Организация работы социального педагога через проектные работы учащихся




Скачати 66.87 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір66.87 Kb.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

(Профилактика ПАВ)

Социальный педагог

Курейкина Галина Ветиславовна

ГОУ СОШ № 1173

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интелерантному поведению – повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «Я», безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как подросток преодолевает этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.

Не секрет, что напряженность социально-экономической ситуации в нашем обществе, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения подростков, а следовательно больше появляется детей с девиантным поведением или , как принято их называть, трудных детей. Для детей с девиантным поведением особенно важно научиться ориентироваться в информационном пространстве социума. С этой целью на протяжении нескольких лет реализуется программа спецкурса «Я в обществе».

Программа спецкурса рассчитана на учащихся в возрасте 11-13 лет (младший подростковый возраст). Программа предусматривает уроки-тренинги на которых устанавливаются нормы поведения в группе, навыки знакомства, навыки решения конфликтных ситуаций, а так же ролевые игры через которые учащиеся закрепляют полученные в ходе бесед навыки и знания.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, протесту обществу, школе, родителями .В этих условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.

Цель спецкурса - изменение ценностного отношения детей к наркотикам, алкоголю, курению; формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на психо-активные вещества в детско-молодежной среде.; формирование и развитие социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, умение противостоять отрицательному влиянию средств СМИ.

Задачи спецкурса: приобретение знаний и навыков поведения, которые позволят подросткам ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления со стороны; приобретение навыков отказа и негативного отношения к курению, алкоголю, наркотикам; научить мыслить критически, устанавливать межличностные отношения, стремясь понять себя и других; обучить тому, как ставить достижимые цели, как договариваться с окружающими с учетом их желаний и потребностей. Подросток получает не просто информацию, а инструмент для жизненного выбора, и в дальнейшем способен изменять сам собственное поведение в сторону здорового и рационального.

Формой подведения итогов является защита творческих работ учащихся (рефераты, презентации и т.д.)

На занятиях постоянно создаются коммуникативные ситуации «ученик – учитель», «ученик – ученик». В таких ситуациях идет развитие личностных отношений к себе и к окружающим. Дети учатся слушать друг друга, находить ошибки в поведении и правильно выходить из смоделированных ситуаций, которые максимально приближены к реальной жизни.

Хочу привести пример занятия «Умение сказать «НЕТ»» .

Основными задачами занятия являются: определение ситуаций, когда нужно сказать «нет»; способы, с помощью которых подтверждается решение сказать «нет»; отработка навыков: не возвращаться к уже сказанному «нет». На занятии учащиеся знакомятся с новой информацией, с помощью ролевых игр отрабатывают необходимые навыки. Предлагалось вспомнить и привести примеры, относящиеся к теме занятия, из любимых молодежных сериалов. Учащиеся охотно привели массу эпизодов из сериалов. В итоге учащиеся делали вывод о том, как важно знать и уметь правильно сказать «нет» в различных жизненных ситуациях. Кроме того, учащимся, в качестве домашнего задания, предлагается : «Отказать в просьбе товарищу, которую ты считаешь не нужной или вредной для себя» на примере ситуаций из популярных молодежных программ или печатных изданий. Следующее занятие начинается с «проигрывания» домашнего задания. В результате формируется навык поведения подростка в конкретной заданной ситуации.

Результат работы по программе: мониторинг результатов воспитательной работы в школе показывает снижение числа серьезных правонарушений, совершаемых подростками под влиянием «улицы»; учащиеся умеют критически оценивать информацию, получаемую из Интернета и СМИ; учащиеся понимают задания в различных формулировках и контекстах; учащиеся аргументируют собственные высказывания; учащиеся воспринимают альтернативные точки зрения и высказывают обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; уменьшается фактор риска употребления психо-активных веществ среди подростков; формируются навыки здорового образа жизни. Самое главное, что в результате идет подготовка подростков к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в стране.

В настоящее время в подростковой среде сохраняется крайне тревожная ситуация с употреблением ПАВ (психо-активных веществ). Остается значительным число преступлений и административных правонарушений, связанных с употреблением алкоголя, наркотических веществ. Все это происходит на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях и , как результат, приводит к поведенческим расстройствам несовершеннолетних, их протесту обществу, школе, родителями, тем самым, приобщение к употреблению психо-активных веществ. Поэтому я с ребятами на моем спецкурсе подготовили наглядный материал (видео-фильм и презентация) по теме: «Вы должны знать…», который можно использовать на классных часах посвященных: здоровому образу жизни, профилактики табакокурения и алкоголизма.

Цель работы - изменение ценностного отношения детей к наркотикам, алкоголю, курению; формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на психо-активные вещества в детско-молодежной среде, умение противостоять отрицательному влиянию средств СМИ.

Задачи работы: вооружить учащихся знаниями по тематике ПАВ; сформировать у подростков осознание особой опасности употребления ПАВ; приобретение навыков отказа и негативного отношения к курению, алкоголю, наркотикам; научить мыслить критически, устанавливать межличностные отношения, стремясь понять себя и других; создание наглядного материала на основе различных источников по теме; использовать современные педагогические технологии, которые позволяют развивать у подростков такие коммуникативные навыки, как умение слушать друг друга, работать единой командой, поиск эффективных путей решения проблем.

На первом этапе работы над темой было проведено анкетирование с целью выяснения динамики отношения учащихся к курению и обработка полученных данных по теме «Табакокурение». В анкетировании приняли участие учащиеся 6-10 классов ( это 75% учащихся от общего количества). Для того, чтобы составить анкету учащимися были изучены, предлагаемые в Интернет-источниках, а затем отобраны наиболее подходящие вопросы. Затем учащиеся сформулировали вопросы так, как, по их мнению, будет понятно, что происходит в школе по этой проблеме и надо ли говорить об этом со сверстниками. Далее, учащиеся собрали необходимую информацию о вреде курения, алкоголя, обобщили полученный материал и выразили свое личное отношение по теме работы, которое выразилось в презентации. Более того, в презентацию были вставлены результаты проведенного анкетирования. Сделав презентацию по теме «Табакокурение», учащиеся предложили сделать видео-фильм на тему «Вы должны знать!». В этом фильме они выступили в роли актеров, дикторов, сценаристов, гримеров и тем самым высказали непосредственно свое отношение к затронутой теме. При работе над видеофильмом выявились творческие способности детей. Сценарий к фильму разрабатывался коллективно. В процессе работы развивались коммуникативные отношения «учитель-ученик» и «ученик-ученик». После написания сценария и утверждения его участниками творческой группы произошло распределение учеников по ролям. Данную ситуацию я использовала для нравственного воспитания учащихся – формировала у них стойкое отрицательное отношении к употреблению ПАВ. Была выполнена задача: не свести все к игре, а показать отвратительность этого явления в нашей жизни. Следующим шагом стал показ видео-фильма и презентации учащимся школы во время проведения «Недели Права» после чего было проведено повторное анкетирование. Которое показало , что число знающих о вреде курения увеличилось; что полученная информация повлияла на отношение к курящим девушкам ( стала более негативное отношение); увеличился процент не желающих, чтобы их дети курили.

Известно, что подростки мало прислушиваются ко взрослым, а авторитетом для многих являются их более старшие приятели. Поэтому я сделала видео- материал «Исповедь» с одним из «трудных» подростков своей школы, которого с большим трудом вернули к занятиям и проживанию дома. На удивление, мое предложение о создании видеоролика не вызвало отрицательной реакции у подростка. Наоборот, он продумал текст и с увлечением работал перед камерой, хотя и волновался. Результат – грамота на городском конкурсе и признание ребят, которые стали прислушиваться к советам нашего героя.

Следовательно, подросток получает не просто информацию, а инструмент для жизненного выбора, и в дальнейшем способен изменять сам собственное поведение в сторону здорового и рационального.



Подводя итоги проведенной работы с девиантными детьми по профилактике употребления ПАВ (психо-активных веществ) в рамках спецкурса «Я в обществе» я пришла к выводу о том, что необходимо продолжать начатую работу; что это помогают учащимся ориентироваться в огромном потоке информации, отбирать необходимый материал, анализировать его и принимать правильное решение (это видно из приведенных данных по анкетированию учащихся) к отрицательному отношению к ПАВ.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка