 2011 г.] / М-во образования и науки Удмурт. Респ., БУУР «Научно-исслед. ин-т нац. образования»; [редкол.: Н. И. Ураськина и др.] – Ижевск, 2012. – 160 с.


Сборник содержит материалы I Международной научно-практической конференции «Национальное образование Удмуртии: этапы становления и перспективы развития», посвященной 15-летию НИИ национального образования Удмуртской Республики и 100-летию А.В. Конюховой, автора учебников «Удмурт кыл», Отличника народного просвещения РСФСР, Заслуженного учителя школы Удмуртской АССР.

Во всех публикуемых материалах сохранены факты и стиль авторского повествования.

На удмуртском и русском языках.

УДК 37.01(470.51)(082)

ББК 74.04я43
© БУУР «Научно-исследовательский

институт национального образования», 2012



Предисловие

Уважаемые читатели!

Перед вами юбилейный сборник, посвященный 15-летию со дня образования Научно-исследовательского института национального образования и 100-летнему юбилею Августы Васильевны Конюховой, талантливого автора учебников, блистательного редактора, ответственного партийного работника, педагога, Отличника народного просвещения, Заслуженного учителя школы Удмуртской АССР.

Как возникла идея создания этого юбилейного сборника?

24 ноября 2011 года БУУР «НИИ национального образования» провела I Международную научно-практическую конференцию «Национальное образование Удмуртии: этапы становления и перспективы развития». Конференция была подготовлена и проведена совместно с общественной организацией «Дэмен» при активной поддержке учредителя института – Министерства образования и науки Удмурт­ской Республики.

3

Конференция прошла на высоком эмоциональном, интеллектуальном и содержательном уровне. Иначе и быть не мог­ло­. Во-первых, в работе конференции приняла участие Августа Васильевна Конюхова, которая именно в этот день, 24 ноября, отмечала свой 100-летний юбилей. Во-вторых, глубоко символично, что столетний день рождения легендарной личности, автора учебников «Удмурт кыл», многократно переиздававшихся, совпал с 15-летним юбилеем Научно-иссле­до­ва­тель­ского института национального образования Удмуртской Республики. Директор института Н.И. Ураськина во вступительной речи на конференции отметила: «15-я годовщина со дня создания института – важный рубеж для осмысления пройденного пути и определения вектора дальнейшего развития в новых условиях существования многонациональной России».



С презентационным докладом по изданной книге «Живой голос века», основанной на личных воспоминаниях А.В Конюховой и подготовленной научно-исследовательским институтом национального образования, выступила В.Г. Пантелеева, ведущий научный сотрудник института.

В самом начале конференции прозвучали Приветствия А.А. Волкова – Президента Удмуртской Республики, А.В. Соловьева – Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики, А.Л. Кузнецова – министра образования и науки Удмуртской Республики, В.М. Соловьева – министра по делам молодежи Удмуртской Республики и других руководителей региона.

С теплыми приветственными словами обратились к участникам конференции З.В. Суворова, директор института (1997–2001 гг.), ныне первый заместитель министра образования и науки Удмуртской Республики, А.В. Еременко, министр образования и науки Удмуртской Республики (1991–1994 гг.). От имени многочисленных родственников поздравила юбиляра Е.С. Боброва. Теплые поздравления прозвучали от земляков юбиляра: Е.В. Васильевой – начальника управления образованием муниципального образования «Дебесский район» и А.П. Сидоровой – научного сотрудника Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. Подводя итоги конференции, члены оргкомитета отметили довольно высокий эмоциональный и деловой уровень конференции.

4

Тогда же Валей Кельмакович Кельмаков, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и финно-угорского языкознания Удмуртского государственного университета, внес предложение об издании юбилейного сборника по материалам конференции. Эта мысль была поддержана директором института Н.И. Ураськиной и другими участниками научного форума.



Осознание идеи преемственности поколений и установка о расширении представлений об истории национального образования в Удмуртии побудило составителей дополнить материалы сборника результатами научно-методических, этносоциологических и историко-педагогических исследований сотрудников института.

Сборник состоит из двух разделов.

В первом разделе – «Этапы становления и перспективы развития национального образования в Удмуртии» – содержится материал об истории создания института и инновационной научно-методической деятельности, осуществляемой сотрудниками института совместно с педагогами республики, также отражены некоторые проблемы функционирования современного удмуртского языка.

Второй раздел – «Взгляд сквозь призму столетия» – включает материалы о творческой деятельности и перипетиях жизненного пути легендарной женщины – Августы Васильевны Конюховой.

5

А.А. Волков,

Президент Удмуртской Республики

Уважаемые друзья!

Примите мои самые искренние поздравления по случаю

15-летия вашего Института!

За короткий по историческим меркам отрезок времени вам удалось создать эффективно действующий научный центр, призванный в рамках реализации Государственной программы Удмуртской Республики по сохранению и развитию удмуртского языка и языков народов, компактно проживающих в Удмуртской Республике, заниматься анализом состояния национального образования нашего региона.

Вы проводите глубокие теоретические и прикладные исследования в области изучения истории, современных тенденций и перспектив национального образования в Удмуртской Республике, обобщаете бесценный педагогический опыт учителей родного языка, разрабатываете на этой основе новые учебники для детей и научно-методическую литературу для преподавателей.

Творческий коллектив Института уделяет большое внимание популяризации и пропаганде науки, научных знаний и научно-методических достижений в системе национального образования, проводит разнообразные мероприятия, направленные на выявление и поддержку талантливых исследователей, содействие творческому росту молодых учёных.

Ваш вклад в развитие системы национального образования высоко оценивается научно-педагогической общественностью и руководством республики. Выражаю вам признательность за создание новых возможностей в работе и жизни педагогов, детей и их родителей, которые с радостью ждут каждую вашу новую книгу.

6

Желаю всем сотрудникам Института, вашим авторам, партнерам здоровья, творческих успехов, вдохновения! Уверен, что нынешний день рождения вашего учреждения придаст новые силы для продолжения деятельности в сфере образования и науки.



А. В. Соловьев,

Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики

Уважаемые сотрудники Научно-исследовательского института

национального образования Удмуртской Республики!

От всей души поздравляю вас с 15-летием Института!

Пусть эта дата не так велика, но за нею уже накопленный опыт исследования, освоения и совершенствования современных методик в области разработки учебной литературы этнокультурного содержания.

В вашем Институте собрались самые современно мыслящие ученые и методисты, люди, готовые к инновациям и уверенно внедряющие новые технологии обучения в национальное образование.

Сегодня Институт занимает свою важную нишу в научном и образовательном процессе, создает конкурентоспособную продукцию для всех уровней системы образования на удмуртском языке, как нашей республики, так и регионов с удмуртской диаспорой.

7

Знание специфики отрасли, высокая компетентность коллектива авторов, кропотливый повседневный труд работников Института – залог успеха любимого дела. Не случайно учебники ваших авторов неоднократно отмечались Государственными премиями Удмуртской Республики в области образования.



Уважаемые друзья! Вы делаете нужное для республики и ее населения дело. Ваш коллектив отличается высоким интеллектуальным потенциалом, он способен и в будущем видеть и решать самые сложные проблемы национального образования.

Уверен, что Институт и впредь будет занимать ведущее место по разработке программ, учебно-методических пособий для системы национального образования в Удмуртской Республике.

Желаю вам успехов в реализации творческих замыслов, здоровья, оптимизма и благополучия. Будьте счастливы!
А.Л. Кузнецов,

министр образования и науки Удмуртской Республики

Уважаемые коллеги!

Министерство образования и науки Удмуртской Республики поздравляет с 15-летним юбилеем Института.

НИИ национального образования – учреждение, занимающееся разработкой рукописей учебников регионального и этнокультурного компонента для общеобразовательных учреждений. Сегодня Институт ведет научно-исследовательскую работу по формированию информационно-об­ра­зовательной среды, отвечающей требованиям XXI века, по созданию нового поколения учебных пособий, учебников в современном информационном пространстве. Разработанные Вашим коллективом учебные издания отличаются научностью и объективностью. В то же время простота и доступность материала, глубокое знание педагогики и психологии ребёнка дают возможность выстроить индивидуальную траекторию каждому обучающемуся.

Институт все эти годы функционирует как научно-твор­чес­кая лаборатория по созданию учебно-методических пособий и обновлению этнокультурного содержания образования, повышению его методического мастерства. Вы вдохновляете учителей на поиск и ответственные инновации. Высокий уровень профессиональной компетентности Вашего коллектива снискал заслуженное уважение среди педагогического сообщества Удмуртской Республики.

8

Ваш высокий профессионализм особенно ярко проявляется и в научно-методическом обосновании введения ФГОС нового поколения. Мы уверены, что Институт и в дальнейшем будет достойно выполнять возложенную на него почетную миссию – реализовывать государственную политику в области национального образования.



Желаю Вам достичь тех высоких целей, которые Вы ставите перед собой! Пусть мудрость, талант, творчество и энергия для воплощения всего задуманного сопутствуют коллективу единомышленников, каким являются сотрудники Института.

От всей души желаю Институту процветания, а его коллективу здоровья, счастья и успехов на благо российского образования.




Н.Н. Мусалимов,

Президент Всеудмуртской ассоциации "Удмурт Кенеш", вице-премьера правительства Удмуртской Республики

Гажано эшъёс!

9

«Удмурт кенеш» огазеяськемлэн исполкомез сюлмысьтыз њечкыла тћледыз но тћлесьтыд вань ужасьёстэс институтлы 15 ар тырмемен.



Уно аръёс џоже, Дышетон удысысь йќскалык ужпумъёсты тодон-эскеронъя институт аслаз азинскон сюресаз бадњым но тунсыко опыт люказ, солэн аслаз историез кылдћз. Институтлэн валтћсь инъетэз луэ – школаослы удмурт кылъя но литературая, шаермылэн историезъя но сое тодонъя дышетскон книгаос дасян. Институт аслаз ужъёсыз пыр, удмурт калыклэсь кылзэ, чеберлыксэ но историзэ азинтонын инъет сётэ; калыклэсь сямъёссэ но йылолъёссэ уте, озьы ик пќртэм калыкъёсын эшъяськон кусып юнматэ

Тћляд вылћ тодонлыкъёсты тужгес но яркыт адњисько дышетонъя выль федеральной стандартэз пыџатыны научно-методической инъет кылдытонын. Кылдытэм книгаосты висъясько пуштросэнызы но шонерлыкенызы, книгаосты пыр дышетћсьёслэсь мылкыдзэс љутћськоды мае ке но выльзэ утчаны но улонэ пыџатыны.

Ми оскиськомы, институт азьланьын но умой быдэсъялоз аслэсьтыз дано ужзэ – йќскалык дышетон удысын кун политикаез улонэ пыџатонэз.

Сћзисько тћледлы азяды пуктэм бадњымесь ужпумъёстэс быдэстыны! Визьды, быгатонлыкъёсты, выльзэ утчаны тыршемды но кужымды мед юрттозы одћг кадь малпанъёсын улћсь коллективдылы выль вормонъёс басьтыны.

Вань сюлмысьтым сћзисько тазалык, шудбур но ужады азинсконъёс. Азинскон сюресты эшшо но паськыт, вольыт но данъяськымон мед луоз!


В.Н. Завалин,

министр национальной политики Удмуртской Республики

Уважаемая Надежда Ивановна!

Поздравляю Вас и Ваш творческий коллектив с 15-летним юбилеем Института. Богатый опыт, талант организатора, высокая профессиональная компетентность, уникальная работоспособность и повышенная ответственность за порученное дело в сочетании с чутким отношением к людям снискали Вам глубокое уважение и заслуженный авторитет.

На протяжении многих лет Вы проявляете гражданскую волю и научную принципиальность в решении актуальных педагогических проблем, способствуя развитию национального образования.

10

Сегодня Институт – единственный в Удмуртии, разрабатывающий высокопрофессиональную учебную литературу с учётом всех достижений в области педагогики, психологии и новых передовых технологий.



К этому славному юбилею Вы подошли с новыми проектами и замыслами. Многие из ваших учебников были отмечены высокими наградами, Государственной премией Удмуртской Республики. Институт – новатор, Ваши идеи обогатили педагогическую науку. Ваши научные достижения, организаторские усилия, преданность идее служения Удмуртской и Российской науке создали вам авторитет, как среди коллег, так и в педагогической среде.

Желаю Вам и Вашему коллективу крепкого здоровья, творческого вдохновения и радости, научного труда на благодатном и благодарном поприще просвещения.




В.М. Соловьёв,

министр по делам молодёжи Удмуртской Республики

Уважаемая Надежда Ивановна!

Сердечно поздравляю Вас и коллектив Института с 15-летием!

За эти годы плодотворной деятельности Институт прошел большой путь становления, поисков эффективных и инновационных форм работы, формирования кадрового потенциала и укрепления материально-технической базы.

Сегодня Институт – известный не только в Удмуртии, но и за ее пределами научно-методический центр, реализующий проекты образовательной направленности.

11

Вы по праву можете гордиться яркими страницами биографии Института, именами ученых – авторов региональных этнокультурных учебников и учебно-методических пособий, которые широко востребованы среди общественности, научных и образовательных учреждений.



Примите искренние поздравления и слова признательности за Ваш профессионализм, самоотверженный труд на благо Удмуртии и России!

Желаю Вам и всем сотрудникам Института здоровья, счастья, новых творческих свершений и научных достижений!

12
РАЗДЕЛ I

Этапы становления и перспективы развития национального образования в Удмуртии
Н.И. Ураськина (Ижевск)

Из истории становления и развития удмуртской

учебной литературы
Создание учебников нового поколения для национальной школы требует серьезного изучения и теоретического осмысления этапов становления и развития удмуртской учебной литературы, ибо «…путь в будущее невозможен без освоения и развития имеющегося достояния, без преемственности. На данном этапе важно систематизировать уже добытые знания, осмыслить и обобщить богатейший опыт предшественников и после этого двигаться дальше» (В.М. Полонский).

14

Раскрытию истории становления и развития национального образования и удмуртской учебной книги посвящены работы Г.Д. Фроловой, И.П. Тукаева, А.Н. Уварова, К.А. Пономарёва, З.В. Суворовой.



Анализ исторического пути развития удмуртской учебной литературы даёт основание условно выделить несколько этапов ее становления.

I период охватывает более ста лет и условно его можно датировать концом XVIII и началом ХХ века.

Безусловно, одним из важнейших и по своему характеру эпохальных достижений в истории духовной культуры удмуртского народа явилось возникновение письменности на своём языке. Основы удмуртской письменности, заложенные в труде В. Пуцек-Григоровича «Сочиненiя, принадлежащiя къ грамматикъ вотскаго языка» (1775), явились базой для зарождения литературы на удмуртском языке, формирования книжно-письменного языка, становления книгоиздательского дела.

В основе концепции удмуртской учебной литературы этого периода – обучение детей на родном языке, чтобы «прив­лечь новокрещенных к хождению в церковь в воскресные и праздничные дни и читать Апостол и Евангелие на родном языке» [Каракулов 2006: 118], то есть это – своего рода выполнение социального заказа российского государства о сохранении его политического, культурного единства посредством приобщения инородчес­кого населения к христианской религии.

13

В этих условиях наиболее приемлемым явилась введенная Н.И. Ильминским система христианского просвещения. Взгляды Н.И. Ильминского нашли воплощение в первых букварях, азбуках, переводных богослужебных книгах просветителей удмуртского народа Н.Н. Блинова, В. Ислентьева, Б. Гаврилова, Г.Е. Верещагина. Педагогическое просветительское наследие первых авторов удмуртских учебников внесло значительный вклад в развитие национального образования, поскольку они стремились сохранить и передать детям духовное богатство родного народа, разбудить его общественное самосознание.



Для II периода развития удмуртской учебной литературы (условные границы периода: начало ХХ века–1917 год) характерны следующие тенденции: просвещение родного народа, воспитание на традициях народной педагогики, создание системы обучения русскому языку в удмуртской школе с опорой на родной язык.

В содержании учебников этого периода наблюдается широкое применение фольклорного материала, насыщенного общечеловеческими, нравст­венными ценностями. В учебниках также использовались переводные лите­ратурные произведения, что, конечно же, способствовало знакомству уд­муртских детей с лучшими произведениями русской литературной классики, приобщению их к высоким нравственным и эстетическим ценностям русской литературы.

Значительная роль в развитии теории и методики национального образования этого периода принадлежит И.С. Михееву и И.В. Яковлеву.

Эта тенденция – приобщение детей к русской литературной классике через переводные тексты – наиболее полно проявилась в III период развития удмуртской учебной литературы, который охватывает 20–30 гг. XX столетия.

16

1920 годы – время особенно активного развития учебного книгоиздания в Удмуртии. Так, за десять лет Удмуртской автономии (1920–1930 гг.) было издано 40 наименований изданий учебников общим тиражом 320 тысяч экземпляров. Здесь прослеживаются две особенности: выпуск переводных учебников по разным предметам (математика, геометрия, география) и стремление к увеличению оригинальных учебников. В этих процессах огромна роль К. Герда, М. Прокопьева, А.З. Ларионова, М. Ильина и др. Например, К. Герд не просто переводил учебники, но адаптировал их для удмуртских детей: вводил словарную работу по новым терминам, заменял содержание некоторых текстов и условий задач на более близкие и понятные удмуртским детям реалии из окружающей их жизни.



Следует подчеркнуть, что «при подготовке рукописей к изданию учебников, были большие трудности, так как не было единого литературного языка, единообразия письма. Для этого нужен был новый алфавит, который бы учитывал его языковую специфику. В среде языковедов и литераторов были различные мнения: одни предлагали латинский, другие – греческий. В связи с этим в сентябре 1927 г. облоно провёл совещание языковедов-удмуртов, на котором рассматривались вопросы развития литературного языка и удмуртской орфографии. Был окончательно принят русский алфавит, дополнительно введены буквы Ќ, Њ, Љ, Џ, Ћ. Принятие русского алфавита, заимствование из русского языка некоторых принципов орфографии и графики положительно сказалось на развитии удмуртского литературного языка. В последующие годы уже были изданы единые правила удмуртской орфографии, что облегчило авторам учебников разработку рукописей» [Дзюина 1976: 15].

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка