Никитюк Любовь Фёдоровна, учитель химии моу сош №85 г. Тайшет 2011 г пояснительная записка Данный элективный курс




Скачати 336.01 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір336.01 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева
Адаптационная авторская педагогическая разработка

программы элективного курса для 9 класса




Химические вещества в повседневной жизни человека

(форма учебная)

Автор разработки:

Никитюк Любовь Фёдоровна,

учитель химии МОУ СОШ № 85


г. Тайшет – 2011 г.
Пояснительная записка

Данный элективный курс составлен на основе программы Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г», г. Волгоград.

Программа увеличена с 12 до 17 часов за счёт добавления экспериментально-практических работ в количестве 5 часов.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных курсов, позволяющих расширить знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету. Особенно интересен данный курс для обучающихся, решивших выбрать в 10-11 классах социально-экономический профиль. Так как содержание данного курса имеет интегрированный характер, то будет интересен и тем девятиклассникам, кто выберет общеобразовательный профиль, так как способствует выстраиванию индивидуальной образовательной траектории обучающегося.



Актуальность программы: содержание данного курса знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту (поваренная соль, вода, спички, карандаши, бумага). Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычайные свойства. Данный курс позволяет сформировать у обучающихся умения работать с книгой; самостоятельно добывать знания, используя компьютерные технологии; рационально организовывать свой труд, что, безусловно, необходимо современному человеку любой профессии.

Данный курс не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира; даёт химическую картину мира, природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения.

Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.

Формой отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:

-проектные работы, тематика которых приводится в программе;

-рефераты и доклады по изученным темам.

Результатами изучения данного элективного курса обучающимися станут следующие личностные результаты:

- чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, позитивное отношение к труду, целеустремлённость, самоконтроль и самооценка;

- способность анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием веществ;

-возможность строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе и соблюдения техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами;

-планировать и проводить химические эксперименты;

-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами.


Примерные темы творческих работ:

  1. Чудесный мир бумаги

  2. «Соляные бунты» в России

  3. Хрусталь

  4. Имеет ли вода память?

  5. История бумажных денег

  6. «Скользкая» и «мокрая» вода

  7. Акварельные краски

  8. История спичек

УМК:


  1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, Артия, 1990 г.

  2. Виноградова Н.А.»Искусство среднего Китая». Москва, Просвещение, 1999 г.

  3. Соловьёв Ю.И.»История химии». Москва, Просвещение, 2005 г.

  4. Розин Б.Л. «Чудесный мир бумаги».Москва, Просвещение, 1998 г.

  5. Петрянов Н.В. «Самое необыкновенное вещество на земле». Педагогика, 2005 г.

  6. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас». Высшая школа, 2007 г.


Программа элективного курса

Тема 1.Вода (2 часа)

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды в природе. Вода в организме человека. Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды. Химические и физические свойства воды.



Тема 2. Поваренная соль (3 часа)

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Физические свойства поваренной соли. Получение и очистка поваренной соли. Использование хлорида натрия в химической промышленности.



Экспериментально-практическая работа: очистка загрязнённой поваренной соли.

Тема 3. Спички (2 часа)

История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные реакции, протекающие при зажигании спичек. Спичечное производство в России.



Экспериментально-практическая работа: получение белого фосфора.

Тема 4. Бумага (2часа)

Пергаментные, шёлковые и современные книги. Целлюлоза. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги, их практическое использование.



Тема 5. Карандаши и акварельные краски (3 часа)

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.



Экспериментально-практическая работа: получение берлинской лазури и турнбулевой сини.

Тема 6. Стекло (3 часа)

История стеклоделия. Оконное стекло. Химический состав стекла. Цветное и хрустальное стекло. Виды декоративной обработки изделий из стекла.



Экспериментально-практическая работа: свойства оксидов.

Тема 7. Охрана окружающей среды (2 часа)

Влияние человека на изменение состава воздушной среды.



Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Цели

Часы

План занятия

Деятельность обучающихся

Тема 1. Вода




2







1.Вода в масштабах планеты

Показать значение пресной воды в жизни человечества

1

1.Значение воды

2.Круговорот воды

3.Вода в организме человека

4.Экологическая проблема чистой воды



Фронтальная беседа

Диалог


Сообщения учащихся

2.Химические свойства воды

Рассмотреть химические свойства воды

1

1.Взаимодействие с металлами

2.Взаимодействие с оксидами



Лабораторная работа

Тема 2. Поваренная соль




3







1(3). Значение поваренной соли. Физические свойства. Получение и применение соли

Рассмотреть роль соли в обмене веществ, солевой баланс человека, физические свойства, получение и применение соли

1

1.Состав и строение соли

2.Физические свойства

3.Роль соли в обмене веществ


Фронтальная беседа

Сообщения учащихся



2(4). Очистка загрязнённой поваренной соли

Закрепить навыки практических умений

1




Практическая работа

3(5). Выращивание кристаллов поваренной соли

Научить готовить пересыщенные растворы

1




Практическая работа

Тема 3. Спички




2







1(6). История изобретения спичек

Рассмотреть состав и появление безопасных спичек и технику безопасности при работе с фосфором

1

1.Аллотропия фосфора

2.История появления спичек

3.ОВР, протекающие при горении спичек

4.Выполнение практической работы «Получение белого фосфора»



Фронтальная беседа

Сообщения учащихся

Написание уравнений реакций

Практическая работа



2(7). Спичечное производство в России

Рассмотреть производство спичек в России

1

1.Первые спички в России

2.Состав спичек

3.Виды спичек


Фронтальная беседа

Сообщения учащихся


















Тема 4. Бумага




2







1(8). От пергамента и шёлковых книг до наших дней

Выяснить историю возникновения бумаги

1

1.Пергамент

2.Шёлковые книги

3.Производство бумаги, целлюлоза


Фронтальная беседа

Мозговой штурм

Сообщения учащихся


2(9). Виды бумаги, их применение

Рассмотреть виды и применение бумаги

1

1.Виды бумаги

2.Применение бумаги



Фронтальная беседа

Сообщения учащихся



Тема 5. Карандаши и акварельные краски




3







1(10). Графит. пигменты

Рассмотреть строение и свойства графита и акварельных красок

1

1.Графит

2.Пигменты, состав красок



Фронтальная беседа

Сообщения учащихся



2(11). Акварель

Рассмотреть виды красок

1




Работа с дополнительной литературой

Дискуссия

Сообщения учащихся


3(12). Получение берлинской лазури и турнбулевой сини

Закрепить практические навыки

1




Практическая работа

Тема 6. Стекло




3







1(13). История создания стекла

История изобретения и химический состав стекла

1

1.История получения

2.Оконное стекло

3.Химическое стекло


Сообщения учащихся

Написание уравнений



2(14). Цветное и хрустальное стекло

Рассмотреть состав цветного стекла и хрусталя

1

1.Цветное стекло, роль Ломоносова

2.Хрусталь



Работа с дополнительной литературой

Сообщения учащихся



3(15). Свойства оксидов

Рассмотреть свойства основных и кислотных оксидов, используемых в производстве стекла

1

1.Основные оксиды

2.Кислотные оксиды



Практическая работа

Тема 7. Охрана окружающей среды




2







1(16). Влияние человечества на изменение состава воздушной среды

Охрана воздуха

1




Дискуссия

Беседа


Сообщения учащихся

2(17). Защита творческих работ

Выявить способности учащихся в создании проектных работ

1




Сообщения

Доклады, рефераты

Проекты учащихся




ПАСПОРТ

на адаптационную авторскую педагогическую разработку

Химические вещества в повседневной жизни человека

I раздел (заполняется автором разработки)

а)Никитюк__Любовь Фёдоровна_____________________________________________



учитель химии МОУ СОШ_№ 85____________________________________________

г.Тайшет, улица Шевченко, дом № 1__________________________________________ __________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б)_элективный курс по химии________________________________________________



предмет, предметная область

в) для обучающихся девятых классов__________________________________________



для каких классов (групп) предназначена разработка

г)______________________________________________________________________________



с какого времени разработка используется

д) Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» является предметно-ориентированной. Она позволяет развить общекультурные________ компетентности обучающихся; расширить методологические знания в области________ практического использования химических веществ. Курс способствует расширению и__ углублению предметных знаний; развитию общих приёмов интеллектуальной и_______ практической деятельности; развитию познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования; познавательной мотивации в широком смысле, развитию опыта самореализации и коллективного взаимодействия.__________________



авторская оценка разработки

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

а) Элективный курс для обучающихся девятых классов «Химические вещества в______ повседневной жизни человека» носит интегрированный характер и направлен на_______ удовлетворение познавательных интересов обучающихся. Он может рассматриваться как курс, «поддерживающий» изучение основного курса химии в рамках_________________ научно-естественного профиля, и как курс, служащий выстраиванию_________________ индивидуальной_образовательной траектории обучающихся как в общеобразовательном классе, так и в социально-экономическом. Программа курса знакомит обучающихся с тем, как получают материалы и некоторые химические вещества, которые_______________ используются_ человеком в быту. Кратко знакомит обучающихся с основами__________ химической технологии – вопросами, традиционно сокращаемыми при изучении курсов химии; с «техническими» приёмами и «маленькими хитростями» использования_______ материалов и веществ, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в целом – способствует раскрытию_ «химической» стороны окружающего мира. Данный курс____ способствует формированию у обучающихся приёмов безопасного обращения с________ бытовыми химическими веществами и умений оказывать первую помощь при__________ отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами. Эти знания и умения,___ бесспорно, необходимы любому человеку._________________________________________



оценка разработки

б) _Форма учебная__________________________________________________________



форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)

в)

Данная разработка предназначена для использования в качестве элективного курса в предпрофильной подготовке обучающихся____________________________________ ________________________________________________________________________________



где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая, внеклассная работа и т.п.

III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках)

  1. Выполнение областного Положения об экспериментальных и ав­торских разработках.

Данная программа элективного курса соответствует всем требованиям Положения об экспериментальных и авторских разработках_______________________________________

2. Ведущие теоретические идеи авторской разработки:

-степень новизны: курс включает материал, который не изучается по предмету, или изучается более углублённо. В каждой теме есть экспериментально-практические______ работы, что даёт обучающимся ценный опыт обращения с веществами.________________

- научность содержания: курс даёт возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину мира и природы, и включает ценный опыт практической деятельности человека____________________

- ключевые понятия, авторской разработки: ведущая идея данного курса – помочь__ обучающимся в выборе профиля; восполнить пробелы их подготовки по предмету,____ существенно расширяет их кругозор. Даёт возможность получить реальный опыт_____ обращения с химическими веществами. Помогает вооружить обучающихся прочными_ навыками_______ самостоятельной умственной работы.____________________________

3. Содержательную характеристику авторской разработки.

(наличие проблемных вопросов, заданий творческого характера, контрольных, тестовых заданий).
Курс предусматривает задания творческого характера: доклады, рефераты, проекты____

4. Реализация принципов преемственности и перспективности.



Программа полностью реализует принципы преемственности изучения предмета._______ Материал излагается понятно, от простого к сложному.______________________________

5. Практическая направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концеп­ции целостного педагогического процесса.).



Данная разработка способствует более полному усвоению материала по предмету,______ формированию у обучающихся позитивного отношения к труду, целеустремлённости и__ бережному отношению к природе, а также соблюдению техники безопасности при______ обращении с бытовыми химическими веществами._________________________________

. Наличие критериев и диагностического сопровождения по выявлению результативности авторской разработки, чувствительность к возможным сбоям



В авторской разработке нашли отражение формы контроля знаний обучающихся, что___ позволит выявить результаты авторской разработки.________________________________

7. Степень апробации.

_______________________________________________________________________________

Эксперт:


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 г. Тайшета имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева

ВЫПИСКА


ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

28.05.2011 г. №6



ПОВЕСТКА ДНЯ:

3.О рассмотрении программы элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека», автор программы Никитюк Л.Ф.

Докладчик: Никитюк Л.Ф.

  1. СЛУШАЛИ по третьему вопросу Любовь Фёдоровну Никитюк, которая ознакомила членов методического объединения с программой курса.

  2. Она отметила, что основной целью данного элективного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора гуманитарного профиля обучения. Достижение этого предполагается путем знакомства учащихся с историей появления и правилами обращения некоторых химических веществ, используемых в повседневной жизни человека.

  3. ВЫСТУПИЛИ:


  1. Канзена Е.А.(учитель биологии и географии) отметила, что положительным моментом курса является не только возможность помочь обучающимся в выборе профиля, но получение практических навыков обращения с веществами.

  2. Пепеляева В.А.(учитель биологии) отметила, что данный курс поможет привить обучающимся позитивное отношение к труду, бережное отношение к природе, навыки правил техники безопасности обращения с химическими бытовыми веществами.

РЕШИЛИ:

3.1. Одобрить программу элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека», автор Л.Ф. Никитюк.

3.2. Ходатайствовать перед муниципальным экспертным советом о проведении экспертизы данной программы.

        1. Руководитель ШМО /Феськова В.П./


Заместитель директора по УВР /БаженоваЕ.Г./

Директор /Понкратьева Т.Б./





          1. Председателю

Муниципального экспертного совета по организации исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности при Управлении образования администрации Тайшетского района

Плетневой Е.В.




  1. ЗАЯВКА


Администрация образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева просит Муниципальный экспертный совет по организации исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности при Управлении образования администрации Тайшетского района провести экспертизу адаптационной авторской разработки программы элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» Никитюк Любови Фёдоровны для предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы.

Приложения: на 20 страницах

1. Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» учителя химии Никитюк Л.Ф.

2. Выписка из решения заседания школьного методического объединения учителей химии, биологии и географии.

3. Рецензия.
Руководитель

образовательного учреждения /Понкратьева Т.Б./

Рецензия

на адаптационную авторскую разработку элективного курса

«Химические вещества в повседневной жизни человека»

для обучающихся 9-х классов

учителя химии МОУ СОШ № 85 г. Тайшета

Никитюк Любови Фёдоровны


Программа данного элективного курса соответствует областному Положению об экспериментальных и авторских разработках. Она включает в себя титульный лист, пояснительную записку, описание разделов, учебно-тематическое планирование и две разработки занятий элективного курса. Содержание курса имеет интегрированный характер и будет интересным для обучающихся любого профиля.

Новым для них будет знакомство с историей изобретения веществ и краткий обзор их получения, так как в школьной программе этот материал практически не изучается. Рассматривается роль русских учёных в получении веществ, что способствует формированию у обучающихся чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизм, позитивное отношение к труду и целеустремлённость.

Курс знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих их в быту, и правилами техники безопасности при работе с ними.

Программа курса существенно расширяет кругозор обучающихся, способствует формированию у обучающихся чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизм, позитивное отношение к труду и целеустремлённость.

даёт возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину мира и природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Это способствует актуализации экологического просвещения школьников. Практические занятия формируют специальные умения и навыки работы с веществами.

Прослеживается систематичность и связанность содержания изучаемого материала. Методы обучения полностью соответствуют целям программы.

Промежуточный контроль позволяют осуществить практические работы, которые запланированы в каждой теме, а также написание обучающимися докладов, рефератов и сообщений.

Часы, запланированные на изучение курса, позволяют изучить программный материал достаточно объёмно.

После изучения данного элективного курса обучающиеся будут бережнее относиться к природе, соблюдать технику безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами, и оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами.

Курс способствует формированию умений работать с дополнительной литературой, самостоятельно добывать знания, рационально организовывать свой труд, что необходимо современному человеку любой профессии.

Учитель высшей квалификационной категории

Берёзовской СОШ

Тищенко З.П. / /




Лист экспертной оценки учебной программы

Название программы: Химические вещества в повседневной жизни человека

Автор: Никитюк Любовь Фёдоровна, учитель химии МОУ СОШ № 85 г. Тайшета ________

Категория программы: учебная________________________________________________________

№ п/п

Требования к программе

Весовой коэффициент

Экспертная оценка программы




1

Соответствие содержания программы целям общего образования и действующим образовательным стандартам

3




2

Новизна содержания программы для учащегося

2




3

Мотивирующий потенциал программы

2




4

Полнота содержания учебного материала, включённого в программу

3




5

Прогрессивность, научность содержания обучения

2




6

Инвариантность содержания программы

1




7

Соответствие степени обобщённости знаний, включённых в программу, ожидаемым результатам обучения

3




8

Практическая направленность содержания программы

2




9

Связность или систематичность содержания учебного материала в программе

3




10

Соответствие способа развёртывания содержания учебного материала в программе поставленным целям

3




11

Соответствие методов обучения поставленным в программе целям

2




12

Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы

1




13

Чувствительность программы к сбоям

1




14

Реалистичность программы с точки зрения времени, которое отведено на её выполнение

3




15

Эффективность программы с точки зрения времени, отведённого на её реализацию

1







Итоговая оценка программы







Ф.И.О. эксперта, подпись__________________________________________________________

Дата проведения экспертизы:____________________________________________________

Приложение

к элективному курсу «Химические вещества в повседневной жизни человека»


Тема № 6 «Стекло». Занятие № 1(13). История создания стекла.

Цель: рассмотреть историю изобретения стекла и его состав.

Оборудование: коллекция «Стекло и изделия из стекла».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. План изложения материала

  1. Краткий исторический обзор стеклопроизводства

  2. Способы отделки стекла

  3. Химический состав и характеристика стекла

  4. Советы коллекционерам

Учитель: стекло стало для нас уже таким обычным материалом, что его свойств и сложности получения мы почти не осознаём. Стеклу уже 4 тысячи лет, и открыли его (всего вероятней случайно) в Египте. Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спекшиеся куски бросали раскалёнными в воду, где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирали в пыль жерновами и снова плавили. Для этого они имели две печи, а температура плавления стекла составляла от 1110 до 14500С. Достоверно известно, что египтяне уже в третьем тысячелетии до нашей эры знали стеклянную глазурь, применяя её на предметах из глины и камня. Древнейшая сохранившаяся веешь такого рода – чаша Тутмоса III, изготовленная около 1450 года до нашей эры (ныне хранится в Мюнхене).

Сейчас краткий обзор стеклопроизводства нам расскажут ребята, подготовившие сообщения.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Существенный сдвиг в выработке стекла произошёл в первом веке до н.э., когда в Сирии, тогда важнейшем центре стекольного производства, была изобретена стеклодувная трубка. Появилась техника выдувания стекла.

АНТИЧНОЕ СТЕКЛО

Выдающейся стекольной продукцией располагала в первом тысячелетии нашей эры Палестина. В августианские времена устраиваются стеклоплавильни в Италии, Испании, Галлии, Фландрии, Германии. Возникают первые формы бытового стекла, включая даже стеклянные урны для пепла.

ВОСТОЧНОЕ СТЕКЛО

Одновременно с распадом Римской империи и эпоху переселения народов начинается возвратное движение стеклодельного искусства. Центр тяжести с Запада перемещается на Восток. Важнейшим производителем стекла является Византийская империя. Возникают новые формы, новые техники. С приходом арабов стекло начинают расписывать эмалевыми красками и золотом.

ЕВРОПЕЙСКОЕ СТЕКЛО

Упадок стеклоделия настаёт в девятом веке. В раннехристианской культуре отвергались стеклянные глазури, и всякое производство стекла рассматривалось как языческий обычай.

ВЕНИЦИАНСКОЕ СТЕКЛО

После падения Константинополя (1204 год) Венеция послужила местом убежища для византийских стеклодувов, расширивших её производство в основном за счёт стеклянной мозаики. В середине XIII столетия здесь появляется стеклянная бижутерия и тонкое полое стекло. Незадолго до конца столетия начинается экспорт веницианского стекла, проиводство оконных стёкол и стёкол для очков. Кроме стекла светлого цветного и костяного (с добавлением пережженной кости), венецианцы знали опаловое, льдистое стекло. Химические процессы производства стекла составляли государственную тайну, разглашение которой с конца XIII века строжайше каралось.

НЕМЕЦКОЕ И БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО

В XIII – XIY веках на территории нынешней Баварии устраиваются так называемые «гуты». Эти заводы, расположенные в лесистых горных местностях, производили так называемое «лесное» стекло, которое из-за содержания в разноокрашенном песке железа и других примесей по преимуществу было зелёным. Возникают новые бытовые формы. Например, в Центральной Европе пили пиво, и это предъявляло иные требования к форме сосуда, чем в Италии, где предпочтение отдавалось вину. Во второй половине XYIII века развивается новый вид декора на полом стекле с помощью транспарантных эмалей, введённый дрезденским живописцем Самуэлем Моном.

В середине XYIII века наблюдается упадок богемского и силезского стеклодельного производства. Закат феодализма, тяжёлые экономические последствия войны в Европе, изобретение фарфора, рождение свинцового стекла и растущее влияние рационализма – всё это неблагоприятно сказывалось на развитии стекольной промышленности. Место великолепных бокалов занимают простые стаканы, резьба заменяется росписью.

Механизм производства во второй половине 19 века нацелен на массовость и крупное потребление стекла. Лишь отдельные художники продолжали творить и создавать шедевры.

СПОСОБЫ ОТДЕЛКИ СТЕКЛА

Готовое стекло подвергается различным способам отделки:



  1. Формовка – стекло отформованное и отделанное на самом заводе, - это гутное стекло. Свою форму, цвет и декор оно получает непосредственно у плавильной печи на стеклозаводе. Это труд одного мастера. Гутное стеклоделие уже несколько тысячелетий является основным рабочим методом производства стекла.

  2. РОСПИСЬ – худлжественная доводка стекла. Роспись холодным способом – нанесение непрозрачных масляных или лаковых красок, не закрепляемых обжигом. В этой технике пишутся картины на стекле. Своего апогея она достигает в 16 веке в Венеции.

Роспись эмалью – закрепление легкоплавкого стекла с помощью обжига. Существует способ отделки стекла металлом, в основном золотой и серебряной фольгой.

  1. ГЛАЗУРОВАННОЕ СТЕКЛО – это окрашивание поверхности стекла металлами, прижигаемыми в муфельной печи. Для глазури пригодны два металла: серебро, дающее жёлтую глазурь, и медь, дающая чёрную и красную глазурь.

  2. ГРАВИРОВАННОЕ И ПУНКТИРОВАННОЕ СТЕКЛО – на поверхности стекла кончиком алмаза наносится рисунок

  3. РЕЗНОЕ СТЕКЛО – обработка стекла медным колёсиком, укреплённым на быстровращающейся оси, на которую подаётся в масле тонкий наждак. Резьба остаётся матовой или полируется.

  4. ШЛИФОВАННОЕ СТЕКЛО – шлифуют изделия из стекла на точильных колёсах, вращающихся на вертикальной оси в наполненном водой деревянном ящике.

  5. ТРАВЛЁНОЕ СТЕКЛО – нанесение надписи на стекло. В 1771 году шведский аптекарь и химик Шееле открыл плавиковую кислоту, которая травит стекло в блестящую, а её соли –в матовую поверхность. Стекло покрывают шихтой (чаще асфальтом), затем процарапывают изображение металлической иглой и путём погружения в кислоту травят гравированное место.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕКЛА


Учитель: стекло получают сплавлением кварца с различными оксидами металлов. Шихта (сырьевая смесь) состоит из песка, соды и известняка. Шихту варят в специальных стекловарных печах. Основные реакции, происходящие при плавке этой смеси выражаются уравнениями:

Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2



CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2 и наконец:

CaSiO3 + Na2SiO3 + 4SiO2 = Na2O × CaO × 6SiO2

Различают три главных вида стекла:


  1. Содово-известковое (обычное, оконное) стекло – Na2O:CaO:6SiO2

  2. Калийно-известковое (поташное, химическое) стекло – K2O:CaO:6SiO2

  3. Калийно-свинцовое (свинцовое, хрустальное) стекло – K2O:PbO:6SiO2

Оксид кальция делает стекло химически стойким и усиливает его блеск.

ОКОННОЕ (СОДОВОЕ) стекло можно легко плавить, оно мягкое, легко поддаётся обработке, чистое и светлое.

ХИМИЧЕСКОЕ (ПОТАШНОЕ) стекло более тугоплавкое, твёрдое и не такое пластичное, но зато обладает сильным блеском.

СОВЕТЫ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ

Антикварные изделия из стекла надо беречь от сырости, внезапной перемены температуры, от яркого солнечного света. Следует хранить в специальных витринах. В случае повреждения не стоит клеить самим, лучше обратится к реставратору музея.
3.Задание на следующее занятие: приготовить сообщения на темы:


  1. Цветное стекло

  2. Хрусталь


Занятие № 2(14). Цветное и хрустальное стекло
Цель: рассмотреть состав цветного стекла и хрусталя. Показать роль Ломоносова в создании стекла. Развивать самостоятельность и познавательную активность обучающихся в работе с дополнительными источниками информации.

Оборудование: изделия из цветного стекла и хрусталя. Оксиды: MnO2, Cr2O3, CoO, CuO и др.

Ход занятия



  1. Организационный момент. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: отгадайте загадку: «В избе мёрзнет, а на дворе не мёрзнет». О чём речь? (Оконное стекло). Мы продолжаем сегодня разговор о стекле. Вашему вниманию предлагается несколько интересных фактов из истории стеклопроизводства.

1 сообщение «Знаете ли вы что…»

  • В России первый стеклянный завод начал производить стекло в 1635 году

  • Благодаря стеклу человек познал микромир (микроскопы) и макромир (телескопы), а также изготовить фото- и киноаппараты

  • В настоящее время готовят ткани из стеклянных нитей, которые в 20 раз тоньше человеческого волоса, причём стеклянные ткани, хорошо окрашиваются

  1. Основная часть занятия

Учитель: состав обычного стекла вы уже знаете. Как из обычного стекла получили цветное?

2 сообщение «Цветное стекло»

Сплавленная из обычных материалов стеклянная масса бесцветна, с лёгким желтовато-зелёным или голубовато-зелёным отливом, вызываемым различными минеральными примесями. Окрашивают стекло, добавляя те или иные оксиды металлов либо до, либо во время плавки.

Железистые соединения окрашивают стекло в голубовато-зелёный, жёлтый, красно-бурый цвета. Оксид марганца (IY) – в жёлтый и коричневый (до фиолетового) цвет. Оксид хрома (III) – в травянисто-зелёный. Оксид урана – в желтовато-зелёный (урановое стекло). Оксид кобальта – в синий (кобальтовое стекло). Коллоидное серебро – в жёлтый цвет, а коллоидное золото – в красный (рубиновое стекло). Оксид меди – в тёмно-красный (медный рубин).костяное стекло получается замутнением стекломассы пережженной костью, а молочное –прибавкой смеси полевого и плавикового шпатов.этими же добавками замутнив стекломассу в очень слабой степени получают опаловое стекло.

Учитель: говоря о стекле, нужно отметить роль великого русского учёного М.В. Ломоносова.



3 сообщение «Роль М.В. Ломоносова в создании стекла»

Основоположником научного подхода к производству стекла в нашей стране был гениальный учёный М.В. Ломоносов. Его исследования отличались целенаправленным поиском оптимального состава шихты, компоненты которой он отмерял точно по массе, что не делали его современники и предшественники. Он провёл более 2000 плавок стекла, получив при этом новые виды окрашенных стёкол и восстановив многие утраченные рецепты. В своей мастерской Ломоносов (с помощниками) создал около 40 мозаик (сохранились 23), из которых наиболее знамениты: «Нерукотворный Спас» (1753) и портрет Петра I (1755-1757), ныне находящиеся соответственно в Историческом музее и Эрмитаже. В портрете Елизаветы Петровны он применяет изобретённые им ярко-красную и зелёную смальты. С художественной точки зрения мозаики Ломоносова – значительный шаг вперёд в сравнении с итальянскими, которые подбирались из смальт малых размеров в подражание масляной живописи. Выкладывая свои мозаики из крупных смальт неправильной формы с глубокими и выразительными тонами, Ломоносов сумел достичь такого совершенства в этом жанре, что поднял его на уровень самостоятельного декоративного искусства. Большое значение стекла в жизни человека Ломоносов отметил в стихотворении «Письмо о пользе стекла».



4 сообщение «Хрустальное стекло»

Если в химическом стекле заменить оксид кальция оксидом свинца, получиться довольно мягкое и плавкое, но тяжёлое стекло – хрустальное. Оно отличается сильным блеском и высоким коэффициентом светопреломления, разлагая световые лучи на все цвета радуги и вызывая игру света. Используется в производстве посуды – бокалы, вазы.

Учитель: мы совершили с вами краткий экскурс в историю стеклопроизводства, и всё же смогли увидеть исключительную роль стекла в нашей жизни. Нет такой области жизни человека и производства, где бы не использовалось стекло.


  1. Задание на дом: повторить химические свойства оксидов

Рецензия


на адаптационную авторскую разработку элективного курса

«Химические вещества в повседневной жизни человека»

для учащихся 9-х классов

учителя химии МОУ СОШ № 85 г. Тайшета

Никитюк Любови Фёдоровны
Программа данного элективного курса соответствует областному Положению об экспериментальных и авторских разработках. Пояснительная записка раскрывает актуальность и необходимость создания данной программы, перечислены формы отчётности по изучению данного элективного курса, а также указываются личностные результаты учащихся, которые они приобретут после изучения данного курса. В календарно-тематическом планировании указаны цели занятий, их планирование и деятельность учащихся на уроке. Приведены разработки двух занятий, примерные темы творческих работ учащихся, указан учебно-методический комплекс.

Ведущей теоретической идеей авторской разработки является ориентация учащихся на выбор гуманитарного профиля обучения и формирование специальных умений и навыков обращения с бытовыми химическими веществами.

Степенью новизны данной разработки является изучение веществ с тех сторон, которые не освещены в школьной программе. Кроме этого, в каждой теме есть практические работы, которые дадут учащимся ценный опыт обращения с веществами.

В программе реализуются принципы преемственности и целостного развития учащихся. Этому способствует знакомство с историко-искусствоведческим материалом при изучении любой темы. Интеграция в национальную и мировую культуру помогает учащимся постичь материальные основы окружающего мира и химическую картину природы, формирует чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм и позитивное отношение к труду.

Все темы курса дают возможность актуализации экологического просвещения школьников.

Контроль промежуточных и итоговых результатов реализации программы можно осуществлять через выполнение самостоятельных творческих работ: докладов, сообщений, рефератов.

На реализацию программы отведено достаточное количество часов. По окончании элективного курса учащиеся получают возможность:

- строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;

- соблюдать технику безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами;

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами.

Учитель первой квалификационной категории

МОУ СОШ № 1 г. Тайшета



Тарасова О.Г./ /


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка