Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования на 2014 2015 учебный год




Сторінка1/11
Дата конвертації25.04.2016
Розмір1.81 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23»

Основная образовательная программа основного общего

и среднего общего образования

на 2014 – 2015 учебный год





Принято на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.14г.
УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________И.В. Волков

30.08.2014г.




Содержание.
Общее положение.

  1. Целевой раздел.

  2. Содержательный раздел

    1. Общие положения

    2. Основное содержание учебных предметов на ступени общего образования и среднего общего образования

  3. Организационный раздел.

    1. Годовой календарный учебный график

    2. Учебные планы основного общего и среднего общего образования. Пояснительная записка

    3. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.

    4. О реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин, практики, и предусмотренных соответствующей образовательной программой.

    5. Характеристика кадров

    6. Материально-техническое оснащение образовательного учреждения.

    7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.


Общие положения

Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Данный документ разработан педагогическим коллективом МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23»

Основная образовательная программа основного общего образования и среднего общего образования МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» строится в соответствии с требованиями и на основании следующих документов:



  • Конституция РФ

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования

  • ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

  • Конвенция о правах ребенка

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)

  • Приоритетный национальный проект «Образование» на2009-2012 годы

  • Федеральная целевая программа развития образования

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196

  • Устав МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23»

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа и средняя школа)

ООП основного общего образования МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» разработана с учётом:

  • особенностей образовательного учреждения (кабинет информатики, школьного музея, оборудованного спортивного зала и спортивной площадки, актового зала, оснащенной учебниками, методической литературой и Интернет ресурсами библиотеки, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования),

  • образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей),

  • основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения.

Программа адресована:

Учащимся и родителям

• для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ

• для определения сферы ответственности за достижение результатов школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;

Учителям

• для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности

Администрации

• для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП;

• для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.);

Учредителю и органам управления

• для повышения объективности оценивания образовательных результатов ОУ в целом;

• для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности ОУ.

Образовательная программа предусматривает интеграцию собственных образовательных программ школы с практикой социального взаимодействия с различными социальными партнёрами. МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» развивает социальное партнёрство и эффективно сотрудничает с учреждениями культуры (библиотек, АГУ, АГПК и т.д.).

В социальном аспекте ООП МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23является свободной формой гражданского контракта между обществом (родительским сообществом в лице родительского комитета школы и Совета МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23») и образованием (педагогическим коллективом школы) относительно содержания и организации образовательного процесса на ступени основного общего образования и среднего общего образования.

Участниками образовательного процесса в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

Образовательная программа МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы.

Основная образовательная программа основного общего образования и среднего общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.


1. Целевой раздел


    1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и в связи с этим ставит следующие цели:

Целями реализации основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

В соответствии со стратегической целью российского образования МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» разработало основную общеобразовательную программу, которая предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и в связи с этим ставит следующие цели:

- обеспечить условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся;

- создать и организовать функционирование многополюсной информационно - образовательной среды с определением динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:



  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего и среднего общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, обеспечить их эмоционального благополучия;

  • помочь подросткам овладеть грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Программа опирается на следующие развивающие принципы:

а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Преемственность ООП НОО и ООП ООО

ООП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с ООП начального общего образования, с другой стороны, предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.



В связи с этим, примерная ООП основного общего образования прежде всего опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно:

  • наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи;

  • способность к инициативному поиску построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;

  • сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;

  • освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;

  • наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

  • желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

  • Кроме этого, примерная ООП основного общего образования разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, которые включают в себя:

  • возникновение нового отношения к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;

  • появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;

  • становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;

  • появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;

  • субъективное переживание, чувство взрослости, а именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;

  • общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения;

  • проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты;

  • пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных отношений;

  • появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некое целое.

Основная образовательная программа МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—17 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11 - 13 и 13 -15, 15 - 17 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно - урочной к лабораторно - семинарской и лекционно - лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 6 -7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:



  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

  • обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

  • изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

Условия образовательной деятельности

Образовательная программа основного общего образования и среднего общего образования создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

. Обучение на ступени основного общего образования и среднего образования организовано по кабинетной системе.

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» обладает достаточными ресурсами для оказания качественных образовательных услуг: педагогическими, материально-техническими, управленческими.

Школа работает в одну (первую) смену, что соответствует нормам здоровьесбережения, позволяет организовать занятия учащихся по интересам во второй половине дня.

В соответствие с выявленным социальным запросом образовательный процесс в школе рассматривается как совокупность учебного процесса, дополнительного образования, социальных практик и исследовательской деятельности учащихся. Доминирующим видом познавательной деятельности рассматривается поисковая, краеведческая, исследовательская, основным результатом которой является освоение учащимися способов деятельности. Сама технология формирования ООП ООО и СОО МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» заключается в создании механизма реализации педагогического потенциала образовательной системы школы, механизма интеграции всех ее составляющих и характеризуется следующими чертами:



  • образовательный процесс рассматривается как совокупность учебного процесса, дополнительного образования, социально-творческой и самообразовательной деятельности учащихся;

  • в рамках образовательного процесса реализуются предметные и надпредметные учебные программы, дополнительные образовательные программы, программы социально-творческой деятельности;

  • класс организуется как учебный коллектив, решающий общие образовательные задачи, внутри которого существует определенное распределение обязанностей;

  • элементами учебного процесса являются учебные занятия, которые могут отличаться характером деятельности, организацией рабочих мест;

  • обязательные учебные занятия могут сочетаться с занятиями, посещение которых для всех учащихся не является обязательным;

  • домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности, предусматривается возможность выбора домашних заданий;

  • основным объектом педагогической оценки является достигнутый учеником образовательный результат;

  • доминирующим видом познавательной деятельности является поисковая, основным результатом которой является освоение учащимися способов деятельности.

Технология формирования основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования, призванная обеспечить достижение запланированных результатов образования определяет тип отношений между учителем и учащимся (педагогика сотрудничества),вариативность (признание права ученика на полный или частичный выбор изучаемого содержания и уровня его освоения), реализация дифференцированного подхода и индивидуализация обучения.

Деятельностный подход – концептуальная основа образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23»

Образовательные технологии обеспечивают достижение требований стандартов, обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства:

• технология уровневой дифференциации обучения,

• технология создания учебных ситуаций,

• технологии, основанные на реализации исследовательской деятельности,

• информационных и коммуникационных технологий обучения,

• технологии когнитивного обучения;

• проблемно-диалогическая технология;

• технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

• технология развития критического мышления;

• проектная технология.

Реализация образовательных программ по предметам, рабочих программ учителей основана на совокупности нескольких технологий. Эффективное использование данных технологий позволяет педагогам в полном объеме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися.

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии образовательного учреждения:



  1. более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического потенциалов;

  2. расширяются возможности использования информационной среды;

  3. наблюдается ежегодный рост удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;

  4. улучшается материально – техническая база школы.

Школа старается соответствовать стремительно меняющейся жизни темпом своих внутренних перемен. Основной плюс этого - самостоятельный, свободный, быстрый в решениях, деятельный выпускник школы, которого отличает целеустремлённость коммуникабельность, работоспособность. Он умеет трудиться, умеет принимать решения и нести ответственность за них. Это - деловой, общественно активный молодой человек, способный адаптироваться к различным социальным условиям.

Понимание необходимости происходящих перемен в российском образовании нашло свое отражение в разработке Основной образовательной программы школы, поиске подходов к ее реализации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка