Общая характеристика научного стиля речи. Стилевые черты. Подстили




Скачати 132.63 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір132.63 Kb.


Ф КГМУ 4/3-05/03

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра русского языка
Методические рекомендации для практических занятий


Тема: Общая характеристика научного стиля речи. Стилевые черты. Подстили.

История развития гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене.
Дисциплина: «Профессиональный русский язык»
Специальность: 5В110400 - «Медико-профилактическое дело»
Курс: II
Объем учебных часов: 30
Составитель: преп. Утенова Ж.Ж.

КАРАГАНДА – 2014 г.
Обсуждены и утверждены на заседании кафедры
Протокол № 1 от «27 » 08. 2014 г.
Зав. кафедрой русского языка _____________ Айкенова Р.А.

Тема: Общая характеристика научного стиля речи. Стилевые черты. Подстили.

История развития гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене.
Цель:

- знать основные признаки научного стиля речи и его подстили;

- уметь различать подстили;

- владеть навыками последовательного изложения научной информации.

Задачи обучения:

- совершенствовать знания о научном стиле речи;

- учить определять жанры и подстили научного стиля речи; - учить определять структуру текста, делить его на микротемы; - учить определять структуру научных текстов;

- развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности; - прививать умение логично и последовательно излагать мысли;

- прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде




  • Основные вопросы темы

1.Общая характеристика научного стиля речи как функциональной разновидности русского литературного языка.

2. Стилевые черты НСР.

3.Подстили НСР.

4. История развития гигиены.

5. Методы исследования, применяемые в гигиене.


  • Методы обучения и преподавания: 1.репродуктивный метод с применением беседы, устного и письменного опроса, упражнений; 2. метод проблемного изложения преподавателем, синтез метода проблемного обучения с методом работы в командах, презентации; 3. элементы эвристического метода .


Общая характеристика научного стиля речи как функциональной разновидности

русского литературного языка

Научный стиль – один функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе.

Научный стиль отличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения.

Научный стиль неоднороден. Разновидности его (подстили) связаны с целевой установкой в использовании.

Функционально – стилевая классификация представлена в таблице1:



Научный стиль речи

(функционально-стилевая классификация)





очерк, книга, лекция, статья и др.


монография, статья, доклад, рецензия, отзыв


учебник, словарь, методическое пособие, лекция и др.

реферат, аннотация, патентное описание, техн.инструкции, словарь, справочник, каталог

жанры

научно-популярный

научно-информативный

учебно- научный

собственно научный (академический)



Собственно научный стиль характеризуется строгим академическим изложением, адресованным специалистам. Важными признаками данного подстиля являются точность информации убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность формы.

Это подстиль реализуется в диссертациях, монографиях, научных стилях. Жанр научной монографии предполагает большой диапазон охвата материла, самостоятельность и системность изложения.

Научная статья или письменный доклад с ограничением рассматриваемой проблемы до одной, реже – двух-трех проблем и отвлечения от других, смежных или иначе связанных с ними. Статья требует четкой формулировки и проблемы и авторской задачи. Статья может быть обобщающе-теоретической или научно-описательной, но изложение того или другого материала должно подчиняться строгому логическому плану рассмотрения избранной проблемы.

Рецензия – это письменный анализ научного произведения, предлагающий комментирование основных положений монографии, статьи, выражение своего отношения к постановке проблемы, а также оценку значимости работы.

Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации по использованию материалов научного исследования. К этому жанру относятся курсовая работа, дипломный проект.

Важным подстилем научной литературы является учебно-научный. В учебной литературе дается изложение основ наук. Отличительные признаки, вытекающие из направленности адресату – будущему специалисту: тематическое ограничение изложения основ наук; обучающий характер; изобилие определений; примеров, иллюстраций, пояснений, толкований.



Учебная монография (учебник, пособие) предполагает последовательное системное изложение предмета или учебной темы с определенным ограничением историографического и проблемно-постановочного аспектов, без предельного ограничения объективно не новой научной информации.

Научно-информативный (научно-деловой) подстиль имеет следующие отличительные признаки; стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, унификация синтаксических конструкций. Основное назначение – сообщение научной информации с максимально точным объективным описанием имеющихся фактов и правовая, юридическая защита этой информации. Этот подстиль реализуется в различных патентных и технологических инструкциях, промышленной рекламе.

Реферат и аннотация кратко передают содержание печатного источника. Цель аннотации – проинформировать о существовании книги, статьи и т.п. Реферат передает основное содержание текста.

Научно-популярный стиль адресован не специалисту, а широкому кругу читателей, поэтому научные данные излагаются в доступной и занимательной форме. Научно-популярной изложение по характеру близко к художественным жанрам, для него характерна эмоциональная окрашенность языковых средств, замена узкоспециальных терминов общедоступными, обилие конкретных примеров и сравнений, употребление образных средств языка и элементов разговорной речи.
Общие черты научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.


Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста.
Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.
Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.
Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т.п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.
Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, "интеллектуального" изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского "я" - это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.
Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.
Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.
Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. В любом научном тексте общеупотребительная лексика составляет основы изложения. В первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением (бытие, сознание, фиксирует, температура). При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники (система, вопрос, значение, обозначить). Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в узком контексте.


Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

История развития гигиены

Гигиена (от греч. hygieinós— здоровый), наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

История развития гигиены насчитывает несколько тысяч лет, и она является древнейшей медицинской наукой.

Всю многовековую историю гигиены можно условно разделить на 2 периода:

- эмпирическая гигиена (опытная гигиена) – постепенное накопление гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и сохранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиозных предписаний – Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В труде Гиппократа «О воздухах, почвах и местностях» обобщены накопленные к тому времени эмпирические гигиенические знания. Выдающийся врач Древнего Рима Гален (2 век н.э.), считал, что гигиена должна составлять отдельный раздел медицины. Интересно, что в Древнем Китае семейный врач получал плату при отсутствии болезней в семье, в случае болезни он лишался гонорара.

В период средневековья центры медицинской науки переместились, из задавленной инквизицией Европы на Восток (в многотомном труде Абу Али Ибн-Сина – Авиценна – «Канон врачебной науки» – один из томов полностью посвящен гигиеническим вопросам). Вопросы гигиены и диетологии отражены в знаменитом «Салернском кодексе здоровья» – итальянском манускрипте (12 век).

Завершается период эмпирической гигиены временем Возрождения в Европе (15 век), открытием микроскопа (А.Левенгук) и природы заразных болезней (Д.Фракастро «О заразе, заразных болезнях и лечении их» – 16-17 века).

- период научно-экспериментальной гигиены – период всестороннего научного изучения вредных факторов, влияющих на здоровье человека, не на опыте людей, а в модельных экспериментальных условиях и разработка научно-обоснованных профилактических рекомендаций.

Первый научный труд по гигиене – итальянского врача Б. Рамаццини – “Размышления о болезнях ремесленников”, где описаны условия труда 52 профессий (17 век). В России президент Петербургской медико-хирургической академии И. Франк (18 век) издал многотомную книгу – “Полная система медицинской полиции” (основы санитарной службы).
Ответьте на вопросы:

1. Что такое гигиена в современном понимании этого слова?

2. Как шло формирование гигиены как науки?

3. Кто из ученых внес вклад в развитие гигиены?

5. Расскажите о периодах развития гигиены.

6. Кто был автором первого труда по гигиене?



Составьте к тексту вопросный план.

Определите основную мысль текста. Озаглавьте его.

Определите, к какому подстилю научной речи относится данный текст.

Задание 2. Прочитайте текст. Выделите в каждом абзаце основную мысль, запишите её.

Методология гигиены

Методология гигиены – ее раздел, часть гигиены, занимающаяся вопросами использования ее методических приемов для изучения закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды. Методология гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных норм и правил. В гигиене существуют так называемые специфические классические гигиенические методы. К ним относятся метод санитарного обследования, метод санитарного описания и метод санитарного наблюдения. В гигиене широко используются различные методы, связанные с оценкой факторов, действующих на человека. Такими методами являются физические, химические, которые оценивают физическое и химическое состояние окружающей среды. В гигиене широко используются токсикологические методы, направленные на оценку характера токсического действия на организм тех или иных химических веществ. Широко применяются физиологические методы, недаром гигиену называют прикладной физиологией.

Для оценки воздействия факторов на те или иные системы организма широко используются биохимические, генетические, клинические и эпидемиологические методы исследования. Для обобщения полученных результатов широко используются статистические методы с привлечением современных технологий.

Методы изучения влияния факторов окружающей среды в натурных условиях. Это направление называют натурным экспериментом. Что связывают с изучением состояния здоровья тех или иных групп населения, проживающих под воздействием различных факторов окружающей среды. В натурных условиях можно изучать и влияния условий труда на здоровье работающих. Изучают и влияние факторов учебного процесса на растущий организм ребенка. Проводятся клинико-гигиенические исследования, позволяющие разрабатывать предельно допустимые концентрации вредных химических веществ в рабочей зоне. Таким образом, клинико-гигиенические исследования и лабораторный эксперимент дополняют друг друга и составляют единый подход к гигиеническим исследованиям окружающей среды и здоровья человека.

Простейший метод исследования гигиенического состояния объектов внешней среды - санитарное описание на основе осмотра на месте. Более точный и объективный метод изучения включает в себя лабораторные исследования. На основании исследований вырабатываются гигиенические нормативы.

Для оценки уровня физического развития населения проводят комплексный медицинский осмотр, лабораторные исследования и антропологические измерения.

Широко распространенный статистический метод применяется для анализа различных показателей состояния здоровья, включая заболеваемость и физическое развитие. Он позволяет обобщать собранные данные и определять закономерности явлений.

Предупреждать заболевания и успешно бороться с ними помогает пропаганда знаний и санитарное просвещение среди населения.

Гигиена состоит из множества разделов: гигиена питания, личная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена труда, военная гигиена, космическая гигиена, радиационная гигиена и т.д.

Таким образом, гигиена заключает в себе широчайший круг вопросов, связанных с рационализацией питания, с созданием комфортных условий труда и быта, с санитарной охраной окружающей среды.




Опираясь на содержание текста, ответьте на вопросы.

1. Какими вопросами занимается методология гигиены?

2. Какие методы используются в гигиене?

3. Какие исследования проводят для оценки уровня физического развития населения?

4.Какой метод применяется для анализа различных показателей состояния здоровья, включая заболеваемость и физическое развитие?

5. Из каких разделов состоит гигиена?



Выпишите термины, определите их лексическое значение.

Найдите в тексте отглагольные существительные. Попробуйте заменить отглагольные существительные глаголами.

Выпишите простые осложненные предложения.

Выпишите СПП, определите тип придаточных предложений.

Выделите лексические особенности текста

Опираясь на пункты плана, составленные Вами, перескажите текст.

  • Литература:

  • Основная:

1.Айкенова Р.А., Тимохина Т.В., Цилковская А.К. Сборник текстов для самостоятельного анализа и работы на компьютере: Учебно-методическое пособие. Караганда – 2007.

2. Айкенова Р.А. Русский язык для студентов медицинских вузов: Учебник.

Караганда – 2009.

3. Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов : учеб. пособие / Е. В. Орлова. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 462 с. - (Высшее образование)




  • Дополнительная:

  1. Айкенова Р.А., Галимова А.М. Тексты и упражнения для самостоятельной работы студентов по русскому языку: Учебно-методическое пособие. Караганда – 2008.


Контроль:

  1. - тексты

  2. - контроль чтения

  3. - пересказ

  4. - аудирование

6. -говорение


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка