О сопротивлении злу силою




Дата конвертації21.04.2016
Розмір89.9 Kb.
35. Вопросы добра и зла в философии Ивана Ильина.

Ваха Дизигов.

В своей философской работе "О сопротивлении злу силою" русский философ,мыслитель и общественный деятель Иван Ильин раскрывает побудительные мотивы необходимости сопротивлению злу силою.Вопросы о необходимости сопротивления или несопротивления злу и определение многообразия и границ зла является одной из "вечных" нравственных проблем в философии.

Нужно подчеркнуть,что философские вопросы познания добра и зла являются важными во всех общепринятых религиях,а также являются важнейшими вопросами в философии и которые до сегодняшнего дня,как мы можем видеть и наблюдать,до конца конкретно не определены для самого общества.Когда мы говорим,что злу необходимо противодействовать на духовном уровне,то есть оказывать внутреннее сопротивление,то с таким утверждением согласны почти все философы и богословы всех общепринятых религий.Но как только заходит вопрос о внешней борьбе со злом,единого мнения не получается и сразу встаёт вопрос о духовной,нравственной допустимости физического понуждения и пресечения проявлений зла.

Может ли человек,верующий в Бога,приемлющий Его мироздание и свое место в мире,не сопротивляться злу мечом и силою?- спрашивает философ и отмечает,что это и есть тот двуединый вопрос,требующий ныне новой постановки и нового разрешения.

В самом деле,что означало бы "непротивление" в смысле отсутствия всякого сопротивления против зла?

Иван Ильин говорит нам,что это означало бы приятие зла.

Многие люди наивно полагают,что если они не творят сами зло,значит они хотя бы пассивно творят добро или они как-бы,вроде,стоят на позиции добра.За такими расплывчатыми понятиями начинают стираться границы между добром и злом.Отсутствие сопротивления злу,говорит философ,это значит допустить зло внутрь себя,предоставить ему свободу,объём и власть.Я бы добавил,с Вашего позволения,неограниченную власть.Именно к такой мысли нас постоянно подводит Иван Ильин.При описании воздействия на человеческую психику различных проявлений зла Ильин использует такие слова как "подчинение злу","превращение себя в его орудие","добровольное саморастление","самозаражение".

Такая характеристика проявлений зла в человеке мне напоминает описание врачом симптомов инфекционного заболевания.На фоне таких "симптомов" этой заразной "болезни зла" распространение и заражение этой болезнью окружающих "больного" людей также происходит как при заболевании инфекционной болезнью благодаря вирусам.Правда,Ильин не говорит в своих работах о том,что именно " вирусы" зла являются переносчиками этой опасной болезни общества.Я уже писал в своих прежних работах о философии зла,что вследствии изменения человеком и обществом морально-нравственных установок через Совесть внутрь человеческого сознания,души начинают проникать "вирусы" зла в виде мыслей,желаний и мыслеформ.Эта болезнь начинается тогда,когда каждый человек внутри себя сначала делает выбор пути зла,отказываясь от сопротивления злу.В моём представлении зло мне напоминает опасную инфекционную болезнь социального характера,от которой у общества нет иммунитета.Когда Ильин говорит нам о многоликости проявления зла,мне также это напоминает о вирусах инфекционного заболевания,где штаммы вируса инфекционного заболевания могут видоизменяться и принимать различные формы.Таким образом,как подчёркивает философ,происходит активное распространение этой заразы,то есть зла,среди других людей и вовлечение их в сопогибель.

Что означает несопротивление злу?

Это полное отсутствие всякого сопротивления,как внешнего,так и внутреннего.Кроме этого,отсутствие всякого осуждения,порицания зла и отвращения к нему.Опасность зла как раз и заключается в том,что зло вовлекает в свою орбиту огромное количество людей,заражая их своим примером.

Что необходимо,чтобы возобладало зло в этом мире?

Как подчёркивает Ильин,для этого необходимо полное отсутствие всякого сопротивления,и внешнего и внутреннего.Таким образом, такой человек полностью отказывается от сопротивления злу.Отказ от внутреннего осуждения проявлений зла заставляет его отказаться от внешнего порицания зла в любых его проявлениях.

Несопротивляющийся злу человек рано или поздно приходит к необходимости признать и уверить себя,что зло -это не так уж и плохо и что по-своему оно в каком роде является частью добра.Такое опасное перерождение в человеческом сознании проявлений зла в суррогат добра может разрушать изнутри человеческое общество.

Вот почему важно помнить и знать,что все живущие в человеческом обществе люди взаимосвязаны между собой зримыми и незримыми нитями как в добре так и в зле.

Иван Ильин настойчиво подчёркивает нам,что таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым.

Чем бесхарактернее и беспринципнее человек,тем естесственнее для него не сопротивляться проявлениям зла.

Насилием,как считал Ильин,может являться всё,что способствует разрушению согласия и духовного единства между людьми.

Заставление,исходящее из злой души или направленное на зло,философ считал насилием,подчёркивая,что внешнее насилие проявляет зло и закрепляет его действие,но зло совсем не определяется и не исчерпывается только лишь внешним насилием.

Само насилие при всей его внешней грубости несёт свой яд не столько телу,отмечал Ильин,сколько духу.Даже само убийство,при всей его трагической непоправимости,предназначается не столько убиваемым,сколько остающимся в живых.И то и другое вселяет страх и усиливает действие соблазна:колеблет волю, будит страсти,искажает очевидность...

Какой выбор остаётся у человека?

Только лишь путь ненасилия при обязательном сопротивлении злу как внутренне так и внешне.

Путь ненасилия - это есть путь духовного восхождения личности на пути познания Божественной сущности Бога и самого себя.

Чувство стыда,чувство долга,порывы совести и правосознания,потребность в красоте и в духовном сорадовании живущему,любовь к Богу и родине - это основополагающие духовные истоки,считал Ильин,без которых невозможно существование народа и государства.Отрицание этих основополагающих морально-нравственных ценностей и правил ведёт к моральному разложению и постепенному самоуничтожению любого общества.Нейтральной позиции в вопросах определения своего пути для человека,вынужденного жить в человеческом обществе нет и не может быть.

Это есть один из важнейщих выводов в философии Ивана Ильина.

В человеческой душе есть некая разделительная линия,на которой нет ни добра ни зла.Подходя к этой разделительной линии,каждый человек для себя сам делает выбор либо в сторону добра либо в сторону зла.Оставаться и жить моралью этой разделительной линии невозможно,если человек хочет жить в социальном обществе.

Для того,чтобы мы могли сопротивляться злу в различных его проявлениях,нужно сначала определить "местонахождение" и сущность зла. Согласно определению,говорил Ильин, добро есть одухотворенная любовь,зло - противодуховная вражда.

Если добро есть любящая сила духа в человеке,то зло - это есть слепая сила ненависти.

Добро по самой природе своей религиозно,подчёркивает философ,ибо оно состоит в зрячей и целостной преданности Божественному.Действительно,зло по самому естеству своему противорелигиозно,ибо оно состоит в слепой,разлагающейся отвращенности от Божественного.

Если мы обобщим высказывания Ильина относительно проявлений зла,то можем сказать что зло - это отрицание Божественного в человеке,в обществе,в окружающем нас мире.Куда же может привести человеческое общество отрицание Бога и Божественного в человеке?

Ответ напращивается сам собой.

Отрицание добра в человеке,отрицание морально - нравственных ценостей в обществе,отрицание Бога и Божественного в человеке может привести человеческое общество к хаосу в обществе,к мировому хаосу,постепенному саморазложению и самоуничтожению.

Но весь процесс саморазложения и самоуничтожения общества,как я уже подчёркивал в своих работах,растягивается на столетия и даже больше,тем самым создавая иллюзию вечного присутствия зла как необходимого условия для жизни и существования человеческого общества.Таким образом,человек,привыкая к проявлениям зла в обществе как к чему естесственному и должному,вынужден жить,приспосабливаясь и думать не о сопротивлении злу,а искать только лишь способы выживания в таком обществе.

В своей работе Иван Ильин пишет об отношении Л.Н.Толстого и его единомышленников к вопросу о несопротивлении злу силою.Если Л.Н.Толстой и его последователи приравнивают насилие ко злу,это ещё можно понять.Но когда всякое заставление они приравнивают к насилию и отвергают всякое внешнее побуждение и пресечение,то Иван Ильин видит в таких сравнениях ошибку,которая влечёт за собой ещё более серъёзные ошибки и необратимые последствия для всего общества и будущих поколений.

Однако,пишет Ильин,термины "насилие" и "зло" употребляются ими как равнозначные настолько,что сама проблема непротивления "злу насилием" формулируется иногда как проблема непротивления "злу злом" или воздаяния "злом за зло".

Таким образом,из всей сферы волевого заставления Л. Н. Толстой и его единомышленники признают только самопринуждение.

Понятно,добавляет Ильин,что заставлять и понуждать себя можно не только ко благу,но и ко злу.

Тот,кто духовно воспитывает себя,тот хорошо знает,что такое самопонуждение и самопринуждение.

Противодуховно не принуждение и пресечение,а злобное насилие.Вот почему,пишет Ильин,человек гибнет не только когда он беднеет,голодает,страдает и умирает,а когда он слабеет духом,начинает разлагаться нравственно и религиозно.

Хотя само сопротивление злу как всегда остается делом благим, праведным и должным,но можно ли применить против зла силу?

Ведь Л.Н.Толстой и его последователи отрицали применение силы против зла.Николай Бердяев подчёркивал в своих философских работах,что когда человек начинает бороться со злом,то есть опасность,что незаметно для самого себя он сам может превратиться в такое же зло.

Ильин считал,что нельзя налагать абсолютный запрет на силу и меч,ибо обращение к ним может быть нравственно и религиозно обязательным.Однако,добавлял он, нельзя возносить силу и меч на высоту совершенства и святости,ибо обращение к ним выводит душу из любовной плеромы и возлагает на нее бремя несовершенного делания.

Вот почему,в понимании философа,настоящая борьба со злом может и должна вестись именно в совмещении духовного компромисса и религиозно-нравственного очищения.Именно процесс очищения,следующий за подвигом неправедности,отнимает у зла последнюю видимость успеха и победы.

Как нужно побеждать зло в себе?

Только лишь превращая зло,находящееся в себе,в добро,говорит Ильин.Философ указывает нам как человек должен работать над своим духовным миром,превращая зло внутри себя в добро и во благо себе и людям.

Прав был Леонардо да Винчи,соглашался Ильин,когда указывал,что люди вообще живут за счёт жизни других людей:ибо каждый из нас может быть сыт именно потому,что где-то есть несытые или голодные люди.И мы можем наслаждаться жизнью,иметь огромные земные богатства,добавляет он,сознательно или бессознательно отняв или исключив от владеемого им блага многое множество других людей.

И именно понимание несправедливости или неправильности такой жизни в обществе людей являлось источником того абсолютного милосердия,которое побуждало многих святых и благородных людей питаться и одеваться очень скромно,а все свои лишние деньги отдавать больным,бедным и обездоленным или во имя развития науки,просвещения и культуры.

В каком виде должна существовать в человеческом обществе частная собственность?

Понятно,что в обществе должна существовать как частная,так и общественно-государственная собственность.Но только в новом виде,говорит Ильин,в подлинно христианском,освящённом ответственностью перед Богом и людьми.Священная ответственность перед Богом и людьми давно должна была быть главным мерилом человеческих отношений не только между верующими одной веры,но и между верующими разных вероисповеданий.

Но к сожалению,сегодня на Земле властвует закон зла "разделяй и властвуй".

Остаётся только лишь согласиться с Иваном Ильиным,что жить человеку надо,руководствуясь Божьими законами,сопротивляясь злу и превращая проявления зла в самом себе в жизнеутверждающие источники добра во имя жизни на нашей Земле,так как духовное здоровье народа зависит не только от его благополучия и сытости,но и от того,насколько истина и добро укоренены в сердцах людей.

24.08.2010г.Стамбул.

Изменять,дополнять и переделывать статью запрешено!

Копирование отдельных выдержек из статьи без упоминания фамилии автора запрещается!

При копировании статьи обязательно указывать фамилию автора.

Для написания статьи использованы работа: И.А.Ильин."О сопротивлении злу силою".

************************************


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка