Практического занятия




Сторінка1/10
Дата конвертації15.04.2016
Розмір1.76 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


1

Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия »

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой


Гаджимирзаев Г.А.
«___»_____________20____г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ЭНДОСКОПИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОР ОРГАНОВ.

Факультет Лечебно-профилактический

Курс IV

Автор (ы): 1. Гаджимирзаева Р.Г.



2. Гамзатова Э.Г.

Цель: Ознакомить студентов с лор отделением и методикой

осмотра и эндоскопии лор органов.

Знать принципы работы с лобным рефлектором и смотровыми инструментами. Научить студентов уметь производить отоскопию, переднюю заднюю риноскопию, фарингоскопию, непрямую ларингоскопию.

Время: 2 академических часа (90мин).

Мотивация темы занятия.

Общие принципы обследования больного в ЛОР - стационаре в ЛОР - кабинете поликлиники. Ознакомление с лобным рефлектором и смотровым инструментарием. Наружный осмотр лица, шеи, уха. Эндоскопия ЛОР-органов: передняя и задняя риноскопия, фарингоскопия, непрямая (зеркальная) ларингоскопия, отоскопия. Практическое выполнение студентами риноскопии, фарингоскопии, фарингоскопии, непрямой ларингоскопии, отоскопии.



Методические указания

Обратить внимание на необходимость обследования оториноларингологического больного с позиций изучения целостного организма. Следует иметь в виду важность анамнеза, необходимость исследования состояния внутренних органов и нервной системы, а также применения в ЛОР - клинике лабораторных способов исследования и рентгенологического обследования.

С помощью преподавателя нужно научиться пользоваться лобным рефлектором и различными источниками света, уметь правильно расположить пациента, принять удобное положение при ЛОР - осмотре. Инструменты, бывшие в использовании, не следует смешивать с чистыми (их нужно осторожно положить отдельно для последующей стерилизации). Необходимо тщательно мыть руки перед осмотром.

После поведения наружного осмотра лица, шеи и уха (экзоскопии) переходят к эндоскопическим методам исследования. На одном из студентов будет продемонстрирована методика и техника передней и задней риноскопии. При оценке состояния носовой полости нужно обратить внимание на следующие признаки: цвет и блеск слизистой оболочки, объем носовых раковин, форму перегородки носа и содержимое носовых ходов. Переднюю риноскопию производят в двух позициях (первая - обычное положение головы, вторая - голова запрокинута). Нужно иметь в виду особенность задней риноскопии (по названию - носовая процедура, а по эндоскопической картине имеет отношение к ряду органов).

При фарингоскопии обращается внимание на необходимость осмотра зубов, десен, преддверия полости рта, твердого неба и языка. Далее будут продемонстрированы первый и второй моменты фарингоскопии (обычное дыхание, фонация). Обращается внимание на цвет слизистой оболочки ротоглотки, форму твердого неба, объем небных миндалин, содержимое их

лакун, степень подвижности мягкого неба, степень подвижности мягкого неба, состояние лимфатических узлов в зачелюстной области.

Студенты должны знать два метода осмотра гортани - прямую и непрямую ларингоскопию. При проведении зеркальной ларингоскопии нужно соблюдать три момента: свободное дыхание, фонация (звуки «и» или «э»), глубокий вдох. Обратить внимание на состояние надгортанника, черпалонадгортанных складок, преддверных и голосовых складок, грушевидных ямок. Оценивается состояние корня языка , язычной миндалины, валекул, грушевидных синусов.

При отоскопии обращается внимание на кожу наружного слухового прохода, его ширину и содержимое. Необходимо различить основные опознавательные элементы барабанной перепонки: рукоятку и боковой отросток молоточка, световой рефлекс, переднюю и заднюю складки ее.

При освоении методики эндоскопии ЛОР - органов следует учитывать особенности применения их при обследовании детей (по возможности не применять инструментов, в некоторых случаях необходимо фиксировать ребенка, использовать благоприятные моменты для осмотра, осмотр глотки производить в последнюю очередь).

Переднюю и заднюю риноскопию, фарингоскопию, непрямую ларингоскопию и отоскопию студенты производят друг на друге под наблюдением преподавателя.



Распределение времени:

  1. Выявление отсутствующих - 5 минут.

  2. Демонстрация осмотра лор органов - 30 минут.

  3. Упражнение студентов друг на друге по овладению осмотра лор органов — 45 минут.

  4. Резюме преподавателя проведенного занятия и задание на

следующее занятие - 10 минут.
Оборудование занятия:

  1. Таблицы, схемы, муляжи с анатомией лор органов.

  2. Инструменты для лор осмотра.



Вопросы к занятию:

  1. Структура лор отделения.

  2. Особенности осмотра лор органов у детей и взрослых.

  3. Правила работы с лобными рефлекторами и инструментами для осмотра лор - органов (носа, глотки, горла и уха).

  4. Особенности собирания анамнеза при заболеваниях лор органов.

  1. Фарингоскопия и ее особенности.

  2. Риноскопия, разновидности.

  3. Ларингоскопия, разновидности. Показания к прямой ларингоск-и

  4. Отоскопия.

Указания к руководству самостоятельной работы студентов:

Учитывая, что студенты встречаются с предметом болезни уха, горла, носа и больными с патологией верхних дыхательных и уха впервые, преподаватель вместе со студентами делает обход отделения, знакомство со стационарными больными. Останавливает внимание на характер патологии лор органов. Демонстрирует методы осмотра лор органов.

Студенты самостоятельно производят осмотр лор органов друг на друге.

По ходу самостоятельной работы преподаватель корректирует недостатки в технике осмотра.

Преподаватель напоминает студентам о соблюдении этических и деонтологических вопросов при общении с больными.

Латинские термины, которые необходимо усвоить по теме


  1. Нос - rhinos.

  2. Глотка - pharynx.

  3. Ротоглотка - mezopharynx.

  4. Ухо - otos.

Контроль усвоения материала

Задание

Эталон

1.Зачем зеркало лобного рефлек-

тора имеет сферическую форму



Для концентрации светового пуч-

ка и увеличения интенсивности освещения



2.Методы исследования уха

А)наружный осмотр

Б)эндоскопия-отоскопия



3.Назовите этапы подготовки ра-

бочего места для осмотра носа и

глотки,перечислите необходимые

инструменты для передней ринос-

копии и фарингоскопии


Рабочее место изолируется от яр-

кого освещения. Источник света от пациента справа от ушной рако

вины, на уровне и несколько кза-

ди от нее.

Носовое зеркало, шпатель.


4.Перечислите методы исследова-

ния носа и придаточных пазух



Риноскопия, Р-графия, пункция,

КТ-исследование, термография



5.Методы исследования носоглот-

ки (а,б,в)



А)задняя риноскопия

Б)пальцевое исследование

В)Р-графия


6.Показания к прямой ларингоско

пии


При невозможности произвести

зеркальную ларингоскопию (в ос-

новном, у детей младшего возрас

та), при инородных телах трахеи,

при интубации


7.Ларингоскопическая картина

(а,б,в,г,д,е,ж)



А)надгортанник

Б)черпаловидные хрящи

В)черпалонадгортанные складки

Г)ложные голосовые складки

Д)истинные голосовые складки

Е)голосовая щель

Ж)грушевидные синусы


Литература.

Основная:

1.Пальчун В.Т., Магомедов М.М., ЛучихинЛ.А. Оториноларингология.

М.: ГОЭТАР-Медиа, 2013;

2.Пальчун В.Т., Лучихин Л.А, Магомедов М.М. Практическая оторино-

Ларингология. М.: ООО «МИА»,2006;

3.БогомильскийМ.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология.

М.: «ГЭОТАР», 2008.

Дополнительная:

4.Солдатов И.Б. Руководство по оториноларингологии.М: «Медицина», 1996.

5.Муратов Н.И., Сергеев М.М. Эндоскопия ЛОР органов.Методы иссле

дования слухового и вестибулярного анализаторов. Методические ре

комендации. Краснодар,1989.

6.Гапанович В.Я., Алекасандров В.М. Оториноларингологический атлас. Минск, 1989.

Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия »

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Гаджимирзаев Г.А. (подпись)
«___»_____________20____г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА.

Факультет Лечебно - профилактический

Курс IV

Автор (ы):



1. Гаджимирзаева Р.Г.

2. Гамзатова Э.Г.



Цель:
Напомнить студентам о клинической анатомии и физиологии слухового анализатора. Освоить методику осмотра барабанной перепонки и проходимости слуховых труб. Исследование слуха речью и камертонами. Составить слуховой паспорт.


Время:


2 академических часа (90 мин).

Мотивация темы занятия:

Студент должен углубить знания по анатомии и физиологии слухового анализатора, связывая их с клиникой JIOP-заболеваний. Практически освоить составление слухового паспорта, познакомиться с принципами тональной пороговой, надпороговой, речевой и рефлекторной, в том числе игровой аудиометрии.


Методические указания

Тестовый контроль знаний студентами теоретического материала по теме (15 минут).

Затем занятие проводится в форме собеседования с использованием анатомических препаратов, муляжей, рисунков и моделей. В собеседовании студентам ставятся определенные задачи по теме. При этом важно связывать анатомические и функциональные особенности JIOP- органов с их патологией.

Примерный перечень рассматриваемых вопросов следующий.



  1. Анатомо-топографические особенности наружного слухового прохода и их значение в патологии уха и клинике других заболеваний (повреждение кожи при туалете слухового прохода , изменения в нем при травме нижней челюсти, мастоидите, вклинение инородных тел, фурункул, серная пробка, прорыв гноя при воспалении околоушной железы и т.д.). Следует выделить анатомические особенности наружного слухового прохода у детей раннего возраста (отсутствие костной части у новорожденных и детей младшего возраста) и их значение в клинике заболеваний среднего уха и отоскопии.

  2. Анатомо-топографические особенности барабанной полости (ее стенки и содержимое), их значение для клиники и хирургического лечения заболеваний среднего уха. Обратить внимание на структурные особенности барабанной перепонки и ее положение у новорожденных и детей грудного возраста (толстый эпидермальный слой, горизонтальное положение), их влияние на клинику заболеваний среднего уха.

  3. Возрастные топографические особенности антрума. Значение типа строения сосцевидного отростка и каменистой части височной кости, а также скуловой кости в развитии осложнений при гнойных средних отитах (антрит, мастиидит, петрозит, зигоматицит).

  4. Функции слуховой трубы и ее роль в развитии тугоухости и слуховосстанавливающих операциях. Топографо-анатомические особенности слуховой трубы в раннем детском возрасте (прямая, короткая, широкая, расположение глоточного устья на уровне твердого неба, а барабанного - в верхнем этаже барабанной полости), значение их в развитии воспаления среднего уха.

  5. Значение анатомического единства среднего уха, носовой полости и глотки в патологии уха.

  1. Особенности иннервации наружного и среднего уха, оказывающие рефлекторное влияние на организм.

  2. Топографические особенности лицевого нерва и их значение для отогенных парезов и параличей.

  3. Анатомические особенности строения улитки.

  4. Особенности крово- и лимфообращения наружного, среднего и внутреннего уха, которые могут иметь значение для распространения воспалительных процессов.

  5. Анатомические особенности уха, способствующие развитию отогенных внутричерепных осложнений при гнойных воспалительных заболеваниях и травмах уха.

  6. Функциональные отделы слухового анализатора.

  7. Механизм звукопроведения. Значение барабанной перепонки, системы слуховых косточек, мышц среднего уха, окон лабиринта, лабиринтных жидкостей и мембран улитки, проходимости слуховой трубы.

  8. Рецепторный аппарат, проводящие пути и центры слухового анализатора.

  9. Исследование слуховой функции.

При освоении исследования слуховой функции нужно обратить внимание на речевой, камертональный и аудиометрический методы. Следует иметь в в виду возможность использования для камертональной акуметрии двух камертонов, необходимость соблюдения приемов исследования слуха и правил составления слухового паспорта.
Правое ухо Левое ухо

Ш

Ш



Кр (с трещеткой) С 128 (норма...с) С42048(норма...с) Кс128 (норма...с)

Вывод:


  1. тест. Субъективный шум в ушах (СШ) оценивается пот трем степеням. Первая степень (+) - ощущение шума выявляется лишь при активном опросе, вторая степень (++) - жалобы на шум в ушах предъявляются наряду с другими жалобами, третья степень (+++) - ощущение шума в ушах является ведущей жалобой больного.

  2. тест. Результаты исследования шепотной речью (Ш) записываются в метрах в виде дроби, причем в числителе отмечается острота слуха на дискантовые звуки, в знаменателе - на басовые.

  3. тест. Разговорная речь (Р) исследуется по тем же принципам.

  4. тест. Исследование слуха на восприятие крика (КР) с заглушением другого уха трещеткой Барани.

5. тест. Длительность звучания (в секундах) басового камертона С 128 через воздух.

  1. тест. Длительность звучания (в секундах) дискантового камертона С 2048 через воздух.

  2. тест. Длительность звучания (в секундах) дискантового камертона С 2048 через воздух.


Распределение времени:

  1. Выявление отсутствующих - 5 минут.

  2. Контроль готовности к занятию (традиционный или программированный). Разбор темы с помощью муляжей и рисунков - 30 минут.

  3. Упражнение в освоении методов осмотра барабанной перепонки и проходимости слуховой трубы. Составление слухового паспорта - 45 минут.

  4. Резюме преподавателя проведенного занятия и задание на следующее занятие - 10 минут.

Оборудование занятия:

Костные препараты: распилы височной кости, ушной лабиринт, слуховые косточки.

Муляжи уха, стенок барабанной полости, лабиринта.

Таблицы: три отдела уха, продольные разрезы уха, система воздухоносных полостей, продольный разрез улитки, костный и перепончатый лабиринты, теории слуха Гельмгольца в графическом изображении, проводящие пути слухового анализатора, таблица слухового паспорта, аудиограммы.


План изучения темы:
1.Строение наружного уха.

2.Строение барабанной перепонки.

3.Анатомия среднего уха (барабанной полости, сосцевидного отостка

слуховой трубы).

4.Стоение улитки и рецепторного аппарата слухового анализатора.

5.Проводящие пути и центры слухового анализатора.

6.Физиология слухового анализатора: адекватный раздражитель, зву-

копроведение и звуковосприятие.

7.Исследование уха (наружный осмотр и пальпация, отоскопия, опре-

деление проходимости слуховых труб, подвижности барабанной пе-

репонки, рентгенография височных костей).

8.Методы исследования слуховой функции (определение остроты слу-

ха речью, камертонами, аудиометрия).
Вопросы к занятию:


  1. Части среднего уха.

  2. Части барабанной перепонки.

  3. Типы строения сосцевидного отростка.

  1. Назовите стенки барабанной полости.

  2. Назовите слуховые косточки и мышцы барабанной полости.

  3. Опознавательные пункты барабанной полости.

  4. Анатомические особенности строения среднего уха у детей.

  5. Роль слуховой трубы.

  6. Теория слуха Гельмгольца.

  7. Теория слуха Бекеши.



Указания к руководству самостоятельной работы студентов:

Преподаватель проводит проверку подготовки студентов к занятию с помощью программированного тестового контроля. Затем разбирается тема занятия по муляжам и рисункам. Проводится демонстрация отоскопии, продувания слуховых труб по Палитцеру. Исследование проходимости с помощью ушного монометра и подвижности барабанной перепонки с помощью воронки Зигли. Студенты осваивают указанные методики друг на друге.



Минимум латинских терминов, которые должен знать студент

к занятию:

  1. Барабанная перепонка - membrane tympani.

  2. Натянутая часть барабанной перепонки – pars tensa m. tympani.

  3. Расслабленная часть барабанной перепонки - pars flaccida m. tympani.

  4. Барабанная полость - cavum tympani.

  5. Пещера сосцевидного отростка - antrum mastoideum.

  6. Сосцевидный отросток - processus mastoideus.

  7. Осмотр уха - otoscopia.

Контроль усвоения материала

Задание

Эталон

1.Из каких отделов состоит улит-

ка


Костный и перепончатый лаби-

ринт, лестницы преддверия и бара

банная, модиолюс, основная и Рей

снерова мембраны, Кортиев орган



2.Назовите основные теории

слуха


Резонансная теория Гельмгольца,

гидродинамическая теорияБекеши



3.В чем заключается опыт Вебера

Камертон С128 ставят на середину

темени и спрашивают каким ухом

пациент слышит звук.Это опыт ис

следования латерализации звука



4.В чем суть опыта Ринне

Опыт позволяет сравнить воздуш-

ную и костную проводимости.Зву

чащий камертон С128 ставят на сос

цевидный отросток, а затем подно

сят к наружному слуховому про-

ходу. Результат бывает положи-

тельным и отрицательным


5.В чем смысл опыта Швабаха

Сравнивает костную проводи-

мость врача и больного. Результат

бывает укороченным и удлинен-

ным


6.Что такое тональная аудтомет-

рия


Исследование слуха количествен-

ное и качественное с помощью ге-

нератора звуков определенной час

тоты и громкости (аудиометра)



7.О каком типе тугоухости можно

думать при отрицательном опыте

Ринне, латерализации звука камер

тона в хуже слышащее ухо при

опыте Вебера, удлиненном опыте

Швабаха


Нарушение звукопроведения

8.На пороговой тональной аудио-

грамме получено снижение воз-

душной и костной проводимости

с преобладанием нарушений на

высокие частоты. О какой форме

тугоухости говорят данные иссле-

дования


О поражении звуковосприятия



Литература.

Основная:

1.Пальчун В.Т., Магомедов М.М., ЛучихинЛ.А. Оториноларингология.

М.: ГОЭТАР-Медиа, 2013;

2.Пальчун В.Т., Лучихин Л.А, Магомедов М.М. Практическая оторино-

Ларингология. М.: ООО «МИА»,2006;

3.БогомильскийМ.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология.

М.: ГОЭТАР-Медиа, 2008.

Дополнительная:

4.Солдатов И.Б. Руководство по оториноларингологии. М: Медицина, 1996.

5.Муратов Н.И., Сергеев М.М. Эндоскопия ЛОР органов.Методы иссле

дования слухового и вестибулярного анализаторов. Методические ре

комендации. Краснодар,1989.

Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия »

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Гаджимирзаев Г.А. (подпись)
«___»_____________20____г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АНАЛИЗАТОРА

Факультет Лечебно - профилактический

Курс IV

Автор (ы):



1. Гаджимирзаева Р.Г.

2. Гамзатова Э.Г.



Цель: Изучение клинической анатомии и физиологии

вестибулярного анализатора. Ознакомить студентов с методами исследования вестибулярного анализатора. Составить вестибулярный паспорт.



Время: 2 академических часа (90 мин).

Мотивация темы занятия.

Вестибулярный анализатор – орган равновесия, который обеспечивает

равновесие тела, координацию и анализ движений в пространстве. Зна-

ние клинической анатомии и физиологии анализатора позволяет понять механизм возникновения комплекса симптомов(головокружение

тошнота, рвота, спонтанный нистагм, расстройство равновесия и др.)

при его поражении.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка