Образовательная программа на 2013-2014 уч год (4,6-11 классы) Содержание образовательной программы




Сторінка1/15
Дата конвертації24.04.2016
Розмір2.81 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСХОД



МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


«Утверждаю»

Директор
___________

Г.В. Ширяева

« » ___________2013г.
Образовательная программа

на 2013-2014 уч. год


(4,6-11 классы)


Содержание образовательной программы

 Раздел 1. Назначение программы

 Раздел 2. Цели и задачи  образовательного процесса

Раздел 3. Цели, задачи и содержание образования

на 1 ступени обучения

Раздел 4. Цели, задачи и содержание образования

на 2 ступени обучения

Раздел 5. Цели, задачи и содержание образования

на 3 ступени обучения

Раздел 6. Учебный план

Раздел 7. Система воспитательной работы

Раздел 8. Организация дополнительного образования

Раздел 9. Мониторинг общего образования

Раздел 10. Мониторинг реализации здоровьесберегающих

программ

Раздел 11. Планируемые результаты программы

Раздел 12. Условия реализации программы

         



Приложения

  1. Рабочие программы учителей предметников

  2. Рабочие программы дополнительного образования

  3. Учебно-методическое обеспечение

  4. Образцы диагностических работ и др КИМов для проведения мониторинга общего образования

Раздел 1. Назначение программы

Образовательная программа МОУ СОШ г/о Восход - это нормативный документ, разработанный на основе Закона РФ «Об Образовании» и «Типового положения об образовательных учреждениях», определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа школы - это совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющая содержание образования и координирующая деятельность педагогического коллектива.


Образовательная программа школы - это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образовательных услуг.

Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов.



Нормативная база для разработки образовательной программы школы

• Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;

• Закон РФ «Об образовании»;

• Образовательная инициатива «Наша новая школа»

• Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и др.;

• Федеральный Государственный Образовательный Стандарт



Численность учащихся в 2013-2014 учебном году.

Начальная школа – 109 учащихся

Основная школа - 136 учащихся

Старшая школа - 28 учащихся

Итого классов: 12; всего учащихся: 273

Краткая характеристика педагогической системы ОУ, ее ведущих ориентаций в вопросах обучения, воспитания и развития.

Процесс развития образовательного учреждения возможен только при наличии образовательного пространства. Под образовательным пространством мы понимаем пространство свободное, открытое, которое обеспечивает процессы самоопределения. Пространство, где происходит формирование и развитие индивидуальных путей в образовании. Образовательную траекторию ребенок вырабатывает самостоятельно, взрослый в данном случае выступает организатором пространства, поэтому способность к самостоятельному образованию формируется прежде всего там, где ребенок занимает активную, деятельную позицию.



Образовательное пространство младшего школьного возраста.

Система начального образования имеет особое значение. Именно здесь определяется логика развития личности на всех последующих ступенях развития. Поэтому образовательная программа школы на этой ступени предполагает переход на новые образовательные стандарты, и рассматривает их как систему развития личности школьника на основе ведущей деятельности: эффективное психическое развитие, формирование общей культуры и эрудиции ребенка, подготовка к дальнейшему образованию.



Образовательное пространство подросткового возраста.

На этом этапе образовательное пространство проектируется как пространство развития подростка. Для подростка 12-14 лет обучение приобретает личностный смысл, подростка интересует не столько предметное содержание, сколько собственные возможности и способности. В этом возрасте главным для школьника являются социальные пробы, попытки строить общение в различных коллективах, рефлексия собственного поведения, умение оценивать возможности своего «я». В деятельности по исследованию собственного «я» подросток строит индивидуальную образовательную траекторию (как путь самосознания, становления ребенка как личности). Задача школы на этой ступени - организовать образовательное пространство, способствующее познавательной деятельности, развитию креативности, формированию личностных качеств, самоопределения выпускников основной школы. Ведущей программой данной модели образовательного пространства является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.



Образовательное пространство старшего школьного возраста.

Главным итогом предыдущего этапа образования является то, что подросток становится индивидуальным субъектом своей учебной деятельности. Он обладает такими способностями, как рефлексия, планирование своих действий, имеет определенные ориентиры на дальнейшую самореализацию в рамках учебно-профессиональной деятельности, которая на заключительном этапе образования становится ведущей. Цель организации образовательного пространства на данном этапе создание условий, при которых возможен переход учащихся на индивидуальную образовательную траекторию как способ управления своим собственным развитием (самоопределение, самореализация, саморазвитие).



1.3. Цели, задачи и принципы организации образовательного процесса

Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы связан со стремлением педагогического коллектива обеспечить качество образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере их индивидуальных образовательных запросов и потребностей. Школьное сообщество создает необходимые условия для развития самоактуализированной личности ребенка и взрослого.



Цель школы:

Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о родине, с целью улучшения себя и окружающей жизни.



Задачи школы:

- создание оптимальных условий для индивидуализации образования, реализации развивающего личностно-ориентированного образования;

- обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения ученика на всех этапах школьной жизни;

- формирование воспитательного пространства школы, способствующего успешной адаптации детей в окружающем социуме.



Принципы образовательной политики школы

1. Принцип природосообразности.

Все происходящее в мире подчиняется естественным законам, возникает и развивается в силу своей природы, т.е. природосообразно. Человек - часть природы. Педагогика стремится понять законы естественного развития ребенка, чтобы помочь ему в саморазвитии. Образование должно быть основано на:

- обязательном учете половых особенностей детей

- образование не должно вредить психическому и физическому здоровью детей, формировать у детей установку на сохранение здоровья, приобретения навыков поведения в экстремальных условиях.



2. Принцип педагогической поддержки

Для него характерно стремление обеспечить саморазвитие ребенка или подростка на основе помощи ему в самостоятельном решении жизненных проблем и преодолении трудностей учения, общения, здоровья, в проведении досуга. Т.е. помощи в его самоопределении, самореализации, самоорганизации, самореабилитации.



Принцип находит свое выражение в следующих положениях:

- педагог верит в каждого ребенка и его возможности.

- проявляет постоянное внимание к каждому ребенку, поощряет его самостоятельные действия.

- помогает каждому ребенку в поиске своего «я».

- верит в ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком.

- оценивает не личность ребенка, а его поступки, действия.

На организационном уровне:

- разностороннее изучение ребенка, его проблем, причин (наблюдение, анкетирование,

индивидуальные беседы, состояние здоровья и т.д.)

- разработка психолого-педагогической карты ребенка и составление рекомендаций учителям о способах, методах работы с классом, ребенком.

4. Принцип открытости образовательной среды школы

Открытость проявляется, прежде всего, во взаимосвязи ее с окружающей средой. Она определена пространственными, временными и функциональными отношениями школы с объектами и субъектами внешней действительности. На организационном уровне проявляется

- в координации планов работы с другими системами города;

- в создании общественного органа управления ;



5. Принцип социообразности

предполагает учет зависимости воспитания от социальных условий. Принцип социообразности обеспечивает усвоение и воспроизводство ребенком социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения человека с социумом. Ее продуктом выступают личностные смыслы, определение отношения человека к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловые отношения и другие компоненты индивидуального сознания.

На организационном уровне:

- создание образовательного пространства для усвоения социального опыта:

-организация взаимодействия ОУ и учреждений культуры, других организаций города;

- развития детского самоуправления;

- экскурсии учащихся.

6. Принцип вариативности

В условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе должна быть достаточно обеспечена вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом. Основу вариативности в школе составляет ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей учащихся, учет их интересов.

На организационном уровне:

- внедрение различных развивающих личностно-ориентированнных технологий обучения на всех ступенях.



7. Принцип проектирования педагогической технологии в системе личностно-ориентированного образования.

В условиях реализации личностно-ориентированного образования необходима детальная разработка проекта взаимодействия, т.е. такой технологии обучения, без которой невозможна реализация личностно-ориентированной образовательной модели, с помощью которой осуществляется индивидуализация, дифференциация, личностное развитие ребенка.

На организационном уровне:

- учеба педагогов по проектированию педагогической технологии

- построение процесса обучения (планирование) в форме технологической карты на основе учета уровня развития учащихся класса и на основе хорошо освоенных педагогом методов и приемов обучения;

- внедрение современных эффективных технологий личностно-ориентированного образования.



1.4. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.

Образ выпускника школы.

Моделируя образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамичную систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Выстраивая концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства. Это подвело нас к определению образа выпускника школы как успешной, социально-интегрированной и инициативной личности, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию в условиях информационного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как ключевые компетентности и качества личности.



Образ выпускника средней школы

Учебно-познавательная

компетентность

Освоение всех образовательных программ по предметам школьного учебного плана на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях профессионального образования

Грамотное и свободное владение устной и письменной речью

Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию

Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне



Коммуникативная

компетентность

Умение общаться, вести диалог (задавать вопросы, вежливо отвечать, знание средств, способов, закономерностей общения) умение избегать конфликтных ситуаций (прогнозировать и оценивать конфликтные ситуации)

мыслительная деятельность (умение отстаивать свою точку зрения)

умение саморегулировать собственное поведение в рамках норм коммуникации

знание психологических особенностей личности (поведение в нестандартной экстремальной обстановке)



Информационная

компетентность

умение находить информацию в разных источниках (энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы)

Умение отбирать необходимую информацию для своей деятельности

Умение анализировать и делать аргументированные выводы

Умение перерабатывать найденную информацию

Умение использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности (составление планов, тезисов, рефератов, докладов, проектов)


Исследовательская

компетентность

Умение видеть проблему

Умение применять алгоритм действий для решения проблемы (планирование)

Умение обобщать, делать выводы

Умение взаимодействовать

Участие и разработка проектно – исследовательских работ (оформление,

защита)


Интеллектуальная

компетентность

Широта кругозора, высокий уровень знаний по разным дисциплинам

Способность выявлять пробелы в своих ЗУ при решении новой задачи

Умение проектировать и планировать собственную деятельность: социальную, познавательную, профессиональную Развитие самоконтроля своих интересов и возможностей (отброс второстепенного) Формирование навыков самоопределения, имеющих значение для решения проблем в любых видах деятельности


Креативная компетентность

(готовность

самоактуализации)

Восприимчивость к новым идеям

Способность любую учебную задачу решать творчески

Желание и умение отказываться от образца

Добиваться нестандартности и новизны решения

Оригинальное представление продуктов деятельности



Качества личности, являющиеся показателем сформированности выделенных компетенций.

Нравственный (ценностный) потенциал:

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей « Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину, Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей. Толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, работе с младшими школьниками.



Познавательный потенциал:

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы; потребность в углубленном изучении избранной области научных знаний, самостоятельном добывании новых знаний



Коммуникативный потенциал:

Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации



Художественный (эстетический) потенциал:

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты: потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении в отношениях с окружающими



Физический потенциал:

Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния, стремление к здоровому образу жизни.



Образ выпускника основной школы

Критерий

Индикатор / показатель

Учебно-познавательная компетентность

Освоение на уровне требований государственных программ учебного

материала по всем предметам школьного учебного плана

Способность выявлять пробелы в своих ЗУН при решении новой задачи;

Умение исследовать, анализировать, классифицировать, обобщать явления действительности, научные знания;

Умение проектировать и планировать собственную деятельность (познавательную, социальную);

Навыки оценочной деятельности, самоанализа, самоконтроля своих интересов и возможностей;



Коммуникативная компетентность

Умение получать в диалоге необходимую информацию, интегрировать различные взгляды;

умение определять, чем взгляды товарищей отличаются от собственных;

Умение отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлений;

умение задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы;

Прогнозирование и оценивание конфликтных ситуаций;


Информационная компетентность

умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

Умение осуществлять поиск и извлекать информацию из различных источников;

Умение делать аргументированные выводы

Умение использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;

Умение связать новую информацию с уже изученным материалом;


Компетентность решения проблем

Умение анализировать нестандартные ситуации

Умение ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей

Умение планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения

Умение принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечивать своими действиями достижение результата

Умение применять разработанный алгоритм в той или иной ситуации


Креативная компетентность (готовность к самоактуализации)

Восприимчивость к новым идеям

Способность любую учебную задачу решать творчески

Желание и умение отказываться от образца

Добиваться нестандартности и новизны решения

Умение предлагать и видеть нестандартные способы решения задачи.


Качества личности, являющиеся показателем сформированности выделенных компетенций.

Нравственный (ценностный) потенциал личности:

Восприятие и понимание ценностей «человек», «общение», «Родина», «труд», «коллектив». Знание и соблюдение традиций школы. Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного « я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия. Активность в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовность, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, политинформацию.



Познавательный потенциал:

Сформированность устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности



Коммуникативный потенциал:

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях ис разными людьми ( по возрасту, полу, ценностным ориентациям и т.п.)



Художественный (эстетический) потенциал:

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве



Физический потенциал:

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; включение в режим дня занятий физическими упражнениями.


  Раздел 2. Цели и задачи  образовательного процесса

Школа - муниципальное общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, на формирование личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.
Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего (полного) общего образования.

Главное предназначение школы, ее воспитательной системы, педагогической деятельности коллектива в том, чтобы в тесном взаимодействии с семьей содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей, создание ситуации успеха для каждого учителя и ребенка в школе.

В соответствии со ст.32 " Типового положения об общеобразовательном учреждении"

МОУ СОШ г/о Восход осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование;
II ступень - основное общее образование;
III ступень - среднее (полное) общее образование.

Раздел 3. Цели, задачи и содержание образования

на 1 ступени образования

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года).

Целями образовательной программы начального общего образования являются: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка; для развития ребёнка как субъекта отношений с людьми, с миром, с самим собой через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основы умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.

Характеристика  младшего  школьного возраста  и виды деятельности  младшего  школьника
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

 На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их  реализации ребёнок  учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

 Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства  возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

 Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

  В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С  подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими  значимыми людьми являются прежде всего взрослые.

 Особое место в жизни  ученика начальной школы  занимает учитель. В этом возрасте   он для ребёнка  - образец действий, суждений и оценок.  От него  решающим образом зависит  и принятие  позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. 

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения  являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.



Виды деятельности  младшего школьника:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка