Приказ № от 20 г. Рабочая программа педагога винниковой Юлии Александровны




Сторінка1/3
Дата конвертації25.04.2016
Розмір0.5 Mb.
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №6

г. Невинномысска Ставропольского края


«Согласовано»

Зав. кафедрой

________________ С.И. Рабаданова
Протокол № ____

от «___» августа 20 г.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________________ Е.А. Котлярова
«_____» ___________________ 20 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Лицей №6

_________________М. В. Агаркова
Приказ №______

от «____» _____________ 20 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Винниковой Юлии Александровны

Высшая квалификационная категория

по учебному курсу «Биология»

11 класс

Базовый уровень


Рассмотрено на заседании

научно-методического совета МБОУ Лицей №6

протокол № _____ от «____» ____________ 20 г.


г. Невинномысск

20___- 20____учебный год
Календарно- тематическое планирование

« Курса общая биология».

11 а и в класс.


Дата


Разделы, тема.

Л/р - Лабораторные работы.

Региональный компонент.


Кол-во

часов


Основное содержание урока

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

Домашнее задание

I

1


Повторение –Биология как наука и ее прикладное значение.

Определение видов растений и животных на территории Ставропольского края.

5
1

Биология как наука и ее прикладное значение. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение. Роль биологических знаний в формировании современной естественно научной картины мира. Объект изучения биологии- биологические системы. Общие признаки биологических систем. Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы. Методы биологических исследований. Определение видов растений и животных.

Обобщать и систематизировать знанияпо темам «Биология как наука и ее прикладное значение.

Общие биологические явления и методы их исследования.» делать выводы.



Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.



Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Подготовка к входной контрольной.РешениеКИМов

2

Повторение -Особенности биосферного уровня организации жизни.

Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы в Ставропольском крае.

1

Учение о биосфере. Понятие о биосфер. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере

Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни( А.И. Опарина и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

Среды жизни на земле. Экологические факторы и их значение.

Обобщать и систематизировать знанияпо теме «Особенности биосферного уровня организации жизни» делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.



Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Подготовка к входной контрольной.РешениеКИМов

3



Повторение биогеоценотического уровней организации жизни.

Законы природопользования в Ставропольском крае

1

Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема. Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема». Понятия «экотоп», «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза(экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит-хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организации в биогеоценозе. Трофические уровни. Типы пищевых цепей Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.



Обобщать и систематизировать знанияпо теме «Особенности биогеоценотического уровня организации жизни» делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.



Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Подготовка к входной контрольной.РешениеКИМов

4

Повторение популяционно-видового уровней организации жизни.

Проблема сохранения биологического разнообразия на территории Ставропольского края.

1

Вид и видообразование. Вид, его характеристика. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследование С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образование видов. Учение об эволюции и его значение. Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Микро и макроэволюция. Доказательства эволюции живой природы. Элементарные факторы эволюции. Движущие факторы эволюции. Естественный отбор-главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Происхождение и этапы эволюции человечества.

Обобщать и систематизировать знанияпо темам «Вид и видообразование.Учение об эволюции и его значение.» делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.



Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Темы обсуждения в классной тетради

Подготовка к входному контролю.

5

Входной контроль за курс 10 класса

1

Тестирование. Работа по КИМам

Обобщать и систематизировать знанияза курс 10 класса делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

Высказывать своё мнение по проблемнымвопросам.



Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Решение КИМов

6


Раздел I

Организменный уровень организации жизни».-

Тема программы -«Живой организм как биологическая система» -

Тема урока-

Организм как биосистема



31 ч.

7 ч.

1

Живой организм как биологическая система.

Понятие «Организм». «орган» органоиды». Одноклеточные и многоклеточные организмы.Ткани, органы, системы, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз.



самостоятельная работа с текстом учебника.

Объяснятьпонятия об организме, органе, органоиде.

Анализироватьтаблицы по общей биологии, иллюстрирующие объекты живой природы из различных систематических групп.

§1-§2 с. 6-8.

7



Организм как открытая биосистема

1

Организм как открытая биосистема. Типы метаболизма .Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапрофиты, паразиты ,хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы).Роль питания в обмене веществ.

Фронтальные:

с использованием интернет – ресурсов, ЦОРы



Объяснять понятия «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм»;

характеризовать организм как открытую биосистему.



§2 с.8-10

8


Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов

1

Свойства одноклеточных организмов. Способы добывания пищи.

Передвижение одноклеточных организмов. Поведение одноклеточных организмов



Систематизировать и обобщить знания о свойствах одноклеточных организмов.

Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

§2 с.10-14. §3 с.14-16.

Подг. проекты



9

Многообразие одноклеточных эукариот.

Представители одноклеточных организмов в крае.


1

Растительные одноклеточные организмы. Эволюционная роль водорослей.

Животные одноклеточные организмы. Болезнетворные простейшие. Значение простейших. Микробиология на службе человека.



Проектная деятельность (составление презентации по теме урока).

Объяснять:Эволюционную роль одноклеточных организмов, их значение.


С.144-148.

С.148-154



10


Свойства многоклеточных организмов


1

Особенности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи животными: гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы).Система переработки пищи у животных.


самостоятельная работа с текстом учебника.

Объяснятьпонятия «симбионты», «эндобионты», систематизировать знания об обмене веществ и превращении энергии в организме.

Описывать по таблицам«Фотосинтез», «Синтез белка», «Типы питания», «Обмен веществ и превращение энергии»

§3 с.14-17, записи в тетради выучить.

11

Лабораторная работа №1 Свойства живых организмов»

1

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.Гомеостаз.


Парные: Л.р.- самостоятельная исследовательская

деятельность с применением интернет – ресурсов.Называть:Особенности многоклеточных организмов, способы добывания пищи животными, способы передвижения живых организмов.

Использовать л/р для доказательства выдвигаемых предположений о целостности многоклеточного организма

§3 с.14-17, записи в тетради выучить.

12

Транспорт веществ в живом организме

1

Транспорт веществ в живом организме.

Компоненты транспортной системы у животных: сердце, сосуды, капилляры. Компоненты транспортной системы у животных: тканевая жидкость, кровь, плазма, лимфа, лимфатическая транспортная система.



самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.

Называть:Компоненты транспортной системы у животных: сердце, сосуды, капилляры, внутренняя среда организма.

Описывать:Транспорт веществ у позвоночных и беспозвоночных животных.,

§3 с.14-17, записи в тетради выучить

13


Другие системы органов многоклеточного организма

1

Системы органов многоклеточного организма: кровеносная система, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная система, выделительная система, эндокринная система, половая система, нервная система. Системы органов растительного организма: корневая, побеговая

Характеризовать:Строение и функции систем органов животных и растений, целостность многоклеточного организмов и обеспечение их жизнедеятельности.

Распознавать и описывать по таблицам основные органы систем.

Называть особенности строения органов, зависимость от выполняемой функции.

Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами. Терминологический диктант.

§3 с.17-21, записи в тетради выучить

14


Регуляция процессов жизнедеятельности организмов у растений

1

Системы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция

Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию. Распознавать и описывать по таблицам основные органы систем.

§3 записи в тетради выучитьповторить §1-§3

15

Тема программы-«Размножение и развитие организмов».-

Тема урока-

Размножение организмов




4 ч.
1

Формы размножение организмов- бесполое: деление клетки на двое, множественное деление, размножение спорами, вегетативное размножение. Половое . пол и половые признаки организма

Называть особенности и формы бесполого размножения. Суть полового размножения.

Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами.


§4

16

Оплодотворение и его значение.

Центы искусственного оплодотворения организмов в Ставропольском крае.

1

Оплодотворение и его значение. Типы оплодотворения -наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Искусственное оплодотворение. Жизненные циклы и чередование поколений


Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами.

Выделять особенности развития системы размножения животных(эволюционный ряд).

Доказывать,эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения.

 



§5

17

Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез.

Причины нарушения развития организмов в крае и г. Невинномысске.

1

Понятие об онтогенезе. Эмбриогенез. Эмбриональный (зародышевый) период. Три основных этапа: дробление, гаструляция и дифференциация или морфогенез или формообразование. Понятие бластомер, бластоцель, целом, нейруляция, нейрула. Зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма. Закономерности эмбрионального развития. Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя. Никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя. Никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. В крае и г. Невинномысске.

Объяснять:Закономерности эмбрионального развития. Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя. Никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Давать определение понятиям

оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез, Понятие об онтогенезе. Эмбриогенез. Эмбриональный (зародышевый) период. Три основных этапа: дробление, гаструляция и дифференциация или морфогенез. Понятие бластомер, бластоцель, целом, нейруляция, нейрула. Зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма

Называть:

>начало и окончание эмбрионального развития;




§6

18

Рост и развитие организма.

Влияние внешней среды края и города Невинномысска на развитие организма.

1

Первые представления о росте и развитие. Понятие преформизм, эпигенез (К.М. Бэр). Рост и развитие с позиции современной биологии.

Постэмбриональный (послезародышевый) период: прямое и непрямое.(развитие с превращением или метаморфоз). Стадии взрослого организма: генеративная стадия и стадия старения.

Процессы роста и развития животного организма . Процессы роста и развития растительного. организма. Влияние внешней среды на развитие организма.


Называть:

>начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития.



Характеризовать:>сущность >роста организма.).

Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфозма у членистоногих, позвоночных(жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

"Объяснять,чем развитие отличается от роста. Проводить самостоятельныйпоискбиологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочникахдля выполнения заданий

Решение тестов (тренировочные)


§4-§6 повторить

19

Тема программы -«Основные закономерности наследования признаков».-

Тема урока-

Из истории развития генетики.





10 ч.

1


Первые представления о передаче наследственных свойств .Понятие геммулы. Ч. Дарвина понятие «Генетика», «Гибрид», «наследственность» «Изменчивость». Теория пангенезиса.

Правила ведения генетических исследований .Материальные основы наследственности.

Грегор Мендель- основоположник учения о наследственности. Понятие –дискретная единица , «Ген». Закон наследования. Особенности гибридологического метода или метод скрещивания.


Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.

Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

>причины наследственности и изменчивости;

>роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

 


§7

20

Генетические закономерности , открытые Г.Менделем

1

Моногибридное скрещивание..закон доминирования. Закон ращепления. Понятия «Доминантный, рецессивный, аллель, гомозигота, гетерозигота. генотип, фенотип и др». Правило чистоты гамет(Бэтс)

Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать:

> механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;

> механизм неполного доминирования.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять:

>схему моногибридного скрещивания;

>схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять:

>по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.Решение задач.



§9

Задачи в рабочей тетради.



21

Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании

1

Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание(возвратное).

Закон независимого наследования. Полигибридное скрещивание



Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного, полигибридного, анализирующего скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: >содержание определений основных понятий; >схему дигибридного и полигибридного, анализирующего скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

§10 с. 45-48 Задачи в рабочей тетради

22

Наследование при взаимодействии генов.

1

Понятия «аллельные и неаллельные гены». Наследование при взаимодействии генов.

Типы взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, множественный аллелизм.



Называтьпонятия:Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип

Объяснять:Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).

Качественные и количественные признаки.

Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие.

Влияние количества генов на проявление признаков. Распознавать: Процессы

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Давать определения терминам. Приводить примеры:

>аллельного взаимодействия генов;

>неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.


§10 с.48-52. Задачи в рабочей тетради

23

Отработка знаний

Наследование при взаимодействии генов.



1

Типы взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз. полимерия, плейотропия. Действие генов-модификаторов

Решение тестов на :Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия.


§10 повт.Задачи в рабочей тетради


24

Генетика пола и наследование сцепленное с полом

1

Механизм определения пола. Понятия «Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол». Наследование признаков сцепленных с полом.

Отклонение от статистических закономерностей. Закон Моргана. Сцепленное наследование. Группа сцепления. Понятие «Кроссинговер». Явление кроссинговера. Понятие «Хиазм». Хромосомная теория наследственности. Современные представления о генотипе, фенотипе и геноме. Понятия- феном ,норма реакции, генотипическая среда ,генофонд



Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Объяснять понятия:

Гомологичные хромосомы Локус гена Перекрест Конъюгация Сцепленные гены

Факты

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т. Моргана.

Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости.



Процессы Сцепленное наследование.

Закономерности Закон Т.Моргана.

Объяснять: основные понятия

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы Факты

Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека.

Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Процессы

Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.



Закономерности Закон сцепленного наследования.

Давать определение термину

аутосомы. Называть:

>типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.



Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять:

>причину соотношения полов 1:1;

> причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать генетические задачи.


§12 Задачи в рабочей тетради. презентации : генные болезни, хромосомные болезни.

25

Наследственные болезни человека

1

Особенности генетики человека. Кариотип. Мультифакторные заболевания. Генные болезни. Хромосомные болезни. Понятия: «анеуплоидия, хромосомные аберрации, моносамия, пилисомия, нулллисомия, трисомия». Наследственные болезни сцепленных с полом: гемофилия, дальтонизм, синдактилия. Роль аутосомных хромосом.

Мультифакторные заболевания. Профилактика наследственных заболеваний



проектная деятельность (составление и защита презентации по теме урока).

Давать определение термину

аутосомы. Называть:

>типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.



Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять:

>причину соотношения полов 1:1;

> причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать генетические задачи.


§13 с. 59-62. презентация по теме: «Среда обитания как фактор здоровьяСоциальные факторы здоровья. Образ жизни».

26

Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье.

Образ жизни в крае и городе.

1

Предмет и задачи медицинской генетики. Наследственная предрасположенность. Наука «Этика». Биоэтический кодекс. Наука «Биоэтика». Этические принципы медицинской генетики. Декларация о геноме человека. Здоровье человека: физическое и психическое, репродуктивное. Генотип как фактор здоровья. Среда обитания как фактор здоровья. Социальные факторы здоровья. Образ жизни.

Среда обитания как фактор здоровья в г. Невинномысске. Социальные факторы здоровья. Образ жизни в крае и городе.

самостоятельная работа- составление опорных схем по тексту учебника.

проектная деятельность (составление и защита презентации по теме урока).


§14проекты доработать.

27

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка