Практические задания по философии




Сторінка1/16
Дата конвертації19.04.2016
Розмір2.24 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Практические задания по философии




Часть I. Философия, круг ее проблем и

роль в обществе

Тема 1. Понятие философии, ее смысл и предназначение

Вопросы для обсуждения:


  1. Философия и мировоззрение.

  2. Исторические формы мировоззрения (сравнить философию с наукой, религией, искусством и другими формами общественного сознания).

  3. Философия и мифология. Протофилософия. Генезис философии.

  4. Понятие философии, ее структура и функции.

  5. Основной вопрос философии и его современное решение.



Термины:


Мифология, религия, наука, антропоморфизм, социоморфизм, гилозоизм, анимизм, политеизм, Протофилософия, онтология, космология, космогония, гносеология, эпистемология, антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика, материализм, идеализм, дуализм, субъективная реальность, объективная реальность, материализм, идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, сенсуализм, солипсизм, догматизм, диалектика, скептицизм, агностицизм, релятивизм.

Задания для проверки уровня компетенций:


1. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».

Вопросы:

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости";

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

3. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса: "Нет философии без политики и политических выводов". Кто прав, по вашему мнению?

а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".

б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность" (М. Мамардашвилли).

4. Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии, и как он определяет ее предназначение?

а) "Работа в философии — это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).

Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".

б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии — логическое пояснение мыслей".

в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми".



Темы рефератов:


  1. Место и роль философии в системе культуры.

  2. Философия и искусство.

  3. Проблема плюрализма в философии.

  4. Философия, религия, атеизм.

  5. Сциентизм и антисциентизм в философии.

  6. Философские аспекты естествознания.

  7. От мифа к логосу: рождение философии.

  8. Философская и научная картина мира XX века.

  9. Философия и политика.

  10. Личность философа (философия как образ жизни).



Вопросы для самоконтроля:


  1. Определение понятия философского знания.

  2. Предмет философии.

  3. Понятие мировоззрения.

  4. Структура мировоззрения.

  5. Каково соотношение философии и науки, философии и искусства, религии и мифологии?

  6. Предназначение онтологии, гносеологии и аксиологии, их соотношение и место в философии.

  7. Обладает ли философия своим языком? В чем состоит его особенность?

  8. Каковы отличительные признаки философского текста?

  9. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?

  10. Является ли религия философией? Может ли философия быть религией?

  11. Какие суждения о философии вам известны?

  12. В чем выражается значение философии в жизни человека?
Тема 2. Античная философия: основные проблемы и идеи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка