Правительство санкт-петербурга комитет по образованию




Скачати 16.43 Mb.
Сторінка1/81
Дата конвертації17.04.2016
Розмір16.43 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТА


решением Совета ГСКОУ школы № 13

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от «_____»_______20___ года № ___

Председатель Совета _______________

УТВЕРЖДЕН

приказом от «_____»_______20___ года № ___



Директор_________Д.В.Бухаров


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Санкт-Петербург

2011 год

ОГЛАВЛЕНИЕ







Стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6

РАЗДЕЛ 1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

12

Глава 1. Общие положения

12




1.1. Сведения об участниках образовательного процесса

12




1.2. Приоритетные направления деятельности ОДОД по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

19




1.3. Цели и задачи деятельности ОДОД по реализации основной образовательной программы

19




1.4. Особенности осуществления образовательного процесса

20

Глава 2. Содержание образовательного процесса

22




2.1. Организация режима пребывания детей в ОДОД


22




2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

29




2.3. Программно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса

56




2.4. Формы психолого-педагогической работы по реализации образовательных областей Программы

70




    1. 2.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

72




2.6. Содержание коррекционной работы с детьми имеющими нарушения в развитии речи

99




2.7. Содержание коррекционной работы в группах для детей с задержкой психического развития

109

Глава 3. Принципы организации воспитательно-образовательного процесса

134




3.1. Организация воспитательно-образовательного процесса

134




3.2. Содержание коррекционной работы

142

Глава 4. Условия реализации образовательной программы ОДОД

155




4.1. Создание предметно-развивающей среды

155




4.2. Взаимодействие ОДОД с семьей

159




4.3. Преемственность в работе ОДОД и школы

164

Глава 5. Дополнительное образование детей в ОДОД

166

РАЗДЕЛ 2. НАЧАЛЬНОЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

170

Глава 1. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования

170




1.1. Портрет выпускника начальной школы

170




1.2. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

170




1.3. Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

173




1.4. Содержание духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

175




1.5. Совместная деятельность Образовательного учреждения, семьи, общественности по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся

178




1.6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

178




1.7. План реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования

180

Глава 2. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

183




2.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

183




2.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

185




2.3. Принципы и особенности содержания воспитания и социализации обучающихся

186




2.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся

187




2.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

190




2.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместная деятельность Образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами

195




2.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся

196




2.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

198




2.9. Деятельность Образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровье сберегающего образования обучающихся

200




2.10. Планирование результатов воспитания и социализации обучающихся

202




2.11. Мониторинг эффективности реализации Образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

205




2.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

206

Глава 3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательного программы на ступенях начального и основного общего образования

209




3.1. Начальное общее образование

209




3.2. Начальное общее образование для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

240




3.3. Основное общее образование

243

Глава 4. Учебные планы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (V-VIII видов)

313




4.1. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (V вид)

313




4.2. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)

319




4.3. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)

330




4.4. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид 1 вариант)

337




4.5. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид 2 вариант)

345





4.6. Учебно-методический комплекс

354

Глава 5. Программа формирования универсальных учебных действий на ступенях начального и основного общего образования

392




5.1. Начальное общее образование

392




5.2. Основное общее образование

404

Глава 6. Перечни реализуемых программ учебных предметов и курсов, программ дополнительного образования, воспитательных и прочих программ

419




6.1. Программы учебных предметов и курсов общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (V вид)

419




6.2. Программы учебных предметов и курсов общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)

423




6.3. Программы учебных предметов и курсов общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид 1 вариант)

427




6.4. Программы учебных предметов и курсов общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид 2 вариант)

442




6.5. Программы учебных предметов и курсов общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (V вид)

459




6.6. Программы учебных предметов и курсов общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)

470




6.7. Программы дополнительного образования

479




6.8. Воспитательные программы

482




6.9. Прочие программы и курсы

483

Глава 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

485




7.1. Основные положения

485




7.2. Направления реализации программы

486




7.3. План реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

491

Глава 8. Программа коррекционной работы

494

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ

494




8.1. Общие положения программы психолого-педагогического сопровождения и коррекции

494




8.2. Требования к условиям реализации программы психолого-педагогического сопровождения и коррекции

502




8.3. Программа психолого-педагогического сопровождения и коррекции для обучающихся младшей возрастной группы

507




8.4. Программа психолого-педагогического сопровождения и коррекции для обучающихся средней возрастной группы

515

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ

523




8.5. Общие положения программы логопедического сопровождения и коррекции

523




8.6. Коррекция общего недоразвития речи

524




8.7. Коррекция дисграфии

526




8.8. Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников

527




8.9. Коррекция дизорфографии у детей среднего и старшего школьного возраста

529




8.10. Учебно-методический комплекс, используемый для реализации программы логопедического сопровождения и коррекции

531

ПЕДАГОГИЧЕКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ

535




8.11. Коррекция и развитие познавательной деятельности

536




8.12. Профилактика трудностей в обучении и устранение пробелов в знаниях

538

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

539




8.13. Программа по лечебной физической культуре для младших школьников

540




8.14. Программа по лечебной физической культуре для обучающихся среднего школьного возраста

546

Глава 9. Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы

553




9.1. Начальное общее образование

553




9.2. Основное общее образование

561

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

574

Глава 1. Программа содержания, воспитания и социальной адаптации воспитанников детского дома

574




    1. Обоснование Программы

575




    1. Режим дня

576




    1. Целевые установки и функции Программы

578




    1. Содержание воспитательной работы

580




    1. Основные методы педагогического воздействия

583




    1. Школьная социальная воспитывающая среда

584




    1. Взаимоотношения воспитателей и воспитанников

586




    1. Традиции детского дома

587




    1. Трудовое воспитание

587




    1. Воспитательные комплексы

588




    1. Психо-физическое здоровье воспитанников

588




    1. Модель выпускника

590




    1. Подпрограммы

593

Глава 2. Программа социального сопровождения выпускников детского дома

617




2.1. Общие положения программы

617




2.2. Социально-педагогическая диагностика

620




2.3. Социально-педагогическое консультирование

620




2.4. Социально-профилактическая работа

621




2.5. Социальное воспитание

621




2.6. Защита прав и интересов выпускников

621




2.7. Ожидаемый результат

621


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 13 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – Образовательное учреждение) разработана в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга и уставом Образовательного учреждения.
Нормативно-правовой и документальной основой Образовательной программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобранауки России 06.10.2009 № 371;

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрауки России 23.11.2009 № 655;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобранауки России 17.12.2010 № 1897;

  • Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрауки России 20.07.2011 № 2151;

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 188, (в ред. постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216);

  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 676, (в ред. постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 № 1203, от 28.08.1997 № 1117, от 30.03.1998 № 366, от 23.12.2002 № 919);

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;

  • СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91;

  • СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 № 13;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо Министерства образования РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Письмо Министерства образования РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

  • Письмо Министерства образования РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»;

  • Письмо Министерства образования РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Концепции УМК «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение»;

  • Примерная образовательная программа начального общего образования;

  • Примерные программы основного общего образования;

  • Примерные программы среднего (полного) общего образования;

  • Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОУ;

  • Районная программа воспитательной работы на 2011-2015 годы;

  • Устав Образовательного учреждения.



Краткая характеристика Образовательного учреждения
Полное наименование Образовательного учреждения: государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 13 Приморского района Санкт-Петербурга.

Образовательное учреждение расположено по адресам: 197343, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 30, лит. А, Ланское ш., д. 41, лит. А.

Образовательное учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной

деятельности от 09.06.2011 рег. № 468, № 78 000769, лицензию на осуществление медицинской деятельности от 08.09.2011 № ФС 78-01-002286, серия ФС-1 № 0126389.

Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация образовательных программ дошкольного, начального и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья V-VIII видов, программ дополнительного образования научно-технической, социально-педагогической и художественно-эстетической направленностей, программы содержания, воспитания и социальной адаптации воспитанников, программы социального сопровождения выпускников детского дома.

В Образовательном учреждении функционируют структурные подразделения: детский дом и отделение дошкольного образования детей.

Проектная мощность Образовательного учреждения:

- школа: начальная школа – 6 классов, основная школа – 12 классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья V-VIII видов в возрасте 7-18 лет наполняемостью 5-12 человек;

- детский дом – 5 групп для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья V-VIII видов в возрасте 7-18 лет наполняемостью 5-12 человек;

- отделение дошкольного образования детей – 6 групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, легкой и умеренной умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложным дефектом в возрасте 4-7 лет, наполняемостью 5-12 человек.

Реализация Образовательной программы осуществляется педагогическими работниками Образовательного учреждения, уровень образования и квалификации которых соответствует требованиям тарифно-квалификационных характеристик педагогических работников по соответствующим должностям.

Материально-техническая оснащенность образовательного процесса Образовательного учреждения, набор помещений, оснащение мебелью и оборудованием, в т.ч. техническими средствами обучения и компьютерной техникой, классов и кабинетов, компьютерного класса, столовой, спортивного зала, зала ЛФК, медицинского блока, массажного кабинета, актового зала, библиотеки обеспечивает проведение образовательной деятельности. Учебной и учебно-методической литературой Образовательное учреждение укомплектовано с учетом реализуемых образовательных программ на 100%.

Образовательная программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, с привлечением органа самоуправления – Совета учреждения, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Образовательная программа соответствует федеральным государственным требованиям к структуре и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиям к структуре основной образовательной программы начального общего образования, требованиям к программам основного общего образования. Образовательная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, программ основного общего образования, программы дошкольного образования, нормативно-правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регламентирующих реализацию законов и подзаконных актов в части обеспечения доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также содержания, воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального сопровождения выпускников детского дома, и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступенях дошкольного начального, основного и среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником на каждой ступени образования целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения Образовательной программы отнесены:

- на ступени начального общего образования:



  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

- на ступени основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

  • предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.



Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В основе реализации Образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Образовательная программа формируется с учетом особенностей ступеней общего образования:

- НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик Образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
- ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:


  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося; направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:



  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

  • обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

  • изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.



Содержание образовательной программы отделения дошкольного образования детей соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач:

  • принцип научной обоснованности и практической применимости;

  • критерии полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей,   в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

      Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Содержание образовательной деятельности детского дома основано на реализации программ содержания, воспитания и социальной адаптации воспитанников детского дома и программы социального сопровождения выпускников детского дома.

Реализуемые в детском доме программы разработаны с учетом возрастных, психологических и медицинских особенностей развития воспитанников детского дома.

Важнейшей составляющей воспитательного процесса в детском доме является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной взрослой жизни. От качества этой работы зависит успешность вхождения выпускника детского дома в общество, включение его в социальную жизнь как равноправного участника и партнера.

         Правильно ориентировать воспитанника в окружающем его мире, помочь ему выстроить свою жизненную модель, обеспечить необходимую нравственную и эмоциональную поддержку – главная задача образовательной деятельности детского дома. Воспитательная работа в детском доме направлена на создание  системы социального становления личности ребенка, подростка, юноши и девушки и обеспечение качественного социального образования и воспитания детей и подростков. 



   Целью воспитательно-образовательной работы детского дома является создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность воспитанников к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.

Задачи образовательной деятельности в детском доме:

  • максимальное развитие духовных и интеллектуальных способностей воспитанников, через реализацию цикла воспитательских занятий и программ дополнительного образования;

  • актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет включения их в специально организованную деятельность по получению знаний о себе, о мире профессионального труда;

  • медико-психологическая коррекция проблем в развитии личности воспитанника на основе индивидуального подхода и диагностики возможностей;

  • профилактика безнадзорности и правонарушений среди воспитанников. Коррекция отклоняющегося поведения в процессе целенаправленного педагогического воздействия и оказание помощи в адаптации к жизни в детском доме;

  • социально-правовая защита воспитанников;

  • создание условий для социальной адаптации детей-сирот путем формирования активной социально-значимой позиции, используя ресурсы интеграционного социально-образовательного пространства;

  • совершенствование  профессионального мастерства педагогов с целью повышения эффективности результатов работы в детском доме

Воспитательная работа в группах детского дома реализуется по следующим направлениям: личностное развитие, основы социализации; охрана здоровья, физическое развитие; профессиональное самоопределение и трудовое воспитание; основы гражданского самосознания; эстетическое воспитание.
Образовательная программа содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;

  2. РАЗДЕЛ 1. «Дошкольное образование», в котором представлены программы, реализуемые в отделении дошкольного образования детей;

  3. РАЗДЕЛ 3. «Начальное и основное общее образование», в котором представлены программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования, программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися Образовательной программы, учебные планы, программа формирования универсальных учебных действий, перечни реализуемых общеобразовательных программ, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы, система оценки достижений обучающихся;

  4. РАЗДЕЛ 3. «Программа содержания, воспитания и социальной адаптации воспитанников детского дома» и «Программа социального сопровождения выпускников детского дома».

Образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися;

  • выявление и развитие способностей обучающихся через систему кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию творческих и спортивных соревнований;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

Образовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Образовательном учреждении;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации Образовательной программы, установленными законодательством Российской Федерации и уставом Образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми Образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними и Образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения Образовательной программы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка