Органы местного самоуправления и негосударственные некоммерческие организации: технологии взаимодействия




Сторінка1/13
Дата конвертації24.04.2016
Розмір2.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Материалы Второго семинара Ассоциации сибирских и дальневосточных городов “Взаимодействие органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора” (Новосибирск. 22-23 апреля 1999 г)

СОДЕРЖАНИЕ
Вступление

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА

Чекурашев И. В.

Развитие механизмов участия некоммерческих организаций в принятии решений органами местного самоуправления

Негинский Е.С., Седельников А.А.

Технология создания и организации деятельности общественного координационного совета при главе администрации города

Ступакова Н.Р.

Технологии совместного решения органами местного самоуправления и организациями Третьего сектора комплексных социальных проблем местного сообщества

Канаев А.Н.

Технология создания и организации работы Палаты общественности при исполнительном органе местного самоуправления

Панина Н.А.

Ярмарки некоммерческих организаций: новые технологии

Татаринова Г.Н.

Методические рекомендации по развитию взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора на основе технологий связей с общественностью

Седельников А.А.

Общественно-активная школа - ресурсный центр для развития местного сообщества

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В РОССИЙСКИХ ГОРОДАХ

Мерсиянова И. В.

Реструктуризация общественных отношений в системе местного самоуправления

Котиков О. А.

Взаимовыгодное сотрудничество на местном уровне

Бекреева Е.В.

Опыт работы органов местного самоуправления Каменска-Уральского с негосударственными некоммерческими

организациями

Сырямкина Е.Г, Румянцева Т.Б.

Формы взаимодействия администрации Томска с организациями Третьего сектора

КанаевА.Н.

Структурирование системы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями

Фоминых С.Ю.

Система работы муниципалитета Челябинска с общественными объединениями города

Шевченко И. В.

Опыт взаимодействия администрации Сургута с национально-культурными объединениями граждан

Шилов А. Ф.

Опыт взаимодействия администрации Перми с религиозными объединениями граждан

Слабжанин Н.Ю.

Добровольчество как элемент социального партнерства

Кудринская Л.А.

Женщина и общество: стереотипы, предпочтения и мнения омского электората

Акимов П.Н.

Развитие партнерства между молодежными общественными организациями и властными структурами в реализации молодежной политики в Новосибирской области

ВСТУПЛЕНИЕ

Предлагаемый читателю сборник состоит из статей. подготовленных по итогам Второго семинара “Взаимодействие органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора” (Новосибирск, 22-23 апреля 1999г.). Материалы сборника отличаются разнообразием рассматриваемых вопросов, возникающих в плоскости взаимоотношений органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций.

Семинар был проведен Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов в рамках проекта, цель которого -формирование тиражируемой системы взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора. Для достижения заявленной цели работа на семинаре была организована следующим образом:

I. Каждый день работы на семинаре начинался с установочной сессии (“Становление института Третьего сектора в современной России” и “Институционализация систем гражданского участия и сотрудничества органов местного самоуправления с организациями Третьего сектора” соответственно), задача которой состояла в том, чтобы вооружить участников семинара знаниями, необходимыми для конструктивной совместной работы, а также задать ориентиры для участия в пленарных заседаниях.

II. Пленарные заседания были посвящены обмену опытом участников в рамках темы “Практические аспекты взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора в российских городах”.

III. Частично работа была организована по секциям в интерактивном режиме для совместной разработки участниками семинара методических рекомендаций, социальных технологий взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора. Были сформированы 5 секций, названия которых сформулированы в терминах конечного результата работы на семинаре:

• Технологии организационно-правового закрепления органами местного самоуправления социальной инициативы граждан.

• Технологии участия организаций Третьего сектора в выработке и принятии решений органов местного самоуправления.

• Технологии совместного решения органами местного самоуправления и организациями Третьего сектора комплексных социальных проблем местного сообщества.

• Технологии связей с общественностью - основа успешного взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора.

• Технологии ресурсного обеспечения реализации инициатив организаций Третьего сектора при поддержке органов местного самоуправления.

В работе первой секции “Технологии организационно-правового закрепления органами местного самоуправления социальной инициативы граждан” (ведущий - Александр Александрович Седельников, координатор программы “Партнерство: школа - соседское сообщество”, Центр “Сотрудничество на местном уровне”, Красноярск) приняли участие: Н.А.Панина (Лига деловых женщин, Тула), Р.А.Шарифуллин (администрация города Прокоп ьевска), А.С.Трофимова (общественная организация пенсионеров “Достоинство”, Новосибирск), С.А.Савчишина (Женский гуманитарный фонд, Новосибирск), Е.С.Негинский (администрация города Новый Уренгой), Г.К.Чулинин (администрация города Новосибирска), М.Г.Федотова (творческий семинар “Просвещение России”, Омск).

В процессе уточнения рабочих терминов и понятий, относящихся к исследуемому вопросу, участники первой секции отметили, что миссия органов местного самоуправления не должна ограничиваться только организацией более или менее качественного муниципального обслуживания населения. Она должна состоять также и в практическом вовлечении граждан в ответственную самоорганизацию и самодеятельность для самостоятельного, под свою ответственность, решения всего комплекса задач повышения качества жизни. Это важное предназначение органов местного самоуправления должно быть четко функционально выражено и организационно закреплено. Поэтому важными составляющими любой технологии организационно-правового закрепления инициатив граждан должны быть следующие:

• Создание в системе органов местного самоуправления дееспособных специализированных структурных подразделений по работе с местным сообществом и с его активной частью -организациями Третьего сектора, которые, в том числе, должны выполнять координирующую роль в развитии сотрудничества с общественностью других структурных подразделений местной администрации (комитеты по делам молодежи, спорта, социальная защита, управление образования и т.д.), муниципальных служб и структур (жилищно-коммунальных, здравоохранения, образования, социальной защиты и проч.);

• Систематическое организационно закрепленное участие первого лица местного самоуправления в различных значимых формах работы с местным сообществом, в т.ч. с организациями Третьего сектора;

• Дополнение к перечню функциональных обязанностей одного из заместителей главы местной администрации обязанностей по организации развития взаимодействия органов местного самоуправления с местным сообществом, в т.ч. с организациями Третьего сектора, по контролю за деятельностью в указанной сфере целевых структурных подразделений местной администрации и муниципальных служб, предприятий. учреждений и организаций.

Как отметили участники работы первой секции, две стороны рассматриваемого взаимодействия пребывают в неравном состоянии. Одна из сторон взаимодействия - органы местного самоуправления, имеет четкую структуру стабильных учреждений, обладает определенным набором полномочий, функций и ресурсов для их осуществления, а также ясной идентификацией себя как обладателя таких качеств. При этом можно выделить три составляющих системы органов местного самоуправления: представительная и нормотворческая (Совет депутатов, Дума и т.п.), управленческая и исполнительная (местная администрация); и как продолжение исполнительных функций последней -специализированные муниципальные учреждения, предприятия и организации (жилищно-коммунального обслуживания, здравоохранения, образования и т.д.). Каждая составляющая структуры местного самоуправления может быть включена в той или иной организационно-правовой форме в партнерские взаимоотношения с гражданами и их объединениями, как в качестве элемента общей структуры, так и обособленно, в качестве самостоятельной стороны (и даже инициатора) такого сотрудничества в соответствии со своими функциями, целями и задачами.

Другая сторона рассматриваемого взаимодействия - граждане, местное население, - в настоящее время еще не представлена в виде развитой инфраструктуры разнообразных местных общественных институтов, трансформирующих социальные инициативы отдельных граждан и их объединений в общественно значимые формы, ориентированные на сотрудничество, и приспособленные к сотрудничеству со структурой органов местного самоуправления. Даже само определение этой второй, общественной, стороны взаимодействия вызывает некоторые затруднения и терминологически еще не устоялось. В связи с этим участники секции отметили важность сформулировать признаваемую всеми систему терминов для целей разработки тиражируемых социальных технологий.

Учитывая, что социальные объединения, в том числе зарегистрированные в организационно-правовых формах некоммерческих организаций (и, особенно, в организационно-правовых формах общественных объединений - их разновидности), являются сегодня наиболее представленной манифестацией общественной активности и самоорганизации граждан, применяемые органами местного самоуправления технологии организационно-правового закрепления инициативы граждан, не могут не использовать эти первичные институты гражданского общества в качестве партнеров взаимодействия. Как правило, сегодня пока еще отсутствующая территориальная (муниципальная) ориентация существующих общественных объединений будет по необходимости достраиваться тем быстрее и эффективнее, чем более они будут вовлечены в процесс взаимодействия с органами местного самоуправления.

Участники первой секции предложили широкий (но далеко не исчерпывающий) перечень используемых сегодня социальных технологий организационно-правового закрепления органами местного самоуправления и их структурными подразделениями социальной инициативы граждан, и предприняли попытку их классификации по некоторым существенным признакам. Один из вариантов классификации по признаку бюджетных затрат представлен ниже.

1 .“Бюджетно-затратные”:

• Муниципальный социальный заказ на выполнение некоммерческой организацией муниципальной программы на конкурсной основе (муниципальный некоммерческий тендер);

• Муниципальный грант на реализацию общественно-полезных программ и проектов некоммерческой организации;

• Муниципальный ресурсный центр НКО или муниципальный “Дом НКО”, а также тематические муниципальные центры (Дом национальностей, Молодежный центр и др.);

• Целевые муниципальные программы поддержки и развития гражданских инициатив, программ и проектов Третьего сектора, разработанные местной администрацией при активном участии общественных представителей, и финансируемые из местных бюджетов. 2.“Не требующие дополнительных бюджетных расходов”:

• Договор о совместной деятельности между органом местного самоуправления или его структурным подразделением и НКО, их ассоциациями и союзами, некоммерческими ресурсными центрами, оргкомитетами НКО по проведению общественных мероприятий, ассоциациями органов территориального общественного самоуправления и союзами товариществ собственников жилья;

• Содействие со стороны органов местного самоуправления образованию ассоциаций и союзов НКО, сотрудничество органов местного самоуправления с ассоциациями и союзами НКО (наиболее актуально для больших городов с населением свыше 500 тысяч человек);

• Общественные (консультативные/экспертные/координационные и др.) советы, “общественные палаты” и т.п. - технология непосредственного привлечения представителей НКО к разработке, принятию и исполнению управленческих решений и нормативных актов органов местного самоуправления (на уровне представительного органа - нормотворчество; на уровне местной администрации - формирование социального заказа муниципального уровня, участие в выработке управленческих решений, непосредственный общественный контроль исполнения управленческих решений местной администрации);

• Общественные органы (советы, комитеты, коллегии и т.п.) при структурных подразделениях местной администрации (например, при комитете по делам молодежи - для вовлечения молодежи в формирование и реализацию муниципальной молодежной политики, при службе социальной защиты - для привлечения активных пенсионеров, ветеранов и т.п.), а также при муниципальных учреждениях, организациях, предприятиях;

• Вовлечение НКО в организацию и проведение местной администрацией значимых для местного сообщества общественных мероприятий (субботники, дни города, поселка, села и др.).

3.“Самоокупаемые, ресурсообразующие”:

• Развитие разнообразных форм территориального общественного самоуправления, предоставление им необходимых полномочий и бюджетного обеспечения для их реализации, а также содействие в образовании товариществ собственников жилья (кондоминиумов) и их территориальных ассоциаций;

• Содействие в формировании общественно-активной школы, как ресурсного центра для развития местного сообщества и формирование на базе школы разветвленного некоммерческого сектора местного сообщества (от “соседских объединений” до “соседского сообщества”), как инфраструктуры гражданского общества на местном уровне и содержательной базовой компоненты территориального общественного самоуправления;

• Создание совместных целевых некоммерческих фондов органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора (возможно с привлечением коммерческих структур) для внебюджетного финансирования программ развития организационно-правовых форм взаимодействия органов местного самоуправления и местного сообщества (например, фонд поддержка молодежных инициатив, фонд поддержки территориального общественного самоуправления и т.п.).

Участники первой секции отметили, что различные технологии из предложенного выше перечня хорошо сочетаются и наиболее эффективны именно в комплексе. Например, эффективным будет последовательно-параллельное сочетание социальных технологий формирования общественно-активной школы, как ресурсного центра для развития местного сообщества, и выстраивания системы территориального общественного самоуправления на территории местного сообщества. Взаимно дополняют и усиливают эффективность друг друга технологии создания муниципального “Дома НКО” и, одновременно, формирования ассоциаций и союзов НКО, а также содействия со стороны органов местного самоуправления в создании местного некоммерческого ресурсного центра для НКО, в том числе, и как механизма организации взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью.

Участники секции сосредоточили свое внимание на детальном рассмотрении двух, перспективных с их точки зрения, социальных технологий и на выработке некоторых рекомендаций по их применению. Результат этой работы представлен в виде двух статей. Первая - “Технология создания и организации деятельности общественного координационного совета при главе администрации города” в авторском изложении А.А.Седельникова и Е.С.Негинского. Вторая - “Общественно-активная школа -ресурсный центр для развития местного сообщества” в авторском изложении А.А.Седельникова.

В работе второй секции “Технологии участия организаций Третьего сектора в выработке и принятии решений органов местного самоуправления” (ведущий - Ирина Владимировна Мерсиянова, эксперт Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, научный руководитель семинара) приняли участие:

Н.Л.Хананашвили (Благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании”, Москва), Г.А.Выдрина (администрация Ханты-Мансийского автономного округа), И.В.Чекурашев (Ассоциация юных лидеров, Новосибирск), Г.И.Похабов (администрация города Рубцовска), А.Н.Канаев (Городская палата общественности, Томск), И.Ф.Белл (национально-культурная автономия немцев Ханты-Мансийского автономного округа, Сургут), В.Н.Тарасов (общественный фонд “Правовое просвещение”, Новосибирска), Г.П.Лаптева (территориальная администрация Сузунского района), Н.К.Гусаров (администрация города Новосибирска), А.В.Мичкаев (администрация города Новосибирск), С.М.Ляпунова (городская общественная организация содействия повышению правового образования населения “Фемида”, Новосибирск).

Участники второй секции предложили большой перечень форм участия граждан и организаций Третьего сектора в выработке и принятии решений органами местного самоуправления, среди них были следующие:

• Собрание (сход) граждан, который может созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения. Роль собраний (сходов) граждан двояка. Следует различать собрание (сход) как форму непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, когда она связана с выполнением функций представительного органа местного самоуправления, и собрание (сход) как форму территориального общественного самоуправления, применяемую наряду с деятельностью органов местного самоуправления. В первом случае собрание (сход) действует, как правило, на территории небольших поселений, имеющих статус муниципальных образований, а во втором - на части территории муниципального образования (отдельные поселения, входящие в состав муниципального образования, микрорайон, квартал, улица, другие внутригородские поселения). Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

• Территориальное общественное самоуправление, которое в соответствии с п.1 ст.27 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” определяется как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

• Правотворческая инициатива как форма прямого волеизъявления граждан. В контексте этой формы право населения понимается как право определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования. Однако население обладает этим правом, только если оно закреплено в уставе муниципального образования.

• Обращение граждан в органы местного самоуправления. Эта форма основана на праве граждан обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, а также обращаться к должностным лицам органов местного самоуправления.

• Участие в работе комиссий представительных органов местного самоуправления.

• Координационные, консультативные советы, участниками которых являются представители органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора.

• Участие должностных лиц органов местного самоуправления в собраниях некоммерческих организаций.

• Совместная работа структурных подразделений органа местного самоуправления с соответствующими организациями Третьего сектора.

• Ознакомление представителей органов местного самоуправления с программой действий НКО.

• И другие.

Работа участников второй секции была сосредоточена на детальной разработке нескольких социальных технологий. Результат этой работы представлен в виде двух статей. Первая -“Технология создания и организации работы Палаты общественности при исполнительном органе местного самоуправления” в авторском изложении А.Н.Канаева. Вторая -“Развитие механизмов участия некоммерческих организаций в принятии решений органами местного самоуправления” в авторском изложении И.В.Чекурашева.

В работе третьей секции “Технологии совместного решения органами местного самоуправления и организациями Третьего сектора комплексных социальных проблем местного сообщества” (ведущий - Наталья Рэмовна Ступакова, директор некоммерческого партнерства “За Безопасное Устойчивое Развитие”) приняли участие: О.В.Безденежных (информационное экологическое агентство, Новокузнецк), Е.В.Бекреева (администрация города Каменска-Уральского), В.А.Аникеев (общественная организация “Правовое общество”, Новосибирск), Т.Д.Воронина (Центр поддержки некоммерческих организаций, Томск), В.Н.Вьюжанин (Уральский Центр поддержки негосударственных организаций, Пермь), Л.А.Кудринская (общественная организация “Женская инициатива”, Омск), Т.А.Латфуллин (администрация города Муравленко), И.В.Луковенко (Агентство по международному развитию США, Москва), Ю.А.Манштейн (Институт “Открытое общество”, Новосибирск), Б.С.Потапович (администрация города Новосибирска), Л.В.Пупчик (Сибирская Ассоциация руководителей общественных объединений и предприятий “Культура мира”, Новосибирск), Н.Ю.Слабжанин (Межрегиональный общественный фонд “Сибирский центр поддержки негосударственных организаций”, Новосибирск).

Участники работы третьей секции поставили перед собой задачу разработать новые или изучить уже имеющиеся технологии совместного решения органами местного самоуправления и организациями Третьего сектора комплексных социальных проблем местного сообщества. Это, так называемые, макротехнологии. Они включают в себя большое количество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые сами по себе тоже являются технологиями, но только более низкого уровня системной иерархии. В связи с этим, надо иметь в виду, что реально достижимыми результатами работы секции могли стать выработка или изучение не всей системы технологий решения комплексных социальных проблем, а лишь некоторых базовых элементов этих технологий.

Базовые элементы рассмотренных технологий разработаны Лабораторией социального проектирования некоммерческого партнерства “За Устойчивое Безопасное развитие”. На семинаре эти технологии были уточнены и дополнены участниками работы третьей секции. Результат этой работы представлен в статье Н. Р. Ступаковой “Технологии совместного решения органами местного самоуправления и организациями Третьего сектора комплексных социальных проблем местного сообщества”.

В работе четвертой секции “Технологии связей с общественностью - основа успешного взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора” (ведущий - Галина Николаевна Татаринова, советник мэра города Омска) приняли участие: Н.М.Годильшина (администрация города Алапаевска), С.Ю.Канарев (общественная организация “Молодые журналисты Алтая”, Барнаул), В.В.Фомин (администрация города Верхнеуральска), Л.В.Зуева (Центр духовного возрождения Крайнего севера, Губкинский), Л.Н.Зайцева (администрация города Златоуста), Е.И.Булычева (администрация города Ишима), В.В.Пожидаева (администрация города Киселевска), Н.В.Молчанова (администрация города Купино), Р.В.Мокиенко (Локальный комитет международной ассоциации студентов, изучающих экономику и управление А1Е8ЕС НГТУ, Новосибирск), Г.И.Белкина (областное общество “Знание”, Новосибирск), Е.А.Белоусова (информационно-просветительский центр “Созидание”. Новосибирск), Е.Г.Пушкарев (администрация города Оренбурга), А.Ф.Шилов (администрация города Перми), А.П.Агибалов (администрация города Тара), Т.Б.Румянцева (администрация города Томска). Т.П.Гонтарь (администрация города Топки), В.В.Юрина (администрация города Тюмени), Н.В.Семенова (Центр “Анкли”, Урай), А.В.Вычугжанина (администрация города Новосибирска), Н.А.Карпова (общественная организация “Женщины Конды”, Кондинский район Тюменской области), С.Ю.Фоминых (администрация города Челябинска), С.М.Бухдрукер (общественное движение "За социальное партнерство", Челябинск), Т.В.Курынова (администрация города Ялуторовска), А.Г.Кувшинов (общественная организация “Правовое общество”, Новосибирск).

В течение работы в четвертой секции выявлялись причины, препятствующие развитию взаимодействия органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций, обсуждался опыт. Были даны основные понятия и категории связей с общественностью как технологии. В результате проделанной работы были выработаны рекомендации, взятые за основу при подготовке статьи “Методические рекомендации по развитию взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора на основе технологий связей с общественностью” в авторском изложении Г.Н.Татариновой. Участники семинара, работавшие по данной теме, пришли к выводу, что если в городских администрациях и организациях Третьего сектора примут во внимание предлагаемые рекомендации, взаимодействие партнеров по формированию гражданского общества продвинется на качественно новый уровень.

В работе пятой секции “Технологии ресурсного обеспечения реализации инициатив организаций Третьего сектора при поддержке органов местного самоуправления” (ведущий - Елена Александровна Марчук, директор Центра регионального развития “Церера”, Новосибирск) приняли участие: Н.С.Шальнева (администрация города Губкинский), С.А.Павловская (муниципальный некоммерческий фонд поддержки малого предпринимательства, Кемерово), С.Б.Топорков (городское общество “Знание”, Магнитогорск), А.О.Морозов (объединение защиты прав потребителей, Магнитогорск), В.В.Костюк (Союз журналистов, Магнитогорск), С.В.Сейдвалиева (администрация города Мегиона), П.Н.Акимов (молодежный информационно-деловой центр, Новосибирск), Н.И.Машурьян (Сибирский центр развития культуры, права и образования “Созвучие”. Новосибирск), В.В.Пастушенко (общественная организация “Студенческая лига”, Рубцовск), С.Ю.Чердынцева (администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Салехард), И.В.Шевченко (администрация города Сургута), ОАКотиков (общественное движение “Оберег”, Центр поддержки общественных инициатив, Томск), Г.И.Егоров (Центр “Анкли”, Урай). Л.Н.Шабатура (администрация города Ялуторовска).

В ходе обсуждения в рамках работы пятой секции были поставлены вопросы о необходимости и возможности взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций. Участниками обсуждения были сформулированы основные положения взаимодействия. Во-первых, даже при большом желании некоммерческих организаций работать автономно, необходима законодательная база, позволяющая некоммерческим организациям работать на территории города. Поэтому роль органов местного самоуправления состоит в том, чтобы создать правовое пространство для некоммерческих организаций, развивающее федеральное и региональное нормативно-правовое поле. Во-вторых, деятельность некоммерческих организаций необходима, так как она направлена на решение социальных проблем общества. В-третьих, взаимодействие органов местного самоуправления и некоммерческих организаций необходимо по определению. Его необходимость вытекает из целей и задач функционирования органов местного самоуправления, направленного по своей сущности на создание условий для жизнедеятельности населения, в том числе на решение проблем населения с помощью самого населения. Некоммерческие организации являются активной частью населения, взявшейся за решение социальных проблем и образовавшей для этого формальные или неформальные группы, и, следовательно, они являются одним из элементов системы местного самоуправления, и взаимодействие с ними должно быть направлено на решение возникающих в обществе социальных проблем.

Участниками пятой секции было отмечено, что источники средств для деятельности некоммерческих организаций могут быть самыми разнообразными, как качественно, так и количественно (членские взносы, помощь российских коммерческих структур, добровольные взносы и пожертвования частных лиц, дотации от городских органов власти, помощь российских государственных предприятий и организаций, помощь зарубежных фондов, дотации от органов власти на уровне области и РФ, доходы от уставной деятельности объединения по производству товаров и оказанию платных услуг населению, доходы от коммерческой деятельности объединения, не являющейся уставной, доходы от внереализационных операций (депозиты, ценные бумаги, сдача в аренду своего помещения и т.д.) и другие). Также разнообразны методы, формы и условия взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора, которые являются исходными пунктами для разработки технологий взаимодействия и его ресурсного обеспечения. Так, участники пятой секции пришли к согласованию следующих этапов во взаимодействии органов местного самоуправления и некоммерческих организаций и возможного финансирования социальных проектов:

1.Совместное формулирование целей и задач деятельности местных органов управления и некоммерческих организаций.

2.Определение партнеров при решении социальных проблем.

3.Определение форм взаимодействия.

4.Поиск средств, ресурсов для решения проблем.

Способами для прохождения этих этапов могут быть: круглые столы, совместные семинары, коалиции и ассоциации, поддержка депутатов, деятельность которых направлена в большей степени на решение приоритетных социальных проблем, привлечение людей в НКО, объявление конкурсов и т.д.

Результатом совместной работы могут быть следующие решения:

• Заявление о намерениях различных сторон и формах взаимодействия.

• Выработка приоритетных направлений сотрудничества НКО и органов местного самоуправления.

• Создание Совета при органе власти по организации взаимодействия.

• Принятие программы взаимодействия.

• Разработка механизма по проведению конкурса.

• Включение программы взаимодействия в целевые программы органов власти.

• Проведение конкурса.

• Осуществление мероприятий, намеченных по программе

• Осуществление мониторинга в ходе выполнения программ и информирование общественности об их результатах.

Представители администрации городов, принимавшие участие в работе пятой секции, разработали критерии по выбору социальных проектов для финансирования. Среди них можно назвать следующие:

• Соответствие проектов заданному направлению.

• Экономическая и социальная эффективность проектов.

• Аккумуляция ресурсов.

• Подтверждение имиджа организации.

• Публичность отчетности, прозрачность деятельности.

• Инновационный подход

• Готовность к финансово-хозяйственной деятельности.

• Корректность организационно-финансовой деятельности с целеполаганием.

• Профессиональное, кадровое обеспечение.

• Соответствие финансового обоснования проекта реальным финансовым расценкам.

• Умение найти оптимальный источник финансирования.

• Знание нормативно-правовых актов местного значения.

Существует широкий спектр видов поддержки органами местного самоуправления некоммерческих организаций и других гражданских инициатив, среди них основными являются следующие: финансовая, материально-техническая, правовая. информационно-консультативная, организационная, имиджевая, моральная поддержка.

Предварительным этапом подготовки сторон к взаимодействию должна являться диагностика современного состояния. Анализу должны подвергнуться как методы и формы решения социальных проблем, используемые органами местного самоуправления, их приоритетность и эффективность, так и направления деятельности НКО, потребности населения и имеющиеся ресурсы.

Работа на семинаре завершилась пленарным заседанием, посвященным принятию итоговых материалов и документов. В ходе дискуссии было высказано предложение создать при Ассоциации сибирских и дальневосточных городов постоянно действующую секцию “Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций” для систематического изучения и обобщения опыта работы органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора в этой сфере, и для разработки эффективных социальных технологий организации такого взаимодействия, стимулирования его организационно-правового закрепления и ресурсного обеспечения.

Участники семинара отметили, что разработка социальных технологий взаимодействия органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора не должна носить эпизодический характер. К этому процессу должны быть привлечены на постоянной основе как профессиональные эксперты, так и должностные лица органов местного самоуправления, представители негосударственных некоммерческих организаций и активные граждане.

Редакционная коллегия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка