Пояснительная записка Детская хирургия учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания клинической картины, особенностей течения, методик обследования и принципов лечения хирургических заболеваний у детей




Скачати 297.88 Kb.
Дата конвертації21.04.2016
Розмір297.88 Kb.




Составители:

К.М.Иодковский, доцент кафедры детской хирургии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;


В.И.Ковальчук, заведующий кафедрой детской хирурги учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент;
Я.Ф.Салкевич, заведующий хирургическим отделением учреждения здравоохранения «Гродненская областная детская клиническая больница»;
В.М.Черевко, доцент кафедры детской хирургии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент.

Рецензенты:

Кафедра детской хирургии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;


В.И.Аверин, заведующий кафедрой детской хирургии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», главный детский хирург Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор.

Рекомендована к утверждению в качестве учебной:

Кафедрой детской хирургии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 7 от 11.02.2013 г.);
Кафедрой детской хирургии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 13 от 15.03.2013 г.);


Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 5 от 28.02.2013 г.);


Научно-методическим советом по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 2 от 22.04.2013 г.);


Пояснительная записка

Детская хирургия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания клинической картины, особенностей течения, методик обследования и принципов лечения хирургических заболеваний у детей.

Учебная программа дисциплины «Детская хирургия» для субординатуры по хирургии специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» включает научные данные, в том числе и новейшие, по диагностике и методам лечения детей с врожденными пороками развития и хирургическими заболеваниями.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Детская хирургия» состоит в формировании у студентов углубленных и совершенствовании ранее приобретённых знаний по диагностике и лечению острых хирургических, гнойно-воспалительных заболеваний, врожденных пороков развития у детей.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания в различных разделах изучаемой дисциплины (экстренной хирургии, плановой хирургии, гнойной хирургии, хирургии новорожденных):

- основных понятий по этиологии и патогенезу, эмбриогенезу, диагностике и лечению пороков развития и хирургических заболеваний у детей;

- факторов риска возникновения наиболее распространённых пороков развития и хирургических заболеваний у детей;

- причин и механизмов возникновения типичных осложнений в послеоперационном периоде и их профилактики;

- способов диагностики и оказания медицинской помощи при неотложных хирургических состояниях у детей.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

- теоретических знаний, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

- методов раннего выявления, интерпретации симптомов, дифференциальной диагностики хирургических заболеваний в детском возрасте;

- способов лечения хирургической патологии у детей, предупреждения возможных осложнений;

- клинических протоколов диагностики и лечения детей с хирургической патологией;

- навыков, необходимых для оказания первичной и специализированной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями, травмами и неотложными состояниями.

Специфика подготовки врачей по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами большого объема учебного материала для формирования подхода в процессе диагностики, лечения и диспансерного наблюдения детей с хирургической патологией.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Детская хирургия» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Патологическая анатомия. Изменения органов и тканей при различной хирургической патологии у детей.

Пропедевтика детских болезней. Схема обследования пациента. Методы исследования органов и систем.

Общая хирургия. Принципы десмургии, асептики и антисептики, основы гемотрансфузиологии, диагностики кровотечений, методики гемостаза и компенсации кровопотери. Общие положения пластической хирургии, онкологии и трансплантологии, основные принципы диагностики и лечения гнойных хирургических заболеваний. Навыки оказания первичной и специализированной медицинской помощи пациентам с острыми хирургическими заболеваниями, травмами.

Фармакология. Основные принципы действия и дозировки лекарственных средств, применяемых в педиатрии, показания и противопоказания к их применению. Эмпирическая и рациональная антибактериальная терапия.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Особенности топографии внутренних органов у детей. Хирургический инструментарий. Техника выполнения наиболее распространенных оперативных вмешательств у детей.

Хирургические болезни. Клинические проявления, течение, диагностика и лечение хирургических заболеваний.
Структура учебной программы дисциплины «Детская хирургия»:


  1. Экстренная хирургия.

  2. Плановая хирургия.

  3. Гнойная хирургия.

  4. Хирургия новорожденных.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

- этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых хирургических заболеваний, пороков развития у новорожденных, детей и подростков;

- методы диагностики, врачебную тактику и правила транспортировки новорожденных при хирургической патологии;

- особенности диагностики, клинической картины и врачебной тактики при заболеваниях и патологических процессах у детей, требующих оказания скорой (неотложной) хирургической помощи;

- основы предоперационной подготовки у детей с хирургической патологией.

Студент должен уметь:

- обследовать детей с хирургической патологией (осмотр, пальпация, выявление локальных симптомов, интерпретация лабораторных данных);

- формировать предварительный диагноз хирургических заболеваний у детей в типичных ситуациях;

- составлять диагностическую программу обследования по нозологическим единицам;

- определять сроки направления к врачу детскому хирургу детей с различными видами хирургических заболеваний, пороков развития;

- оказывать скорая (неотложную) медицинскую помощь;

- проводить необходимую патогенетическую терапию, направленную на профилактику осложнений;

- определять показания и правила транспортировки детей с хирургическими заболеваниями и пороками развития;

- читать и расшифровывать рентгенограммы;

- вести медицинскую документацию, правильно оформлять историю болезни детей с хирургической патологией.

Студент должен владеть:

- правилами зондирования и промывания желудка у детей;

- методикой катетеризации и пункции мочевого пузыря;

- методикой плевральной пункции;

- методикой первичной хирургической обработки ран;

- методикой торакоцентеза и дренирования плевральной полости;

- пункцией суставов и диагностической пункцией при остеомиелите;

- правилами вскрытия флегмон, аденофлегмон, некротической флегмоны новорожденных;

- методами обработки ожоговых ран;

- методами лечения гемангиом (хирургический, криотерапия, склеротерапия);

- правилами обследования детей с врождёнными аномалиями пищевого канала, острой дыхательной недостаточностью;

- методикой дозированной гидростатической ирригоскопии (диагностика и консервативный метод лечения инвагинации);

- методами предоперационной подготовки и правилами ведения послеоперационного периода.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций практических занятий, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet.

На практических занятиях студенты изучают отдельные заболевания, проводят обследование пациентов, обучаются методикам хирургического лечения в перевязочных и операционных. Учатся правильно представлять полученные данные в виде формулирования диагноза в соответствии с международной классификацией болезней и написания листа назначения (учебного). Практическая подготовка обеспечивается решением студентами ситуационных задач, участием в обходах, консилиумах, конференциях и клинических разборах пациентов.

Студентов знакомят с требованиями санитарно-противоэпидемического режима, правилами внутреннего трудового распорядка, техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при проведении обследования и лечения детей с хирургической патологией.

Самостоятельная внеаудиторная работа заключается в изучении основной и дополнительной литературы, монографий и периодической литературы, подготовке сообщений, рефератов и кратких докладов по актуальным проблемам детской хирургии.

Для изучения дисциплины предусмотрено 96 академических часов, из них 63 аудиторных часа и 33часа самостоятельной работы студентов.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов.



ПРИМЕРНЫЙ Тематический план учебных занятий


Наименование темы

Количество часов аудиторных занятий

практических

1. Экстренная хирургия

28

1.1. Современные клинические и специальные методы исследования органов грудной и брюшной полостей. Пренатальная диагностика врождённых пороков развития органов грудной и брюшной полостей, мочевой системы

7


1.2. Ошибки в диагностике закрытых травм органов живота и забрюшинного пространства: повреждения печени, селезёнки, поджелудочной железы, полых органов. Хирургическая тактика при повреждениях внутренних органов. Особенности термических ожогов, электроожогов у детей. Химические ожоги пищевода у детей

7


1.3. Особенности острого аппендицита у детей до 3-х лет. Дифференциальная диагностика острого аппендицита в зависимости от возраста. Аппендикулярный перитонит. Лечение пациентов с аппендикулярным перитонитом в предоперационном и послеоперационном периодах

7

1.4. Механическая кишечная непроходимость. Инвагинация кишечника. Функциональная непроходимость кишечника. Острый и хронический панкреатит. Кисты поджелудочной железы. Острый и хронический калькулёзный холецистит у детей

7


2. Плановая хирургия

14

2.1. Основные принципы диагностики и лечения доброкачественных опухолей у детей. Семиотика, современные методы диагностики и лечения злокачественных опухолей у детей. Портальная гипертензия

7


2.2. Паховые грыжи, грыжи белой линии живота, пупочные, спигелиевой линии, послеоперационные. Ущемленные грыжи. Водянка оболочек яичка и семенного канатика. Варикоцеле. Крипторхизм. Фимоз, парафимоз. Сроки и методы хирургической коррекции. Болезнь Гиршпрунга. Функциональный мегаколон. Аноректальные пороки развития, методы хирургической коррекции

7

3. Гнойная хирургия

7

3.1. Гнойная хирургическая инфекция у детей. Острый гематогенный остеомиелит у детей. Хронический гематогенный остеомиелит. Некротическая флегмона новорожденных. Хирургические причины бактериального шока, принципы лечения гнойной инфекции. Госпитальные инфекции в хирургии

7


4. Хирургия новорождённых

14

4.1.  Атрезия пищевода. Врожденные сужения пищевода, трахеопищеводные свищи, дивертикулы. Гастроэзофагеальный рефлюкс. Врожденный пилоростеноз. Диафрагмальные грыжи

7


4.2. Врожденная кишечная непроходимость. Омфалоцеле, Гастрошизис. Некротический энтероколит

7

Всего часов

63

Содержание учебного материала
1.Экстренная хирургия

1.1. Современные клинические и специальные методы исследования органов грудной и брюшной полостей. Пренатальная диагностика врождённых пороков развития органов грудной и брюшной полостей, мочевой системы.

Диагностика хирургических заболеваний у детей с учетом современных достижений в хирургии. Построение заключения с помощью современных методов диагностики. Знакомство с инструментарием и принципами диагностики методами ректороманоскопии; фиброгастроскопии; колоноскопии; бронхоскопии; эзофагоскопии; эхографии, лапароскопии. Интерпретация обзорной рентгенографии, рентгеноскопии, томографии, рентгеноконтрастных методов исследования органов грудной и брюшной полостей; радиоизотопных методов; компьютерной томографии; ультразвуковой полиграфии, ядерно-магнитного резонанса.

Знакомство с основными принципами и протоколами пренатальной диагностики врождённых пороков развития лёгких, диафрагмы, желудочно-кишечного тракта, почек.

1.2. Ошибки в диагностике закрытых травм органов живота и забрюшинного пространства: повреждения печени, селезёнки, поджелудочной железы, полых органов. Хирургическая тактика при повреждениях внутренних органов. Особенности термических ожогов, электроожогов у детей. Химические ожоги пищевода у детей.

Диагностика, лечение травмы селезенки, печени, поджелудочной железы, желудка и кишечника, почек. Обоснование консервативных и оперативных методов лечения. Особенности хирургической тактики у детей. Роль лапароскопии в диагностике и лечении повреждений внутренних органов.

Определение площади и глубины термических поражений, лечение пациентов с ожоговым шоком. Оценка ожоговой травмы и классификация ожогов. Расчёт инфузионной терапии при различных стадиях ожогового шока и ожоговой токсемии. Дифференцированная тактика лечения детей с ожогами в остром периоде для профилактики образования рубцов и контрактур. Консервативное лечение ожогов. Антибактериальная терапия при ожоговой травме у детей. Выбор оптимальных сроков реконструктивно-восстановительных операций после ожогов у детей. Применение ранней хирургической некрэктомии.

Реабилитация пациентов с ожогами, осложнения. Физиотерапевтическое лечение. Позиционирование и лечебная физкультура. Компрессионная одежда и физиотерапия. Электроожоги у детей, особенности лечения. Химические ожоги пищевода у детей. Оказание скорой (неотложной) медицинской помощи, диагностика степеней ожогов пищевода, лечение и профилактика осложнений.



1.3. Особенности острого аппендицита у детей до 3-х лет. Дифференциальная диагностика острого аппендицита в зависимости от возраста. Аппендикулярный перитонит. Лечение пациентов с аппендикулярным перитонитом в предоперационном и послеоперационном периодах.

Диагностика типичных и атипичных форм острого аппендицита у детей до 3-х лет по клинической картине; с применением специальных методов обследования (ультразвукового исследования), во время медикаментозного сна, пальцевого исследования прямой кишки.

Дифференциальная диагностика острого аппендицита у детей старшего возраста с желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями билиарной системы, заболеваниями мочевыводящей системы, патологией гениталий у девочек, врожденными и приобретенными заболеваниями илеоцекальной области (дивертикул Меккеля), копростазом, пневмонией, капилляротоксикозом, инфекционными заболеваниями, ревматизмом, гельминтозами и другими заболеваниями.

Дифференциальная диагностика острого аппендицита у детей младшего возраста с острыми респираторными инфекциями, копростазом, заболеваниями мочевыделительной системы, кишечными инфекциями, отитом, пневмонией, ангиной, инвагинацией кишечника, детскими инфекционными болезнями и другими болезнями.

Дополнительные специальные методы диагностики (рентгенологические, эндоскопические, функциональные). Применение в диагностике ультразвукового исследования, лапароскопии.

Диагностика и хирургическая тактика при аппендикулярном инфильтрате. Стадии развития аппендикулярного инфильтрата. Особенности хирургической тактики в зависимости от возраста и сроков заболевания.

Диагностика, дифференциальная диагностика и хирургическая тактика при аппендикулярном перитоните. Сроки и объём предоперационной подготовки, правила ведения послеоперационного периода. Мероприятия по восстановлению функции желудочно-кишечного тракта. Методика расчета программы инфузионной терапии и парентерального питания. Профилактика осложнений и реабилитация. Объемы операций (санация брюшной полости, интраоперационное обезболивание и декомпрессия желудочно-кишечного тракта).

Наиболее частые причины ошибок в диагностике и лечении острого аппендицита. Значение лапароскопии в диагностике и лечении острого аппендицита и перитонита у детей. Различные техники аппендэктомии у детей. Ранние и поздние послеоперационные осложнения.



1.4. Механическая кишечная непроходимость. Инвагинация кишечника. Функциональная непроходимость кишечника. Острый и хронический панкреатит. Кисты поджелудочной железы. Острый и хронический калькулёзный холецистит у детей.

Диагностика, дифференциальная диагностика функциональной и механической кишечной непроходимости, медикаментозные и хирургические методы лечения. Тактика хирурга при ранней и поздней спаечной кишечной непроходимости. Методики декомпрессионной интубации кишечника. Показания к одномоментной интраоперационной декомпрессии кишечника и интубационной декомпрессии через гастростому, концевую энтеростому, цекостому, анте- и ретроградной интубации кишечника. Роль лапароскопии в диагностике и лечении механической кишечной непроходимости.

Применение и интерпретация результатов клинического, рентгенологического, функционального методов диагностики инвагинации. Ошибки в диагностике и их причины. Лечение гидростатической дозированной дезинвагинации под контролем эхографии, показания, техника выполнения. Хирургические методы дезинвагинации: резекция инвагината, резекция измененного участка кишечника.

Острый и хронический калькулёзный холецистит у детей. Этиология, патогенез, классификация, частота заболевания, клиническая картина, диагностика, ультразвуковая диагностика. Методы хирургического лечения.

Диагностика и дифференциальная диагностика острого и хронического панкреатита у детей.

Этиология и диагностика кист и псевдокист поджелудочной железы. Классификация, клиническая картина и дифференциальная диагностика, методы хирургического лечения.



2. Плановая хирургия

2.1. Основные принципы диагностики и лечения доброкачественных опухолей у детей. Семиотика, современные методы диагностики и лечения злокачественных опухолей у детей. Портальная гипертензия.

Характеристика и классификация доброкачественных опухолей у детей. Гемангиомы, лимфангиомы. Клиническая картина, диагностика, различные методы лечения (консервативные и хирургические), показания к склеротерапии и криотерапии, лучевым методам. Пигментные пятна у детей, хирургическая тактика. Ошибки в диагностике и врачебной тактике. Липомы, дермоидные кисты, фибромы, тератомы, диагностика, лечение.

Частота и структура злокачественных опухолей у детей. Остеогенная саркома, эмбриональные злокачественные опухоли: нефробластома, нейробластома. Клиническая картина, диагностика, лечение, прогноз. Понятие «онкологическая настороженность», значение комплекса «малых признаков» в ранней диагностике опухолей. Основные методы лечения и диспансеризация злокачественных опухолей у детей.

Диагностика и врачебная тактика при портальной гипертензии. Этиология, патогенез, клиническая картина внутрипеченочной и внепеченочной форм портальной гипертензии. Дифференциальная диагностика. Хирургическая тактика при массивных кровотечениях. Виды и техника оперативных вмешательств, исход лечения, прогноз. Трансплантация печени.



2.2. Паховые грыжи, грыжи белой линии живота, пупочные, спигелиевой линии, послеоперационные. Ущемленные грыжи. Водянка оболочек яичка и семенного канатика. Варикоцеле. Крипторхизм. Фимоз, парафимоз. Сроки и методы хирургической коррекции. Болезнь Гиршпрунга. Функциональный мегаколон. Аноректальные пороки развития, методы хирургической коррекции.

Клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика паховых грыж, грыж белой линии живота, пупочных и грыж спигелиевой линии. Методики грыжесечений у детей в зависимости от возраста (методики с пластикой пахового канала по Ру-Краснобаеву, Мартынову). Врачебная тактика при ущемленных грыжах передней брюшной стенки и послеоперационных грыжах.

Диагностика и хирургическое лечение (техника операций) при водянке оболочек яичка и семенного канатика у детей до 1 года; методики оперативного лечения у детей старшего возраста. Крипторхизм, диагностика и сроки оперативного лечения. Диагностика и лечение варикоцеле у детей. Роль лапароскопии в диагностике и лечении варикоцеле и криптохизма.

Диагностика и обследование детей с болезнью Гиршпрунга и функциональным мегаколоном: аноректальный рефлекс, сфинктероманометрия, ирригоскопия, биопсия слизистой, исследование ацетилхолинэстеразы. Дифференциальная диагностика функционального и органического мегаколона. Подготовка к операции, знакомство с методами оперативного лечения в зависимости от формы заболевания. Аноректальные пороки развития, свищевые и безсвищевые формы, хирургическая тактика и методы хирургической коррекции при различных формах порока. Выпадение прямой кишки у детей и хирургическая тактика.



3. Гнойная хирургия

3.1. Гнойная хирургическая инфекция у детей. Острый гематогенный остеомиелит у детей. Хронический гематогенный остеомиелит. Некротическая флегмона новорожденных. Хирургические причины бактериального шока, принципы лечения гнойной инфекции. Госпитальные инфекции в хирургии.

Патогенез острой гнойной хирургической инфекции, формы острой гнойной инфекции.

Методики ранней диагностики и техника хирургических вмешательств при гематогенном остеомиелите. Клинические проявления и локализация очага воспаления в разные возрастные периоды жизни. Техника пункционной биопсии и цитологического исследования пунктата, применение стинциграфии и ультразвукового исследований в диагностике острого гематогенного остеомиелита. Показания и техника декомпрессионной остеоперфорации, сквозного дренирования с проточным промыванием. Программа послеоперационного лечения, методы иммобилизации и реабилитации. Развитие осложнений в зависимости от сроков лечения.

Хронический гематогенный остеомиелит. Методы санации гнойных очагов. Принципы лечения гнойной инфекции.

Некротическая флегмона новорожденных, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

Техника выполнения операций при гнойных заболеваниях. Методики обезболивания, методики хирургической обработки гнойных ран (пульсирующая струя, вакуумная, ультразвуковая, лазерная обработка), дренирование гнойной раны (пассивное, активное), виды швов на гнойную рану.

Принципы построения лечебных программ: принципы лечения острой гнойной инфекции, принципы лечения хронической гнойной инфекции, значение иммунокоррекции.

Клиническая картина и диагностика бактериального шока. Принципы лечения шока: санация очага, антибактериальная терапия, глюкокортикоиды, терапия циркуляторных и метаболических расстройств, ингибиторы протеолиза.

Современный госпитализм. Понятие госпитального штамма. Источники госпитальной инфекции, пути заражения и механизмы передачи инфекции, способствующие факторы возникновения внутрибольничных инфекций. Антибиотикорезистентность инфекции. Лечение и профилактика хирургических инфекций, контроль за соблюдением больничной гигиены.

4. Хирургия новорождённых

4.1.  Атрезия пищевода. Врожденные сужения пищевода, трахеопищеводные свищи, дивертикулы. Гастроэзофагеальный рефлюкс. Врожденный пилоростеноз. Диафрагмальные грыжи.

Атрезия пищевода. Варианты атрезии пищевода, ранние клинические признаки, специальные методы обследования, предоперационная подготовка, методы операций, осложнения, ведение послеоперационного периода. Редко встречающиеся пороки развития пищевода: врожденные сужения, диагностика, лечение. Виды трахеопищеводных свищей, клиника, методы диагностики. Дивертикулы, методы хирургического лечения.

Диагностика и лечение гастроэзофагеального рефлюкса. Клиническая и рентгенологическая картина, консервативное лечение, антирефлюксная операция и показания к ней, лапароскопический метод. Современные методы диагностики врожденного пилоростеноза, дифференциальная диагностика, пилоромиотия, в т.ч. лапароскопическим методом, послеоперационное лечение, осложнения.

Врождённые диафрагмальные грыжи. Хирургическая тактика при диафрагмальных грыжах, осложнённых внутригрудным напряжением.



4.2. Врожденная кишечная непроходимость. Омфалоцеле, Гастрошизис. Некротический энтероколит.

Диагностика и методы лечения врождённой кишечной непроходимости, ошибки в диагностике и лечении. Нормальное вращение средней кишки и нарушения в эмбриональном периоде. Синдром Ледда. Виды атрезий и стенозов, классификация, частота отдельных форм. Клиническая картина кишечной непроходимости. Рентгенологическая диагностика высокой и низкой непроходимости. Оперативное лечение непроходимости 12-перстной кишки, тонкой кишки. Клинические признаки и лечение мекониальной непроходимости. Ранние и поздние осложнения.

Омфалоцеле. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение в зависимости от размеров. Температурный режим ребёнка как показатель корректного ведения пациента до операции.

Гастрошизис. Диагностика, дифференциальная диагностика, врачебная тактика, транспортировка, лечение.

Некротический энтероколит. Этиологические факторы возникновения некротического энтероколита, патогенез развития, клинические стадии, диагностика, консервативное и хирургическое лечение в зависимости от стадии течения заболевания.

Информационно-методическая часть

Перечень средств диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:



  • типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);

  • учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);

  • иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  • устный опрос при текущей аттестации;

  • решение ситуационных задач;

  • тестовые задания по завершении раздела дисциплины;

  • осмотр пациентов под контролем преподавателя;

  • защиту реферата по теме учебной программы дисциплины;

  • текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.


Литература

Основная:

1. Детская хирургия: национальное руководство/ Ю.Ф. Исаков (и др.); под общ. Ред. Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 1168с.

2. Катько В.А. Детская хирургия: учеб. пособие / В.А.Катько. – Минск: Выш. шк., 2009. – 507 с.: ил.

3. Ковальчук В.И. Детская хирургия: учебное пособие / В.И. Ковальчук.- Гродно: ГГМУ. 2005.- 323с.

4. Хирургические болезни детского возраста. Учебник для медицинских вузов / под редакцией академика Ю.Ф.Исакова.– Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2006г. – Т.1. – 632с.; Т. 2. –584с.

Дополнительная:

5. Абаев Ю.К. Острая боль в животе у детей: учеб.-метод. пособие / Ю.К.Абаев. – Минск: БГМУ, 2007. – 96с.

6. Аверин В.И. Срыгивание и рвота у детей первого года жизни: учеб.-метод. пособие / В.И.Аверин. – Минск: БГМУ, 2004. - 26 с.

7. Ашкрафт К.У., Холдер Т.М. Детская хирургия в 2т. Т.1.-/ К.У. Ашкрафт.- СПБ., Хардворд, С.-Петербург, 1996.- 384с.

8. Ашкрафт К.У., Холдер Т.М. Детская хирургия в 2т. Т.2.-/ К.У. Ашкрафт.- СПБ., Пит-Топ, С.-Петербург, 1997.- 392с.

9. Глуткин А.В. Особенности ожоговой болезни у детей младшего возраста: пособие для студентов/ А.В. Глуткин, В.И.Ковальчук.- Гродно: ГрГМУ, 2012.- 32с.

10. Карваял Х.Ф., Паркс Д.Х. Ожоги у детей: Пер. с англ.-М.: Медицина, 1990.-512с.

11. Катько В.А., Аверин В.И., Свирский, А.А. Диагностика и лечение закрытых повреждений селезенки у детей / Мн.: БГМУ, 2010. – 140 с.

12. Катько В.А., Шакья Ш.Ч., Гриневич Ю.М. Диагностика и лечение инвагинации кишечника у детей: учеб.-метод. пособие / В.А.Катько Ш.Ч.Шакья, Ю.М.Гриневич. – Мн.: БГМУ, 2004. – 20 с.

13. Курек В.В. Анестезия и интенсивная терапия у детей / В.В.Курек, А.Е. Кулагин, Д.А. Фурманчук.- М.: Мед. лит., 2006.-240с.

14. Оперативная хирургия детского возраста: учебник /под ред. Ю.Ф.Исакова. – М., «ГЭОТАР-Медиа», 2011г. – 800с.
Перечень наглядных пособий:

1. Таблицы и рентгенограммы:

1.1. Аномалии поворота кишечника.

1.2. Аппендектомия.

1.3. Атрезия пищевода.

1.4. Атрезия прямой кишки.

1.5. Бактериальная деструкция лёгких.

1.6. Болезнь Гиршпрунга.

1.7. Врождённая кишечная непроходимость.

1.8. Врождённые пороки желудочно-кишечного тракта.

1.9. Гематогенный остеомиелит.

1.10. Диафрагмальные грыжи.

1.11. Дренирование плевральной полости.

1.12. Инвагинация кишечника.

1.13. Перфорация полого органа.

1.14. Пилоростеноз.

1.15. Рубцовый стеноз пищевода.

1.16. Спаечная кишечная непроходимость

1.17. Эхограммы.

1.18. Повреждения паренхиматозных органов (УЗИ, КТ).

1.19. Гипоспадия.

1.20. Термические ожоги.

1.21. Крипторхизм.

1.22.Паховые грыжи.

1.23.Варикоцеле.

1.24. Некротическая флегмона новорожденных.
2. Электронные фотографии и видеоматериалы:

2.1. Аппендицит.

2.2. Аноректальные пороки (рисунки).

2.3. Атрезия прямой кишки.

2.4. Атрезия желчных ходов.

2.5. Атрезия пищевода.

2.6. Бактериальная деструкция лёгких.

2.7. Болезнь Гиршпрунга.

2.8. Водянка семенного канатика.

2.9. Гастрошизис.

2.10. Гемангиомы.

2.11. Гастроэзофагеальный рефлюкс.

2.12. Некротический энтероколит.

2.13. Диафрагмальные грыжи.

2.14. Инвагинация кишечника.

2.15. Лимфангиомы.

2.16. Меккелев дивертикул.

2.17. Некротическая флегмона новорожденных.

2.18. Гематогенный остеомиелит.

2.19. Омфалит.

2.20. Омфалоцеле.

2.21. Паховая грыжа.

2.22. Перитонит.

2.23. Пилоростеноз.

2.24. Пластика пищевода.

2.25. Стеноз пищевода.

2.26. Тератома.

2.27. Холецистэктомия.

2.28. Термические ожоги.

2.29. Некротический энтэроколит.



3. Инструментарий и оборудование:

3.1. Аппарат Боброва.

3.2. Типы дренажей в гнойной хирургии.

3.3. Современные перевязочные материалы.

3.4. Аппараты для измерения деятельности внутреннего и наружного сфинктеров прямой кишки.

3.5. Аппарат для расправления инвагинации кишечника.



4. Муляжи. Анатомические препараты.

4.1. Врождённая кишечная непроходимость.

4.2. Опухоли у детей.

4.3. Болезнь Гиршспрунга.

4.4. Хронический остеомиелит.

4.5. Опухоль Вильмса.



Оглавление



Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы

Фамилия, имя, отчество

Иодковский Казимир Михайлович




Должность, ученая степень, ученое звание

Доцент кафедры детской хирургии, канд.мед.наук, доцент




 служебный

(0152) 2745763




E-mail:

iodkovsky@tut.by














Фамилия, имя, отчество

Ковальчук Виктор Иванович




Должность, ученая степень, ученое звание

Заведующий кафедрой детской хирургии, доктор мед.наук, доцент




 служебный

(0152) 2745763




E-mail:

childsurgerygrodno@tut.by













Фамилия, имя, отчество

Салкевич Ян Францевич




Должность, ученая степень, ученое звание

Заведующий хирургическим отделением.




 служебный



(0152) 745703





Фамилия, имя, отчество

Черевко Вячеслав Михайлович

Должность, ученая степень, ученое звание

Доцент кафедры детской хирургии, кандидат медицинских наук, доцент

 служебный

(017) 292 41 43

E-mail:

childsurg@bsmu.by

Учебно-методическая карта



Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, перечень изучаемых вопросов

Количество часов аудиторных занятий

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля знаний




лекций

практических

1

2

3

4

5

6

7

1.

Экстренная хирургия

-

28










1.1.

Современные клинические и специальные методы исследования органов грудной и брюшной полостей. Пренатальная диагностика врождённых пороков развития органов грудной и брюшной полостей, мочевой системы

-

7

1,3; 1,4; 1,9; 1,12; 1,14; 1,16; 1,17

1; 2; 3; 4


Устный опрос

1.2.

Ошибки в диагностике закрытых травм органов живота и забрюшинного пространства: повреждения печени, селезёнки, поджелудочной железы, полых органов. Хирургическая тактика при повреждениях внутренних органов. Особенности термических ожогов, электроожогов у детей. Химические ожоги пищевода у детей

-

7

1,13; 1.18; 1.20; 2,28

1; 2; 3; 4;

9; 10; 11



Устный опрос,

ситуационные задачи,

реферат


1.3.

Особенности острого аппендицита у детей до 3-х лет. Дифференциальная диагностика острого аппендицита в зависимости от возраста. Аппендикулярный перитонит. Лечение пациентов с аппендикулярным перитонитом в предоперационном и послеоперационном периодах


7

1,2; 2,1; 2,22; 3,2

1; 2; 3; 4;

5; 13; 14



Устный опрос,

ситуационные задачи,

реферат,

тестовые задания



1.4.

Механическая кишечная непроходимость. Инвагинация кишечника. Функциональная непроходимость кишечника. Острый и хронический панкреатит. Кисты поджелудочной железы. Острый и хронический калькулёзный холецистит у детей

-

7

1,12; 1,16; 1,13; 2,14; 2,27; 3,5

1; 2; 3; 4;

8; 12; 14



Устный опрос,

ситуационные задачи,

реферат


2.

Плановая хирургия

-

14










2.1.

Основные принципы диагностики и лечения доброкачественных опухолей у детей. Семиотика, современные методы диагностики и лечения злокачественных опухолей у детей. Портальная гипертензия

-

7

2,10; 2,15; 2,26; 4,2; 4,5

1; 2; 3; 4;

7; 8; 14


Устный опрос,

ситуационные задачи,

реферат


2.2.

Паховые грыжи, грыжи белой линии живота, пупочные, спигелиевой линии, послеоперационные. Ущемленные грыжи. Водянка оболочек яичка и семенного канатика. Варикоцеле. Крипторхизм. Фимоз, парафимоз. Сроки и методы хирургической коррекции. Болезнь Гиршпрунга. Функциональный мегаколон. Аноректальные пороки развития, методы хирургической коррекции

-

7

1,21; 1,22; 1,23; 1,24; 2,21; 1,6; 2,2; 2,3; 2,7; 2,8; 4,3

1; 2; 3; 4;

8; 14


Устный опрос,

ситуационные задачи,

реферат,

тестовые задания



3.

Гнойная хирургия

-

7










3.1.

3.1. Гнойная хирургическая инфекция у детей. Острый гематогенный остеомиелит у детей. Хронический гематогенный остеомиелит. Некротическая флегмона новорожденных. Хирургические причины бактериального шока, принципы лечения гнойной инфекции. Госпитальные инфекции в хирургии

-


7


1,9; 1,25; 2,17; 2,18; 3,2; 3,3; 4,4

1; 2; 3; 4;

13


Устный опрос,

ситуационные задачи,

реферат,

тестовые задания



4.

Хирургия новорождённых

-

14










4.1.

Атрезия пищевода. Врожденные сужения пищевода, трахеопищеводные свищи, дивертикулы. Гастроэзофагеальный рефлюкс. Врожденный пилоростеноз. Диафрагмальные грыжи

-

7

1,3; 1,14; 1,10; 1,17; 1,15; 2,11; 2,13; 2,23; 2,24; 2,25; 2,5


1; 2; 3; 4;

6; 7; 14


Устный опрос,

ситуационные задачи,

реферат


4.2.

Врожденная кишечная непроходимость. Омфалоцеле, Гастрошизис. Некротический энтероколит

-

7

1,1; 1,7; 1,8; 2,19

2,9; 2,20; 2,29; 4,1





1; 2; 3; 4;

6; 8; 14


Устный опрос,

ситуационные задачи,

реферат,

тестовые задания.

Зачёт





Всего часов

-

63













Заведующий кафедрой детской хирургии

учреждения образования

«Гродненский государственный медицинский университет», д.м.н. доцент




В.И. Ковальчук












«____» ______ 2013 г.











База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка