Практическое занятие №1 Тема: анатомия глазного яблока, зрительные функции




Скачати 356.36 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір356.36 Kb.


АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА



Благовещенск, 2011

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: АНАТОМИЯ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА,

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Хронокарта учебного времени к практическому занятию № 1.
1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Анатомия глазного яблока 6 120 720 мин.

3. Зрительные функции 6 120 720 мин.

4. Заключение 0 15 0 мин.


К.З.С. = 1680 100 = 70,9%

2370


Цель занятия:
На основе знаний об анатомических данных зрительного анализатора раскрыть значение зрительного анализатора для человека, связь органа зрения с подкорковыми и корковыми центрами головного мозга. Показать наибольшую частоту заболеваний периферического отдела зрительного анализатора. Раскрыть особенности строения глазного яблока в свете возникновения патологических процессов. Показать причины возможной патологии полей зрения, свето- и цветоощущения, бинокулярного зрения. Научить пользоваться методикой определения центрального зрения, показать зависимость остроты зрения от строения колбочкового аппарата.
Содержание занятия:

Анатомия глазного яблока. В кратком вступительном слове преподаватель знакомит студентов с теми задачами, которые ставит перед собой изучение курса глазных болезней на практических занятиях в клинике.

Путем программированного контроля преподаватель выявляет знания, полученные студентами при домашней подготовке. После этого студенты приступают к препарированию глаза животного или разбирают строение глаз с помощью разборного муляжа.

Одна подгруппа студентов разрезает глаза по экватору, другая сагиттально. Взяв половину глаза студенты знакомятся со строением и топографией внутренних оболочек глаза.

Целесообразно начинать изучение оболочек со строения фиброзной капсулы глаза.

Роговица - оптическая среда глаза, размеры и клинические особенности строения роговицы.

Склера - наружная оболочка глазного яблока. Особенности строения, неравномерность толщины, а следовательно и прочности. Вероятные места разрыва склеры при травмах глаза. Клинические особенности разрыва склеры при контузии глаза: гемофтальм, гипотония, глубокая передняя камера.

Сосудистая оболочка и три ее отдела:

а) радужка, ее строение, цвет, рисунок. Мышцы радужки, их иннервация, функция радужной оболочки.

б) цилиарное тело, строение функции, общность кровоснабжения с радужкой.

в) хориоидея, строение места прикрепления к склере, супрахориоидальное пространство, кровоснабжение собственно сосудистой оболочки, функция.

Обращается внимание на две системы кровообращения сосудистой оболочки и ее роль в развитии патологических процессов.

Строение сетчатки ее клинико-анатомические особенности: три нейрона, образование зрительного нерва отростками ганглиозных клеток, строение желтого пятна, периферии сетчатки. Особенности кровообращения. Места прикрепления сетчатки.

Изучив строение оболочек глаза, студенты переходят к рассмотрению прозрачных сред глаза: передняя и задняя камера глаза, хрусталик, стекловидное тело.

Преподаватель обращает внимание на глубину передней камеры, прозрачность содержимого, клиническое значение размеров передней камеры, особенности строения хрусталика и его функцию.

При изучении стекловидного тела обращается внимание на строение, консистенцию, функции. По окончании препарирования глаза студенты по таблицам разбирают особенности кровообращения и иннервацию глазного яблока и их клиническое значение.

Под микроскопом изучают гистологический срез тканей глаза.


Зрительные функции.

В самом начале занятия преподаватель напоминает студентам о глазе, как о периферическом отделе зрительного анализатора, полноценность которого необходима для посылки правильных и четких сигналов из внешней Среды в кору головного мозга. Рассматриваются основные и дополнительные функции зрительного анализатора:


Центральное зрение.

Студенты исследуют друг у друга остроту зрения. Обращается внимание на последовательность исследования вначале правого глаза, при закрытом экраном левом глазу. Острота зрения определяется от 1,0 до 0. Для определения низкой остроты зрения используются больные со старческой катарактой, претерминальной глаукомой, травмами зрительного анализатора.



Периферическое зрение.

Преподаватель указывает на периферическое зрение как важную функцию зрительного анализатора, без которой человек не может не только работать, но и сам себя обслуживать (нуждается в поводыре).

Студенты определяют поля зрения друг у друга вначале контрольным способом, а затем на периметре. Обращается внимание на расположение периметра к источнику света, величину освещенности, величину объекта, которым пользуются при периметрии. Рассматриваются возможные изменения поля зрения при различной патологии зрительного анализатора. Осваивается методика кампиметрии - определения центральных скотом сетчатки. Методом кампиметрии студенты определяют друг на друге физиологическую скотому.
Светоощущение.

Преподаватель указывает на важность светоощущения, самой древней зрительной функции, которой пользуются все живые организмы на земле и на которой построены все остальные, более совершенные функции зрительного анализатора человека. Студентами осваивается методика определения светоощущения, адаптации к свету и темноте. Исследование темновой адаптации сводится к определению нарастания светочувствительности в темноте. Исследование темновой адаптации производится с помощью адаптометра. Обращается на важное значение исследования светоощущения при пигментной дистрофии сетчатки, глаукоме, близорукости высокой степени, где гемералопия является симптомом других заболеваний и при авитоминозе “А” как самостоятельном нарушении светоощущения сетчатки.

Преподаватель отмечает важность исследования темновой адаптации при профотборе.
Цветовое зрение.

Переходя к изучению цветового зрения преподаватель указывает на важность этой зрительной функции для некоторых профессий (водитель наземного, воздушного, водного транспорта и др.) Рассматривается классификация расстройств цветового зрения. Преподаватель демонстрирует таблицу Рабкина для определения цветового зрения. Демонстрация определения цветового зрения осуществляется при дневном свете на расстоянии 1,5 метров от таблицы при экспозиции не более 10 секунд.


Бинокулярное зрение.

Преподаватель указывает на важность бинокулярного зрения для трехмерного восприятия окружающих предметов, определяются условия осуществления бинокулярного зрения:



  • достаточная острота зрения каждого глаза (не менее 0,4);

  • параллельное положение зрительных осей глаз, которые корректируются активным мышечным равновесием, сочетающим функции всех 12 глазодвигательных мышц. Регулятором мышечного равновесия является ЦНС, а стимулятором регуляции - сигналы на подкорковые ядра глазодвигательных нервов. Нарушение такой регуляции мышц приводит к нарушению бинокулярного зрения к возникновению косоглазия. Студенты друг на друге обучаются методам определения бинокулярного зрения:

  • опыт с “дырой в ладони”;

  • опыт с карандашом;

  • на синаптофоре.

Студентами демонстрируются больные с содружественным косоглазием. Определяется этиология, методы лечения.
Контрольные вопросы


  1. Строение фиброзной капсулы глаза. Диагностика подконъюнктивальных разрывов склеры.

  2. Анатомо-функциональные особенности радужной оболочки.

  3. Анатомо-функциональные особенности цилиарного тела.

  4. Анатомо-функциональные особенности хориоидеи.

  5. Строение сетчатки. Анатомо-функцинальные особенности желтого пятна.

  6. Строение и кровоснабжение зрительного нерва.

  7. Анатомо-функциональные особенности хрусталика.

  8. Строение и кровоснабжение конъюнктивы.

  9. Наружные мышцы глаза и их иннервация.

  10. Внутренние мышцы глаза и их иннервация.

  11. Иннервация глазного яблока.

  12. Кровоснабжение глаза, венозный и лимфатический отток.

  13. Строение слезопродуцирующего аппарата.

  14. Строение слезоотводящих путей.

  15. Строение орбиты. Синдром верхней глазничной шели?

  16. Методы исследования центрального зрения.

  17. Методы исследования цветового зрения.

  18. Методы исследования периферического зрения.

  19. Методы исследования светоощущения.

  20. Методы исследования бинокулярного зрения.


Практические навыки
1. Определение остроты зрения (визометрия).

2. Определение периферического зрения (периметрия).

3. Определение светоощущения.

4. Определение цветного зрения.

5. Определение бинокулярного зрения.

УИРС
1. Нарисовать схему кровоснабжения конъюнктивы.

2. Доклад “Теории цветоощущения”.


ОСНАЩЕНИЕ

Муляжи, череп человека, таблицы по анатомии, глаза животных, инструменты для препаровки, микропрепараты роговой оболочки, хрусталика, сетчатой оболочки, угла передней камеры, аппарат Рота, таблица Головина-Сивцева, лампы, офтальмоскопы, периметр, бланки и схемы полей зрения, полихроматические таблицы Рабкина.



ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Изучить литературу:


1. Учебник “Глазные болезни” под. редакцией А.А.Бочкаревой М. 1989 год.

Стр. 14-52, 77-104.

2. Конспект лекции “Клиническая анатомия зрительного анализатора”.
Дополнительная литература:

1. Е.И.Ковалевский. Избранные лекции. М., 1996.

2. В.Н.Пономаренко, С.Н.Басинский. “Клиническая анатомия органа зрения”

Благовещенск, 1989.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: "МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО."
Хронокарта учебного времени к практическому

занятию N 2.


1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Наружный осмотр 6 30 180 мин.

3. Боковое освещение 6 40 240 мин.

4. Исследование в проходящем свете 6 40 240 мин.

5. Исследование глазного дна 6 60 360 мин.

6. Курация больных 12 30 360 мин.

К.З.С.= 1620 100 = 68,350%.

2370
Цель занятия.

Научить студентов пользоваться основной, доступной и необходимой каждому врачу методикой исследования век, конъюнктивы, слезных органов, переднего отрезка глазного яблока, глубоких преломляющих сред глаза. Усвоить последовательность обследования периферического отдела зрительного анализатора.
Содержание занятия.

В начале занятия вступительное слово преподавателя, который указывает на особенности обследования офтальмологического больного, строгую последовательность методик обследования. Затем студенты друг на друге, а затем на больных осваивают каждую методику обследования отдельно.

1. Наружный осмотр. Преподаватель обращает внимание студентов на необходимость производить наружный осмотр при естественном освещении. Студенты осматривают кожу век, край века, конъюнктиву. Осваивают методику выворота верхнего века, состояния слезных точек, выводных протоков мейбомиевых желез, рост ресниц, положение век, форму и размеры глазного яблока. Пальпаторно определяется внутриглазное давление.

2. Боковое или фокальное освещение. При переходе ко второй методике обследования студенты объясняют принцип осмотра при боковом освещении, значение этого метода для осмотра роговицы и глубоких тканей. Затем студенты осваивают эту методику, осматривают роговицу, переднюю камеру, радужную оболочку, зрачок.

3. Осмотр в проходящих лучах или офтальмоскопическое просвечивание. Преподаватель объясняет устройство офтальмоскопа и применение его в методике офтальмоскопического просвечивания. Студенты друг на друге осваивают методику исследования хрусталика и стекловидного тела и обследуют больных с патологией прозрачных сред глаза.

4. Офтальмоскопия или исследование глазного дна. Преподаватель напоминает опознавательные точки глазного дна, последовательность осмотра: диск зрительного нерва, сосуды окружающие сетчатку, желтое пятно. Обращается внимание на значение исследования глазного дна при различных заболеваниях организма, показывает технику осмотра глазного дна в обратном виде. Студенты друг на друге осваивают методику и обследуют больных с патологией глазного дна.

5. Дополнительные методы исследования глаза. После освоения методик обследования студенты отвечают на контрольные вопросы по теме.

Контрольные вопросы.
1. Как исследовать проходимости слезоотводящих путей?

2. Как определить внутриглазное давление пальпаторно?

3. Методы определения целостности эпителия роговицы.

4. Методика осмотра зрительного нерва правого и левого глаза при обратной офтальмоскопии.



Практические навыки.
1. Исследование больного при наружном осмотре, боковом освещении и в проходящих лучах.

2. Исследование внутриглазного давления пальпаторно.

3. Осмотр переднего отрезка глаза у ребенка.

У И Р С.
1. Реферат. “Методика обследования больного с патологией глаз и деонтология."
Оснащение.
Перевязочный материал, векоподъемники, стеклянные палочки, зеркальный офтальмоскоп, электрический офтальмоскоп, флюоресцеин, щелевая лампа, таблицы, периметр.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студента.
1. Учебник "Глазные болезни." под ред. А.А.Бочкаревой, стр. 35-49.

2. В рабочих тетрадях написать схему обследования глазного больного.

3. Нарисовать нормальные границы поля зрения и при патологии зрительного тракта.

Практическое занятие N 3.

Тема:"РЕФРАКЦИЯ, АККОМОДАЦИЯ, ПРЕСБИОПИЯ,

АСТИГМАТИЗМ, КОРРЕКЦИЯ АНОМАЛИИ

РЕФРАКЦИИ."
Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 3.
1. Программированный контроль 12 20 240

2. Разбор субъективного метода

определения клинической рефракции 1 60 60

3. Знакомство с набором оптических 12 20 240

стекол.

4. Овладение практическими навыками 12 60 720



субъективного метода определения

рефракции

5. Овладение практическими навыками 12 40 480

объективного метода определения

рефракции

6. Выписка рецепта на очки 1 20 20

7. Курация больных. 12 20 240
К.З.С.= 2000 100 =84,4%

2370


Цель занятия.
Научить студентов определять рефракцию субъективным методом, выписывать очки при различных аномалиях рефракции, астигматизме, пресбиопии, ознакомить с объективными методами определения рефракции.
Содержание занятия.
Занятие начинается с программированного контроля, которым определяется исходный уровень знаний студентов. Методом опроса студентов и дополнениями преподавателя уясняются особенности клинической рефракции, ее виды. Преподаватель демонстрирует набор очковых стекол, методы определения их вида и силы преломления. Под контролем преподавателя студенты друг на друге определяют вид и степень клинической рефракции субъективным методом. При определении степени клиническому рефракции обсуждаются вопросы клиники близорукости и дальнозоркости, переносимость коррекции, правило назначения стекол при близорукости (минимальные) и дальнозоркости (максималь-ные). Рассматривается механизм аккомодации, ее возрастные изменения. Обсуждаются вопросы этиологии и клиники спазма и паралича аккомодации, влияние спазма аккомодации на прогрессирование близорукости. Преподаватель обращает внимание на правила подбора очков при спазме аккомодации особенно у детей гиперметропов. Выписываются очки. Затем студенты дают понятие об астигматизме, видах астигматизма. Под руководством преподавателя студенты рассматривают и обсуждают различные способы коррекции аномалии рефракции: сферическими стеклами, цилиндрическими стеклами, контактными линзами и хирургическими способами. Демонстрация больных с аномалией рефракции. Курация больных. Пресбиопия. Косоглазие. Правило их коррекции. Осложнения при близорукости.
Контрольные вопросы.
1. Чем отличается клиническая рефракция от физической?

2. Какие осложнения бывают при высокой прогрессирующей близорукости?

3. Почему возникает пресбиопия?

4. Каковы причины астигматизма?

5. Переносимость стекол при анизометропии.

6. Чем отличается сферическое стекло от цилиндрического?

7. Особенности коррекции цилиндрическими стеклами.

Практические навыки.

1.Определение рефракции субъективным методом.

2. Определение вида и силы очкового стекла.

3. Определение ближайшей точки ясного зрения.

4. Подбор очков при гиперметропии, миопии, пресбиопии, спазме аккомодации.
У И Р С.
1. Реферат "Современные представления о возникновении близорукости."

2. Анализ аномалий рефракции в одном из районов области по данным отчетов районных окулистов.

3. Реферат "Современные методы коррекции аметропии."
Оснащение.

Набор оптических стекол для подбора очков, скиаскопические линейки, таблицы, рефрактометр, диапозитивы.



Задание по самостоятельной, внеаудиторной работе студента.
1. Учебник "Глазные болезни." под ред. А.А.Бочкаревой, стр. 105-147.

2. Нарисовать в рабочих тетрадях ход лучей при различных видах рефракции глаза.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ N 4.
Тема: "ЗАБОЛЕВАНИЕ ВЕК, КОНЪЮНКТИВЫ И

СЛЕЗНЫХ ОРГАНОВ."
Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 4.
1. Программированный контроль 12 10 120 мин.

2. Особенности приема больных 0 5 0 мин.

3. Прием больных 6 270 1620 мин.

4. Заключение 0 15 0 мин.


К.З.С.= 1740 100 = 73,4%

2370
Цель занятия.

Ознакомить студентов с поликлинической документацией и работой поликлинического врача-офтальмолога. Научить диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания век, конъюнктивы и слезных органов и проводить лечение и профилактику этих заболеваний.
Содержание занятия.

После выявления исходных знаний студентов методом программированного контроля и знакомства с работой поликлинического врача студенты ведут амбулаторный прием больных с наружным заболеванием глаз.

Заболевание век. Преподаватель обращает внимание на особенности клинического течения ячменя, блефарита, мейбомиита, принципы лечения этих заболеваний и возможные исходы. Особое внимание уделяется флегмоне век- рассматривается этиология, клиника, лечение и возможный исход данного заболевания. Связь заболевания век с общим состоянием организма.

Заболевания конъюнктивы. При разборе больного с конъюнктивитом обращается внимание на характерные жалобы больного, контагиозность инфекции и ее значение в воспалительном процессе. Напоминается, что при лечении острого гнойного конъюнктивита необходимо сочетать местное лечение с общим. При разборе больного с вирусным конъюнктивитом преподаватель обращает внимание на виды возбудителей (вирус гриппа, герпеса, аденовирусы и др.), особенности течения вирусного конъюнктивита, три формы аденовирусного конъюнктивита (катарактальный, фолликулярный, пленчатый), дифференциальный диагноз с микробными конъюнктивитами, трахомой; методы диагностики ( цитологический метод флюоресцирующих антител и др.), принципы лечения, профилактики.

Разбирая больного с хроническим конъюнктивитом, преподаватель указывает на характерные жалобы: чувство засоренности глаз, утомляемость. Выясняет причины, вызывающие хронический конъюнктивит, разбирает принципы лечения и профилактики. Обращается внимание студентов на профессиональный отбор, трудовую и военную экспертизу при хронических заболеваниях наружных тканей глаза. Отдельно рассматривается этиология, патогенез, лечение и исходы трахомы.

Заболевания слезных органов. Разбирая больного с заболевания ми слезных органов преподаватель детализирует причины слезотечения: неправильное положение или облитерация слезных точек, нарушение всасывательной способности, сужение или закрытие слезных канальцев, непроходимость слезно-носового канала. Проводиться проба с флюоресцеином на проходимость слезоотводящих путей. Рассматриваются вопросы этиологии, клиники, лечения и возможные осложнения острого и хронического дакриоцистита, а так же дакриоцистита новорожденного.


Контрольные вопросы.

1. Признаки дакриоцистита новорожденного.

2. Методы лечения флегмоны слезного мешка.

3. Лечение хронического дакриоцистита.

4. Начальные проявления трахомы.

5. Осложнения при гнойных заболеваниях век, конъюнктивы, слезных органов.

6. Принципы лечения хронических конъюнктивитов.
Практические навыки.

1. Массаж век.

2. Определение проходимости слезоотводящих путей.

3. Инстилляция капель в конъюнктивальный мешок, закладывание мази за нижнее веко, подконъюнктивальные инъекции лекарственных веществ.

4. Оформление поликлинической документации.
У И Р С.

1. Реферат. “Значение В.В.Чирковского в ликвидации трахомы."

2. Реферат. “Фармакологическое действие лекарственных веществ, применяемых в лечении век конъюнктивы слезных органов: антибиотики, сульфаниламиды, тепловые процедуры, танины, антивирусные средства."
Оснащение.

Медикаменты, стеклянные палочки, векоподъемники, зонды для слезных путей, промывная жидкость, таблицы.


Задание для самостоятельной, внеаудиторной работы студента.


  1. Учебник “Глазные болезни” под. редакцией Бочкаревой А.А. М. 1989 год. Стр. 134-176.

  1. Ковалевский Е.И. Избранные лекции. М., 1996.

  1. Лекция "Заболевания конъюктивы, век и слезных органов.

2. В рабочих тетрадях написать принципы лечения острых, хронических, вирусных и аллергических конъюнктивитов.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ N 5.
Тема: "Заболевания роговой оболочки."

Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 5.


1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Самостоятельный прием больных 6 270 1620 мин.

3. Подведение итогов занятия 0 10 0 мин.

К.З.С.= 1860 100=78,48%

2370
Цель занятия.
На основе знаний студентами анатомии и физиологии роговицы, этиологии и патогенеза, клинических особенностей различных форм кератитов научить студентов методам диагностики кератитов. Научить отличать поверхностные кератиты от глубоких, исходы кератитов от воспалительных процессов. Основные принципы лечения кератитов на современном уровне. Обратить внимание на исходы кератитов - частую причину слепоты и снижения трудоспособности.
Содержание занятия.
Контроль исходного уровня знаний студентов осуществляется с помощью программированного контроля. Кратко напоминаются основные патологические процессы, которые могут возникнуть в роговой оболочке и их характерные симптомы.

Затем студенты ведут самостоятельно прием больных с различными формами кератитов под контролем преподавателя. Выявляются жалобы и анамнез заболевания, обстоятельства предшествовавшие заболеванию, определяется острота зрения. С помощью фокального освещения и щелевой лампы студенты исследуют изменения в роговице. Преподаватель контролирует правильность применения методов обследования, поправляет и обращает внимание на характерные изменения в роговице - наличие роговичного синдрома, перикорнеальной инъекции, детально исследуется инфильтрат роговицы ( цвет, форма, величина, локализация, границы).После обсуждения каждого заболевания студенты ставят диагноз, назначают лечение. Преподаватель обращает внимание на важную роль местного лечения, обязательное назначение мидриатических средств - меры профилактики иридоциклитов.

Под контролем преподавателя студенты закапывают капли, закладывают мазь, накладывают монокулярные повязки, выписывают рецепты на лекарственные средства.

В конце занятия преподаватель делает краткое заключение, сообщает тему следующего занятия, дает задание на самоподготовку.


Контрольные вопросы.
1. Какими методами нужно пользоваться для исследования роговицы?

2. Характерная общая симптоматика кератитов.

3. Какие клинические признаки характерны для герпетических кератитов?

4. Какие противовирусные средства применяются для лечения кератитов?

5. Методы лечения ползучей язвы роговицы?
Практические навыки.
1. Исследование роговицы при фокальном освещении.

2. Определение чувствительности роговицы.

3. Определение дефекта эпителия роговицы.

4. Закапывание капель.


У И Р С.
1. В рабочих тетрадях написать план лечения гнойной язвы роговицы.

2. Прочитать лекцию на тему: “Лечение и профилактика гнойной язвы роговицы."

3. Рецензирование историй болезни.

Оснащение.

Офтальмоскопы, щелевая лампа, таблицы для определения остроты зрения.

Курация больных с различными формами кератитов.
Самостоятельная, вне аудиторная работа студента.
1. Учебник “Глазные болезни” под. редакцией А.А.Бочкаревой М. 1989 год.

Стр. 134-176.



  1. Ковалевский Е.И. Избранные лекции. М., 1996.

  2. Лекционный материал.


Задание по внеаудиторной работе.
1. В рабочих тетрадях написать:

а) дифференциальную диагностику инфильтрата и помутнения.

б) план лечения герпетического кератита.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ N 6.
Тема: “Заболевания сосудистого тракта"
Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 6.
1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Самостоятельный осмотр больных 6 60 360 мин.

3. Передние увеиты 6 60 360 мин.

4. Задние увеиты 6 60 360 мин.

5. Курация больных 12 30 360 мин.

6. Заключение 0 15 0 мин.


К.З.С.= 1680 100=70,88%

2370
Цель занятия.


Научить студентов методам обследования больных с заболеваниями сосудистого тракта, диагностике передних и задних увеитов, принципам общего и местного лечения, дифференциальной диагностике передних увеитов с закрытоугольной глаукомой.
Содержание занятия.
Исходные знания анатомо-физиологических особенностей сосудистого тракта и возможных патологических изменений в нем выявляются с помощью программированного контроля. Затем студенты курируют больных с заболеваниями сосудистого тракта. После курации производится клинический разбор больных под руководством преподавателя, который фиксирует внимание на основных симптомах передних и задних увеитов. Подчеркивается роль общих заболеваний в патологии сосудистого тракта: токсоплазмоз, туберкулез, ревматизм и др. инфекционные заболевания. Студенты определяют этиологию заболевания, знакомятся с клиникой, назначают соответствующее лечение, дают прогноз данного заболевания. В лечении увеитов особое внимание уделяется мидриатическим средствам: атропин, адреналин, кокаин. При разборе больного с задним увеитом обращается внимание на общую симптоматику: гемералопию, фотопсию, снижение остроты зрения, сужение поля зрения. Рассматриваются особенности лечения передних и задних увеитов, возможные осложнения и исходы. Отдельно рассматриваются злокачественные опухоли сосудистого тракта. Меланобластома: клиника, лечение.
Контрольные вопросы.
1. Особенности кровообращения сосудистого тракта.

2. Основные признаки иридоциклитов.

3. Неотложная помощь при острых иридоциклитах.

4. Основные признаки хориоретинита.

5. Осложнения увеитов.

6. Лечение новообразований радужки и цилиарного тела.

7. Изменение органа зрения при токсоплазмозе.
Практические навыки.
1. Закапывание капель.

2. Наложение монокулярной повязки.

3. Субконъюнктивальные инъекции лекарственных веществ.
У И Р С.

1. Выполнить схему кровообращения сосудистого тракта.

2. Рецензирование учебных историй болезни.

3. Решение ситуационных задач.


Оснащение.

Офтальмоскопы, щелевая лампа, таблицы для определения остроты зрения, набор оптических стекол, таблица, цветные слайды, больные с передними и задними увеитами.


Самостоятельная, внеаудиторная работа студента.
1. Учебник “Глазные болезни” под редакцией Бочкаревой А.А. М., 1989 год. Стр. 221-236.

2 . Ковалевский Е.И. Избранные лекции. М., 1996.


Задание по внеаудиторной работе.
1. В рабочих тетрадях написать:

а) дифференциальную диагностику иридоциклита и закрытоугольной глаукомы.

б) механизм действия атропина, адреналина.

Практическое занятие N 7.
Тема: "Болезни хрусталика"
Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 7.
1. Программированный контроль 12 10 120 мин.

2. Осмотр больных на операцию 12 20 240 мин.

3. Работа в операционной 1 180 180 мин.

4. Разбор операционного дня 0 10 0 мин.

5. Курация больных 12 60 720 мин.
К.З.С.= 1260 100 = 53,164%

2370
Цель занятия.


На основе теоретических знаний студентами анатомо-физиологических особенностей строения хрусталика научить методам обследования хрусталика, диагностике различных видов и стадий катаракт, дифференциальной диагностике начальной старческой катаракты и открытоугольной глаукомы. Познакомить студентов с методами лечения катаракт: экстракапсулярной экстракцией, интракапсулярной экстракцией, факоэмульсификацией, консервативным лечением. Познакомить с методами лечения афакии.
Содержание занятия.
Программированным контролем выявляются теоретические знания анатомо-физиологических особенностей хрусталика и симптомы патологических изменений. Затем студенты обследуют больных, подготовленных к операции. Преподаватель фиксирует внимание студентов на признаках старческой катаракты, дифференциальной диагностике начальной старческой катаракты с открытоугольной глаукомой, определяет показания к оперативному лечению и методы хирургического лечения. Затем студенты знакомятся с операционным блоком, хирургическим инструментарием, оперативной техникой лечения катаракт - экстракапсулярной, интракапсулярной, экстракцией катаракты. По окончании операционного дня в учебной комнате преподаватель отвечает на неясные вопросы студентов связанные с ходом операций, возможные осложнения и способы их устранения. Далее студенты осматривают больных с афакией и под руководством преподавателя определяют признаки афакии и методы её коррекции, выписывают рецепты на очки.
Контрольные вопросы.
1. В чем состоит принцип лечения врожденных катаракт?

2. Какие функции выполняет хрусталик в акте зрения?

3. Как определить зрелость катаракты?

4. Какие катаракты называются осложнёнными?

5. Что такое афакия?

6. Методы лечения афакии.


Практические навыки.
1. Наложение моно- и бинокулярной повязок.

2. Признаки зрелой катаракты.

3. Признаки афакии.

4. Исследование остроты зрения при афакии и катаракте.


У И Р С.
1. Рецензирование учебных историй болезни.

2. Прочитать лекцию: "Причины снижения зрения в пожилом возрасте."


Оснащение.

Щелевая лампа, офтальмоскопы, таблицы, операционная, хирургический инструмент, больные с катарактой и афакией.


Самостоятельная, внеаудиторная работа студента.
1. Учебник “Глазные болезни” под редакцией А.А.Бочкаревой М. 1989 год.

Стр. 221-236.



  1. Ковалевский Е.И. Избранные лекции. М., 1996.

  2. Шмелева В.В. "Катаракта". М., 1980.

  3. Лекционный материал.


Задание по внеаудиторной работе.
1. В рабочих тетрадях написать:

а) дифференциальную диагностику начальной катаракты и открытоугольной глаукомы.

б) консервативное лечение катаракты.

Практическое занятие N 8.
Тема: "Глаукома"
Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 8.
1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Измерение офтальмотонуса 6 30 180 мин.

3. Разбор классификации глаукомы 1 20 20 мин.

4. Обследование больных 6 60 360 мин.

5. Разбор больных с различными

формами глаукомы 6 100 600 мин.

6. Курация больных 12 30 360 мин.
К.З.С.= 1760 100 = 74,261%

2370
Цель занятия.


Научить студентов диагностике различных форм первичной глаукомы, дифференциальной диагностике, определять офтальмотонус пальпаторно и с помощью тонометра Маклакова, оказание первой неотложной помощи при остром приступе глаукомы, назначению консервативного и хирургического лечения, принципам активной профилактики слепоты от глаукомы.
Содержание занятия.

В начале занятия преподаватель проверяет знания студентов путем программированного контроля. Студенты дают понятие об офтальмотонусе, преподаватель обращает внимание на циркуляцию внутриглазной жидкости и пути её оттока из глаза, строение угла передней камеры и дренажной системы глаза, внутриглазное давление в норме и суточные колебания, значение постоянного офтальмотонуса. Затем студенты друг другу измеряют внутриглазное давление пальпаторно и тонометром Маклакова. Студенты дают определение глаукомы, основной симптомокомплекс, патогенез, классификацию. Преподаватель обращает внимание на определение стадии заболевания. После этого студенты приступают к самостоятельному обследованию больных с различными формами глаукомы. По окончанию обследования приступают к клиническому разбору больных. Студенты докладывают о больном, преподаватель показывает всей группе наиболее характерные признаки разбираемой формы глаукомы.

При разборе больного с острым приступом глаукомы в первую очередь обращается внимание на характерную клиническую картину. Проводиться дифференциальный диагноз острого приступа глаукомы с общими заболеваниями, которые возникают внезапно и сопровождаются сильной головной болью, тошнотой, рвотой и острым иридоциклитом. Затем применительно к больному обсуждаются принципы комплексного лечения. Разбирается методика выработки режима миотиков основы медикаментозного лечения, обращается внимание на важность их индивидуального подбора, оптимально допустимую частоту закапывания ( 3-4 раза в день ). Преподаватель подчеркивает значение регулярного местного и общего лечения, щадящего режима жизни, питания и работы, регулярного врачебного контроля.

Специально рассматривается комплексное лечение больных с острым приступом глаукомы и хронически протекающей глаукомы. Подчёркивается важность рационального выбора вида антиглаукоматозной операции. Так, при остром приступе в качестве основной операции применяют антиглаукоматозную иридэктомию. При хронически протекающей глаукоме наибольшее распространение получили фистулизирующие операции, основной целью которых является формирование новых путей оттока внутриглазной жидкости вместо старых естественных путей ставших неполноценными. Преподаватель обращает внимание на то, что первым этапом раннего выявления глаукомы является профилактический осмотр на глаукому здорового населения в возрасте 40 лет и старше. При этом среди 100 обследованных выявляют 3-4% людей с подозрением на глаукому. Углубленное обследование этой категории лиц являются вторым этапом ранней диагностики глаукомы. Разбирая комплексную методику обследования лиц с подозрением на глаукому в условиях стационара, необходимо подчеркнуть значение суточной тонометрии как основного метода ранней диагностики глаукомы.

Решающее значение приобретают данные комплексы других диагностических исследований ( многократная однодневная тонометрия, эластотонометрия, тонография, компрессионно-тонометрические пробы, кампиметрические пробы).
Контрольные вопросы.
1. Факторы создающие внутриглазное давление.

2. Основной путь оттока внутриглазной жидкости.

3. Методы ранней диагностики глаукомы в условиях стационара.

4. Миотические средства, применяемые при глаукоме.

5. Показания к хирургическому лечению.

6. Основной тип операций при первичной глаукоме.

7. Диспансеризация больных первичной глаукомы.

8. Дифференциальный диагноз открытоугольной глаукомы и начальной катаракты.


Практические навыки.
1. Определение остроты зрения.

2. Исследование поля зрения

3. Тонометрия:

а) измерение ВГД тонометром Маклакова;

б) измерение ВГД пальпаторно.


  1. Выписать рецепты на растворы, тималола малеата, пилокарпина.


У И Р С.
1. Рецензирование учебных историй болезни.

2. Реферат по теме: "Глаукома."

3. Приготовление схем и рисунков суточных кривых внутриглазного давления, нормальных и патологических полей зрения при различных стадиях глаукомы.

4. Участие в оформлении кафедрального стенда "Глаукома."


Оснащение.

Тонометры Маклакова, щелевая лампа, гониоскоп, периметр, кампиметр, офтальмоскоп, рисунки и схемы суточных кривых внутриглазного давления, нормальных и патологических полей зрения при различных стадиях глаукомы.

Таблицы: офтальмоскопической картины нормального диска зрительного нерва и глаукоматозной атрофии зрительного нерва и глаукоматозной атрофии зрительного нерва с экскавацией.

Больные с острым приступом глаукомы, первичной глаукомой 1-4 стадий. Цветные слайды, ситуационные задачи.


Самостоятельная, внеаудиторная работа студента.
1. Учебник “Глазные болезни” под редакцией Бочкаревой А.А. М. 1989 год. Стр. 296-330.

2. Ковалевский Е.И. Избранные лекции. М., 1996.

3. А.П.Нестеров."Первичная глаукома."Медицина.1995г.

4. В рабочих тетрадях написать дифференциальную диагностику:

а) острого приступа глаукомы с общими заболеваниями и иридоциклитом

б) начальной старческой катаракты и открытоугольной глаукомы

в) выписать рецепты на раствор пилокарпина, диакарба, тимолола малеата, бетагана, бетоптика.


Практическое занятие N 9.
Тема: “Травмы органа зрения"
Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 9.
1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Обследование тематических больных 6 60 360 мин.

3. Разбор тематических больных 6 120 720 мин.

4. Курация больных 12 30 360 мин.

5. Заключение 0 10 0 мин.

К.З.С.= 1680 100 =70,89%

2370

Цель занятия.
Научить студентов клинике, диагностике, основным принципам лечения и профилактики механических повреждений глаз и ожогов, оказанию первой помощи при различных видах повреждений органа зрения. Сформировать представление о симптоматическом воспалении и первых его признаках. Ознакомить с работой ВТЭ и военной экспертизой при травмах глаз.
Содержание занятия.

С помощью программированного контроля преподаватель выявляет знания, полученные во время домашней подготовки. Студенты разбирают классификацию механических травм, ожогов глаз. Преподаватель обращает внимание на особенности проникающих ранений глаз, течение кислотных и щелочных ожогов. После этого под руководством преподавателя студенты приступают к самостоятельному обследованию больных с различными повреждениями глаз: контузией проникающим ранением, ожогом. По окончании обследования проводиться клинический разбор больных. Студенты докладывают о больном с демонстрацией рентгеновских снимков. Во время разбора больных с инородными телами роговицы и конъюнктивы преподаватель обращает внимание не то, что обнаружение инородных тел, особенно в роговой оболочке, требует тщательного исследования с помощью бокового освещения, что удаление должно проводиться в первые 6 часов после ранения. Удаление инородных тел на роговице, требует предварительной анестезии 3-х кратным закапыванием 0,5% раствором дикаина. Удаление инородного тела, лежащего на поверхности эпителия, производиться влажным тампоном, а инородные тела, внедрившиеся в толщу роговицы, удаляются специальными иглами.

Преподаватель разбирает со студентами осложнения проникающих ранений:

а) гнойный иридоциклит, абсцесс стекловидного тела.

б) негнойный травматический иридоциклит

в) осложнения, связанные с наличием инородных тел внутри глаза ( сидероз, халькоз).

Клиника, формы проявления, частота и сроки возникновения, течение симпатического воспаления. Патологоанатомическая картина, прогноз, профилактика, общее и местное лечение симпатического иридоциклита. Теории патогенеза симпатического воспаления. При разборе больного с травмой глаз, преподаватель обращает внимание на определение степени тяжести, прогноз, дальнейшее трудоустройство (направление на ВТЭК или ВКК, смена профессии, направление в ВОС).

Для определения группы инвалидности выявляются соответствующие признаки для 1,2,3 групп. Определяется годность службы в армии.


Контрольные вопросы.
1. Классификация механических повреждений органа зрения.

2. Принципы хирургической обработки ран век.

3. Каковы признаки проникающих ранений переднего и заднего отрезка глаза.

4. Методы диагностики инородных тел в глазу.

5. Показания к рентгенологическому исследованию орбиты.

6. Неотложная помощь при травматических эрозиях роговой оболочки.

7. В чём заключается оказание первой помощи с проникающими ранениями глаза, ожогами?

8. Какие изменения со стороны сетчатки глаза могут наблюдаться после тупой травмы?

9. В чём заключается оказание специализированной глазной помощи в стационаре больным с проникающими ранениями?

10. По каким признакам определяется группа инвалидности?


Практические навыки.
1. Определение остроты зрения.

2. Тонометрия:

а) измерение ВГД пальпаторно

б) тонометром Маклакова

3. Методы локализации инородных тел в глазу.

4. Выворот верхнего и нижнего века.

5. Закапывание глазных капель, закладывание мази.

6. Исследование чувствительности роговицы и целостности её эпителия.

7. Удаление инородного тела с конъюнктивы и роговой оболочки.

8. Накладывание моно- и бинокулярной повязки.


У И Р С.

1. Рецензирование историй болезни.

2. Рефераты по теме: “Повреждение органа зрения".

3. Проведение бесед для больных в медицинских учреждениях города по теме: "Повреждение органа зрения".

4. Обработка и анализ архивных материалов по "Травмам глазного яблока".
Оснащение.

Офтальмоскопы, щелевая лампа, постоянный магнит, протезы Комберга-Балтина, рентгенограммы орбиты с наличием внутри глаза инородного тела, муляжи глазного яблока, линейки Поляка, тонометры Маклакова, иглы и копья для удаления инородных тел.

Таблицы, цветные слайды.

Больные с повреждением органа зрения и его придатков (инородное тело конъюнктивы и роговицы, проникающее ранение глазного яблока, исход проникающего ранения, травматический иридоциклит, ожоги глаз). Набор капель, мазей перевязочный материал.



Самостоятельная, внеаудиторная работа студента.
1. Учебник “Глазные болезни” под редакцией Бочкаревой А.А. М. 1989 год. Стр. 296-330.

2. Ковалевский Е.И. Избранные лекции. М., 1996.


Задание по внеаудиторной работе.
В рабочих тетрадях написать.

1. Правила оказания первой медицинской помощи больным получившим:

а) химический ожог глаз

б) термический ожог глаз

в) проникающее ранение глаз.

Практическое занятие N 10.
Тема: "Заболевания сетчатки и зрительного нерва".
Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 10.
1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Обследование больных 6 90 540 мин.

3. Клинический разбор больных 6 90 540 мин.

4. Курация больных 12 30 360 мин.

5. Заключение 0 10 0 мин.
К.З.С.= 1680 100 = 70,886%

2370
Цель занятия.


Научить студентов диагностике, клинике наиболее часто встречающейся патологии сетчатки и зрительного нерва: неврита, застойного диска зрительного нерва, атрофии зрительного нерва, изменению сетчатки при гипертонической болезни сахарном диабете, ревматизме, токсикозах беременности, острой непроходимости центральной артерии сетчатки, тромбозе вен, отслойке сетчатки. Освоить методы оказания неотложной и первой помощи при различной патологии глазного дна, методы лечения, профилактики заболеваний.
Содержание занятия.
После проверки исходных знаний студентов с помощью программированного контроля преподаватель распределяет больных с патологией глазного дна для самостоятельного клинического обследования. При обследовании больных преподаватель обращает внимание на тщательность сбора данных анамнеза заболевания, жалоб больного, предшествующие заболевания и начало заболевания. При объективном обследовании больного обращается внимание на изменения зрительных функций в зависимости от локализации патологического процесса на глазном дне. Затем студенты смотрят глазное дно с помощью метода обратной офтальмоскопии и большого безрефлексного офтальмоскопа. После обследования больного студент делает клинический разбор данного заболевания в присутствии всей группы. Остальные студенты делают замечания по обследованию, дополняют доклад куратора, обсуждают диагноз, методы лечения, профилактики этого заболевания.

При клиническом разборе больных с заболеванием зрительного нерва рассматриваются вопросы этиопатогенеза, неврита и застойного диска зрительного нерва. При клиническом разборе больных с отслойкой сетчатки уделяется внимание этиопатогенезу отслойки сетчатки.


Контрольные вопросы.
1. Жалобы больных при заболеваниях сетчатки.

2. Методы исследования заболеваний сетчатки и зрительного нерва.

3. Какие изменения возникают на глазном дне при гипертоничекой болезни?

4. Причины возникновения отслойки сетчатки.

5. Механизм возникновения отслойки сетчатки.

6. Как изменяются зрительные функции при неврите зрительного нерва.

7. Характерные изменения глазного дна при диабете.

Практические навыки.
1. Определение остроты зрения.

2. Определение остроты зрения, центральных скотом.

3. Офтальмоскопия в обратном виде.
У И Р С.

1. Прочитать лекцию по теме: “Диабетические поражения глаз."

2. Рецензирование историй болезни.

3. Сделать зарисовку глазного дна при гипертонической болезни в стадии ангиосклероза.


Оснащение.

Офтальмоскопы, щелевая лампа, таблицы для определения остроты зрения, периметр, кампиметр, таблицы, цветные слайды.

Больные с гипертонической болезнью, заболеваниями сетчатки и зрительного нерва.
Самостоятельная, внеаудиторная работа студента.
1. Учебник “Глазные болезни” под редакцией Бочкаревой А.А. М. 1989 год. Стр. 258-296; 361-374.

2. Ковалевский Е.И. Избранные лекции. М., 1996.

3. С.Ф.Шершевская. “Васкулиты и дистрофии сетчатой и сосудистой оболочек глаза". Кемерово.1983 г.
Задание по внеаудиторной работе.
1. В рабочих тетрадях написать.

а) дифференциальную диагностику неврита и ретробульбарного неврита;

б) механизм развития застойного диска зрительного нерва;

в) причины неврита зрительного нерва.






База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка