Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы)




Сторінка1/27
Дата конвертації14.04.2016
Розмір5.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

«Утверждаю» Рассмотрено и принято приказ № 287 от 03 сентября 2012 г. на педагогическом совете

________Кудрявцева М. А. протокол № 1 от «30» августа 2012 г.

Председатель: ________Кудрявцева М. А.



Основная образовательная программа

основного общего образования

(5-9 классы)
Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Луга

Содержание


I. Пояснительная записка.




II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

III. Учебный план 5-9 классов.




IV. Программы отдельных учебных предметов, курсов.




V. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.




VI. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.




VII. Программа формирования адаптивных навыков у обучающихся, воспитанников.




VIII. Программа коррекционной работы.




IX. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



I. Пояснительная записка.
Данный документ разработан педагогическим коллективом ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» в соответствии с федеральными государственными требованиями основного общего образования, с учётом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.

Адресность образовательной программы.

Прием детей в школу осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 (с последующими изменениями и дополнениями) и Уставом ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». В учреждение принимаются дети, проживающие на территории Ленинградской области. Комплектование контингента обучающихся осуществляется по направлению Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, по заключению областной ПМПК и только с согласия родителей (законных представителей).


Цели и ценности образовательной программы.


Образовательная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования, особенности организации УВР, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований школьной педагогической системы.

Образовательная программа:

- определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии;

- регламентирует организацию образовательного процесса в условиях коррекционной школы.

Образовательная программа ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации "Об образовании";

- Конвенция о правах ребенка;

-Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных образовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» СП 4076-86;

-Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан Пин 2.4.2.2821 -10);

- Приказ Министерства образования РФ № 29/2065 – п от 10 апреля 2002 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 (с последующими изменениями и дополнениями).

Главными ценностями образовательной программы являются:

Право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение без дискриминации качественного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.

Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.

Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.

Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.

Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коллективное сотворчество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни школы.

Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми.

Уважительное отношение к школе и ее традициям.

В связи с этим главная цель образовательного учреждения - установление предметного и надпредметного содержания образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.

Из главной цели образовательной программы и принципов ее реализации вытекают задачи школьного образования:

- создание условий  для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;

-создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным предметам, имеющим  практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям  обучающихся, трудовой подготовки;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;

- формирование духовно-нравственной личности;

- формирование здорового образа жизни, укрепление психофизического здоровья, воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- формирование у обучающихся трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

Образовательная программа регламентирует:

- условия освоения образовательной программы;

-диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся;

- организационно-педагогические условия учебной и внеучебной деятельности учащихся.



Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:

- учащихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения культурных традиций и ценностей;

- родителей – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями;

- учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности;


Миссия школы.

В нашем представлении школа – это специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное психофизическое развитие обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья, формирование негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, обладающее своей системой воспитания, организацией дополнительного образования. Это школа, где обучение и воспитание направлены на подготовку выпускников к самостоятельной жизни в социуме. Это школа, где педагоги открыты ко всему новому, понимают детскую психологию и особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам обучающихся.



Модель выпускника школы.

1. Академический уровень: владеет ЗУН по основным учебным предметам за курс основной общей специальной (коррекционной) школы с учётом индивидуальных психофизических особенностей.

2.Коммуникативный уровень: общительный, уважает интересы окружающих; понимает преимущества законопослушного поведения, умеет самостоятельно разрешать конфликты мирным путём.

3. Духовно – нравственный уровень: ориентирован в выборе профессии с учётом индивидуальных психофизических особенностей, трудолюбивый; владеет социальными нормами, образцами поведения, принятыми в современном обществе; любит свой народ, свой край, свою Родину.


4. Культурный уровень: активен в культурной жизни.
5. Здоровьесберегающий уровень: знает и выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни,
Принципы построения программы

В основе построения программы лежат принципы:



- гуманизация означает, что учитель ставит обучающегося в позицию полноправного субъекта обучения и воспитания, создавая условия для творческой самореализации;

- свобода выбора определяет целенаправленную деятельность педагогического коллектива по оказанию поддержки обучающимся в овладении ими умениями действовать в условиях свободы и делать правильный осознанный выбор;

- дифференциация и индивидуализация обучения предусматривает развитие ребенка в соответствии со своими склонностями, интересами, возможностями;

- непрерывность предусматривает связь не только всех ступеней образования в школе, но предполагает ориентацию школьников на подготовку к продолжению образования после окончания школы;

- вариативность выражается в возможности выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методов, форм и приемов обучения и воспитания;

- инновационность определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, предметных планов, технологии и форм работы школы;

- целостностъ учебно-воспитательного процесса, единство обучения, воспитания, развития.

Все эти принципы сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на сотрудничество всех участников образовательного процесса на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным процессам.


Информационная справка о школе.

Школа основана в 1953 году на базе детского дома.

Школа расположена на восточной окраине города рядом с лесным массивом на берегу Тёплого ручья, что благоприятно сказывается на здоровье детей.

Школа функционирует в двух зданиях: учебном и спальном корпусе. Имеются спортивный зал, спортивная площадка, тренажёрный зал, зал ритмики и ЛФК, столярная, обувная, швейная мастерские, столовая на 70 мест, актовый зал, библиотека и читальный зал, кабинет психолога и комната психологической релаксации, сенсорная комната, игровая комната, кабинеты медицинской, логопедической службы.

Таким образом, в школе имеются все необходимые предпосылки для обучения и активной воспитательной работы, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.

Кроме этого, учитывая, что наш город небольшой, педколлектив поддерживает тесные связи с культурными и общественными организациями города: киноцентром «Смена», центром психологической помощи подросткам, центром занятости населения, детской городской библиотекой и др.

В настоящее время в школе обучаются 167 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

- продолжительность учебной недели в 5-9 классах составляет 5 дней;

- начало занятий - 8 час 50 мин;

- продолжительность урока – 40 минут;

- наполняемость классов до 12 учащихся;

- продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет не менее 34 учебных недель;

- продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) – не менее 30 календарных дней.

Во всех классах в течение урока (после 15-20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1-3 минуты.

Продолжительность перемен: от 10 до 20 минут.

Прогулки после уроков длятся от 1,5 до 3 часов с учетом погодных условий.

Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках во второй половине дня составляет не менее 40 минут. В это время организуется обед и отдых учащихся.

Образовательные технологии, применяемые в реализации образовательной программы:


  • Классно-урочная система

  • Технология уровневой дифференциации.

  • Технология индивидуализации обучения.

  • Игровые технологии.

  • Личностно-ориентированное коррекционно-развивающее обучение.


Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе.

Ведущий педагогический замысел построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика.



Деятельность и отношения в школе строятся на следующих принципах:

1. Принцип индивидуальности Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и направление развития школьного коллектива. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

2. Принцип самоактуализации. У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

7. Принцип здоровьесбережения. Актуальна подготовка учащихся к ведению здорового образа жизни. В то же время современный культурный человек, стремящийся достичь материального и духовного благосостояния, быть полезным обществу, не может не осознавать роли специфического компонента культуры – культуры физической и важности охраны и укрепления собственного здоровья.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей в образовательном учреждении.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья подросткового возраста 12-18 лет, Программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития детей в среднем звене.

Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

У умственно отсталых имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Одним из недостатков является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым школьникам требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется ещё и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами. Поэтому восприятие их отличается меньшей дифференцированностью.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала.

Для умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые школьники обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память у людей с нарушением интеллекта слабо развита.

Воображение у умственно отсталых школьников отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых детей отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

У умственно отсталых детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При возникновении трудностей они не пытаются их преодолевать, а, как правило, бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества волевых процессов умственно отсталых школьников. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаются подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых школьников. Снижена активность всей деятельности. Затруднено формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Главной проблемой подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознании подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающимся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность) своего бытия. Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира (в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения). В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретает способность погружаться в свет и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».

Варианты и формы интеграции в школе – интернате.

Интеграция деятельности специалистов.

Вся деятельность педагогического коллектива строится на интегративной основе и проявляется в тесном сотрудничестве дефектологов, логопедов, учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, педагога – организатора. Такое сотрудничество позволяет реализовывать единый подход в коррекционно-образовательной и воспитательной работе.



Интеграция образовательных областей.

Благодаря интегративности образовательный процесс становится компактным, четким, информативным, разносторонним.



Интеграция видов детской деятельности.

Развитие детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности.



Интеграция педагогических технологий.

Для успешной интеграции требуется профессиональная компетенция педагогов, создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе, адаптивной развивающей речевой и игровой микро- и макросреды, применение разнообразных способов и методов в работе, разработка индивидуальных заданий для воспитанников, использование здоровьесберегающих технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.



Частичная интеграция детей.

Воспитанники принимают участие в городских, областных спортивных соревнованиях. Участвуют в областных форумах для активной молодёжи. Ежегодно выступают на областном конкурсе «Звёздочка».


Организация индивидуального обучения.

Особое внимание в школе уделяется организации работы блока индивидуального обучения. Организация индивидуального обучения больных детей на дому осуществляется в соответствии с Положением об организации индивидуального обучения больных детей на дому в ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». Процесс обучения на дому решает задачи адресной педагогической помощи, коррекции недостатков общего, речевого, физического, личностного развития, специфических нарушений. Индивидуальная программа предусматривает план работы с ребенком с учетом состояния здоровья и уровня личных достижений.


Кадровый состав.

Всего педагогических работников в ОУ –44

Пенсионеров по возрасту – 15

Молодых специалистов – 2

Высшее образование – 28

Среднее специальное образование –15

Незаконченное высшее –1

Непедагогическое –3

Квалификационная категория:

высшая –23

первая – 12

вторая –2

Аттестованы на соответствие занимаемой должности (СЗД) - 2
Таким образом, основным приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения является целостная коррекционная образовательно–воспитательная система, главной задачей которой является максимальное развитие личности каждого воспитанника, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и адаптационного потенциала, а также формирование готовности к дальнейшей социальной адаптации и развитию в условиях школы-интерната.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы основного общего образования.


Требования к образовательным результатам следует рассматривать как описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях.


Предлагается описать ожидаемые результаты освоения ребенком выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, в которых заложены два компонента – «академический» и «жизненной компетенции». При этом описание ожидаемых результатов должно включать их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:

·что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,

·что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

·насколько активно, свободно и творчески он их применяет.



Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Нецелесообразно рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики развития ребенка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные западения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребенка не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования.
«Академические» достижения ребенка отражают степень его оснащенности тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать потребные ему для социального развития и личной реализации. Эти достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ.
Для оценки другой составляющей - результатов развития жизненной компетенции ребенка предлагается использовать иной метод - экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка, результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам группы условных единиц. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой анализа могут быть обобщены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям и заданным линиям.

Удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка в освоении каждой содержательной области в обоих её компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования.



Язык и речевая практика.
1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
3. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.


Математика и применение математических знаний.
1. Овладение доступными количественными, пространственными, временными и геометрическими представлениями;
2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)
3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром.
1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире,
2. Развитие способности использовать знания по природоведению (биологии, географии) и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудности собственного места проживания.
3. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми.
1. Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры, задаваемые культурным сообществом ребенка и др.)
2. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.)
3. Развитие вкуса и способности к физическому совершенствованию, к достижениям в учебе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения мечтать и строить планы на будущее.

Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества.
1. Овладение первоначальными знаниями разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.), и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.
2. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусств, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства. Формирование эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни.
3. Развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т.д., к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Обществознание – практика жизни в социуме.
1. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
2. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.
3. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.

III. Учебный план
Учебный план школы определяет максимальный объем учебной нагрузки в режиме пятидневной учебной недели для обучающихся. Состав образовательных областей и учебных предметов распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам.



Классы

V

VI

VII

VIII

IX

I. Общеобразовательные курсы
















1. Русский язык
















Чтение и развитие речи

4

4

3

3

3

Грамматика, правописание и развитие речи

5

4

4

4

4

2. Математика
















Математика

6

6

5

5

4

3. Природа
















Природоведение

2













Биология




2

2

2

2

География




2

2

2

2

4. Обществознание
















История Отечества







2

2

2

Обществознание










1

1

5. Изобразительное искусство

1

1

1







6. Музыка и пение

1

1

1

1




7. Физическая культура

2

2

2

2

2

II. Трудовая подготовка
















1. Профессионально-трудовое обучение

6

7

9

10

12

2. Трудовая практика (в днях)

10

10

10

20

20

Итого: обязательная нагрузка учащегося

27

29

31

32

32



III. Коррекционная подготовка

V

VI

VII

VIII

IX

Социально-бытовая ориентировка

1

2

2

2

2

IV. Школьный компонент
















Информатика

1

1

1







V. Факультативные занятия
















Физкультура

1

1

1

1

1

Информатика










1

1

Человек и его среда

1

1

1







Профессионально-трудовое обучение




1

1

2

2

Максимальная нагрузка учащегося

31

35

37

38

38

IV. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия
















1. Логопедические занятия

3

2

2









Пояснительная записка

Учебный план разработан на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант). Приказ МО РФ № 29/2065-П от 10.04.2002 года.

Учебный план определяет основные образовательные направления, перечь учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых школьников и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении.

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

В 5-7 классах часы школьного компонента отведены предмету «Информатика».

В 5-9 классах часы факультативных занятий отведены предметам: «Физкультура», в 5-7 классах «Человек и его среда» и в 8-9 классах «Информатика», в 8, 9 классах – 2 часа, 6, 7 классах – 1 час отведены «Профессионально-трудовому обучению».

В 5-9 классах для занятий по трудовому обучению, профессионально-трудовому обучению и социально-бытовой ориентировке обучающиеся делятся на 2 группы.

На индивидуальные и групповые занятия по логопедии по расписанию отводятся часы во вторую половину дня, продолжительностью 15-20 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых нарушений.

В 5-9 классах ведется трудовое обучение имеющее профессиональную направленность.

По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамены по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.

Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается в 9 классах – 24 мая, в 5-8 классах – 28 мая.



Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка