Пояснительная записка. Курс «Путь к грамотности»




Скачати 87.33 Kb.
Дата конвертації25.04.2016
Розмір87.33 Kb.
c:\users\teacher\appdata\local\temp\rar.542\грамотей.jpgПояснительная записка.

Курс «Путь к грамотности», разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, программами по русскому языку. Позволяет сформировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность, помочь им освоить разные способы поиска материала и решения проблем, научить их проводить исследования, делать выводы. Способствует развитию у них самостоятельности, любознательности, творческой активности.

Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка.

Предлагается проводить в течение каждого учебного года 34 занятия (один раз в неделю).

Цели курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности. Данный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:

• во 2 классе - лексика, фонетика, графика;

• в 3 классе - морфология, морфемика, орфография;

• в 4 классе - синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.

На занятиях используются различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат — доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) — изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого- либо результата.

Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема — цель — результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

1.Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы - информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

2.Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)

4.Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5.Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

Введение — часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.

Основная часть — описание поэтапного решения задач.

Можно использовать фразы-клише:

Я начал свою работу с того, что...

Потом я приступил к...

Я завершил работу тем, что...

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами...

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)...

План моей работы был нарушен, потому что...

Мне удалось достичь цели проекта, потому что...

Заключение — часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную.

Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, мы предлагаем такие дидактические приемы, как «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого — это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т. п.

Также предлагаем использовать различные языковые задачки: во 2 классе — фонетические для исследования детьми удивительного мира звуков (эти задачки разработаны на основе русских народных сказок: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич и Серый Волк»); в 3 классе — морфологические («Приключения Буратино» и др.); в 4 классе — морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка»), орфографические («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино»).

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.).

Стремление двигаться, естественное для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.

Разнообразны творческие продукты проектов: в одних случаях это материальные продукты (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений» и др.), в других — интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение- синквейн «О русском языке» и др.) и информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания» и др.).

Дежурный библиограф - это роль, которую мы предлагаем давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа — заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии учить других детей работать со справочной литературой. Чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Поисковик».

Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений. Вторая задача не менее важна, чем первая, поэтому было введено понятие интеллектуальной нормы; необязательные для выполнения дополнительные задания, задания повышенной сложности отмечены звездочкой (*).

Рекомендуем использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.

В 3 классе компьютер оказывается электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. В 4 классе рекомендуется продолжить обучение работе на компьютере. Программа позволяет создавать интересные презентации.

После защиты проекта рекомендуется оценивать сформи- рованность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний. Чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в нашем курсе — русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.

Литература:

Проектная деятельность. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк, Москва,

«ВАКО», 2013

От игры к знаниям. Е.М.Минскин, Москва, «Просвещение», 1982

Занимательное азбуковедение. В.В.Волгина, Москва, «Просвещение», 1991

Конкурс грамотеев. Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин, Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995


Тематическое планирование.

3 класс.



Дата

Тема занятия

Части речи

1

4.09

Проекты дают знания

2

11.09

В гостях у частей речи.

3

18.09

Всё, что существует.

4

25.09

Прилагательные.

5

2.10

Глагол.

6

9.10

Вместо имени.

7

16.10

Служба частям речи.

8

23.10

Для чего нужна морфология?

9

30.10

Проекты по морфологии. Представление.

Состав слова.

10

13.11

Из чего состоят слова?

11

20.11

Зрим в корень.

12

27.11

Окончание и основа.

13

4.12

Слово о префиксах.

14

11.12

Приставки-труженицы.

15

18.12

Говорящие суффиксы.

16

25.12

Суффиксы существительных.

17

15.01

Суффиксы прилагательных.

18

22.01

Суффиксы глаголов.

19

29.01

Интерфикс и постфикс.

20

5.02

Слова замаскировались.

21

12.02

Проекты по морфемике. Представление.

Правописание.

22

19.02

Где прячутся ошибки?

23

26.02

Самоинструкция.

24

5.03

Орфограммы в стихам.

25

12.03

Что нельзя проверить.

26

19.03

Этимология.

27

2.04

Школа эйдетики.

28

9.04

Образ слова.

29

16.04

Цепочки ассоциаций.

30

23.04

Стоп. Перенос.

31

30.04

Предлоги и приставки.

32

7.05

Пишем раздельно.

33

14.05

Проекты по правописанию. Представление.

34

21.05

Проекты по правописанию. Представление.

35

28.05

Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором».


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка