Пояснительная записка Характеристика основного содержания образовательной программы основного общего образования




Сторінка1/8
Дата конвертації21.04.2016
Розмір1.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Содержание



  1. Пояснительная записка

  2. Характеристика основного содержания образовательной программы основного общего образования

  3. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования

  4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основного общего образования

  5. Характеристика подросткового возраста и виды  деятельности школьников

  6. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего  образования

  7. Учебный план (приложение 1)

  8. Материально-техническое обеспечение (приложение 3)

  9. Рабочие учебные программы по предметам (приложение 4)



  1. Пояснительная записка

Образовательная программа основного общего образования разработана на основе требований:



  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • примерных программ по учебным предметам.

Образовательная программа основного общего образования может дополняться, корректироваться с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Образовательная программа формируется с учётом особенностей основного общего образования как фундамента всего последующего обучения.



Образовательная программа основного общего образования предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

  • выявление и развитие способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, с использованием возможностей других образовательных учреждений;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной образовательной и социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа и информационно-коммуникационных технологий.

Образовательная программа направлена на обеспечение:

  • доступности получения основного общего образования;

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

  • преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

  • демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов и способов оценки.

Целями основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования,

  • организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Целью реализации образовательной программы основного общего образования является:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями подростка среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • проектирование образовательного пространства, способствующего профессиональному самоопределению выпускников основной школы


Организационно-педагогические условия
Классно-урочная система.

Обучающиеся 5-9-х классов работают в режиме 6-дневной учебной недели.

Продолжительность одного урока 45 минут.

Учебный год делится на четверти.


Педагогические технологии
Ведущими технологиями, обеспечивающими реализацию образовательной программы являются:

  • личностно-ориентированное обучение;

  • частично-поисковые формы;

  • диалоговые, дискуссионные формы обучения.

Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие:

  • самостоятельности мышления;

  • исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;

  • умения аргументировать свою позицию;

  • умения публично представлять результаты;

  • потребности в самообразовании.


2. Характеристика основного содержания образовательной

программы основного общего образования
Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору их социального самоопределения и самообразования.

Особое место в этой ступени принадлежит 5-6 классам. Содержание обучения в 5-6 классах должно реализовать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию обучающихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основного звена. В 7-9 классах, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основного звена, a с другой, создаются условия для осознанного выбора обучающимися обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования.

Особое внимание необходимо уделяется предоставлению возможности реализации надпредметных и межпредметных курсов, способствующих формированию общеучебных действий, социализации обучающихся, формированию гражданской ответственности.

Использование второй половины дня поможет реализовать требования государственного образовательного стандарта по организации дополнительного образования обучающихся в Учреждении.



РУССКИЙ ЯЗЫК
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V– IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, резензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык - язык русской художественной литературы. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Система языка Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Морфемика (состав слова) и словообразование Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексика и фразеология Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Синтаксис Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Русский язык в образовательном учреждении с родным (нерусским) языком обучения

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы. Различение устной и письменной форм речи, диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. Нормы русского литературного языка. Аудирование (слушание). Понимание устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Выявление основной информации, последовательное ее изложение. Понимание и оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Понимание языка средств массовой информации. Чтение. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими источниками. Говорение. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения. Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Общие сведения о русском языке

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык - язык русской художественной литературы. Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства. Основные лингвистические словари. Система языка Фонетика. Орфоэпия. Интонация Система гласных и согласных звуков речи, их произношение. Отличия от звуков родного языка. Слог, ударение, их особенности. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ. Интонация, ее особенности. Основные типы интонации. Основные правила литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари. Преодоление в произношении влияния звуковой системы и интонации родного языка.

Состав слова и словообразование

Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова. Отличия структуры русского слова от структуры слов родного языка. Основные способы образования слов в русском языке. Лексика и фразеология Слово - основная единица языка. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы, их значение, употребление. Морфология Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Категория одушевленности и неодушевленности. Категория рода. Предложно-падежная и видо-временная системы русского языка. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Синтаксис Словосочетание и предложение - единицы синтаксиса. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Средства связи предложений текста. Смысловые части текста, средства связи между ними. Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложения, текста.

Орфография. Пунктуация

Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных, правописание Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Единицы русского языка с национально-культурным компонентом значения. Нормы русского речевого этикета, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.
ЛИТЕРАТУРА

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке).

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве», а также 3 произведения разных жанров.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», а также 2 произведения по выбору.

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

И.А. Крылов. 5 басен по выбору.

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана», а также 2 произведения по выбору.

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» (фрагменты).

А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэма «Полтава» (фрагменты)

«Повести Белкина» (одна из повестей по выбору).

Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка».

Роман в стихах «Евгений Онегин».

В.Г. Белинский. Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи: 8, 9 (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени».

А.В. Кольцов. 3 стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь. Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель».

Комедия «Ревизор».

Поэма «Мертвые души» (I том).

А.Н. Островский. Комедия «Свои люди – сочтемся».

И.С. Тургенев. «Записки охотника» (2 рассказа по выбору). Повесть «Муму». Повесть «Ася».

Роман «Отцы и дети».

«Стихотворения в прозе» (3 стихотворения по выбору).

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них у дуба, у березы…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край...». Баллада «Василий Шибанов», а также 3 произведения по выбору.

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Железная дорога». 3 произведения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты).

Н.С. Лесков. Рассказы: «Левша», «Кадетский монастырь» (в сокращении).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», а также 1 сказка по выбору.

Ф.М. Достоевский. Повести: «Бедные люди» или «Белые ночи».

Роман «Преступление и наказание» (фрагменты).

Л.Н. Толстой. Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала».

Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты), повесть «Хаджи-Мурат».

В.М. Гаршин. 1 рассказ по выбору.

А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Крыжовник», а также 2 рассказа по выбору.

Рассказы: «Злоумышленник», «Человек в футляре».

В.Г. Короленко. 1 произведение по выбору.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

И.А. Бунин. 2 рассказа по выбору.

2 стихотворения по выбору.

М. Горький. Повесть «Детство» (фрагменты).

«Песня о Соколе», а также 1 рассказ по выбору.

А.А. Блок. Стихотворения: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», а также 3 стихотворения по выбору.

В.В. Маяковский. Стихотворения: «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», а также 3 стихотворения по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова. Стихотворения: «…Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», а также 3 стихотворения по выбору.

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», а также 2 стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам. 3 стихотворения по выбору.

Б.Л. Пастернак. 3 стихотворения по выбору.

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

М.М. Зощенко. 1 рассказ по выбору

А.П. Платонов. 1 произведение по выбору.

К.Г. Паустовский. 1 рассказ по выбору.

М.М. Пришвин. 1 произведение по выбору.

Н.А. Заболоцкий. 3 стихотворения по выбору.

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы).

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

В.Г.Распутин, Н.М.Рубцов, В.Ф.Тендряков, В.М.Шукшин.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Героический эпос народов России: Р. Гамзатов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гомер. «Одиссея» (фрагменты).

Античная лирика. 2 стихотворения по выбору.

О. Хайям. Цикл "Рубаийат" (3 рубаи по выбору).

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты).

М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта» или «Гамлет».

2 сонета по выбору.

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве».

И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты).

Ф. Шиллер. 1 произведение по выбору.

Дж. Г. Байрон. 1 произведение по выбору.

Х.К. Андерсен. 1 сказка по выбору.

Р.Бернс, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Д.Дефо, Р.Киплинг, А.Линдгрен, М.Рид, Л. Кэрролл, Дж.Родари, Дж.Свифт, В. Скотт, М. Твен, Г.Уэллс.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка