Пояснительная записка Деятельность выпускника медицинского вуза должна быть направлена на сохранение и улучшение здоровья населения, в том числе и репродуктивного, путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи




Скачати 139.63 Kb.
Дата конвертації25.04.2016
Розмір139.63 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра акушерства и гинекологии


УТВЕРЖДАЮ



Проректор по учебной работе,

профессор ____________ А.Б. Ходжаян



«___»_____________ 20____ г.

Аннотация К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ДИСЦИПЛИНЫ Акушерство и гинекология


для специальности 060101.65 лечебное дело

форма обучения - очная

г. Ставрополь 2015

Пояснительная записка
Деятельность выпускника медицинского вуза должна быть направлена на сохранение и улучшение здоровья населения, в том числе и репродуктивного, путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной) и диспансерного наблюдения.

Дисциплина акушерство и гинекология предназначена для решения задач по первичному обследованию женщин с физиологическим и патологическим течением беременности, больных с гинекологической патологией, постановке предварительного диагноза, оказанию первичной экстренной помощи и проведению реабилитационных мероприятий.




  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины акушерство и гинекология в образовании являются: научить студентов владеть фундаментальными знаниями в области акушерства и гинекологии, осуществлять первичное обследование женщин с физиологическим и патологическим течением беременности, гинекологической патологией.
Задачи дисциплины:

  • ознакомить студентов с принципами организации и работы отделений акушерского стационара, женской консультации;

  • дать основные знания физиологических и патологических процессов женской репродуктивной системы, связанные с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом;

  • научить студентов распознавать на основании изучения данных анамнеза и объективного исследования физиологические и патологические процессы, связанные с детородной функцией.

  • обучить студентов основам современного лечения, реабилитации в акушерско-гинекологической практике;

  • обучить студентов профессиональному решению задач с использованием алгоритмов при возникновении угрожающих жизни состояний при патологии беременности, родов и послеродового периода;

  • обучить студентов осуществлению мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья женщины - будущей матери;

  • сформировать правильное врачебное поведение с коллегами, пациентами и их родственниками с современных позиций врачебной этики и деонтологии.




  1. Место дисциплины в структуре ООП специалиста

Дисциплина согласовано изучается с другими базовыми дисциплинами.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

– в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: латинский язык, психология и педагогика;

– в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: медицинская информатика; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология; фармакология; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология, клиническая патофизиология;

– в цикле профессиональных дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; дерматовенерология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургия, урология.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК) ОК1

б) профессиональных (ПК): ПК5, ПК 17, ПК 18, ПК 19, ПК 20, ПК 21, ПК 27.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:


  1. методы и приемы философского анализа проблем;

  2. основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья матери и ребенка;

  3. ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства;

  4. этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний (и осложнений беременности) среди беременных, гинекологических больных;

  5. клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у беременных, родильниц, гинекологических больных;

  6. клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи беременным, гинекологическим больным и беременным при неотложных состояниях;

  7. современные методы клинического, лабораторного и инструментального обследования беременных, гинекологических больных;

  8. виды и методы современной анестезии у беременных, больных; особенности проведения интенсивной терапии у них;

  9. принципы и методы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у беременных, больных;

  10. организацию акушерско-гинекологической помощи населению, диагностику и ведение беременности, диагностику, лечение и реабилитацию женщин с гинекологическими заболеваниями;

  11. клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор лекарственных средств, при лечении основных патологических синдромов, заболеваний и неотложных состояний.

Уметь:


  1. грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

  2. анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья беременных, гинекологических больных;

  3. собрать анамнез, провести опрос пациентки, провести ее физикальное обследование, направить на лабораторно-инструментальное исследование, на консультацию к специалистам;

  4. интерпретировать результаты обследования, поставить пациентке предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза;

  5. сформулировать клинический диагноз;

  6. разработать беременной, гинекологической больной план лечения (показания к хирургическому лечению), подобрать и назначить лекарственную терапию, провести реабилитационные мероприятия;

  7. провести физиологическую беременность;

  8. оказывать помощь при родовспоможении;

  9. выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать при них первую помощь беременным, гинекологическим больным при них;

  10. заполнять историю болезни (родов), выписать рецепт.

Владеть /быть в состоянии продемонстрировать:



  1. методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства;

  2. методами общего клинического (и специального) обследования пациенток;

  3. интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациенток (беременных, плода);

  4. алгоритмом постановки предварительного диагноза пациенткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам;

  5. алгоритмом развернутого клинического диагноза;

  6. алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи беременным, больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях.


4. Объем дисциплины и виды учебной нагрузки. Общая трудоемкость дисциплины составляет: 14 зачетных единиц (ЗЕТ), 504 часа.


п/п

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

VII

VIII

IX

X

1

Аудиторные занятия

312

90

90

66

66




В том числе:



















Лекции (Л)

72

18

18

18

18




Клинические практические занятия (КП3)

240

72

72

48

48

2

Самостоятельная работа (СРС)

156

45

45

33

33




В том числе:



















История болезни (написание и защита)







10




7




Реферат (написание и защита)




5




6







Изучение учебного материала, подготовка к занятиям




40

35

27

26




Вид промежуточной аттестации:



















зачет







+










экзамен













36

3

Общая трудоемкость

часов

зачетных единиц


504

14


135

3,75


135

3,75


99

2,75


135

3,75


5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.


п/п

Наименование разделов дисциплин

Содержание разделов

Кол-во часов

1

Российская система охраны материнства и детства.

Введение. Профилактическая направленность Российской службы родовспоможения, диспансеризация. Организация работы женской консультации, акушерского стационара. Нормативное правовое обеспечение акушерско-гинекологической помощи, оценка качества помощи.

9

2

Физиология беременности и родов.

Функциональная система мать-плацента-плод. Этапы развития плодного яйца, «критические периоды эмбриогенеза». Строение и функции плаценты.

Методы обследования беременных (общие, специальные, дополнительные). Плод как объект родов. Таз с акушерской точки зрения.

Физиологические роды – причины наступления родов. Клиника, течение, ведение I, II, III периодов родов. Послеродовый период.


30

3

Патология беременности.

Преэклампсия, эклампсия – патогенез, клинико-лабораторные критерии, осложнения, врачебная тактика. Неотложная помощь. Роль ж/к в раннем выявлении и профилактике.

Акушерские кровотечения при беременности, в родах, послеродовом периоде – причины, клинические особенности, методы остановки. Геморрагический шок – патогенез, клинические стадии, тактика.

Интенсивная терапия массивных акушерских кровотечений. Диспансерное наблюдение в ж/к беременных группы «риска».

Тазовые предлежания плода – причины, диагностика, тактика, диспансерное наблюдение в ж/к.

Невынашивание, недонашивание, перенашивание беременности – причины, клиника, диагностика, тактика. Роль врача первичного звена в профилактике ПС. Многоплодная беременность.

Принципы диспансерного наблюдения, течение и исходы беременности при экстрагенитальной патологии (ССС, эндокринной, заболеваниях печени и почек, острой хирургической патологии). Пути снижения МС и ПС. Роль врача первичного звена и специалистов.



96

4

Патология родов и послеродового периода.

Аномалии родовой деятельности – классификация, причины, патогенез, клинико-диагностические критерии, врачебная тактика, лечение.

Узкий таз (анатомический и клинический) – классификация, клиника, диагностика, врачебная тактика. Диспансерное наблюдение в ж/к.

Родовой травматизм – классификация. Разрыв матки – этиология, механизм, классификация, клиника, тактика, неотложная помощь. Диспансерное наблюдение беременных группы «риска» в ж/к.

Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания (ПГВЗ) – эпидемиология, современные особенности, классификация. Клиника, диагностика различных форм. Акушерский перитонит, сепсис-синдром, септический шок – патогенез, клинико-диагностические критерии, тактика. Неотложная помощь, реанимационные мероприятия. Принципы интенсивной терапии ПГВЗ. Профилактика ПГВЗ, МС, роль врача первичного звена.



63

5

Оперативное акушерство.

Кесарево сечение – показания, противопоказания, условия обезболивания, осложнения. Понятие о влагалищных родоразрешающих операциях.

9

6

Патология перинатального периода.

Гемолитическая болезнь плода и новорожденного – патогенез, современные методы антенатальной диагностики и лечения, тактика, принципы диспансерного наблюдения. Профилактика ПС, роль врача ж/к.

Хроническая плацентарная недостаточность, СЗРП – причины, классификация, современные методы диагностики, тактика, лечение. Роль врача ж/к в ранней диагностике ХПН, СЗРП, снижении ПС.

Внутриутробные инфекции – этиология, современные методы диагностики, влияние на плод, тактика, лечение. Роль врача первичного звена в профилактике ВУИ.

Гипоксия плода и новорожденного – причины, патогенез, диагностика, тактика. Первичная реанимация новорожденных.

Актуальные вопросы перинатальной медицины.

Профилактика репродуктивных потерь, медико-организационные аспекты.



63

7

Воспалительные заболевания женских половых органов.

Семиотика и диагностика заболеваний женских половых органов (ЖПО).

Воспалительные заболевания ЖПО неспецифической и специфической этиологии – эпидемиология, этиология, клиника различных форм. Современные методы диагностики, принципы терапии. Роль врача ж/к в ранней диагностике, диспансеризации, реабилитации.



33

8

Нарушения менструальной функции.

Классификация нарушений МФ. ДМК – ювенильного, репродуктивного, климактерического периодов. Патогенез, клиника, диагностика, гемостаз, профилактика.

Аменорея, гипоменструальный синдром. Гипо-; гипер-; нормогонадотропные формы аменореи – патогенез, диагностика, принципы терапии. Роль врача первичного звена в реабилитации лиц с нарушениями МФ.

Нейро-эндокринные синдромы – патогенез, клинико-диагностические критерии различных форм, лечение. Диспансерное наблюдение, реабилитация, роль врача ж/к., специалистов.

Нарушения полового развития: ППР, ЗПР – формы, особенности клиники, диагностика, лечение. Роль педиатра, детского гинеколога в выявлении НПР.



48

9

Опухоли и опухолевидные образования половых органов.

Миома, эндометриоидные гетеротопии – современные теории патогенеза, клиника, диагностика, консервативное и хирургическое лечение. Диспансерное наблюдение в ж/к, реабилитация.

Трофобластическая болезнь – пузырный занос, хорионэпителиома. Классификация, клиника, диагностика, лечение. Диспансерное наблюдение, реабилитация.

Доброкачественные опухоли яичников – клинические особенности опухолей различного происхождения (эпителиальных, соединительнотканных, герминогенных, стромы полового тяжа), диагностика, лечение. Роль врача ж/к в раннем выявлении.

Злокачественные опухоли яичников – классификация, клиника, современные методы ранней диагностики и лечения. Диспансерное наблюдение, профилактика.

Предраковые заболевания шейки, гиперпластические процессы эндометрия – морфологическая характеристика, клиника, современные методы диагностики и лечения в возрастном аспекте. Рак шейки, эндометрия – классификация, клиника, современные методы диагностики и лечения. Роль врача ж/к в ранней диагностике, профилактике.


81

10

Нарушения развития половых органов.

Аномалии развития – классификация, диагностика, клиника, лечение. Неправильные положения и пролапсы ПО – причины, клиника, диагностика, лечение.

9

11

Неотложные состояния.

«Острый» живот в гинекологии – причины, клиника, дифференциальная диагностика, неотложная помощь, интенсивная терапия.

9

12

Бесплодный брак планирование семьи.

Причины бесплодного брака. Алгоритм обследования супружеской пары, лечение. Современные вспомогательные репродуктивные технологии.

Планирование семьи, виды контрацепции, механизм, противопоказания, осложнения.



18




Экзамен.




36




Всего по дисциплине




504

(ЗЕТ 14,00)





6. Библиотечно-информационные ресурсы

6.1. Литература

Основная

  1. Айламазян Э.К. Акушерство: учебник [Электронный ресурс] / Э.К. Айламазян -7-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 543 с. – Режим доступа: (www.studentlibrary.ru) (ЭБС «Консультант студента»)

  2. Акушерство: учебник [Электронный ресурс] / Э. К. Айламазян [и др.]. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.:- (www.studentlibrary.ru) (ЭБС «Консультант студента»)

  3. Акушерство: учебник [Электронный ресурс] / Г.М. Савельева [и др.]. , 2010. - 656 с. – Режим доступа: (www.studentlibrary.ru) (ЭБС «Консультант студента»)

  4. Айламазян Э. К. Гинекология: учебник для медицинских вузов [Электронный ресурс] / Э. К. Айламазян. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 415 с. – Режим доступа: (www.studentlibrary.ru) (ЭБС «Консультант студента»)

  5. Гинекология: учебник [Электронный ресурс] / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- 432 с. – Режим доступа: (www.studentlibrary.ru) (ЭБС «Консультант студента»)



Дополнительная литература


  1. Гинекология: учебник [Электронный ресурс] / под ред. В.Е. Радзинского. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – Режим доступа: (http://www.studentlibrary.ru) (ЭБС «» Консультант студент)

  2. Дзигуа М.В., Скребушевская А.Л. Акушерство: рук. к практ. занятиям [Электронный ресурс] / М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014- Режим доступа: (http://www.studentlibrary.ru) (ЭБС «» Консультант студент)

  3. Клинические лекции по акушерству и гинекологии 1.Акушерство [Электронный ресурс] / под ред. А.Н. Стрижакова,- М.: Медицина, 2010 - Режим доступа: (http://www.studentlibrary.ru) (ЭБС «» Консультант студент)

  4. Клинические лекции по акушерству и гинекологии 2. Гинекология [Электронный ресурс] / под ред. А.Н. Стрижакова,- М.: Медицина, 2010 - Режим доступа: (http://www.studentlibrary.ru) (ЭБС «» Консультант студент)

  5. Серов В.Н. [и др.]. Неотложные состояния в акушерстве: руководство [Электронный ресурс] / В.Н. Серов [и др.]. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013 - Режим доступа: (http://www.studentlibrary.ru) (ЭБС «» Консультант студент)

Зав. кафедрой акушерства и



гинекологии, проф. Аксененко В.А.


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка